Научная статья на тему 'ИКОНОГРАФИЯ МИНДАЛЕВИДНЫХ ЩИТОВ В МАНУСКРИПТАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ КОНЦА X-XI ВЕКОВ'

ИКОНОГРАФИЯ МИНДАЛЕВИДНЫХ ЩИТОВ В МАНУСКРИПТАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ КОНЦА X-XI ВЕКОВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
134
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИНДАЛЕВИДНЫЙ ЩИТ / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ / МАНУСКРИПТ / XI ВЕК / МИНИАТЮРА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Рыбель Дмитрий Александрович

Статья посвящена вопросам появления и отображения в западноевропейских рукописных иллюминациях XI века такого предмета защитного снаряжения воина, как миндалевидный щит. Постулируется нехватка археологических данных для полноценного изучения щитов XI столетия, в связи с чем изучение изобразительных источников приобретает особую значимость. Однако массив изобразительных источников довольно велик, поэтому исследование намеренно было ограничено анализом прежде всего миниатюр из манускриптов. Обзору подвергнуты все доступные рукописи конца X-XI веков, сгруппированные по культурно-географическому признаку (Франция, Англия, Испания, Германия, Италия) и содержащие изображения подобных щитов. Рассматривается место и время создания, варианты датировки рукописей, влияние художественных традиций. Оцениваются и сами щиты, особенности и вероятные способы их отрисовки, пропорции, форма и цвет, контекст изображения, частота появления. Проводятся параллели с изображениями из других источников того же периода, в том числе нерукописными. В заключении делается предположение о времени распространения миндалевидных щитов в Западной Европе, популярности того или иного цвета для окраса, узора. Автор, на основании времени появления в рукописях изображений миндалевидных щитов, относит их внедрение в воинский обиход к концу X - началу XI века, к середине XI века - широкое распространение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ICONOGRAPHY OF KITE-SHIELDS IN THE WESTERN EUROPEAN MANUSCRIPTS OF THE LATE X-XI CENTURIES

The article focuses on how such an item of protective equipment as a kite-shield appeared and was illustrated in Western European manuscript illuminations of the XI century. Archaeological data is insufficient for a full-scale study of shields of the XI century, and therefore the study of pictorial sources is of particular importance. However, the number of pictorial sources is quite large so the research was deliberately limited to analysis of miniatures from manuscripts in the first place. The author critically examines all available manuscripts of the end of the X-XI centuries which contain images of such shields and groups them by geography (France, England, Spain, Germany, Italy). The author considers when and where these manuscripts were written, the problems of dating them and the influence of art traditions. The article also provides the evaluation of the shields themselves, their features and possible ways of illustrating them, their proportions, shapes and colors, image context and frequency of occurrence. This allows to establish parallels between these shields and images from sources of the same period, including non-handwritten ones. The output of the work is the hypothesis on the time of distribution of kite-shields in Western Europe and on the popularity of particular colors and patterns. Based on when images of kite-shields occurred manuscripts, the author attributes their introduction into military use to the end of the X century and the beginning of the XI century and wide distribution to the middle of the XI century.

Текст научной работы на тему «ИКОНОГРАФИЯ МИНДАЛЕВИДНЫХ ЩИТОВ В МАНУСКРИПТАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ КОНЦА X-XI ВЕКОВ»

СТАТЬИ / ARTICLES

Рыбель Д. А.

Иконография миндалевидных щитов в манускриптах Западной Европы конца X-XI веков

Iconography of Kite-Shields in the Western European Manuscripts of the Late X-XI Centuries

Рыбель Дмитрий Александрович — кандидат исторических наук, Дальневосточный федеральный университет, Школа педагогики, кафедра исторического образования (Уссурийск, Россия).

Dr. Dmitry A. Rybel — Far Eastern Federal University, School of Education, Department of historical education (Ussuriisk, Russia).

richard_york@mail. ru

Аннотация: Статья посвящена вопросам появления и отображения в западноевропейских рукописных иллюминациях XI века такого предмета защитного снаряжения воина, как миндалевидный щит. Постулируется нехватка археологических данных для полноценного изучения щитов XI столетия, в связи с чем изучение изобразительных источников приобретает особую значимость. Однако массив изобразительных источников довольно велик, поэтому исследование намеренно было ограничено анализом прежде всего миниатюр из манускриптов. Обзору подвергнуты все доступные рукописи конца X-XI веков, сгруппированные по культурно-географическому признаку (Франция, Англия, Испания, Германия, Италия) и содержащие изображения подобных щитов. Рассматривается место и время создания, варианты датировки рукописей, влияние художественных традиций. Оцениваются и сами щиты, особенности и вероятные способы их отрисовки, пропорции, форма и цвет, контекст изображения, частота появления. Проводятся параллели с изображениями из других источников того же периода, в том числе нерукописными. В заключении делается предположение о времени распространения миндалевидных щитов в Западной Европе, популярности того или иного цвета для окраса, узора. Автор, на основании времени появления в рукописях

изображений миндалевидных щитов, относит их внедрение в воинский обиход к концу X - началу XI века, к середине XI века - широкое распространение.

Ключевые слова: миндалевидный щит, изобразительные источники, манускрипт, XI век, миниатюра.

Abstract: The article focuses on how such an item of protective equipment as a kite-shield appeared and was illustrated in Western European manuscript illuminations of the XI century. Archaeological data is insufficient for a full-scale study of shields of the XI century, and therefore the study of pictorial sources is of particular importance. However, the number of pictorial sources is quite large so the research was deliberately limited to analysis of miniatures from manuscripts in the first place. The author critically examines all available manuscripts of the end of the X-XI centuries which contain images of such shields and groups them by geography (France, England, Spain, Germany, Italy). The author considers when and where these manuscripts were written, the problems of dating them and the influence of art traditions. The article also provides the evaluation of the shields themselves, their features and possible ways of illustrating them, their proportions, shapes and colors, image context and frequency of occurrence. This allows to establish parallels between these shields and images from sources of the same period, including non-handwritten ones. The output of the work is the hypothesis on the time of distribution of kite-shields in Western Europe and on the popularity of particular colors and patterns. Based on when images of kite-shields occurred manuscripts, the author attributes their introduction into military use to the end of the X century and the beginning of the XI century and wide distribution to the middle of the XI century.

Keywords: kite-shield, pictorial sources, manuscript, the XI century, miniature.

При рассмотрении западноевропейского комплекса вооружения XI столетия исследователь сталкивается с отсутствием каких-либо полноценных данных касательно такого защитного элемента, как миндалевидный щит

(каплевидный щит, kite-shield). Для воина того времени щит играл важнейшую роль, во многом в силу того, что в раннем средневековье собственно броня была представлена кольчугой и открытым шлемом, которые не давали достаточной защиты. В эпоху позднего средневековья, с развитием средств индивидуальной защиты и появлением латного доспеха, щит уменьшился в размерах, а зачастую и вовсе не употреблялся. Но в XI веке без щита обойтись было практически невозможно.

Стоит отметить, что, к сожалению, основательных работ, так или иначе затрагивающих вопрос бытования и презентации миндалевидных щитов в XI веке, относительно немного и чаще всего это буквально несколько строк в известных трудах (Окшотт 2009, 181; Николь 1999, 22; Граветт 1993, 20). По сути, авторы констатируют очевидный факт - щиты были и использовались, приводят изображения (чаще всего с опорой на ковер из Байе), ограничиваются кратким описанием. Даже в объемном исследовании Яна Кольморгена «Der mittelalterliche Reiterschild: Historische Entwicklung von 975 bis 1350» щитам XI века уделено лишь три страницы из ста восьмидесяти (Кольморген 2002, 26-29). Археологические находки европейских щитов раннего средневековья представляют собой, прежде всего, круглое поле с кулачным хватом. Фрагменты щита XI века из Ленцена не могут быть однозначно интерпретированы как остатки миндалевидного, а щиты из Трондхейма, Швейцарского музея в Цюрихе и Щецина относятся уже к XII столетию (Gfosek, Uciechow-ska-Gawron 2010; Dowen, ... 2019). Причем в публикации о щитах из Щецина авторы полагают, что миндалевидные щиты стали широко распространяться по Европе около 1100 года, после первых крестовых походов (что странно -множество массовых примеров встречаются на протяжении всего XI века), и опираются на наглядные сведения преимущественно XII-XIII веков, с которыми хорошо сочетаются находки. Щиты из Щецина можно упомянуть как очень морфологически близкие к щитам XI века, но временной разрыв заметен. В этой связи большое значение приобретают изобразительные источники, позволяющие охарактеризовать общие форму, размеры и традицию росписи и раскраски миндалевидных щитов, а также предположить примерное время их появления.

В исследовании рассматриваются изображения миндалевидных щитов в западноевропейских манускриптах конца X-XI веков, находящихся на данный момент в открытом доступе в виде репринтов или цифровых копий на официальных сайтах публичных библиотек. Помимо манускриптов существует целый корпус визуальных источников, включающий в себя шахматные фигуры, резьбу на фризах церквей и реликвариях, фрески, а также знаменитый вышитый ковер из Байе, иллюстрирующий завоевание Англии нормандским герцогом Вильгельмом в 1066 году. Этот памятник особенно ценен, так как предположительно создавался почти в одно время с изображаемыми событиями, в 1070-х годах, либо в ближайшие десятилетия, и отображает вполне реальных людей, их одежду и снаряжение, в отличие от прочей иконографии, посвященной прежде всего религиозным сюжетам. Однако уместить в рамках одной статьи анализ всех этих источников не представляется возможным, поэтому внимание сосредоточено на рукописях. Оценке подвергались такие параметры, как дата создания источника и, соответственно, дата фиксации в нем изображений щитов, примерный размер самих щитов (высчитываемый по усредненным пропорциям сопутствующих персонажей), их форма, роспись, вероятные конструктивные особенности (крепление ремней, усиливающих элементов). Контекст самого изображения (то есть персонажей, использующих вооружение, их религиозный, символический или исторический смысл) не учитывался: подобный подход вызван соображением, согласно которому изображение этого элемента защитного снаряжения в рукописных иллюминациях X-XI столетий связано не столько с традицией и каноном (что, например, заметно в каролингских рукописях), сколько с фиксацией реальной вещи, знакомой художникам вполне осязаемо. Косвенным обоснованием для такой мысли могут послужить как примеры из сфрагистики и упомянутого гобелена из Байе, содержащего реалистические детали быта и войны, так и достаточно быстрое распространение в миниатюрах этой разновидности щитов, неизвестной в предыдущей традиции, а также известные нам по более позднему периоду сохранившиеся образцы. Учитывая стилистическое разнообразие и разное качество рисунка, это почти единственный на данный момент способ как-то систематизировать представления о щитах X-XI веков, несмотря на все методологические ограничения.

Момент появления миндалевидных щитов в Западной Европе сложно точно установить. Множество миниатюр конца X - начала XI века показывают нам круглые линзовидные щиты, характерные для каролингской эпохи, а сам стиль и традиция изображения таких щитов уходят корнями в поздне-римскую эпоху. В иконографии V-X веков подобное отображение щитов является доминирующим. Яркий пример - «Евангелие Оттона III» - рукопись, датируемая примерно 1000 годом1. В этом манускрипте щиты2 по аналогии схожи, например, со щитами из «Бамбергского апокалипсиса» 1010 года или со щитами из Рипольской библии, датируемой 1015-1020 годами3. Общие признаки - круглая/овальная форма размером примерно в один метр, часто спиралевидный узор, умбон в центре, окрас чаще всего красный. Подобная манера изображения щитов не исчезает в XI веке и наблюдается даже в XII столетии в разных уголках Европы («Псалтырь Св. Эдвина» из Тринити колледжа, который, впрочем, является очередной копией каролингской Утрехтской псалтыри IX века)4. Есть серьезное искушение трактовать такие щиты как специфически визуализированные миндалевидные, как бы «вполоборота» к зрителю, косвенным подтверждением чему может служить сочетание такой манеры изображения с вполне очевидным миндалевидным щитом в рамках одной композиции5. Однако для такого вывода нет достаточных оснований, вопрос дискуссионный, и в целях чистоты анализа источников изображения с такими щитами были исключены, хотя и составляют приличный объем в общей массе. Ряд манускриптов, которые показывают именно миндалевидные щиты, не имеют четкой датировки, хронологические рамки размыты и могут включать несколько десятилетий. Для удобства обзора источники были сгруппированы по географическому принципу.

Одно из первых доступных нам полноценных изображений миндалевидного щита, к тому же цветное, находится в северофранцузской ветхозаветной библии MS Latin 46 Vetus Testamentum, созданной в 976-1000 годах и

1 https://app.digitale-sammlungen.de/bookshelf/bsb00096593/view

2 См., например, 1\ 187 (стр. сканкопии 80):

https://www.digitale-sammlungen.de/en/view/bsb00096593?page=80,81

3 См., например, 1\ 82v: https://digi.vatlib.it/view/MSS Vat.lat.5729/0168

4

https://trinitycollegelibrarycambridge.wordpress.com/2018/11/30/anglo-saxon-manuscripts-in-trinity-college-library-the-eadwine-psalter/

5 См. манускрипт MS Lat. 6401 из французской Национальной библиотеки, 1\ 13v (и это не единственны пример): https://gallica.bnf.fr/view3if/ga/ark:/12148/btv1b105096135/f42

хранящейся в Национальной библиотеке Франции6. На листе 069v в инициале помещен непропорциональный рисунок воина, держащего щит красного цвета с желтым рантом по краю и небольшим крестом в центре7. Качественное выполнение рисунка щита и его элементов очень схоже с изображениями с ковра из Байе.

Манускрипт MS lat. 6401 (Боэций, «Утешение философией»)8 из той же французской Национальной библиотеки сложно датировать. Вероятно, он был начат в Англии в конце X века, а затем, в начале XI века, был продолжен во Франции, в монастыре Флёри около Орлеана. Полностраничная миниатюра из рукописи создана во французском стиле, в центре помещена сидящая женская фигура - Философия, держащая змею. Ее окружают птицы и хорошо экипированные воины9. Детализация вооружения хорошая, и снова есть некоторое сходство с изображениями с ковра из Байе и рядом других миниатюр XI - начала XII века. Присутствуют круглые (линзовидные) щиты с конусообразными умбонами и два миндалевидных щита, один из которых показан с внутренней стороны (зеленое поле, горизонтальный ремень для хвата). Эта миниатюра является примером упомянутой выше дискуссионной ситуации, когда возможна трактовка линзовидных щитов как миндалевидных, только показанных в другом ракурсе. Если не брать в расчет такой вариант, то для анализа остается еще один щит у фигуры воина в верхней части страницы -небольшого размера, узкий, желтый, с разноцветным рантом и красными пятнами на поле (в центре, вероятно, умбон). Стоит отметить, что здесь пропорции людей и предметов сильно искажены, а цветовое оформление миниатюры крайне пестрое.

В Национальной библиотеке во Франции хранится еще одна замечательная рукопись MS Latin 8878 Beatus Liebanensis, она же «Апокалипсис Сен-Севера», одна из многочисленных копий (и единственная французская) сочинения Беата Лиебанского10. Рукопись создавалась в скриптории аббат-

6 https://gallica.bnf.fr/view3if/ga/ark:/12148/btv1b10543769g

7 https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/btv1b10543769g/f142.item

8 https://gallica.bnf.fr/view3if/ga/ark:/12148/btv1b105096135

9 https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/btv1b105096135/f42.double

10 https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/btv1b52505441p/f375.planchecontact

ства в Сен-Севере на юго-западе Франции при аббате Григории Монтанер-ском, поэтому даты ее создания охватывают весь период руководства аббата -1028-1072 годы11. В манускрипте изображено 36 щитов миндалевидного типа размером в половину роста персонажей. Расписаны они преимущественно красным (около 70 %) и белым цветом, присутствуют щиты синего цвета, и два исключительных желто-синих щита, раскрашенных четвертями. У некоторых имеются узорчатые ранты и умбоны. Детализация миниатюр очень четкая.

К концу XI столетия, примерно к 1100 году, можно отнести рукопись «Жизнь Святого Альбина» (BNF Nouvelle acquisition latine 1390), созданную в аббатстве Сент-Обена в Анже, где есть две прекрасные полноформатные миниатюры с изображением плотного построения воинов (ff. 7, 7v) с большими щитами (всего 13), красными, зелеными и желтыми, с умбонами и без, видны крепления ремней для хвата на тыльной стороне12. К этому же времени относится манускрипт из Ле-Мана «MS.228 Enarrationes in Psalmos», где в инициалах прописаны конные и пешие воины в кольчугах и с восьмью щитами белого и зеленого цветов, с умбонами и росписями крестами13, снова очень схожими по стилю с ковром из Байе и, что крайне необычно с учетом временного разрыва, с изображением из «Latin 46 Vetus Testamentum».

В целом именно французские источники дают хороший массив очевидных изображений миндалевидных щитов, очень разнообразный и качественный. Эта тенденция продолжается в XII веке, когда количество визуальных памятников стремительно возрастает.

Среди английских манускриптов можно выделить «псалтырь Харли» (Harley MS 603), широко датируемую первой половиной XI века14. Псалтырь является англосаксонской копией каролингской Утрехтской псалтыри IX ве-ка15, создавалась в течение нескольких лет и содержит более 100 рисунков.

11 https://web.archive.org/web/20090307231121/http://beatus.saint-sever.fr/frameset/index.htm

12 http://manuscriptminiatures.com/4368/9949/

13 MS.228 Enarrationes in Psalmos, f. 025v, f. 045, f. 090 и f. 136v: http://www.enluminures.culture.fr/documentation/enlumine/fr/BM/mans 032-01.htm

14 http://www.bl.uk/manuscripts/FullDisplay.aspx?ref=Harley MS 603

15

https://www.uu.nl/en/utrecht-university-library-special-collections/the-treasury/manuscripts-from-the-treasury/the-utrecht-psalter

Изображения на страницах ff. 29r-35r были добавлены во второй четверти XII века (Noel 2009), однако остальные принадлежат перу художников XI века, скорее всего 1010-1025 годов, в том числе знаменитого Эадуи Басана16. Миндалевидные щиты в количестве 9 штук отображены в четвертом разделе манускрипта (ff.58-73) в нескольких нарисованных цветными чернилами миниатюрах. Их используют и пехотинцы, и всадники. Они достаточно большие, в 2/3 роста, с чистым полем без знаков и росписи, и только на одном из них виден остроконечный умбон. Особенно ценно изображение внутренней стороны щита со способом его удержания с помощью кулачного хвата за пару ремней при отсутствии локтевого ремня. К сожалению, больше очевидных изображений миндалевидных щитов вплоть до XII века в Англии нет.

К югу от Франции, за Пиренеями, в X-XI веках также появились манускрипты с изображениями миндалевидных щитов. В цифровой библиотеке испанской Королевской академии истории хранятся два манускрипта, созданные в монастыре Сан-Мильян-де-ла-Коголья. Первая рукопись (Cod. 64 bis. Biblia. V.T. Psalterium)17 конца X века на листе 38г иллюстрирует двух всадников, сошедшихся в схватке на копьях и снаряженных относительно небольшими красным и оранжевым щитами, на последнем виден полустертый умбон18. Памятник уже XI века, Комментарии к Апокалипсису (Cod. 33. Commentaria in Apocalipsin libri XII)19, на странице 160г демонстрирует ангела со щитом20, разделенным на две половины - красную и желтую (такое деление поля редкость для XI столетия и встречается еще в итальянской копии «Метаморфоз» Овидия, хотя итальянский манускрипт из Бари крайне широко датируется от 1000 до 1200 года)21. Очень хорошо прорисованы умбон, рант и головки заклепок на поле, фиксирующие ремни хвата щита. Это позволяет в перспективе реконструировать подвес ремней на тыльной стороне.

16 См. Janet Backhouse. The Making Of The Harley Psalter: https://www.bl.uk/eblj/1984articles/pdf/article8.pdf

17 https://bibliotecadigital.rah.es/es/consulta/registro.do?control=BRM20090000230

18 https://bibliotecadigital.rah.es/es/catalogo imagenes/grupo.do?path=1000106&presentacion=pagina&registrardownload=0&posicion=77

19 https://bibliotecadigital.rah.es/es/consulta/registro.do?control=BRM20090000148

20 https://bibliotecadigital.rah.es/es/catalogo imagenes/grupo.do?path=1000031&posicion=320&presentacion=pagina&registrardownload=0

21 https://www.loc.gov/item/2021667680

Четырехтомная библия из монастыря Сант-Пере-де-Родес (BNF, Latin 6. Biblia Sancti Petri Rodensis) ныне хранится во французской Национальной библиотеке22. Это одна из трех больших библий, которые, как полагают, были сделаны в каталонском монастыре Риполь в XI веке, (две другие - это «Рипольская библия» из Ватикана (Vat. lat. 5729) и потерянная «Библия Флу-вии», от которой сохранилось только пять фрагментов). Датируется 10501100 гг., содержит множество иллюстраций, большинство из которых не цветные, скорее прорисовки. Однако есть сомнения в датировке, так как расцвет книжного искусства в монастыре Риполь приходится на конец X -первую половину XI века. Возможно, реальное время создания - 1010-1025 годы, как у схожей по стилю «Рипольской библии» (Loic 2017). В манускрипте множество щитов миндалевидного типа, общим числом в 40 единиц. Все щиты не имеют умбонов, у пары щитов всадников виднеется рант и слабое подобие знаков (кресты, полосы). Размеры щитов неодинаковы и варьируются в пропорциях от 1/3 до 1/2 роста воинов, что разнообразнее примеров из более ранних изображений - либо в силу нарушения пропорций, либо в силу действительно меньшего размера некоторых щитов, которые и запечатлели

23

каталонские художники23.

Исключительное наследие составляют германские манускрипты X-XI веков, созданные в рамках разных художественных школ: Райхенау, Трира, Фульды, Кельна, Регенсбурга, Эхтернаха. «Золотой кодекс» (GNM, Hs. 156142. Codex aureus Eptemacensis)24 1030-1040 годов создания из люксембургского бенедектинского аббатства Эхтернах - один из самых известных примеров мастерства художников эпохи Оттонов, работавших при аббате Хумберте, который руководил монастырем в 1028—1051 годах25. «Золотой Кодекс» Генриха III содержит полноцветные миниатюры с миндалевидными щитами в руках воинов и «злых виноградарей». Щиты большие, примерно в 2/3 роста, оранжевого цвета с широким красным рантом, на одном из щитов неяркий узор в виде красной многолучевой звезды. Имеются накладки полу-

22 https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/btv1b85388026/f119.planchecontact

23 https://manuscriptminiatures.com/4358/13469

24 https://www.gnm.de/index.php?id=860&L=1

25 http://www.hellenicaworld.com/Art/Paintings/de/MeisterDesCodexAureusEpternacensis.html

сферического типа (умбоны), на поле видны шляпки заклепок ремней для хвата. Все пять щитов выписаны довольно детально.

Очень похожие большие красные щиты изображены в зальцбургской рукописи 1050 года из библиотеки Пирпонта Моргана (Pierpont Morgan Library, MS G.44. Gospel lectionary)26. На листе fol. 86r двое стражей дремлют, лежа на своих щитах. Щиты видны частично и с тыльной стороны27. Кроме того, еще одно изображение миндалевидного щита красного цвета есть в Евангелии из Райхенау середины XI века (Ms.78 A2).

К художественной школе Райхенау принадлежит и список поэмы Лу-кана «Фарсалия», ныне хранящийся в Санкт-Галлене, Швецария (St. Gallen, Stiftsbibliothek, Cod. Sang. 863. Pharsalia libri decem)28. Рукопись создавалась, по-видимому, около 1075 года. Полноформатная миниатюра на 77 странице живописует ужасы гражданской войны между Помпеем и Цезарем, вот только воины экипированы в снаряжение XI века: длинные кольчуги, конические шлемы и миндалевидные щиты29. Из десяти изображенных щитов раскрашены только четыре, в красный и желтый цвета. Остальные показаны с тыльной стороны, демонстрируя ременные рукояти для хвата. Несмотря на бедную цветовую гамму, это одна из интереснейших миниатюр для изучения военного дела XI века.

В Италии можно выделить два фрагмента из итальянских рукописей XI века (Biblioteca Apostolica Vaticana MS Lat. 1202 f.7230, Mantua Biblioteca Comunale MS. 340 105v). В первом фрагменте всадник с большим миндале-

31

видным красным щитом на спине сопровождает заключенного31; во втором фрагменте на листе рукописи показано противостояние Давида и одетого в кольчугу Голиафа с красным щитом (причем щит показан дважды, в момент удара Голиафа камнем по лбу и в момент его казни Давидом)32.

26

http://cors3ir.themorg3n.org/vwebv/se3rch?se3rchArg=Gospel%20lection3rv%20fMs.%20Pierpont%20Morg3n%20Libr3rv.%20G.44)&se3rchCode=TALL&se3rchTvpe=1

27 http://ica.themorgan.org/manuscript/page/8/76981

28 https://www.e-codices.unifr.ch/en/list/one/csg/0863

29 https://www.e-codices.unifr.ch/en/csg/0863/77

30 https://digi.vatlib.it/view/MSS Vat.lat.1202

31 https://digi.vatlib.it/view/MSS Vat.lat.1202/0141

32 См. в Sibylle Walther. David rex et propheta. In Germanistik in der Schweiz, 7, 2010, стр. 82: https://www.germanistik.ch/publikation.php?id=David rex et propheta

Рассмотренные иконографические данные относятся к концу Х-Х1 векам. Учитывая, что перед фиксацией на страницах рукописей миндалевидные щиты должны были сколь-нибудь широко распространиться в воинском обиходе, то время их появления в защитном комплексе западноевропейского воина можно отнести к последней четверти X века. Далее миндалевидный щит стал стремительно завоевывать популярность, чему способствовало, как нам кажется, его удобство для всадников, которыми на тот момент являлись большинство профессиональных воинов. Не исключено, что миндалевидные щиты развились из овальных щитов, примеры которых можно увидеть в иконографии конца X века. Внедрение таких щитов, тем не менее, не вытеснило полностью из обихода прежние круглые щиты, и в некоторых регионах, например, в Испании, они успешно сосуществовали.

Любопытно, что форма миндалевидного щита без явных отклонений была идентична в иллюминациях по всей территории от Англии до Каталонии в течение нескольких десятилетий, несмотря на разные художественные школы, и сохранилась и в XII веке. Но если форма схожа, то размеры варьируются довольно сильно: даже с учетом условностей, нарушенных пропорций и мастерства конкретного художника разброс параметров щитов на изображениях составляет примерно от 1/3 до 2/3 роста в длину при условной пропорциональной ширине в 0,4-0,7 м. И хотя почти полное совпадение контуров щитов в разных манускриптах искушает предположить существование некоей мастерской, массово изготовлявшей подобные предметы снаряжения, которые потом расходились по Европе и служили стандартом для местных оружейников и вдохновляли миниатюристов, очевидно, что щиты все же отличались. Самые популярные цвета для окраса фронтального поля щита -красный и его оттенки (подавляющее количество), белый, желто-коричневый (оранжевый), синий. Какие-либо изображения или украшения на щитах редки, а те, что есть - очень простые, часто это обычное цветовое выделение ранта, кресты, полосы. Интересно, что фигур животных на щитах из рукописей не встречается совсем, что контрастирует с наличием их на ковре из Байе, который известен красиво расписанными щитами с драконами; правда даже там большинство щитов не имеют украшений. До эпохи, когда личные знаки,

а затем гербы станут массово и постоянно украшать поля щитов, еще должно пройти какое-то время, XI век в этом плане аскетичен.

Библиография

Dowen K., Marek L., Slowinski S., Uciechowska-Gawron A., Myskow E. Two Twelfth-Century Kite Shields from Szczecin, Poland // Arms & Armour, Vol 16 No 2. 2019. P. 121-148.

Glosek M., Uciechowska-Gawron A. Wczesnosredniowieczna tarcza z podgrodzia w Szczecinie // Materialy Zachodniopomorskie, Nowa Seria, t. VI/VII, 2009/2010, z. 1: Archeologia, s. 269-283.

Gravett C. Norman Knight AD 950-1204. Osprey Publishing. 1993. 64 p.

Kohlmorgen J. Der mittelalterliche Reiterschild: Historische Entwicklung von 975 bis 1350 & Anleitung zum Bau eines kampftauglichen Schildes. Karfunkel Verlag. 2002. 189 p.

Loic E. The Ripoll Bible (Vat. Lat. 5729) // The Bible: From Late Antiquity to the Renaissance: Writing and Images from the Vatican Library. Collegeville, MN: Liturgical Press. 2017. P. 168-173.

Nicolle D. Arms and Armour of the Crusading Era, 1050-1350: Western Europe and the Crusader States. London: Greenhill Books. 1999. 636 p.

Noel W. The Harley Psalter. Cambridge Studies in Palaeography and Codicology. Cambridge: Cambridge University Press. 2009. 252 p.

Oakeshott E. The Archaeology of Weapons: Arms and Armour from Prehistory to the Age of Chivalry. Boydell Press. 1960. 358 p.

References

Dowen K., Marek L., Slowinski S., Uciechowska-Gawron A., Myskow E. (2019). Two Twelfth-Century Kite Shields from Szczecin, Poland. Arms & Armour, Vol 16, No 2, pp. 121-148.

Glosek M., Uciechowska-Gawron A. (2010). Wczesnosredniowieczna tarcza z podgrodzia w Szczecinie [An early medieval shield from the borough in Szczecin]. Materially Zachodniopomorskie [West Pomeranian Materials], Nowa Seria, t. VI/VII, 2009/2010, z. 1: Archeologia, s. 269-283.

Gravett C. (1993). Norman Knight AD 950-1204. Osprey Publishing. 64 p.

Kohlmorgen J. (2002). Der mittelalterliche Reiterschild: Historische Entwicklung von 975 bis 1350 & Anleitung zum Bau eines kampftauglichen Schildes [The medieval equestrian shield: historical development from 975 to 1350 & instructions for building a battle-ready shield]. Karfunkel Verlag Publ. 189 p.

Loic E. (2017). The Ripoll Bible (Vat. Lat. 5729). The Bible: From Late Antiquity to the Renaissance: Writing and Images from the Vatican Library. Col-legeville, MN: Liturgical Press, pp. 168-173.

Nicolle D. (1999). Arms and Armour of the Crusading Era, 1050-1350: Western Europe and the Crusader States. London: Greenhill Books. 636 p.

Noel W. (2009). The Harley Psalter. Cambridge Studies in Palaeography and Co-dicology. Cambridge: Cambridge University Press. 252 p.

Oakeshott E. (1960). The Archaeology of Weapons: Arms and Armour from Prehistory to the Age of Chivalry. Boydell Press. 358 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.