Научная статья на тему 'Имидж Китая в России: формирование образа страны в контексте инициативы "один пояс и один путь"'

Имидж Китая в России: формирование образа страны в контексте инициативы "один пояс и один путь" Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
765
212
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВЫЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ / NEW SILK ROAD / "ОДИН ПОЯС И ОДИН ПУТЬ" / "ONE BELT / КИТАЙСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА / PEOPLE'S REPUBLIC OF CHINA / РОССИЯ / RUSSIA / ИМИДЖ СТРАНЫ / IMAGE OF THE COUNTRY / ONE ROAD"

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Фу Лин, Ма Ися, Ху Фань

Рассматривается вопрос о представлении образа Китая в российских средствах массовой информации в свете функционирования концепции «Один пояс и один путь». Актуальность исследования обусловлена внедрением инициативы Председателя Китайской Народной Республики Си Цзиньпина по созданию объединённых проектов «Экономического пояса Шёлкового пути» и «Морского Шелкового пути XXI века», в рамках которой Китай и Россия являются важнейшими партнерами. Отмечается, что успешное сотрудничество стран в экономической, политической и культурной сферах во многом зависит от того, как страны-партнеры представляют себе друг друга. Подчеркивается, что в эпоху информатизации имидж страны в глазах внешнего мира в основном формируется средствами массовой информации. Показано, что в некоторых российских печатных и электронных средствах массовой информации постепенно увеличилось количество информации о Китае, в целом формируется довольно позитивный имидж Китая, однако в ряде публикаций информация представляется однобоко и иногда ошибочно. Авторы полагают, что китайские власти и общество должны продолжать активно заниматься созданием позитивного имиджа Китая как сильного и надежного партнера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Image of China in Russia: Country Image Forming in Context of “One Belt, One Road” Initiative

The image of China in the Russian media is considered in the light of the functioning of the concept of “One Belt, One Road.” The relevance of the study is determined by the introduction of the initiative of the President of the People’s Republic of China Xi Jinping to create joint projects “Economic Belt of the Silk Road” and “Sea Silk Road of the 21st Century” in which China and Russia are important partners. It is noted that the successful cooperation of the countries in the economic, political and cultural spheres largely depends on how the partner countries imagine each other. It is emphasized that in the era of informatization the image of the country in the eyes of the outside world is mainly formed by the media. It is shown that in some Russian print and electronic media the amount of information about China gradually increased, a rather positive image of China is formed in general, but in a number of publications the information is presented one-sided and sometimes wrongly. The authors believe that the Chinese authorities and society should continue to actively engage in the creation of a positive image of China as a strong and reliable partner.

Текст научной работы на тему «Имидж Китая в России: формирование образа страны в контексте инициативы "один пояс и один путь"»

Фу Лин. Имидж Китая в России : формирование образа страны в контексте инициативы «Один пояс и один путь» / Фу Лин, Ма Ися, Ху Фань // Научный диалог. — 2018. — № 6. — С. 198—208. — DOI: 10.24224/2227-1295-2018-6-198-208.

Fu Ling, Ma Yixia, Hu Fan. (2018). Image of China in Russia: Country Image Forming in Context of "One Belt, One Road" Initiative. Nauchnyy dialog, 6: 198-208. DOI: 10.24224/2227-12952018-6-198-208. (In Russ.).

I5E НАУЧНАЯ (X3 БИБЛИОТЕКА

^fcu BBAHY.RU

Журнал включен в Перечень ВАК

УДК 94(510).093:070=161.1+327(510+470) DOI: 10.24224/2227-1295-2018-6-198-208

U I. К I С Н ' S PERKXMCALS t)lRf( 1QRV-

Имидж Китая в России: формирование образа страны в контексте инициативы «Один пояс и один путь»1

© Фу Лин [fi^, Fu Ling] (2018), orcid.org/0000-0002-9236-827X, доктор философии по филологии, профессор, Даляньский университет иностранных языков (Далянь, Китайская Народная Республика), 13609863918@163.com.

© Ма Ися [¿У®, Ma Yixia] (2018), orcid.org/0000-0003-4204-6237, аспирант Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, старший преподаватель Гуйчжоуского педагогического университета (Гуйян, Китайская Народная Республика), 762495289@qq.com.

© Ху Фань [ДОА, Hu Fan] (2018), orcid.org/0000-0002-9955-7911, магистр Института русского языка, Даляньский университет иностранных языков (Далянь, Китайская Народная Республика), 1018406634@qq.com.

Рассматривается вопрос о представлении образа Китая в российских средствах массовой информации в свете функционирования концепции «Один пояс и один путь». Актуальность исследования обусловлена внедрением инициативы Председателя Китайской Народной Республики Си Цзиньпина по созданию объеди-

1 Данная статья является этапной работой по проектам провинции Ляонин (КНР): «Межрегиональное сотрудничество между провинцией Ляонин Китая и Дальним Востоком России во время Большой Евразии — на основе исследования с точки зрения межсубрегионального сотрудничества и опорных городов», 2017JYT03; «Механизм гуманитарного обмена и культурный диалог» в рамках «Один пояс и один путь», 2016 JYT23; «Языковые особенности конструирования образа Китая в рамках "Один пояс и один путь" в российской газете» при Даляньском университете иностранных языков (КНР)^СХ2016-100.

нённых проектов «Экономического пояса Шёлкового пути» и «Морского Шелкового пути XXI века», в рамках которой Китай и Россия являются важнейшими партнерами. Отмечается, что успешное сотрудничество стран в экономической, политической и культурной сферах во многом зависит от того, как страны-партнеры представляют себе друг друга. Подчеркивается, что в эпоху информатизации имидж страны в глазах внешнего мира в основном формируется средствами массовой информации. Показано, что в некоторых российских печатных и электронных средствах массовой информации постепенно увеличилось количество информации о Китае, в целом формируется довольно позитивный имидж Китая, однако в ряде публикаций информация представляется однобоко и иногда ошибочно. Авторы полагают, что китайские власти и общество должны продолжать активно заниматься созданием позитивного имиджа Китая как сильного и надежного партнера.

Ключевые слова: Новый Шелковый путь; «Один пояс и один путь»; Китайская Народная Республика; Россия; имидж страны.

1. Введение

Осенью 2013 года Председатель Китайской Народной Республики Си Цзиньпин во время визитов в страны Центральной и Юго-Восточной Азии выдвинул инициативу «Один пояс и один путь», концептуально подразумевавшую создание экономического пояса «Шелковый путь» и морского «Шелкового пути XXI века» [Прекрасные ..., 2015, с. 1].

Исторически Шелковый путь (Великий Шелковый путь) — караванная дорога, связывающая Китай и страны Западной Азии, примыкающие к Средиземному морю. Термин Шелковый путь как обозначение комплекса караванных путей, идущих из Китая на запад, был впервые введен немецким географом, президентом Германского географического общества Фердинандом фон Рихтгофеном в 1877 году [Мамлева, 1999, с. 53]

«Один пояс и один путь» — это выдвинутая в 2013 году Китайской Народной Республикой (КНР) концепция объединенных проектов «Экономического пояса Шелкового пути» и «Морского Шелкового пути XXI века». Китай и Россия как соседи, а также важнейшие партнеры в проведении инициативы «Один пояс и один путь» стремятся к всестороннему сотрудничеству. В процессе взаимодействия стран созданный имидж Китая играет важную роль, обусловливая в том числе стратегию правительства России.

В рамках инициативы «Один пояс и один путь» сотрудничество между Китаем и Россией развивается успешно, но вместе с тем, к сожалению, существует и недоверие, недопонимание между народами двух стран. Во многом это связано с тем, что российские журналисты формируют иногда негативный и зачастую ошибочный образ Китая в глазах россиян.

Необходимо осознать, что создать новый, позитивный образ Китая в глазах россиян — дело сложное, для этого нужны всесторонние усилия Китая.

На основе неустанного стимулирования Китаю необходимо прилагать особые усилия для правильного решения проблемы неравномерности развития страны, всемерно содействовать полному удовлетворению постоянно растущих потребностей народа в политической, экономической, культурной и общественной сферах. Кроме того, Китай должен развивать свои авторитетные СМИ, которые будут сообщать объективную информацию о Китае, создавая его позитивный образ. Только в этом случае россияне поймут, что Китай — сильный и надежный партнер, сотрудничество с Китаем — разумный выбор. При этом, безусловно, не будет препятствий для сотрудничества при наличии взаимной выгоды в рамках инициативы «Один пояс и один путь».

Имидж страны понимается нами как отражение объективного состояния страны в общественном сознании, а общая оценка страны, символы государственной власти и национального духа являются наиболее важными нематериальными активами, концентрированным проявлением ее совокупной мощи. Позитивный образ страны внутри самой страны способствует укреплению национальной сплоченности и является объединяющей силой, а также помогает выстроить ее внешнюю привлекательность и обеспечить ее влияние на мировые процессы. Очевидно, что создание привлекательного образа страны важно для упорядочения и объединения политических и экономических ресурсов, интеграции общества и укрепления национальной идентичности. Несомненно, активное построение имиджа страны имеет большое стратегическое значение в период обострения международной конкуренции 2011, ^43].

Понимание процессов, протекающих в разных сферах жизни Китая, позитивное представление о стране влияют на стратегическую ориентацию российского руководства по отношению к Китаю, и, как следствие, на дальнейшее развитие китайско-российского сотрудничества. В настоящее время развитие отношений Китая и России идет по новому историческому пути: наблюдается углубление взаимного политического и стратегического доверия, как следствие, успешно развивается сотрудничество в различных сферах, например, в области стратегической концепции взаимодействия стран «Один пояс и один путь», и совместная деятельность с Евразийским экономическим союзом. Немаловажную роль в успешной совместной работе России и Китая играет, безусловно, положительный образ каждой страны, позиционирующей себя в качестве надежного партнера. Поэтому для дальнейшего развития экономики, а также усиления своей позиции в условиях мировой конкуренции Китай должен создавать такой имидж страны, который позволит устанавливать взаимовыгодные партнерские отношения с другими странами и оказывать влияние на экономиче-

ские и политические мировые процессы. Председатель КНР Си Цзиньпин уделяет большое внимание формированию образа Китая как развитого государства, о чем, в числе прочего, свидетельствуют и неоднократно произнесенные им слова о необходимости «формировать ответственный, цивилизованный имидж Китая» [2014^9^].

2. Концепция «честности» в политике Китая

В докладе Си Цзиньпина на XVIII Всекитайском съезде Коммунистической партии Китая отмечалось, что надо строить честную политику [^ ЙЙ^...]. Политика Си Цзиньпина по борьбе с коррупцией несколько отличается от в целом похожей политики его предшественников. Облекая концепцию борьбы с коррупцией в форму метафоры, нынешний руководитель партии и страны говорит, что он планирует бороться и с «тиграми», и с «мухами», то есть не только с крупными коррупционерами, но и с мелкими [ЙХЛ...]. Правда, громких имен в коррупционных делах от этого меньше не становится.

Практика борьбы с коррупцией современного руководства Китая имеет несколько приоритетов, утвержденных в 2015 году. К ним относится борьба с кумовством, расследование коррупционной деятельности чиновников, занятых в работе госкомпаний, экстрадиция подозреваемых во взяточничестве из-за рубежа, возвращение выведенных за границу активов. Об этом не раз сообщалось в российской газете «Аргументы и факты» (далее — «АиФ»). «АиФ» — одна из крупнейших российских еженедельных общественно-политических газет, издается с 1978 года тиражом более 1 млн экземпляров. Она стала одним из самых популярных российских изданий за рубежом и вошла в книгу рекордов Гиннеса за самый большой тираж в истории человечества. Сейчас издание принадлежит мэрии Москвы [Аргументы...].

В этой газете за последние четыре года было опубликовано более 166 статей о Китае, среди которых 31 статья (18,6 %) посвящена борьбе с коррупцией. Очевидно, что газета уделяет большое внимание борьбе с этим негативным явлением в Китае.

В 2013 году опальный чиновник Бо Силай (бывший мэр г. Далянь) привлек большое внимание российских СМИ. В статье, опубликованной в «АиФ», писали: «Нам нужен не столько китайский опыт, сколько своя политическая воля. И, кстати, в Китае партия умудряется регулярно менять ключевых людей, что тоже помогает им разбираться с коррупционерами» [Мирная, 2013]. В то же время газета «Правда» в своих статьях отрицает, что борьба с коррупцией в Китае дала положительный результат.

3. Развитие экономики Китая в XXI веке

Развитие экономики является фундаментом для развития политики, культуры, общества, а также материальной гарантией формирования позитивного образа Китая. Поэтому китайская экономика развивается стабильно и быстро, несмотря на постоянно меняющиеся глобальные экономические условия.

И российское правительство, и российские СМИ признают большой успех развития экономики Китая. В российской газете «Правда» сообщалось: «XVIII съезд компартии Китая одобрил курс на продолжение политики реформ и открытости. После того, как она начала осуществляться 30 лет назад, страной достигнуты невиданные результаты. Прирост валового внутреннего продукта ежегодно составлял в среднем 9,9 %. В обеспечении таких показателей важнейшую роль играют инвестиции. Их значение особенно велико в освоении новых районов. Чтобы понять, что позволило Китаю добиться успеха, причем даже в условиях кризиса, надо проанализировать, во-первых, инвестиционный климат, сложившийся в нашей стране, во-вторых, создание особых экономических районов, в-третьих, предпосылки для широкого использования иностранного капитала» [Трушков, 2013].

С развитием китайской экономики быстро растет китайско-российское экономическое и торговое сотрудничество.

По данным деловой газеты «Взгляд» (со ссылкой на обнародованный доклад Главного таможенного управления КНР), торговый оборот между Россией и Китаем в январе 2017 года вырос на 34 % в годовом выражении — до 6,5 млрд долларов; экспорт из Китая в Россию увеличился на 29,5 %, составив 3,4 млрд долларов; импорт в КНР вырос на 39,3 % — до 3,1 млрд долларов [Самофалова, 2017]. Если два года назад и экспорт из России, и импорт в КНР демонстрировали снижение, то теперь наметилась уверенная тенденция к росту [Там же]. В деловой газете «Взгляд» было напечатано: «Крайне негативная тенденция падения российско-китайской торговли переломлена. Январь оказался в этом смысле показательным: впервые за последние годы товарооборот между странами вырос, причем сразу на треть. Но самое интересное даже не это. Группой российских товаров с наиболее растущим спросом в Китае оказались отнюдь не энергоносители» [Торговля России...].

Создание позитивного имиджа Китая и развитие экономики взаимно дополняют друг друга. Качественные продукты и услуги помогают создать положительный образ Китая как активно развивающейся экономики, что привлекает покупателей не только из России, но и из всех стран мира.

На евразийском пространстве кооперации Китая и России способствует, как отмечалось выше, инициатива «Один пояс и один путь». Благодаря ей в ближайшем будущем прогнозируется увеличение импорта китайской продукции в Россию и экспорта из России сырьевых ресурсов. Безусловно, китайские продукты и услуги, имеющие хорошее качество и продаваемые по умеренной цене, позволят создать у россиян положительное представление о китайских товарах и в целом о стране, что будет способствовать укреплению сотрудничества между Китаем и Россией.

4. Сотрудничество Китая и России в сфере культуры

В докладе на XVIII Всекитайском съезде КПК была определена цель развития культуры — основательно продвигать строительство социалистической культурной державы. В докладе было сформулировано следующее положение: «Культура — пульс нации и духовный очаг народа. В целях полного построения среднезажиточного общества и великого возрождения китайской нации необходимо стимулировать широкое развитие и бурное процветание социалистической культуры, вести социалистическое культстроительство к новому подъему, повышать "мягкую" мощь государства в лице культуры, развертывать роль культуры в корректировании нравов и обычаев, воспитании народа, служении обществу и стимулировании развития» [^ЙЙ^...]. После ХУШ Всекитайского съезда КПК объемы финансирования отраслей культуры достигли 30 254 млрд юаней [+Д^...].

Расцвету китайской культуры российские СМИ уделяют большое внимание. В статьях Китай описывается как большое культурное государство, в котором россиян интересуют разные области, например, в СМИ говорится следующее:

(1) Китай — туристическое государство. 2012 год был Годом туризма России в Китае, а 2013 год был Годом туризма Китая в России. Одно из самых любимых туристических мест россиян — именно Китай.

(2) Китай и Россия очень активно взаимодействуют в области мультипликации. В 2011 году переведенные в 3D-формат черно-белые мультфильмы 1960-х годов производства Китая начали показывать на фестивале китайской анимации «Амурская осень».

(3) Россиян сильно увлекает китайский чай.

(4) Народы двух государств берегут мир. Каждый год ветераны второй мировой войны из Благовещенска едут в Хэхэй участвовать в мероприятиях, посвященных памяти китайских и российских солдат, павших во время второй мировой войны.

Культура — одна из сфер, которая может активно представлять в мировом пространстве имидж страны. Позитивное создание ее образа невозможно без твердой уверенности самой нации в своеобразии собственной культуры, а ее расцвет невозможен без государственной поддержки. Пользуясь прекрасными возможностями, существующими в рамках концепции «Одни пояс и один путь», Китай должен усилить динамику распространения своей национальной культуры с учетом взаимовыгодного сотрудничества с другими странами.

5. «Стабильное общество и счастливый народ»

Во время V Пленума ЦК КПК 18-го созыва компартия Китая поставила перед собой две цели. Первая — к 100-летию основания КПК (2020) удвоить показатель ВВП 2010 года и удвоить доходы городского и сельского населения. Вторая цель — к 100-летию основания КНР (2049) построить современное, сильное, процветающее социалистическое государство, которое станет символом «великого возрождения» китайской нации. В плане 13-й пятилетки, где центральной задачей является экономическое развитие, акцент также будет сделан на нуждах населения, развитии народной демократии, гарантии социального равенства и справедливости посредством верховенства закона [Ф^+Д...].

Реализация концепции развития Китая, обозначенной многокомпонентной формулой «инновация, координация, экологичность, открытость и совместное использование», предполагает радикальные перемены в разных сферах, направленные на повышение уровня жизни в стране. Си Цзиньпин, обращая внимание на жизнь народа Китая, указывает, что необходимо «осуществлять скоординированное развитие, единое планирование и всесторонний учет, содействовать городу, деревне и региону, экономике и обществу, развитию человека и природы, продвигать внутригосударственное развитие и открытость вовне» [Две общие...]. На 5-ом пленуме ЦК КПК 18-го созыва было выдвинуто предложение «создать новую обстановку открытости внешнему миру, непременно обогащать содержание и повышать уровень открытости вовне, сообща содействовать стратегическому взаимодоверию, торгово-экономическому сотрудничеству, гуманитарным обменам, прилагать усилия для формирования структуры взаимовыгодного сотрудничества на основе глубокой интеграции» [Две общие...].

В настоящее время в Китае под руководством председателя Си Цзинь-пина в значительной степени разрешаются глубокие социальные противоречия, повышается благосостояние народа и укрепляется чувство справед-

ливости в обществе. Но с сожалением отметим, что в российских СМИ нет статей или репортажей, которые освещают эти вопросы в позитивном ключе, однако довольно много статей, цель которых — высветить существующие проблемы, показать трудности, с которыми сталкивается китайское общество, причем не всегда объективно.

Так, в газете «Правда» опубликованы три статьи, которые касаются браков, старения населения и других сходных вопросов. В них утверждается, что вопросы браков и старения уже в огромной степени негативно влияют на развитие государства. С одной стороны, эти статьи объективно описывают реальность Китая, например, сообщается, что в Китае старение населения происходит быстрее, чем в других странах мира, поэтому реализация пенсионной реформы станет самой срочной проблемой правительства; что в 2010 году правительство Китая вложило 730 миллиардов юаней в улучшение жизни населения; что Китай переживает серьезный дисбаланс полов и к 2020 году 24 миллиона мальчиков не найдут жен [Правда, 2010—2012]. С другой стороны, авторы этих статей считают, что состояние социальной защиты в Китае находится на низком уровне, а это в свою очередь является свидетельством недостаточной информированности авторов газеты «Правда» о китайском социальном обеспечении населения [ 2014,^88].

Безусловно, одним из важных показателей позитивного образа страны является высокий уровень благосостояния ее народа. Для повышения уровня жизни населения руководству Китая предстоит решить ряд задач, среди которых эффективное улучшение жизни народа, внимательное отношение к его нуждам, соблюдение принципов социального равенства и справедливости и т. д. [Выступление ...].

6. Заключение

Имидж Китая, сформированный российскими СМИ в контексте инициативы «Один пояс и один путь», в целом является позитивным, однако иногда несколько искаженным, и даже ошибочным, что, с одной стороны, может быть обусловлено недостаточной информированностью российских журналистов о жизни в Китае, субъективным подходом авторов к освещению тем социальной жизни в стране и т. д. С другой стороны, создание положительного представления о стране во многом зависит от ее руководства и граждан, поэтому Китай обязан сам создать возможно более позитивный имидж «ответственной, честной, мирной страны». Чтобы достичь этого, нужно приложить все силы к развитию всех сфер государства — и политической, и экономической, и культурной.

Источники

1. Аргументы и факты. — Режим доступа : http://www.aif.ru/.

2. Выступление Си Цзиньпина на XIX съезде КПК 18 октября 2017 года (полный текст доклада). — Режим доступа : https://aftershock.news/?q=node/587636&full.

3. Трушков В. Газета «Правда» о секрете экономического «китайского чуда». По страницам газеты «Правда», 2013-02-06 / В. Трушков // Новости КПРФ. — Режим доступа : http://www.kprfast.ru/news/partynews/66386-a--q.html.

4. Две общие картины Си Цзиньпина по развитию китайской экономики // Китайский информационный центр, 22 апреля 2016. — Режим доступа : http://russian. china.org.cn/exclusive/txt/2016-04/22/content_38304390.htm.

5. Мирная Е. Расстрел за взятку. Как в Китае борются с коррупционерами // Аргументы и факты, 31.07.2013. — Режим доступа : http://www.aif.ru/politics/ world/45599.

6. Правда (2010—2012). — Режим доступа : https://www.pravda.ru/

7. Самофалова О. Торговля России с Китаем снова набирает обороты / О. Самофалова // Взгляд. 10 февраля 2017. — Режим доступа : https://vz.ru/econo-my/2017/2/10/857473.html.

8. Щ!ШШШШМЖШ%1 «»^//ФЛФ^^К. —

2011. (Юань Сайнань. Формирование имиджа страны при взгляде из-за границы / Юань Сайнань // Вестник Центральной партийной школы ЦК Коммунистической партии Китая) (Yuan Sainan).

9. — ^ЙИ —

Режим доступа : http://www.wenming.cn/djw/specials/djwwpt/wxgx/201409/ t20140902_2153937.shtml (Си Цзиньпин : фокус — на формировании имиджевой партийной сети Китая, 2 сентября 2014 года) (Xi Jinping).

10. — Режим доступа : http://ylxf.yn.gov.cn/Html/ News/2015/6/4/95143.html (Доклад на XVIÏÏ Всекитайском съезде КПК. Полный текст).

11. »ХЛ^ШЙЙ^Ж—-АйИо — Режим доступа : http:// cpc.people.com.cn/xuexi/n/2015/0721/c397563-27338646.html (Поставить власть в ограничительные рамки // Жэньминь жибао онлайн) (Renmin Ribao online).

12. К^Ио — Режим доступа : http://www.gd.xinhuanet.com/newscenter/2017-05/11/c_1120957949.htm (Обзор достижений Китая в сфере культуры после XVIII Всекитайского съезда КПК // Агентство Синьхуа) (Xinhua)

13. — Режим доступа : http://www.caixin.com/2015-10-29/100867990_all.html#page (Коммюнике V Пленума ЦК КПК 18-го созыва).

Литература

1. Мамлева Л. А. Становление Великого шелкового пути в системе трансци-вилизационного взаимодействия народов Евразии / Л. А. Мамлева // Vita antiqua. 1999. — № 2. — С. 53—61.

2. Прекрасные перспективы и практические действия по совместному созданию экономического пояса Шелкового пути и морского Шелкового пути XXI века. — Пекин, 2015. — 32 с.

3. — шяшш

Ш/ // — 2014. — № 4. (Фань Фукуй. Имидж Ки-

тая в российских СМИ. Газета «Правда» / Фань Фукуй, Фан Юйся // Синьцзянский журнал социальных наук. — 2014. — № 4).

Image of China in Russia: Country Image Forming in Context of "One Belt, One Road" Initiative1

© Fu Ling (2018), orcid.org/0000-0002-9236-827X, PhD in Philology, professor, Dalian University of Foreign Languages (Dalian, People's Republic of China), 13609863918@163. com.

© Ma Yixia (2018), orcid.org/0000-0003-4204-6237, PhD student, Chuvash State Pedagogical University named after I. Ya. Yakovlev, senior lecturer, Guizhou Pedagogical University (Guiyang, People's Republic of China), 762495289@qq.com.

© Hu Fan (2018), orcid.org/0000-0002-9955-7911, master's degree holder, Institute of Russian Language, Dalian University of Foreign Languages (Dalian, People's Republic of China), 1018406634@qq.com.

The image of China in the Russian media is considered in the light of the functioning of the concept of "One Belt, One Road." The relevance of the study is determined by the introduction of the initiative of the President of the People's Republic of China Xi Jinping to create joint projects "Economic Belt of the Silk Road" and "Sea Silk Road of the 21st Century" in which China and Russia are important partners. It is noted that the successful cooperation of the countries in the economic, political and cultural spheres largely depends on how the partner countries imagine each other. It is emphasized that in the era of informatization the image of the country in the eyes of the outside world is mainly formed by the media. It is shown that in some Russian print and electronic media the amount of information about China gradually increased, a rather positive image of China is formed in general, but in a number of publications the information is presented one-sided and sometimes wrongly. The authors believe that the Chinese authorities and society should continue to actively engage in the creation of a positive image of China as a strong and reliable partner.

Key words: New silk road; "One Belt, One Road"; People's Republic of China; Russia; image of the country.

1 The article is is a landmark work on projects of Liaoning province (PRC): "Interregional cooperation between Liaoning province of China and the Far East of Russia during the Great Eurasia based on the study from the perspective of intra-subregional cooperation and basic cities," 2017JYT03; "Mechanism of humanitarian exchange and cultural dialogue" in the framework of "One Belt, One Road," 2016 JYT23; "Linguistic image construction of China under "One Belt, One Road" in the Russian newspaper" at the Dalian University of Foreign Languages (PRC),YJSCX2016-100.

[CC BY 4.0]

[HAyHHbIM flMATIOr 2018. № 6]

Material resources

Argumenty i Fakty. Available at: http://www.aif.ru//.(In Russ.). Doklad na XVIII Vsekitayskom syezde KPK. Polnyy tekst. Available at: http://ylxf. yn.gov.cn/Html/News/2015/6/4/95143.html. (In Chin.).

Dve obshchiye kartiny Xi Jinpinga po razvitiyu kitayskoy ekonomiki, 22 aprelya 2016. Kitayskiy informatsionnyy tsentr. Available at: http://russian.china.org.cn/ exclusive/txt/2016-04/22/content_38304390.htm. (In Chin.).

Kommyunike VPlenuma TsK KPK 18-go sozyva. Available at: http://www.caixin. com/2015-10-29/100867990_all.html#page. (In Chin.).

Mirnaya, E. 2013. Rasstrel za vzyatku. Kak v Kitaye boryutsya s korruptsionerami. In: Argumenty i fakty, 31.07.2013. Available at: http://www.aif.ru/politics/world/45599. (In Russ.).

Obzor dostizheniy Kitaya v sfere kultury posle XVIII Vsekitayskogo syezda KPK. In: Agentstvo Xinhua. Available at: http://www.gd.xinhuanet.com/newscenter/2017-05/11/c_1120957949.htm. (In Chin.).

Postavit' vlast' v ogranichitelnyye ramki. In: Zhenmin'zhibao onlayn. Available at: http://cpc.people.com.cn/xuexi/n72015/0721/c397563-27338646.html. (In Chin.). Pravda 2010—2012. Available at: https://www.pravda.ru/.(In Russ.). Samofalova, O. 2017. Torgovlya Rossii s Kitayem snova nabirayet oboroty. In: Vzglyad, 10 fevralya 2017. Available at: https://vz.ru/economy/2017/2/10/857473.html. (In Russ.).

Trushkov, V. 2013. Gazeta «Pravda» o sekrete ekonomicheskogo «kitayskogo chuda». Po stranitsam gazety «Pravda», 2013-02-06. In: Novosti KPRF. Available at: http://www.kprfast.ru/news/partynews/66386-a--q.html. (In Russ.).

Vystupleniye Si Tszinpina na XIX syezde KPK 18 oktyabrya 2017 goda (polnyy tekst doklada). Available at: https://aftershock.news/?q=node/587636&full. (In Chin.).

Yuan Saynan' 2011. Formirovaniye imidzha strany pri vzglyade iz-za granitsy. In: Vestnik Tsentralnoy partiynoy shkoly TsKKommunisticheskoy partii Kitaya. (In Chin.).

2 sentyabrya 2014 goda. Si Tszinpin: fokus na formirovanii imidzhevoy partiynoy seti Kitay. Available at: http://www.wenming.cn/djw/specials/djwwpt/wxgx/201409/ t20140902_2153937.shtml. (In Chin.).

References

Fan' Fukui, Fang Yuxia. 2014. Imidzh Kitaya v rossiyskikh SMI. Gazeta «Pravda». In: Xinjiang Journal of Social Sciences, 4. (In Chin.).

Mamleva, L. A. 1999. Stanovleniye Velikogo shelkovogo puti v sisteme transtsivilizatsionnogo vzaimodeystviya narodov Evrazii. Vita antiqua, 2: 53—61. (In Russ.).

Prekrasnyye perspektivy i prakticheskiye deystviya po sovmestnomu sozdaniyu ekonomicheskogo poyasa Shelkovogo puti i morskogo Shelkovogo puti XXI veka. 2015. Pekin. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.