Научная статья на тему 'III республиканский научный семинар в педагогическом институте Саратовского государственного университета'

III республиканский научный семинар в педагогическом институте Саратовского государственного университета Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
80
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Дмитриева О. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «III республиканский научный семинар в педагогическом институте Саратовского государственного университета»

Известия Саратовского университета. 2010. Т. 10. Сер. Филология. Журналистика, вып. 1

просы для обсуждения: существуют ли основания считать Интернет пространством, свободным от цензуры, нужна ли цензура и каких областей информации она должна касаться, а также какова роль самоцензуры в процессе общения в Интернете.

В завершении работы российско-канадского семинара обе стороны высказали надежду на дальнейшее сотрудничество в сфере науки и образования.

ВТ. Клоков, И. В. Бибина

III РЕСПУБЛИКАНСКИЙ НАУЧНЫЙ СЕМИНАР В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ

институте саратовского государственного университета

18-21 ноября 2009 года в Педагогическом институте СГУ проходил научный семинар «Развитие словообразовательной и лексической системы русского языка» в рамках проекта «Динамика семантико-словообразовательных подсистем русского языка», поддержанного РГНФ (руководитель - доктор филологических наук О.И. Дмитриева, зав. кафедрой теории и истории языка Педагогического института СГУ). Семинар был посвящен 100-летию Саратовского университета и организован совместными усилиями филологов Педагогического института и кафедры теории, истории языка и прикладной лингвистики Института филологии и журналистики СГУ.

Саратов становится традиционным местом проведения научного семинара «развитие словообразовательной и лексической системы русского языка». Первый семинар проходил как межвузовский в феврале 2007 года. Базой его проведения был Педагогический институт СГУ, где исследование проблем русской дери-ватологии является одним из активно разрабатываемых научных направлений русистики. Второй семинар проходил в рамках IV международной научной конференции «Предложение и слово» (Саратов, сентябрь 2007 г.) и был посвящен памяти профессора М.В. Черепанова, в ряду основных научных интересов которого был динамический аспект глагольного словообразования. В работу семинара включились дериватологи из Казани, Волгограда, Нижнего Новгорода.

Третий республиканский семинар, посвященный 100-летию Саратовского университета, проводился в рамках научного исследовательского проекта «Динамика семантико-словообразовательных подсистем русского языка», поддержанного РГНФ (№ 09-04-00192а), и был организован усилиями профессоров О.И. Дмитриевой, О.Ю. Крючковой, В.Е. Гольдина, Л.В. Балашовой, Э.П. Кадькаловой, Ю.Г. Кадькалова, доцентов А.П. Сдоб-новой, Т.Н. Александровой, С.А. Хромовой, Т.В. Кузнецовой. В семинаре приняли участие языковеды Саратовского, Нижегородского, Самарского, Волгоградского, Южного федерального университетов.

Всего в программе семинара было заявлено сорок докладов. В фокусе внимания участников оказались проблемы синхронии и диахронии в словообразовании, специфики синхронно-диахронических изменений в языке в рамках отдельных словообразовательных подсистем, обусловленности динамики словообразовательных процессов общими тенденциями развития языковой системы, вопросы о факторах, определяющих инновации в словообразовании и лексике, об активных процессах в русском языке периода рубежа тысячелетий.

В докладах организаторов семинара О.И. Дмитриевой «Проблема динамического исследования словообразовательных подсистем русского языка» и О.Ю. Крючковой «Тенденции и факторы словообразовательной динамики русского языка» определены принципы синхронно-диахронического изучения словообразовательных подсистем, обосновано представление о словообразовательной динамике как непрерывном процессе, обозначены основные тенденции и факторы словообразовательной динамики, к числу которых относятся аффиксальное усложнение, жанрово-стилистическая дифференциация словообразовательных средств, развитие оценочности и качественности в словообразовательной семантике, образование и устранение словообразовательной синонимии и дублетности.

Динамика научной парадигмы в области русской де-риватологии от М.В. Ломоносова до настоящего времени показана в докладе Ю.Г. Кадькалова и Э.П. Кадькаловой (Педагогический институт СГУ) «Из истории учений о строении русского слова». Обозначены этапы становления словообразования как самостоятельной области русистики, формирования основных понятий морфемики и словообразования, в том числе и исторического.

Традиционным направлением работы научного семинара является динамическое изучение отдельных словообразовательных подсистем, преимущественно глагольных, выявление закономерностей словообразовательной динамики в этих подсистемах и в системе русского языка в разные периоды его развития, специфики словопроизводственных связей и отношений. Этой проблематике посвящены доклады волгоградцев Е.М. Шептухиной «Роль стереотипности в формировании словообразовательной парадигмы древнерусского глагола» и И.А. Сафоновой «Семантическая и смысловая структура древнерусских глаголов слухового восприятия», а также саратовских дериватологов ЗА Мирошниковой «Системные лексико-семантические процессы в сфере отглагольной деривации», В.П. Панченко «Семантическая системность лексики и словообразовательная мотивированность», Т.В. Кузнецовой «К вопросу о разграничении классов производных лексем с разной степенью идиома-тичности их лексических значений».

Когнитивный аспект динамического исследования словообразовательных процессов и подсистем обозначился как одно из перспективных направлений работы семинара. Н.А. Илюхина (Самара) в докладе «О явлении параллелизма в лексико-семантической и морфологической деривации» убедительно показала, что и фрагменты словообразовательного гнезда (деривационносемантического поля), и семантическая структура слова-

Хроника

полисеманта на когнитивном уровне связаны с концептом пропозитивного типа. В основе анализа языковых фактов лежит взгляд на динамику языковых процессов через когнитивную призму, позволяющую представить их укрупненно, обнаружить явление изоморфизма в сфере разноуровневых языковых единиц.

возможности применения когнитивного подхода к исследованию современных словообразовательных процессов продемонстрированы в докладе Т.Н. Александровой (Педагогический институт СГУ) «Динамика становления когнитивных структур в актах деривации и трансдеривации». В ходе анализа смыслопорождающего (деривационного) потенциала неологической именной лексики показано, что в одних случаях в процессе неологи-зации язык использует имеющийся внутренний ресурс, в других - новый опыт репрезентируется заимствованными из контактирующих культур лексическими единицами при реализации ее деривационного потенциала в новом языковом пространстве.

Методика когнитивно ориентированного анализа словообразовательного гнезда представлена в докладе А.М. Савкатовой(СГУ) «Репрезентация концепта женщина в словообразовательных гнездах (на материале словообразовательного гнезда с вершиной баба)».

другим перспективным направлением работы научного семинара стало исследование динамических тенденций в области словообразования русского языка рубежа тысячелетий. Л.В. Рацибурская (Нижний Новгород) в докладе «Тенденция к демократизации в современных деривационных процессах» показала, что рост демократических тенденций в современных языковых процессах привел к активизации в словообразовании самых разнообразных моделей, характерных для живой разговорной речи. В ряде сообщений рассмотрены отдельные активные динамические процессы современного словообразования: именная префиксация (доклады Е.А. Ждановой (Нижний Новгород) «Префиксальные неологизмы-существительные в русском языке конца XX века» и А.А. Шишикиной (Нижний Новгород) «Особенности функционирования новообразований с именной префиксацией в языке современных российских СМИ), аббревиация и отаббревиатурное словопроизводство (доклады М.А. Ярмашевич (Саратовский государственный аграрный университет) «Простое и сложное усечение как способ образования русских аббревиатур» и А.А. Безруковой (Самара) «О развитии словообразовательного гнезда аббревиатуры PR»), заменительная деривация (доклад

А.В. Шумиловой (Нижний Новгород) «Словообразование по конкретному образцу и заменительная деривация»), метонимическая деривация (доклад В.А. Коробейниковой (Педагогический институт СГУ) «Метонимическая деривация прилагательных»). Широкое распространение на рубеже XX - XXI вв. приобретает в языке словообразовательная игра, исследованию приемов и разновидностей которой посвящены доклады лингвистов из Ростова-на-Дону С.В Ильясовой «“Предсказамус” прием как разновидность словообразовательной игры (на материале СМИ начала XXI века)» и Л.П. Амири «Особенности словообразовательной игры в современной рекламе (на материале существительных-новообразований)».

Динамические процессы в лексике, изменения в сфере советизмов на рубеже тысячелетий исследуются

A.П. Романенкои З.С. Санджи-Гаряевой(Педагогический институт СГУ). В их докладе «Современные динамические процессы в сфере советизмов: словарное состояние и функционирование» показано, как новейшие толковые словари отражают живые динамические процессы, происходящие в сфере советизмов: нейтрализацию оценоч-ности, смену вектора оценки, изменение или сужение денотата и др.

Актуальным остается и вопрос о материале исследования и его источниках. Расширяется круг лексикографических источников, включаемых в поле анализа.

B.Е. Гольдин(«Кпроблеме противоречий между данными толковых и ассоциативных словарей») (СГУ) и А.П. Сдоб-нова («О некоторых активных процессах в словопроизводстве школьников») (Педагогический институт СГУ) показали возможности и перспективы использования данных ассоциативных словарей и как самостоятельного источника материала, и как источника сведений для необходимого сопоставления с данными толковых словарей.

Рядом участников семинара была затронута проблема функционирования словообразовательных моделей, динамики словообразовательных процессов в разных типах дискурса: публицистическом (О.А. Горбань (Волгоград) «Реализация словообразовательных моделей в языке современной публицистики», Е.В. Терентьева (Волгоград) «Полипрефиксальные глаголы в прозе волгоградских писателей»), художественном (С.А. Хромова (Саратовская государственная академия права) «Индивидуально-авторское словотворчество в свете проблемы эмпирической базы дериватологии», Т.В. Бердникова (СГУ) «Семантика имен прилагательных с корнем - сер в поэзии А. Ахматовой»), в жаргонной речи (Л.В. Балашова «Специфика реализации словообразовательной метафоры в современном русском сленге») (СГУ).

В работе семинара впервые приняли участие студенты, выполняющие исследования по его проблематике: Т.В. Леденёва «Словообразовательный потенциал глаголов на -ирова (ть)», Е.Н. Тарасова «Вариативность словообразовательных моделей глагольных неологизмов в русском языке XVIII века», Ю.Н. Нижняя «Словообразовательные инновации младших школьников (по материалам Ассоциативного словаря школьников Саратова и Саратовской области)».

По мнению участников семинара, важным результатом его работы стал определенный вклад в общую теорию синхронно-диахронического словообразования, в практику динамического изучения словообразовательных и лексических процессов.

Научный семинар помог обозначить дальнейшие перспективы работы в области исследования динамики семантико-словообразовательных подсистем русского языка.

По материалам семинара опубликован сборник научных статей «Развитие словообразовательной и лексической системы русского языка: Материалы III Республиканского научного семинара (18-21 ноября, г. Саратов)». Саратов: Издат. центр «Наука», 2009. 300 с.

О.И. Дмитриева

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.