Научная статья на тему 'Игровые технологии в подготовке будущих менеджеров'

Игровые технологии в подготовке будущих менеджеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
298
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Игровые технологии в подготовке будущих менеджеров»

с

N

НАУЧНЫЙ ДЕБЮТ

А.В. СИЛКИН, ст. преподаватель Оренбургский государственный институт менеджмента

В отличие от стандартов второго поколения новые ФГОС предоставляют большие возможности для формирования у обучающихся актуальных компетенций и ориентируют на приоритетное использование технологий, интенсифицирующих образование [1—4]. Как нам представляется, приемлемой является следующая логика реализации ФГОС: выявление востребованных компетенций будущего профессионала, выбор активных педагогических средств, воссоздающих в учебном варианте соответствующие профессиональные ситуации, разработка контекстного наполнения педа-гогическихтехнологий и определение при-емлемыхорганизационных форм, их апробация и обеспечение методическими, учебными, информационными, диагностическими и иными ресурсами.

В такой логике нами исследовалась проблема подготовки будущих менеджеров к разрешению кризисных экономических ситуаций. Состояние мировых и региональных экономик сегодня требует компетентных антикризисных управляющих, арбитражных и конкурсных управляющих, управляющих предприятием-должником. Между тем сложившиеся организационные формы вузовского учебного процесса, методы и средства обучения исходно ориентированы на нормативную модель специалиста, которая не предполагает формирования навыков профессиональной деятельности в циклических кризисах. При этом нестабильность и неопределенность экономики на рубеже нового века еще не находили отражения в экономических теориях отечественных ученых, так как представлялись в принципе несвойственными пла-

Игровые технологии в подготовке будущих менеджеров

новой экономике советского типа и кратковременными, случайными в рыночной экономике. В стадии зарождения находились и концепции прогнозирования и управления экономическими рисками и кризисами на постсоветском пространстве [5]. В то же время образовательные стандарты второго поколения реализовывали соответствующую специальность 080503 - «Антикризисное управление », а выпускники, освоив достаточно насыщенную образовательную программу, были востребованными на рынках труда регионов.

XXI век продемонстрировал устойчивую повторяемость экономических кризисов, необходимость их прогнозирования и грамотного управления ими. В этой связи все более важной становится подготовка менеджеров к профессиональной деятельности, обеспечивающей региональной экономике адекватную реакцию на ситуацию экономического кризиса. В то же время проекты ФГОС ВПО по направлению 080200 «Менеджмент» (бакалавр) не предусматривают профиля подготовки, полностью соответствующего ранее реализуемой специальности 080503 - «Антикризисное управление ». Может быть, теперь следует всех менеджеров готовить к деятельности в условиях экономического кризиса, признав это качество универсальной профессиональной компетенцией всех управленцев?

В этой связи возрастает интерес к активным педагогическим технологиям в профессиональном образовании, среди которых игры имеют самое широкое распространение. В ходе исследований и педагогических экспериментов установлено, что деловые и ролевые игры могут обеспечить

150

Высшее образование в России • № 6, 2010

формирование у студентов новых знаний, интеллектуальных и практических умений, опыта творческой деятельности, ценностного отношения к профессии; выявлены абстрагирующие, моделирующие, имитационные, креативные, инновационные и аксиологические свойства игр, определяющие их продуктивность.

Контекстное наполнение деловых игр [3] предполагает глубокий анализ профессиональной сферы менеджера в аспекте «антикризисных» компетенций и выбор типа игры. По уровню проблемности игры подразделяются на тренинговые, репродуктивные и творческие. Тренинговые игры -это многодневные деловые игры со сквозным сюжетом, которые сочетают занимательную форму с напряженной интеллектуальной деятельностью по решению многочисленных экономических или иных проблем, включают знакомство с новыми видами деятельности и участие в реальных товарно-денежных отношениях. Репродуктивные игры - игры, в которых обучаемые воспроизводят известную им информацию, припоминают, узнают знакомые явления, разгадывают или угадывают, применяя неспецифические игровые действия, кроссворды, ребусы, загадки, мозаики. Творческие игры - игры, в которых конечный результат неоднозначен, нет готовых средств для решения игровой задачи, решений множество. Очевидно, что для менеджерских задач наиболее эффективным инструментом являются творческие игры, моделирующие процессы управления кризисными ситуациями.

Кризисы социально-экономических систем и отдельных организаций и предприятий представляют собой периодически случающиеся события, присущие всякой развивающейся системе. Кризис - это состояние неустойчивости, крайнего обострения противоречий в системе организации, угрожающее ее жизнедеятельности (существованию). В условиях стихийного производства экономические кризисы становятся объективной закономерностью. Первопри-

чиной их возникновения является разрыв между производством и потреблением товаров. Вся совокупность возможных кризисов разделяется на затяжные и кратковременные. Затяжные кризисы, как правило, проходят болезненно и сложно. Они часто являются следствием неумения управлять кризисными ситуациями, непонимания сущности и характера кризиса, его причин и возможных последствий. Преодоление кризисов - управляемый процесс. Успех управления зависит от своевременного распознавания симптомов наступления кризиса. В антикризисном управлении, в понимании его необходимости отражается характер и особенности профессионального сознания менеджера.

Наиболее универсальными профессиональными умениями менеджера в сфере антикризисного управления являются следующие: разработка стратегии развития предприятия; бизнес-планирование несостоятельных предприятий; решение проблемы финансовой устойчивости предприятия; разработка маркетинговой стратегии предприятия; знание бухгалтерского учета и аудита; управление персоналом в условиях банкротства; формирование рациональной кадровой политики; оценка недвижимости предприятий; оценка доходности и риска инвестиций; оценка привлекательности инвестиционных проектов; оценка бизнеса предприятий; владение критериями определения неплатежеспособности и неудовлетворительной структуры баланса предприятия; знание основ законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий, обязательственного и договорного права, процедуры принятия решений в отношении неплатежеспособных предприятий; владение информацией о государственной финансовой поддержке неплатежеспособных предприятий, продаже активов предприятия-должника, организации конкурсов и аукционов.

Сопоставление выявленных умений и перечня профессиональных компетенций, внесенных в ФГОС ВПО по направлению

Научный дебют

151

080200 «Менеджмент» (бакалавр), позволяет включить эти умения в сферу организационно-управленческой, информационно-аналитической и предпринимательской деятельности и отнести процедуры их формирования в цикл профессиональных дисциплин. Игровые технологии могут, таким образом, применяться как в цикле гуманитарных, социальных и экономических дисциплин (экономическая теория, институциональная экономика), так и в базовой части профессионального цикла.

Имеется позитивный опыт использования деловых игр в экономической подготовке. Примеры масштабного применения известных компьютерных экономических игр [6] продемонстрировали, что симу-ляционные технологии, лежащие в основе проведения творческих игр, отличаются следующими основными параметрами:

• позволяют максимально приблизить процесс обучения к практической деятельности руководителей и специалистов;

• учитывают интересы различных участников и учат принимать управленческие решения в конфликтных ситуациях;

• являются коллективным методом обучения, формирующим коммуникативную компетентность.

Общая методика разработки экономической игры предполагает несколько этапов. Определяется предмет обучения, затем цели обучения, дифференцированные задачи обучения; разрабатывается сценарий игры, состоящий из отдельных фрагментов - кейсов [6]. Применительно к каждому из них описывается обстановка - условия, в которых будут действовать как виртуальные, так и реальные участники игры. Обстановка задает границы их деятельности. Конкретная комбинация кейсов представляет собой основу игрового сценария - карту игры-симуляции. Между кейсами, в зависимости от предмета изучения, устанавливаются связи и зависимости: временные, причинно-следственные, условные и иные. Здесь же определяются сюжетные линии игры, производится от-

бор участников и распределение ролей, обеспечение студентов и ведущего информацией или учебным, профессионально ориентированным материалом, выбор времени и места проведения игры, способов оценки игры участников.

В профессионально-ориентированных играх важным является использование профессионально идентичной документации, оформление, наполнение игры региональной спецификой, как можно более реальное отображение экономической ситуации и действующих в ней персонажей. Известной эффективностью обладают комбинированные игры, проводимые на предприятиях в ходе учебных практик (с привлечением компетентных сотрудников фирм и организаций, описанием сюжетов экономических кризисов). Особенности игровых технологий в экономической подготовке определяются термином «бизнес-симуляция », получившим в последнее годы признание в сфере электронной дидактики и е^еагшгщ [7].

Таким образом, игровые технологии являются универсальным педагогическим средством в подготовке будущих менеджеров и могут быть применены в целях формирования их компетентности в сфере кризисных экономических ситуаций.

Литература

1. Азарова Р.Н. Проектирование основных

образовательных программ, реализующих ФГОС ВПО. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. 80 с.

2. Байденко В.И. Компетентностный подход

к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. 114 с.

3. ФГОС ВПО по направлению 080300 «Ме-

неджмент». URL: www.edu.ru

4. Методические рекомендации по разработ-

ке и реализации образовательных программ ВПО, ориентированных на ФГОС третьего поколения / Т.П. Агафонова,

152

Высшее образование в России • № 6, 2010

Е.В. Караваева и др. М.: Изд-во МГУ, 2007. 96 с.

5. Наумов В. Новые игровые технологии в обучении персонала. URL: http://www.e-xecutive.ru/community/intellectual/ 692469/

6. Антикризисное управление: Учебник / Под

ред. проф. Э.М. Короткова. М.: ИНФРА-М, 2008. 620 с.

7. Лукашенко М.А. К вопросу о методике пре-

подавания в среде е-Leaming // Высшее образование в России. 2009. № 11. С. 65-69.

А.С. КОМЛЕВА, соискатель Механизмы финансового

Ижевский государственный обеспечения региональных

технический университет высших учебных заведений

Статья посвящена проблеме финансового обеспечения российских региональных высших учебных заведений. Выделены перспективные механизмы финансирования и выявлены причины их неразвитости на региональном уровне.

Ключевые слова: региональные вузы, бюджетные ассигнования, образовательный кредит, эндаумент-фонды, фандрайзинг.

Общие тенденции развития мировой экономики показывают, что инновации и знания становятся главными факторами, определяющими конкурентоспособность региона. Поэтому значение университета в современном обществе выходит за рамки непосредственных задач, решаемых высшим учебным заведением. У местных университетов появляется особая миссия, направленная на выполнение следующих функций:

• стабилизация процесса воспроизводства регионального кадрового потенциала; подготовка кадров высшей категории;

• создание системы непрерывного образования, в т. ч. и профессионального;

• формирование распределенной сети учреждений с использованием филиалов и представительств университета, обеспечивающих частичное перемещение учебного процесса в города и районы региона;

• развитие научных школ, фундаментальных и прикладных исследований, нацеленных на решение проблем региона;

• сохранение социокультурных традиций.

Вуз является центром образования, науки, культуры, аккумулирующим в себе интеллектуальные, производственные, коммерческие, финансовые, благотворительные ресурсы региона [1].

Федеральный бюджет является глав-

ным источником финансирования высших учебных заведений России, на его долю в 2009 г. приходилось 96% всех государственных ассигнований. На протяжении текущего десятилетия расходы федерального бюджета на ВПО имели тенденцию к росту (рис. 1.). До 2002 г. наблюдался компенсационный рост расходов на высшее образование после спада 1998 г. Прирост бюджетных ассигнований в 2007 г. по сравнению с 2006 г. (почти 30%) свидетельствует о фактическом развертывании национального проекта «Образование ». Несмотря на рост государственных расходов на высшее образование в последние годы, в структуре доходов учреждений ВПО средства федерального, регионального и местного бюджетов составляют 52% [2] (рис. 2.), покрывая потребности вузов сегодня только на 25% [3]. Кризисная ситуация в экономике усугубляет положение дел в высшей школе: сокращается финансирование ряда федеральныхпрограмм, не оправдываются ожидания относительно продолжения масштабной поддержки развития сети федеральных и исследовательских университетов.

Оплата труда в сфере отечественного ВПО недостаточна в сравнении с оплатой труда в частном секторе (заработная плата профессора российского вуза в 2001 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.