Научная статья на тему 'Икона «Богоматерь Ярославская». Истоки и судьба иконографического типа в конце XV — первой трети XVI века'

Икона «Богоматерь Ярославская». Истоки и судьба иконографического типа в конце XV — первой трети XVI века Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Богоматерь Ярославская / иконопись / новгородская традиция / московская традиция / иконографический тип / извод / ярославские князья / западные влияния / The Motherof God of Yaroslavl / icon painting / Novgorod tradition / Moscow tradition / iconographic type / izvod (version) / Yaroslavl princes / western influence

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Самойлова Татьяна Евгеньевна

Иконографический тип, получивший название «Богоматерь Ярославская», не связан с Ярославлем и с родом князей ярославских. Данный тип появляется в русском искусстве в конце XV в., скорее всего, в Новгороде, и очень быстро распространяется в московских землях. В основе типа лежит итало-критский образец, дополненный деталями, наблюденными в искусстве треченто. После первой трети XVI в. интерес к данному типу снижается.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The icon “The Mother of God of Yaroslavl”. The origins and fate of the iconographic type in the late 15th — first third of the 16th century

The iconographic type called “The Mother of God of Yaroslavl” is not connected with Yaroslavl and the family of the Yaroslavl princes. This type appears in Russian art at the late 15th century, most likely in Novgorod and very quickly spreads in the Moscow lands. The type is based on the Italo-Cretan model, supplemented with details observed in Trecento art. After the first third of the 16th century interest in this type declined.

Текст научной работы на тему «Икона «Богоматерь Ярославская». Истоки и судьба иконографического типа в конце XV — первой трети XVI века»

�-ХУ вв. [Кондаков, 1910. С. 150-152]. В дальнейшем исследователи уверенно пишут о византийской основе иконографии «Богоматери Ярославской», и даже приводят иконографические аналогии, но вынуждены признать, что точного повторения ярославского типа среди них нет [Иконы Великого Новгорода, 2008. Кат. 28. С. 265-269]. С подачи Н.П. Кондакова статус древнейшего образца ярославского типа устанавливается за иконой из Троице-Сергиевой лавры конца XV в. [Воронцова, Черкашина, Шитова, 2014. С. 201, 205], но признается и присутствие данного типа в традиции новгородского иконописания XV в. [Иконы Великого Новгорода, 2008. Кат. 28. С. 265].

Действительно самая ранняя икона типа «Богоматери Ярославской» принадлежит новгородской традиции (НГОМЗ) [Иконы Великого Новгорода, 2008. Кат. 28. С. 265-269][ил- 2]. Она происходит из Николо-Дворищенского собора и была написана после пожара 1462 г. Интересно сравнить ее с иконой «Богоматери Ярославской» из собрания Воробьёвых, также отнесенной к новгородской традиции и датированной третьей четвертью XV в. [Служение красоте, 2015. Кат. 8. С. 114-117] 1ил-31. В карнации этого образа прочитывается выраженность скульптурных форм с подчеркиванием надбровных дуг в ликах Богоматери и Младенца, складок на их шеях и руках, а также особая «цветность» живописи с яркой подрумянкой ликов. В карнации иконы из Николо-Дворищенского собора нет такой цветности и скульптурности. Образ воспринимается как более сдержанный и лиричный, что можно отнести на счет проникающего в новгородское искусство московского влияния. Впрочем, очевидно, что обе иконы близки по времени создания и являются наиболее ранними образцами типа «Богоматери Ярославской». Яркой особенностью иконы из Николо-Дворищенского собора является распахнутый мафорий Богоматери. Его края ложатся каскадными складками, обнажающими розовый подклад и ворот синего платья Марии с золотой оторочкой. Такой богатой трактовки одежд Богоматери мы более не встречаем ни на одной иконе «Богоматери Ярославской» конца XV — начала XVI в. В остальном обе иконы очень близки: идентичны жесты Богоматери и Младенца — правой рукой Мария укрывает спину Младенца, левой поддерживает сидящего на Ее руке Иисуса. Младенец прижимается щекой к щеке Матери, правой рукой касается Ее подбородка, левой — края мафория. Несколько различается характер складок гиматия Младенца — на иконе 1460-х гг. нижний его конец перекинут за рукой Богоматери, во втором — ближе к обнаженным стопам Младенца. Следует отметить, что во всех последующих иконах типа «Ярославской» закрепляется именно второй вариант расположения складок. Важно обратить внимание и на еще одну значимую иконографическую деталь. На иконе из НГОМЗ стопы Младенца расположены параллельно друг другу, тогда как на иконе из собрания Воробьёвых правая стопа вывернута пяточкой на зрителя.

Вернемся к иконе из Николо-Дворищенского собора и необычному мафо-рию Богоматери. Э.С. Смирнова обратила внимание на то, что до XV в. иконы с таким рисунком отворотов не известны ни в византийском, ни в русском искусстве. В начале XVI в. они стали устойчивым признаком иконографии

4

3

ил. 2 БогоматерьЯрославская.Икона Новгород, 1460-е. НГОМЗ

fig. 2 The Mother of God of Yaroslavl Icon. Novgorod, 1460s. Novgorod State Museum-Reserve ил. 3 БогоматерьЯрославская.Икона Новгород, третья четверть XV в. Собрание Воробьёвых

fig. 3 The Mother of God of Yaroslavl Novgorod, third quarter ofthe 15th century Collection of Vorobyovs ил. 4 АмброджоЛоренцетти. Мадонна с Младенцем. Икона, ок. 1320-1330. Пинакотека Брера, Милан

fig. 4 Ambrogio Lorenzetti. Madonna and Child. Icon, ca. 1320-1330 Pinacoteca Brera. Milan

«Богоматери Иерусалимской». Древняя «Богоматерь Иерусалимская», по преданию принесенная в Новгород из Корсуни, не имела этих иконографических признаков. Они появились лишь при замене древнего образа в XVI в. [Иконы Великого Новгорода, 2008. Кат. 28. С. 83-88]. Среди опубликованных памятников, получивших в литературе наименование «Богоматерь Иерусалимская» (Грузинская) наиболее ранние иконы действительно связаны с Новгородом, но они вседатируются началом, первой половиной или серединой XVI в. Что послужило образцом для создания икон «Богоматери Иерусалимской» с необычным рисунком мафория и почему на эти иконы перешло наименование «Иерусалимская», остается пока неразрешенной загадкой. Тем не менее очевидно, что интересующая нас иконографическая деталь появилась на исходе XV столетия. Икона «Богоматерь Ярославская» 1460-х гг., таким образом, является наиболее ранним примером подобного рисунка мафория Богоматери. На этой иконе есть и еще одна, обращающая на себя внимание, деталь одеяния Богоматери — ворот платья, отороченный узким кантом и слегка присобранный по центру. Традиционно, на русских иконах Богоматери Ее мафорий запахнут таким образом, что оставляет открытой только шею Марии. Зато ворот платья с узким кантом мы видим на многих иконах критского письма XV-XVI вв. [Евсеева, Стерлигова, Тарасенко, Хрушкова, 2016. Кат. 42, 43]. Вполне вероятно, что русские иконописцы могли заимствовать эту деталь у критских мастеров, которые в свою очередь ориентировались на образы западной, прежде всего итальянской, живописи. Ниспадающие складки мафория Марии, открывающие подклад, также хорошо заметны на критских иконах. Известны они и по произведениям итальянского треченто. Замечательна в этом смысле «Мадонна с Младенцем» ок. 13201330 гг. кисти Амброджо Лоренцетти из Пинакотеки Брера, где итальянский мастер показывает красивый розовый подклад в струящихся складках мафория 1ил- 41. Нельзя исключать, что мотив каскадных складок с подкладом мог быть почерпнут русскими мастерами через образы итальянского треченто3. Замечательно, что создатель иконы Богоматери из Николо-Дворищенского собора не просто воспроизводит мотив, но акцентирует его, превращает в яркую деталь4. На других иконах «Богоматери Ярославской» конца XV — первой половины XVI в. мотив каскадных складок мафория, показывающих подклад, более не встречается. Кроме двух памятников, о которых шла речь выше, еще одна икона новгородской иконописной традиции конца XV в. находится в собрании ГРМ[ил- 51. Она отнесена к Новгороду на основании таких стилистических признаков, как «обобщенность акцентированного рисунка», «характер моделировки форм», экспрессивность живописи, гравированный орнамент нимба и полей [«Пречистому образу Твоему поклоняемся...», 1995. Кат. 98. С. 171]. Из

3 О связях с Италией см.: Самойлова Т.Е. Западные влияния в древнерусской живописи первой трети XVI века. Доклад на конференции «Рождение царства. Искусство эпохи Василия III» в PAX 18 ноября 2021 г.

4 Этот мотив кроме «Богоматери Иерусалимской» и «Богоматери Ярославской» из Николо-Дворищенского собора мы видим и на иконе «Богоматери Шуйской» начала XVI в. (ММК). См.: [Самойлова, 2023. С. 128-145].

ил. 5 БогоматерьЯрославская.Икона Новгород, конец XV в. ГРМ

fig. 5 The Mother of God of Yaroslavl Icon. Novgorod, late 15th century. State Russian Museum ил. 6 БогоматерьЯрославская.Икона Новгород, конец XV в. ГТГ

fig. 6 The Mother of God of Yaroslavl Icon. Novgorod, late 15th century State Tretyakov Gallery ил. 7 БогоматерьЯрославская.Икона Новгород, начало XVI в. ГТГ

fig. 7 The Mother of God of Yaroslavl Icon. Novgorod, early 16th century State Tretyakov Gallery

7

иконографических особенностей средника иконы из Русского музея отметим, что здесь у Богоматери мафорий запахнут традиционно и не имеет каскадных складок, ноив этом случае мастер не удержался от того, чтобы показать красивый голубой подклад мафория, который виден ниже чепца Богоматери и на складке, закрывающей спину Младенца. Как мы видим, подобные мотивы пользовались особым вниманием у новгородских иконописцев. Стопы Младенца на иконе поставлены параллельно, также как на николо-дворищенской иконе. Внимание к положению стоп Младенца, которые могут быть поставлены по-разному, также может указывать на итальянские влияния. В итальянской живописи XIV в. мы видим множество разнообразных примеров разработки этого мотива [Самойлова, 2023. С. 139]. Примечательной иконографической деталью икон «Богоматери Ярославской» конца XV— начала XVI в. является и особая белая рубашечка Младенца с мелким орнаментом [Там же. С. 128-145].

Итак, все три иконы «Богоматери Ярославской» второй половины — конца XV в. (из Николо-Дворищенского собора, из собрания Воробьёвых и из ГРМ) атрибутируются как новгородские произведения, и это обстоятельство не позволяет считать состоятельным утверждение, что данный тип не характерен для Новгорода [Смирнова, Лаурина, Гордиенко, 1982. С. 288]. Очевидно, что в Новгороде извод был хорошо известен. Более того, он отчетливо несет в себе элементы западного влияния.

Распространенность в Новгороде иконографического типа «Богоматери Ярославской» подтверждают и другие памятники. Две новгородские иконы находятся в собрании ГТГ. Одна из них происходит из старообрядческой церкви на Апухтинке. В каталоге ГТГ 1963 г. она датирована началом XV в. [Антонова, Мнёва, 1963. Т. 1. Кат. 50. С. 112]. Визуальное исследование иконы под бинокуляром, проведенное реставратором Д.С. Першиной, показало ее хорошую сохранность[ил-61. Сохранились авторские движки, пробела, орнамент рубашечки Христа, написанный с применением киновари и азурита, складки мафория, моделированные углем. Авторские линии рисунка ликов лишь слегка подправлены в некоторых местах. С точки зрения иконографии икона идеально совпадает с иконой третьей четверти XV в. из собрания Воробьёвых. Точно повторена композиция, основные линии рисунка, распределение цветовых масс, расположение драпировок гиматия Младенца, и Его вывернутая на зрителя левая стопа. Стилистически икона также близка образу Богоматери из коллекции Воробьёвых. В ней та же скульптурность форм, та же активная подрумянка в карнации, та же техника декорирования нимба гравировкой по левкасу, что позволяет датировать ее если не концом XV в., то самым началом XVI в.: отточенность иконографии говорит о том, что икона, скорее всего, является точным списком чуть более раннего произведения. Вторая икона из ГТГ замечательна тем, что это единственный памятник новгородской группы, имеющий келейный размер: икона представляет собой врезок размером 27x21 см[ил-В каталоге ГТГ 1963 г. она атрибутирована как московский памятник середины XVI в. [Антонова, Мнёва, 1963 Т. 2. Кат. 441. С. 78-79]. Это произведение также было исследовано Д.С. Першиной. Реставратор подтвердила подлинность древней

живописи, за исключением желтых линий на рубашечке Младенца, ассиста, золотой обводки, а также наличие небольших, деликатных правок. Стилистика произведения — колорит, светлая карнация с пластическим подчеркиванием надбровных дуг, с короткими движками и подрумянкой — полностью соответствует стилистике новгородских произведений конца XV в., описанных выше, что не позволяет отнести живопись иконы к середине XVI в. Наиболее приемлемая датировка этого памятника — начало XVI в. с учетом того, что икона камерных размеров, а значит, повторяет более значимый монументальный образ. Стопы Младенца в данном варианте поставлены параллельно друг другу, как на самой ранней новгородской иконе из НГОМЗ5.

Итак, в нашем списке новгородских икон «Богоматерь Ярославская» пять произведений: икона из НГОМЗ 1460-х гг., икона из собрания Воробьёвых третьей четверти XV в., икона из ГТГ рубежа XV-XVI вв., икона из ГРМ конца XV в. и еще один образ из ГТГ с предложенной нами датой — начало XVI в. Отметим, что четыре иконы по своим размерам явно храмовые. Самая монументальная — икона из Николо-Дворищенского собора — 174x122,5 см. Несколько меньше икона из ГРМ — 106x83,5 см. Иконы из собрания Воробьёвых и из ГТГ имеют размеры 57,5 * 43,2 см и 61,8 * 46 см и лишь третьяковская икона начала XVI в. имеет камерный размер. Выявленный комплекс новгородских икон позволяет констатировать факт, что иконография «Богоматери Ярославской» была не просто хорошо известна в Новгороде, но и весьма распространена там на рубеже XV-XVI вв. Очевидно, что она не имела определения «Ярославская» и никоим образом не была связана с памятью о ярославских князьях.

Список образов «Богоматери Ярославской» московской традиции более обширен. Наиболее ранней, конца XV в. исследователи признают икону из ризницы Троице-Сергиевой лавры, вложенную в монастырь княгиней Агра-феной Суцкой в 1546 г. [Олсуфьев, 1920. С. 113-114; Воронцова, Черкашина, Шитова, 2014. Кат. 131. С. 201, 205]. Как предмет личного благочестия икона имеет камерные размеры 35,5 * 30,5 см[ил- 8]. Следует отметить, что черта камерности характерна почти для всех произведений, связанных с московской традицией. По качеству живописи икона Аграфены Суцкой — подлинный шедевр. Фигуры на иконе отличаются легкостью идеальных пропорций, рисунок тонким изяществом, как в основных линиях, так и в деталях. Письмо личного многослойное. В его основе оливковый санкирь, по которому мастер кладет сплавленные слои прозрачных высветлений, чуть оттеняя губы, щеки, лоб нежным румянцем, завершая процесс точно положенными белильными движками. Описи глаз, их форма,

5 К новгородской иконописи относят еще один образ «Богоматери Ярославской» из коллекции Воробьёвых конца XV в. [Служение красоте, 2015. Кат. 12. С. 132-134]. Однако в ее живописном стиле присутствует особая лирическая составляющая, которая является приметой произведений московской традиции (особая плавность линий рисунка, сплавленность карнации без подчеркивания пластики форм, отсутствие гравированного нимба). Примечательно, что икона была найдена на чердаке сторожки при церкви Никиты Великомученикадеревни Строкино Московской области. Нельзя исключать, чтоэто один из ранних московских памятников иконографии «Богоматери Ярославской».

линия идеально прямого носа Богоматери по-настоящему мелодичны, а сам образ исполнен нежности и светлой печали. Можно не сомневаться, что перед нами, действительно, произведение московской традиции эпохи Дионисия.

В Третьяковской галерее хранится пять икон иконографии «Богоматери Ярославской», которые можно уверенно отнести к московской традиции. Самый ранний по дате памятник — трехстворчатый складень, где «Богоматерь Ярославская» изображена в среднике, а на створках представлены многочисленные святые[ил- 91. Происходит он из церкви Илии Пророка в селе Сандыри близ Коломны и принадлежал некогда семье Шереметевых. Размер средника близок размеру иконы Аграфены Суцкой — 35 х 30 см. Поздняя надпись сохранила для нас имя иконописца Алексея Детенева и дату создания памятника — 1491 г. [Антонова, Мнёва, 1963. Т. 1. С. 329]. Н. Иванчин-Писарев в книге «Прогулка по древнему Коломенскому уезду» приводит рассказ местных жителей о том, что икона была поднесена кавалерами острова Мальта графу Б.Шереметеву [Иванчин-Писарев, 1843. С. 161]. Свидетельство абсолютно легендарное, но, во-первых, оно говорит о том, что в 40-е гг. XIX в. для прихожан храма связь иконы с родом ярославских князей была не очевидна, а, во-вторых, указывает на восприятие иконы как произведения иноземного. В каталоге ГТГ 1963 г. создание этого интересного памятника связали с Троице-Сергиевым монастырем на основании того, что в верхней части композиции иконы над головой Богоматери в полукруглом сегменте Неба представлена Святая Троица. Как на дополнительный аргумент авторы указывают на почитание иконы «Богоматери Ярославской» в Сергиевой обители благодаря вкладчикам, ростовским и ярославским князьям [Антонова, Мнёва, 1963. Т. 1. С. 329]. Однако, заметим, что в момент создания этой иконы в Троице-Сергиевом монастыре еще не было иконы «Богоматери Ярославской». Она была вложена в обитель только в 1546 г. [Олсуфьев, 1920. С. 113-114]. С точки зрения иконографии изображение Богоматери в среднике складня обнаруживает наибольшее сходство с новгородской иконой «Богоматери Ярославской» из ГТГ [Антонова, Мнева, 1963. Т. 1. Кат. 50. С. 112]. Совпадает рисунок мафория вплоть до расположения золотой бахромы и оторочек, рисунок складок хитона Младенца, жесты, вывернутая стопочка. Сам образ Богоматери пластически наполненный, как и новгородский, лики похожи по чертам, абрисам глаз и носа, но написан он иначе, более сплавлено, на другом коричневатом санкире, с применением более темных охр в высветлениях, но тоже с подрумянкой в верхнем слое. Образ Богоматери из Сандырей близок по дате создания к описанным выше новгородским памятникам, но его камерный размер, а также особая композиция говорят о том, что он не является самостоятельным произведением с точки зрения иконографии, но воспроизводит в многосоставной композиции уже известный к тому времени образ6. Скорее всего, мастер иконы из Сандырей ориентировался либо на новгородский, либо на неизвестный нам, условно итало-критский образец.

6 В композиции средника фигура Богоматери с Младенцем как бы наложена (а не вписана) на медальон из херувимов.

Moscow, late 15th century. Sacristy of the Trinity-Sergius Lavra

10 ил. 9 БогоматерьЯрославская.Средник

складня. Москва, 1491. ГТГ

fig. 9 The Mother of God of Yaroslavl Folding centerpiece. Moscow, 1491 State Tretyakov Gallery ил. 10 БогоматерьЯрославская. Икона Москва, 1510-1520-е. ГТГ

fig. 10 The Mother ofGod of Yaroslavl Icon. Moscow, 1510-1520s. State Tretyakov Gallery

К московской традиции могут быть отнесены еще четыре иконы, хранящиеся в Третьяковской галерее. Все они, на наш взгляд, относятся уже к следующему этапу развития данного иконографического типа, а именно к первой трети XVI в. Первая из них, небольшая икона размером 24><19 см из собрания A.B. Морозова. В каталоге ГТГ1963 г. она датирована второй половиной XV в. и названа «Рублёвской легендой» [Антонова, Мнёва, 1963. Т. 1. Кат. 239. С. 300]. Д.А. Першина подтвердила авторскую основу произведения, отметив в нем лишь небольшие вкрапления поновлений [ил- 101. Реставратор разглядела, что фон и нимбы были красивого голубого тона, написанного глауконитом и азуритом. Азуритом написаны и платье Богоматери, и моделировки складочек белой рубашечки Христа. Д.С. Першина отметила и такой интересный прием письма, как красные описи и лессированные охрой пробела и розовый «подклад» под живопись личного, по которому кладутся охряные моделировки. Письмо иконы невероятной красоты, нежное по тонам, но эмалевидно плотное. Это качество живописи личного вкупе с колористической системой, в которой белильной смесью усложнен цвет мафория Богоматери, а самая значимая роль принадлежит голубому цвету (фон, платье, чепец, рукав, линии складок рубашечки Младенца), позволяет сблизить этот памятник с произведениями пост-дионисиевского времени и отнести его создание к первым двум десятилетиям XVI в. Близкой аналогией может служить икона «Богоматерь Владимирская» из Успенского собора Московского Кремля (ММК) около 1514 г. [Иконы Успенского собора, 2016. Кат. 7. С. 157-167]. С точки зрения иконографии икона интересна тем, что она в какой-то степени повторяет рисунок мафория с каскадными складками на иконе из Николо-Дворищенского собора, но без показа подклада. Так же как и на ранней новгородской иконе, здесь мафорий распахнут, и мы видим голубое платье Марии с золотой оторочкой горловины. Можно было бы предположить, что мастер знал этот ранний образец, но положение стоп Христа на этой иконе соответствует большинству других новгородских и московских образцов, то есть одна стопа Младенца вывернута на зрителя.

Вторая икона данного списка также названа в каталоге 1963 г. «Рублёвской легендой» и датирована второй половиной XV в. Она происходит из собрания А.В.Морозова и тоже имеет келейный размер 31*26 см. Вот как живопись иконы охарактеризована авторами каталога: «Вохрение плавью, золотистой охрой с подрумянкой по оливковому санкирю. Рисунок изысканный. Цвета одежд: коричневый, красновато-коричневый, зеленый, оливковый, светло-зеленый, охра с золотым, тонко выполненным ассистом. На рубашке Младенца — красные и темно-зеленые мушки...» [Антонова, Мнёва, 1963. Т. 1. Кат. 240. С. 300-301]. На боковых полях иконы представлены преподобные Кирилл и Антоний в рост, а по середине верхнего поля в Небесном сегменте изображена Святая Троица[ил- Согласно исследованиям Д.С. Першиной фон этой иконы был написан смесью глауконита и азурита, то есть изначально был голубым. Смесью, основу которого составляет азурит, написана и Святая Троица. Точки, образующие орнамент белой рубашечки Христа азуритовые, также как и надписи, которые изначально были синими. Живопись иконы в ос-

13

12

ил. 11 БогоматерьЯрославская. Икона. Москва, первая треть XVI в. ГТГ

fig. 11 The Mother ofGod of Yaroslavl Icon. Moscow, first third of the 16th century State Tretyakov Gallery ил. 12 БогоматерьЯрославская. Икона. Москва, первая треть XVI в. ГТГ (Семейная реликвия Померанцевых)

fig. 12 The Mother ofGod of Yaroslavl Icon. Moscow, first third of the 16th century State Tretyakov Gallery (Pomerantsev family heirloom) ил. 13 БогоматерьЯрославская. Икона. Москва, первая треть XVI в. ГТГ (Собрание И. С. Остроухова)

fig. 13 The Mother ofGod of Yaroslavl Icon. Moscow, first third of the 16th century State Tretyakov Gallery (Collection of I. S. Ostroukhov)

нове авторская с небольшими, но деликатными, точно следующими рисунку, правками. И стиль живописи, и колорит этой иконы близки иконе «Богоматерь Тихвинская» из Успенского собора Кремля первой трети XVI в. [Иконы Успенского собора, 2016. Кат. 8. С. 171-179]. Более того, на верхнем поле кремлевской иконы так же, как и на иконе из ГТГ изображена Святая Троица, а на полях представлены святые, но в медальонах. Таким образом, этот третий памятник московской традиции из коллекции ГТГ может быть датирован первой третью XVI в. Относительно иконографии необходимо отметить одну уникальную деталь, касающуюся изображения стоп Младенца: Его правая нога приподнята, а ступня ее не видна. Такая деталь не встречается более ни в одном памятнике исследуемой иконографии. Интересно и то, что в этом чисто московском по стилистике памятнике складки гиматия Христа располагаются под рукой Богоматери так, какэто представлено на николо-дворищенской иконе.

Четвертый памятник интересующей нас иконографии — тоже небольшая икона размером 28,1x20,8 см. Она не опубликована и пока не раскрыта. В инвентарной карточке датирована XVI в.7[ил- 12]. Несмотря на потемневшую олифу, состояние иконы вполне позволяет судить о ее живописном стиле. По тонкости рисунка и плавкости письма она близка иконе «Богоматерь Ярославская» из ГТГ [Антонова, Мнёва, 1963. Т. 1. Кат. 240. С. 300-301], которую мы предложили датировать первой третью XVI в. Именно так мы предлагаем датировать и эту икону, хотя не исключено, что после раскрытия она может получить чуть более раннюю дату. Происхождение образа из Коломны заставляет более пристально сравнить ее с изображением «Богоматери Ярославской» в среднике складня из Сандырей. Не послужила ли эта более ранняя икона иконографическим образцом? Действительно, иконы обнаруживают довольно большое сходство. Оно, во-первых, касается, типа и черт лика Богоматери, а во-вторых, общего силуэта мафория, характера его основных линий и особенно линий расположения золотой бахромы и золотых линий оторочки. Разнится лишь положение стоп Младенца. На иконе из Коломны стопы Младенца поставлены параллельно, как на иконе из Николо-Дворищенского собора.

Последний памятник третьяковского комплекса — икона из собрания И.С.Остроухова. Ее также причислили к «Рублёвской легенде», датировав серединой XV в. [Антонова, Мнёва, 1963. Т. 1. Кат. 235. С. 296] 8. Икона имеет более крупный размер 53,7x42,2 см, то есть, скорее всего, она была создана для храмового пространства. По общему строю композиции и линиям рисунка икона чрезвычайно близка иконе из Коломны, вплоть до такой детали, как параллельно поставленные стопы Младенца[ил- 131. Однако полного совпадения все-таки нет: рука Богоматери и складки гиматия Христа расположены именно так, как на большинстве икон новгородской и московской традиции. Для

7 Икона принадлежала С.П. Померанцеву, настоятелю собора в Коломне (1848-1867). Подарена Галерее H.H. Померанцевым.

8 П.П. Муратов датировал второй половиной XV в., но относил к Новгороду. См.: [Муратов,

1914. С. 22].

датировки иконы интересны два момента. Во-первых, возвращение к монументальности. Эту важную черту искусства первыхдесятилетий XVI в. отмечал А.И. Некрасов [Некрасов, 1937. С. 66]. Во-вторых, плотность почти эмалевидной живописи личного с минимальными точеными белильными оживками и почти полным отсутствием подрумянки. В качестве аналогии можно привести такие памятники, как уже упоминавшаяся икона «Богоматери Тихвинской» (ММК) первой трети XVI в. и икона «Богоматери Одигитрии» 1520-х гг. (ЦМИАР) [Иконы Москвы, 2007. Кат. 72. С. 155-159]. В-третьих, особый способ написания драпировок, который хорошо читается на рубашечке Младенца, где основные линии рисунка усиливаются линиями пробелов, образующих собственный прихотливый рисунок. Этот способ в 40-е гг. XVI в. становится важной приметой работы иконописцев так называемой Макарьевской мастерской. Приведенные аналогии позволяют уверенно датировать эту икону первой третью XVI в.

К группе икон московской традиции из ГТГ следовало бы присовокупить и икону «Богоматери Ярославской» из Успенского собора Ярославля как памятник, имеющий дату — первая половина XVI в.9, но она не вписывается в эту группу, отличаясь тем, что на ней совершенно иначе написаны одежды Христа: Младенец облачен в полностью золотистые одежды одного тона. Это весьма существенное отличие подтверждает, что икона из Ярославля не связана с зарождением типа «Богоматерь Ярославская» и принадлежит некой боковой ветви развития типа.

Итак, какие выводы следуют из проведенного нами исследования. Иконографический тип, получивший название «Богоматерь Ярославская», не связан с Ярославлем и с родом князей ярославских. Данный тип появляется в русском искусстве в конце XV в., скорее всего, в Новгороде и очень быстро распространяется в московских землях. Возможно даже, что это были параллельно развивающиеся процессы. В основе типа лежит итало-критский образец, дополненный деталями, наблюденными в искусстве треченто. Вариации в положении стоп Младенца на первом этапе можно объяснить воздействием именно итальянских произведений, где передаче свободы движений рук и ног Младенца уделялось особое внимание. Впоследствии в иконографии закрепился тип с вывернутой на зрителя левой стопой Младенца, но вариации не исключались. Развитие типа идет от монументальных храмовых образов к камерным. В начале XVI в. получают особенное распространение келейные иконы. Широкий спектр келейных образов представляет именно московская иконописная традиция, которая активно развивается в начале — первой трети XVI в. и которая, вероятно, знала несколько образцов, различающихся положением стоп Младенца и положением складки Его гиматия под рукой Марии. Когда данный исследуемый иконографический тип получил именование «Богоматерь Ярославская», остается неясным. После первой трети XVI в. интерес к данному типу снижается.

9 Икона всегда находилась в Успенском соборе Ярославля и определяется по всем сохранившимся описям. Благодарю за предоставленные мне сведения об иконе В.В. Горшкову.

Литература

Антонова В.И., Мнёва Н.Е. Каталогдревнерусской живописи XI — начала XVIII вв. М.: Искусство, 1963. Т. 1-2. 394 с.

Баталов А.Л. К вопросу о строительстве храмов по образцу Московского Успенского собора в XVII веке (о датировке Успенского собора в Ярославле)// Искусство христиан-скогомира. Вып.VIII. М.: ПСТГУ,2004. С. 178-195.

Воронцова Л.М., ЧеркашинаЛ.А., ШитоваЛ.А. Ризница Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Т.1. Сергиев Посад: Изд-во Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2014. 328 с.

ЕвсееваЛ., Стерлигова И., Тарасенко Л., ХрушковаЛ. Художественные сокровища Патриаршего музея церковного искусства при храме Христа Спасителя. М.: Центр искусств, 2016. 267 с.

Иванчин-Писарев Н.Д. Прогулка по древнему Коломенскому уезду. М.: Ав Семен, 1843.166 с.

Иконы Великого Новгорода XI — начала XVI века. М.: Северный Паломник, 2021. 552 с.

Иконы Москвы XIV-XVI вв. Каталог собрания ЦМиАР. Вып. II. М.: Индрик, 2007. 512 с.

Иконы Успенского собора Московского Кремля. Каталог. М.: ФГБУ ГИКМЗ «Московский Кремль», 2016. 327 с.

Искусство Великого Новгорода. Эпоха святителя Макария. СПб.: Palace Edition, 2016. 208 с.

КондаковН.П. Иконография Богоматери. Связи греческой и русской иконописи с итальянскою живописью раннего Возрождения. СПб.: Т-во Р. Голике и А. Вильборг, 1910. 216 с.

Лебедев А.Н. Успенский кафедральный собор в Ярославле. Ярославль: Тип. Губернской земской управы, 1896. 61 с.

Муратов П.П. Древнерусская иконопись в собрании И.С.Остроухова. М.: К.Ф. Некрасов, 1914. 40 с.

Некрасов А.И. Древнерусское изобразительное искусство. М.: Изогиз, 1937. 395 с.

Олсуфьев Ю.А. Опись икон Троице-Сергиевой Лавры до XVIII века и наиболее типичных XVIII и XIX веков. Сергиев: Комиссия по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры, 1920. 268 с.

«Пречистому образу Твоему поклоняемся...». Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб.: Palace edition, 1995. 349 с.

Прохоров Г.М. Пахомий//Словарь книжников и книжности Древней Руси/Отв. ред. Д.С.Лихачев. Вып.2. (XIV-XVI в.). Л.: Наука, 1989. С177-178.

Самойлова Т.Е. Икона «Богоматерь Шуйская». Истоки иконографии//Искусство Евразии. №4 (31). 2023. С. 128-145.

Служение красоте. Древнерусское и народное искусство из собрания Воробьевых: кат. выст. М.: Каламос, 2015. 431 с.

Смирнова Э.С., Лаурина В.К., Гордиенко Э.А. Живопись Великого Новгорода. XV век. М.: Наука, 1982. 576 с.

Успенский собор в Ярославле/Сост. Т. и А.Рутман. Ярославль: Изд. Александр Рутман, 2007. 347 с.

ШевыревС.П. Поездка в Кирилло-Белозерский монастырь. Ч. I. М.: Университетская типография, 1850.154 с.

Яганов A.B., Рузаева Е.И. Успенский собор в Ярославле. История и археология. Результаты архитектурно-археологического изучения в 2004-2006 годах//Третья межрегиональная конференция. Ярославль, 2007. С.226-246.

Ярославский художественный музей. Каталог собрания. Ярославль: Ярославский художественный музей, 2002. Т.1. 294 с.

Название статьи

Икона «Богоматерь Ярославская». Истоки и судьба иконографического типа в конце XV — первой трети XVI века

Сведения об авторе

Самойлова Татьяна Евгеньевна — кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник, Российская академия художеств, ул. Пречистенка, 21, Москва, Российская Федерация, 119034. tsamol@mail.ru

Аннотация

Иконографический тип, получивший название «Богоматерь Ярославская», не связан с Ярославлем и с родом князей ярославских. Данный тип появляется в русском искусстве в конце XV в., скорее всего, в Новгороде, и очень быстро распространяется в московских землях. В основе типа лежит итало-критский образец, дополненный деталями, наблюденными в искусстве треченто. После первой трети XVI в. интерес кданному типу снижается.

Ключевые слова

Богоматерь Ярославская, иконопись, новгородская традиция, московская традиция, иконографический тип, извод, ярославские князья, западные влияния.

Title

The icon "The Mother of God of Yaroslavl". The origins and fate ofthe iconographie type in the late 15th - first third of the 16th century

Author

Samoilova, Tatiana Evgenievna — PhD of Art History, Leading Researcher, Russian Academy of Arts, Prechistenka St., 21,119034, Moscow, Russian Federation, tsamol@mail.ru

Abstract

The iconographie type called "The Mother of God of Yaroslavl" is not connected with Yaroslavl and the family ofthe Yaroslavl princes. This type appears in Russian art at the late 15th century, most likely in Novgorod and very quickly spreads in the Moscow lands. The type is based on the Italo-Cretan model, supplemented with details observed in Trecento art. After the first third ofthe 16th century interest in this type declined.

Keywords

The MotherofGod of Yaroslavl, icon painting, Novgorod tradition, Moscowtradition, iconographie type, izvod (version), Yaroslavl princes, western influence.

References

Antonova V.I., Mneva N.E. KatalogdrevnerusskoizhivopisiXI — nachalaXVIIIvv. (Catalog of ancient Russian painting of the 11th — early 18th centuries). Moscow, Iskusstvo Publ., 1963. T.l-2. 394 p. (In Russian).

Batalov A.L. On the question ofthe construction oftemples modeled on the Moscow Dormi-tion Cathedral in the 17th century (on the dating ofthe Dormition Cathedral in Yaroslavl). Iskusstvo khristianskogo mira (The Art of the Christian World). Issue VIII. Moscow, PSTGU Publ., 2004, pp. 178-195 (in Russian).

Vorontsova L.M., Cherkashina L.A., Shitova L.A. RiznitsaSvyato-TroitskoiSergievoiLavry (Sacristyof the Holy TrinitySt.Sergius Lavra). T.l. Sergiyev Posad: Svyato-Troitskaya Sergieva Lavra Publ., 2014. 676 p. (in Russian).

Evseeva L., Sterligova I., Tarasenko L., Khrushkova L. Khudozhestvennye sokrovishcha Patri-arshego muzeya tserkovnogo iskusstva pri khrame Khrista Spasitelya (Christian treasures

of the Patriarchal Museum of Church Art at the Cathedral of Christ the Savior). Moscow, Tsentr Iskusstv Publ., 2016. 267 p. (in Russian).

Ivanchin-Pisarev N.D. Progulka po drevnemu Kolomenskomu uezdu (A walk through the ancient Kolomna district). Moscow, Av Semen Publ., 1843.166 p. (in Russian).

Ikony Velikogo Novgoroda XI — nachala XVI veka (Icons ofVeliky Novgorod of the 11th — early 16th century). Moscow, Severnyi Palomnik Publ., 2021. 552 p. (in Russian).

Ikony Moskvy XIV-XVI w. Katalog sobraniya TSMIAR. (Icons of Moscow of the 14th-16th centuries. The catalog of the collection of The Central Andrey Rublev Museum of Ancient Russian Culture and Art). Issue II. Moscow, Indrik Publ., 2007. 512 p. (in Russian).

Ikony Uspenskogo sobora Moskovskogo Kremlya. Katalog (Icons of the Dormition Cathedral ofthe MoscowKremlin. Catalog). Moscow, FGBU GIKMZ "Moskovskii Kreml"' Publ., 2016. 327 p. (in Russian).

Iskusstvo Velikogo Novgoroda. Ehpokha svyatitelya Makariya (The art of Veliky Novgorod. The Era ofSt.Macarius). Saint Petersburg, Palace Edition, 2016. 208 p. (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Kondakov N. P. Ikonografiya Bogomateri. Svyazi grecheskoi i russkoi ikonopisi s itaiyanskoyu zhivopis'yu rannego Vozrozhdeniya (Iconography of the Mother of God. The connections of Greek and Russian iconography with Italian painting of the Early Renaissance). Saint Petersburg, T-vo R.Golike i A.Vil'borg Publ., 1910. 216 p. (in Russian)

Lebedev A. N. Uspenskii kafedral'nyi sobor v Yaroslavle (Dormition Cathedral in Yaroslavl). Yaroslavl, Tip. Gubernskoj zemsloj upravy Publ., 1896. 61 p. (In Russian).

Muratov P.P. Drevnerusskaya ikonopis'vsobranii I.S. Ostroukhova (Ancient Russian icon painting in the collection ofl.S. Ostroukhov). Moscow, K.F. Nekrasov Publ., 1914. 40 p. (in Russian).

Nekrasov A. I. Drevnerusskoe izobrazitel'noe iskusstvo (Ancient Russianfine art). Moscow, Izogiz Publ., 1937. 395 p. (in Russian).

Olsufev Yu. A. Opis' ikon Troitse-Sergievoi Lavry do XVIII veka i naibolee tipichnykh XVIII i XlXvekov. (Inventory of icons of the Trinity-Sergius Lavra before the 18th century and the most typical of the 18th and 19th centuries). Sergiev, Komissiya po okhrane pamyatnikov iskusstva i stariny Troitse-Sergievoi lavry Publ., 1920. 268 p. (in Russian).

«Prechistomu obrazu Tvoemu poklonyaemsya...». Obraz Bogomateri v proizvedeniyakh iz sobraniya Russkogo muzeya ("We worship Your Most Pure image..." The image of the Mother of God in worksfrom the collection of the Russian Museum). Saint Petersburg, Palace edition, 1995. 349 p. (In Russian).

Prokhorov G.M. Pakhomii (Pachomius). Slovar'knizhnikov i knizhnosti Drevnei Rusi (Dic-tionaryofscribesandbookishnessof AncientRussia). Ed. by D.S. Likhachev. Issue2. (14th-16th c.). Leningrad, Nauka Publ., 1989, pp. 177-178 (in Russian).

Samoilova T.E. The icon "Our Lady of Shuiskaya". The Origins of iconography. Iskusstvo Evrazii (The Artof Eurasia), 2023, no.4(31), pp. 128-145 (in Russian).

Sluzhenie krasote. Drevnerusskoe i narodnoe iskusstvo iz sobraniya Vorob'evykh: Katalog vystavki (Service to beauty. Ancient Russian andfolk artfrom the Vorobyov collection: exhibition catalog). Moscow, Kalamos Publ., 2015. 431 p. (in Russian).

Smirnova E.S., Laurina V.K., Gordienko E.A. Zhivopis' Velikogo Novgoroda. XVvek (Paint-ingofVelikyNovgorod. 15th century). Moscow, Nauka Publ., 1982. 576 p. (in Russian).

Uspenskii sobor v Yaroslavle (Dormition Cathedral in Yaroslavl). Yaroslavl, Izd. Aleksandr Rutman Publ., 2007. 347 p. (in Russian).

Shevyrev S.P. Poezdka v Kirillo-Belozerskii monastyr' (A trip to the Kirillo-Belozersky Monastery). Issue I.Moscow, Universitetskaya tipografiya Publ., 1850.154 p. (in Russian).

Yaganov A.V., Ruzaeva E.I. Dormition Cathedral in Yaroslavl. Historyandarchaeolo-gy. The results of the architectural and archaeological study in 2004-2006. Tret'ya mezhregional'naya konferentsiya (The Third interregional Conference). Yaroslavl, 2007, pp.226-246 (in Russian).

Yaroslavskii khudozhestvennyi muzei. Katalog sobraniya (Yaroslavl Art Museum. Collection Catalog). Yaroslavl, Yaroslavskii khudozhestvennyi muzei Publ., 2002. T.l. 294 p. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.