Научная статья на тему 'II Межрегиональная научно-практическая конференция «Взаимодействие вуза и школы в преподавании отечественной литературы», посвященная 100-летию Ярославского государственного педагогического университета имени К. Д. Ушинского'

II Межрегиональная научно-практическая конференция «Взаимодействие вуза и школы в преподавании отечественной литературы», посвященная 100-летию Ярославского государственного педагогического университета имени К. Д. Ушинского Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
55
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Филонова Ю. А., Лукьянчикова Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «II Межрегиональная научно-практическая конференция «Взаимодействие вуза и школы в преподавании отечественной литературы», посвященная 100-летию Ярославского государственного педагогического университета имени К. Д. Ушинского»

II Межрегиональная научно-практическая конференция «Взаимодействие вуза и школы в преподавании отечественной литературы», посвященная 100-летию

Ярославского государственного педагогического университета имени К.Д. Ушинского

II Inter-regional scientifical-practical conference "Interaction of high school and school in teaching the domestic literature", devoted to the 100 anniversary of Yaroslavl state pedagogical university named after K.D. Ushinsky

24-25 марта 2008 г. на факультете русской филологии и культуры Ярославского государственного педагогического университета имени К.Д. Ушинского состоялась II Межрегиональная научно-практическая конференция «Взаимодействие вуза и школы в преподавании отечественной литературы: художественный текст как предмет изучения в школе и вузе», посвященная 100-летию университета.

Конференция собрала около 100 участников из множества городов центрального региона России. На пленарном и секционных заседаниях выступали преподаватели высших учебных заведений и учителя русского языка и литературы из Москвы, Иванова, Костромы, Ярославля, Углича, Переславля, Рыбинска, Тутаева, а также других городов и районов.

В преддверии празднования столетнего юбилея университета организаторы задумывали научно-практическую конференцию как форум, позволяющий объединить усилия учителей-словесников, литературоведов, методистов, работников органов образования для решения актуальных проблем, возникающих как в вузовской, так и в школьной практике.

Переход к непрерывному образованию создает новые условия для реализации преемственности школьного и вузовского образования. Он, несомненно, повлечет за собой изменения в традиционной методической системе обучения в школе и вузе. Прежде всего увеличится продолжительность и усилится значимость этапов самообразования в общей системе обучения. В условиях существенного возрастания объема самостоятельной

учебной работы школьников и студентов особое значение приобретут средства информационных технологий обучения. Фактически возникает необходимость создания новой среды обучения, ориентированной на самостоятельную работу, развитие творческих способностей учащихся.

Пленарное заседание было посвящено проблемам преемственности преподавания отечественной литературы в школе и вузе: новым литературоведческим концепциям и нравственно-эстетическому воспитанию учащихся (докладчик В.В. Агеносов, заслуженный деятель науки РФ, доктор филологических наук, профессор, Москва), активным технологиям в преподавании литературы (докладчик И.Г. Минералова, научный руководитель учебно-научного филологического центра Московского педагогического государственного университета, доктор филологических наук, профессор), вопросам гуманитарной подготовки будущих студентов филологического факультета (докладчик Т.С. Злотникова, доктор искусствоведения, профессор, Ярославль), организации литературно-краеведческой деятельности в средней школе и педагогическом университете (докладчик М.Г. Ваняшова, доктор филологических наук, профессор, Ярославль).

Проблемы теории и практики анализа и интерпретации художественного текста на уроках литературы в школе и практических занятиях в вузе, творческой индивидуальности писателя в историко-литературном процессе, синтеза традиционного и нового в современных образовательных технологиях активно обсуждались учителями русского языка и литературы и университетскими литературоведами и методистами в режиме секционных заседаний. Система работы над анализом лирического и эпического произведения в рамках школьного урока и вузовского занятия, организация исследовательской деятельности школьников и студентов, реализация различных моделей филологического анализа текста были представлены в докладах Е.М. Болдыревой (доктор филологических наук, доцент, Ярославль), А.Ю. Антоневич (кандидат филологических наук, учитель средней школы № 24, Иваново), Н.Ю. Бука-ревой (кандидат филологических наук, Ярославль), С.Г. Мамоновой (учитель средней

школы № 42, Ярославль) и других коллег-словесников.

Живой интерес участников конференции вызвали доклады, посвященные планированию и проектированию изучения творчества писателей - как классиков, так и современных авторов - в средних и старших классах школы; методические рекомендации вузовских преподавателей успешно соотносились с опытом школьных преподавателей.

Современное литературное образование, подготовка культурной, эстетически и нравственно развитой личности не мыслится сегодня вне педагогической инноватики, предполагающей вариативность и разнообразие как в содержании программ литературного образования, так и в используемых словесниками технологиях обучения. Учителями литературы и преподавателями университета активно используются в обучении школьников и студентов новые технологии: технология проектного обучения, развитие критического мышления через чтение и письмо, информационные технологии, тренинговые технологии и т.д. Система работы над реализацией разного рода технологий была отражена в докладах Ю.А. Филоновой (ЯШУ), ЕВ. Синотиной (МОУ СОШ № 36, Ярославль), С.В. Храмцовой (гимназия № 3, Ярославль), С.Г. Мамоновой (МОУ СОШ № 42, Ярославль), ТВ. Крюковской (МОУ СОШ № 1, Пошехонье) и другими коллегами.

Участникам конференции была представлена новая программа литературного образования, которая разрабатывается для школьников 5-11-х классов доктором филологических наук, профессором Ю.В. Лебедевым и кандидатом филологических наук, доцентом А.Н. Романовой (Кострома).

Кроме того, участники конференции поделились опытом организации литературно-краеведческой деятельности в школе и вузе. Доклады М.А. Львовой (Ростов), Е.Н. Суровой (Ярославль), О.Л. Носковой (Ярославль), Н.В. Ежовой (Углич) продемонстрировали возможность использования регионального материала на уроках и во внеурочной работе.

Учителя - победители Всероссийского конкурса «Учитель года» М.А. Нянковский и М.В. Мельникова, а также Е.М. Болдырева провели мастер-классы, продемонстрировавшие возможности развития художественного мышления, речи, творческих способностей учеников в процессе чтения и изучения литературных произведений.

II Межрегиональная научно-практическая конференция «Взаимодействие вуза и школы в преподавании отечественной литературы: художественный текст как предмет изучения в школе и вузе» стала мероприятием, объединяющим научные и практические интересы учителей-словесников, методистов, работников среднего профессионального образования, преподавателей вузов, в том числе ведущих ученых Москвы, в решении проблем литературного образования на разных его ступенях.

Доклады участников конференции отличались глубиной и разнообразием содержания, актуальностью поставленных проблем. Пути их разрешения учителя и преподаватели вузов видят в эффективном сочетании традиционных форм и методов работы с современными образовательными технологиями.

Словесники высказали однозначное мнение о необходимости экзамена по литературе как обязательной формы итогового контроля знаний выпускников средней школы. Участники конференции считают недопустимым исключение экзамена по литературе из списка обязательных выпускных экзаменов.

Осуществление принципа непрерывного образования предполагает организацию взаимодействия средних и высших учебных заведений. Школа в процессе взаимодействия с вузом обогащается за счет его интеллектуального фонда, вуз подготавливает стартовый потенциал будущих студентов. Участники конференции предложили создать региональную Ассоциацию учителей-словесников для консолидации образовательно-воспитательных, информационных, методических ресурсов в области гуманитарного образования.

Ю.А. Филонова, Н.В. Лукьянчикова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.