Научная статья на тему 'Икона из вологодского Спасо-Всеградского собора «Спас Всемилостивый (Обыденный)» и ее списки в собрании вологодского музея-заповедника'

Икона из вологодского Спасо-Всеградского собора «Спас Всемилостивый (Обыденный)» и ее списки в собрании вологодского музея-заповедника Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
625
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИКОНОПИСЬ / СОБОР ВОЛОГОДСКИХ СВЯТЫХ / ВОЛОГОДСКИЙ МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК / ICONS / THE CATHEDRAL OF VOLOGDA SAINTS AND VOLOGDA MUSEUM-RESERVE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Виноградова Елена Анатольевна, Федышин И. Н., Федышин Н. Н.

В статье рассматривается икона «Спас Всемилостивый (Обыденный)», история ее создания и почитания, возведения всеградского храма, а также группа ее списков в собрании Вологодского музея-заповедника. Автор анализирует иконографию списков и выдвигает предположения об авторстве списков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Виноградова Елена Анатольевна, Федышин И. Н., Федышин Н. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ICON «SAVIOUR, THE MOST MERCIFUL (EVERYDAY)» FROM THE VOLOGDASAVIOUR VSEGRADSKY CATHEDRAL AND ITS COPIES FROM THE COLLECTION OF VOLOGDA MUSEUM-RESERVE

The article deals with the icon «Saviour, the most Merciful (everyday)» the story of its creation and veneration,the Vsegradsky cathedral construction and the group of the icon’s copies in the collection of Vologda Museum. The author analyzes the iconography of the copies and speculates on the copies authorship.

Текст научной работы на тему «Икона из вологодского Спасо-Всеградского собора «Спас Всемилостивый (Обыденный)» и ее списки в собрании вологодского музея-заповедника»

Е. А. Виноградова, Н. Н. и И. Н. Федышины (Вологда)

ИКОНА ИЗ ВОЛОГОДСКОГО СПАСО-ВСЕГРАДСКОГО СОБОРА «СПАС ВСЕМИЛОСТИВЫЙ (ОБЫДЕННЫЙ)» И ЕЕ СПИСКИ В СОБРАНИИ ВОЛОГОДСКОГО МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА

В статье рассматривается икона «Спас Всемилостивый (Обыденный)», история ее создания и почитания, возведения всеградского храма, а также группа ее списков в собрании Вологодского музея-заповедника. Автор анализирует иконографию списков и выдвигает предположения об авторстве списков.

Ключевые слова: иконопись, Собор вологодских святых, Вологодский музей-заповедник.

E. A. Vinogradova, N. N. Fedyshin, I. N. Fedyshin (Vologda)

THE ICON «SAVIOUR, THE MOST MERCIFUL (EVERYDAY)» FROM THE VOLOGDA- SAVIOUR - VSEGRADSKY CATHEDRAL AND ITS COPIES FROM THE COLLECTION OF VOLOGDA MUSEUM-RESERVE

The article deals with the icon «Saviour, the most Merciful (everyday),»the story of its creation and veneration,the Vsegradsky cathedral construction and the group of the icon’s copies in the collection of Vologda Museum. The author analyzes the iconography of the copies and speculates on the copies authorship.

Keywords: icons, the Cathedral of Vologda saints and Vologda Museum-Reserve.

Широко почитавшаяся в Вологде икона «Спас Всемилостивый (Обыденный)» разошлась по России во множестве списков и оказала влияние на формирование иконографии «Собора вологодских святых», важнейшим элементом которой стало включение изображения Спасителя в соответствующем Спасо-Всеградскому образу изводе.

История возведения в Вологде в 1754 г. «обыденного» храма и создания «обыденной» иконы описана в «Сказании о милости Божией и о создании храма во имя Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в г. Вологде, ради избавления его от смертоносной язвы». В середине XIX века было известно несколько списков сказания. Один из них был опубликован А. Малевинским в 1866 году [ВЕВ. 1866. № 20, 21. Прибавления ], второй, хранящийся ныне в собрании Вологодского государственного музея-заповедника, Н. Н. Малининой в 1997 г. [1, С. 620-6]. Список из собрания музея составлен, по всей вероятности, в первой четверти XVIII века, и отличается от списка опубликованного А. Малевинским лишь в проповеднической части, историческая часть содержит те же самые летописные известия. В сказании повествуется о свирепствовавшей в городе и его окрестностях в течение семи недель и унесшей великое множество человеческих жизней страшной болезни, во избавление от которой, как от гнева Божия, вологжане построили храм 18 октября 1654 г., после чего мор в Вологде сразу же прекратился. В благодарность за милость Божию через 4 дня после этого события, по желанию жителей, был также единодневно написан благочестивым вологодским иконописцем образ Всемилостивого Спаса. В сказании определена точная дата создания иконы — 23 день октября, в день памяти св. Апостола Иакова, брата Господня. Именно эта небольшая икона-пядница приобрела всенародную известность в городе и его окрестностях, стала главной святыней единодневно построенного храма.

Сам храм назывался «всеградским», т. к. здание и клир содержались на средства всего города. Это объяснялось древним общественным «приговором» составленным и подписан-

ным вологжанами в день построения церкви, которым они взяли на себя и потомков обещание «на вечные времена обеспечивать содержание церкви из городских доходов» [9, с. 35-46; ВГВ за август 1858 г.]. Возведенная обыденно церковь была деревянной. В 1688-1698 гг. обветшавшая церковь была заменена каменной, которая к середине XIX в. претерпела ряд перестроек. Это была одноэтажная церковь в связи с колокольней, с тремя престолами: главный во имя Всемилостивого Спаса и два придела в трапезной — во имя Богоматери Тихвинской и во имя св. Апостола Иакова, брата Господня1. В 1854 г., с устройством печей, холодный храм был превращен в теплый. Слева от входа была устроена часовня с иконостасом, постоянно открытая для богомольцев с 8 часов утра до 8 вечера [ГАВО. Ф. 53. Оп. 2. Д. 216. Л. 29]. Спасовсеградская церковь выделялась среди 50 церквей города размерами и убранством, местоположением в центре города, была второй по посещаемости после кафедрального собора [9, с. 4].

До настоящего времени храм не сохранился. Службы в нем были прекращены в 1924 г. Здание стало использоваться как городской «Дом Искусств», с 1932 года было приспособлено под кинотеатр, в 1971 г. уничтожено. В 1997 г. на месте разрушенного Спасо-Всеградского собора установлен памятный крест2.

В брошюре 1860 г. «Описание Спасообыденной Всеградской, что в Вологде церкви» Н. Суворов приводит следующие размеры и описание чудотворной иконы: 6 вершков длины и 5 ширины. (26,7х22,25), «штиль письма иконы старинный, греческий: Спаситель изображен стоящим и десницею указывающим к долу; в левой руке Его разгнутое Евангелие съ словами: «Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененныи, и Аз упокою вы». К тому времени икона была покрыта золотой чеканной ризой с украшениями из драгоценных камней, сделанной в 1856 году в Санкт-Петербурге по проекту художника Ф. Солнцева.

В нижней части ризы по сторонам ног Спасителя была вычеканена летопись иконы следующего содержания: «начата бысть писатись сия икона образа Господа нашего Иисуса Христа в богозданном граде на Вологде, в лето 7163, месяца Октября в 23 день, на память Святого Апостола Иакова Брата Господня: того дни и написася сей образ Господень, благоче-стивыя державы царства Государя Царя и Великаго Князя Алексея Михайловича всея России Самодержца, въ славу и хвалу Вседержителя Бога и всех святых, угодивших от века, аминь». и: «Вера твоя спасе тя: иди в мир» — у нижнего края ризы в малом клейме. Н. И. Суворов отмечает, что на самой иконе выполнены автором другие надписи: по сторонам лика Спаса написаны тропарь (С вышних призирая, убогия приемля...) и кондак (Возбранный Воеводо и Господи, ада Победителю...) в его честь. Описи церковного имущества содержат подробное описание золотого оклада иконы: «На Спасителе венец с сиянием, подвес на персях его, оклад и поля червонного золота 84 пробы. Изображение Спасителя в один ряд, а весь образ, по полям в два ряда обнесены самым крупным жемчугом, которого счет шестьсот пять зерен. Сверх того сей чудотворный образ украшен драгоценными камнями, которые размещены по всей иконе, именно на ней помешено: 197 бриллиантов одинаковой грани, 12 крат; 36 бриллиантов, 7 % карата , 3 6/8 карата по 55 рублей; 1 бриллиант 1 У карата двойной грани 1455 рублей; 1 бриллиант 1 3/8 карата, двойной грани 86 рублей; 1 бриллиант 1 карат, грушеобразный 75 руб.; 1 бриллиант 1 3/8 карата, двойной грани желтой воды 65 рублей; 175 роз разной величины по 35 коп. каждая. Цата на Спасителе украшена дорогою весьма хорошей работы брошью, пожертвована Кохановой. В середине броши находится один значительной величины бриллиант, а по краям 4 бриллианта тоже довольно большой величины, в остальных местах помещены разной величины мелкие бриллианты. В цате вокруг этой броши находятся значительной величины 4 бриллианта. Над раменами Спасителя помещены две золотые звездочки с 12-ю мелкими бриллиантами и 10 жемчужинами. В фермуаре, усыпанном драгоценными камнями и помещенном в подножии Спасителя находится 5 довольно больших бриллиантов и 4 значительной величины бирюзы, пожертвованных старостою Н. Н. Киселевым. По всей ризе симметрически размещены в разных местах следующие драгоценные камни: 1 сапфир 18 У карата голубоватый 37 р. 60 к., 1 сапфир такого же достоинства 6 У карата 19 р. 50 к.,

26 альмандинов в золотой оправе, 32 р. 50 коп., 2 симбирских аметиста 7 р., 16 изумрудов 3 карата по 12 р. за крат, 34 альмандина разной величины, 6 р. 80 коп., 4 большие зеленые дуплета 8 р., 8 разноцветных дуплетов 4 р., 5 бразильских топазов, 3 р. 75 коп., 92 бирюзы разной величины 4 р. 60 коп. Икона сия помещена в глухом серебряном 84 пробы, золоченом ковчеге» [ГАВО Ф. 53. О. 2. Д. 216. Л. 6-7]. Сведения, приведенные в графе «примечание» данной описи, свидетельствуют о том, что оклад продолжал дополняться все новыми и новыми украшениями в ХІХ-начале ХХ века, пожертвованными верующими:

«В 1894 г. из пожертвованной неизвестным лицом золотой броши с 1 крупным и другими мелкими бриллиантами сделаны две звездочки, в одной из них в середине вставлен крупный бриллиант, в другой искусственный; по краям помещены мелкие бриллианты.

В 1895 г. М. Н. Седоковою пожертвован перстень с продолговатою в нем печаткою, усыпанною бриллиантами, печатка эта помещена у подножия лика Спасителя.

В 1896 г. лицом, пожелавшим сохранить свое имя неизвестным, пожертвован другой перстень с печаткою, усыпанной бриллиантами, рисунком совершенно одинакового с вышеописанным перстнем только немного меньше размером, печатка эта вставлена в ризу на груди лика Спасителя.

В 1898 г. лицом, пожелавшим сохранить своё имя неизвестным, пожертвован перстень с печаткою, усыпанной бриллиантами, печатка эта вставлена в ризу под венцом» [ГАВО Ф. 53. О. 2. Д. 216. Л. 6-7].

В настоящее время драгоценный оклад иконы утрачен. 18 мая 1922 г. Горподкомиссией по изъятию церковных ценностей согласно декрету ВЦИК от 16.02.1922 было произведено изъятие ценностей из Спасовсеградского собора, в числе которых была и золотая риза 84 пробы с чудотворного образа, общий ее вес с украшениями составлял 2 фунта 76 золотников 48 дол. [ГАВО Ф. 53. О. 2. Д. 216. Л. 40, 41].

Опись имущества храма дает представление и об иконе-раме, в которую влагалась святыня: «Чудотворный образ был вставлен в другой, большего размера, в среднике которого для сего утверждена, 84 пробы, позлащенная рама, с чеканными по углам херувимами, на сей иконе изображены дванадесятые праздники и страдания Христа Спасителя. Оный одет в серебряную 84 пробы, позлащенную ризу, которая весом 18 фунтов 70 золотников, рама же, в среднике сего образа находящаяся весом 8 фунтов 38 золотников» [ГАВО Ф. 53. О. 2. Д. 216. Л. 7].

Икона-рама той же иконографии была и в местном ряду трехъярусного иконостаса пристроенной начале ХУІІІ столетия (ок 1718 г.) с южной стороны трапезы теплой церкви в честь Богоматери Тихвинской. В неё помещался список святыни, а зимой переносился сам чудотворный образ, находившийся в летнее время в холодном храме Всемилостивого Спаса. Опись имущества теплой церкви 1803 г. дает подробное описание этой части интерьера Спасовсегорадского собора: «В первом ярусе по правую сторону Царских врат образ дванадесятых праздников, в середине которого вставляется чудотворной.образъ или подобной ему в изображении, на коем оклад и риза и венец серебряныя позолоченныя, по окладу три камня, в венце четыре жемчужины и четыре хруставки. К низу образа привешивается пелена дородоровая, по белой земле обложена насыпным дородором с разными цветами. Средина обложена гасами золотыми узенькими, а кругом сеткою золотною. Крест осьмиконечный с подножием из седки широкой золотной. Круг сего же образа, верхом и стороны, гардинами медного глазету, при которых шнуры и ленты тако ж медные. Перед образом масленик серебряной гладной...» [ГАВО. Ф. 496. Оп. 1. Д. 5148. Л. 41-41-об.].

Многочисленные источники свидетельствуют об иконе Спаса Обыденного как одной из главных святынь города Вологды. В сообщении в Святейший Синод епископа Вологодского и Тотемского Израиля 21 декабря 1893 г. отмечено, что эта особо чтимая икона «износится по давнему обычаю и по просьбам гражан города в дома всех градских приходов и в ближайшие к городу селения» [ГАВО. Ф. 496. Оп. 1. Д. 16480. Л. 91 об.].

В статье, посвященной Всеградской Спасообыденной церкви, опубликованной в «Вологодском иллюстрированном календаре» на 1893 г., отмечается, что «церковь замечательна

по происхождению и главной святыне её — чудотворному образу Всемилостивого Спаса» [2, с. 40]. Икона открывает список чудотворных и местно-чтимых икон Вологодской губернии в следующем выпуске «Календаря» в 1894 г. [3, с. 22]. Сообщая об иконах, которые «житель Вологодской страны издревле привык считать чудотворными», В. К. Лебедев приводит в качестве примера «глубоко почитаемую и всем вологжанам известную икону Всемилостивого Спаса в Вологодском Спасовсеградском соборе» [6, с. 5]. Одним из чудес иконы вологжане считали спасение царской семьи во время крушения поезда в 1888 г. Описывая святыни собора в 1914 г. протоиерей Николай Коноплев пишет: «Перед этою иконою неугасаемо горит великолепная серебряная лампада, очень больших размеров, художественной работы — дар вологодских граждан, по случаю чудесного спасения драгоценной жизни Государя Императора Александра III и его Августейшей семьи от смертной опасности при крушении Царского поезда около станции Борки 17 октября 1888 г. На лампаде следующая надпись: «Спасу Всемилостивому, спасшему Вологду от моровой язвы в память новаго чуда 17 Октября 1888 г.» [8, с. 35]. Сделать этот вклад в Спасо-Всеградский собор побудили вологжан публикации в некоторых газетах, сообщивших о том, что копия чудотворного образа, поднесенная 3 июля 1881 г. императору Александру III вологодским дворянством в знак выражения верноподданических чувств, была в царском поезде во время его крушения. Протоиерей Иоанн Лебедев, проанализировавший подробные описания крушения царского поезда, не нашел убедительных доказательств достоверности этой информации, хотя один из списков вологодской иконы был действительно вручен 3 июля 1881 г., в Петергофе императору Александру III. Подаренная императору икона была выполнена по заказу вологодского дворянства московским художником Овчинниковым3. Для ее преподнесения по случаю восшествия Его Величества на Престол была выбрана на специальном общем собрании 25 июня 1881 г. депутация дворянства. Она состояла из шести лиц, губернского предводителя вологодского дворянства Д. В. Во-лоцкого, предводителя дворянства Грязовецкого уезда А.С.Брянчанинова, генерал-адъютанта светлейшего князя А. А. Суворова, бывшего военного министра Болгарского Княжества, Свиты Его Величества генерал-майора П. Д. Паренсова, тайного советника А. П. Волкова и генерал-майора В. Н. Зубова. Сообщение об этой знаменательной акции в Вологодских губернских ведомостях содержит описание убора и надписей на иконе: «Кайма ризы на поднесенной иконе филигранной работы; вся риза как по мысли, так и по исполнению заслуживает полнейшего внимания. На верху иконы из бриллиантов надпись: «Боже царя храни». На оборотной стороне был выполнен текст об истории создания обыденного образа и храма, дополненная дарственной надписью: «Вологодское дворянство, поднося Его Императорскому Величеству Александру Александровичу святую икону «Спаса Обыденного» возносит усердныя к Господу Вседержителю молитвы, чтобы также неиссякаемыя и любвеобильная благодать Его и ныне избавила возлюбленного нашего Монарха и Россию от настоящей общей нашей крамолы. 29-го Апреля 1881 г.». Эта драгоценная копия с чудотворной иконы помещалась в изящном футляре [ВГВ, 1881, № 53].

Описывая историю создания «обыденного» образа, некоторые источники сообщают дополнительные подробности и имя иконописца. В Вологодских губернских ведомостях за 1841 год читаем: «жители Вологды не ограничились постройкой храма. Они хотели приносить свои молитвы иконе, специально написанной по этому случаю и обратились с просьбой к доброму иконописцу Сумарокову, которым после трехдневного поста и причащения Святых тайн был написан образ Всемилостивого Спаса. Образ был создан также единодневно 23 октября» [ВГВ, 1841, № 20]. Автор статьи «Спасообыденный храм и чудотворная икона Спаса в Вологде», опубликованной в «Душеполезном чтении» 12 октября 1889 г., называет не только фамилию, но и имя иконописца, называя его «боярским сыном»: «В четвертый после того день, на память св. апостола Иакова брата Господня, один благочестивый иконописец, боярский сын Иван Сумароков, обыденно написал в обетную церковь икону Всемилостивого Спаса, которая и составляет ныне главнейшую ее драгоценность. К написанию иконы Сумароков приготовлял себя постом, молитвою и причащением св. таин; он изобразил

Божественный лик Спасителя в том самом виде, в каком сподобился видеть его во сне» — пишет побывавший в Вологде в 1867 г. гр. М. Толстой [12, с. 257]. Но ни Н. И. Суворов, ни И. К. Степановский, ни другие известные вологодские краеведы не называют в своих статьях имени иконописца, по-видимому, не находя убедительных доказательств достоверности этих сведений. В упомянутой статье А. Малевинского [ВЕВ № 21 за 1866 г.] имя иконописца также не названо, а протоиерей Иоанн Лебедев, повествуя об обстоятельствах создания иконы, акцентирует внимание читателя на том, что имя благочестивого иконописца осталось неизвестным [1З, с. 1405-1406].

Икона считалась чудотворной, не смотря на то, что письменных свидетельств ее чудесах не сохранилось. С неё выполнялись многочисленные списки. По описи 1922 г. в самом Спасовсеградском соборе, помимо чудотворного образа, находившегося в иконостасе главного храма, значатся 5 его копий — в иконостасе придела во имя Богоматери Тихвинской (по правую сторону Царских врат), две в иконостасе часовни при соборе и одна над входом в нее, а также среди икон, вынесенных в особую главу под номером XIII, место размещения в храме которых не определено [ГАВО Ф. 5З. О. 2. Ед. хр. 216. Лл. 6, 10, 27-об, 29]. По описи значится в трапезной палате вне иконостасов приделов еще одна «икона Спаса Всемилостивого в серебряном окладе позлащенном, мерою около 5 вершков, пожертвована воинами, бывшими в Японской войне», не отмеченная как копия чудотворного образа, но, вполне возможно, являвшаяся таковой [ГАВО Ф. 5З. О. 2. Ед. хр. 216. Л. 14].

Иконы-списки, находившиеся в иконостасах Спасо-Всеградского собора, были покрыты серебряными позолоченными окладами. С закрытием храма в 1924 г. один из списков чудотворной иконы поступил в собрание музея4, часть имущества была передана в соседнюю Кирилло-Рощенскую церковь (Акт от 1З марта 1924 г.), в т. ч. чудотворный образ и его копия [ГАВО. Ф. 5З. О. 2. Ед. хр. 252. Л. 26; Ф. 5З. О. 2. Ед. хр. З09. Л. 4З].

С закрытием храма в 1924 верующие были обеспокоены больше всего судьбой его святыни. С просьбой передать «особо почитаемую верующими икону Спасителя из Спасовсе-градской церкви» обращалась в Вологодский Губернский Отдел Управления община Вологодского кафедрального собора [ГАВО. Ф. 5З. О. 2. Ед. хр. З09. Л. З7] и Кирилло-Рощенской церкви. 6 марта 1924 г. в Вологодский Губисполком, Административный отдел группа членов религиозной общины Спасо-Всеградского собора г. Вологды5 обратилась со следующим ходатайством: «На случай закрытия Спасовсеградского соборного храма для молитвы, просим выдать на наше попечение, хранение и ответственность икону Всемилостивого Спаса, написанную в 1655 г.6 в серебряной с простыми украшениями ризе (по последующей описи № 11/З) для помещения в одном из храмов г. Вологды». При решении данного вопроса, судя по резолюции «выдать» на упомянутом документе, было учтено мнение общины Спасо-Все-градского собора, и икона была перенесена в соседнюю действующую церковь, где перед ней возобновились молебны и службы, в т. ч. всенощное бдение в день храмового Спасо-Всеград-ского собора. В Государственном архиве Вологодской области сохранился документ, характеризующий широту почитания образа, не смотря на имевшие место трудности проведения праздничной службы в условиях строгой регламентации религиозной жизни: «Уполномоченные общины Кирилловской церкви, где ныне находится Всеградская святыня — чтимый образ Спаса Всемилостивого, просят исполнительный комитет дать разрешение по примеру прежних лет, в праздник сему образу З1 сего октября открыть храм всю ночь (с З0-го на З1-е число) для лиц молящихся. Т. к. жители окрестных селений. Приходящие на этот праздник, после всенощной остаются в храме до начала утреннего богослужения»7.

Акт обследования Кирилло-Рощенской церкви по распоряжению Губернского Административного отдела представителями Губмузея Н. П. Дмиревским и И. В. Федышиным также содержит следующее описание памятника: «Икона Спаса Всемилостивого /Спас Обыденный/ приблизит. разм. З2х26 см, доска с обратной стороны скреплена двумя встречными шпонками, толщины в образе 2-З см, с лицевой стороны с двойным углублением, «рубчик» /по краю/ заметно срезан. По средине иконы изображение Спасителя в рост, с открытой книгой в левой

Его руке и опущенной правой, сложенной для благословения. Имеются значительные утраты живописи /до доски/ в нижней части иконы на месте левой ступни Христа, на подножии и на половине нижнего поля, а также имеются мелкие утраты по всей иконе... работы обычных местных писем половины 17 столетия. Интересна в музейном отношении, как связанная с известным историческим событием. В настоящее время живопись покрыта металлическим окладом и слюдой. Ризы серебряные 84 пробы работы 1859 года, украшены цветными искусственными /стеклами/ камнями» [ГАВО. Ф. 53, оп. 1, дело 252, л. 77].

Позднее в собрание Вологодского музея-заповедника поступило два образа Всемилостивого Спаса из этого храма, один из которых может быть уверенно идентифицирован как известная вологодская святыня. Авторская живопись на иконе находилась под толстым слоем потемневшей и сгрибившейся олифы, под записью фона просматривалось наличие авторского текста, приводимого в описаниях исследователей XIX в. Многочисленные гвоздевые отверстия на торцах иконной доски свидетельствуют о неоднократном наложении металлических окладов. В Вологодский музей икона поступила в богатом серебряном окладе 1859 г., с цветными стеклами и жемчужной обнизью, работы петербургского мастера Федора Верховцева, украшавшем до изъятия золотой ризы список, находившийся в приделе Богоматери Тихвинской. Вероятно, этот оклад был выполнен по тому же эскизу, что и золотой, в описи имущества придела 1922 г. отмечено: «На ней риза серебряная, золоченая, 84 пробы сделана по образу ризы на чудотворном образе, вместо драгоценных камней украшена таких же цветов стразами, а вместо жемчуга дутым бисером. В ризе серебра с украшением два фунта 25 золотников. Сия икона со всем украшением пожертвована в сию церковь Санкт-Петербургским купцом и золотых дел мастером Федором Андреевичем Верховцевым 1860 г.» [ГАВО Ф. 53. Оп. 2. Д. 216. Л. 10].

Сравнение состояния сохранности и материальные признаки (до реставрации) иконы (Инв. № ВОКМ 1003) в точности совпадали с описанными выше. Торцы и боковые стороны иконной доски буквально испещрены многочисленными гвоздями и гвоздевыми отверстиями, свидетельствующими о неоднократных заменах оклада. В 2005 г. икона отреставрирована художником-реставратором Н. Н. Федышиным. Были удалены покровный слой и запись фона, под которой обнаружен выполненный белой краской по темно-охристому фону текст, соответствующий описаниям Х1Х века. Это единственная известная автору икона «Всемилостивого Спаса (Обыденного)» с двойным ковчегом и обработкой доски, характерной для середины XVII века. Это один из двух известных нам памятников данной иконографии, на которых отсутствует надпись об истории создания иконы 23 октября 1664 г., а в верхней части, по сторонам от изображения Спасителя помещены тропарь и кондак в его честь, что соответствует описаниям чудотворного образа краеведами ХК-начала XX века. В пользу «единодневного» написания иконы свидетельствует и упрощенное письмо, стиль которого не противоречит легендарным сведениям о времени его написания. Ярким свидетельством особого почитания иконы является сплошная утрата авторского красочного слоя на изображении левой ступни Спаса и в правой половине нижнего поля в целом — области традиционного лобызания образа верующими.

Списки иконы Спасо-Всеградского собора известны с XVIII века. От чудотворного образа их отличает пространный текст летописи о создании первообраза, традиционно размещаемый на поземе по обе стороны от изображения Вседержителя. Это иконы из вологодской церкви Иоанна Предтечи в Дюдиковской пустыни8, неизвестной церкви Вологды9 и Спасо-Всеградского собора10 .

Икона с указанными иконографическими особенностями имеется в частном собрании вологодского коллекционера М. В. Сурова [10, с. 338; 11, с. 117].

На чудотворной иконе нет авторской подписи, однако, в публикациях дважды названа фамилия иконописца Суморокова. По всей вероятности, эти сведения не беспочвенны, тем более, что Сумороковы — известная в Вологде династия иконописцев. В коллекции Вологодского музея есть иконы Дмитрия Васильева Суморокова, его сына Ивана Дмитриева и

внука — Ивана Иванова, написанные в последней четверти XVIII-первой половине XIX века. Не исключая возможность существования иконописца с таким именем в XVII столетии11, позволим себе предположить, что кисти упомянутого автора могла принадлежать одна из копий чудотворной иконы. При сравнении датированной 1775 иконы из Спасо-Всеградского собора, поступившей из Кирилло-Рощенской церкви Вологды12, с имеющимися в собрании иконами с авторскими подписями Дмитрия Суморокова13 обнаруживается значительная близость приемов в моделировке складок одежд и личного письма, особенностях палеографии.

Для живописи Дмитрия Васильева Сумарокова характерно активное использование твореного золота в пробелах и орнаментации одежд, обозначении нимбов и надписях. Но, копируя образ XVII в., иконописец вынужден был отказаться от излюбленного материала и ограничиться менее декоративной белильной разделкой. Художник-реставратор музея И. Н. Федышин отмечает большую точность перенесения всех иконографических деталей оригинала — абриса фигуры, формы горловины одежд и расположения складок. При наложении калек, снятых с этой иконы и чудотворного образа, обнаружилось полное совпадение рисунка.

С большой точностью передает иконографию оригинала икона первой половины XIX века, источник поступления которой не установлен (Инв. № ВОКМ 26550). Вероятно, этот список выполнен представителем третьего поколения вологодских иконописцев Суморо-ковых, который мог использовать при работе над иконой хранившуюся в семье прорись с чудотворного образа. Это предположение высказано И. Н. Федышиным в результате формально-стилистического анализа произведения в его сравнении с имеющейся иконой с подписью этого автора14. По палеографическим признакам надписей и технике личного письма можно с большой долей вероятности приписать ее авторство Ивану Иванову Суморокову.

В отличие от упомянутых икон 1775 г. и первой половины XIX века другие поздние списки имеют иную иконографию. Для примера рассмотрим список иконы Спаса Обыденного, выполненный П. Остроумовым 19 июня 1868 г.15 Икона писалась под существовавший серебряный оклад 1849 г. вологодского серебряных дел мастера Михаила Чулкова, ярко характеризующий художественные вкусы времени. Чеканный оклад с черневыми накладками меняет иконографию образа в пропорциях, характере драпировок одежд, не говоря уже об их декоре16. Не смотря на то, что икона изначально писалась под существующий оклад, возможно, взамен обветшавшего образа, иконописец не ограничивается изображением фигуры Спаса и тщательно прописывает детали на фоне, с большой точностью копирует надпись и декор табличек по сторонам головы Спаса, но вносит дополнительные надписи и несколько меняет текст летописи, приближая его содержание к летописи на золотой ризе по эскизу Ф. Солнцева. О стремлении П. Остроумова приблизить образ к чудотворному оригиналу свидетельствует не только отказ от повторения орнаментированного гиматия с широкой бахромой, но и изменение самого характера драпировок одежд, делая тем самым некоторые шаги в сторону иконографии оригинала.

Известны списки, имитирующие икону Спаса Обыденного в богатом золотом окладе в 1856 г. В собрании Вологодского музея-заповедника лишь одна икона такого извода17, поступившая от частного лица 08.09.1974 г. Учитывая критерии отбора памятников и особенности комплектования музейной коллекции, следует заметить, что количественный перевес списков Спаса Обыденного с иконы без оклада совсем не означает, что списки, имитирующие образ в золотом окладе были редкостью. Скорей всего, именно таковые были созданы в большом количестве во второй половине XIX - начале XX века и наиболее часто встречались в храмах города и домах жителей Вологды и ее окрестностей. Они и в настоящее время имеются в действующих храмах города и частных собраниях — церквях Покрова Богородицы на Торгу и Лазаря Четырехдневного, коллекции М. В. Сурова18. Две сходные по иконогафии иконы Спаса Всемилостивого, сопровождаемые летописью о создании, обнаружены сотрудником музея древнерусской культуры им. А. Рублева Я. Э. Зелениной в Риге, в семинарской церкви Всех святых и церкви Благовещения, что свидетельствует о широте распространения списков вологодской иконы.

Списки с иконы Спаса Обыденного из Спасовсеградского собора г. Вологды довольно многочисленны, копии чтимой святыни находились во многих храмах Вологды19. У верующих, которые не могли себе позволить приобрести икону Спасителя, во второй половине XIX века была возможность заказать фотографию святыни. «Удовлетворяя благочестивому желанию многих вологодских граждан» художник академии А. А. Скрипицын, с дозволения епископа Вологодского и Великоустюжского Павла, сделал снимок с чудотворной иконы, который, как указано в рекламе, размещенной в Вологодских Епархиальных ведомостях 1867 г. [ВЕВ, 1867, № 14. С. 276-277], передавал в малейших подробностях «самое изображение пречистого лика» и драгоценный оклад. Фотографии иконы изготавливались разного формата (4хЗ З/8 и 5х4 1/2 вершка, стоимостью 1 и 2 рубля, с пересылкою) для широкого распространения среди верующих. Вологжане могли их купить у самого художника, а иногородним предлагалось «адресовать свои требования» на имя протоиерея Спасо-Всеградского собора.

Уже в XVIII веке однофигурная композиция чудотворного образа стала дополняться вологодскими святыми. Например, при копировании образа в 176З г., о чём свидетельствует традиционно помещавшийся в таких случаях в нижней части иконы сопроводительный текст20, вологодский иконописец Андрей Петров21 добавляет к ростовому изображению Спаса предстоящих и коленопреклоненных святых (по трое с каждой стороны), ангелов с орудиями страстей в верхней части композиции, меняет колорит и делает облачным фон. Этот список находился в церкви Иоанна Предтечи в Рощенье и, вероятно, относился к наиболее чтимым иконам, т. к. и был не просто поновлен, но и перенесен на новую основу М. О. Чириковым в 1905 г., о чём сделана соответствующая надпись на тыльной стороне памятника.

Далека от иконографии оригинала икона начала XVIII в. из Царе-Константиновской церкви Вологды22, также, судя по надписи вдоль нижнего поля“, претендующая на право называться списком вологодской святыни. Икона практически не имеет ничего общего с иконой из Спасо-Всеградского собора: значительно изменены размеры иконой доски (46хЗ9,З)24 и пропорции фигуры Спаса, под ногами вместо красной подушки клубящиеся облака, правая рука с благословляющим жестом на уровне плеча, по сторонам фигуры Спасителя 29 изображений предстоящих и припадающих святых, в верхней части Ангелы с орудиями страстей и личины светил.

Иконография особо почитаемого образа легла в основу композиции «Собора вологодских святых». Известна икона первой четверти XIX века «Собор вологодских святых», где в верхней части композиции, над несколькими регистрами ростовых изображений вологодских святых парящие ангелы держат икону «Всемилостивого Спаса (Обыденного)» [5, кат. № 151, илл. на с. 192]. Этот иконографический вариант не получил широкого распространения на вологодской почве. На многих из сохранившихся икон с изображением Спасителя с сонмом вологодских святых в центре композиции изображена не сама икона, а Спас Всемилостивый, стоящий на красной подушке, с опущенной вниз правой рукой с благословляющим жестом. Именно такую иконографию имела главная святыня Спасо-Всеградского собора.

В конце 1770-х гг. написаны две замечательные иконы такой иконографии, московским иконописцем Лазарем Ершовым со товарищи (1778 г.) и вологодскими иконниками Дмитрием и Иваном Сумароковыми (1779 г.), во всех иконографических деталях скопировавшими образ, исполненный по заказу вологодского купца Николая Иванова Бовыкина московскими мастерами.

Этой же иконографии следует мастер, исполнивший в XIX в. икону для Семинарской церкви, дополнив ее образами св. Федора Стратилата и св. Анны, по-видимому патрональных святых заказчиков образа.

Таким образом, на протяжении XVIII-начала XX века было создано множество списков чудотворного образа Всемилостивого Спаса, подвергавшегося как прямому копированию (в окладе и без оклада), так и включаемых в композицию «Собора вологодских святых». Эти иконографические линии развивались параллельно, за исключением икон, имитирующих золотую ризу, появившихся во второй половине XIX века и, возможно, писавшихся в иконопис-

ных селах Владимирской губернии, что косвенным образом свидетельствует об устойчивом спросе и почитании вологодского образа Всемилостивого Спаса (Обыденного) из Спасо-Все-градского собора.

Материал подготовлен к публикации при финансовой поддержке РГНФ в рамках работы по проекту № 110400230а «Фундаментальное исследование и подготовка материалов для научного каталога «Иконы с подписями, надписями и датами в собрании Вологодского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника».

Литература

1. Вологда. Краеведческий альманах. Выпуск П. Вологда, «Русь», 1997.

2. Вологодский иллюстрированный календарь. 1893.

3. Вологодский иллюстрированный календарь. 1894 г. издание типографии Бр. Гудковых-Беляковых в Вологде.

4. Лелекова О. В. Материалы по истории художественной мастерской Кирилло-Белозерского монастыря в ХУІІ-ХУІІІ вв.// Древнерусское искусство. Художественные памятники русского севера. М., «Наука», 1989.

5. Музей «Дом иконы на Спиридоновке», Москва // Русская икона ХУ-ХХ веков из коллекции Игоря Возякова. М.-СПб, Ладан, 2009.

6. О святынях Вологодской епархии. Изд. ВЕВ, 1901.

7. Рыбаков А. А. Вологодская энциклопедия. Вологда, «Русь», 2006.

8. Спасовсеградский собор в Вологде и его святыни. Спасовсеградский Протоиерей Николай Коноплев. Вологда 23 Октября 1914 г.

9. Суворов Н. Описание Спасообыденной Всеградской, что в Вологде церкви. Вологда, 1860.

10. Суров М. В. Вологодчина: неиссякаемая дивность. Вологда, 2003.

11. Суров М. В. Народная икона Вологодчины из собрания Михаила Сурова. Вологда, 2011.

12. Толстой М., граф. Спасообыденный храм и чудотворная икона Спаса в Вологде. Душеполезное чтение. М., 1889.

13. Церковные ведомости, 1889.

Примечания

1 Появился после перестройки 1842 г.

2 Автор А. Климков. 1997 г., литье, металл.

3 Журнал общего присутствия гг. Предводителей Дворянства Вологодской губернии 2-го июня 1881-го года. 1) Общее присутствие гг. Предводителей и депутатов Дворянства на предложение Его Превосходительства г. Губ. Предводителя по предложению Дмитрия Владимировича Волоц-кого имели совещание касательно поднесения Его Императорскому Величеству Государю Императору от Дворянства Вологодской губернии иконы Спаса Обыденного, в знак выражения верноподданнических чувств по случаю восшествия Его Величества на престол, каковая икона по общей подписке гг. дворян изготовляется ныне в Москве художником г. Овчинниковым [ГАВО. Ф. 32, оп. 1, д. 363, л. 93-93-об. Лл. 93-93 об].

4 ВОКМ 13895/1, по всей вероятности, из Тихвинского придела, вместе с элементами убранства, значащимися в описи имущества 1802 г. перед иконой в трапезной.

5 В 1922 году, вопреки без малого 400-летней традиции, Спасо-Всеградский собор стал на некоторое время приходским, что было связано с необходимостью заключения договора с советской властью и принятия под ответственность граждан его имущества.

6 В документе приведена ошибочная дата, что нередко случалось в документах ХІХ-ХХ веков в связи с переводом даты построения храма с сентябрьского летоисчисления на январское без учета месяца.

7 На обращение верующих от 29 октября 1924 г. уже на следующий день было получено разрешение Исполкома, т. е. власть не чинила препятствий проведению праздничного богослужения [ГАВО. Ф. 53. О. 2. Ед. хр. 252. Л. 28].

8 Инв. № 26540, ХІХ в. (?), 31,6х25,7 см.

9 Инв. № 26550, ХУІІІ в., 31,5х25,5 см.

10 Инв. № 1З895/1, XVIII в.(?) З1.2х27 см. Достоверность сведений о происхождении образа вызывает сомнения и не подтверждается легендой в акте поступления. Икона передана в музей представителями Горфо по акту З565 от 09.12.1966 г. после смерти А. В. Бородкиной. Возможно, список действительно попал к бывшей владелице из Спасо-Всеградского собора и эта информация была передана устно. С другой стороны информация в учётной документации, указывающая на Спасо-Всеградский собор, может быть истолкована как определение иконографической связи иконы с чудотворным образом, а сама икона может происходить из другого храма Вологды.

11 Существовало вологодское предание о том, что икона была написана дедом/прадедом Дмитрия Су-морокова, который тоже был иконописцем [ВЕВ, 1901, № 7-8. С. 110; 7, с. 462). Однако, у авторов настоящей статьи эта информация вызывает сомнения. На основе архивных данных установлено, что Дмитрий Васильев Сумороков был сыном церковнослужителя одного из храмов бывшей архиерейской вотчины Лежский волок [ГАВО. Ф. 476. О. 1. Ед. хр. 17. Л. 456 об.; ГАВО, Ф. 496. О. 1. Ед. хр. 2614. Л. 76]. В 12-летнем возрасте начина обучение иконному художеству у иконописца Кирилло-Белозерского монастыря Михаила Каргопольцева [4, с. 174], это не позволяет предположить, что он был потомственным иконописцем, т. к. в подобных случаях азы ремесла постигались именно в семье.

12 ВОКМ 5269, в правой части нижнего поля имеется авторская датирующая надпись.

13 Дмитрий и Иван Сумароковы. «Спас Вседержитель с предстоящими и припадающими вологодскими святыми», 1779 г., 140,5х117 см (Инв. № ВОКМ 10014); Дмитрий Сумороков. «Рождество Христово», 1785 г., 144,2х75,8 см (Инв. № ВОКМ 10022).

14 Икона «Богоматерь Всех Скорбящих радость», из церкви Зосимы и Савватия г. Вологды. Конец XVIII века, Вологда. З2х27,Зх2,5 см (Инв. № ВОКМ 10079).

15 Инв. № ВОКМ 14259/2.

16 Оклад вологодского мастера М. Чулкова значительно отличается от других известных нам окладов на иконы «Спаса Обыденного», образцом для которых, вероятно служила упомянутая выше золотая риза петербургской работы. Ее изображение наблюдаем мы и в иконах Спаса Обыденного, написанных владимирскими иконописцами. Все они закрывают живописный фон и поля иконы, имеют массивный зубчатый венчик и цату, оставляя открытыми не только личное письмо, но и одежды Спаса. В данном случае серебряник отступает от известного образца не только в области декора, но и полностью закрывает окладом все доличное письмо.

17 Инв. № ВОКМ 17962.

18 Суров М. В. Вологодчина: Неиссякаемая дивность. Вологда, 200З. Илл. 257, 258. С. З61.

19 В одной только Лазаревской церкви Вологды по описи 1970-х годов зафиксировано 5 икон этой иконографии. На момент обследования это был один из немногих действующих храмов, в дальнейшем иконы передавались в открывающиеся храмы города, т. е. состав произведений иконописи на сегодняшний день не соответствует описи, составленной Н. И. и И. Н. Федышиными, т. е. не исключена ситуация, что иконы Спаса Обыденного разошлись по вновь открывающимся храмам.

20 Начата бысть писати святая икона образа Господа нашего Иисуса Христа в богозданном граде на Вологде в лето 716З (1654) // месяца октября в 2З день память святого апостола иакова брата господня того же дни и написася образ господен // благочестивыя державы царства его государя царя и великого князя Алексия Михайловича всея россии самодержца // в славу и хвалу вседержителя бога и всех святых угодивших то века. Аминь. Сей списан образ с того // святого образа 176З году октября 18 дня иконописцем Андреем Петровым

21 Петров Андрей, Дмитриевской церкви что у убогих домов дьячек. Значится в реестре вологодских иконописцев 1771 г. [ГАВО. Ф. 496. О. 1. Ед.хр. 2789. Л. 1].

22 Инв. № ВОКМ 8595.

23 «Начата бысть божественная сия икона образ Господа нашего Иисуса Христа в богозданном граде Вологде в 716З году октября в 2З день на // память святого апостола Иакова брата господня того дня и написася сей образ господен благочестивой державы царства государя царя Алекзия Михайло // вича всея россии самодержца во славу (...) Вседержителя и свех святых угодивших от века. Аминь».

24 Икона надставлена с трех сторон, что существенно изменило её размеры, надпись могла быть сделана позже, в связи с желанием верующих иметь в своем приходском храме список чудотворной иконы.

Икона «Спас Всемилоствый (Обыденный)» 1654 г.

Икона «Спас Всемилоствый (Обыденный)». 1775 г. Дмитрий Васильев Сумороков(?).

Вологда

Икона «Спас Всемилоствый (Обыденный)» 1868 г., П. Остроумов

Оклады икон «Спас Всемилоствый (Обыденный)» 1849 г, Михаил Чулков, Вологда и 1859 г., Федор Верховцев, СПб.

Икона «Спас Всемилоствый (Обыденный)». Конец XIX в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.