Научная статья на тему 'ИКТ как средства развития учебно-познавательной активности обучающихся на уроках ОБЖ в ГБОУ СПО (ссуз) «Челябинский механико-технологический техникум»'

ИКТ как средства развития учебно-познавательной активности обучающихся на уроках ОБЖ в ГБОУ СПО (ссуз) «Челябинский механико-технологический техникум» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
120
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АКТИВНОСТЬ / АКТИВИЗАЦИЯ / СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / COGNITIVE ACTIVITY / ACTIVITY / ACTIVATION / TRAINING TOOLS / INFORMATION TECHNOLOGY TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сайфуллина Ю.С.

Компьютер как техническое средство обучения все более широко применяется в учебном процессе. Его применение повышает у обучающихся познавательную активность. Преподаватель должен владеть навыками работы на компьютере и уметь использовать компьютер как удобный инструмент в своей повседневной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ICT AS A MEANS OF TEACHING COGNITIVE ACTIVITY OF TRAINEES ON THE LESSONS OF LIFE SAFETY IN CHELYABINSK MECHANICS AND TECHNOLOGICAL COLLEGE

The computer as a technical means of learning more and more widely used in the educational process. Its use improves students’ cognitive activity. The teacher should possess computer skills and be able to use the computer as a convenient tool in their daily activities.

Текст научной работы на тему «ИКТ как средства развития учебно-познавательной активности обучающихся на уроках ОБЖ в ГБОУ СПО (ссуз) «Челябинский механико-технологический техникум»»

Образовательные технологии: наука и практика

Таким образом, обучающая среда учебного портала ProColledge благодаря использованию возможностей и технологий E-learning сегодня стала главным инновационным инструментом в обучении. Среда учебного портала ProColledge является инициатором инновационного развития образовательных технологий в любом среднем специальном образовательном учреждении.

Библиографический список

Это магистральное направление развития, это нить, потянув за которую, можно вытащить всю систему образования на новый уровень развития.

Тема электронного обучения сегодня архиак-туальна. Информатизация образования — это наш реальный шанс выстроить новую прогрессивную модель отечественной системы образования.

1. ИКТ в образовании [Электронный ресурс]. — Режим доступа: №р:/^сИоо18т^пууаки1 siteedit.sU/page11/1001/2.

2.Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: ИНр://А р.крто.ги/А р/тЮ/13430.Мт1.

3. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : [федер. закон от 29 дек. 2012 г. № 273-ФЗ]. — Режим доступа: Ийр://минобрнауки.рф/документы/2974.

УДК 377+371 Ю. С. Сайфуллина, преп. Челябинского

механико-технологического техникума (ЧМТТ), г. Челябинск, e-mail: juldusik@mail.ru

ИКТ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ОБЖ В ГБОУ СПО (ССУЗ) «ЧЕЛЯБИНСКИЙ МЕХАНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

Компьютер как техническое средство обучения все более широко применяется в учебном процессе. Его применение повышает у обучающихся познавательную активность. Преподаватель должен владеть навыками работы на компьютере и уметь использовать компьютер как удобный инструмент в своей повседневной деятельности.

Ключевые слова: познавательная деятельность, активность, активизация, средства обучения, информационные технологии обучения.

В настоящее время введено понятие информационно-образовательной среды обучения, каковой, например, являются информационные ресурсы Интернета. Вряд ли Интернет можно назвать средством обучения. Это именно информационно-образовательная среда (в определенной своей части), в которой обучающийся и преподаватель могут найти необходимую для себя и полезную для целей образования информацию; они могут также, пользуясь услугами Интернета, решать дидактические задачи. В такой среде используются самые разные средства: вербальные (причем не только слово преподавателя), визуальные, мультимедийные. И хотя сам Интернет к средствам массовой информации пока не относится, однако его информационные ресурсы включают эти самые средства (например, электронные газеты, журналы, фильмы,

произведения искусства и пр.). К информационно-образовательной среде можно отнести, помимо Интернета, и средства массовой информации, в т. ч. электронные (телевидение, радио) [1].

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) — это широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет) [2].

Применение ИКТ в обучении способствует раскрытию, сохранению и развитию у обучающихся индивидуальных способностей, присущего каждому человеку уникального сочетания

личностных качеств; развитию у обучающихся познавательной активности.

При построении педагогического процесса нужно исходить из двух факторов: когнитивных способностей обучаемых и компьютерной оснащенности кабинета. Выбор ограничен двумя ведущими способами: преобладанием педагогической системы по типу псевдокомпьютерного обучения или по типу обучения с участием компьютера. В первом случае средства информационно-коммуникационных технологий используются как ТСО с расширенными возможностями, во втором случае часть функций преподавателя передается ПК.

В системе образования создается огромное количество программного обеспечения для поддержки учебного процесса по ОБЖ. Это базы данных (БД), традиционные информационно-справочные системы, хранилища информации любого вида (включая графику и видео), компьютерные обучающие программы, компьютерные энциклопедии от ООО «Кирилл и Ме-фодий» и другие программы, каждая из которых отвечает конкретным целям и задачам.

Примерная структура вариантов урока с использованием информационно-коммуникативных технологий.

Урок приобретения новых знаний.

1. Организация урока.

2. Изучение нового материала с демонстрацией на компьютере (используется один компьютер и компакт-диск).

3. Закрепление знаний обучающихся.

4. Задание на дом и инструкции по его выполнению.

Урок повторения материала и обобщения знаний и навыков.

1. Проверка домашнего задания.

2. Повторение материала (демонстрация основных понятий на компьютере).

3. Обобщение знаний (выполнение заданий разного уровня).

Урок контроля и коррекции знаний, умений.

1. Организация урока.

2. Сообщение заданий обучающимся (творческая работа).

3. Работа обучающихся над выполнением задания.

4. Проверка знаний и умений (компьютерное тестирование).

5. Анализ проверки.

Внеурочная деятельность.

1. Конкурсы электронных плакатов.

2. Конкурсы презентаций.

3. Сквозные классные часы.

4. Викторины по предмету.

5. Подготовка к олимпиаде.

6. Выпуск стенгазет.

7. Подготовка к «Школе безопасности».

8. Конкурс поздравительных открыток к Дню Победы, к 23 февраля и т. д.

Для развития учебно-познавательной активности мною разработаны такие задания, которые активизировали бы деятельность обучающихся на уроке.

Например, чтобы обучаемые были готовы к выполнению заданий, на уроке ОБЖ «Вредные привычки» проводятся открытые обсуждения и дискуссии по проблеме влияния алкоголя, сигарет и наркотиков на организм человека. Обучающиеся могут отстаивать свое мнение, показывая картинки, презентации, фильмы и т. д. При этом проявляется активность I и II уровней.

На уроке «Правила поведения при ЧС природного и техногенного характера» показывается фильм «Правила поведения при пожаре», после чего обучающимся предлагается составить алгоритм действий при пожаре (по фильму), а затем дается задание — составить план действий при пожаре в конкретной ситуации (например, в техникуме). При этом проявляется самостоятельность работы обучающихся, они находят несколько вариантов возможного решения проблемы. Проявляется активность II и III уровней.

При изучении темы «Правила оказания первой медицинской помощи при переломах» даются такие задания, которые требуют от обучающихся самостоятельного поиска решения, приведения примеров из повседневной жизни (например, опираясь на жизненный опыт, следует составить классификацию переломов), умения работать в малых группах, помогать более слабым обучающимся (студенты составляют алгоритмы оказания ПМП при различных-переломах, а затем отвечают у доски). В ходе отработки приемов по оказанию ПМП при различных переломах у обучающихся проявляются самостоятельность, умения анализировать познавательные и практические действия, рецензировать ответы товарищей.

При закреплении знаний обучающимся предлагается тест (с помощью ПК и мультимедийного проектора).

Правильность выполнения и оценивание предлагается провести самим обучающимся, для этого они обмениваются работами. Такая методика позволяет обучающимся освоить технологию оценивания ответов и письменных работ товарищей. На данном этапе проявляется активность всех уровней.

Уровни и критерии познавательной активности

Таблица 1

Ol Ol

S Я — I. Уровень Инструментарий II. Уровень Инструментарий III. Творческий Инструментарий

о с. >> воспроизводящей активности методы средства интерпретирующей активности методы средства уровень методы средства

1. Готовность выполнять учебные задания Наблюдение Карта наблюдений 1. Готовность принимать участие в дискуссиях и обсуждениях Наблюдение, постановка проблемы Карта наблюдений, проблемные ситуации 1. Стремление повысить свой личный познавательный уровень Наблюдение, тестирование Карта наблюдений, тест

2. Стремление к самостоятельной деятельности Наблюдение, тестирование Карта наблюдений, тест 2. Сознательность выполнения заданий Наблюдение, устные и письменные тестовые ответы Карта наблюдений, устные и письменные тесто- 2. Умение ставить проблемные вопросы своим товарищам и преподавателям Наблюдение, проблемные вопросы Карта наблюдений

3. Умение приводить примеры из повседневной жизни Наблюдение, письменные ответы Карта наблюдений, письменные задания 3. Стремление первым решать задания вые задания 3. Участие в конкурсах Наблюдение Конкурсные задания

Критерии 4. Умение отстаивать свое мнение Наблюдение, устные ответы Карта наблюдений, проблемные задания 4. Умение находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы) Нахождение нескольких вариантов решения задач Познавательные задачи 4. Стремление первым ответить на проблемные вопросы Наблюдение, устные и письменные ответы Карта наблюдений, проблемные вопросы

5. Умение создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий Наблюдение, показ приемов выполнения практических действий Карта наблюдений, практические задания 5.Умение рецензировать ответы товарищей Наблюдение, устные ответы Карта наблюдений

6. Умение оценивать ответы и письменные работы товарищей Наблюдение Карта наблюдений

0

01

■а

ш

(0 о

СП

ш ч

(D ä О" X

г

(D

н ф

X X

о ä о

ш <

ж ш

ш

S

ж ш

На уроках ОБЖ в группе поваров в качестве домашнего задания предлагается выполнить презентации по различным темам, что позволяет преподавателю пополнять свою педагогическую копилку, а обучающимся — отрабатывать навыки работы на компьютере. В группах обучающихся по данной специальности проводятся конкурсы электронных плакатов по темам «Я выбираю жизнь», «Мы против наркотиков», «В здоровом теле — здоровый дух». Такие уроки позволяют отстаивать свое мнение, рецензировать и оценивать ответы товарищей, приводить примеры из личной жизни, т. е. проявляются I и II уровни активности. Кроме того, для обучающихся по техническим специальностям проводятся интегрированные уроки «ОБЖ + информатика», на которых обучающиеся не только закрепляют знания и навыки работы на компьютере, но и учатся выполнять презентации по различным темам ОБЖ.

При организации внеурочной деятельности по предмету «ОБЖ» необходимо также ис-

Библиографический список

пользовать ИКТ для развития познавательной активности. Ежегодно в рамках недели ОБЖ организуются конкурсы электронных плакатов и презентаций, выпуск стенгазет (информацию и картинки обучающиеся могут найти в сети Интернет) среди групп 1-го и 2-го курсов по различным тематикам, например: «Мы за здоровую нацию», «Я — будущий защитник Отечества» и др. При участии в данных конкурсах проявляются стремление обучающихся к самостоятельной деятельности, умение отстаивать свое мнение, сознательность выполнения задания, т. е. активность всех уровней.

При проведении сквозных классных часов по ОБЖ (по курсам) работа организуется таким образом, чтобы каждая группа подготовила тематические доклады, сопровождающиеся презентацией. Такие классные часы можно проводить как в игровой форме, так и в виде дискуссий и обсуждений. Проявляется активность II и III уровней.

1. Ставрова, О. Б. Применение компьютера в профессиональной деятельности учителя [Текст] / О. Б. Ставрова. — Москва : Интеллект-Центр, 2007. — 144 с.

2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / под ред. Е. С. Полат. — М. : Изд. центр «Академия», 2005. — 272 с.

УДК 377+371 Т. Н. Хлызова, преп. Челябинского

радиотехнического техникума (ЧРТ), г. Челябинск, e-mail: Tanya-cspu@yandex.ru

ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ И ПОВЫШЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ

В данной статье рассматривается применение инновационных технологий в обучении английскому языку. Описаны достоинства и необходимость применения инновационных технологий, влияние на успеваемость, мотивацию обучающихся и изменение результатов обучения, повышение заинтересованности обучающихся, их самостоятельности и способности к самоконтролю.

Ключевые слова: проект, самостоятельная работа, деятельность, групповая работа, творческое начало.

Английский язык очень популярен: почти все уже понимают, что без знания иностранного языка очень трудно существовать в современном мире, найти престижную работу и т. д. Практически все хотят изучать английский язык, но

это совсем не означает, что у них есть желание упорно трудиться, чтобы знать язык. Изучение английского языка, как и любого другого предмета, требует нелегкой систематической работы, тем более, что подавляющее большинство

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.