УДК 81'42; 801.7
DOI 10.24411/2409-3203-2019-11050
ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ СО ЗНАЧЕНИЕМ ОЦЕНКИ В РАССКАЗЕ В.М. ГАРШИНА «КРАСНЫЙ ЦВЕТОК»
Садченко Валентина Тарасовна
д.филол.н., проф., зав. кафедрой русского языка и издательского дела ФГБОУ ВО Тихоокеанский государственный университет Россия, г. Хабаровск Мезенцева Василина Константиновна
студентка
ФГБОУ ВО Тихоокеанский государственный университет Россия, г. Хабаровск
Аннотация: Статья посвящена описанию категории оценки в русском языке. Обращается внимание на средства выражения данной категории, типы языковых знаков с семантикой оценки и типы оценочных значений. Рассмотрена лексико-семантическая группа имен прилагательных с оценочным значением в рассказе В.М. Гаршина «Красный цветок»; выявлены и классифицированы имена прилагательные, обладающие оценочной семой. Исследование отдельного семантического пласта оценочной лексики необходимо для определения образного потенциала данных слов и его реализации как в обычной языковой ситуации, так и в художественной литературе, в лингвистике текста.
Ключевые слова: категория оценки, имена прилагательные, художественный текст.
ADJECTIVES WITH THE MEANING OF THE ASSESSMENT IN THE STORY OF
V.M. GARSHIN "RED FLOWER"
Sadchenko ValentinaT.
Doctor of Philology, professor
Pacific State University Russia, the city of Khabarovsk Mezenceva Vasilina K.
student Pacific State University Russia, the city of Khabarovsk
Abstract: The article is devoted to the description of the assessment categori in Russian. Attention is drawn to the means of expression of this category, the types of linguistic signs with the semantics of evaluation, and the types of assessment values. The lexical-semantic group of adjectives mith an estimated value in the story is considered of V.M. Garshin "Red flower"; identified and classified adjectives with an estimated seme. The study of a separate semantic layer of evaluative vocabulary is necessary to determine the figurative potential of these words and its implementation both in the usual language situation and in fiction, in text linguistics.
Keywords: rating category, adjectives, literary text.
Оценка - сложный процесс, который производится сознанием субъекта, воспринимающего и обрабатывающего информацию о внешнем мире, а также
одновременно соотносящего её с собственной картиной мира, представленной множеством других, смежных с оценкой категорий (интенсивности, модальности, состояния и т.д.). Являясь одной из важных составляющих коммуникативно-познавательной деятельности людей, оценка может быть зафиксирована в семантической структуре лексемы как компонент её значения или же в прагматике лексемы, учитывающей условия её употребления. Семантический и прагматический аспекты неразделимы, поскольку все стороны функционирования лексемы отражают слияние семантики (собственного значения единиц языка, включая высказывание в целом) и прагматики (условий, при которых реализуется процесс коммуникации) [2].
В лингвистике оценка понимается как выраженный вербально результат оценочной деятельности индивида - то есть как закрепленное в высказывании или компонентах языковой системы оценочное отношение говорящего (пишущего) к предмету речи. В русском языке данная категория может быть выражена при помощи разноуровневых средств выражения: фонетических, графических, словообразовательных, лексических и синтаксических. Наиболее частотными из перечисленных являются имена прилагательные, для которых, как для частей речи, обозначающих признак, характерно разнообразие оценочной семантики.
Н.Д. Арутюнова выделяет два основных типа оценочных значений: общеоценочное и частнооценочное. В реализации первого участвуют синонимические ряды с доминантами-прилагательными «хороший» и «плохой» (превосходный - скверный; восхитительный -отвратительный и др.). Такие прилагательные выражают общую оценку, своеобразный аксиологический итог, основанный на мнении субъекта речи о ценности ее объекта. Группа слов с частнооценочным значением включает в себя значения, дающие оценку одной из сторон объекта с определенной точки зрения, поэтому является более обширной и разнообразной, чем первая группа. Каждая из названных групп способна характеризовать как один и тот же объект с разных сторон, так и разные объекты [1].
Помимо этого, прилагательные довольно неоднородны по репрезентации в речи. Некоторые уже несут в себе оценочную функцию (знаки-функции), некоторые приобретают оценочный оттенок только в контексте (знаки-коннотации), у других в семантической структуре присутствует оценочный компонент в виде семемы или семы (знаки-прагмемы).
Знаки-функции представляют собой слова, содержащие оценку в семантической структуре (хорошенький, прелестный, великолепный).
У знаков-коннотаций лексическое значение не содержит оценки, однако она создается при помощи метафорического переноса за счет ассоциативного потенциала слова в конкретном контексте. У знаков-прагмем предметное и оценочное значения неразрывно связаны между собой.
Семантика знаков, актуализирующих оценочную функцию высказывания, специфична, поскольку она лежит в основе межуровневого взаимодействия единиц языка в функционально-семантическом поле оценки.
Проза В.М. Гаршина отличается психологической наполненностью, особенным взглядом на мир. В творчестве В.М. Гаршина исследователи выделяют две тенденции отображения действительности и, соответственно, делят все тексты писателя на два типа: произведения, тяготеющие к иносказанию, сказочности, притчевым мотивам, реализующие тенденции «условного» изображения действительности («Attaleapnnceps», «Сказка о жабе и розе», «Сказание о гордом Аггее» и др.), и произведения, стремящиеся к реалистичному описанию мира и реализующие тенденцию «жизнеподобного» изображения действительности («Четыре дня», «Трус», «Встреча», «Происшествие» и др.) [4]. Каждый тип имеет свои способы организации текста, однако в них можно обнаружить общие моменты, в первую очередь, те средства, при помощи которых автор передает специфику своего мироощущения, мироощущения своих героев, трагедий и страданий, переживаемых ими.
Рассказ «Красный цветок» является синтезом двух упомянутых выше типов текста, поскольку в нем реализуются сразу два принципа - «условности» и «жизнеподобия» (В.Е. Хализев). В рассказе поднимается тема безумия, вероятно, этим обусловлена некая фантастичность происходящего, представленного глазами больного человека, возникающая благодаря элементам поэтики, характерным для принципа «условности», несмотря на то, что сам В.М. Гаршин относил это произведение к реалистичным.
Одна из особенностей прозы В.М. Гаршина заключается в том, что в рассказах, написанных от третьего лица, писатель настолько подробно раскрывает перед читателем размышления героя, его восприятие и отношение к происходящим событиям, настолько погружает читателя во внутренний мир персонажа, что создается впечатление повествования от первого лица, столь им любимой.
Значительную роль при этом играет оценочная лексика. Большую часть использованной Гаршиным оценочной лексики составляют имена прилагательные. Имена существительные составляют примерно одну треть от общего количества языковых единиц со значением оценки; еще реже используются наречия и глаголы.
Прилагательные, обладающие оценочной семой и используемые автором, вслед за Н.Д. Арутюновой можно разделить на две группы: 1) прилагательные с общеоценочным значением и 2) прилагательные с частнооценочным значением.
Первая группа представлена в тексте всего одним словом, а именно лексемой хороший в словосочетании хорошая погода.
Материал позволяет разделить имена прилагательные, относимые ко второй группе, на семь подгрупп:
1) имена прилагательные, включающие в свое значение сенсорно-вкусовые, или гедонистические, оценки в следующих словосочетаниях: громкий, резкий голос, липкий пол, теплая вода, ванна, грубое полотенце, жгучее прикосновение, невыносимая боль, монотонный голос, хриплый контральто, бледное лицо, грязное стекло, ясная погода, сильный ток, тяжелая рука, густая трава, холодный пот, жидкая кашица, утомительная борьба, тихая, теплая ночь, громкий вопль, нежный комочек золы и др. Данная подгруппа является самой обширной из представленных в тексте (40%), т.к., как уже упоминалось, В.М. Гаршин активно использует в рассказе принцип «жизнеподобия» и ему важно передать ощущение реального мира, описать привычные предметы сквозь призму физических ощущений героя;
2) имена прилагательные, включающие в свою семантику психологические оценки (25%) в словосочетаниях тяжелое впечатление, расстроенное, возбужденное воображение, бессвязная речь, простые слова, безумные мысли, решительная походка, спокойные глаза, безумные глаза, редкая логика, великая мысль, глубокая дума, безумная решимость, горделивое счастье и др. Психологические оценки важны не менее сенсорно-вкусовых, т.к. позволяют писателю показать внутренний мир персонажей, восприятие происходящих событий через призму переживаемых ими эмоций и уровня интеллекта;
3) прилагательные, включающие в лексическое значение эстетические оценки (18%). Такие оценки возникают из синтеза сенсорно-вкусовых и психологических оттенков значения. Данную подгруппу составляют следующие прилагательные в словосочетаниях страшная комната, чудовищные мысли, красивое, холеное лицо, буйное движение, волшебный, заколдованный круг, самый красивый цветник, чудная красота, фантастический призрак, таинственное, страшное существо, ужасное содержание (потоков зла) и др.;
4) к единицам с этической оценкой относится прилагательное честный в сочетании с существительным боец. Реализация в тексте рассказа «Красный цветок» этических оценок осуществляется при помощи имени существительного: «Зачем вы делаете зло?»; «В этот яркий красный цветок собралось все зло мира»; «Его зло перейдет в его грудь, его душу...»; «ползучими потоками извивается зло» и т.д. Вероятно, причина данного факта заключается
в том, что одной из ведущих тем в указанном рассказе является тема жертвенности ради победы над всемирным злом, во имя человечества;
5) единицы, содержащие утилитарные оценки. Данная подгруппа также малочисленна, как и предыдущая, и включает всего одно слово способный в словосочетании способные к труду. При этом в контексте рассказа данное прилагательное подвергается частичной субстантивации: «Надзиратель заставлял работать в нем всех сколько-нибудь способных к труду». Как правило, утилитарные оценки не являются типичной составляющей категории оценки в художественных текстах;
6) единицы, содержащие нормативные оценки. Данная подгруппа представлена следующими прилагательными в словосочетаниях здоровый человек, спокойный человек, полная память, полное сознание, больной мозг, правильные суждения, он (был) безумен и др. Имена прилагательные в выделенных словосочетаниях характеризуют психическое состояние человека, выступают в качестве синонимов к антонимичной паре «здоров -болен». Писатель часто выстраивает антитезы на их основе: «И на здорового человека она [комната] могла произвести тяжелое впечатление, а на расстроенное, возбужденное воображение действовала тем более тяжело»»; «Боль от этой операции, невыносимая и для спокойного и здорового человека, показалась больному концом всего»» «На несколько мгновений он проснулся в полной памяти, как будто здоровым, затем чтобы утром встать с постели прежним безумцем». Постоянное противопоставление состояния героя и общепринятой нормы подчеркивает прогрессирование его болезни, усиливает впечатление от пережитых им потрясений;
7) единицы, содержащие телеологические оценки: удобное мгновение, призрачная борьба. Оба прилагательных относятся к процессу деятельности главного героя с позиций направленности на определенную цель, в данном случае это побег из палаты за последним цветком и сам процесс борьбы героя со злом, воплощенным, по его мнению, в маках.
Многообразие используемых В.М. Гаршиным адъективных средств выражения оценки, разнообразнейших по своим аксиологическим возможностям: от оценки, основанной на физических ощущениях, до оценки, основанной на системе морально-этических норм, - репрезентирует мастерство писателя, его художественный метод, стремление «создать как можно более правдоподобный мир, неотличимый от реального» [4]. В.М. Гаршин пользуется всем доступным лингвистическим материалом, чтобы раскрыть взаимоотношения главного героя с окружающим его миром, отразить его систему ценностей, выразить собственное отношение к какому-либо элементу текста и расставить акценты, помогающие понять замысел произведения.
Список литературы:
1. Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений. Оценка. Событие. Факт. - М.: Наука, 1988. - 339 с. - С. 198.
2. Вольф Е.М. Функциональная семантика оценки. - М.: Наука, 1985. - 228 с. -
С. 203.
3. Гаршин В.М. Красный цветок: рассказы и повести. - СПб.: Лениздат, 2013. -
414 с.
4. Папазова К.А. Персонаж, время, пространство в художественном мире прозы В.М. Гаршина: дис. ... канд. филол. н. - Ростов-на-Дону, 2010. - 229 с.