Научная статья на тему 'Икт-компетентность в современном образовании'

Икт-компетентность в современном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3094
996
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ / МЕТОДЫ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / COMPETENCE / ICT-COMPETENCE / FORMATION / METHODS / INFORMATION TECHNOLOGIES / INFORMATION CULTURE / EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Глухова Татьяна Васильевна, Бажанова Светлана Валерьевна

Анализируется понятие ИКТ-компетентности как одной из ключевых компетентностей современного человека, проявляющейся прежде всего в уверенном владении студентами информационными технологиями для решения возникающих задач в учебной и профессиональной деятельности. Обосновывается необходимость комплексного формирования ИКТ-компетентности студентов. Исследуются наиболее актуальные и доступные современные методы формирования ИКТ-компетентности в образовательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Глухова Татьяна Васильевна, Бажанова Светлана Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ICT-COMPETENCE IN MODERN EDUCATION

The modern system of higher education is entering a new stage of its development and is undergoing qualitative changes. These changes are directly connected to widespread use of modern information and communication technologies in the educative process. In this context, the article considers an analysis of ICT-competence concept, which is considered as one of key competences of a modern human. First of all it is shown by students in steady grasp of information technologies for the solution of coming out concerns of educational and professional activity. Article proves the necessity of forming an integrated ICT-competence of students and researches the most actual and available modern methods of formation of ICT-competence in educational process. Along with positive results of application of modern means of ICT in educational activity, in article there are also analyzed possible negative consequences of their intensive introduction.

Текст научной работы на тему «Икт-компетентность в современном образовании»

УДК 004.9:316.73

ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

Т. В. Глухова, С. В. Бажанова

(Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева)

Анализируется понятие ИКТ-компетентности как одной из ключевых компетентностей современного человека, проявляющейся прежде всего в уверенном владении студентами информационными технологиями для решения возникающих задач в учебной и профессиональной деятельности. Обосновывается необходимость комплексного формирования ИКТ-компетентности студентов. Исследуются наиболее актуальные и доступные современные методы формирования ИКТ-компетентности в образовательном процессе.

Ключевые слова: компетентность; ИКТ-компетентность; формирование; методы; информационные технологии; информационная культура; образовательный процесс.

Процесс информатизации современного общества предопределяет необходимость разработки новой модели системы образования, основанной на применении современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Широкое использование ИКТ в образовательной деятельности обусловливается следующими факторами:

— применение этих технологий в образовании обеспечивает ускоренную передачу знаний и накопленного опыта человечества как от поколения к поколению, так и от одного человека другому;

— современные ИКТ позволяют человеку активнее и успешнее адаптироваться к окружающей среде и происходящим социально-экономическим явлениям, повышая уровень обучения и образования, благодаря чему человек получает возможность приобретать требуемые знания как сегодня, так и в будущем постиндустриальном обществе;

— эффективное и интенсивное введение ИКТ в образовательный процесс является значимым фактором развития современной высшей школы, отвечающей процессу реформирования традиционной системы образования и требованиям информационного общества [5].

Умение ориентироваться в конкретной жизненной ситуации, способность быстро решать профессиональные задачи определяются степенью подготовки высококвалифицированного

специалиста, что непосредственным образом зависит от его уровня владения информационными технологиями и техническими средствами.

Информационные технологии рассматриваются с четырех позиций: как инструмент автоматизации, предмет изучения, способ обучения и средство общения, которые могут быть востребованы образовательной сферой. Уверенное владение информационными технологиями на уровне информационной культуры, включающее умение формулировать потребности в информации, осуществлять ее поиск, оценивать и результативно использовать, является необходимым условием подготовки высококвалифицированного специалиста. Эффективное применение широчайшего спектра возможностей, реализуемых на базе информационных технологий, тесно связано с формированием ИКТ-компе-тентности студентов высшей школы.

Компетентность — это новая единица измерения образованности человека, возникшая в связи с тем, что знания, умения и навыки уже не позволяют показать, измерить уровень качества образования. Компетентность — это категория, принадлежащая сфере отношений между знанием и практической деятельностью человека [4]. Ее можно оценить в ситуации включения в реальную жизненную деятельность.

ИКТ-компетентность — одна из ключевых компетентностей современного человека, проявляющаяся прежде всего в деятельности при решении

© Глухова Т. В., Бажанова С. В., 2013

различных задач с привлечением компьютера, средств телекоммуникаций, Интернета и др. Под ИКТ-компетент-ностью подразумевается уверенное владение студентами цифровыми технологиями, инструментами коммуникации и/или сетями для получения доступа к информации, управления ею, ее интеграции и оценки для решения поставленных задач в учебной и профессиональной деятельности [3].

Следует отметить, что процесс формирования ИКТ-компетентности студентов вуза должен протекать не только при изучении предметов информационного блока, но и в рамках всей учебной деятельности, т. е. комплексно. Более того, ряд авторов считают, что этот процесс должен охватывать все ступени непрерывного образования [1]. При этом основной проблемой является формирование знаний и умений в данной сфере в соответствии с современными требованиями информационного общества, преобладающая часть информации в котором представлена в электронном виде.

Формирование ИКТ-компетент-ности в высшей школе должно опираться на применение персональных компьютеров, мультимедийных технологий и прикладных программных продуктов. Наиболее актуальными и доступными методами формирования ИКТ-компетентности, по нашему мнению, являются компьютерное тестирование, компьютерные деловые игры, онлайн-рейтинговая система оценки знаний, применение электронных учебников, средств мультимедиа на занятиях [2].

Все более широкое применение в образовательном процессе высшей школы находит компьютерное тестирование как эффективный способ проверки знаний. Минимизация временных затрат при получении надежных результатов контроля служит главным и бесспорным его достоинством. Компьютерное тестирование практически полностью исключает субъективное влияние преподавателя не только на процесс контроля, но и на его результат. Кроме того, по уровню

беспристрастности, скорости и полноте диагностирования оно превосходит все остальные виды контроля знаний.

К основным функциям компьютерного тестирования относятся:

1) выявление уровня знаний, умений и навыков студентов;

2) мотивация обучающихся к активной деятельности по усвоению учебного материала. Обучающая функция тестирования может быть усилена дополнительными мерами стимулирования, такими как использование в тесте подсказок и наводящих вопросов, совместное обсуждение результатов теста, наличие примерного перечня вопросов для самостоятельной подготовки и др.;

3) своевременное устранение пробелов в знаниях. Стремление к саморазвитию и самосовершенствованию, связанное с периодичностью и неизбежностью тестового контроля, организует, направляет и дисциплинирует учебную деятельность студента;

4) повышение уровня ИКТ-компетентности студентов.

Компьютерное тестирование может быть организовано как на базе современных зарубежных и отечественных программных продуктов (например, SunRav TestOfficePro.WEB, AVELife TestGold Studio 2.2, SunRav TestOfficePro, Усатик 2.003), так и на базе разработанных преподавателями тестовых программ.

Компьютерная деловая игра (КДИ) — это учебно-тренинговая компьютерная система, разработанная на базе математической модели, характеризующей социально-экономические, хозяйственные и другие явления и процессы, а также иные ситуации, приближенные к реальной действительности, построенные по определенным правилам. Она выступает частным случаем деловой игры. КДИ обучает навыкам принятия управленческих решений и проведения комплексного экономического анализа в изменяющихся условиях.

КДИ повышает заинтересованность участников в изучении теоретического материала, способствует расширению

проблемности преподавания, предлагая участникам имитационно-практические ситуации. У каждого участника игры свои интересы в соответствии с ролью и заданием. При этом одни и те же поставленные задачи разными людьми решаются по-разному, в соответствии с имеющимися у них знаниями. Вместе с тем под влиянием объективных социально-экономических факторов, предопределяющих хозяйственную деятельность людей, им приходится искать и принимать единое решение. КДИ как один из методических приемов преподавания дисциплин экономического цикла в большей степени, чем любой другой прием, способствует пониманию сути экономического анализа, помогает выработке практических навыков, направленных на построение оптимального плана хозяйственной деятельности.

Для выполнения игрового задания с помощью электронно-вычислительной машины участникам КДИ необходимо изучить исходную экономическую ситуацию, найти решение предложенной деловой проблемы, согласовать найденное решение с партнерами и разработать совместную стратегию управления.

В КДИ всесторонне отражается профессиональная деятельность, имитируется стратегия поведения игроков в соответствии с развитием реальной производственно-хозяйственной ситуации по предложенным правилам, при помощи графических средств, электронных таблиц, экранных форм и др. совместно с преподавателем.

Имитируя в процессе обучения реальную производственную ситуацию, организационную структуру и поведение соответствующих специалистов, КДИ является способом экономического анализа, методом использования и закрепления имеющихся знаний. Профессиональное становление специалиста в условиях деловой игры определяется овладением профессиональными нормами и нормами взаимоотношений участниками моделируемого производственного процесса. Методически правильно разработанные деловые

игры представляют собой действенную форму обучения стратегии принятия эффективных управленческих решений.

Основными элементами КДИ являются сценарий, программы руководителя и участника, регламент. Сценарий содержит описание игровой ситуации (объекта), производственных и других характеристик, правила игры. Регламент включает список тем или документов, основные и дополнительные требования к режиму проведения игры, к инструкциям и указаниям, описание и характеристику разыгрываемых ролей, а также вспомогательные материалы.

Степень методического мастерства и профессиональная квалификация преподавателя влияют на его умение определять оптимальную возможность применения КДИ в процессе обучения студентов, сочетать его с другими методами, что, несомненно, способствует стимулированию познавательного интереса, творческому подходу при решении предлагаемых задач.

В современных условиях развития системы образования все большую популярность приобретает онлайн-рейтинговая система оценки знаний, умений и навыков, представляющая собой интегральную оценку результатов всех видов деятельности студентов за период обучения по определенной дисциплине. Она обеспечивает исчерпывающую оценку работы студентов в течение семестра, а также позволяет учитывать ее при выставлении итоговой оценки на экзамене. Кроме того, она направлена на глубокое освоение студентами учебного материала и качественную подготовку специалистов. Применение рейтинговой оценки может стимулировать учебно-познавательную деятельность студентов, способствовать повышению качества усвоения материала, усиливать мотивацию обучаемых к планомерной работе в процессе получения знаний на протяжении всего учебного курса. Повышение объективности итоговой экзаменационной оценки при применении онлайн-рейтинговой системы обусловлено поэтапной и всесторонней

оценкой различных видов работ и усилением ее зависимости от результатов систематической ежедневной работы студентов.

Результаты онлайн-рейтинговой системы оценки знаний должны размещаться на сайте факультета, вуза или на сайте преподавателя и находиться в индивидуальном доступе. Это позволит студентам не только непрерывно контролировать уровень текущей успеваемости, но и повышать уровень ИКТ-компетентности.

Одним из наиболее доступных методов формирования ИКТ-компетент-ности студентов, по нашему мнению, является применение в процессе обучения различных электронных учебников, которые широко представлены в электронных библиотеках технической, научной и художественной литературы, продаются в интернет-магазинах и предлагаются бесплатно различными сайтами. Также преподаватели могут использовать собственные разработки, которые должны находиться в свободном доступе для студентов.

Применение электронных учебных пособий дает ряд существенных преимуществ, к которым относятся своевременность обновления информации; доступность образовательных массивов и сокращение количества бумажных носителей. При грамотном использовании электронное учебное пособие может стать мощным инструментом в освоении большинства предметов.

Рассматривая методы формирования ИКТ-компетентности студентов, должное внимание следует уделить применению средств мультимедиа в процессе обучения в высшей школе. Такие качества, как интерактивность, гибкость, обобщение разнообразных типов наглядной учебной информации, способность учитывать индивидуальные особенности обучающихся и повышать их мотивацию, делают мультимедиа особенно эффективными и продуктивными технологиями в образовании. Неоспоримым преимуществом цифровых мультимедиа по сравнению с другими средствами

представления данных служит интерактивность.

Мультимедиа могут найти широкое применение для повышения качества обучения как в отдельных предметных областях, так и в дисциплинах, объединяющих в себе несколько предметных областей. Кроме того, мультимедийные продукты применяются для выработки творческих навыков и формирования критического мышления.

Средства мультимедиа позволяют одновременно использовать несколько каналов восприятия обучающихся в процессе обучения, что способствует интеграции информации, доставляемой несколькими различными органами чувств, и моделированию сложных явлений и процессов. Также следует отметить, что средства мультимедиа дают возможность представить абстрактные данные визуально за счет динамики процессов, а также развивать когнитивные структуры и трактовки студентов, рассматривая учебную информацию в социально-экономическом и историческом контексте. Таким образом, реализуется принцип наглядности в обучении, сформулированный ранее, но требующий более глубокого научного развития и практического применения при формировании ИКТ-компетентно-сти в образовательном процессе.

Таким образом, использование рассмотренных выше методов в практике преподавания всего комплекса учебных курсов в вузе будет способствовать активному формированию ИКТ-ком-петентности студентов.

Наряду с положительными результатами применения современных средств ИКТ в образовательной деятельности могут наблюдаться и негативные последствия. Наиболее часто в качестве преимущества обучения с использованием средств ИКТ выделяют индивидуализацию обучения. Тем не менее у этого явления есть и крупные недостатки, связанные с тотальной индивидуализацией. Индивидуализация значительно сокращает время живого диалогового общения участников образовательного процесса между собой, подменяя его «диалогом

с компьютером». Особенно остро эта проблема проявляется при обучении студентов открытых и дистанционных форм образования, так как на протяжении всего периода обучения студент большую часть времени молча потребляет предлагаемую ему учебную информацию. Это может привести к тому, что при работе со средствами ИКТ энергичный в речевом плане студент надолго замолкает, теряет возможность развития и формулирования мысли на профессиональном языке, а также практики диалогического общения. Результаты психологических исследований позволяют сделать вывод о том, что отсутствие практики диалогического общения отрицательно сказывается на формировании самостоятельного мышления, т. е. диалога с самим собой. Слишком интенсивная индивидуализация обучения на базе персональных ЭВМ может привести к снижению уровня развития творческого мышления, которое по своей сути основано на диалоге.

К негативным последствиям применения средств ИКТ в образовательном процессе можно также отнести повальное использование информационных ресурсов, размещенных в сети Интернет. Не секрет, что большинство студенческих рефератов, докладов, курсовых работ и проектов заимствованы из Глобальной сети, что, несомненно,

приводит к снижению эффективности обучения и воспитания.

Исходя из вышеизложенного следует сделать вывод, что в процессе обучения необходимо рационально использовать современные средства ИКТ в комплексе с традиционными методами обучения.

СПИСОК

ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аникина, Н. В. Информационная культура личности как интегральный показатель уровня развития индивида в системе непрерывного образования / Н. В. Аникина, И. А. Иванова, С. В. Гордина // Интеграция образования. — 2012. — № 4. — С. 108—113.

2. Бажанова, С. В. Формирование ИКТ-ком-петентности студентов в системе высшего образования / С. В. Бажанова, Т. В. Глухова // Формирование профессиональных компетенций средствами ИКТ : межвуз. сб. науч.-метод. тр. / под ред. С. С. Голяева ; Саран. кооп. ин-т, РУК. — Саранск, 2010. — С. 19—22.

3. Полуэктов, А. В. Формирование ИКТ-ком-петентности студентов специальности «Информатика» [Электронный ресурс] / А. В. Полуэктов // Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании [Электронный научный журнал]. — Режим доступа: http://joumal.kuzspa.ru/articles/17/.

4. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции. Технология конструирования / А. В. Хуторской // Народное образование. — 2003. — № 5. — С. 71—77.

5. Яковлев, А. И. Информационно-коммуникационные технологии в образовании [Электронный ресурс] / А. И. Яковлев // Информационное общество. — Режим доступа: http:// emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/bce6d4452 de1cad0c3256c4d005253d0.

Поступила 20.02.13.

Об авторах:

Глухова Татьяна Васильевна, доцент кафедры статистики, эконометрики и технологий в управлении ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева» (г. Саранск, Россия), кандидат экономических наук, Asptg2004@mail.ru

Бажанова Светлана Валерьевна, доцент кафедры статистики, эконометрики и технологий в управлении ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева» (г. Саранск, Россия), кандидат психологических наук, svett_09@mail.ru

ICT-COMPETENCE IN MODERN EDUCATION

T. V. Gluhova, S. V. Bazhanova

(Ogarev Mordovia State University)

The modern system of higher education is entering a new stage of its development and is undergoing qualitative changes. These changes are directly connected to widespread use of modern information and communication technologies in the educative process.

In this context, the article considers an analysis of ICT-competence concept, which is considered as one of key competences of a modern human. First of all it is shown by students in steady grasp of information technologies for the solution of coming out concerns of educational and professional activity. Article proves the necessity of forming an integrated ICT-competence of students and researches the most actual and available modern methods of formation of ICT-competence in educational process. Along with positive results of application of modern means of ICT in educational activity, in article there are also analyzed possible negative consequences of their intensive introduction.

Keywords: competence; ICT-competence; formation; methods; information technologies; information culture; educational process.

REFERENCES

1. Anikina N. V, Ivanova I. A., Gordina S. V. Informacionnaja kul’tura lichnosti kak integral’nyj pokazatel’ urovnja razvitija individa v sisteme nepreryvnogo obrazovanija [Information personal culture as integral development level index for subject in continuing education]. Integracija obrazovanija. 2012, no 4, pp. 108—113.

2. Bazhanova S. V, Gluhova T. V. Formirovanie IKT-kompetentnosti studentov v sisteme vysshego obrazovanija [Organization of ICT-competence of students in higher education system]. Formirovanie professional’nyh kompetencij sredstvami IKT: mezhvuzovskij sbornik nauchno-metodicheskih trudov. Saransk, 2010, pp. 19—22.

3. Polujektov A.V. Formirovanie IKT-kompetentnosti studentov special’nosti “Informatika” [Organization of ICT-competence of computer science discipline students]. Informacionno-kommunikacionnye tehnologii v pedagogicheskom obrazovanii. Available at: http://journal.kuzspa.ru/ articles/17/.

4. Hutorskoj A. V. Kljuchevye kompetencii. Tehnologija konstruirovanija [Key competencies. Construction technologies]. Narodnoe obrazovanie. 2003, no 5, pp. 71—77.

5. Jakovlev A. I. Informacionno-kommunikacionnye tehnologii v obrazovanii [Information and communications technologies in education]. Informacionnoe obshhestvo. Available at: http://emag.iis. ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/bce6d4452de1cad0c3256c4d005253d0.

About the authors:

Glukhova Tatyana Vasilyevna, research assistant professor, Chair of Statistics, Econometrics and Techologies of Management, Ogarev Mordovia State University (Saransk, Russia), Kandidat nauk (PhD) degree holder in economical sciences, Asptg2004@mail.ru

Bazhanova Svetlana Valeryevna, research assistant professor, Chair of Statistics, Econometrics and Techologies of Management, Ogarev Mordovia State University (Saransk, Russia), Kandidat nauk (PhD) degree holder in psychological sciences, svett_09@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.