Научная статья на тему 'Именные классы в системах числительных языков нигер-конго'

Именные классы в системах числительных языков нигер-конго Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
946
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМЕННЫЕ КЛАССЫ / NOUN CLASSES / ЯЗЫКИ НИГЕР-КОНГО / NIGER-CONGO LANGUAGES / ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ / NUMERALS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Поздняков Константин Игоревич

Статья посвящена некоторым свойствам языков с именными классами (языки нигер-конго), которые проявляются в системах числительных. Эти свойства, как правило, остаются за кадром грамматических описаний и не привлекают внимания лингвистов. Между тем они заслуживают пристального внимания уже потому, что обнаруживают дополнительный потенциал использования систем именных классов. К подобным явлениям, которые анализируются в статье, относится выбор класса в производном числительном (4 > 8), выбор класса в составном числительном (10. 2 = 20), образование новых числительных через изменение показателя класса (2 > 20). Библиогр. 7 назв. Табл. 27. Ил. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NOUN CLASSES IN NUMERALS: THE CASE OF NIGER-CONGO LANGUAGES

The article deals with some properties of the languages with noun classes (the Niger-Congo languages) which can be observed in the systems of numerals. As a rule these properties are neglected in grammatical descriptions and do not attract the attention of linguists. Meanwhile, they are worth a thorough analysis as they reveal additional potential of noun class functioning. The article analyzes the choice of a noun class in derived numerals (4 > 8), the choice of a noun class in compound numerals (10. 2 = 20), the derivation of new numerals by way of noun class changing (2 > 20). Refs 7. Tables 27. Figs 1.

Текст научной работы на тему «Именные классы в системах числительных языков нигер-конго»

УДК 811

Вестник СПбГУ. Сер. 13. 2015. Вып. 2

К. И. Поздняков

ИМЕННЫЕ КЛАССЫ В СИСТЕМАХ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ ЯЗЫКОВ НИГЕР-КОНГО

Институт университетов Франции, ИНАЛКО/ЛЛАКАН, Франция

Статья посвящена некоторым свойствам языков с именными классами (языки нигер-конго), которые проявляются в системах числительных. Эти свойства, как правило, остаются за кадром грамматических описаний и не привлекают внимания лингвистов. Между тем они заслуживают пристального внимания уже потому, что обнаруживают дополнительный потенциал использования систем именных классов. К подобным явлениям, которые анализируются в статье, относится выбор класса в производном числительном (4 > 8), выбор класса в составном числительном (10 х 2 = 20), образование новых числительных через изменение показателя класса (2 > 20). Библиогр. 7 назв. Табл. 27. Ил. 1.

Ключевые слова: именные классы, языки нигер-конго, числительные.

NOUN CLASSES IN NUMERALS: THE CASE OF NIGER-CONGO LANGUAGES

K. I. Pozdniakov

INALCO/ LLACAN, CNRS, Member of Institut universitaire de France, France

The article deals with some properties of the languages with noun classes (the Niger-Congo languages) which can be observed in the systems of numerals. As a rule these properties are neglected in grammatical descriptions and do not attract the attention of linguists. Meanwhile, they are worth a thorough analysis as they reveal additional potential of noun class functioning. The article analyzes the choice of a noun class in derived numerals (4 > 8), the choice of a noun class in compound numerals (10 х 2 = 20), the derivation of new numerals by way of noun class changing (2 > 20). Refs 7. Tables 27. Figs 1. Keywords: noun classes, Niger-Congo languages, numerals.

Прежде чем перейти к рассмотрению материала, представим базу, на основе которой построен анализ. Как известно, нигер-конго — самая многочисленная макросемья, в которую входит приблизительно 1500 языков1. В нашей базе собраны 1918 источников, фиксирующих системы числительных в языках нигер-конго (по многих языкам в базу включены несколько разных источников). Таким образом, речь идет, по-видимому, о самой полной базе данных, которая сегодня существует и которая не имеет существенных лакун. В первую очередь в нее включена универсальная база по числительным Института эволюционной антропологии Макса Планка — проект под руководством Б. Комри [1], основным исполнителем которого является Е. Чан2, а также лучшая база по лексике языков Африки3 (фиксирующая

1 Макросемья нигер-конго состоит из десятка семей и ряда отдельных изолированных языков. Такие семьи, как манде, догон и иджо, практически утратили именные классы и для нашего исследования не представляют интереса. К семьям, сохраняющим именные классы, относятся: бенуэ-конго, включая банту, ква, адамауа, убанги-гбайя, гур (включая сенуфо), кру, атлантические и мель. Отдельными ветвями нигер-конго следует сегодня считать и ряд изолированных языков: Limba, Sua, Gola, Laal, Mpre и др.

2 Вторая известная универсальная база, более 5000 языков [3], для данной статьи оказывается менее полезной, поскольку в ней собраны только числительные 1-10.

3 На январь 2015 г. — 750 000 слов.

и числительные) Г. Сежерера [2]. Помимо этого, использовались многие другие базы, в том числе и неопубликованные, например, база автора (составляемая совместно с Г. Сежерером по атлантическим языкам и языкам мель), база по языкам манде В. Выдрина и целый ряд других4.

Постановка вопроса

Статья посвящена некоторым свойствам языков с именными классами (а именно, языков нигер-конго), которые проявляются в системах числительных. Свойства, которые мы предполагаем рассмотреть, как правило, остаются за кадром грамматических описаний и не привлекают внимания лингвистов — мне не известно ни одной работы, в которой бы они системно обсуждались. Между тем, они заслуживают, на мой взгляд, самого пристального внимания уже потому, что обнаруживают дополнительный потенциал использования систем именных классов.

Первые пять числительных в нигер-конго, как правило, согласуются с существительными по именному классу, например, в Зегеег5: в-кввт о-кщ «один человек», а-коу а-кщ«одна обезьяна», 0-паак 0-кщ «одна корова». В некоторых языках и ветвях инвентарь согласуемых числительных редуцирован.

Маркер именного класса6 появляется в числительных также в некоторых контекстах, которые не зависят от существительного. Так, при счете большинство языков нигер-конго включают классный аффикс, при этом разные числительные могут включать разные аффиксы. Например, в ВМаёа используется класс N для числительных 1, 6-7, класс Ы — для 2-4, дэ — для 5, 0 — для 8-9, Ьа — для 10.

Многие языки используют ^ в числительных от 6 и выше, т. е. в числительных, не согласуемых по классу, причем не только при счете. Так, в Мап)ак щэ-Ьи$ щэ4эЬ «две собаки» (согласование), ngэ-bus и-Мсца «десять собак» (отсуствие согласования, числительное '10' с ^ и - употреблено в независимой форме).

Выбор именного класса для числительных в двух последних указанных контекстах (в счетных формах, а также в несогласуемых числительных) представляет собой отдельный интересный сюжет, который мы кратко рассмотрим ниже.

4 Замечательно, что сегодня у исследователя есть реальные возможности обращаться к специалистам по группам языков и по конкретным языкам в ходе работы над большими проектами. Самая хорошая база фиксирует формы, но не может предостеречь неофита от подводных камней, которые есть в каждой области. Считаю приятным долгом отметить, что в процессе работы над системами числительных в нигеро-конголезских языках мне помогали десятки профессионалов. Если перечислять всех, то объем статьи существенно возрастет. Ограничусь здесь упоминанием имен лишь некоторых специалистов, которые уберегли автора от нелепых ошибок или просто помогли критическими замечаниями. Это Г. Сежерер (атлантические языки), Л. Хайман (языки банту и, в целом, языки бенуэ-конго — в дальнейшем БК), М. Шекль (языки банту A80), В. Выдрин (языки манде), Р. Бойд (языки адамауа), специалисты по конкретным языкам (Е. Головко — Baga Fore, Д. Крессель — Balant, С. Вуазен — Kobiana, Одетт Омбуруэ Myene и многие-многие другие). Спасибо всем!

5 С учетом того, что в статье приводятся названия многих нигеро-конголезских языков, которые практически не упоминались в русскоязыной литературе, названия языков даются в принятой сегодня латинской орфографии.

6 Сокращения: CL — аффикс класса, CL. SG — CL единственного числа, CL. PL — CL множественного числа.

Перечисленными выше контекстами взаимодействие именных классов с числительными не ограничивается. Классы появляются также в производных числительных. Выделим здесь три основных случая.

1. Во-первых, в большинстве языков нигер-конго (и, по-видимому, уже в пра-нигер-конго) числительное '8' образовано от числительного '4' в результате редупликации первого слога исходного корня: *CL-nai '4' > *CL-na-nai '8'. При этом класс в '4' и '8' иногда совпадает, а иногда — нет, и возникает закономерный вопрос: какие факторы определяют выбор класса в производном числительном?

2. Во-вторых, языки нигер-конго, как и большинство языков мира, широко используют составные числительные. Так, например, числительное '40' образуется по модели «четырежды десять» (в частности, языки банту), либо, что менее тривиально, «дважды двадцать» (в частности, атлантические языки). Последняя модель основана на пальцевом счете, при котором две руки плюс две ноги дают в сумме 20 единиц, а числительное '20' часто восходит к лексеме со значением «человек» или «вождь» (в этих языках числительное '15' достаточно часто образуется по модели «две руки плюс одна нога»). Эта модель хорошо известна и много раз обсуждалась в литературе. Вопросы же, касающиеся выбора именных классов в первом и во втором формативах таких сложносоставных числительных, обычно остаются за кадром описательных грамматик. А между тем, вопросов в этой области возникает больше, чем может показаться на первый взляд. Обозначим здесь основные ситуации, которые будут рассмотрены в данной статье.

В составном числительном, например, 20 = 10 х 2, показатель класса нередко отсутствует во втором формативе. Так, в Bomwali (банту, A80): 0-катэ '10' (CL9)7, Вв-Ва '2' (CL2), тэ-катэ 0-Ва '20'. В таких языках появляются дополнительные основания говорить об образовании сложных слов, а не синтагм.

В составном числительном оба форматива включают показатель именного класса, например, 20 = CL10 х CL2. При этом CL может быть неодинаковым в двух формативах, а может быть одинаковым: ср. Pinji (B30) n-dzimá dí-bále '20' (10 x 2), Nsong (B80) ma-kwim т-э:1 '20' (10 х 2). В последнем случае мы наблюдаем формирование своеобразного согласования, при котором второй форматив согласуется с первым по именному классу.

Если в составном числительном оба форматива включают показатель именного класса, например, 20 = CL10 х CL2, то теоретически CL первого форматива числительного может совпадать с CL независимого числительного '10'. Сразу отметим, что, как это ни странно на первый взгляд, такая стратегия используется исключительно редко. Приведем один из единичных примеров: Moghamo (группа Grassfields) i-yum-Ьё '20' (i-yum '10', í-Ьё '2'). В подавляющем большинстве случаев классы в исходном числительном и в первом формативе производного числительного не совпадают. Так, в той же группе языков (Grassfields): Laimbue mt-ytm-bó '20' (i-ytm '10', bó '2'), где чис-

7 Для читателя, не знакомого с бантуской традицией, необходимо пояснить, что в языках банту выделяется устойчивый инвентарь именных классов, за каждым из которых закреплен определенный номер. Так, например, лично-множественный класс прабанту *ba имеет номер 2, а рефлексы класса единственного числа для небольших предметов *ka объединяются под номером 12. Принятая банту-истами нумерация классов оказалась продуктивной при изучении классов нигер-конго в целом, где нумерация классов небантуских языков, как правило, представляет конкретную этимологическую гипотезу. Так, если исследователь приписывыет именому классу -tfam языка Fula (атлантические языки) номер 6, это означает, что он этимологически сближает данный класс с классом *ma (CL6) прабанту.

лительное '10, входя в качестве первого форматива в числительное '20', меняет класс. Интерпретация этой стратегии, типичной для языков нигер-конго, будет дана ниже. Та же проблема возникает со вторым формативом. Крайне редко его класс совпадает с классом исходного числительного (в нашем примере речь идет о числительном '2'). В большинстве случаев он отличается. Чаще причина — в уже рассмотренной выше ситуации: второй форматив включается в согласование с первым формативом. Так, в той же группе языков (Grassfields): Mundani e-yem ye-be '20' (e-yem '10', be-be '2'). Но в ряде языков классы исходной и производной форм различаются и при отсуствии согласования.

3. И, наконец, настоящий парад парадигматических значимостей именных классов в числительных: стратегия, при которой производные числительные образуются без изменения лексических корней — исключительно заменой одного класса на другой. Эту стратегию системно развили языки только одной зоны банту, а именно зоны J (хотя она эпизодически встречается и в некоторых других языках нигер-конго). Так, в Chiga (J10): l-pirí '2' > a:-pirí '20'; mu-ká:gá '6' > y-ká:gá '60'; mu-ná:ná '8' > kl-ná:ná '80'.

Любопытно, что один и тот же язык может комбинировать все три выделенные стратегии. Так, в том же языке Chiga:

1. Числительное 8 образовано от 4 редупликацией: í-ná 4 > mu-ná:-ná 8 (и при этом наблюдается вариация классов 5 (í-) и 3 (mü-));

2. Числительное 200 образовано словосочетанием, но не от 100 и 2, что показалось бы нам естестественным, а от 10 и 2: pi-kumi pi-píri '200' (i-kúmi '10', i-pirí '2'). Таким образом, 200 (CL. PL) оказывается формой множественного числа от 10 и 2 (CL. SG). При этом мы наблюдаем согласование второго форматива с первым по классу.

3. Числительное 20 образовано от 2 исключительно заменой именного класса: á:-pirí '20' (i-pirí '2'), причем с использованием другого множественного класса, отличающегося от класса, который мы наблюдаем в 200, а именно CL. PL а:-.

Перейдем к анализу сформулированных вопросов.

Именные классы в счетных формах числительных.

Как считали носители пранигеро-конголезского языка?

Известны языки нигер-конго с именными классами, в которых при счете названия числительных не содержат маркеров именных классов, но таких языков очень мало. В атлантической семье единственным таким языком является Balant. В большинстве нигеро-конголезских языков при назывании числительных (например, при счете) используются маркеры классов. Эти маркеры могут быть одинаковыми для всех числительных, но это бывает крайне редко. Чаще всего для числительных 1-10 используются три-четыре различных маркера класса (при этом особые классные маркеры могут использоваться для числительных 20, 100, 200 и др.). Заметим, что и в таких системах отдельные числительные употребляются без маркеров класса. Есть ли здесь какие-нибудь общие типологические или генетические закономерности? Как считали носители праязыка нигер-конго? Эти вопросы интересны не только сами по себе. Ответы на них исключительно важны и для реконструкции корней числительных, поскольку (по крайней мере, в современных атлантических языках) в составе корней очень часто содержатся застывшие аффиксы классов, и необходи-

мы дополнительные — в том числе и косвенные — критерии и аргументы для их обнаружения.

Проанализируем распределение числительных по классам в тех языках, где эта информация имеется. Будем опираться на составленную выборку по 254 языкам бенуэ-конго (из них 166 языков банту, достаточно равномерно распределенных по зонам), для которых источники указывают маркеры класса в числительных при их независимом употреблении. Анализ нашей выборки дает следующие результаты. Из 254 языков 174 предпочитают маркировать особым классом числительное '1', а 151 язык маркирует особым классом числительное '10'. В то же время особый класс для числительного '3' отмечен только в шести языках, а для '4' — в семи, т. е. исключительно редко. Отметим, что числительные 1 и 10 могут при этом различаться классами, а могут группироваться, противопоставляясь всем остальным (табл. 1)8.

Таблица 1

Группа Язык 1 2 3 4 5 10

РЫеаи Ауи а^аЪ а-1ааг а-паца/ а-Шдеп Н°д

1ри1о е-шэ у{-а1 уё-^ уё-р уё4ап ё-рэ:1

банту-А40 Вапкоп 1-уа Ы-6а Ы-{уа Ы-пап Ы4ап ьбош

банту-М20 ШаН ка-шикепе :В-па :В-Ьапо ка-1о«до

Большинство же языков использует значительно более детализированные и разнообразные критерии группировки. При этом на порядок чаще группируются, благодаря именным классам, соседние числительные. Среди разнообразных группировок выделяются такие, которые распространены практически во всех основных ветвях бенуэ-конго. Приведем 15 наиболее частотных группировок числительных и проиллюстрируем каждую из них конкретным примером. Эти группировки даются в таблице 2.

Даже ограниченные пятнадцатью группировками данные таблицы 2 наглядно демонстрируют тот факт, что одни числительные (например, числительное 2) входят в группировки по классам значительно чаще, чем другие (например, числительное 8). Если проанализировать полную таблицу группировок (здесь она не приводится), то относительного каждого из числительных в 1-10 можно сделать следующие наблюдения.

'1'. Группировки числительного '1' относительно немногочисленны: большинство языков, что вполне естественно, предпочитает противопоставлять числительное 1 всем остальным числительным. Если же оно все же группируется, то наиболее часто в рамках группировки по классу первых пяти (1-5) или шести (1-6) числительных. В нашей выборке есть и 4 языка, в которых особый класс маркирует числительные 1-2. В частности в ^огеше (банту-Е10) : е-ш*е 1, е-Ьеге 2, но Ь8а1э 3, т Gitonga ^60) mwëy6 1, тЫН 2, но dzi-na 4.

'2'. Числительное '2' обнаруживает максимальную предрасположенность к группировкам. Наиболее характерны группировки 2-5 и 2-6. Группировка 2-4 встреча-

8 Учитывая, что при этой стратегии числительные 2-9 относятся к общему классу, числительные 6-9 здесь опущены.

Группа N яз. Формула групп Ветвь БК Язык '1' '2' '3' '4' '5' '6' '7' '8' '9' '10'

2-5 58 1,2-5, 6, 7-8, 9, 10 bantu-F10 Cilungu tfóógá ví-ílí ví-tátu ví-ni ví-sááno mu-táandá tjí-níímbálí tJT-nááni fuúndíimbálí í-kúmi

2-6 42 1,2-6, 7-8, 9, 10 bantu-С40 Sakata némo i-pé i-sar i-ni i-tsir i-sog ke-Jo ké-né leva jo

2-4 24 1, 2-4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 Bantu-C50 Pagibete moti e-bale e-salo e-kwagane bumoti motaba sambo mwambe libwa zomi

2-9 22 1,2-9, 10 Grassfields Mundani yea-mo? be-be be-tat be-kpi be-taa be-ntua be-saambe be-faa be-bs?a e-yem

7-8 21 1,2-6, 7-8, 9-10 bantu-S40 Xhosa pe m-biní n-t'áthu *n-ne ? n-tl'ánu n-t'ándáthu sí-llhéi]lle sí-bozó lí-thobá li-Jümi

6-9 20 1-5, 6-9, 10 ekoid Nde-Ndele n-d3i m-ba n-sa n-ne n-do:n a-sighasa a-simma a-neghane a-sima-wobo wobo

9-10 16 1,2-5, 6, 7, 8, 9-10 plateau Lijili lo á-be á-tje a-náró á-só mi-nzí mú-tá rúnó zá-tjé zá-be

1-6 15 1-6,7-8,9,10 bantu-ElO Simbiti ka-mwe ka-(3ere ka-tato ka-nne ka-taano ka-sansa(3a mu-hu'gate mo-naane kenda i-komi

6-8 15 1-5,6-8, 9-10 bantu-F30 Nilamba ka-mwe ka-beli ka-tatu ka-nee ka-láno mu-tandatu mup-ungate mu-naana kyenda kyumi

2-10 14 1,2-10 Mbe Mbe ómé bé-pwál bé-sá bé-ñi bé-tján bé-sesár bé-tanébépwál bé-mbéñi bé-tanébéñi bé-fwor

1-5 14 1-5,6,7,8,9,10 Grassfields Ghomala yó-mü? yó-pwó ys-tá yá-pfus ys-tS ntoks sombwss hóm vü?ú yarn

8-9 12 1/7, 2-6, 8-9, 10 bantu-H30 Ngongo m-wisi b-wol bé-tat be-wan bé-tan be-saman ns-ambwadi ke-nan ke-bva é-kwom

1-10 9 1-10 defoid Ayere T-ka i-d3i I-ta í-je - , L l-tu i-fá I-d3»I 1-го i-da I-gwá

7-9 9 1,2-5, 6/10, 7-9 idomoid Alago ó-je é-pá é-ta é-né é-ho i-hiri á-hapá á-hatá á-háné i-gwó

2-3 9 1, 2-3, 4-6/9, 7-8/10 Cross-River Eleme ü-ne o-bere o-taa é-táale é-wo é-?oro á-?árábá á-?aataa é-sira?o á-?o

Комментарий. В первом столбце указана устойчивая группа числительных, которая иллюстрируется примером. Во втором столбце указано количество языков, в которых выделяется данная группа в выборке из 254 языков бенуэ-конго (строки упорядочены по убыванию частот). В третьем столбце указаны все группировки по классам в данном конкретном языке. Группировки соседних числительных обозначаются знаком тире. Группировки несоседних числительных обозначаются косой чертой. Так, формулу в последней строке третьего столбца следует понимать следующим образом: в языке Е1ете выделяются три группировки числительных — 2-3 (класс а-), 4-6 и 9 (класс £-), а также 7-8 и 10 (класс а-).

ется существенно реже, но она представлена также в большинстве зон банту и групп других языков бенуэ-конго.

'3'. Числительное '3' активно входит в те же группировки, но крайне редко противопоставляется по классу числительному 2. Впрочем, такие примеры есть, и они, как правило, очень интересны. Например, в МЬиип (банту-В80): umw¿s '1', Ьуё1 '2', ^аг '3', 1-па '4', ^ап '5'. Отметим, что группировки 3-8 и 3-10 не отмечены ни в одном из языков.

'4' и '5'. По существу, единственная частотная группировка для числительного

4 — это 2-4 (кроме группировок, включающих четыре числительных и более), а для

5 — группировка 2-5 или 2-5/10. Группировка 5-9 встречается всего в пяти языках, а группировка 5-10, а также 5-8 (в комбинации 5-8/10) — только в одном языке. Отсутствие частотной комбинации 5-9 представляется тем более странным, если учесть, что очень во многих языках числительные 6-9 образованы от 5 (более того, судя по всему, эту деривационную модель можно реконструировать для прабанту, а возможно, и для пра-БК, с единственным исключением для числительного '8, которое, вероятно, образовывалось от числительного '4'). Также скорее неожиданным является практически полное отсутствие группировки 5/10, т. е. особого класса для 5 и 10, учитывая, что во многих языках '10' образовано от '5. Эта модель в нашей выборке встречается только в одном из говоров Eggon, где о-Ыо '5', а о-кро '10',и при этом в других числительных этот класс не отмечен (мне неизвестно, означает ли в данном случае разный тон префикса, что мы имеем дело с разными классами).

'6'. Большое число комбинаций 6-9 вполне естественно. Тот факт, что во многих языках они трансформируются в 6-8, объясняется особой ролью числительного 9, которое часто подстраивается к числительному 10. Напротив, комбинации 6-10 крайне редки.

'7'. Отметим частотность группировки 7-8 (21 язык). При этом речь идет не об одном конкретном классе БК, а скорее о принципе одинакового маркирования 7 и 8. Так, если в трех примерах этой группировки, приведенных в таблице 2, отмечен, вероятно, общий ^7 (Сйи^и 1|ж-, Sakata ке-, ХЬоза 81-), то в других языках здесь встречаются самые разные классы (табл. 3).

Таблица 3

Ветвь Язык 6 7 8 9

bantu-B70 Teke-Tyee bisémene n-tsaama m-pwama owa

bantu-C80 Tetela asamale e-sambÉÉlé e-nàànéyi divwa

bantu-J30 Nyore bisasaba mu-safu mu-nane sienda

Plateau Yeskwa ènci tô-nvà to-ndàt tyuôra

Cross-River Eleme é?àro à-îàràbà à-?aataa èsira?o

'8' и '9'. Эта же особенность характеризует и частотные группировки 8-9 и 9-10, указанные в таблице 2. Так, в группировке 7-8 встречаются самые разные классы, в частности представленные в таблице 4.

Сам принцип группировки, а не выбор конкретного класса, доминирует и в 9-10 (примеры в табл. 5).

Ветвь Язык 7 8 9 10

bantu-B10 Myene o-rwayeno e-nanayi e-noyomi i-yomi

bantu-B20 Sake bi-tanenebiba ri-mwambi ri-bvuwa djumu

bantu-B80 Mpiin n-samwe:n bf-nan bf-vwa kub

bantu-H10 Kikongo sambuwali 1-nana f-vuwa kumi

bantu-B80 Songo n-sambwar ki-nan ki-va kwim

bantu-J40 Nande eri-rinda omu-nani omw-enda eri-kumi

bantu-J50 Tembo pi-rinda mu-nant mw-tnda e-kumi

Grassfields Ngomba samba ye-ne-fom ye-ne-pfu?u ne-gum

Таблица 5

Ветвь Язык 8 9 10

банту-B70 Teke-Tyee m-pwomo o-wa o-kwuumu

банту-С40 Budza mo-nanaye li-bwa ly-omo

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

банту-С80 Tetela e-naaneyi di-vwa df-kumi

банту-G60 Hehe m-nane nyi-gonza nyi-chumi

банту^60 Rundi umu-naani i-tjeenda i-tjumi

Plateau Lijili runo za-tje za-be

В заключение этого раздела отметим два момента.

1) Анализ группировок числительных по классам не только интересен для типологии, но и имеет принципиальное значение для реконструкции как лексики, так и морфологии нигер-конго, помогая отделить маркер класса от основы, что во многих языках макросемьи является очень трудной задачей (в составе сотен лексических основ таких языков, как, например, атлантические, обнаруживаются застывшие морфемы именных классов).

2) Группировки числительных с использованием различных маркеров именных классов обнаруживают много общих черт с их группировками в результате фонетических изменений по аналогии в системах числительных. Этот вопрос здесь не рассматривается, поскольку он выходит за рамки главного сюжета статьи.

Именные классы в редуплицированных производных числительных

Как отмечалось выше, во многих языках остается еще вполне прозрачной модель образования числительного 8 от 4 с помощью редупликации. Приведем примеры из языков различных ветвей нигер-конго: Myene (банту, зона B) nayi '4', e-na-nayi '8', Boyawa (группа Plateau) nas '4', na-nas '8', Nembe (семья иджо) i-nei '4', ninei '8', Balant (атлантические) tahla '4', ta-tahla '8'.

Это может быть полная редупликация (иногда с союзом или/и с изменением маркера именного класса) — таблица 6.

Семья Язык '4' '8'

бантоидные-Ekoid Ekoi ni e-ni-ga-ni

бантоидные-Ekoid Kwa ni a-ni-ka-ni

бантоидные-Ekoid Ndoe ne be-ne be-ne

бантоидные-Ekoid Nkem ni a-ni-gi-ni

банту-E Chaga na na-na

банту-E Kamba nya nya-nya

банту-E Kikuyu nya i-nyanya

банту-G Sango na m-nana

БК-Edo Okpamheri ni e-ni-e-ni

БК-Edo Urhobo ne e-ne-ne

бантоидные-Grass-Fields Viya na ge-na-na

бантоидные-Jarawam Mbula i-ne i-ne i-ne

банту-D Enya na ce-na-na

банту-B Lumbu na di-na-na

банту-B Punu na i-na-na

банту-B Sira na gi-na-na

банту-J Haya na omu-na-na

банту-J Gwere na mu-na-na

БК-Cross-River Alege ne e-ne-ne

БК-Cross-River Bokyi Jie jpe-rbpe

БК-Cross-River Kukele na i-na-mi-na

гур Lamba nasa nasi-nasa

гур Lyele na na-na

Это может быть «частичная» редупликация — как правило, с редуцированным первым слогом (табл. 7).

Таблица 7

Семья Язык '4' '8'

бантоидные-Jarawan Kulung i-nin i-ni-nin

банту-B Enenga nai e-na-nai

банту-B Myene nayi e-na-nayi

БК-Plateau Boyawa nas na-nas

БК-Plateau Idong e-nar na-nar

иджо Nembe i-nei ni-nei

атлантические Balant tahla- ta-tahla-

адамауа Yungur kurun kun-kurun

Эта модель используется и в том случае, если нигеро-конголезский корень для '4' заменен другим. Ср., в Balant (атлантические): tahla '4' ~ ta-ta(h)la '8', а также Yungur (с удвоением последнего слога, как, возможно, и в Burak (адамауа) net '4' ~ nat-at '8').

Для реконструкции формы '4' важно иметь в виду, что если вместо [a] в '4' отмечен другой гласный (как правило, передний гласный [e] или [i]), то в редуплици-рованной форме '8' либо сохраняется тот же гласный, что и в форме '4' (см. выше, например, Urhobo ne '4' ~ e-nene '8'), либо в первом слоге для '8' отмечен гласный [а]. Это правило действует, по крайней мере, для языков банту. Приведем лишь некоторые примеры (табл. 8).

Табпица 8

Банту Язык 4 8

* прабанту ne nane

B Vove (Pove) nai nanai

B Sira ne gi-nane

B Punu ne yi-nane

B Lumbu ne nane

C Kela nei i-nane

C Kusu nem e-nanem

C Ombo nei i-nanei

E Zanaki i-nye i-nyanye

F Bende i-ne mu-nane

F Kimbu ji-ne mu-nane

F Mbugwe (Irangi) ne i-nane

F Nyamwezi ne m-nane

F Sukuma ne nane

F Sumbwa i-ne m-nane

G Ngulu ka-ne m-nane

G Pangwa i-ne nane

G Shambala ne m-nane

G Swahili ne nane

J Hunde i-ne mu-nane

J Konzo ne omu-nane

J Luhya ne mu-nane

J Masaba ci-ne si-nane

J Vinza ka-ne mu-nane

M Mambwe vi-ni ci-nani

M Pimbwe i-ne nane

Последний факт свидетельствует как минимум о двух вещах: 1) редупликация для образования '8' от '4' использовалась уже по крайней мере в прабанту, 2) в первом слоге числительного '4' следует реконструировать гласный [а], который в приведенных примерах сохраняется в числительном '8' и исчезает в числительном '4'.

Более того, в банту нередки примеры, когда пранигеро-конголезский корень сохраняется только в числительном '8' (в редуплицированной форме), а в числительном '4' — нет (табл. 9).

Зона Язык 4 8

F Mbugu hahi nane

G Bena tayi fi-mu-nana

G Hehe tayi i-mu-nana

G Ndamba mceci nani

G Pogoro msesi nani

H Kikongo kuya e-nana

H Yaka ya nana

H Yombe ya di-nana

N Manda cece nani

N Matengo sesi nani

P Matumbi sese nani

P Ngindo cece nani

Одним из факторов, объясняющих частое появление второго носового согласного в числительном 4, может служить аналогическое выравнивание числительных 4 и 8, с последующей заменой числительного 8. Это, например, может быть замена числительного 8 на композит 5+3 или 10-2 (табл. 10).

Таблица 10

Семья Язык 4 8 (5+3)

атлантические Baga Fore si-ner / ci-ner sak-tet

атлантические Baga Mboteni i-ner ib-ader

атлантические Wolof _penet jurom-_peta

гур Malba Birifor anan anu-ni-ata

гур Téén nan to sanr

манде Vai nani sog sakpa

адамауа Karang nir tog ndók sé'de (10-2)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Это может быть и замена числительного 8 инновационной формой (табл. 11).

По-видимому, имеется достаточно оснований относить редупликационную модель 8 = 4 + 4 уже к пранигер-конго. Помимо приведенных выше примеров прямого отражения этой модели в языках нигер-конго, некоторые языки вместо морфоноло-гической редупликации используют сходную «лексическую» модель с использованием числительных 4 и 2. Так, в Viemo (центральные гур) mini '2', juumi '4' ~ juumi-co niini '8'.

Образование числительного 6 от 3 по сходной модели встречается существенно реже, но все же распространено достаточно широко: Kikuyu (банту, зона E) i-tatu '3', i-ta-tatu '6', Okpamheri (группа Edo) e-sa '3', e-sa-sa '6', Alege (группа Cross-River) e-ce '3', e-ce-e-ce '6' etc. В кордофанских языках: Tira ki-ficm '3', ficin ficin '6'.

Отметим, что именно в тех языках, в которых редупликация 4 > 8 остается прозрачной, наиболее часто прослеживается модель, при которой, параллельно с 8 = 4 + 4, используется модель 6 = 3 + 3 (табл. 12).

Семья Язык 4 8

банту-А ВаЮ Ьеп1п шат

банту-А Вапкоп (АЬо) Ь1-пап тшат

банту-А Бапд ИР тшот

банту-А NdamЬomo Ц-пагр Н-тшаЫ

банту-В Кога пар1 тшаЫ

БК-РЫеаи МаЬо пеп Ьиг

догон Тепе Кап пат БИа

догон Тепе Кап пат 81га

ква АЬгоп пат роае

ква Акап (Акиарет Т^а) апап ашогсуе Дш/

ква Ваи1е (Ваои1е) пап птосие

ква Foodo пар dukwe / dukoi

ква МЬаго пе-ш о-дЫ

манде Maпdiпka пат

манде Ьоота папе dosawa

Таблица 12

Группа Язык 3 6 4 8

бантоидные-Ekoid Ekoi е-Ба е-Ба-д-аБа e-пi e-пi-ga-пi

бантоидные-Ekoid Шое Ье-га Ье-га-Ьа-га Ье-пе Ье-пе Ье-пе

бантоидные-Ekoid Nkem ьга i-гa-гa 1-Ш а-т-дьт

бантоидные-Ekoid Кша е-Ба а-Ба-ка-Би 1-П1 a-пi-ka-пi

банту-Е Kikuyu i-tatu i-ta-tatu i-пya i-пya-пya

банту-Е КатЬа i-tatu ta-tatu i-пya пуа-пуа

банту^ ^атшег! datu ta-dato пе т-па-пе

банту-F Sukuma datu ta-datu пе па-пе

банту-0 Оодо datu m-ta-datu ш ти-па-пе

банту-0 ТиЬега tatu ta-datu i-пe па-пе

банту-0 ZiguIa ka-tatu ta-datu пе т-па-пе

БК^о ОкратЬеп е-Ба е-Ба-Ба е-т е-ш-е-ш

БК-Cгoss-Riveг А1еде ё-ее ё-ее-е-ее ё-пе ее-пе-пе

БК-Cгoss-Riveг Bokyi Ьё-е1аа1 ра-е1аа1 Ьё-рЛ рьщ-р!

Иногда редупликационная модель используется и для образования других числительных. Так, в (В60): йхит '10', йхит па йхит '20'.

Вернемся к основному сюжету о классах в числительных. В редуплицирован-ном производном числительном ^ может совпадать с ^ исходного числительного, а может отличаться от него. Совпадение как правило, определяется тенденцией унифицировать классы числительных, которая параллельно проявляется в самых разных языках. Так, в таблице 12 мы видим полную унификацию классов в языках Еко1 Шое ЕтЬи/Юкиуи (Ь), ОкратЬеп и А1еде (e-). В других же языках классы различаются. В языке Кша производные числительные '6' и '8' входят в PL. 6 В большинстве приведенных в таблице языков банту зон F и G мы наблюдаем отсутствие ^ в исходных числительных '3' и '4' на фоне маркирования

^ в производных числительных '6' и '8'. Наконец, в Воку1 мы наблюдаем пропорцию исходные числительные — Ье-, производные — ,рУ-.

Можно было бы ожидать, что при образовании числительного 8 от 4, поскольку в 4, как правило, отмечен класс единственного числа, в числительном 8 будет использован класс множественного числа. Однако, по крайней мере в языках банту, это не так. По-видимому, уже в прабанту следует реконструировать деривационную модель *1-па1 '4' (CL.SG. 5) > *ши-папа\ '8' (CL.SG. 3). Впрочем, не исключено, что этимологически класс ти- представляет не рефлекс нигеро-конголезского класса 3.SG., а рефлекс класса 6В. PL, но это отдельный большой сюжет, который не может быть рассмотрен в данной статье (аргументы в пользу выделения класса 6В. PL ти в нигер-конго см.: [4]).

3. Именные классы в составных производных числительных

Языки банту. Рассмотрим фрагмент системы числительных в Муепе (банту-В), представленный в таблице 139.

Таблица 13

1. *Ы-ШОГ1 (> шоп)

2. *Ы-Ьаш (> тЬап!) 20. а-у6т а-шЬап! (10х2)

3. *Ы-гаго (> Т^аго) 30. а-у6т а-гаго

4. *Ы-пау! (> пау!) 40. а-у6т а-пау!

5. о-йш 50. а-у6т а-йш

6. 6-г6wа 60. а-у6т 6-г6wа

7.6-та-уё-п6т6 (6+1) 70. а-у6т 6-та-уёпо

8. е-па-пау! (2 х 4) 80. а-у6т ё-па-пау!

9. е-п6-уот1 (10-1) 90. а-у6т ё-п6-уот1

10. 1-у6ш{ 100. *Ы-ката (>ката). 200. кататЬаш

Прежде всего, обращает на себя внимание разнообразие именных классов в левой колонке таблицы и их единообразие в правой. В числительных от 1 до 10 система включает четыре различных класса единственного числа: К- (^9) — в 1-4, о- (^3) — в 5-7 (при этом числительное 7 образовано от 6 по формуле 6 + 1, где потд «(один) единственный, тот же»), е- (^7) — в 8-9 (числительное 8 — реду-плицированная форма от 4, числительное 9 образовано по формуле 9 = 10 - 1) и, наконец, 1- (^5) — в 10. Гоморганный носовой вполне надежно восстанавливается в 1-4, иногда по косвенным признакам: так, в 1/аго '3' носовой отсутствует, но 1/- не является рефлексом в Муепе — в этом языке > г-, что мы и видим во втором формативе числительного 30. Начальный же 1/- восходит к *К-г-.

Если в числительных 1-10 отмечены разнообразные классы единственного числа, то в составных числительных 20-90 в названиях десятков употребляется исключительно ^6 а-, т. е. один из классов множественного числа (с множественным собирательным значением). Интересный нюанс: в 20-50 второй форматив согласуется с первым по классу (а-), а в 60-90 — нет (второй форматив сохраняет классы, кото-

9 Благодарю Одетт Омбруэ за ряд уточнений и за дискуссию о классах в Муепе.

рые маркируют единицы в независимом употреблении, его высокий тон задается тоном предшествующей основы yom).

Непроизводное числительное 100 входит, как и 1, в класс единственного числа CL9. Согласуется ли в 200 второй форматив с первым, сказать невозможно, поскольку классы этих формативов в их независимом употреблении совпадают.

Сформулируем главный принцип деривации применительно к именным классам: числительное 10, входя в качестве форматива в состав числительных 20-90, сохраняет свое значение, но изменяет класс единственного числа на класс множественного числа. Для маркирования плюральной формы числительного 10 выбирается класс PL, который в языке является наиболее стандартным коррелятом класса SG в корреляции по числу. Для CL. SG. 5 (i- в Myene), который мы видим в i-yomi '10, таким стандартным коррелятом является CL. PL. 6 (а-). Что же касается второго форматива (единицы), то он согласуется с первым (десятки) именно в тех числительных, которые в их отдельном употреблении согласуются с существительными (напомним, что в языках банту согласуются с существительными числительные 1-5). Поэтому в числительных 20-50 имеет место согласование числительных 2-5 с плюральной формой числительного 10, а в 60-90 формативы 6-9 не вовлекаются в согласование.

Если сопоставить числовые характеристики исходной и производной форм, образование числительных 20-50 в Myene можно записать формулой SG > PL-PL, а числительных 60-90 — формулой SG > PL-SG.

Рассмотренная система достаточно типична для языков банту, хотя наблюдаемые в банту вариации весьма существенны. Проиллюстрируем основные вариации, ограничившись языками лишь одной зоны банту, зоны J (табл. 14).

Таблица 14

SG > SG-PL lo > ioo CL5 > 5-8 Hema lo. ikumi ioo. ikumi bibiri

SG > SG-PL looo >iooo CLll>ll-8 Hema looo. rukumi iooo. rukumi bibiri

SG > PL-PL l > io CL5 > 6-6 Gundu 3.isátü 30. makumi gasatü

SG > PL-PL loo >ioo CL5 > 6-6 Shi l00. igana 200. magána abiri

SG > PL-PL lo > ioo CL5 > 8-8 Chiga l0. ikúmi 200. ßikümi ßißni

SG > PL-PL loo >ioo CL7 > 8-8 Ganda l00. tjikúmi 200. bikúmi bibíri

SG > PL-PL looo >iooo CL7 > 8-8 Shi l000. cihumbi 2000. bihumbí bibiri

SG > PL-PL looo >iooo CLll > lo-8 Ganda l000. lùkûmi 2000. |kúmí bibíri

SG > PL-SG 8 > 8o CL3 > 6-3 Shi S. múnaani SO. mákumi galí múnaani

SG > PL-SG 9 > 9o CL3 > 6-3 Shi 9. múénda 90. mákumi galí múénda

SG > PL-SG looo >iooo CLll > lo-5 Soga l000. lùkûmi 2000. Irkurní ißfri

PL > PL-PL i > io CL8 > 6-6 Shi 2. bibiri 20. mákumi abiri

PL > PL-PL 3 > 3o CL8 > 6-6 Shi 3. bifarhu 30. mákumi ajarhu

PL > PL-PL 4 > 4o CL8 > 6-6 Shi 4. bíni 40. mákumi ani

PL > PL-PL 5 > 5o CL8 > 6-6 Shi 5. birhaanu 50. mákumi arhaanu

Пример Hema показывает, что плюрализация класса при образовании составных числительных необязательна (по крайней мере, для сотен и тысяч), хотя она безусловно доминирует в языках группы (Shi, Chiga, Ganda, Soga). Заметим также, что если исходное числительное входит в класс множественного числа (а таких при-

меров достаточно много), то в первом формативе производного числительного появляется другой CL. PL (язык Shi). Обратим внимание, что в комбинации SG > PL-PL классы множественного числа в производном составном числительном могут быть различными (Ganda, в деривации 1000 > 2000).

При образовании словосочетания от слова число возможных комбинаций SG и PL равняется восьми, но, как показывает таблица 14, реально встречается только 4 из них. Ни один язык не дает комбинаций SG > SG-SG, PL > SG-SG, PL > SG-PL, PL > PL-SG. Такое распределение подтверждает главную стратегию использования плюрализации для образования числительных более высокого порядка. Именно эта стратегия системно прослеживается и в других ветвях нигер-конго.

Атлантические языки. Для того чтобы системно сопоставить принципы деривации числительных в банту и в атлантических языках, необходимо вначале сформулировать как минимум три принципиальных отличия систем числительных в этих семьях, которые определяют особенности такой деривации.

Во-первых, следует отметить, что ориентированность систем на 10 характерна именно для банту, а не для других ветвей нигер-конго и даже не для других ветвей БК. Подавляющее большинство атлантических систем ориентированы на числительное 20, а не 10. Соответственно, в этих языках 40 = 20 х 2 (а часто и 100 = 20 х 5) и крайне редко 40 = 10 х 4.

Во-вторых, в атлантических языках числительные 6-9 системно образованы по модели 5 + 1, 2, 3, 4. В этой модели принципиально отсутствует возможность менять классы в числительных 6-7 и/или в 7-9 — числительные 6-9 сохраняют все признаки числительного 5 (первый форматив), а также числительных 1-4 (второй форматив).

В-третьих, в отличие от банту, большинство форм числительного 5 образовано в атлантических языках от лексемы «рука» с сохранением маркера класса, к которому относится «рука». В прабанту для «рука» и «пять» реконструируются разные корни.

Совокупность указанных факторов объясняет то, что классы в числительных 6-9 атлантических языков чаще всего не интересны для предмета нашего исследования. Тем не менее, как мы увидим, намеченный выше основной принцип взаимодействия категорий класса и числа в системе числительных остается в атлантических языках таким же, как в языках банту.

По-видимому, уже в праатлантическом языке составные числительные образовывались по модели 40 = 20 х 2, 60 = 20 х 3, 80 = 20 х 4. Разнообразные стратегии согласования числительных частично представлены в таблице 15 (в ней приведены лишь наиболее простые случаи).

Таблица 15

20 CL 40 CL-CL 2 CL

Bijogo o-joko ('человек') SG ya-joko ya-n-som PL-PL n-som PL

Banjal 's-v:i ('вождь') SG 'u-v:i уш-вв PL-PL 'БШ-Вв PL

Kasa s-yi: ('вождь') SG ku-yi: ku-l uís PL-PL 'si-l шэ PL

Bayot (Sénégal) 's-yi ('вождь') SG 'ku-yi kü-ing:s PL-PL 'ing:s PL

Bayot (Guinée B.) ga-bamogol ('человек') SG gü-mogol-gü-ngga PL-PL tigga

Kwataay butuman SG ba-k-an ba-ka-suba PL-PL ku-suba PL

Nyun Gunyamolo buruhur SG jamag i-nakk PL-PL ha-nakk PL

Karon s-wi SG s-wi e-supsk SG-SG su-supsk PL

Как показывает таблица, в большинстве атлантических языков центральной группы (в таблице — языки Bijogo, Banjal, Kasa, Bayot) в числительном 40 (60, 80) простые числительные 2 (3, 4) согласуются, но не по классу числительного 20, а по основному плюральному классу, коррелирующему с ним по числу. Мы видим тот же принцип, который характерен для языков бенуэ-конго. Отметим, что во всех четырех перечисленных языках образование числительного 40 оформляется в рамках корреляции по числу для одушевленных имен, CL. SG. 1. — CL. PL. 2 (что вполне понятно, учитывая этимологию числительного '20'). Плюрализация как прием деривации используется даже в том случае, когда форма числительного 20 затемнена (Kwataay butuman '20', этимология неясна, Nyun Gunyamolo buruhur '20' (возможно от «цена + человек»); в числительном 40 используются лексемы со значением «люди»)). В отдельных языках (Karon) согласование идет по сингулярному классу числительного 20, а не по его множественному корреляту.

В тех атлантических языках, где, как и в банту, наиболее последовательно реализуется десятиричная система, плюрализация класса в рамках типичной для языка корреляции по числу также позволяет образовывать новые числительные (чаще в рамках словосочетаний), см. табл. 16.

Таблица 16

SG PL SG, PL

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10 40 4

Basari e-psxw O-fsXW O-nEX 6s-nEX

Sua Ш-tepi i-tepi i-nap b-nan

Отметим, что в таких случаях также наблюдается чаще всего согласование двух формативов, т. е. в составных названиях десятков используется один и тот же класс для десятков и единиц. Однако в тех языках, где 20 образовано от 10 (10 х 2 плюс замена сингулярного класса на плюральный), единицы в составе десятков чаще всего не согласуются:

• Mankany i-pen '10' (букв.: «руки»), i-pey yí-tep '20' (yí-tep '2'), i-pey yi-bakir '40' (yi-bakir '4');

• Jaad pa-ppo '10', pa-ppo ma-ae '20'(ma-ae '2'), pa-ppo ma-nne '40' (ma-nne '4'),

• Palor dv.ykeh '10', dv.ykeh kv-nvk '20' (kv-nvk '2', dv.ykeh ni:ki:s '40' (ni:ki:s '4').

Впрочем, и здесь возможно использование плюрального класса для единиц: Baga Fore e-tele '10', e-tele men-di '20' (Ji-di '2'), e-tele me-ney '40' (Ji-ney '4').

Наконец, для полноты картины приведем гибридные составные формы, когда в '40' прослеживается корень '20', а не '10', но в качестве единицы используется '4', а не '2', т. е. в 20-90 используется корень для 10, не совпадающий с основным корнем:

• Nalu te bi-le '10' (букв.: «две руки», bi-le '2'), alafay bi-le '20', alafay bi:-na:y '40' (bi:-na:p '4');

• Pepel o-disepene '10', y-taimpugus '20' (y-pugus '2'), y-taim y-uakr '40' (y-uakr '4');

• Limba koo-hi '10, ko-nth ka-aye '20' (ka-aye '2'), ko-nth ka-nay '40' (ka-nay '4').

При всем разнообразии стратегий современные системы согласования единиц

в десятках отражают, как можно показать, существенное различие, которое характеризует две основные ветви атлантических языков — северную и центральную. По-видимому, именно праязык центральной группы сохраняет принцип согласова-

ния, который действовал в пранигер-конго — согласование единиц по плюральному корреляту классов для 10 или 20. Этот принцип был утрачен в праязыке северной ветви, где он прослеживается только в одном из языков тенда, а именно в Вазап. Он действует и в Nyun Gunyamolo, но в этом языке, как отмечают разные исследователи, числительное 20 (а возможно, и модель согласования) заимствовано из диола.

По-видимому, сходным образом действует модель согласования и в 200/2000. Рассмотрим примеры (табл. 17).

Таблица 17

Язык 100 200 1000 2000 2

1 Balant geme g-geme g-sibi wili mbooda ('1') g-wili g-sibi -sibi

2 Bayot e-temel i-temel i-rigga e-üli i-üli-i-rigga tigga

3 Banjal e'-keme si'-keme 'su:-Pe 'e-uli 's-u:li 'su>Pe 'SU:-PE

4 Kwaatay temer si-temer sú-suba e-ñjune sú-ñjune sú-suba kú-suba

5 Baga Fore bo ben ('1') Ju-bo Ji-di tengbe] ben ('1') Ji-tengbe] Ji-di Ji-di

6 Nalu m-laak a-laak bi-le m-_paak a-_paak bi-le bi-le

7 Basari keme o-keme o-ki wsli o-wsli o-ki bs-ki

8 Konyagi keme wE-keme wE-ki wsli wE-wsli wE-hi wE-hi

Как и в случае с десятками, согласование в 200 и 2000 системно прослеживается только в языках центральной группы (языки 1-5 в таблице). В северной группе оно с очевидностью проявляется только в Basari (7). Даже в Konyagi факт согласования не очевиден, поскольку в этом языке класс числительного 2 в 200 и 2000 совпадает с CL2 в самостоятельном значении (по той же причине не очевиден и факт согласования в Baga Fore (5), тем более, что в языке той же ветви — Nalu (6) согласования нет).

При этом классы в 200 и в 2000 системно отличаются в подавляющем большинстве языков от классов, которые мы встречаем в единицах и в десятках, и эта особенность также характерна для многих языков нигер-конго (одна из гипотез, которая могла бы в некоторых случаях объяснить эту особенность — использование в 100/200 и 1000/2000 классов, в которые входят заимствования, например, классов 1/2).

Языки мель. Ограничимся данными по одному из языков мель, а именно Temne (диалект Karata) (табл. 18).

Таблица 18

1. p-ín

2. pi-rÁ] 20. ki-gbá

3. pi-sas 30. ki-gbá 'to-fot (20 + 10)

4. pa-nle 40. ti-gbá tí -ríg ( 20 x 2 )

5. tamát (*ta-tam-at) 50. = 20 x 2 + 10

6. du-k-ín ( Х + 1 ) 60. ti-gbá tí-sas ( 20 x 3 )

7. de-rí] ( Х + 2 ) 70. = 20 x 3 + 10

8. de-sas ( Х + 3 ) 80. ti-gbá tâ-nle ( 20 x 4 )

9. de-ranle ( Х + 4 ) 90. = 20 x 4 + 10

10. to-fot (< * ta-fu-at) 100. k-eme k-ín 200. t-eme tí'-ríg

1000. Á-wúl ']-ín 2000. e-wúl je-rí]

Числительные 1-4 в счетных формах относятся к CL. SG. pV-. Числительное 5 восходит к форме '5' с положительным значением определенности (*ta-tam-at) — как и числительное 10 (< *ta-fu-at), — имевшей структуру CV-CVC-VC, где CV- и -VC — алломорфы именного класса в определенной форме, а CVC — корень (подробно см. [5, р. 143-144])10. Для нас важно, что этимологически в 5 и 10 восстанавливается CL. SG. ta-. Непроизводное числительное '20' входит также в CL. SG., а именно ka-. Числительные же 40-90 образуются с изменением именного класса в первом формативе на CL. PL. ta-. Более того, второй форматив согласуется с первым по классу и, соответственно, также включается в класс ta-. Иными словами, перед нами та же деривационная модель, которая характерна для языков банту и для атлантических языков. Она же проявляется и при образовании 200 от 100. В заимствованной форме keme '100' начальный корневой согласный интерпретируется как маркер именного класса единственного числа (тот же класс, что и в '20'). Соответственно, в 200 используется его множественный коррелят, и исходный корневой согласный дает t-. И, наконец, корреляция 1000 ~ 2000 также интерпретируется в рамках корреляции по числу, причем с новой парой классов: CL. SG. а- ~ CL. PL. £-.

Языки гур. Приведем фрагмент интересной системы языка Ditammari (Oti-Vol-ta) (табл. 19).

Таблица 19

SG PL-PL SG

te-pii-te 10 si-pi-si-de 20 dee-ni 2

si-pi-si-taadi 30 taadi 3

si-pi-si-wei 90 n-wei 9

di-tu-si-di 100 ye-tu-si-e ye-deMe 200 dee-ni 2

di-yoo-di 1000 ye-yoo-d-e ye-de 2000

В этом примере мы видим и корреляцию классов по числу в деривативах, и согласование членов синтагмы в 200 и 2000 на фоне всех возможных структур классных маркеров (префиксы, суффиксы, конфиксы, отсутствие маркера).

Похожи стратегии образования дериватов в другом языке группы гурма (Ой-Уока), а именно в М1уоЬе (табл. 20).

Таблица 20

SG PL, SG-PL, PL-PL SG

ks-fi 10 a-fee-ré 20 -te 2

a-fee-na 40 n-na 4

pí-le 100 pi-le-pi-le ms-te 200

kú-kotokú 1000 a-kotokú a-te 2000

В 20 (10 х 2) и в 2000 (1000 х 2) используется плюральный коррелят SG. kV-PL. а). При этом в 2000 числительное 2 согласуется по классу с 1000 (корень об-

10 При этом очевидно созвучие слов '5' и 'рука' в языках группы Тешпе-Вада-ЬапсЪша, но в рамках данной статьи невозможно изложить запутанную историю возникновения этого созвучия. Оставим за кадром и связанный с этим сюжет о первом формативе в составе числительных 6-9.

разован от слова со значением «мешок»). В 200 используется редупликация 100 плюс особый маркер класса PL. таг) для форматива '2'.

По указанной стандартной модели устроена система №сЬат (как и М1уоЬе — язык группы гурма), табл. 21.

Таблица 21

SG PL-PL SG

20. m-mur|kú 40. i-mur|kú i-lí 2. n-lí

100. di-láátáá-l 200. kú-lááfaa-u

1000. 0-kutükú 2000. 0-kutukú-bi bi-lí 2. ñ-lí

Отметим, что 200 образовано от 100 простой заменой класса на плюральный.

Действие столь похожих стратегий использования плюральных маркеров для образования числительных высшего порядка на разных полюсах нигеро-конголез-ского мира — в языках бенуэ-конго, с одной стороны, и в атлантических языках, языках мель и языках гур — с другой, позволяет предположить, что сходные принципы взаимодействия категорий класса и числа были характерны и для системы числительных нигер-конго. Следов деривативной плюрализации нет в языках семей кру и иджо, но они надежно прослеживаются в языках семьи ква. Мне не удалось обнаружить похожие стратегии ни в языках адамауа, ни в языках убанги, но следы интересующего нас явления обнаруживаются в кордофанских языках.

Ограничимся здесь одним примером — рассмотрим отдельные формы языка Коа11Ь (кордофанские) (табл. 22).

Таблица 22

SG PL-PL SG.

20. t-úp 40. r-úp r-i^én 2. -i^én

2000. á-lep (< arab.) w-i^én 200. mié kw-i^én

Для образования числительного 40 используется префикс плюрального класса. Форматив '2' в '40' согласуется с формативом '20' по классу. В '200' используется префикс сингулярного класса CL1, включающего названия живых существ, а также заимствования. В числительном '2000' в формативе '2' используется префикс w-, стандартный согласовательный маркер для вокалических именных классов.

Следы плюрализации именных классов как средства деривации в составе числительных обнаруживаются также в языках Moro и Acheron кордофанской семьи.

Указанное распределение дает достаточные основания полагать, что сходным образом осуществлялась деривация для обозначения десятков уже в пранигер-конго.

4. Именные классы как инструмент образования числительных

И наконец, существует еще одна (может быть, самая интересная) стратегия образования производных числительных. Она ориентирована исключительно на изменение именного класса для образования производной формы.

Рассмотрим фрагмент системы Efik (БК), табл. 23.

2. í-bá 40. á-bá

3. í-tá 60. á-tá

4. í-náp 80. á-náp

В ЕАк, как и в большинстве языков нигер-конго, выделяется устойчивая корреляция по числу SG. 5 ~ CL. PL. 6: в ЕАк рефлексами этих классов являются соответственно 1— а-. Оказывается, что простой замены сингулярного класса на плюральный (без участия составных форм или даже редупликации) вполне достаточно, чтобы образовать 40 от 2, 60 от 3 и 80 от 4 (очевидно, что эта система основана на двадцатеричном счете).

Образование новых числительных простой заменой класса встречается и в некоторых других языках бенуэ-конго, в том числе и в банту (табл. 24).

Таблица 24

банту-В80 Tiene (Tende) 4. i-níi 40. mu-níi

банту-С40 Sengele 4. í-nei 40. mo-nei

банту-С90 Ndengese 4. i-nej 40. bo-neji

Crassfields Limbum 4. 0-kje: 40. m-kje:

Edoid Degema 2. i-pá 40. ü-pá

Наивысшего же развития эта техника достигла, безусловно, в языках банту зоны J. Важно отметить, что приведенные в последней таблице примеры, в отличие от большинства примеров, рассмотренных выше, не позволяют заключить, что концептуальной основой деривации здесь является плюрализация исходных форм — и в Tiene, и в Sengele, и в Ndengese производные числительные, как и базовые, входят в классы единственного числа.

Так, для языков J10 модель SG > SG характерна для четырех дериваций, которые можно проиллюстрировать формами языка Gundu (табл. 25).

Таблица 25

8 > 80 9 > 90 10 > 100 10>1000

CL3 > CL7 CL3 > CL7 CL5 > CL7 CL5 > CL11

8. mü-ná:néí 9. mwé:-ndá 10. í-kumí 10. í-kumí

80. ki-na:nei 90. kJe:-nda 100. ki-kumi 1000. rn-kumi

Эпизодически встречаются и другие деривации SG > SG. Так, по-видимому, только в Tembo (J50) отмечены формы n-datu '6' > tjí-ratu '60' (CL9 > CL7) и mú-nane '8' > lú-nane '80' (CL3 > CL11). Только в Ganda встречается модель k:úmi '10' > tjí-kúmi '100' (CL9 > CL7)

Эта модель встречается и в языках семьи гур. В Northern Nuni (группа груси) названия десятков образуются исключительно заменой классного маркера. При этом деривация от 20 до 50 осуществляется заменой одного сингулярного класса на другой: Ы-1э '2' > fíi-ld '20', bi-twáá '3' > fíi-twáá '30', bi-nu '5' > fíi-nu '50'. Образование десятков простой заменой класса отмечено и в ряде языков сенуфо.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Впрочем, деривационная модель SG > PL является существенно более активной. В банту зоны ] она особенно характерна для шести дериваций. Проиллюстрируем ее формами языка Gwere (110), табл. 26.

Таблица 26

2 > 20 3 > 30 4 > 40 5 > 50 6 > 60 7 > 70

CL5 > CL6 CL5 > CL6 CL5 > CL6 CL5 > CL6 CL3 > CL10 CL3 > CL10

2. l-ßirf 3. i-sátú 4. i:-na 5. i-ta:nú 6. mu-ka:gá 7. mu-sá'nvú

20. a:-ßffi 30. a:-sátu 40. a:-na 50 .a:-ta:nu 60. n-ka:ga 70. n-sá'nvú

Для числительных 20-50 используется CL. PL. 6, а для 60-70 — CL. PL. 10, и эти классы участвуют в корреляции по числу с классами CL. SG. 5 и CL. SG. 3 соответственно. При этом как минимум в четырех языках зоны J отмечена модель CL. SG. 3 > CL. PL. 10 и для 9 > 90. В Gwere и Tembo модель CL5 > CL6 распространяется и на деривацию 2 > 20: Gwere i-pírí '2' > a:-píri '20'.

Лишь в одном языке, а именно Timbo, системно представлена модель PL > PL в деривации CL. PL. 8 > CL. PL. 6 (табл. 27).

Таблица 27

3. ßi-hätu 4. ßf-ne 5. ßi-táno 7. ßi-finda

30. má-hátu 40. má-ne 50. ma-táno 70. ma-línda

Эта модель явно вторична и реализовалась в результате нетипичной для зоны J переинтерпретации классов в числительных 2-5, 7 как множественных классов, противопоставленных числительному 1.

Четвертая теоретически возможная модель, а именно PL > SG, принципиально не встречается ни в одной деривации, что является еще одним косвенным аргументом для того, чтобы предположить, что идея плюрализации числительных высшего порядка — одна из ключевых в основе стратегии замены именных классов при образовании производных числительных, хотя, как мы видели, она далеко не все объясняет.

Чтобы полнее представить этот элегантный механизм системного использования именных классов в деривации числительных, изобразим схематично деривации с участием корней '10' и '2' в языке Soga. Корень, обозначающий '10', сочетается в Soga с шестью различными маркерами классов, а корень, обозначающий 2, — с тремя (схема).

В Soga корень kumi входит в состав трех форм с сингулярными классами и трех форм с плюральными (одна из них — факультативна). При этом мы видим в деривациях, включающих формы разных чисел, именно те корреляции по числу, которые наиболее стабильны в языке: CL5-CL6, CL7-CL8 и CL11-CL10. С другой стороны, выбор классов 7 и 11 для указанных на схеме дериваций в рамках классов ед. ч. (от формы класса 5) представляется достаточно произвольным. Так, по свидетельству Larry Hyman (p.c.), в диалекте Lulamogi архаичная форма числительного '1000' относится не к CL11, а к CL14 (Hyman: «óBu-kumí '1000', older usage»).

100. tji-kùmi CL. У A

10. i-kùmi

CL. З

1000. lù-kùmi CL. 11

200. pi-kùmi ßi-ßíгi CL. S CL. S

20. (moi-kùmi) OL:-ßíгí CL. 6 CL. 6

2000. r) -kúmí i-ßfri CL. 10 CL. З?10?

2. i-ßiri

CL. З

Схема

Корень piri не входит в состав дериватов ед. ч., но также зафиксирован в трех дериватах, в которых kumi сочетается с маркерами CL. PL. Впрочем, основной дериват от i-piri '2' может функционировать самостоятельно, вне словосочетания (a:-pírí '20'), и в этом случае также используется основная корреляция по числу для класса 5 (CL5-CL6). Различие классных маркеров CL6 та- и а:- (в ряде говоров ga-) связано с особенностями парадигм согласовательных маркеров. В связи с этим возникает вопрос, действительно ли i-píri в '2000' относится к CL5 или же форма является омонимичной формой согласовательного маркера CL10. На подобные вопросы в ряде случаев очень трудно отвечать, поскольку, фиксируя деривационные формы маркеров классов (часто омонимичные), мы не имеем возможности обратиться к контексту согласования в качестве теста.

Реально число классов в составе числительных (как сингулярных, так и плюральных) может быть еще большим. Так, в том же языке Soga от числительного í-na '4' (CL5) образована сингулярная форма mu-na:-na '8' (CL3). В языке Mpumpong (банту, A80) система числительных включает четыре различных именных класса множественного числа, а именно: CL8 для единиц — ten ne i-ná '9' (5 + 4), CL6 — для десятков — me-kam me-mbá '20'(10 х 2), CL4 для сотен — mi-tset mi-mbá '200' (100 х 2), CL2 для тысяч — o-tósin o-bá '2000' (1000 х 2).

Модель образования числительных, виртуозно развитая языком Soga, имеет важное значение не только для истории числительных в языках нигер-конго, но и для теоретического осмысления семантики именных классов. Означаемые морфем в парадигмах именных классов имеют многослойную структуру. Такая структура предполагает, что семантика каждого класса определяется в парадигме на пересечении четырех параметров: классификационного, парадигматического, синтагматического и модального (обоснование и примеры см., в частности, в [6]). Применительно к классам в числительных Soga бессмысленно говорить о классификационном аспекте их семантики, который акцентируется, когда мы выделяем, например, классы людей, классы деревьев, классы животных. Здесь на первом плане абсолютно прозрачно оказывается парадигматический аспект означающих в знаках, где главная роль

отводится корреляции классов по числу, но актуальными оказываются и некоторые другие парадигматические корреляции.

За рамками статьи остался целый ряд очень интересных нюансов, связанных с использованием именных классов в системах числительных. Между тем, не только авторы общих грамматических описаний нигеро-конголезских языков, но и авторы специальных публикаций, посвященных описанию именных классов в том или ином языке крайне редко фиксируют информацию, позволяющую исследовать сформулированные в данной статье проблемы — в лучшем случае, в таких публикациях приводятся данные о согласовании первых числительных с существительными11. Одна из главных задач данной статьи и состоит в том, чтобы привлечь внимание специалистов по именным классам к этой большой и практически не исследованной области.

Литература

1. Comrie B. (ed.). Numeral Systems of the World's Languages. URL: http://lingweb.eva.mpg.de/nu-meral (дата обращения: 05.02.2015).

2. Segerer G., Flavier S. RefLex: Reference Lexicon of Africa. Version 1.0. Paris, Lyon. URL: http://reflex. cnrs.fr (дата обращения: 05.02.2015).

3. Rosenfelder M. The numbers 1 to 10 in over 5000 languages. URL: http://www.Zompist.com/num-bers.shtml (дата обращения: ).

4. Pozdniakov K. Les classes nominales à nasales en proto-bantu dans le contexte de Niger-Congo // Le 5ème Conférence Internationale sur les langues Bantu. Paris, 2013. URL: http://pozdniakov.free.fr/nasals.pdf (дата обращения: 05.02.2015).

5. Поздняков К. И. Сравнительная грамматика атлантических языков. М.: Наука, 1993. 373 c.

6. Pozdniakov K. Micromorphologie ou morphologie de paradigme? // Bulletin de la Société de Linguistique de Paris. Vol. 98, 2003. P. 3-52.

7. Creissels D., Pozdniakov K. (éds.). Les classes nominales dans les langues atlantiques. Köln: Rüdiger Köppe Verlag, 2015 (sous-presse).

Статья поступила в редакцию 16 февраля 2015 г.

Контактная информация

Поздняков Константин Игоревич — доктор филологических наук, профессор;

[email protected]

Pozdniakov Konstantin I. — Doctor of Philology, Professor; [email protected]

11 Этот тезис можно наглядно продемонстрировать, в том числе, и на примере статей в последней коллективной монографии об именных классах атлантических языков [7], составители и редакторы которой не навязывали авторам жестких схем описания систем классов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.