Научная статья на тему 'ИКТ в управлении образовательным процессом и методической работой в общеобразовательной школе'

ИКТ в управлении образовательным процессом и методической работой в общеобразовательной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
242
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Адрова Ирина Анатольевна

В статье рассмотрены направления реализации программы развития информационной среды в школе: разработка предметных курсов учителями школы в среде Moodle; разработка информационно-методических курсов, с целью повышения квалификации педагогов школы по методике современного урока и координации инновационной деятельности в методических объединениях и школьных экспериментальных площадках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Адрова Ирина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИКТ в управлении образовательным процессом и методической работой в общеобразовательной школе»

Внедрение ИКТ

в практику управления

ИКТ в управлении образовательным процессом и методической работой в общеобразовательной школе

Адрова Ирина Анатольевна ([email protected])

ГОУ «СОШ № 37», г. Москва

Аннотация

В статье рассмотрены направления реализации программы развития информационной среды в школе: разработка предметных курсов учителями школы в среде Moodle; разработка информационно-методических курсов, с целью повышения квалификации педагогов школы по методике современного урока и координации инновационной деятельности в методических объединениях и школьных экспериментальных площадках.

Одним из условий эффективного функционирования школы является использование современных информационных технологий в управлении учебно-воспитательным процессом и организацией методической работы в школе.

Сбор, хранение и передача информации - один из элементов управления образовательным процессом в школе. С этой целью мы применяем как готовые программные продукты, так и созданные нами. Среди готовых программ нами используются тематические диски серии «Управление современной школой» издательства «Педагогический поиск» и «Административное управление образовательным учреждением» издательства «Учитель », которые позволяют работать в режиме редактирования и тем самым создают возможность разрабатывать собственные локальные документы. Программа «1С Управление школой. 1С Хронограф» помогает в работе с расписанием в 5-11-х классах. Авторская программа Г.И. Скворцовой «Системный анализ урока», изданная 1-й компанией Ин-нотек, позволяет анализировать уроки с позиции деятельностно-компетентностного подхода.

В школе накоплено программное обеспечение с использованием программ Microsoft Office. Широкие возможности Excel для обработки табличных данных, визуализации результатов как наиболее наглядной формы их представления используются при анализе результатов диагностических итогов промежуточной и итоговой аттестации. Это автоматизированный подсчет СОУ, процент качества обученности, графические иллюстрации.

В управленческой деятельности заместителя директора по УВР одним из приоритетных направлений является методическая работа, основной задачей которой является совершенствование различных аспектов профессиональной подготовки учителя.

В концепции информатизации образовательного процесса в системе Департамента образования г. Москвы особое внимание уделено подготовке ИКТ-компетентности педагогических кадров. Одним из средств формирования ИКТ-компетентности педагогов в нашей школе является вовлечение учителей в разработку предметных курсов в среде Moodle. Освоение среды Moodle было начато педагогами школы в 2007 году в рамках участия в работе городской экспериментальной площадки «Школа информатизации». В настоящее время преподавателями школы разработано более 50 предметных курсов, позволяющих осуществлять сочетание очного и дистанционного обучения.

Учитель, реализующий информатизацию образовательного процесса, создающий курс с ИКТ-под-держкой, готовящий материалы для этого курса, овладевает основами работы на компьютере, получает

222

ИТО Марий Эл -2010

доступ к информационному пространству, овладевает умением его использования, подготовки для него дидактических материалов в соответствии с предметной областью (создание тестов, презентаций, web-страниц), приемами поиска информации на страницах сайтов Интернета, приемами работы с электронной почтой, приемами работы с файловыми архивами, приемами работы с обработкой изображений. Таким образом, интеграция ИКТ в учебный процесс по различным дисциплинам способствует обеспечению профессиональной ИКТ-компетентности работников образования, включающей в себя общепользовательскую ИКТ-компетентность и общепедагогическую ИКТ-компетентность.

Реализация программы развития информационной среды в школе внесла существенные изменения в методическую работу школы.

В рамках программы развития информационно-образовательного пространства «Школа информатизации» на сайте лаборатории дистанционного повышения квалификации педагогов разработан информационно-методический курс «Современный урок и его анализ».

Курс предназначен для сетевого взаимодействия учителей по методике проведения современного урока и его анализа. Он включает в себя разделы: «Компетентностный подход», «Технологии обучения», «Методы и формы обучения», «Типология уроков. Строение уроков основных типов», «Анализ урока». Содержательной основой данного курса послужили интернет-ресурсы по данной тематике, методические разработки и видеоматериалы, имеющиеся в педагогическом коллективе. Каждый участник курса получает возможность ознакомиться с интересующими именно его технологиями обучения, методиками анализа и самоанализа уроков, библиографией по нужной тематике, имеющейся в школьном методическом кабинете. Также в курсе предлагаются практические задания по овладению методикой анализа уроков и самоанализа.

Значимость разработанного курса для образовательных учреждений заключается в возможности его использования при организации методической работы в конкретном ОУ.

Вот некоторые идеи использования курса. На заседании методического объединения учителей организуется просмотр видеоурока, затем изучается комплексный или аспектный его анализ и каждым учителем проводится анализ просмотренного урока, обсуждаются полученные результаты.

В рамках методической недели педагогам школы предлагается посетить уроки друг друга и проанализировать уроки по выбранной единой схеме, имеющейся в курсе. Потом проводится обсуждение результатов на педсовете.

Индивидуальная работа педагогов с курсом: изучение теории по вопросам различных технологий обучения, просмотр видеоуроков, позволяющих наглядно увидеть реализацию отдельных технологий, например, технологию КСО - организацию обучения в парах переменного состава; представление о том, как организовать рейтинговую оценку в течение урока; овладение навыком самоанализа урока по различным методикам.

Таким образом, курс «Современный урок и его анализ» - это многоаспектная информационно-образовательная среда, позволяющая организовать как коллективные формы проведения методической работы (теоретические и практические семинары, заседания методических объединений, творческих групп по интересам), так и индивидуальную работу педагогов. Данный информационно-методический курс создает реальные возможности построения открытой системы непрерывного образования педагогов, а оптимальный доступ к необходимой информации в любое время суток делает познавательную деятельность учителя более эффективной.

Особое значение в организации методической работы приобретает научно-исследовательская и инновационная деятельность. Мы считаем, что выполнение педагогами научно-исследовательской работы призвано стимулировать развитие творчества, способствовать обновлению содержания образовательного процесса.

Учителя нашей школы участвуют в трех городских и одной окружной экспериментальных площадках, распределены по 6 методическим объединениям. Для успешной координации инновационной деятельности школы и сетевого взаимодействия руководителей и участников городских и окружных экспериментальных площадок (ГЭП и ОЭП), председателей методических объединений (МО) и учителей школы на сайте лаборатории дистанционного повышения квалификации педагогов разработан курс «Научно-методическая работа». Здесь представлены планы работ ГЭП и ОЭП, МО на учебный год, результаты. В разделах «Индивидуальные планы участников ГЭП или ОЭП» и «Самообразование» учителя школы прикрепляют свои планы индивидуальной и самообразовательной работы.

Внедрение ИКТ в практику управления

223

В разделе «Самообразовательная работа» предоставляется возможность размещения материалов и результатов самообразовательной работы: разработки уроков, статьи, фото-, видеоматериалы. В рамках форума «Материалы интересных мероприятий» имеется возможность разместить статьи, фото-, видеоматериалы интересных мероприятий в рамках участия в экспериментальной деятельности.

Использование возможностей информационных технологий не только при работе с обучающимися, но и с учителями в процессе педагогического общения, позволяет активизировать познавательную деятельность педагогов. К тому же возможности использования ИКТ в методической работе создают атмосферу творчества и психологического комфорта.

Об информатизации профессионального образования

Аржаков Антон Валерьевич, Попов Сергей Викторович, Раздоров Игорь Николаевич ([email protected])

ГОУ СПО «Колледж автоматизации и информационных технологий № 20», г. Москва

Аннотация

Основная цель доклада состоит в логическом обосновании тезиса, что профессиональное образование в области ИТ будет эффективным с точки зрения востребованности выпускников рынком труда лишь при условии создания единой информационной среды, включающей государственные профессиональные и образовательные стандарты, учебные программы и планы, а также средства обучения, к которым относятся электронные образовательные ресурсы, средства мониторинга и т. д.

Образовательный процесс (в профессиональной сфере) есть технология подготовки специалистов. Технология всегда отвечает на вопрос «как делать?»; на вопрос «что делать?» отвечает конструктор, определяющий потребительские свойства и функционал производимого изделия. Для профессионального образования (ПО) таким конструктором является рынок труда, который абсолютно точно отвечает на вопрос «что делать?», в нашем контексте - каких специалистов готовить. В последнее время на эту роль претендуют профессиональные стандарты (ПРОСы), которые созданы и разрабатываются для различных специальностей. После этого дело за государственными образовательными стандартами (ГОСами), которые формулируют требования к ПО с целью ориентировать его в нужную для трудового рынка сторону. Здесь следует оговориться, что авторы далеки от мысли анализи -ровать все ПРОСы и ГОСы - это задача неподъемная, они ставят более скромную задачу: проанализировать ситуацию в ПО, имеющую касательство к информационным технологиям (ИТ) - область, где они кое-что понимают.

ИТ являются достаточно специфической областью, как в прикладном аспекте, так и в сфере образования. Поясним, что здесь имеется в виду. Во-первых, это одна из наиболее наукоемких и динамичных сфер человеческой деятельности. Специалист может закрепиться в области ИТ в роли активного работника на достаточно длительное время лишь при условии постоянного самообучения. Доля его знаний, полученная в учреждении ПО, со временем становится малосущественной по сравнению со знаниями, которые он получает во время трудовой деятельности. Но если изготовляемый продукт динамичен, то, как следствие, вариативна технология его изготовления. Поэтому и образовательный процесс должен быть таким же динамичным, чтобы адекватно реагировать на внешние требования. Кстати, новые ГОСы декларируют вариативность ПО, адаптируя его к потребностям рынка труда. Теперь посмотрим, что мы имеем в настоящее время в области ИТ.

Произведенный одним из авторов логический анализ ПРОСов и ГОСов в области ИТ показал, что ГОСы ни в малейшей степени не следуют из ПРОСов. Скорее и то, и другое представляет собой описания одной предметной области различными терминами, имеющими содержательный характер, что в стандартах недопустимо. Поэтому говорить о понятийном базисе, на основе которого можно устанавливать логические взаимосвязи, не приходится. Отсюда вытекает, что связь между проблемой «что делать?» и требованиями «как делать?» имеет содержательный характер, и поэтому поддается различной интерпретации. Более того, если т. н. стандарты не формальны, то их интерпретация (здесь учебные планы и программы) тоже не фиксирована, что уж вовсе недопустимо. Здесь уместно вспомнить Форда, который собственно и стал Фордом только потому, что формализовал весь технологический процесс

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.