Научная статья на тему 'Имидж персонала правоохранительных органов в интернет-пространстве'

Имидж персонала правоохранительных органов в интернет-пространстве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
604
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Парадигма
Область наук
Ключевые слова
ИМИДЖ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ / ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ И ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ КОММЕНТАРИИ ГРАЖДАН / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ОКРАСКА МАТЕРИАЛОВ / IMAGE OF EMPLOYEES OF INTERNAL AFFAIRS BODIES / PUBLIC OPINION / NEGATIVE AND POSITIVE COMMENTS OF CITIZENS / EMOTIONAL COLORING OF MATERIALS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Евсеева О.А., Андрющенко О. В.

В статье рассматривается формирование имиджа сотрудников полиции в сети Интернет. Исследуется отношение граждан к сотрудникам органов внутренних дел на каналах YouTube, а также анализируются поисковые запросы в Yandex.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Евсеева О.А., Андрющенко О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ru и Google.The article discusses the formation of the image of police officers on the Internet. The attitude of citizens to employees of internal affairs bodies on YouTube channels is examined, and search queries in Yandex.ru and Google are analyzed.

Текст научной работы на тему «Имидж персонала правоохранительных органов в интернет-пространстве»

2019, №3 '' www.paradigma.science

УДК 17.022.1:351.74:004.738.5

Евсеева О.А., Андрющенко О. В.

Имидж персонала правоохранительных органов в Интернет-пространстве

Андрющенко О. В.

кандидат социологических наук, доцент кафедры управления персоналом Поволжского института управления - филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, город Саратов, Россия Евсеева О. А.

студент Поволжского института управления - филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, город Саратов, Россия

Image of law enforcement personnel on the Internet

Аннотация. В статье рассматривается формирование имиджа сотрудников полиции в сети Интернет. Исследуется отношение граждан к сотрудникам органов внутренних дел на каналах YouTube, а также анализируются поисковые запросы в Yandex.ru и Google.

Ключевые слова: Имидж сотрудников органов внутренних дел, общественное мнение, отрицательные и положительные комментарии граждан, эмоциональная окраска материалов.

Abstract. The article discusses the formation of the image of police officers on the Internet. The attitude of citizens to employees of internal affairs bodies on YouTube channels is examined, and search queries in Yandex.ru and Google are analyzed.

Keywords: Image of employees of internal affairs bodies, public opinion, negative and positive comments of citizens, emotional coloring of materials.

В современном мире для каждого человека вопрос о формировании положительного имиджа в своей профессиональной деятельности является весьма актуальным. На сегодняшний день российское государство и общество выдвигают определенные требования к формированию позитивного имиджа сотрудников полиции. Следовательно, возникает потребность в более глубоком изучении и создании нового образа и имиджа современного сотрудника полиции. Актуальность данной темы также заключается в том, что оценка общественного мнения напрямую влияет на эффективность деятельности сотрудников правоохранительных органов, в том числе и на формирование их имиджа, что в результате может привести к укреплению авторитета, повышению доверия граждан, а также к изменению имиджа данной организации в положительную сторону.

Наумов С.Ю. утверждает, что «имидж персонала представляет собой собирательный, комплексный образ персонала, раскрывающий наиболее характерные и типичные черты сотрудников», а «социальный имидж -это представления внешних групп общественности о миссии организации и ее роли в экономической, социальной и культурной жизни общества» [1, с. 88].

Как отмечает Передня Д.Г., «имидж полиции - образ общественного сознания, с помощью метода ассоциаций наделяющий полицию дополнительными свойствами, которые не всегда имеют основания в реальных свойствах полиции, но обладают социальной значимостью для индивидов, переносящих такой образ на сотрудников полиции» [2, с. 142]. Имидж сотрудников полиции в основном формируется в результате представлений общества, основанных на том, какую роль выполняют сотрудники органов внутренних дел в общественной жизни граждан и каким образом они исполняют свои трудовые обязанности по отношению к населению.

На образ сотрудников органов внутренних дел большое влияние оказывают устойчивые стереотипы, как сформированные за определенный период времени представления о деятельности сотрудников ведомства. Информация, необходимая для создания таких представлений может поступать по различным каналам, но ключевым из них являются средства массовой информации, в том числе сеть Интернет [3, с. 19].

Социальные сети в настоящее время играют важную роль в жизни каждого современного гражданина, а также они способны сформировать как позитивный, так и негативный образ человека или целой организации. Имидж сотрудника полиции связан с образом подлинного стража порядка, представлениями о его высоком уровне интеллекта, справедливости, физической выносливости, храбрости и силе духа. Однако, глобальная сеть Интернет предоставляет гражданам факты, которые компрометируют органы внутренних дел в целом. В связи с представлениями общества о том, каким должен быть «настоящий полицейский: умный, сильный, честный и т.д.», граждане обращают более пристальное внимание на поведение данных сотрудников, нежели обычных граждан. Следовательно, в глазах общественности это вызывает отрицательный отклик и негативно влияет на формирование имиджа всех сотрудников органов внутренних дел. Безусловно, ответственность с самих сотрудников, совершающих аморальные поступки, не снимается.

В связи с недавним реформированием правоохранительных структур, общественностью отмечается, что в последнее время данная тенденция постепенно изменяется: возрастает уровень доверия граждан к сотрудникам, возрастают требования к кандидатам, которые поступают

на службу в органы внутренних дел, тем самым формируется позитивное отношение отдельно взятых граждан, как к отдельному сотруднику, так и к системе органов внутренних дел в целом [4, с. 219].

Таким образом, имидж сотрудников органов внутренних дел представляет собой некий собирательный образ, который представлен его отличительными чертами. Социальный имидж сотрудников правоохранительных органов заключается в представлениях граждан о том, какую роль играет данное ведомство в их жизни. В этом случаем с помощью имиджа население осознает основное назначение полиции, которое заключается в оказании незамедлительной помощи каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств. Социальный имидж необходимо совершенствовать для того, чтобы повысить уровень социального доверия, наладить взаимоотношения между гражданами государства и сотрудниками ведомства.

Визуальный имидж сотрудников органов внутренних дел складывается в результате непосредственного взаимодействия с гражданами, из чего происходит последующее формирование у них представлений о правоохранительных органах. Сотрудники полиции регулярно взаимодействуют с населением, на основании чего у граждан формируется собственное мнение и отношение к данному ведомству и его сотрудникам. Визуальный имидж сотрудников правоохранительных органов также формируется с помощью сети Интернет. Например, в социальных сетях встречаются ролики, в которых сотрудники полиции ведут себя неподобающим образом, совершают аморальные поступки, используют в своей речи нецензурные выражения. Последствиями подобных деяний является формирование отрицательного образа полиции в глазах членов общества.

Будучи хорошо известным социальным институтом, милиция обладала достаточно противоречивым имиджем, приобретенным за длительный промежуток времени. Общество уже не воспринимало положительно ни сам институт, ни его сотрудников. Поэтому перед тем как начать реформирование ведомства, руководством страны было принято решение, для создания положительного образа полиции в целом и ее 29 сотрудников изменить наименование, символику и форменное обмундирование и др., так как все эти отличия формируют внешнее представление о ведомстве [5, с. 28-29].

В приведенном ниже исследовании был проведен анализ некоторых из каналов социальной сети УоиТиЬе. Задача данного экспресс -исследования: сделать вывод об отношении граждан к сотрудникам правоохранительных органов. Процесс проведения работы заключался в изучении данного Интернет-сайта, сравнении каналов, а также в

2019, №3

ПАРАДИГМА

www.paradigma.science

рассмотрении как отрицательных, так и положительных комментариев граждан по отношению к сотрудникам полиции. Для проведения данного анализа были выбраны следующие каналы на YouTube: «Photolщnter» и «МВД России».

Канал «Р10о1шПеГ» специализируется на опубликовании видеоматериалов, которые носят компрометирующий характер в отношении сотрудников правоохранительных органов. Как сообщает руководитель канала: «существовал канал 12 лет без единого нарушения, однако был удален без предупреждения российским представительством YouTube, причина удаления не ясна». Таким образом, существующие видеоролики на данном канале опубликованы только за 2019 год, абсолютно все из которых содержат негативную информацию в отношении выполнения своих служебных обязанностей сотрудниками правоохранительных органов.

Диаграмма 1. Сравнительный анализ комментариев граждан на канале «Photohunter» за 2019 год

Данный канал пользуется популярностью среди пользователей YouTube, подтверждением чего является большое количество подписчиков. В результате проведенного анализа было выявлено, что из 100 рассмотренных комментариев, подписчики данного канала в

■ Отрицательные комментарии

■ Положительные комментарии

2019, №3

ПАРАДИГМА

www.paradigma.science

большинстве случаев негативно высказываются в адрес сотрудников полиции. Следовательно, данные граждане отрицательно относятся как к сотрудникам органов внутренних дел, так и ко всей организации в целом.

На канале «МВД России» преобладают видеоматериалы, касающиеся раскрытия преступлений, содействия гражданам со стороны сотрудников правоохранительных органов. Содержание находящихся на данном канале видеороликов носит положительный характер. Данный канал также обладает большим количеством подписчиков, что говорит о том, что население интересуется деятельностью данной организации. Что касается комментариев граждан, то можно сделать вывод о том, что пользователи данного канала не имеют единого негативного представления об образе сотрудников полиции. Население также выражает благодарность в адрес полицейских, которые оперативно и в соответствии с законодательством выполняют свою работу.

Диаграмма 2. Сравнительный анализ комментариев граждан на канале «МВД России»

76%

72%

24%

Положительные комментарии Отрицательные комментарии

2017 2018 2019

Исходя из выше представленных данных, можно сделать вывод о том, что характер материалов зависит от специфики каждого из исследуемых каналов, видеоролики на «Photohunter» содержат отрицательную информацию о деятельности сотрудников полиции, а на канале «МВД России» видеоматериалы в основном положительные. Также динамика комментариев граждан на канале «МВД России» показывает, что с истечением времени все больше формируется позитивное отношение граждан к сотрудникам органов внутренних дел. Что касается количества негативных и позитивных комментариев в отношении сотрудников органов внутренних дел, было выявлено следующее. Каналы на YouTube: «Photohunter» и «МВД России» различны по характеру своей деятельности, один из которых формирует отрицательный имидж сотрудников полиции, другой - положительный. Канал «МВД России» создан данной организацией для улучшения и укрепления положительного имиджа полиции и ее сотрудников. Однако, на данном канале граждане оставляют свои комментарии реже, чем на «Photohunter».

Таблица 1. Сравнительный анализ каналов «Photohunter» и «МВД России»

«Photohunter» «МВД России»

Количество подписчиков 41,8 тыс. 35,3 тыс.

Создатели Физическое лицо МВД России

Комментарии граждан Отрицательные Положительные

Характер материалов Отрицательный Положительный

Также для определения отношения населения к сотрудникам правоохранительных органов, была проанализирована статистика поисковых запросов в Yandex.ru и Google. Наиболее популярными запросами являются следующие: «сотрудники полиции Саратов» - 17 млн. 200 тыс. результатов, «сотрудники полиции фото» - 8 млн. результатов, а также «сотрудники полиции замечательные люди добрые отзывчивые» - 5 млн. результатов. На основании результатов выдач по данным запросам можно сделать вывод о том, что негативные поступки сотрудников полиции вызывают в обществе противоречивое к ним отношение. Население ожидает от профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел максимальной ответственности, адекватности, справедливости, честности. Однако даже несколько примеров неправомерного и аморального поведения со стороны сотрудников полиции может изменить имидж всей организации в худшую сторону. Следовательно, укрепление и поддержание положительного имиджа полиции в основном зависит от каждого ее сотрудника.

www.paradigma.science

Диаграмма 3. Сравнительный анализ запросов в Yandex.ru и Google

Сотрудники полиции массово увольняются из органов

Сотрудники полиции Саратов

Сотрудники полиции избили

Сотрудники полиции применяют физическую силу

Сотрудники полиции фото

Сотрудники полиции замечательные люди добрые отзывчивые

Также в данном экспресс-исследовании была рассмотрена статистика запросов на Yandex.ru по ключевым словам, выбранным из 50 негативных и 50 позитивных комментариев на YouTube в отношении сотрудников полиции на ранее проанализированных каналах. Результаты были распределены в порядке убывания и суммированы.

Таблица 2. Статистика запросов на Yandex.ru по ключевым словам

Запросы из Количество Запросы из Количество

отрицательных показов в положител ьных показов в месяц

комментариев месяц комментариев

Беспредел полиции 2 498 Хочу работать в полиции 933

Мусор мент 1 577 Доблестная полиция 181

Позор полиции 196 Спасибо полицейский 133

Сотрудник полиции 8 Мужество полицейских 115

должен проявлять

Гордость полиции 70

Профессионалы в 43

полиции

Уважение к полиции 36

Всего: 4 279 Всего: 1 511

Следовательно, на основании полученных данных, было выявлено следующее. Количество запросов, сформулированных из ключевых слов отрицательных комментариев населения, значительно превышает сумму запросов, исходящих из положительных комментариев. Однако, выражено наибольшее разнообразие положительных запросов. Также следует отметить,

что в настоящее время эмоциональная окраска материалов в сети-Интернет, посвященных правоохранительной деятельности, показывает, что повышенное внимание к правоохранительным органам носит односторонний характер. Критика не всегда отличается знанием специфики деятельности органов внутренних дел.

Исходя из представленных выше комментарий граждан по отношению к сотрудникам органов внутренних дел, можно сделать вывод о том, что имидж полицейских зависит в основном от них самих. Негативные поступки полицейских порождают отрицательное к ним отношение, положительные -вызывают одобрение со стороны населения. Граждане объективно оценивают поступки сотрудников правоохранительных органов, а также надеются на то, что в экстренной ситуации они придут к ним на помощь и защитят их интересы. Однако, в связи происходящими негативными событиями, касающимися полицейских, в обществе возникают опасения в отношении справедливости к ним. Население по-прежнему в большей степени негативно высказывается в отношении сотрудников правоохранительных органов. Однако в настоящее время вопросом имиджа сотрудников полиции занимаются на различных уровнях власти. Министр внутренних дел РФ В.А. Колокольцев также утверждает, что «мы действительно перед собой поставили задачу коренного изменения имиджа наших сотрудников. Да, это задача не одного дня. Я даже не могу сказать, сможем ли мы изменить имидж наших сотрудников в этом году, следующем году. Работа над образом полицейских может занять несколько лет. Но то, что мы перед собой такие задачи ставим, это действительно так». Таким образом, на сегодняшний день имидж сотрудников полиции должен способствовать формированию и установлению эффективного взаимодействия между сотрудниками органов внутренних дел и населением страны.

Библиографический список

1. Наумов С.Ю. Теория и практика связей с общественностью: учебное пособие / С.Ю. Наумов, А.Ю. Шеминьев, Н.В. Моисеенко, П.В. Журавлев. - Саратов.: Поволжская академия государственной службы им. П.А. Столыпина, 2006. - 182 с.

2. Передня Д.Г. Имидж сотрудников полиции сквозь призму социальных ожиданий граждан / Д.Г. Передня, Д.В. Захаров // Социально-гуманитарные знания. - 2018. - № 2. -С. 141 - 149.

3. Шаталов К.К. Формирование положительного имиджа сотрудника полиции / К.К. Шаталов // Наука и образование сегодня. - 2019. - № 6. - 2 (41). - С. 109 - 110.

4. Колядная М.С. Отражение в общественном сознании имиджа современного сотрудника полиции / М.С. Колядная // Проблемы взаимодействия науки и общества. -2018. - С. 2018 - 220.

5. Ушакова О.В. Процесс формирования образа сотрудника органов внутренних дел РФ (на примере участковых уполномоченных полиции Хабаровского края): диссертация канд. соц. наук. - г. Хабаровск, 2015. - 154 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.