Научная статья на тему '«Икътисад» – первый Российский Журнал по исламской экономике'

«Икътисад» – первый Российский Журнал по исламской экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
563
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Филология и культура
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЖУРНАЛ «ИКЪТИСАД» / ИСЛАМСКАЯ ЭКОНОМИКА / ИСТОРИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ МЫСЛИ ТАТАР / ИСТОРИЯ ТАТАРСКОГО НАРОДА / ИСТОРИЯ ЭКОНОМИКИ / “IKTISAD” MAGAZINE / THE HISTORY OF TATAR’S SOCIAL THOUGHT / ISLAMIC ECONOMY / THE HISTORY OF TATARS / THE HISTORY OF ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зарипов Ислам Амирович

Актуальная проблема интеграции исламских принципов в капиталистическую систему экономических отношений впервые была поднята татарскими мыслителями и религиозными деятелями на рубеже XIX – XX веков. В статье дается анализ публикаций по исламской экономике первого российского экономического журнала на татарском языке для мусульман «Икътисад», издававшегося в 1908 – 1913 гг., когда в Российской империи быстрыми темпами шло развитие капитализма. Рассмотренные на страницах журнала теории могут стать основой для решения проблемы интеграции принципов исламской экономики в современную экономическую систему России и других стран мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“IKTISAD” – THE FIRST RUSSIAN MAGAZINE ON ISLAMIC ECONOMICS

The problem of integration of Islamic principles into the capitalist system of economic relations was first raised by the Tatar thinkers and religious figures at the turn of XIX – XX centuries. The articles on Islamic economy published in 1908-1913 in the first Russian economic magazine in the Tatar language for Muslims called "Iktisad", tһe period of developing capitalism in the Russian Empire, are analyzed in this article. The theories considered on the pages of the magazine may provide the basis for solving the problem of integration of Islamic principles into modern Russian as well as other countries’ economy.

Текст научной работы на тему ««Икътисад» – первый Российский Журнал по исламской экономике»

ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2Q13. №1(31)

УДК 94(470.41)

«ИКЪТИСАД» - ПЕРВЫЙ РОССИЙСКИЙ ЖУРНАЛ ПО ИСЛАМСКОЙ ЭКОНОМИКЕ

© И.А.Зарипов

Актуальная проблема интеграции исламских принципов в капиталистическую систему экономических отношений впервые была поднята татарскими мыслителями и религиозными деятелями на рубеже XIX - XX веков. В статье дается анализ публикаций по исламской экономике первого российского экономического журнала на татарском языке для мусульман «Икътисад», издававшегося в 1908 - 1913 гг., когда в Российской империи быстрыми темпами шло развитие капитализма. Рассмотренные на страницах журнала теории могут стать основой для решения проблемы интеграции принципов исламской экономики в современную экономическую систему России и других стран мира.

Ключевые слова: журнал «Икътисад», исламская экономика, история общественной мысли татар,

история татарского народа, история экономики.

Считается, что современное развитие мусульманской экономической мысли начинается с середины ХХ века, когда за рубежом был опубликован ряд исследований по данной тематике. Почти одновременно выходят книги «Исламская экономика» Саййида Маназира Мухаммада Аль-Гилани на урду, «Экономика ислама» Махмуда Ахмада на английском и «Ислам и экономические учения» Мухаммада Аль-Газали на арабском языках. В 1963 г. в Египте открывается первый исламский банк, а в 1976 г. в Мекке проходит первая Международная конференция по исламской экономике [1: 14].

Мусульмане России по известным причинам были лишены возможности участия в этих процессах в данный период. Однако еще в конце XIX - начале ХХ века именно они являлись «пионерами» возрождения экономической мысли всего исламского мира. Татарские богословы и мыслители искали пути роста экономического благосостояния мусульман страны, находящихся в условиях быстро развивающегося капитализма православной России. Именно в этот период выходят в свет экономические трактаты Габдель-галляма Фаизханова (1850 - 1910) и Мусы Акъе-гетзаде (1864 - 1923), основателя современной турецкой экономической науки. Не остаются в стороне от проблем экономики и религиозные деятели, такие как Муса Бигиев (1875 - 1949), Галимджан Баруди (1857 - 1921), Ризаэтдин Фахретдин (1859 - 1936), Закир Аюханов (1889 -1961) и др., которые в своих публикациях призывают мусульман к активной экономической деятельности, развитию промышленности и финансовых институтов, предлагая свое понимание коранического запрета на ростовщичество и концепции организации и работы исламского банка.

Огромный вклад в публикацию экономических произведений внесла татарская пресса, начало которой было положено в 1905 г. На страницах многочисленных дореволюционных газет и журналов обсуждались различные проблемы, актуальные для татарского общества данного периода. Безусловно, одной из ключевых тем была экономика. В различных общественных и религиозных периодических изданиях, таких как «Шуро» («Совет»), «Ад-дин ва аль-адаб» («Религия и нравственность»), «Аль-ислах» («Реформа») и др., печатались различные статьи по вопросам экономики, открывались экономические рубрики [2].

Особое место среди татарской прессы занимает журнал «Икътисад» («Экономика»), ставший первым в истории России экономическим журналом для мусульман и по исламской экономике. Следует также отметить, что татарский «Икътисад» является одним из первых экономических журналов во всем мусульманском мире, аналогов ему в арабской и турецкой прессе рассматриваемого периода пока не найдено.

Журнал, издававшийся на татарском языке арабской графикой, постоянно употребляет понятия «мусульмане России» и «мусульманский», практически не используя слова «татары» или «татарский». Конечно же, под этим понималось основное тюркоязычное мусульманское население России - татары, на которых и был в первую очередь ориентирован журнал. Однако использование татарского литературного языка со многими арабскими, персидскими и османскими словами, а также русскими и латинскими терминами с переводом указывает на ориентацию редакции на широкую тюркоязычную аудиторию. Это же подтверждает и широкая география распространения журнала - Казань, Чистополь, Симбирск,

Астрахань, Уфа, Стерлитамак, Оренбург, Троицк, Гурьев, Коканд, Макарьевская ярмарка [3].

Журнал «Икътисад» издавался в период с 1908 по 1913 г. Его основателем, редактором и издателем был имам г. Самары Мухаммад-Фатих Муртазин (1875 - 1938), получивший религиозное образование в казанском медресе «Марджа-ния». Помимо религиозно-преподавательской и редакторско-издательской деятельности М.Мур-тазин являлся членом кредитного правления Самарского кредитного банка и, как называет его профессор Ф.Г.Газизуллин, одним из идеологов татарской буржуазии [4: 36].

Именно благодаря кропотливым и бескорыстным усилиям М.Муртазина журнал «Икътисад» не только появился на свет, но и сумел просуществовать шесть лет. Обладая разносторонними знаниями, он сам являлся автором многих статей журнала. Будучи активным представителем нового поколения татарских религиозных деятелей, он также являлся организатором мужской и женской школы, библиотеки и книжного магазина, а также председателем мусульманского благотворительного общества.

Редакция журнала была расположена в Самаре, но в связи с отсутствием типографии с арабской графикой издание осуществлялось в типолитографии «Каримов, Хусаинов и Ко» города Оренбурга.

Структура журнала, практически не меняющаяся на протяжении всех шести лет его выпуска, отражена в названиях разделов - экономика, торговля, производство (ремесленничество и промышленность), сельское хозяйство, письма читателей и объявления. Больше половины статей каждого номера были посвящены различным вопросам экономики.

Освещая историю экономической науки, журнал знакомит читателей с суждениями древнегреческих философов - Аристотеля, Платона и Ксенофонта, а также европейскими экономистами ХУШ - XIX веков - Адама Смита, Джона Стюарта Милля, Давида Рикардо, Томаса Мальтуса, Жана Батисты и др.

В большинстве случаев рассматриваемые в журнале экономические теории передаются в редакторской трактовке, через призму своего понимания, которое включало в себя особенности татарской жизни того времени и религиозные убеждения. Редакция журнала старалась описать пути практического применения теоретических понятий экономической науки в условиях жизни татар в России в начале ХХ века, а также с учетом положений исламского законодательства. Таким образом, журнал как бы формирует новую экономическую доктрину, основанную на синте-

зе классической экономической теории и исламского права.

Основной целью издания журнала, как говорится в программной статье первого номера, является «ознакомление мусульман со своим экономическим положением, вооружение их научными знаниями в торговле, сельском хозяйстве, производстве и промышленности, демонстрация экономических методов расходования национального богатства и, таким образом, служение для достижения ими счастья и прогресса» [5].

В этой же программной статье редакция журнала отмечает, что журнал не выражает взгляды какой-либо политической партии, а рассматривает все вопросы с точки зрения экономической науки и «будет взвешивать его на весах шариата» [5].

Почти в каждой статье журнала «красной нитью» проходит мысль о том, что ислам - это экономическая религия. Аргументируя свою точку зрения, авторы статей приводили цитаты Корана, Священного Предания - Сунны - и книг по мусульманскому праву. Сам главный редактор журнала М.Муртазин, который, как было отмечено выше, не только имел религиозное образование, но и был действующим имамом, говорил, что именно исламские принципы должны быть основополагающими при рассмотрении многосторонней человеческой жизни, объединяя под собой науку, право, экономику, политику и нравственность.

Например, при рассмотрении вопроса об обязательной мусульманской милостыне - закят -приводятся принципы экономического учения К.Маркса, подтверждающие, по мнению автора, ее социально-экономическую пользу. Журнал с надеждой провозглашает, что «европейцы рано или поздно примут метод мусульманской милостыни (закята) и решат тем самым проблему формирования бюджета» [6].

Интересно отметить позицию журнала по вопросу национализма в экономике. Комментируя опубликованное в русской прессе письмо Столыпина о захвате российской торговли «инородцами», «Икътисад» заявляет: «В вопросах торговли и промышленности не нужно обращать внимание на национальные различия. Основной закон каждому человеку дал право заниматься торговлей. Кто может, пользуется этим правом, а в не умении каких-то людей или наций воспользоваться им никто не виноват» [7].

Статьи журнала по исламской экономике можно разделить на следующие условные группы, каждая из которых требует отдельного исследования:

• Связь исламской религии и экономики (Например, статья «Ислам и экономика («Ислам вэ икътисад»). - 1909. - №1. - С.1 - 2);

• Описание экономического положения мусульман в различных регионах России и в целом по стране (Например, статья «Исламское богатство в России («Русиядэ ислам байлыгы»). -1909. - №7. - С. 195 - 196).

• Описание экономического положения мусульман в других странах (например, статья «Мусульмане Китая» («Кытай меселманнары»).

- 1911. - №№8 - 9 - 10. - С. 294).

• Банковские вопросы и проблема создания мусульманского банка (Например, цикл статей «Банковские вопросы» («Банк мэсьэлэсе»). -1909. - №6. - С. 196 - 171; №7. - С. 203 - 205; №9. - С. 266 - 267);

• Отношение ислама к акциям, облигациям,

долговым бумагам, кредитам и векселям (например, статья «Виды кредита» («Кредит

нэYгълары»). - 1910. - №3. - С. 74 - 75);

• Страхование (Например, статья «Страхование [торговых компаний]». - 1910. - №5. -С. 133 - 134);

• Нравственные вопросы исламской экономики (Влияние профессии на нравственность ^енэрнец эхлаккэ тээсире). - 1913. - №1. - С. 13

- 14. Также: № 52, 217, 616, 856, 934);

• Религиозно-правовое обоснование дозволенности или запрета новых продуктов и веществ, технологий в промышленности (Например, статья Минушева Мирзагабдрахмана «Изготовление изделий из рогов и костей». - 1912. -№8. - С. 243 - 246);

• Создание кредитных товариществ (Исхаков Махмуд «Открытие общества по малым долгам [Бугульминский уезд, деревня Альметьевск]». - 1912. - №3. - С. 88. Автор журнала: имам из Большого Шырдана Махмуд Исхаков);

• Вопросы образования (например, статья «Программа для мусульманских школ». - 1911. -№3. - С. 94 - 95).

Особое место на страницах журнала уделяется вопросам банкинга и кредитования. «Икътисад» заявляет, что «банки - это сердце и важнейшие кровеносные сосуды экономической жизни» [8].

Актуальная сегодня проблема создания в России исламского банка была так охарактеризована одним из авторов журнала: «Нам, мусульманам России, составляющим 25-30 миллионов человек, ни на минуту не следует забывать о создании банка. Рано или поздно это должно быть сделано. Разрешение данной проблемы будет означать и решение вопроса об экономической жизни и смерти миллионов мусульман России» [9].

В начале ХХ века в России получили распространение общества взаимного кредита, совладельцами которого были члены-заемщики, связанные круговой порукой. Целью этих обществ было обеспечение своих членов дешевым кредитом, в основном краткосрочным (до 6 месяцев) и на предпринимательские нужды.

Одобряя организацию подобных обществ, журнал «Икътисад» пишет: «Открытие банков взаимного кредита является самым подходящим для мусульман по причине своей простоты, полезности и наибольшей удаленности от ростовщического процента (риба). Организацию такого банка можно отнести к благодеяниям, так как его цель сотрудничество и взаимопомощь» [10].

На своих страницах журнал призывает мусульманских богословов дать религиозноправовые заключения относительно возможности использования кредита, исходя из принципа необходимости и пользы для мусульманского сообщества в современных условиях. Для создания мусульманского банка необходимо переосмыслить положения исламского законодательства о ростовщичестве. На его страницах публикуются статьи, опровергающие положения ряда богословско-правовых школ (мазхабов), а также богословско-правовые заключения (фетвы) мусульманских реформаторов [11-13].

Журнал заявляет, что «в открытии банка нет ничего противоречащего шариату. Ростовщичество (риба) в банке не соответствует общим представлениям. Банк - это учреждение, при взаимоотношениях через которое непосредственно между людьми ростовщичество (риба) отсутствует. В случае же отсутствия посредничества банка, любое, даже маленькое увеличение, будет считаться [запретным] ростовщичеством (риба). Таким образом, банки - это единственный способ избавиться от ростовщичества (риба). Их увеличение среди мусульман очень необходимо» [8].

Как было указано выше, редактор и издатель журнала М. Муртазин, будучи действующим имамом Самары, сам являлся членом учетного комитета одного из таких банков, о чем неоднократно сообщается на страницах «Икътисада» [8;

14].

При этом один из авторов журнала Махмуд Исхаков выступает с предупреждением не увлекаться участием в работе банков взаимопомощи. Полемизируя с бахчисарайской газетой «Терд-жиман» («Переводчик»), он говорит, что участвуя в организации таких банков, членом которых может стать представитель любой конфессии, ожидаемая польза для мусульманского сообщества и нации будет сведена к нулю [9].

Журнал постоянно выступает с концепцией необходимости создания специального мусульманского банка для миллионов последователей ислама в царской России. В одной из статей говорится, что создание «национального [мусульманского, татарского] банка стало бы решением проблем экономической жизни и вымирания мусульман» [9].

«Икътисад» рассматривает создание отдельного мусульманского банка как фактор роста мусульманской экономики. Он пишет: «До сегодняшнего дня мусульмане, беря деньги в банке, платили ему проценты, а сами давать под проценты не могли. Если бы был отдельный мусульманский банк, то проценты по депозиту покрывались бы кредитными процентами, и мусульманское богатство не уходило бы вне мусульманского сообщества, а оставалось бы у себя» [15].

Профессор Газизуллин приводит данные о том, что в 1912 г. в Петербурге был учрежден «мусульманский банк», однако подтвердить эти данные в других источниках нам не удалось [4].

Что касается статей по другой тематике, то они также зачастую содержали в себе воззрения авторов через призму мусульманского права и мировоззрения [16].

В современной литературе существует много определений понятия «исламская экономика». Ряд авторов заявляет и о том, что экономика не может быть религиозной. Однако тот факт, что все монотеистические религии, и особенно ислам, имеют свои богословско-правовые и морально-этические воззрения на те или иные экономические и финансовые отношения в обществе, является неоспоримым. Поэтому если рассматривать исламскую экономическую науку как систему взглядов на вопросы экономики через призму мусульманского права и этики, то татарский журнал «Икътисад» можно с уверенностью назвать журналом и по экономике вообще, и по исламской экономике в частности, так как на его страницах, как это было описано выше, рассматривались как общие понятия экономической науки, так и богословско-правовые исследования мусульманских ученых по различным вопросам экономики. В таком синтезе экономической теории и исламского права и заключается, по мнению многих современных исследователей, так называемая исламская экономическая модель. Помимо этого, журнал предлагает новые богословские подходы к пониманию коранического запрета на ростовщичество и его наличия или отсутствия в различных видах банков, выдвигает концепцию создания и функционирования ис-

ламского банка, что также является областью исследования исламской экономики.

Далеко не все идеи, предложенные журналом, были воплощены в жизни. Революция 1917 г. остановила развитие экономической и богословской мысли татарского народа, а также уничтожила национальную буржуазию, основную целевую аудиторию журнала, которая и должна была претворить в жизнь его идеи. Однако все это не умаляет научной ценности издания, а, напротив, открывает широкие возможности не только изучить его в рамках истории общественной мысли, но и, переосмыслив идеи журнала через призму современных реалий, попытаться воплотить их на практике.

Таким образом, можно сказать, что основа современного развития исламской экономической мысли была заложена татарами на рубеже XIX - XX веков. Изучение их колоссального наследия должно стать одной из приоритетных задач современных исследователей, так как оно поможет не только правильно выстроить ориентиры татарской национальной экономики, но и раскроет пути интеграции исламских принципов в капиталистическую систему экономики. Сегодня это одна из самых актуальных проблем мусульманских народов, решение которой было предложено татарскими мыслителями еще более ста лет назад.

1. Беккин Р. И. Исламская экономическая модель и современность. - М.: ИД Марджани, 2009. -344 с.

2. Зарипов И.А. Обзор публикаций татарских богословов по исламской экономике // Журнал Российского исламского института «Минбар». -2011. - № 1 (7). - С. 33 - 44.

3. Идарэдэн // Журнал «Икътисад». - 1908. - № 3. -С. 96.

4. Газизуллин Ф.Г. Татарская экономическая мысль на путях к марксизму. 1880 - 1917 гг.: дис. ... докт. ист. наук. - Казань, 1980. - 393 с.

5. Максат вэ мэслэк // Журнал «Икътисад». - 1908. -№ 1. - С. 1.

6. Закяватьнец мэшругыяте // Журнал «Икътисад». -1908. - № 4. - С. 97 - 99.

7. Тиждрэт вэ миллэтчелек // Журнал «Икътисад». -1911. - № 7. - С. 200.

8. Самарада взаимный кредит банкысы // Журнал «Икътисад». - 1913. - № 3. - С. 74 - 75.

9. Исхаков Мэхмут. Милли банк мэсьэлэсе // Журнал «Икътисад». - 1913. - № 5-6. - С. 141 - 143.

10. Взаимный банклар [^зара ярдэмлэшY-кредит жрмгыятьлэре] // Журнал «Икътисад». - 1911. -№ 3. - С. 73 - 74.

11. Банк мэсьэлэсе // Журнал «Икътисад». - 1909. -№ 6. - С. 169 - 171.

12. Банк мэсьэлэсе // Журнал «Икътисад». - І909. -№7. - С. 203 - 205.

13. Банк мэсьэлэсе // Журнал «Икътисад». - І909. -№9. - С. 266 - 267.

14. Без банкны ничек юлга салдык // Журнал «Икъти-сад». - І9І3. - №4. - С. І04 - І05.

15. Безем сэрмаяга урын // Журнал «Икътисад». -І9І0 г. - №8. - С. 232.

16. Хисмэтова Г. «Икътисад» журналыньщ (І908 -І9І3) фэнни-библиографик кYрсэткече // Научнодокументальный журнал «Гасырлар авазы - Эхо веков». - 200І. - № і - 2. - С. 284 - 289.

“IKTISAD” - THE FIRST RUSSIAN MAGAZINE ON ISLAMIC ECONOMICS

I.A.Zaripov

The problem of integration of Islamic principles into the capitalist system of economic relations was first raised by the Tatar thinkers and religious figures at the turn of XIX - XX centuries. The articles on Islamic economy published in 1908-1913 in the first Russian economic magazine in the Tatar language for Muslims called "Iktisad", the period of developing capitalism in the Russian Empire, are analyzed in this article. The theories considered on the pages of the magazine may provide the basis for solving the problem of integration of Islamic principles into modern Russian as well as other countries’ economy.

Key words: “Iktisad” magazine, Islamic economy, the history of Tatar’s social thought, the history of Tatars, the history of economy.

Зарипов Ислам Амирович - старший научный сотрудник государственного бюджетного учреждения «Центр исламоведческих исследований» Академии Наук Республики Татарстан.

E-mail: islamzarif@gmail.com

Поступила в редакцию 10.09.2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.