Научная статья на тему 'Игровые технологии коммуникативного лидерства: учебное пособие. - М. , 2013'

Игровые технологии коммуникативного лидерства: учебное пособие. - М. , 2013 Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
208
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Русистика
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пугачёв Иван Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Игровые технологии коммуникативного лидерства: учебное пособие. - М. , 2013»

АННОТАЦИЯ Игровые технологии коммуникативного лидерства: Учебное пособие. — М., 2013

Учебное пособие, подготовленное коллективом авторов: д.п.н., проф., акад. МАНПО Т.М. Балыхиной, д.п.н. доц. Т.Т. Черкашиной, к.п.н., доц. В.В. Тартын-ских, к.ф.н., доц. Л.В. Филиндаш, к.ф.н., доц. Н.Ю. Паудяль, ст. препод. А.В. Морозовой, ст. препод. Н.С. Поповой, опубликовано в 2013 г. в Издательском доме Государственного университета управления и рекомендовано Советом Учебно-методического объединения по образованию в области менеджмента в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям подготовки «Менеджмент — 080200», «Управление персоналом — 080400», (квалификация (степень) бакалавр).

Учебное пособие заняло II место в конкурсе МОН РФ «Лучший учебник для бакалавров».

Рецензентами учебного пособия являются д.ф.н., доц. И.В. Анненкова (МГУ им. М.В. Ломоносова) и к.ф.н., проф. И.А. Пугачёв (РУДН).

Учебное пособие предназначено для работы по речеведческим дисциплинам: «Язык делового общения», «Культура речи и деловое общение», «Риторика и культура речи», «Межкультурные коммуникации», «Деловые коммуникации», «Коммуникативное лидерство» и предназначено для работы на практических занятиях со студентами очно-заочной формы обучения, а также в условиях модульного обучения. Учебное пособие может быть использовано для подготовки бакалавров всех направлений и профилей подготовки. Основная цель пособия — помочь бакалаврам в интерактивной форме овладеть инструментальными междисциплинарными знаниями для эффективной лингвокоммуникации в типичных ситуациях делового взаимодействия.

Актуальность разработки учебных пособий, призванных в привлекательной для молодежной аудитории форме развивать не только коммуникативный опыт, но и креативность мышления обучающихся, заключается в том, что в настоящее время все более востребованными становятся инструментальные коммуникативные компетенции. Общеизвестно, что основная функция интеллекта — создание прогностических моделей, построение возможных вариантов будущего. Учебное пособие «Игровые технологии коммуникативного лидерства» ориентировано на создание вероятных профессиональных ситуаций и действия с ними, что особенно важно при порождении, воссоздании в процессе обучения модели будущей профессии. И чем интеллектуальнее человек, тем более он должен быть склонен к игре. Коммуникативная игра представляет собой учебное задание, включающее языковую, коммуникативную и деятельностную задачи. Игра — особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил, по-

Вестник РУДН, серия Русский и иностранные языки и методика их преподавания, 2014, № 2

этому авторы сознательно ставят образовательную цель — научить эффективно действовать с помощью речи в стандартных и нестандартных ситуациях управленческого общения. Игра всегда предполагает принятие решения: как поступить, что сказать, как выиграть. Желание найти ответ на эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. Кроме того, следует подчеркнуть, что игра является диагностическим инструментом, позволяющим определить уровень профессиональной коммуникативной компетенции студентов, выявить наиболее проблемные зоны знаемого/незнаемого, определить степень усвоения материала.

Образовательная ценность рецензируемого пособия состоит в том, что представленный в нем дидактический материал ориентирован на групповую активность, что вполне отвечает запросам современной коммуникативно-деятельност-ной методики. Игра также легко трансформируется в различные формы индивидуальной активности, давая возможность каждому студенту попробовать себя в той или иной роли и проявить индивидуальные способности. В учебном пособии весьма удачно систематизирован апробированный авторами дидактический материал, который позволяет реализовать компетентностно-ориентированную модель обучения в бакалавриате в соответствии с требованиями ФГОС ВПО.

Весь дидактический материал тематически распределен по четырем разделам. Первый раздел «Лингвистическая разминка» предлагает студентам в игровой форме закрепить знание норм современного русского языка и культуры речи. Отвечая на вопросы брейн-ринга, студенты смогут развить свой творческий интеллектуальный потенциал. Несомненный интерес представляет второй раздел «Язык и культура: лингвистические наблюдения», расширяющий представления студентов о традициях российской деловой культуры. В третьем разделе собраны языковые, ролевые и деловые игры по межкультурной коммуникации, которые позволяют студентам приобрести инструментальные знания по деловой коммуникации с учетом национальных стереотипов речевого поведения. Четвертый раздел «Линг-вокоммуникации в менеджменте» предоставляет студентам возможность в процессе инновационных, профессионально-значимых для развития собственной коммуникативной практики ролевых, деловых игр, участия в кейсах научиться эффективно действовать с помощью речи.

Пособие содержит также семь приложений, в которые включены теоретические сведения, актуальные для формирования профессиональных коммуникативных компетенций. В приложениях № 1—3 («Приемы диалогизации речи», «Способы удержания внимания аудитории», «Языковые контактоустанавливающие средства») содержатся яркие примеры, иллюстрирующие языковые приемы совместности, контактности, диалогизации монолога, в приложении № 4 представлена анкета «Какой он, коммуникативный лидер?», в приложении № 5 даны ответы на «Брейн-ринг», в приложении № 6 — план риторического анализа текста, в приложении № 7 представлены критерии оценки качества текстов официально-делового стиля с точки зрения языковых норм.

Безусловно, особая ценность данного учебного пособия состоит в том, что авторы, опираясь на достижения отечественной и зарубежной науки, на собствен-

Пугачёв И.А. Игровые технологии коммуникативного лидерства: Учебное пособие

ный многолетний опыт работы со студентами, предлагают обучающимся овладеть эффективными приемами речевого взаимодействия в наиболее типичных ситуациях реального менеджмента. Номинация разделов и названия учебных деловых игр, кейсов даны образно, метафорически ярко.

Раздел 1. «Лингвистическая разминка» включает в себя игры «Пригласи на бизнес-ланч или... званый обед», «Кастинг дикторов», «Снежный ком», «Словесные ассоциации», «Лингвистическое излишество», «Дефицит на рынке смыслов», «Одно из двух», «Чего изволите?», «Мысль одна, а способ выражения ее в речи...? Один ли?», «Как корабль назовешь», «Как слово наше отзовется», «Речь — путь к карьере», «Доброе слово сказать — посошок в руку подать», «Кто больше?», «Разгоняясь мыслью...», «Экспромт», «Брейн-ринг».

Раздел 2. «Язык и культура: лингвистические наблюдения» состоит из следующих игр: «Слово — дело великое», «Слово и дело в русской картине мира», «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок», «Языковой код нации», «Языковой код нации», «Не штука деньги, штука разум: у истоков русского капитализма».

Раздел 3. «Межкультурный диалог: национальный стиль делового взаимодействия» включает игры: «Лакуны в грамматике и культуре», «О'кей и Хм-м-м», «Русский речевой этикет», «Загадки русской души», «У меня зазвонил телефон».

Раздел 4. «Лингвокоммуникации в менеджменте» включает игры: «Креативные аргументы», «Нейтрализация уловок», «Рефрейминг», «Умеете ли вы читать человека как книгу?», «Личности не любят шагать строем», «На пути к цели!», «С чего начинается самопрезентация?», «Сдаем лишнее», «Держи паузу», «Столкновение мнений», «Все может служить ядом или лекарством в зависимости от дозировки», «Инновации — стратегия успеха», «Все в твоих руках», «Спасение утопающих — дело рук самих утопающих», «Взаимооценка», «Мое профессиональное кредо», «Трудовое соглашение», «Это мое мнение», «Дебаты», «Аргументация», «Диалог по-японски», «Походи в чужих ботинках», «Лингвистическая экспертиза», «Деловой театр», «Нефтяное дело в суде», «Одно сплошное телевидение».

В пособии представлен список литературы и дана ссылка на интернет-ресурсы.

И.А. Пугачёв

кандидат филологических наук профессор

Российский университет дружбы народов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.