Научная статья на тему 'Имидж как фактор продуктивной политической коммуникации'

Имидж как фактор продуктивной политической коммуникации Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1859
216
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМИДЖ / IMAGE / ОБРАЗ / ИМИДЖЕЛОГИЯ / IMAGEOLOGY / КОММУНИКАЦИЯ / COMMUNICATION / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИМИДЖ / POLITICAL IMAGE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Вишнякова О. В.

В современной российской политике сегодня одним из важнейших элементов формирования общественного сознания, а также приверженности к тому или иному политическому лидеру является формирование грамотного политического имиджа. В связи с этим возникает необходимость не только непосредственного воздействия на отдельно взятого индивида либо группы лиц, но также важно профессионально управлять впечатлениями людей. Вследствие этого появляется целый ряд вопросов, связанных не только с политическим, рекламным видами деятельности, но также важен синтез психологии и политики вкупе с рекламой и пиаром. Я постараюсь проанализировать вышесказанное с позиций продуктивности, результативности имиджелогии, как одного из факторов политической коммуникации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Имидж как фактор продуктивной политической коммуникации»

УДК 32.019.51

ИМИДЖ КАК ФАКТОР ПРОДУКТИВНОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ

КОММУНИКАЦИИ IMAGE AS A FACTOR IN PRODUCTIVE POLITICAL COMMUNICATION

Вишнякова О.В.

Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы

Vishnyakova O.V.

South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential

Academy of

National Economy and Public Administration

Аннотация: В современной российской политике сегодня одним из важнейших элементов формирования общественного сознания, а также приверженности к тому или иному политическому лидеру является формирование грамотного политического имиджа. В связи с этим возникает необходимость не только непосредственного воздействия на отдельно взятого индивида либо группы лиц, но также важно профессионально управлять впечатлениями людей. Вследствие этого появляется целый ряд вопросов, связанных не только с политическим, рекламным видами деятельности, но также важен синтез психологии и политики вкупе с рекламой и пиаром. Я постараюсь проанализировать вышесказанное с позиций продуктивности, результативности имиджелогии, как одного из факторов политической коммуникации.

Ключевые слова: имидж, образ, имиджелогия, коммуникация, политический имидж.

Annotation: In modern Russian politics today one of the most important elements for the formation of social consciousness and commitment to a particular political leader is the formation of a competent political image. In this regard there is a need not only direct effects on a single individual or group of individuals, but it is also important to professionally manage the impressions people. Consequently, there are a number of issues related not only to political, advertising activities, but also an important synthesis ofpsychology and politics, coupled with advertising and PR. I will try to analyze the above from the standpoint of productivity, the impact of this science, as one of the factors of political communication.

Key words: image, image, imageology, communication, political image.

Формирование эффективного политического имиджа является сегодня одной из актуальных задач политологии, политического менеджмента, политической политологии и других наук, объектом которых выступает современная политика.

Имидж - (от англ. Image - «образ», «изображение», «отражение») -искусственный образ, формируемый в общественном или индивидуальном сознании средствами массовой коммуникации и психологического воздействия. Имидж создается пиаром, пропагандой, рекламой с целью формирования в массовом сознании определённого отношения к объекту. Может сочетать как реальные свойства объекта, так и несуществующие, приписываемые.

Многие учёные спорят об использовании слова имидж, так как, говоря об имидже в политике, принято считать его искусством целенаправленного воздействия и управления впечатлением отдельно взятой общности. Но если мы рассмотрим понятие образ, то заметим множество сходных черт этих категорий.

Образ - это характер, искусственно создаваемый с целью донести до зрителя (читателя, слушателя) определенную информацию через внешние проявления: поведение, мировоззрение, внешний вид.

Сопоставление двух понятий позволяет сделать вывод о том, что понятие имиджа вбирает в себя свойства и проявления образа, но не ограничивается им. С помощью формируемого имиджа у определённой целевой аудитории формируются определённые мнения об объекте, причём они могут быть как реальные, так и приписываемые. [1, с. 81]

Еще на заре пробуждения человеческой мысли каждому члену первобытной стаи присваивалось то или иное прозвище, являющееся отражением его наиболее ярко выраженных качеств. Данная традиция закреплялась на протяжении веков и тысячелетий, донеся до нас такие имена, как Иван Грозный, Ярослав Мудрый. Данные исторические факты свидетельствуют, что так называемые «прозвища» использовались, во-первых в качестве коммуникативных оборотов, а во-вторых в качестве отображения так называемого «политического имиджа», что позволяло людям воспринимать и интерпретировать для себя ту или иную публичную фигуру.

Времена правления князя Ярослава пришлись на начало нового века, а престол достался в междоусобной борьбе с братьями. Ярослав получил единоличное правление в награду, а также потрепанную врагами землю и бедный, напуганный постоянными склоками народ. За время правления на Руси Ярослав не только собрал и воссоединил все земли, но и отстроил величественную державу с культурной точки зрения. Не зря времена правления Ярослава в истории назвали «Золотой век» Киевской Руси, а фигура князя Ярослава считается идеалом управленца времен существования Руси.

То же самое относится и к Ивану и почему он Грозный. Иван Грозный - человек, в момент которого на небе была гроза (это одна из

версий).История также рассказывает, что Ивана Грозного считали злым и своенравным. Любой монарх в период новой истории содержал штат, специально занимающийся разработкой и обслуживанием определенных церемоний взаимодействия правителей (царей) с подданными и представителями других государств.

Истоки политической имиджелогии ясны, но своего апогея искусство формирования имиджа достигло в период новейшей истории 20 века в фашистской Германии и Советской России. Имидж Сталина, сформированный официальной пропагандой до сих пор остается неизменным, несмотря на многочисленные разоблачительные публикации. Троцкий утверждал, что псевдоним Иосифа Джугашвили происходит от слова «сталь». [2, с.123] Трудно возразить, если учесть, что металл -необходимый элемент имиджа тоталитарных структур. Сталин, безусловно, в высшей степени владел искусством создания и управления собственным имиджем. Причем - во внутренней и внешней политических сферах. Что касается внешней, в частности, он умел очаровывать далеко не простаков, но - ни много, ни мало - западную литературную интеллигенцию (А. Барбюс, Л. Фейхтвангер и др.) О внимании, с которым Сталин относился к собственному имиджу, свидетельствует множество фактов. Визуальными доминантами имиджа Сталина были, конечно же, френч, сапоги, усы и трубка.

Что касается социальных характеристик образа Сталина, то тут Сталин использовал образ "отца". Когда Сталин посещал заводы, учреждения, стройки и так далее, он всегда мог выказать искреннюю заинтересованность тем, что ему показывали, что естественным образом поддерживало «отцовский» стереотип, складывающийся у людей. К тому же, отца, который интересуется делами ребенка, любят всей душой.

В настоящее время наблюдается рост общественного и научного интереса к проблематике имидж в целом. Об этом свидетельствует

вхождение категории «имидж» в понятийный аппарат различных наук. Имидж возникает только тогда, когда субъект политики становится публичным. В формировании имиджа важную роль играют стереотипы и ассоциации, с помощью которых люди сами для себя определяют тот или иной политический объект, воспринимая его по общепринятым характеристикам.

Следует сказать, что при всей своей многогранности проявлений имидж динамичен, так как способен оперативно откликаться на различные политические ситуации и трансформироваться под них, и в связи с этим можно сказать, что в целом имидж представляет собой полуправду, так как именно имидж создает определённые направления для домысливания.

Применительно к содержанию имиджа политика следует сказать, что в политическом деятеле должны объединяться его социальные, профессиональные, психологические и внешние характеристики, при этом имидж может складываться в двух направлениях: прямом и косвенном.

В прямом направлении - значит на основе отдельных впечатлений отдельного человека, косвенно - на основе мнений, передающихся по коммуникативным каналам, в прямом смысле - через третьи руки.

Типология имиджей не сводится к одной, в современной науке выделяют различные типы имиджей:

1. По объекту (персональный и кооперативный)

2. По социальной категории (имидж политика, бизнесмена, поп-звезды и т.д)

3. По контексту имиджирования (личный, профессиональный, политический)

Роль эффективного имиджа проявляется в двух аспектах: в рейтинге популярности его носителя, а также в возможности влияния на общественное сознание. Ярким примером динамичности политического имиджа может служить имидж Президента Российской Федерации В.В.

Путина. Если бы выборы Президента в России состоялись в течение этого месяца, то 74% опрошенных согласились отдать свой голос за действующего главу государства. Для сравнения, на февраль 2014 года этот показатель достигал только 45%, а на январь 2015 - 70%.

Таким образом, можно сделать вывод, что имидж непосредственным образом влияет на судьбу политика через те социальные роли, которые либо продвигают политика вверх по карьерной лестнице, либо затрудняют его деятельность. Поэтому грамотные специалисты формируют имидж и культуру поведения политика сообразно политической обстановке в стране. [3, 18] В качестве примера можно отметить два механизма формирования имиджа: стихийный и искусственный. В первом случае речь идёт о естественном формировании имиджа в головах избирателей, происходящем на перцептивных механизмах восприятия. Под искусственным подразумевают целенаправленное, сознательное формирование имиджа, специалистами, имиджмейкерами из области РЯ.

При формировании имиджа на начальном этапе учёными специалистами доказано, что визуальная информация является ключевой. Речь идёт не только о внешней привлекательности политика, но и об отдельных характеристиках внешности (пол, возраст, принадлежность к определённой национальной группе, эмоциональные характеристики, а также психологические свойства: тревожность, уверенность и так далее). Одну из важнейших функций политического имиджа, связанного с коммуникативной деятельностью является речевой имидж.[4, 77] Он формируется человеком с помощью использования языковых средств, для создания определенного впечатления о себе.

Что касается формирования эффективного политического имиджа, стоит учесть такие факторы, как:

1. Социальные настроения и ожидания людей.

2. Внешний облик политического деятеля (манера говорить).

3. Наличие стереотипов и ассоциаций (проявляющихся в топовости личности, его медийности, наличии анекдотов, слухов и т.д.).

4. Его внутренние характеристики (психо-эмоциональное состояние, морально-нравственные качества).

5. Персонификация лидера (принадлежность лидера к партии, движению, объединению).

Подводя итог моего выступления, следует отметить, что важно уметь не только создавать политический имидж, но и грамотно им управлять. «Короля делает свита», - сказал однажды великий итальянский политический и мыслитель Никколо Макиавелли, поэтому важно формировать не только свой собственный имидж, но и имидж своего окружения. Формирование политического имиджа следует осуществлять на всех этапах его политической карьеры, а не только в предвыборный период.

Список литературы:

1. Ляхов В.П. Противоречия и ограничения в процессе реализации политической модернизации в России //Северо-Кавказский юридический вестник. 2014.№2. - С. 79-85.

2. Данилов А.Г. Власть и элита России: история и современность //Государственное и муниципальное управление.2014.№1. - С. 134-140.

3. Тер-Акопьян В.А. Политическая культура современной России: тенденции трансформации // Государственное и муниципальное управление.2014.№ 3. - С. 16-20.

4. Павлова Л.Г. Речевой имидж государственного и муниципального служащего // Государственное и муниципальное управление.2010.№2. - С. 66-80.

5. Коулмен Дж. Капитал социальный и человеческий //Общественные науки и современность. М., 2001. №3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.