УДК 791.6
Яничев И.О.
профессиональный фокусник-иллюзионист, ведущий мировой эксперт в направлении Close-Up Magic и Tech Magic, лауреат Всероссийских и Международных конкурсов (г. Нижний Новгород, Россия)
ИЛЛЮЗИОННОЕ ИСКУССТВО В ЭПОХУ ТЕХНОЛОГИЙ: СИНТЕЗ «МАГИИ» И НАУКИ
Аннотация: в данной статье рассматривается взаимосвязь иллюзионного искусства и технологического прогресса. Анализируется история использования технологий в иллюзионном искусстве, начиная с древних времен и до наших дней. Особое внимание уделяется современным технологиям, таким как лазеры, голография, робототехника и искусственный интеллект, которые расширяют границы иллюзионного искусства и влияют на его восприятие зрителями.
Ключевые слова: иллюзионное искусство, магия, технологии, наука, история, культура, инновации, восприятие.
Введение.
Иллюзионное искусство, или магия, — это уникальная форма творчества, основанная на создании иллюзий и удивлении зрителей. Суть иллюзии заключается в демонстрации невозможного, нарушении привычных законов реальности. Как отмечает А.А. Вадимов [2], иллюзионное искусство достигает своей цели благодаря ловкости рук, специальному реквизиту и методам отвлечения внимания. Иллюзионист (он же фокусник) - это артист иллюзионного жанра, профессионально демонстрирующий иллюзионные трюки и фокусы на сцене, на видео или в других предлагаемых обстоятельствах.
2072
Новые технологии довольно быстро становятся частью нашей повседневной жизни. Они создают новые сферы в науке и искусстве, они помогают более эффективно справляться с поставленными задачами, несут развлекательную функцию и многое другое.
Технологии, особенно визуальные выводят развлекательную сферу и сценическое искусство на абсолютно новый уровень. К примеру, раньше музыкант мог исполнять свою музыку только для пары сотен человек одновременно. Однако с развитием технологий усиления звука и трансляции изображения с камеры, число возможных зрителей на концертах увеличилось до десятков, а иногда и сотен тысяч людей. А технологии звукозаписи помогли услышать его музыку миллионам людей. Данный пример хорошо демонстрирует высокое влияние технологий на временное и пространственно-временное искусство [9].
В свою очередь, история развития иллюзионного искусства неразрывно связана с историей технологического прогресса. Фокусники-иллюзионисты всегда были в авангарде использования новых технологий и научных знаний для создания более убедительных и зрелищных иллюзий. Для более подробного описания взаимосвязи иллюзионного искусства и технологий, приведем несколько выдающихся примеров начиная с древних времен.
Технологические Иллюзионы Древности.
Уже в древности иллюзионисты использовали свои знания в области механики, оптики и психологии для создания эффектных трюков. Древнеегипетский папирус Весткар свидетельствует о высоком уровне развития иллюзионного искусства в ту эпоху [7]. Фокусник Джеди, упомянутый в папирусе, владел трюком с «отрезанием и приращиванием головы гуся», который по сей день поражает воображение. Но этот трюк был воспроизведён в наши дни, и для создания данной иллюзии требуются два гуся и невероятно продвинутые для того времени знания анатомии животного.
Завораживающий эффект солнечного луча в храме Абу-Симбел был результатом глубоких знаний египтян в области астрономии и инженерного дела.
2073
Жрецы точно рассчитали положение храма относительно небесных тел, чтобы в определенные дни года солнечный свет проникал в святилище и освещал статую фараона. Этот эффект был не просто техническим достижением, но и мощным символом божественной власти фараона, отождествляемого с богом солнца Ра. Подобные иллюзии укрепляли веру людей в божественное происхождение фараона и поддерживали его авторитет.
В Древнем Вавилоне статуя бога, установленная в святилище перед жертвенником, благословляла молящихся, поднимая и опуская руки, как только на жертвеннике загорался огонь. Чем обильнее было жертвоприношение, тем больше подливали масла на жертвенник, жарче горел огонь и усерднее благословлял бог. Принцип действия этого иллюзиона заключался в том, что над жертвенником помещался закрытый котел с кипящей водой. Пар проходил по трубке к поршню цилиндра, скрытого под полом храма. Рычаги, соединенные с поршнем, приводили в движение механизм внутри фигуры бога. Секрет этой примитивной паровой машины тщательно охранялся жрецами. Он был утрачен с окончательным исчезновением вавилонской культуры.
Герон Александрийский, живший в I веке до нашей эры, был выдающимся изобретателем иллюзионных автоматов. В его работах, таких как "Пневматика" и «Механика», описаны многочисленные механизмы, которые использовались для создания иллюзий в храмах. Среди его изобретений были паровая турбина, водяной орган и механические птицы. Герон объединил знания из разных культур, создав сложные устройства, которые поражали воображение современников.
Использование иллюзий в древних цивилизациях было неотъемлемой частью религиозной жизни. Магические заклинания, ритуалы и сложные механизмы создавали атмосферу таинственности и божественного вмешательства. Эти традиции оказали значительное влияние на развитие иллюзионного искусства в последующих культурах, от Древней Греции до средневековой Европы.
2074
Научные фокусы в Средние Века и Новое Время.
Что касается средних веков, эта эпоха не обусловлена большим прогрессом ни в науке и не в искусстве. В то время иллюзионистами были в основном уличные фокусники на ярмарках и базарах. Если рассматривать значительный вклад науки в иллюзионное искусство, то одним из лучших примеров станет Нострадамус.
Астролог Мишель Нострадамус (1503—1566), известный своими пророчествами, также был талантливым иллюзионистом. Используя "волшебный фонарь" и призмы, он создавал удивительные оптические эффекты. Один из его самых известных трюков заключался в том, что он заставлял куклу появляться и исчезать прямо перед глазами зрителей. В то время люди не знали о принципах работы света и оптики. Поэтому для них появление и исчезновение куклы казалось настоящим чудом. Такой оптический обман был настолько убедителен, что никто не мог разгадать его секрет. Эти трюки производили неизгладимое впечатление и укрепляли его репутацию мага [2].
Нострадамус не только предсказывал будущее, но и был мастером иллюзий. С помощью оптических приборов он создавал невероятные эффекты, которые казались настоящим волшебством. Один из его самых известных трюков заключался в том, что он заставлял куклу появляться и исчезать прямо перед глазами зрителей. Такой оптический обман был настолько убедителен, что никто не мог разгадать его секрет.
В средние века и эпоху возрождения иллюзионисты активно использовали зеркала, скрытые механизмы и оптические иллюзии. Развитие науки и техники позволило им создавать более сложные и удивительные трюки. Почуяв всеобщий интерес к науке и технике, иллюзионисты теперь обеспечивали себе сборы, перестроив программу в соответствии с требованиями публики. Они постепенно отбрасывали выходившую из моды мистическую «мишуру», вводили в свой репертуар физические и химические опыты и называли себя не артистами и не магами, как прежде, а «экспериментаторами натуральной магии» [12]. С помощью фокусов они знакомили городское
2075
население с новинками науки и техники.
Каттерфельто, выступавший в Лондоне в конце XVШ века, был ярким представителем "научных" иллюзионистов. Под видом философа и доктора он демонстрировал публике различные фокусы, выдавая их за научные эксперименты. В дополнении ко всему этому он появлялся на сцене под звук грома и молний, покрытый клубами дыма. В его выступлениях участвовала дрессированная кошка, которая, якобы под воздействием электричества, теряла хвост. Так же он использовал оптические иллюзии, опыты с электричеством, демонстрацию автоматов и даже предсказания будущего [2]. На самом деле, за научной мишурой скрывались обычные фокусы, ловко исполняемые под видом научных открытий. Однако, сами технологии и давали возможность иллюзионистам создавать свои иллюзионные эффекты.
В некоторых случаях, новейшие технологии, за счет своей неизвестности большому кругу людей воспринимались как «магия». А иногда и сами иллюзионные выступления рождали новые технологии, которые помогали развитию науки и других пространственно-временных искусств.
В 1862 году изобретатель Генри Диркс разработал иллюзионный аппарат Фантазмагорию Диркса [10]. Эта техника использовалась для создания иллюзии призрака на сцене. Он пытался продать свою идею театрам, но всё было безуспешно из-за того, что она была слишком дорогостоящей и требовала полной перестройки театра для того, чтобы поддерживать эффект. Позже в этом году Диркс создал стенд в Королевском политехническом институте, где его увидел Джон Пеппер [3].
Пеппер понял, что этот метод можно изменить, чтобы он легко устанавливался в существующие театры. Пеппер впервые показал эффект во время сцены Чарльза Диккенса «Призрачный человек», что привело к большому успеху. С тех пор этот эффект стал известен как «Призрак Пеппера».
Связь новых технологий и современного иллюзионного искусства.
Промышленная революция привела к появлению новых технологий, таких как электричество и фотография, которые были сразу же взяты на
2076
вооружение иллюзионистами. Знаменитые иллюзионисты того времени, такие как Гарри Гудини и Говард Терстон, использовали в своих выступлениях сложные механизмы, электрические аппараты и спецэффекты.
«Призрак Пеппера» из предыдущего раздела - это наглядный пример того, как иллюзионный номер помог развивать науку и технологии. С течением времени. принцип работы «Призрака Пеппера» был взят за основу множества изобретений: проекция на лобовое стекло автомобиля, приборная панель истребителя, телесуфлеры и многое другое. При помощи этого эффекта получилось создать иллюзии живых выступлений артистов, кто уже покинули наша мир: к примеру, выступление репера Тупак Шакур в 2012 году и выступление Майкла Джексона в 2014 году на церемонии наград Билборд [3].
И уже в 2018 данная технология была вновь использована на сцене иллюзионистом Дэвидом Фростом в Лас-Вегасе (наст. имя Илья Яничев, автор статьи). Было создано уникальное оборудование, которое позволяет создавать эффект голографической иллюзии в ультравысоком разрешении. Но помимо «Призрака Пеппера» было много других удивительных симбиозов интересных технологий и иллюзионного искусства в новейшем времени.
Сегодня иллюзионное искусство переживает новый виток развития благодаря появлению цифровых технологий. Лазеры, голография, робототехника, дополненная и виртуальная реальность, искусственный интеллект — все эти технологии активно используются современными иллюзионистами для создания поистине невероятных эффектов.
Саймон Пьеро, «iPad-волшебник» из Германии, демонстрирует возможности цифровой магии, используя цифровой планшет для создания иллюзий. А также настоящего робота, который заменяет ему на сцене всем привычную ассистентку фокусника. Что, конечно, популяризируют и тем самым развивают современные технологии [8].
Известный иллюзионист Адам Трент, участник Американской Минуты Славы, виртуозно сочетает иллюзии с такими современными технологиями как большие Светодиодные экраны, лазерные проекции и т. д. Такой новаторский
2077
подход обеспечил Трента успешными гастролями по всему миру в составе легендарного шоу «Иллюзионисты», а также участием в таких популярных проектах на телевидении как «Кто обманет Пенна и Теллера?». Это в очередной раз доказывает высокий интерес аудитории к сочетанию иллюзионного искусства и технологий [11].
И конечно же в данной статье невозможно не упомянуть самого популярного иллюзиониста в истории Дэвида Копперфильда [4]. Обладатель двадцати одной награды мировой телевизионной индустрии «Эми». Автор и исполнитель самых известных иллюзий в мире: исчезновение статуи свободы, исчезновение поезда, исчезновение истребителя, прохождение через Великую Китайскую Стену, Полет через Гранд Каньон и многое другое.
Дэвид Копперфильд, являясь один одним из самых популярных и продаваемых артистов в мире, без сомнений, произвел значительное влияние на культуру и искусство конца 20 века. Он вдохновил миллионы людей заниматься фокусами, его иллюзии меняли восприятие мира.
Однако, мало кто знает, насколько сильна связь иллюзий Дэвида Копперфильда и технологий. Именно благодаря прогрессу в телевизионных технологиях и технологиях видеопроизводства стали возможны его самые известные иллюзии. К сожалению, его самая известная иллюзия с исчезновением статуи свободы выглядела реальной только с ракурса телевизионной камеры.
А его полет над гранд каньоном и вовсе был результатом технологии видеомонтажа, которая в 1984 казалась чем-то невероятным.
Таким образом технологический прогресс помог иллюзионному искусству выйти на абсолютно новый уровень. К примеру, знаменитый полет Копперфильда на сцене во время его шоу - результат работы лучших инженеров Национального Управления по Аэронавтике и Исследованию Космического Пространства (NASA) [1]. Та самая система хордовых страховок, разработанная для Дэвида Копперфильда в и по сей день является настоящим триумфом инженерной мысли, давшей толчок к дальнейшим исследованиям в этой области.
2078
Иллюзии Дэвида Копперфильда - настоящий эталон взаимосвязи технологий и иллюзионизма, оставивший след в мировой культуре.
В то же время Джейсон Латимер [5], американский иллюзионист, чемпион мира среди фокусников, создает невероятные иллюзии используя лазерные технологии, оптические иллюзии акриловых объектов в водной среде и многое другое. Во время своего шоу он наглядно демонстрирует, что лазер может принять твердое агрегатное состояние и на него словно на вешалку можно повесить рубашку. Но в отличии от некоторых иллюзионистов-экспериментаторов 19 века, он не выдает свое шоу за реальный научный эксперимент, а из контекста дает понять, что это удивительное шоу - всего лишь иллюзия.
К тому же Джейсон являлся ведущим научно-популярного шоу «Невозможная Наука» на канале Дискавери. В этом шоу он показывал своим зрителям насколько невероятно и невозможно могут выглядеть современные технологии. В последние несколько лет он активно занимается популяризацией науки в своих сценических шоу и на телевидении. В дополнение к вышесказанному мистер Латимер является основателем сети научно-популярных музеев по всему США, привлекая детей и подростков к изучению науки и технологий. Без сомнений, творчество Джейсона Латимера является одним из самых лучших примеров, когда иллюзионное искусство двигает научный прогресс [6].
Автор данной статьи, Илья Яничев, он же иллюзионист Дэвид Фрост, [13] лауреат международных конкурсов, и являясь практикующим иллюзионистом, использует в своих выступлениях иллюзию голографических изображений, светодиодные технологии и искусственный интеллект, внося свой вклад в развитие иллюзионного искусства. К примеру, последний номер Дэвида Фроста - ИИ Магия является сочетанием иллюзионного искусства и голографических технологий при ассистировании искусственного интеллекта «Синди». Этот номер был высоко оценен жюри Чемпионата Северной Америки среди Иллюзионистов БТБМ КЛ 2024 в городе Даллас, штат Техас, США.
2079
Технологий и иллюзионное искусство.
Принимая во внимания перечисленные примеры и описания иллюзионных номеров с применением технологий можно сделать следующие выводы:
• Иллюзии и технологии неразделимы: С древних времен и до наших дней иллюзионисты использовали научные знания и технические средства для создания своих трюков. От простых механических устройств до современных лазерных проекций и искусственного интеллекта - технологии всегда были неотъемлемой частью иллюзионного искусства.
• Взаимное влияние: Иллюзионное искусство не только использует технологии, но и стимулирует их развитие. Многие технические изобретения, такие как "Призрак Пеппера", были созданы именно для нужд иллюзионистов и впоследствии нашли широкое применение в других областях.
• Эволюция иллюзий: С развитием технологий, иллюзии становятся все более сложными и реалистичными. Современные иллюзионисты используют новейшие достижения в области компьютерной графики, робототехники и других сфер для создания эффектов, которые ранее считались невозможными.
• Культурное значение: Иллюзионизм играет важную роль в культуре, развлекая и удивляя людей. Они также служат инструментом для изучения человеческой психологии и восприятия.
• Будущее иллюзий: С появлением таких технологий, как виртуальная и дополненная реальность, искусственный интеллект, границы иллюзионного искусства будут продолжать расширяться. Мы можем ожидать появления совершенно новых форм иллюзий, которые будут стирать грань между реальностью и вымыслом.
Заключение.
Иллюзионное искусство, некогда основанное на ловкости рук и умении удивлять, сегодня переживает новую эру, тесно сплетенную с технологическим прогрессом. От древних механических устройств до современных голограмм и искусственного интеллекта - история иллюзий - это история сотворчества
2080
человека и машины. Современные технологии не только расширяют границы возможного в иллюзионизме, но и открывают новые горизонты для изучения человеческого восприятия и психологии.
Взаимодействие иллюзий и технологий - это диалог, где каждая сторона обогащает другую. Иллюзии вдохновляют ученых на создание новых технологий, а технологии, в свою очередь, позволяют иллюзионистам создавать все более невероятные и захватывающие представления.
Однако, захватывая дух новыми возможностями, важно помнить, что сердце иллюзии остается неизменным - это желание удивить, вызвать восторг и заставить зрителя поверить в невозможное. И пока существует человеческое любопытство и стремление к прекрасному, иллюзионное искусство будет продолжать развиваться, удивляя нас новыми формами и проявлениями.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Антонов В. В. Дэвид Копперфильд. Тайны магии. — М.: Букинистика, 1995;
2. Вадимов А. А. Иллюзионное искусство: теория и практика. — М.: Искусство, 2005;
3. Ингланд Д. Наука иллюзии Призрак Пеппера [Электронный ресурс]. URL: https://cosmosmagazine.com/science/physics/the-science-behind-the-peppers-ghost-illusion/ (дата обращения: 15.11.2024);
4. Копперфильд Д. Иллюзии: моя жизнь, моя магия. — М.: АСТ, 2010;
5. Латимер Д. (Jason Latimer) [Электронный ресурс]. URL: https://wjasonlatimer.com/ (дата обращения: 11.11.2024);
6. Латимер Д. [Электронный ресурс]. URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Jason_Latimer (дата обращения: 11.11.2024);
7. Орехов Р. А. Исследование папируса «Весткар». Статья S086919080001849-0-1;
8. Пьеро С. [Электронный ресурс]. URL:
2081
https://en.wikipedia.org/wiki/Simon_Pierro (дата обращения: 15.11.2024);
9. Рудольф А. Искусство и визуальное восприятие. — М.: Архитектура-С, 2012;
10. Секорд Д. Магия, создающая образ науки. — Нью-Йорк: Американская ассоциация продвижения науки, 2002;
11. Трент А. [Электронный ресурс]. URL: https://w.adamtrent.com (дата обращения: 15.11.2024);
12. Эванс Г. Профессора магии / пер. с англ. И. М. Беднев. — М.: Вагриус, 1998;
13. Яничев И. (Дэвид Фрост). ИИ Магия [Электронный ресурс]. URL: https://w.davidfrostmagic.com (дата обращения: 15.11.2024)
Ianichev I. O.
Professional Magician-Illusionist, The World's Leading Expert in Field of Close-Up Magic and Tech Magic (Nizhny Novgorod, Russia)
ILLUSION ART IN THE AGE OF TECHNOLOGY: THE SYNTHESIS OF "MAGIC" AND SCIENCE
Abstract: this article explores the relationship between illusion art and technological progress. It analyzes the history of technology use in illusion art, from ancient times to the present day. Special attention is given to contemporary technologies such as lasers, holography, robotics, and artificial intelligence, which expand the boundaries of illusion art and influence its perception by audiences.
Keywords: illusion art, magic, technology, science, history, culture, innovation, perception.
2082