Научная статья на тему 'Имена собственные в практике преподавания курса «Активные процессы в русском языке»'

Имена собственные в практике преподавания курса «Активные процессы в русском языке» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
424
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
активные процессы в русском языке / собственное имя / социоономастика / городское онимическое пространство. / active processes in Russian / own name / socio-onomastics / city onimic space

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Р. В. Разумов

В статье обосновывается возможность использования имен собственных в качестве материала для лингвистического анализа при изучении активных процессов в русском языке. Автор приводит примеры заданий, систему проблемных вопросов, которые не только активизируют познавательную деятельность студентов и способствуют более успешному освоению курса, но и формируют навыки сопоставления и обобщения лингвистических фактов, обостряют у студентов «чувство меняющегося языка». Автор статьи утверждает, что включение имен собственных в учебный процесс позволит сформировать у будущих учителей русского языка навыки организации подобной работы в школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Proper Names in Practice of Teaching the Course «Active Processes in Russian»

In the article the possibility to use proper names as a material for the linguistic analysis when studying active processes in Russian is proved. The author gives examples of tasks, the system of problematic issues which not only activate students’ cognitive activity and promote more successful development of the course, but also form skills of comparison and generalization of the linguistic facts, aggravate students’ «feeling of the changing language». The author of the article claims that inclusion of proper names into the educational process will allow us to make future Russian teachers’ skills of organization of similar work at school

Текст научной работы на тему «Имена собственные в практике преподавания курса «Активные процессы в русском языке»»

УДК 372.881.161.1 + 811.Ш.Г373.2

Р. В. Разумов

Имена собственные в практике преподавания курса «Активные процессы в русском языке»

В статье обосновывается возможность использования имен собственных в качестве материала для лингвистического анализа при изучении активных процессов в русском языке. Автор приводит примеры заданий, систему проблемных вопросов, которые не только активизируют познавательную деятельность студентов и способствуют более успешному освоению курса, но и формируют навыки сопоставления и обобщения лингвистических фактов, обостряют у студентов «чувство меняющегося языка». Автор статьи утверждает, что включение имен собственных в учебный процесс позволит сформировать у будущих учителей русского языка навыки организации подобной работы в школе.

Ключевые слова: активные процессы в русском языке, собственное имя, социоономастика, городское онимическое пространство.

R. V. Razumov

Proper Names in Practice of Teaching the Course «Active Processes in Russian»

In the article the possibility to use proper names as a material for the linguistic analysis when studying active processes in Russian is proved. The author gives examples of tasks, the system of problematic issues which not only activate students' cognitive activity and promote more successful development of the course, but also form skills of comparison and generalization of the linguistic facts, aggravate students' «feeling of the changing language». The author of the article claims that inclusion of proper names into the educational process will allow us to make future Russian teachers' skills of organization of similar work at school.

Keywords: active processes in Russian, own name, socio-onomastics, city onimic space.

В настоящее время в нашей стране происходит пересмотр традиционного содержания подготовки студентов. Постепенное введение в действие профессиональных стандартов, планируемый переход на Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования нового поколения определяют необходимость введения в практику обучения новых дисциплин, позволяющих подготовить студентов к выполнению трудовых действий, прописанных в этих документах. Одним из трудовых действий, наличие которого обязательно для будущего учителя русского языка, является «осуществление совместно с обучающимися поиска и обсуждения изменений в языковой реальности и реакции на них социума, формирование у обучающихся «чувства меняющегося языка» [8]. Сформировать его позволяет введение в учебный процесс дисциплины «Активные процессы в русском языке». В последнее время она активно вводится в российских вузах в магистратуре, однако, на наш взгляд, может быть представлена и в бакалавриате, завершая систематическое изучение курса «Современный русский язык» или выступая в качестве параллельной этому предмету.

Авторы одного из учебников по дисциплине «Активные процессы в русском языке» справед-

ливо отмечают, что при изучении курса необходимо стремиться «описать все многообразие как центральных, так и периферийных явлений, ибо известно, что в определенные исторические эпохи именно маргинальные процессы могут оказывать влияние на систему в целом» [6, ^ 6]. К сожалению, достичь данной цели в учебном процессе не всегда получается. На наш взгляд, это происходит в том числе и потому, что при составлении курсов преподаватели обычно обращаются лишь к апеллятивам, полностью или частично игнорируя имена собственные. Социальность онимов, неоднократно отмечаемая исследователями (В. А. Никонов, А. В. Суперанская, В. Д. Бондалетов и др.), делает их идеальным языковым материалом для изучения динамических процессов, происходящих в системе языка. Особенно перспективными для анализа являются разряды периферийных онимов, в том числе встречающихся в городском пространстве. Не менее интересным может стать и обращение к именам собственным, функционирующим в интернете, поскольку большинство современных молодых людей проводят там все свое свободное время.

Включение имен собственных в практику обучения будущих учителей русского языка

© Разумов Р. В., 2017

должно преследовать и методическую цель - показать возможности их использования при изучении широкого круга тем по данному предмету. К сожалению, действующие школьные учебники практически не формируют у учащихся знаний, умений и навыков в области употребления имен собственных, фактически ограничиваясь употреблением прописной буквы в антропонимах, зоонимах и топонимах, а также особенностями их склонения. В то же время разнообразные типы онимов могут быть использованы и при изучении тем по фонетике, словообразованию, лексикологии, стилистике и т. д. Это позволит сформировать у студентов представление о том, как аналогичная работа может быть построена на уроках русского языка.

Имена собственные могут использоваться при изучении различных разделов курса «Активные процессы в русском языке».

При изучении темы «Активные процессы в графике и орфографии» студентам в качестве домашнего задания можно предложить найти примеры проявления в именах собственных следующих тенденций: использование элементов дореволюционной орфографии, элементов некириллических графических систем (латиницы и др.), букв-пиктограмм, параграфемных средств. На практическом занятии преподаватель вместе со студентами должен обсудить уместность и допустимость использования подобных средств экспрессии. В качестве дополнительных заданий по этой теме можно предложить учащимся определить, какие буквы чаще всего заменяются пиктограммами, объяснить полученные статистические результаты. Не менее любопытным может стать и проверка псевдодореволюционных названий на соответствие их действовавшим до 1917 г. орфографическим правилам. Интерес у студентов обычно вызывает и поиск названий, содержащих орфографические ошибки. Данный вид работы мы неоднократно применяли на курсе «Современное русское правописание» (см. об этом [10]), но подобные задания могут быть использованы и при изучении активных процессов в русском языке.

При изучении темы «Активные процессы в словообразовании» имена собственные используются при рассмотрении неузуальных способов словообразования. В зависимости от интересов студентов и преподавателя данный вопрос может быть рассмотрен на материале рекламных имен или неофициальной городской топонимии и ой-конимии. При подготовке к практическому заня-

тию обучающиеся должны познакомиться со статьями по данной теме, выписать из них термины и их определения, а также подобрать собственные языковые иллюстрации. В качестве источника информации о неузуальных способах словообразования в рекламной номинации можно порекомендовать студентам работы Т. П. Романовой [13, 14], С. В. Ильясовой и Л. П. Амири [4]. Особенностям создания неофициальной городской топонимии и ойконимии посвящены статьи М. В. Ахметовой [1], И. Н. Потанахиной [7] и других ученых.

Безусловно, имена собственные должны быть использованы при изучении тем блока «Активные процессы в лексике». Например, к практическому занятию, посвященному рассмотрению процессов заимствования слов в начале 2000-х гг., студенты подбирают примеры использования новых заимствований в названиях коммерческих городских объектов. В качестве отдельного задания можно предложить учащимся найти эргони-мы кафе и ресторанов, содержащих варваризмы и экзотизмы. Особенно много подобных типов слов в названиях объектов, ориентированных на определенную национальную кухню (японскую, китайскую, украинскую и т. п.).

Имена собственные могут быть использованы и при изучении темы «Активные процессы в грамматике». Например, при подготовке к занятию студенты должны найти рекламные имена, иллюстрирующие тенденцию к аналитизму. В качестве источника материала для анализа им следует рекомендовать этикетки с названиями конфет, молочных продуктов, шампуней, мыла и других подобных товаров. В языковой материал практического занятия преподаватель может включить для рассмотрения эргонимы кафе и ресторанов, содержащие разговорные фразы-клише типа «Днем и ночью», «До рассвета!», «Лапша на ушах», «Время есть!», «Сушим весла», «Хочу есть» и др., попросив студентов установить, как связан выбор синтаксической конструкции с целевой аудиторией данных заведений.

В рамках курса «Активные процессы в русском языке» должен существовать и самостоятельный блок тем под общим названием «Активные процессы в ономастике». Подобный раздел был выделен в пособии Н. А. Кузьминой и Е. А. Абросимовой [6], однако он, на наш взгляд, построен не совсем удачно: основной акцент в нем сделан на анализе эргонимов, а другие типы онимов практически не используются. При изучении курса мы отводим на этот раздел

2 практических занятия: первое из них посвящаем активным процессам в антропонимии, а второе - активным процессам в городском онимиче-ском пространстве. По желанию преподавателя количество часов на этот блок можно увеличить, введя в него отдельную тему, связанную с функционированием имен собственных в интернете.

При подготовке к практическому занятию по активным процессам в антропонимии студентам можно порекомендовать познакомиться с работой на эту тему М. В. Голомидовой [2]. В качестве тем для обсуждения следует предложить ряд проблемных вопросов, не имеющих однозначного решения:

— Нужно ли регламентировать выбор имен для новорожденных?

— Можно ли давать детям имена-аббревиатуры или необычные имена?

— Следует ли русским отказаться от отчества?

— Можно ли ввести в качестве отдельной ан-тропонимической категории матчество (имя по матери)?

— Нужно ли бороться с прозвищами в подростковой среде?

— Каким должен быть никнейм?

Во время занятия можно устроить мини-диспуты, для которых студенты предварительно должны подготовить аргументы в защиту одной из точек зрения. Например, при обсуждении вопроса о допустимости имен-аббревиатур и редких имен можно предложить высказать точку зрения по данному вопросу от лица представителя одной из социальных групп: родителя, носителя редкого имени, носителя модного имени, законодателя, представителя органов опеки. В качестве практического задания можно предложить студентам собрать в интернете информацию о частотности личных имен, которые даются родителями в настоящее время в разных регионах Российской Федерации, сопоставить полученные данные со сведениями по предшествующим десятилетиям. В качестве другого задания студенты должны собрать и проанализировать никнеймы: определить частотные способы их образования, отношение владельцев к выбору этой антропонимической категории.

Второе практическое занятие традиционно посвящается функционированию имен собственных в городском онимическом пространстве. Для подготовки к семинару студентам следует познакомиться с работами на эту тему М. В. Голомидовой [3], И. В. Крюковой [5], Р. В. Разумова [9]. Для обсуждения на семинаре

им можно предварительно предложить следующие вопросы:

— Какими должны быть названия наших улиц?

— Следует ли регламентировать создание названий коммерческих объектов?

— Почему нас не устраивают официальные названия остановок?

— Каким должно быть идеальное название для жилого комплекса?

При проведении практического занятия преподаватель может организовать номинативную игру, позволяющую проанализировать существующие в обществе ономастические стереотипы (см. об ономастических стереотипах: [11]). Например, во время семинара студенты должны разбиться на 3-4 нейминговых агентства, в задачу которых входит создание названия для четырех новых улиц и одной площади микрорайона, при этом все предлагаемые урбанонимы должны тематически соотноситься с наименованием жилого комплекса. При работе со студентами двух-профильного бакалавриата «Русский язык» -«Образование в области иностранного языка (английский язык)» мы предлагали им придумать названия для жилых комплексов «Английская жизнь», «Американские горки», «Планета Голливуд», «Маленькая Шотландия». Анализ вариантов показывает, что большинство учащихся предлагают создавать урбанонимы-посвящения в честь известных людей или «красивые» урбано-нимы. Сопоставление полученных вариантов с материалами исследований ученых по современной урбанонимии позволяет сделать вывод о существовании соответствующего ономастического стереотипа.

Во время практического занятия следует обратиться и к изучению функционирования конно-тонимов в городской среде (см. об этом [12]). Во время семинара преподаватель может провести ассоциативный ономасиологический эксперимент [15, с. 134-150], предложив студентам придумать микроурбанонимы для 5-6 городских объектов, используя для этого прецедентные имена. При организации подобной работы следует выбирать фотографии памятников и зданий, имеющих неофициальные названия и расположенных в других регионах нашей страны. Во время обсуждения полученного массива вариантов названий выделяются отличительные черты объекта, положенные в основу микроурбанони-ма, сопоставляется восприятие объекта студентами и жителями города.

Имена собственные, безусловно, должны использоваться в образовательном процессе не только высших, но и средних учебных заведений. Описанные приемы работы не исчерпывают все возможные варианты работы с ними, однако позволяют судить о способах включения различных типов онимов в образовательный процесс.

Библиографический список

1. Ахметова, М. В. Заметки о неофициальной русской урбанонимии [Текст] / М. В / Ахметова // Вопросы ономастики. - 2010. - № 2. - С. 53-68.

2. Голомидова, М. В. Русская антропонимическая система на рубеже [Текст] / М. В. Голомидова // Вопросы ономастики. - 2005. - № 2. - С. 11-22.

3. Голомидова, М. В. Урбанонимический дизайн: к вопросу о названиях внутригородских объектов [Текст] / М. В. Голомидова // Вопросы ономастики. -2015. - № 1. - С. 186-195.

4. Ильясова, С. В. Языковая игра в коммуникативном пространстве СМИ и рекламы [Текст] / С. В. Ильясова, Л. П. Амири. - М. : Флинта, 2009. -296 с.

5. Крюкова, И. В. Названия российских деловых объектов с точки зрения языковой моды [Текст] / И. В. Крюкова // Этнографическое обозрение. -2007. - № 1. - С. 120-131.

6. Кузьмина, Н. А. Активные процессы в русском языке и коммуникации новейшего времени [Текст] / Н. А. Кузьмина, Е. А. Абросимова. - М. : Флинта, Наука, 2013.

7. Потанахина, И. Н. Городская неофициальная топонимика [Текст] / И. Н. Потанахина // Русский язык в школе. - 2008. - № 10. - С. 65-68, 84.

8. Профессиональный стандарт Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель), утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 544н от 18.10.2013.

9. Разумов, Р. В. Активные процессы в урбанонимии Российской Федерации [Текст] / Р. В. Разумов // Активные процессы в социальной и массовой коммуникации : коллективная монография. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2014. - С. 290-307.

10. Разумов, Р. В. Изучение норм русского правописания и городское онимическое пространство [Текст] / Р. В. Разумов // Сталинградская гвоздика : сб. материалов Междунар. форума преподавателей русского языка и литературы славянских стран и государств. - Волгоград, 2013. - С. 164-168.

11. Разумов, Р. В. Ономастические стереотипы современного городского пространства [Текст] / Р. В. Разумов // Язык - Текст - Дискурс: традиции и новаторство : материалы междунар. научн. конф. : в 2. ч. - Ч. 2. - Самара : Самарский университет, 2009. -С. 148-153.

12. Разумов, Р. В. Прецедентные онимы в неофициальном городском ономастиконе [Текст] / Р. В. Разумов // Ярославский педагогический вестник. - 2011. - № 4. - Т. 1. - С. 169-172.

13. Романова, Т. П. Актуализация компонентов коммерческого послания в рекламной номинации [Текст] / Т. П. Романова // Вопросы ономастики. -2016. - Т. 13. - № 1. - C. 140-150.

14. Романова, Т. П. Система способов словообразования рекламных собственных имен [Текст] / Т. П. Романова // Вестник Самарского государственного университета. - 2007. - № 5/2. - С. 204-214.

15. Рут, М. Э. Образная номинация в русской ономастика [Текст] / М. Э. Рут. - М. : Изд-во ЛКИ, 2008. - 192 с.

Bibliograficheskij spisok

1. Ahmetova, M. V. Zametki o neoficial'noj russkoj urbanonimii [Tekst] / M. V / Ahmetova // Voprosy onomastiki. - 2010. - № 2. - S. 53-68.

2. Golomidova, M. V Russkaja antroponimicheskaja sistema na rubezhe [Tekst] / M. V. Golomidova // Voprosy onomastiki. - 2005. - № 2. - S. 11-22.

3. Golomidova, M. V Urbanonimicheskij dizajn: k voprosu o nazvanijah vnutrigorodskih ob#ektov [Tekst] / M. V. Golomidova // Voprosy onomastiki. - 2015. -№ 1. - S. 186-195.

4. Il'jasova, S. V Jazykovaja igra v kommunikativnom prostranstve SMI i reklamy [Tekst] / S. V. Il'jasova, L. P. Amiri. - M. : Flinta, 2009. - 296 s.

5. Kijukova, I. V. Nazvanija rossijskih delovyh ob#ektov s tochki zrenija jazykovoj mody [Tekst] / I. V. Kijukova // Jetnograficheskoe obozrenie. - 2007. -№ 1. - S. 120-131.

6. Kuz'mina, N. A. Aktivnye processy v russkom jazyke i kommunikacii novejshego vremeni [Tekst] / N. A. Kuz'mina, E. A. Abrosimova. - M. : Flinta, Nauka, 2013.

7. Potanahina, I. N. Gorodskaja neoficial'naja toponimika [Tekst] / I. N. Potanahina // Russkij jazyk v shkole. - 2008. - № 10. - S. 65-68, 84.

8. Professional'nyj standart Pedagog (pedagogicheska-ja dejatel'nost' v doshkol'nom, nachal'nom obshhem, os-novnom obshhem, srednem obshhem obrazovanii) (vospi-tatel', uchitel'), utverzhden prikazom Ministerstva truda i social'noj zashhity Rossijskoj Federacii № 544n ot 18.10.2013.

9. Razumov, R. V Aktivnye processy v urbanonimii Rossijskoj Federacii [Tekst] / R. V. Razumov // Aktivnye processy v social'noj i massovoj kommunikacii : kollektivnaja monografija. - Jaroslavl' : Izd-vo JaGPU, 2014. -S. 290-307.

10. Razumov, R. V. Izuchenie norm russkogo pravopisanija i gorodskoe onimicheskoe prostranstvo [Tekst] / R. V. Razumov // Stalingradskaja gvozdika : sb. materialov Mezhdunar. foruma prepodavatelej russkogo jazyka i literatury slavjanskih stran i gosudarstv. - Volgograd, 2013. - S. 164-168.

11. Razumov, R. V Onomasticheskie stereotipy sov-remennogo gorodskogo prostranstva [Tekst] / R. V Razumov // Jazyk - Tekst - Diskurs: tradicii i nova-torstvo : materialy mezhdunar. nauchn. konf. : v 2. ch. -Ch. 2. - Samara : Samarskij universitet, 2009. -S. 148-153.

12. Razumov, R. V Precedentnye onimy v neofi-cial'nom gorodskom onomastikone [Tekst] / R. V Razumov // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. -2011. - № 4. - T. 1. - S. 169-172.

13. Romanova, T. P. Aktualizacija komponentov kommercheskogo poslanija v reklamnoj nominacii [Tekst] / T. P. Romanova // Voprosy onomastiki. - 2016. -T. 13. - № 1. - C. 140-150.

14. Romanova, T. P. Sistema sposobov slovoobra-zovanija reklamnyh sobstvennyh imen [Tekst] / T. P. Romanova // Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2007. - № 5/2. - S. 204-214.

15. Rut, M. Je. Obraznaja nominacija v russkoj ono-mastika [Tekst] / M. Je. Rut. - M. : Izd-vo LKI, 2008. -192 s.

Reference List

1. Akhmetova M. V Notes about informal Russian urbanonymy // Onomastics Questions. - 2010. - № 2. -P. 53-68.

2. Golomidova M. V. The Russian antroponimic system at a boundary // Onomastics Questions. - 2005. -№ 2. - P. 11 -22.

3. Golomidova M. V Urbanonimic design: to a question of names of intracity objects // Onomastics Questions. - 2015. - № 1. - P. 186-195.

4. Ilyasova S. V. A language game in communicative space of media and advertizing. - M. : Flint, 2009. -296 p.

5. Kryukova I. V Names of the Russian business objects from the point of view of language fashion // the Ethnographic review. - 2007. - № 1. - P. 120-131.

6. Kuzmina N. A. Active processes in Russian and communication of the latest time. - M. : Flint, Science, 2013.

7. Potanakhina I. N. Urban informal toponymics // Russian at school. - 2008. - № 10. - P. 65-68, 84.

8. The professional teacher standard (pedagogical activity in the preschool, primary general, main general, secondary general education) (the tutor, the teacher), is approved by the order of the Ministry of Labour and Social Protection of the Russian Federation № 544n from 18.10.2013.

9. Razumov R. V. Active processes in urbanonymy of the Russian Federation // Active processes in social and mass communication: collective monograph. - Yaroslavl : YSPU publishing house, 2014. - P. 290-307.

10. Razumov R. V. Studying of standards of the Russian spelling and city onimic space // Stalingrad carnation: collection of materials international. forum of Russian and literature teachers of the Slavic countries and states. -Volgograd, 2013. - P. 164-168.

11. Razumov R. V. Onomastic stereotypes of modern city space // Language - the Text - the Discourse: traditions and innovation: materials of the international scientific conference.: in 2 parts - V 2. - Samara: Samara university, 2009. - P. 148-153.

12. Razumov R. V. Case onyms in informal city onomastikon // Yaroslavl pedagogical bulletin. - 2011. -№ 4. - T. 1. - P. 169-172.

13. Romanova T. P. Updating of components of the commercial message in the advertizing nomination // Onomastics Questions. - 2016. - T. 13. - № 1. -P. 140-150.

14. Romanova T. P. Ways System of word formation of advertizing own names // Bulletin of Samara State University. - 2007. - № 5/2. - P. 204-214.

15. Rut M. E. The figurative nomination in the Russian onomastics. - M. : LKI publishing house, 2008. -192 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.