| ТЕМА HOMEPA|
EDN: CVWLKV УДК 7.052
ILLUSTRATIONS BY GERMAN PORFIRYEVICH ZAKHAROV FOR “THE TALE OF IGOR’S CAMPAIGN”: ARTISTIC INTERPRETATION OF AN EPIC WORK
Alexsandra S. Salagaeva
Kemerovo State Institute of Culture Kuzbass Arts Center Kemerovo, Russian Federation
Abstract: The article examines German Porfiryevich Zakharov’s illustrations for “The Tale of Igor’s Campaign” in the context of an artistic interpretation of the epic work. The key works ofG. P. Zakharov are analyzed, paying attention to his artistic style and technique, as well as his ability to convey the emotional content of the work through visual images. The article compares G. P. Zakharov’s illustrations with the text material “The Lay of Igor’s Campaign”, highlighting the connection and correspondence between visual and text images. The contribution of the artist’s illustrations to the interpretation and understanding of this epic work, their significance for the preservation and popularization of the cultural heritage of this literary work is also highlighted. As a result, the article allows us to more deeply evaluate the artistic creativity of G. P. Zakharov, the features of his illustrations and their influence on the perception and interpretation of the literary monument of ancient Rus'.
Keywords: “The Tale of Igor’s Campaign”; illustrations; G. P. Zakharov; interpretation; epic work.
Citation: Salagaeva, A. S. (2023). ILLUSTRATIONS BY GERMAN PORFIRYEVICH ZAKHAROV FOR “THE TALE OF IGOR’S CAMPAIGN”: ARTISTIC INTERPRETATION OF AN EPIC WORK. IzobraziteV noe iskusstvo Urala, Sibiri iDal'nego Vostoka. Fine art of the Urals, Siberia and the Far East. T. 2, № 4 (17), pp. 86-93.
А. С. Салагаева
Кемеровский государственный институт культуры Кузбасский центр искусств Кемерово, Российская Федерация
ИЛЛЮСТРАЦИИ ГЕРМАНА ПОРФИРЬЕВИЧА ЗАХАРОВА К «СЛОВУ О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»: ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ЭПИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
В статье рассматриваются иллюстрации Германа Порфирьевича Захарова к «Слову о полку Игореве» как художественная интерпретация эпического произведения. При анализе ключевых работ Г. П. Захарова уделяется большое внимание его художественному стилю и технике исполнения иллюстраций, а также способности передать эмоциональное содержание произведения через ряд визуальных
образов. В статье сопоставляются иллюстрации Г. П. Захарова с текстовым материалом «Слова о полку Игореве», определяются связь и соответствие между визуальными и текстовыми образами. Кроме того, освещается роль иллюстраций в толковании этого произведения, подчеркивается их значение в аспекте сохранения и популяризации его культурного наследия. Результаты настоящего исследования позволяют более тщательно оценить художественное творчество Г. П. Захарова, особенности его иллюстраций и их влияние на восприятие и интерпретацию памятника литературы древней Руси.
Ключевые слова: «Слово о полку Игореве»; иллюстрации; Г. П. Захаров; интерпретация произведения; эпическое произведение.
Произведение «Слово о полку Игореве» является памятником литературы Древней Руси, повествующим о неудачном походе русских князей на половецкое войско в 1185 г. Данный текст имеет огромное значение для культуры и искусства России. «Слово» считается одним из самых древних произведений русской литературы. Оно является документальным подтверждением русско-половецкой войны XII в., став своеобразной хроникой указанного периода. «Слово о полку Игореве» оказало большое влияние на развитие русской литературы. Будучи образцом эпической поэзии, оно стало источником вдохновения для многих писателей, которые использовали знакомые мотивы, образы и стили.
Произведение неизвестного автора является объектом изучения для многих литературоведов, историков, культурологов, а также художников. Значительное внимание уделяется анализу структуры, стиля, исторических подтекстов и интерпретации произведения. Первые иллюстрации к «Слову» появились в печати в 1854 г. - четыре рисунка Михая Зичи, ставшего впоследствии живописцем при русском императорском дворе [2].
«Слово о полку Игореве» часто становится материалом для иллюстрирования. Кемеровский художник Герман Порфирьевич Захаров не обошел данное литературное произведение. С самого детства он увлекался искусством, следуя примеру отца, однако так и не смог получить профессионального образования, что не помешало ему стать мастером психологического портрета и сюжетно-тематической картины.
Творчество Германа Порфирьевича имеет особое значение для Кузбасса, здесь художник родился и вырос, потому его работы отражают уникальную атмосферу и культуру региона. В этом году на базе Кузбасского центра искусств проходила персональная художественная выставка Г. П. Захарова «Во славу Родины», приуро-
ченная к 90-летию со дня его рождения. Картины вызывают интерес у жителей региона, а подобные выставки позволяют оценить вклад, который внес творческий человек Кузбасса в создание визуальной интерпретации эпического произведения. Мероприятия такой тематики привлекают людей своей патриотической идеей и глубокими моральными смыслами. Именно на выставке «Во славу Родины» были представлены графические листы к произведению «Слово о полку Игореве», а также эскизы. С иллюстрациями, вошедшими в книгу, можно было ознакомиться на демонстрируемых открытках.
В статье «Изобразительная „шукшиниана“ в творчестве сибирских художников» Л. А. Брагина описывает творчество Германа Порфирьевича следующим образом: «Герман Захаров - мастер портретной живописи. Психологизм, экспрессия, стремление изобразить человека в напряженные, требующие самоотверженности моменты жизни, - характерные черты его творчества» [1]. Персонажи его картин зачастую погружены в размышления, а о внутреннем напряжении говорит их выразительный взгляд как верный признак реальной силы, способности биться до конца. Всматриваясь в глаза людей прошлого, зритель чувствует необъяснимое мистическое притяжение. Сила взгляда никого не оставляет равнодушным. Она настоящее зеркало души, заглядывая в которое зритель видит самого себя. Отличительной чертой творчества художника является его многогранность, психологизм и стремление изобразить человека в самый драматичный момент жизни.
Герман Захаров большую часть жизни проработал в типографии, что оказало значительное влияние на его творчество и путь художественной самореализации. Именно там он приобрел опыт и практические навыки в области графики и иллюстрации, а также познакомился с процессом издания и визуального оформления
книг. Г. П. Захаров изучал композицию, визуальную гармонию и оформление текста, и это позволило ему умело сочетать текст и изображения в иллюстрациях. Он учился создавать эффектные композиции, внимательно изучал детали и цветовую гамму, чтобы максимально точно передавать эмоциональную и художественную сущность произведений. Работа в типографии стала важным этапом в развитии творческой деятельности Германа Захарова, позволившим ему освоить новые навыки, объединять текст и изображение в иллюстрациях, а также облегчившим процесс дальнейшего сотрудничества с издательствами и послужившим базой для создания достойных и качественных иллюстраций.
Особое место в творчестве художника занимают иллюстрации к памятнику литературы Древней Руси «Слову о полку Игореве», акцентирующие внимание на значимости идеи единения народа. Работая над этой серией работ, художник в большей степени опирался на традиции иконографического
искусства, что можно заметить в композиционных решениях и манере передачи образов героев.
«Слово о полку Игореве» вдохновляет многих художников создавать иллюстрации - одним из самых известных стал Фаворский Владимир Андреевич. Свои работы художник выполнял в технике гравюры. Они отличаются академической точностью, тщательностью в проработке деталей, а также эмоциональной интенсивностью и глубиной. Наиболее узнаваемым образом серии является изображение эпизода плача Ярославны. Оно полностью передает эмоциональную глубину и драматизм, связанные с судьбой героини в произведении. Иллюстрации Фаворского акцентируют внимание на героизме и страданиях персонажей, создавая эмоциональные и визуально привлекательные образы.
Рассматривая иллюстрации Владимира Фаворского и Германа Захарова, можно заметить различия в способах передачи мотивов произведения. Если В. А. Фаворский уделял внимание музыкальности пейзажей и лиричному ха-
рактеру поэмы, то Г. П. Захаров создавал более динамичные композиции, работал крупными заливками, стараясь выстраивать контрастные отношения красного и черного цветов. В. А. Фаворский в целом отдавал предпочтение академизму, а Г. П. Захаров работал в более экспрессивной манере, создавая напряженную атмосферу в рисунках.
Иллюстрации Германа Захарова являются примером визуальной интерпретации эпического произведения. В статье «Иллюстрация как паратекстуальный элемент литературоведческого анализа» авторы сравнивают визуальную эпичность с литературной следующим образом: «Визуальная эпичность отвечает тем же характеристикам, что и эпичность литературная - громадность пространства, его конституированность тщательно отобранными объектами (событиями), включенность мифологических "материалов" Вселенной (горы, воды, небо, светила и пр.), контрастность масштабов Природы и людей»
[3]. Художник передает напряженность, мощь и важность момента, описанного в литературном произведении.
Рассмотрим иллюстрации Германа Порфирье-вича и выделим важные моменты в визуальной интерпретации эпического произведения. Одним из самых запоминающихся является «Плач Ярославны», где изображена героиня в минуты отчаяния. Художник создал погрудный портрет женщины, ее лицо поднято вверх, а на губах застыл беззвучный плач. Захаров передает выражение глубокой печали на лице Ярославны, убедительно показывая ее страдания, указывая на ее потерю. Он использует свои умения в создании реалистичного изображения, отмечая детали украшений, прическу и эмоциональное состояние героини. Поэтическая интерпретация Захарова позволяет зрителю глубже вжиться в эмоциональный мир персонажа, сочувствовать ему. Художник также воссоздает атмосферу и характер произведения, придавая работе эпическое и трагическое ощущение. Позади героини можно заметить силуэты русских воинов, облаченных в шлемы и кольчуги, готовых выдвинуться на защиту Родины. В этой работе художник в первую очередь опирался на традиции иконографического искусства, о чем свидетельствуют выразительность черт персонажа и выбранный ракурсе. Кроме того, в иллюстрации к эпизоду «Плач Ярославны» можно заметить свойственную для иконописи работу над образом с некоторой условностью анатомии и лаконичностью форм.
Мужские образы в иллюстрациях Германа Порфирьевича представлены монументально - крупные фигуры заполняют практически все пространство графического листа, утолщенные контуры указывают на силу и мощь персонажей. В иллюстрациях битвы видны динамичность композиции, детальная проработка оружия и доспехов воинов; подобным мелочам художник уделяет большое внимание, стремясь к достоверности исторических событий. В портретах героев Г. П. Захаров отдает предпочтение реалистичному изображению с тщательной проработкой мелких элементов и расставлением контрастных акцентов. Иллюстрации Захарова отличаются экспрессивностью, динамикой и достаточно грубыми контурами. Герман Порфирьевич акцентирует внимание на геройском и мужественном аспекте произведения, создавая тем самым эпический настрой. Неслучайно художник выбрал для реализации столь масштабного проек-
та ограниченный, но контрастный колорит. Это помогает подчеркнуть напряжение сюжета произведения.
На первый взгляд иллюстрации могут показаться довольно поверхностными, но использование контрастного колорита, некое пренебрежение в отношении пропорций и масштабов фигур помогает художнику расширить зрительское представление о сюжете «Слова». По мнению Ю. Н. Тынянова, «конкретность произведения словесного искусства не соответствует его конкретности в плане живописи» [5, с. 311]. Объясняя свою позицию, автор обращает внимание на морфологические различия литературы и изобразительного искусства. В ходе изучения графики Германа Захарова была выявлена интуитивность мастера в работе над иллюстрациями к «Слову о полку Игореве», предвосхитившими новый виток интереса к изучению этого литературного произведения.
Представленные иллюстрации показывают яркую образность и символичность произведения. Каждая из работ отражает скрытые символы «Слова о полку Игореве» - здесь и останавливающие князя Игоря перед походом предзнаменования, и кружащиеся над полем брани птицы, и выходящие на битву вместе с людьми волки. Интерпретация иллюстраций руки Германа Захарова может варьироваться в зависимости от особенностей восприятия каждого зрителя или читателя, однако общее впечатление от работ можно охарактеризовать как выразительное и практически поэтическое визуальное переложение эпического произведения, передающее эмоциональное содержание и символические значения «Слова о полку Игореве». Если рассматривать иллюстрацию к отрывку «Плач Ярославны», то можно заметить всю скорбь и боль, которые чувствует героиня. Работы Германа Захарова помогают лучше понять и визуализировать мир произведения, проникнуться его эпической атмосферой. Детали, линии и композиция работают в согласии с настроением текста, способствуя красочному и эмоциональному визуальному пониманию текста.
Художественный стиль и техника Германа Захарова, реализованные в иллюстрациях к «Слову о полку Игореве», имеют некоторые особенности и характерные черты. Они отличаются интенсивным выражением и чувственной подачей событий, создают ощущение движения и динамики за счет стилизации графическими средствами: применение контура, заполнение больших масс локальными цветами без использования градиентов. Кроме того, автор крайне внимательно относится к проработке деталей. Все это способствует визуализации эпического характера произведения. Художник проявляет мастерство в композиции и в графическом оформлении иллюстраций, в которых присутствуют гармония и сбалансированность форм, линий и пространства.
Художественная интерпретация эпического произведения дает возможность визуализировать события и персонажей, описанных в «Слове о полку Игореве». Читатель может более ясно представить образы героев, их эмоции и окружение, что делает произведение более доступным и позволяет лучше понять содержание текста. Иллюстрации Германа Захарова передают всю полноту атмосферы и настроения произведения: напряжение битвы, трагическую судьбу героев или песенную торжественность церемоний. Данная серия работ Германа Захарова предлагает
авторскую интерпретацию произведения - иллюстрации передают его смыслы через визуальные образы, придают дополнительные аспекты в понимании текста и позволяют читателю увидеть произведение с новой художественной перспективы. Художнику было важно сохранить и популяризировать культурное наследие «Слова о полку Игореве», а созданные им иллюстрации позволяют новым поколениям узнать о произведении, насладиться его красотой и оценить его значение в русской литературе и культуре в целом.
В своих работах Г. П. Захаров передает напряжение и мощь, а также подчеркивает важность описанных событий в истории страны. Иллюстрации отражают траурное настроение, глубокую печаль, общую атмосферу литературного произведения и помогают читателям визуализировать события поэмы.
При сопоставлении иллюстраций Германа Захарова с текстовым материалом «Слова о полку Игореве» можно выделить несколько ключевых моментов.
1. Верность передачи событий. Г. Захаров в своих иллюстрациях стремился представить основные события и моменты эпического произведения, сохраняя верность описания и выражая их визуально.
2. Интерпретация образов и персонажей. Иллюстрации Германа Порфирьевича воспроизводят образы героев из «Слова о полку Игореве», передают их характерные черты и эмоциональную составляющую. Художник часто изображает героические и страдальческие состояния героев, а также прописывает важные детали и атрибуты, например, воинскую экипировку или символы власти.
3. Соответствие настрою и атмосфере произведения. Автор передает эмоциональный настрой произведения, воспринимаемый через текст. Он стремится изобразить эпический, трагический или героический характер, создавая соответствующую атмосферу визуальными средствами.
4. Символическое искажение. Художник вносит некоторые символические искажения, чтобы подчеркнуть важность определенных моментов или атрибутов. Например, использование контрастных цветов или дополнительных деталей помогает выделить нужные аспекты текста.
Сопоставление иллюстраций Германа Захарова с текстовым материалом «Слова о полку Игореве» помогает лучше понять и интерпретировать эпическое произведение через его визуальное представление. Это позволяет оценить соответствие иллюстраций восприятию и ожиданиям читателей, а также проследить, каким образом художник передает ключевые моменты и эмоциональную составляющую текста. Иллюстрации Германа Захарова к «Слову о полку Игореве» представляют собой выдающийся пример визуальной интерпретации данного эпического произведения. Художник создал серию работ, которые передают атмосферу и сюжетные моменты произведения, отражают сочетание стремления мастера следовать исторической достоверности и его индивидуального творческого метода.
Литература
1. Брагина, Л. А. Изобразительная «шукшиниана» в творчестве сибирских художников // Известия Ал-тГУ. - 2013. - № 2 (78). URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/izobrazitelnaya-shukshiniana-v-tvorchestve-sibirskih-hudozhnikov (дата обращения 01.11.2023).
2. Гудкова, Е. «Слово о полку Игореве» в книжной графике. URL: https://www.culture.ru/materials/209082/ slovo-o-polku-igoreve-v-knizhnoi-grafike (дата обращения 27.10.2023).
3. Мышьякова, Н. М. Иллюстрация как паратекстуальный элемент литературоведческого анализа / Н. М. Мышьякова, Л. В. Кипнес // МИКО. - 2022. - № 6 (97). - URL: https ://cyberleninka. ru/article/n/illyustratsiya-kak-paratekstualnyy-element-literaturovedcheskogo-analiza (дата обращения 31.10.2023).
4. Слово о полку Игореве / вступ. ст., пер., ред. текста, примеч. Д. С. Лихачева; рис. худож. Г. Захарова. - Кемерово : Кемеровское книжное издательство, 1984. -94 [1] с.
5. Тынянов, Ю. Н. Иллюстрации. Поэтика. История литературы. Кино. - Москва, 1977. - 574 с.
References
1. Bragina, L. A. Izobrazitel'naya «shukshiniana» v
tvorchestve sibirskih hudozhnikov [Visual “shukshiniana” in the works of Siberian artists]. Bulletin of the Altai State University, 2013, no. 2 (78), available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/izobrazitelnaya-shukshiniana-v-tvorchestve-sibirskih-hudozhnikov (accessed
01.11.2023) .
2. Gudkova, E. «Slovo о polku Igoreve» v knizhnoj
grafike [“The Tale of Igor’s Campaign” in book graphics], available at: https://www.culture.ru/materials/209082/ slovo-o-polku-igoreve-v-knizhnoi-grafike (accessed
27.10.2023) .
3. Myshyakova, N. M., Kipnes L. V. Illyustraciya kak paratekstual'nyj element literaturovedcheskogo analiza [Illustration as a paratextual element of literary analysis]. MNKO, 2022, no. 6 (97), available at: https://cyberleninka. ru/article/n/illyustratsiya-kak-paratekstualnyy-element-literaturovedcheskogo-analiza (accessed 31.10.2023).
4. Slovo о polku Igoreve [The Tale of Igor’s Campaign]. Introduction, transl., commentaries, ed. by D. S. Lihachev; illustrated by G. Zaharov. Kemerovo, Kemerovskoe knizhnoe izdatel'stvo, 1984, 94 p.
5. Tynyanov, Yu. N. Illyustracii. Poetika. Istoriya literatury. Kino [Illustrations. Poetics. History of literature. Movie]. Moscow, 1977, 574 p.
Об авторе
Салагаева Александра Сергеевна - искусствовед, главный специалист по выставочной деятельности ГАУК «Кузбасский центр искусств», студентка 1 курса магистратуры по направлению «Культурология» Кемеровского государственного института культуры E-mail: [email protected]
Salagaeva Alexandra Sergeevna
Art Historian, Chief Specialist for Exhibition Activities at the Kuzbass Arts Center, 1st year master's degree student with major in “Cultural Studies”, Kemerovo State Institute of Culture