Научная статья на тему 'III ежегодная социологическая школа'

III ежегодная социологическая школа Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
78
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Богомягкова Елена Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «III ежегодная социологическая школа»

2014

ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Сер. 12

Вып. 2

ОБЗОР КОНФЕРЕНЦИЙ (НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ)

Е. С. Богомягкова

III ЕЖЕГОДНАЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА

С 23 по 27 октября 2013 г. на факультете социологии СПбГУ состоялся научно-образовательный семинар «III Ежегодная социологическая школа». Социологическая школа СПбГУ — это ежегодный съезд студентов старших курсов, магистрантов, аспирантов, молодых специалистов и преподавателей, заинтересованных в обсуждении актуальных проблем социологической теории и практики. Первое подобное мероприятие прошло в 2011 г. и явилось инициативной студентов-активистов и преподавателей кафедры теории и истории социологии СПбГУ в лице профессора А. О. Бороноева, старшего преподавателя Е. С. Богомягковой, доцента М. В. Ломоносовой.

История институционализации любой науки включает «историю идей» и «историю людей». Ежегодная социологическая школа способствует как трансляции и воспроизводству социологического знания, так и организации и функционированию социологического сообщества и интеграции в это сообщество молодых профессионалов. Основная цель Социологической школы СПбГУ — создание поля для научной дискуссии специалистов в области социологии и студентов. Участники Школы получают возможность формирования и развития профессиональных и личностных компетенций.

Занятия в рамках Школы носят интерактивный характер. Основное отличие от традиционного академического образования заключается в абсолютной погруженности в процесс обучения (что обеспечивается, в том числе проведением Школы в Оздоровительном Комплексе «Университетский» — загородной базе СПбГУ под г. Зеленогорском), а также возможностью неформальных коммуникаций, обсуждения актуальных вопросов между участниками и лекторами. Организация Школы во многом зависит от инициативы студентов факультета социологии СПбГУ Так, в 2013 г. в составе Оргкомитета Школы активно работали магистранты Т. Э. Окишева и Я. В. Михайлик.

За три года проведения Школы в ней приняли участие студенты из Беларуси, Эстонии, а также из городов России — Москвы, Санкт-Петербурга, Владивостока, Саратова, Волгограда, Астрахани, Нижниего Новогорода, Петрозаводска, Иркутска, Екатеринбурга, Перми, Липецка и т. д. По итогам каждой Школы публикуется сборник статей участников.

Изначально Школа имела тенденцию к междисциплинарности, которая получила свое наибольшее выражение в 2013 г. В 2011 г. тема Школы отражала проблемы современной социологической методологии и ее связь с практикой, в 2012 г. Школа была посвящена рассмотрению положения России в геоцивилизационном пространстве XXI в. В 2013 г. центральная тема Школы звучала следующим образом: «Современный город: настройка социологической оптики». Проблематика городских исследований, изучения городского пространства, городской культуры является крайне актуальной. Так, по меткому замечанию одного из преподавателей Школы-2013, профессора кафедры теории и истории социологии СПбГУ Д. В. Иванова, вся современная социология — это социология города, так как изучает прежде всего процессы, происходящие в городах. Современная социальность формируется и существует преимущественно в крупных городах (мегаполисах).

Такая тематика Школы вызвала большой интерес со стороны студентов — на 50 мест было подано 83 заявки. Отбор участников происходил на основе оценки эссе по предлагаемым кейсам. В 2013 г. 20 из 50 участников Школы были иногородними. В качестве преподавателей Социологической Шко-лы-2013 выступили известные специалисты в области социологии, социальной географии и архитектуры Санкт-Петербурга и Москвы.

Открывал Школу доклад профессора В. Х. Тхакахова, посвященный истории становления и развития социологии города. Обзор современных городских исследований состоялся в рамках высту-

пления доцента А. М. Хохловой. Участники смогли познакомиться с концепциями П. Бурдье, З. Баумана, Дж. Фридмана, С. Сассен, П. Дж. Тейлора и т. д. Вторая презентация доцента А. М. Хохловой была посвящена городскому публичному пространству, его особенностям и характеристикам, процессам его производства и конструирования. Завершала первый день работы Школы презентация доцента О. В. Чепурной, посвященная глобальным городам и антрепренерским стратегиям их развития. В качестве подобных стратегий рассматривалось и проведение масштабных спортивных событий (Чемпионаты мира, Универсиада, Олимпийские игры и т. д.). Особое внимание было уделено строительству нового спортивного стадиона в Санкт-Петербурге.

Социальное прогнозирование развития города Санкт-Петербурга стало темой выступления доцента О. А. Никифоровой. Подробно рассматривались проблемы пространственного развития Санкт-Петербурга, были представлены альтернативы развития на ближайшие 5-10 лет и результаты прогнозирования демографических показателей населения. Интерес участников вызвала презентация доцента Е. А. Соловьевой (СПбГАСУ), посвященная возможностям средовой психологии в проведении городских исследований. В докладе были отражены результаты эмпирического исследования восприятия вокзалов Санкт-Петербурга (на основе теста цветовых отношений), а также показатели взаимосвязи типов мест и факторов, определяющих освоенность места.

Потоковые структуры современных мегаполисов стали предметом обсуждения в выступлении профессора Д. В. Иванова. Докладчик предложил свое вйдение современного города как пространства потоков, основанное на авторской концепции глэм-капитализма. Д. В. Иванов выделил следующие потоковые структуры глэм-капитализма, представленные в современных мегаполисах: глэм-индустрии, гламурно-промышленные комплексы, бимодальная стратификация и темпоральность неравенства, альтер-социальные движения.

Выступление А. С. Титкова, кандидата географических наук, преподавателя факультета социальных наук Московской высшей школы социальных и экономических наук, было посвящено теоретическим и методологическим аспектам рассмотрения категории «пространство». Конструирование рисков и социальных проблем в пространстве современного города стало предметом выступления кандидата социологических наук, ассистента Г. В. Зорина. Визуальные методы и их возможности для исследования городского пространства были рассмотрены в докладе доцента Е. А. Орех. Лектор предложила авторское определение и типологию визуальных методов в социологии, привела примеры визуальных исследований современного города.

Примеры эмпирических исследований городского пространства были представлены в презентации Л. Воронковой, куратора арт-сайнс проектов Центра независимых социологических исследований Санкт-Петербурга. Первая часть выступления была посвящена рассмотрению метода «участвующее наблюдение», его особенностям и границам применения. Во второй части выступления был представлен проект SAGA, цель которого — по-новому взглянуть на организацию общественных пространств Санкт-Петербурга и смоделировать новые, креативные, современные пространства, удобные и привлекательные для жителей. Все выступления лекторов вызвали значительный интерес со стороны участников Школы, сопровождались живой дискуссией.

Отличием Школы-2013 от предыдущих является включение в программу помимо традиционных кабинетных занятий «полевого этапа», где участники смогли попрактиковаться в самостоятельном проведении эмпирических городских исследований на базе г. Сестрорецка. Все участники Школы разделились на четыре группы по 12-13 человек согласно своим научным интересам и исследовательским предпочтениям. У каждой команды был свой куратор. Кураторы провели занятие со своей командой: предложили теоретическую рамку и полевые методы, сформулировали задание для эмпирического исследования. Как правило, студенты использовали опрос, интервью, наблюдение, анализ фото- и видеоматериалов, вторичный анализ данных и т. д. В качестве кураторов выступали не только преподаватели СПбГУ, но и аспиранты, имеющие богатый исследовательский опыт.

Группа под руководством аспирантки факультета социологии СПбГУ Н. Д. Трегубовой исследовала возможности современной социологии для анализа недовольства/протестных настроений трудовых мигрантов в Сестрорецке. Аспирант факультета социологии СПбГУ А. А. Чернега со своей группой изучал способы и технологии конструирования достопримечательностей Сестрорецка. Власть и доминирование в городском пространстве стали предметом исследовательского интереса группы под руководством Е. В. Тыкановой, кандидата социологических наук, члена городской лаборатории Центра независимых социологических исследований «Креативный город», руководителя группы информационной поддержки Совета молодых ученых факультета социологии СПбГУ. Группа под руководством доцента С. С. Ярошенко рассматривала возможности социологического исследования

в стиле кейс-стади. Участники провели включенное наблюдение с целью выявления современных форм неравенства в городском пространстве Сестрорецка.

Перед полевым этапом исследования магистрантка СПбГУ, член Оргкомитета Школы Я. В. Ми-хайлик сделала доклад об истории, современном состоянии, основных достопримечательностях, структуре районов, промышленности Сестрорецка, что позволило участникам составить первичное представление о «поле», скорректировать свои исследовательские задачи.

Полученные в ходе полевого этапа результаты были обработаны участниками и представлены на заключительном заседании Школы 27 октября 2013 г. в форме групповых презентаций. Именно эта эмпирическая часть Школы-2013 была оценена участниками наиболее высоко.

В рамках каждой Школы участникам предоставляется развернутая информация о возможностях обучения в магистратуре СПбГУ по программам «Социология» и «Социальная работа», предлагается раздаточный материал, который участники могут забрать с собой и распространить в своих вузах.

Ежегодная социологическая школа способствует объединению и воспроизводству социологического сообщества, включению новых молодых поколений в исследовательский процесс, повышает привлекательность и статус СПбГУ в глазах потенциальных абитуриентов (бакалавриат, магистратура, аспирантура) и участников-лекторов из других вузов России. В 2013 г. Школа приобрела междисциплинарный и международный характер. Хочется верить, что Ежегодная социологическая школа СПбГУ станет традицией, превратится в бренд и даже тренд и будет привлекать новых участников — активных, творческих молодых людей из различных регионов России и зарубежья — не только для участия в Школе, но и для дальнейшего обучения в СПбГУ

Контактная информация

Богомягкова Елена Сергеевна — кандидат социологических наук, Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7/9; elfrolova@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.