«ИМЕЕТ БОЛЬШОЕ ЗНАЧЕНИЕ...» (О планах восстановления железной дороги Псков — Гдов)
Свидетельствуют документы
В годы Первой Мировой войны (1915-1916 гг.) была построена в качестве рокадной Псково-Полоцкая железная дорога, одним из участков которой являлась линия Псков — Гдов. Она успешно функционировала в течение всех лет до Великой Отечественной войны, а затем прекратила существование: частично была разрушена диверсиями партизан, а частью разобрана немецко-фашистскими оккупантами.
Восстановление ее предусматривалось первым послевоенным планом четвертой пятилетки (1946-1950 гг.). Публикуемые ниже документы свидетельствуют об усилияхруковод-ства Псковской области по обеспечению ее строительства, что, однако, успехом не увенчалось: железная дорога, несмотря на просьбы и заверения, восстановлена так и не была.
Документы извлечены из фондов Государственного архива новейшей истории Псковской области (ГАНИПО), публикуются впервые. Сохраняется их стиль, орфография и пунктуация приводятся в соответствии с нормами современного русского языка.
Документы предоставила для публикации зав. отделом ГАНИПО М. А. Киселева.
№ 1
Секретарям Псковского обкома ВКП(б) тов. АНТЮФЕЕВУ Л. М. тов. ГУРОВУ А. Н.
С П Р А В К А
О МЕРОПРИЯТИЯХ ПО ОКАЗАНИЮ ПОМОЩИ В ВОССТАНОВЛЕНИИ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ ПСКОВ — ГДОВ
Для восстановления железной дороги Псков — Гдов протяженностью 114 км, со всеми искусственными сооружениями, гражданскими и служебными зданиями, водоснабжением, связью и железнодорожными путями необходимо заготовить в районах прохождения железнодорожной линии (Гдовском, Полновском, Середкинском, Псковском) и подвезти к полотну линии следующие лесные материалы:
- шпал широкой колеи 110000 штук;
- мостовых поперечин 1570 штук;
- круглого леса 7914 кбм.;
- телеграфных столбов 2280 штук;
- пиломатериала 2215 кбм.,
что составляет 33 тысячи кбм. лесного фонда.
На период восстановительных работ железной дороги потребуется привлечение рабочей силы из Гдовского, Полновского, Середкинского и Псковского районов по 250 человек.
По окончании восстановления 50 % рабочей силы должно быть использовано на эксплуатации железной дороги.
Одной из сложных работ явится строительство 98 искусственных сооружений протяженностью 1154 п. м., из которых на восстановление 27 больших мостов, в том числе 10 металлических протяженностью 615 п. м., необходимо по ориентировочным подсчетам 100000 человеко-дней.
Восстановление железнодорожного полотна на всем протяжении вызовет необходимость эксплуатации балластных карьеров: Замогилье в Середкинском районе и Ваулинские горы в Псковском районе, которые полностью обеспечат выполнение указанных работ.
На период восстановления железной дороги для подвозки лесных и строительных материалов необходимо выделить транспортные средства: 5 автомашин ЗИС-5 и 10 лошадей с повозками.
ИНСТРУКТОР ТРАНСПОРТНОГО ОТДЕЛА ОБКОМА ВКП(б)
11/Х — 47 г.
(СУББОТИН) (ГАНИПО. Ф. 1219. оп.1. д. 388. л. 47)
№ 2
9 января 1948 г.
ЗАМЕСТИТЕЛЮ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ
СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР
тов. ВОЗНЕСЕНСКОМУ Н. А.
В восстановлении хозяйства города Пскова и области, а также в успешном осуществлении выполнения пятилетнего плана в четыре года, большое значение имеет ввод в эксплуатацию железнодорожной линии ПСКОВ — ГДОВ протяжением 114 клм., разрушенной немецкими захватчиками.
Железнодорожная линия ПСКОВ — ГДОВ связывает ряд отдаленных районов с областным центром, проходит по единственной в области зоне лесных массивов и прилегающих к ней рыбных водоемов Псковского и Чудского бассейнов. Эта линия является жизненно необходимой, обеспечивающей перевозки местных строительных материалов, продукции рыбозаводов и сельского хозяйства.
Отсутствие железной дороги ПСКОВ — ГДОВ создает исключительные трудности внутриобластных перевозок и вынуждает перевозить грузы через Ленинград, удлиняя непроизводительные встречные перевозки до 500 клм., тем самым задерживает восстановление хозяйства и развитие экономики области.
Придавая особо важное значение восстановлению железнодорожной линии ПСКОВ — ГДОВ, нами в апреле месяце 1945 года был поставлен вопрос перед Народным Комиссаром путей сообщения т. КОВАЛЕВЫМ о восстановлении в 1945 году указанной выше линии, где мы обязывались предоставить рабочую силу и лесоматериалы. Тов. КОВАЛЕВ в апреле месяце 1945 года сообщил Обкому ВКП(б) и Начальнику Октябрьской железной дороги, что восстановление линии ПСКОВ — ГДОВ отнесено на 1946 год.
Считая этот вопрос решенным, нами и руководством Октябрьской железной дороги были разработаны организационные мероприятия, выделена необходимая рабочая сила, заготовлено значительное количество шпал, развернута работа по восстановлению железнодо-
рожной линии. В результате было уже восстановлено полностью 15 клм. железнодорожных путей.
В предварительном пятилетнем плане Управления Октябрьской железной дороги на 1946-1950 гг. предусмотрено восстановление указанной железной дороги на 1947-1948 гг.
Однако, по сообщению Управления Ленинградской железной дороги восстановление железнодорожной линии ПСКОВ — ГДОВ даже не предусмотрено и на 1948 год в связи с тем, что Госплан СССР исключил из плана восстановления эту железнодорожную линию ввиду ограниченности средств по Министерству путей сообщения.
Просим Вас разрешить вопрос о восстановлении в 1948 году железнодорожной линии ПСКОВ — ГДОВ.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ИСПОЛКОМА СЕКРЕТАРЬ ОБКОМА ВКП(б)
ОБЛСОВЕТА ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ (АНТЮФЕЕВ)
(ПЕРЕГУД)
(ГАНИПО. Ф. 1219. оп. 1. д. 586. лл. 3-4)
№ 3
1 декабря 1949 г.
СЕКРЕТАРЮ ЦК ВКП(б) товарищу МАЛЕНКОВУ Г. М.
Восстановление разрушенной немецкими захватчиками ж. д. линии Псков — Гдов Ленинградской ж. д. предусмотрено в послевоенном пятилетнем плане восстановления и развития хозяйства СССР.
Указанная ж. д. линия имеет исключительно важное значение для восстановления и развития экономики Псковской области в целом и прилегающих к ней районов и г. Гдова.
Строительный лес, древесное топливо, заготовляемые в основном в лесах III группы, находящихся в одном Лядском районе, из года в год задерживаются вывозкой из-за противо-поточности их на г. Псков и в безлесные районы области.
Из-за отсутствия ж. д. линии Псков — Гдов также крайне тормозится дальнейшее развитие рыбной промышленности в Псковско-Чудском водоеме, деревообрабатывающей промышленности и сельского хозяйства в северо-западных районах области.
Псковский Областной комитет ВКП(б) и Исполком Облсовета просят Вас, товарищ МАЛЕНКОВ, оказать помощь в разрешении вопроса о восстановлении ж. д. линии Псков-Гдов с 1950 года.
Со своей стороны для форсирования восстановления указанной ж. д. линии Псковским Обкомом ВКП(б) и Исполкомом Облсовета Министерству Путей Сообщения СССР будет оказана всемерная помощь рабочей силой и местными строительными материалами.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ИСПОЛКОМА СЕКРЕТАРЬ ПСКОВСКОГО
ПСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СОВЕТА ОБКОМА ВКП(б)
ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ (ШУБИН)
(СКВОРЦОВ)
М. Ф. 3 экз. 1/ХИ - 49 г.
(ГАНИПО. Ф. 1219. оп. 1. д. 815. л. 231)
№ 4
МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ СССР УПРАВЛЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ
Индекс или № 0136 28 мая 1951 г.
Секретно экз. № 1
СЕКРЕТАРЮ ПСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО КОМИТЕТА ВКП(б)
т. ШУБИНУ
Согласно Вашего запроса сообщаю, что разработка проектов восстановления жел. дорожных линий Псков — Гдов и Псков — Идрица включена приказом Министра Путей Сообщения т. Бещева от 26/ГУ-51 г. в план перспективного проектирования на 1951 год Ленги-протрансу со сроками исполнения:
- проекта Псков-Гдов в декабре 1951 г.,
- проекта Псков-Идрица в 1952 г.
В настоящее время Ленгипротранс занимается составлением указанных проектов и закончит работу в установленные сроки.
Зам. начальника
Ленинградской жел. дороги (ЗОРИЧ)
Отп. 2 экз. Зак. № 387 Исп. Курпатов 25/У-51 г.
(ГАНИПО. Ф. 1219. оп. 2. д. 51. л. 31)