Научная статья на тему 'ИКТ в решении стратегических задач инновационной направленности'

ИКТ в решении стратегических задач инновационной направленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
144
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДОБАВЛЕННАЯ СТОИМОСТЬ / ПРОМЕЖУТОЧНОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ / ИННОВАЦИОННАЯ ПРОДУКЦИЯ И УСЛУГИ / ИКТ / ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Михайлова-Станюта Ирина

В современной экономике огромное значение имеет внедрение информационных технологий во все сферы жизнедеятельности общества от компьютеризации технологических процессов производства до создания электронного правительства. В статье проводится анализ развития электронных услуг, которые будут способствовать созданию конкурентоспособной продукции, более широкому использованию новых инженерных решений и поиску новых рынков сбыта для отечественной продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ICT in solving strategic innovation problems

The article considers the electronic services development, which will contribute to the competitive goods production, wider use of new engineering solutions and finding new markets for domestic products.

Текст научной работы на тему «ИКТ в решении стратегических задач инновационной направленности»

ИИ в решении стратегических задач инновационной направленности

Наука есть не только знание, но и сознание, то есть уменье пользоваться знанием как следует.

Василий

Ключевский

Ирина Михайлова-Станюта,

профессор кафедры экономики управления Белорусской государственной академии связи, доктор экономических наук, профессор

Резюме. В современной экономике огромное значение имеет внедрение информационных технологий во все сферы жизнедеятельности общества - от компьютеризации технологических процессов производства до создания электронного правительства. В статье проводится анализ развития электронных услуг, которые будут способствовать созданию конкурентоспособной продукции, более широкому использованию новых инженерных решений и поиску новых рынков сбыта для отечественной продукции.

Ключевые слова: добавленная стоимость, промежуточное потребление, инновационная продукция и услуги, ИКТ, электронное правительство.

Еогласно глобальному инновационному индексу, уровень инновационного развития экономики оценивается на основе таких показателей, как затраты на НИОКР, их продуктивность, присутствие в экономике высокотехнологичных компаний, развитие высшего образования, добавленная стоимость товаров и услуг, число регистрируемых патентов и число исследователей. Главным результативным индикатором выступает доля добавленной стоимости в цене товаров и услуг. Именно она формирует валовой внутренний продукт страны и именно ее величина в расчете на одного занятого характеризует производительность труда. В инновационных видах деятельности и, следовательно, цене высокотехнологичных товаров доля добавленной стоимости на 50% выше, чем в традиционных. Для инновационной же экономики характерно формирование ВВП в большей степени за счет создания и реализации наукоемкой продукции и услуг.

В целом по экономике Беларуси промежуточное потребление в структуре выпуска товаров и услуг за период с 2010 по 2014 г. немного снизилось, а значит, выросла добавленная стоимость. Вместе с тем устойчивой динамики ее роста не наблюдается (диаграмма).

При ограниченности собственных ресурсов страна вынуждена их ввозить. В структуре импорта доля промежуточных товаров за период 2005-2014 гг. составила 71,5% (энергетических - 34%, прочих, включая металл,-37,5%), в экспорте - 68,6% (при максимальном удельном весе 72% в 2008 г.). Эффективность использования ресурсов оказалась невысокой из-за производства продукции с низкой добавленной стоимостью (табл. 1). По этой же причине степень покрытия импорта экспортом товаров на протяжении многих лет в торговом балансе страны не достигает единицы. Доля высокотехнологичных товаров в них небольшая.

В инновационной продукции и услугах, созданных высокопрофессиональными работниками, значительная часть добавленной стоимости должна приходиться на оплату труда. Высокая зарплата присуща так называемому среднему классу, являющемуся экономической опорой страны. Уменьшение его доли в численности занятых, а еще хуже его потеря, считается серьезным негативным фактором и требует от государства и бизнеса принятия соответствующих мер.

Ученые постоянно ведут дебаты по поводу критериев определения среднего класса. Чаще всего в качестве основных называют уровень доходов и образования, владение материальной и интеллектуальной собственностью, способность к высококвалифицированному труду. Кроме этого немалую роль играет субъективное восприятие человеком своего положения, то есть его самоидентификация. И в развитых, и в развивающихся странах средний класс выступает в качестве лидера экономики, ее базового ресурса.

По последним исследованиям центра Института приватизации и менеджмента, доля среднего класса в Беларуси в 2015 г. составила 37% [3], но по итогам 2016 г. ожидается ее снижение. Опрос показал, что наши соотечественники при отнесении себя и своей семьи к данной категории руководствуются не размером дохода, а образованием и социальным статусом. Перед страной стоит задача состыковать между собой высокий профессионализм (и интеллектуальный уровень труда) с достойной его оплатой, которая служила бы мотивом для повышения интереса к крайне нужным для роста экономики профессиям.

Специалисты высокого инженерно-технического уровня, электронщики, программисты,

38,9

61,1

2010 2011 2012

39,7

60,3

40,9

59,1

Валовая

добавленная

стоимость

Промежуточное

потребление

2013 2014

Диаграмма. Структура выпуска товаров и услуг в Беларуси в 2010-2014 гг. [1]

научные работники и все, кто поднимает экономику на более высокий инновационный уровень, очень важны для государства. Их доля в общей численности занятых входит в состав индекса знаний и индекса экономики знаний. Первый оценивает способность страны создавать и распространять знания, второй - эффективность их использования в целях экономического развития страны. Он включает в свой состав субиндекс «экономические стимулы», в который входит оплата труда.

Ввиду того, что доля добавленной стоимости в услугах намного выше, чем в товарах, многие передовые страны стали формировать постиндустриальный тип экономики. Некоторые аналитики (их немного) критикуют его, предвещая в будущем неизбежную реиндустриализацию. Особенно часто в доказательство приводится пример якобы деградации индустриального центра в Детройте (США), из которого были выведены многие из промышленных производств, вследствие чего он потерял статус сердца машиностроительного и автомобильного кластера. Не совсем справедливая критика. Во-первых, потому что большинство компаний за последние 15-20 лет несколько раз сменили свои технологические платформы на более высокий ранг, подняв тем самым производительность, и вытеснили конкурентов. Во-вторых, для внутренних и внешних инвестиций Соединенных Штатов

Таблица 1.

Некоторые

результативные

показатели

структуры

экономики

Беларуси [1, 2]

Доля промежуточного потребления в выпуске, 2014 г., % Доля добавленной стоимости, 2014 г., % Производительность труда, 2012 г.

Промышленность 65,5 34,5 19,1

Обрабатывающая промышленность 71,9 28,1 18,9

Строительство 50,9 49,1 12,1

Сельское хозяйство 58,4 41,6 12,8

Транспорт и связь 40,9 59,1 15,0

Торговля 34,5 65,5 13,0

стал более востребованным, а значит привлекательным, другой бизнес, связанный с услугами, такими как финансовые (33% ВВП), образовательные, медицинские, социальные (вместе 25% ВВП). Сменились акценты, структура вузов и качественная составляющая образования, а вслед за ними поднялась оплата труда, как магнитом притягивающая к себе высокопрофессиональных (часто многофункциональных) работников, в том числе из других стран. За счет «утечки умов» США экономят на образовании, по некоторым данным, до 2 млрд долларов в год.

Важнейшей частью инфраструктуры общества во всем мире стали информационнокоммуникационные технологии (ИКТ).

От них зависит технологический прогресс, экономическая конкурентоспособность бизнеса и его место в международном разделении труда. При стратегии лидерства и догоняющего развития, как у нашей страны, связанных с необходимостью реструктуризации и инноватизации многих, в том числе промышленных, предприятий огромную значимость приобрело выстраивание новых компьютеризированных технологических процессов, производство с их помощью конкурентоспособной продукции изобретательского уровня; использование новых инженерных решений и связей с партнерами, а также новых сбытовых каналов, совместных, к примеру, с ТНК. От этого, на наш взгляд, зависит способность производств перейти от четвертого к пятому и шестому технологическим укладам, включая скорость такого перехода и даже умение «перепрыгнуть» через какую-то ступень, то есть обогнать партнера, не догоняя его. В этой связи напомню, что совсем недавно Беларусь по динамике роста инновационности относилась к странам догоняющего развития. В условиях потери темповой составляющей роста сохранение ряда промышленных предприятий видится целесообразным только при возможности реализации на них стратегий обгона. Речь идет о выстраивании принципиально новых производств (с применением, например, имитационного моделирования до начала деятельности), обеспечивающих создание сложных качественных изделий с высокой добавленной стоимостью в их цене.

Наличие и рост конкуренции на международных рынках несовместимы с уходящими технологиями проектирования изделий

и малоэффективным маркетингом. Новые разработки должны стать базисом для очередной, четвертой по счету промышленной революции, которую называют Industry 4.0. В ходе нее формируется так называемое цифровое предприятие будущего, с высокими показателями производительности, надежности, способностью работать с большим объемом информации и переходить от одной технологической платформы к другой - более высокой. Так, один из крупнейших инжиниринговых центров России (ЭлТех СПб) реализует на международном рынке технологически сложные, комплексные программы для промышленных компаний и научных учреждений. Они включают весь объем проектирования: строительство сложной инженерной инфраструктуры, подбор технологий и оборудования от микроэлектроники до наноиндустрии [4]. Эффективность его работы и высокий международный рейтинг заставляют задуматься о целесообразности создания даже на крупном машиностроительном предприятии нашей страны собственного инженерно-исследовательского подразделения, способного заниматься технологическим предвидением, на порядок опережающим технологии сегодняшнего дня. Тема возможности перевода инженерной части на аутсорсинг уже поднималась [5].

Практика показала, что эффективность функционирования промышленных секторов экономики (бизнеса), использующих ИКТ, за счет внедрения новых технологий (Интернета и электронного обмена данными) повышается. Это доказали развивающиеся страны (Китай, Индия, Республика Корея, Сингапур и др.).

Согласно Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 г., одной из основных целей является расширение сектора высококачественных услуг: информационно-коммуникационных, консалтинговых, маркетинговых, рекламных, логистических, финансовых и т.д. Ускоренное распространение компьютерных и информационных услуг будет способствовать, на наш взгляд, быстрому наращиванию положительного сальдо внешнеторгового баланса, в котором так нуждается наша страна. В табл. 2 представлены данные по объему внешней торговли услугами Беларуси за последние 10 лет.

Несмотря на падение в 2015 г. на 15,4%, объем экспорта услуг за 10 лет вырос в 3,2 раза.

Немаловажен тот факт, что почти половина его приходилась на страны вне СНГ. Причем если во всех других сферах наблюдалась отрицательная динамика, то экспорт компьютерных услуг по сравнению с 2014 г. вырос на 12%. Кроме того, сектор ИКТ внес наибольший вклад (31,4%) в формирование положительной величины внешнеторгового сальдо.

За экспорт компьютерных и телекоммуникационных услуг в 2015 г. страна получила миллиард долларов (при положительном сальдо в 779 млн на 11,5 млн больше, чем за строительные услуги).

Использование ИКТ во всех сферах деятельности из года в год увеличивается, растет их экспорт и, следовательно, поступление валюты в страну. Этот сектор становится основным источникам наполнения бюджета. Эксперты связывают это со следующими обстоятельствами:

■ наличием налоговых льгот;

■ высоким уровнем специалистов;

■ ограниченными возможностями влияния на этот вид деятельности со стороны административного аппарата.

С развитием информационного общества в мире и вовлечением в него экономики нашей страны будут совершенствоваться электронные ресурсы и услуги, а значит, будет расти эффективность сектора ИКТ и его использование в моделях экономического управления.

По оценке ООН, Беларусь относится к группе стран с высокой динамикой развития ИКТ, так как поднялась на 49-е место из 193 стран в Индексе развития электронного правительства (E-Government Development Index). Но одновременно в Индексе электронного участия (E-Participation Index) Беларусь

в 2016 г. заняла только 76-ю позицию. Разрыв между ними 27 пунктов. Причина, по мнению экспертов, в одностороннем предоставлении информации государственными органами, в ее преимущественной ориентации на собственные потребности госучреждений и малой востребованности гражданами и другими пользователями. Отмечается, что информация пока недостаточно систематизирована, не всегда соответствует требованиям открытости и свободного доступа к ней, поэтому ей не хватает статуса большой социальной значимости. Эту ситуацию необходимо исправлять, тем более что электронный документооборот, оказание услуг гражданам и юридическим лицам повышают эффективность работы правительства и обеспечивают экономию средств. Так, портал Gov Дании (центр электронных транзакций всей страны) сэкономил 150 млн евро населению и 50 млн евро - бизнесу [6].

Многими государствами созданы собственные версии электронного правительства.

К примеру, его архитектура в Великобритании включает три отдельные службы: Directgov, обслуживающую граждан, Businesslink для нужд бизнеса и NHSchoice, специализирующуюся на вопросах здравоохранения [6]. Существующая в Беларуси модель государственного управления основана на работе крупных вертикальных министерств по конкретным видам деятельности (отраслям). В основном это обособленные службы, минимально взаимодействующие между собой, что во многом объясняет их недостаточную эффективность.

Электронное правительство отличается от традиционной иерархической модели, оборудованной электронным интерфейсом,

Услуги 2005 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.

Транспортные услуги 1431,5 3573,0 3792,4 3726,0 2928,0

Строительные услуги 60,0 469,7 1065,5 1220,4 988,1

Компьютерные услуги - 408,0 554,9 690,8 818,3

Поездки 253,1 648,7 791,4 868,0 759,7

Телекоммуникационные услуги - 182,4 183,2 200,9 181,3

Услуги по ремонту и техническому обслуживанию - 127,5 130,9 132,3 161,6

Услуги в области рекламы и маркетинга 25,3 73,8 118,0 136,0 122,0

Операционный лизинг 46,3 125,7 122,8 114,8 111,1

Услуги в области архитектуры, инженерные и прочие технические услуги 18,0 94,0 121,5 119,2 75,3

Финансовые услуги 2,8 24,8 24,0 37,7 36,7

Плата за использование интеллектуальной собственности 3,1 22,9 27,7 39,1 23,2

Прочие услуги 232,5 525,2 573,7 603,8 468,3

1НН_ 2072,7 6311,7 7506,0 7889,0 6673,6

Сальдо 979,4 2268,6 2252,5 2151,6 2323,9

В том числе по компьютерным услугам - +352,1 +482,5 +598,2 +730,4

Доля компьютерных услуг от общего сальдо, % 15,5% 21,4% 21,5% 31,4%

Таблица 2.

Экспорт отдельных видов услуг (по методологии платежного баланса), млн долл., в текущих ценах

новой архитектурой, где роль и структура государственных служб изменена. Сохранение вертикальных министерств, которым не так уж важно взаимодействовать друг с другом,- это одно, а внедрение новых технологий государственного управления, построенных на взаимосвязи, - другое. Опыт зарубежных стран показывает, что каждой из моделей присущи свои структурные блоки. Для отечественного электронного правительства целесообразно, на наш взгляд, взять за основу тип архитектуры Великобритании и рассмотреть такие блоки, как «обеспечение международной торговли» с разделами по товарам и услугам, «обеспечение международного технологического трансфера» с разделами поиска и предложения новых (инновационных) технологий по видам деятельности для государственного и частного бизнеса. Желателен такой портфель, как «обеспечение высокопрофессиональными кадрами по видам деятельности», как это делают США. Актуальна также электронная информация о возможностях продажи (покупки) государственных активов (в том числе через электронные аукционы) с отдельным блоком по привлечению иностранных активов и венчурного капитала в бизнес-проекты.

Усиливать свое влияние на рост экономики должны и другие услуги, особенно высокотехнологичные. В табл. 2 представлена динамика экспорта «инженерных и прочих технических услуг». К сожалению, их доля в общем объеме экспорта составляет всего 1,1%, а плата за использование интеллектуальной собственности - всего 0,34%. Такие показатели не выдерживают сравнения с данными среднеразвитых стран. Их не компенсируют высокие индексы знаний, опирающиеся на процент охвата высшим образованием населения страны. Положение частично реабилитирует вынужденный импорт инжиниринговых услуг, вдвое превышающих их экспорт, но пока с падающей динамикой:

139,8 млн долларов в 2015 г. по сравнению с 298,0 млн долларов в 2013-м. В 2015 г. в 1,7 раза снизился также импорт объектов интеллектуальной собственности: 130,7 млн против 237,3 млн долларов в 2014 г. Понятно, что денег на их приобретение у предприятий стало меньше, но где отдача от роста образовательного уровня работников, способных компенсировать этот дорогостоящий импорт?

Таким образом, при создании системы информационного общества целесообразно осуществлять не только межведомственное взаимодействие при оказании государственных услуг в электронном виде, но и совершенствовать систему госуправления экономикой, включая решение стратегических задач производственного бизнеса по переходу на новые технологические платформы. В противном случае убыточная часть промышленного сектора, не выдержав конкуренции на международном рынке, самоликвидируется. Это не страшно для экономики, способной компенсировать данную ситуацию развитием инновационных услуг не только информационно-коммуникационного профиля, но и всех других видов.

Поскольку сальдо платежного баланса по услугам в Беларуси неизменно положительное, целесообразно делать ставку на ускоренное развитие наиболее эффективных из них, создав для этого необходимые инструменты. Если же стратегия подъема экономики страны будет опираться на так называемую «индустриализацию», то желательно сделать ее неоиндустриальной, основой которой будут инжиниринговые достижения последнего поколения.

А они, согласно новой классификации видов деятельности, относятся к услугам. Мировая промышленная сфера покупает их у крупных исследовательских и проектных консорциумов на рынке инжиниринговых услуг, куда стремятся попасть лучшие отечественные специалисты. Задача страны - вырастить и удержать их соответствующей зарплатой. СЗ

http://innosfera.by/2017/04/IKT

ЛИТЕРАТУРА

1. Национальные счета Республики Беларусь // http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/publications/izdania/public_compilation/index_4886/

2. Михайлова-Станюта И.А. Производительность труда - главный оценочный показатель бизнеса и экономического развития страны // Банкауск Весык. 2014, № 10.

3. Эксперт: Доля среднего класса в Беларуси составляет около 37% // http://finance.tut.by/ news452274.

4. Инжиниринг новых возможностей // Наука и инновации. 2016, № 1.

5. Михайлова-Станюта И.А. Республика Беларусь в международной системе разных индустриальных услуг // Банкауск весык. 2015, № 4.

6. Абухович Ю.К., Шуст А.С. Электронное правительство» как механизм повышения качества государственных услуг // Економiчний веник университету. Выпуск 20/2. Переяслав-Хмельницкий, 2013.

7. Михайлова-Станюта И.А. Общемировая стратегия развития инновационной экономики поддержана в Беларуси? // Банкауск весык. 2016, № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.