Научная статья на тему 'Игровое моделирование процесса принятия управленческих решений'

Игровое моделирование процесса принятия управленческих решений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
619
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
организация / профессиональной подготовка / игровое моделирование / управленческие решения / обучаемые / управленец / organization / professional training / game modeling / management decisions / train- ees / manager.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Б. Н. Герасимов

Непрерывное развитие управленцев обусловливает необходимость использования игрового моделирования процесса их подготовки и переподготовки. Важную роль для приобретения и развития навыков и умений является использование игровых моделей и технологий. Приведена игровая модель, направленная на освоение практики разработки и принятия управленческих решений в профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SIMULATION GAME-MAKING PROCESS MANAGEMENT DECISION

Continuous development of the corps of managers makes it necessary to use the game modeling of the process of their training and retraining. An important role for the acquisition and development of skills and abilities is the use of game models and technologies. The game model aimed at mastering the practice of development and management decision-making in professional activities is presented.

Текст научной работы на тему «Игровое моделирование процесса принятия управленческих решений»

ИГРОВОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ

УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

Б.Н. Герасимов, д-р экон. наук, профессор Самарский университет государственного управления «Международный институт рынка» (Россия, г. Самара)

DOI: 10.24411/2500-1000-2018-10324

Аннотация. Непрерывное развитие управленцев обусловливает необходимость использования игрового моделирования процесса их подготовки и переподготовки. Важную роль для приобретения и развития навыков и умений является использование игровых моделей и технологий. Приведена игровая модель, направленная на освоение практики разработки и принятия управленческих решений в профессиональной деятельности.

Ключевые слова: организация, профессиональной подготовка, игровое моделирование, управленческие решения, обучаемые, управленец.

Профессионализм современного управленца определяется способностью разрабатывать и принимать адекватные управленческие решения [1]. Для отработки управленческих навыков и умений немаловажное значение имеет применение деловых и имитационных игр, которые приближают обучаемых к реальной ситуации в организации, на рынке и т.д.

Деловая имитационная игра «В рынке» - это учебный комплекс, включающий в себя собственно игру, послеигровую рефлексию, обсуждение итогов игры, проигрывание предельной стратегии, информационные клипы по экономике, социологии, менеджменту, методологии, психологии, акмеологии [11].

Цель использования этой игры в учебном процессе - освоение элементов рыночного пространства как поля взаимодействия свободных и независимых партнёров - субъектов рынка [3, 10]. Имитационное содержание игры состоит не столько в воспроизведении внешних атрибутов коммерческой деятельности, сколько в моделировании поведения субъектов рынка [4, 7]. При этом модели поведения задаются не извне, сценарно или по указаниям ведущего, а стихийно формируются в самой группе (фирме), в результате внут-ригруппового и межгруппового взаимодействия участников игры [13, 15].

В моделях выбора линии поведения, естественно, находят свое отражение не только индивидуальные особенности игроков, прежде всего, лидеров, но и деятельность рыночных субъектов [2]. В игре на фоне объективных закономерностей проявляется движение коллективного сознания.

При реализации механизма игры (сценарий, правила) и управлении игровым процессом ведущие должны обеспечить «естественность» формирования моделей поведения в условиях, имитирующих рынок [12].

В общем рыночном пространстве действуют независимые фирмы (оптимальное количество - 8). Они одновременно делают ход, который остается коммерческой тайной для партнеров до конца игры (до начала рефлексии).

Возможны следующие варианты хода:

1 - «вольный бизнес». Это предпринимательство с произвольным отношением к существующим законам, постановлениям местной администрации. Это ход дает максимальный выигрыш в очках (при условии отсутствии хода «штраф» у кого-либо из партнеров). Но этот ход ухудшает конъюнктуру на рынке - на одну позицию (клеточку) в игровой матрице (табл. 1). При наличии хода «штраф» в этом же туре вместо прибыли фирма, сделавшая ход «вольный бизнес», фиксирует убыток - (- 20) очков;

Таблица 1. Игровая матрица

Характ еристик а рынка Позиция флажка в строке Номе р строк и Очки для решения

1 2 3 4 5 6 7 8 Вариан т 1 Вариан т 2

хороша я конь-юнктур а 6 177 127

5 161 111

4 146 92

умерен ная конь-юнктур а 3 133 79

2 121 63

1 110 48

_ * 0 100 35

-1 80 28

-2 64 21

-3 51 14

плохая конь-юнктур а -4 41 7

-5 33 3

-6 26 -3

-7 -8 19 5 -8 -20

Начальное положение флажка обозначено *

2 - «законный бизнес». Это полное соблюдение норм предпринимательства, которое, естественно, приносит меньше прибыли, чем «вольный бизнес». Этот ход не изменяет конъюнктуру рынка и не подпадает под штраф;

3 - «госзаказ». Это фактически выход из рынка ради получения от государства низкого, но стабильного дохода (прибыли) - + 8 очков. Этот ход не штрафуется;

4 - «штраф». Этот ход означает действия фирмы, обеспокоенной поведением партнёров, разрушающих рынок. Эти действия, привлекающие внимание к нарушителям, кончаются санкциями - «штрафом» последних в размере -(-20)

очков. Но команда, сделавшая ход 4, потратилась и поэтому у нее фиксируется

убыток - 8 очков. Величина убытка, а также «штраф» для уличенных в «вольном бизнесе», как правило, зависит от количества штрафующих;

5 - «улучшение рынка». Этот ход означает мероприятия фирмы, привлекающие внимание покупателей к своей деятельности: реклама, распродажа по сниженным ценам, демпинг, маркетинговые исследования и т.д. Эти мероприятия требуют дополнительных затрат: в фирме фиксируется убыток - (- 8) очков, но результатом хода является улучшение конъюнктуры рынка на одну позицию (клеточку) в игровой матрице.

Ход «улучшение рынка» создает, в отличие от игры «У озера», поле возможного

конструктивного сотрудничества участников построения цивилизованного рынка [16]. Объективно все они заинтересованы в поддержании высокой конъюнктуры, однако, это поддержание в одиночку или разрозненными усилиями отдельных участников неэффективно и даже убыточно [6].

Каждая команда, делая ход, записывает его код в специальной «Учетной форме группы (фирмы)» (табл. 2). Информация о сделанном ходе передается представителем каждой группы с помощью талона-извещения, который поступает в информационный центр.

Таблица 2. Учетная форма группы (фирмы) ДИ «В рынке»

Коды решений: Дата «_»

1 - вольный бизнес Группа _

2 - законный бизнес Фирма _

3 - госзаказ Девиз _

4 - штраф _

5 - улучшение рынка

Месяц Коды Оч- Итого Месяц Коды Очки Итого Месяц Коды Оч- Итого

решений ки решений решений ки

01в 17м 33

02 18 34

03 19 35

04 20 36

05в 21 37

06 22 38

07 23 39

08с 24с 40с

09 25в 41м

10 26 42

11 27 43

12 28 44

13 29м 45

14 30 46

15 31 47

16с 32с 48

Обозначения: В - выборы директоров; М - сезонная миграция; С - совещание представителей.

В талоне-извещении заполняется номер группы (команды, фирмы), месяц и код решения (содержание хода). Ведущий делает для всех сообщение о сделанных ходах. Важно не только перечислить варианты сделанных ходов, но и дать их количественные характеристики, что, несомненно, несет определенную информацию для ориентировки команд относительно поведения партнеров. В то же время информация о том, какая команда какой ход сделала является строго охраняемой коммерческой тайной. Одновременно ведущий пе-

редвигает флажок на игровой матрице вправо или влево, если это необходимо. Аналогично происходит после каждого хода.

Ведущий или его помощник ведет «Учетную карточку руководителя игры» (табл. 3). На основании каждого сообщения команды (фирмы) делают записи в «Учетной форме группы», происходит подсчёт набранных очках, которые тоже являются коммерческой тайной до конца активного этапа игры (или промежуточных этапов, установленных ведущим).

Таблица 3. Учетная карточка руководителя Дата проведения___

Месяц Коды решения групп Количество решений Конъюнктура рынка

1 2 3 4 5 6 7 8 1 2 3 4 5

2

3

4

6

7

9

10

11

12

13

14

15

16с

17м

18

19

20

21

22

23

24вс

25

26

27

28

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

29м

30

33с

40с

41м

48

В начале игры группы проводят выборы генерального директора, который должен организовать групповую консолидацию, представляющую собой ряд мероприятий по повышению сплоченности и мобильности команды. Это может включать обсуждение и выбор названия, девиза команды (фирмы), организация мер по пресечению

утечки информации или дезориентации конкурентов и т.д.

Генеральный директор после выборов воплощает юридическое лицо фирмы. Он заполняет извещение о сделанном ходе, принимая решение единолично. Разумеется, в большинстве случаев он советуется с членами команды и учитывает их мнение,

но имеет право по законам об акционерных обществах и по правилам игры в каких-то пределах это мнение игнорировать. Но на 24 ходе игры (месяце), т.е. через два года, проводится собрание, на котором коллектив может переизбрать генерального директора, если он не справляется с должностными обязанностями, игнорирует мнение коллектива или по другим причинам.

Генеральный директор назначает других должностных лиц: коммерческого директора, бухгалтера, бухгалтера-аудитора. Первые три лица составляют Совет фирмы, остальные члены команды, если их более четырех, считаются коммерческими агентами.

Коммерческий директор по правилам представляет фирму на совещании представителей. Решение совещания представителей имеет значение соглашения о намерениях. В каждой из фирм (команде) это решение должно быть утверждено (принято или отвергнуто) генеральным директором или Советом фирмы. При этом решение совещания представителей несет рекомендательный характер и не строго обязательно для команд (фирм). Это обстоятельство специально правилами не декларируются, но может быть заявлено ведущим в зависимости от игровой ситуации, например, поддержать предложение генеральных директоров провести совещание «в первых лицах». Однако рекомендательный статус совещания от этого не меняется.

Бухгалтер ведет «Учетную форму группы (фирмы)». Бухгалтер-аудитор ведет 2-й экземпляр этой ведомости, который после игры подвергается аудиторской проверке и передается для анализа организаторам игры. Бухгалтер-аудитор группы с номером п проверяет после активного этапа игры учётную ведомость группы п+1 (последняя по номеру группа проверяет первую).

Более интересно и в большей степени правдоподобно такое положение, когда стихийные колебания могут совершаться в обе стороны (например, наплыв товаров иногородних предпринимателей изменяет для местных фирм ситуацию на рынке в направлении падения коньюнктуры). При

воспроизведении игры «В рынке» рекомендуется вести положительно-отрицательные стихийные колебания коньюнктуры рынка.

Реализуются эти колебания следующим образом. В распоряжении ведущего находятся два кубика. В определенный момент времени это 05, 17, 29, 41 месяцы-ходы (табл. 2, 3) или в другое время ведущий останавливает игру и объявляет, что происходят колебания конъюнктуры рынка, причем обязательно указывает какие они: положительные или отрицательные и по какому поводу. Затем ведущий бросает кубики, объявляет их значение (от 2 до 12 клеток игровой матрицы) и передвигает флажок на игровой матрице в соответствии с этим значением.

Цель игры должна формулироваться ведущим осторожно, чтобы не вызвать потом обвинений в адрес организаторов в дезориентации участников.

Рекомендуется формулировать цель игры следующим образом: «Цель игры для каждого участника рынка - выиграть. А выиграть на рынке - это, значит, заработать как можно больше, т.е. набрать максимальное количество очков». Здесь намеренно не прояснено, в каком смысле говорится о выигрыше - в абсолютном или относительном.

Что лучше - оказаться первым с тысячей или вторым с двумя тысячами очков -ответ на этот вопрос предстоит найти самим участникам. Вопрос «что считать выигрышем?» может, а иногда и должен стать предметом обсуждения на послеиг-ровой рефлексии. Тем не менее, в ходе игры, лучше на заключительном этапе, ведущий напоминает, что победителем игры может быть только одна команда, а остальные занимают места в соответствии с набранным количеством очков.

Вторая очень важная декларация ведущего - заявление, что в игре каждая фирма руководствуется только своими интересами. Психологически это заявление воспринимается как поощрение эгоистической стратегии, но интересы могут быть не только ближние, сиюминутные, но и долговременные, перспективные.

В интересах каждой фирмы иметь общую для всех высокую конъюнктуру на рынке, иметь доверие со стороны партнеров, иметь привлекательный имидж и т.д. [5, 9]. В ходе игры должно возникнуть противопоставление близоруких, эгоистических и более высоких, перспективных интересов различных рыночных субъектов, а задача ведущего - обеспечить свободное развитие этого противоречия в процессе игры с тем, чтобы потом его обсудить на рефлексии.

Основная задача рефлексии - сделать для играющих видимым и психологические взаимосвязи между ними и игровую динамику, прояснить моделирующую сущность игры относительно реальных процессов в формирующемся рынке, выявить сущность рынка как поля взаимодействия свободных и независимых субъектов. Достижение этих целей возможно через рефлексию участников, выступление организаторов игры, а также через новое переживание игровых совместных действий и неожиданного эффекта от этого: недобор на игре очков, в несколько раз превышающих набранные, в первом варианте игры и завершается заключительным словом ведущего.

Данная игра предназначена способствовать изменению сознания участников, в т.ч. представлений о рынке, как о поле борьбы и взаимного обмана, и переходу к пониманию рынка как поля сотрудничества [19, 20]. Поэтому участие в игре «В рынке» значимо не только для будущих

воспринимать рыночную среду и воздействовать на нее в качестве государственных и муниципальных чиновников.

Основной целью применения деловых игр в рамках практических занятий по курсам «Менеджмент», «Теория управления», «Управленческие решения» являются приобретение умения принимать решения в реальных ситуациях и обосновывать их; освоение навыков работы в группе над выполнением совместного задания; приобретение творческого отношения к своим обязанностям.

Главные результаты использования ПСИ - в умении моделировать новые перспективные ситуации и находить средства для их реализации, что, в конечном итоге, обуславливает непрерывное развитие как будущих, так и действующих менеджеров и их эффективное функционирование в профессиональной деятельности [17, 18].

Став неотъемлемой частью современных образовательных процессов, ПСИ непрерывно развиваются и, несомненно, станут важным фактором повышения уровня профессиональной подготовки менеджеров [8, 14].

Таким образом, игровое моделирование управленческих решений позволяют не только успешно осваивать и выполнять учебную программу, но и нести эти технологии в рабочую атмосферу своих организаций, которые могут поднять производительность труда, вызвать и поощрить инициативу, генерировать и выращивать идеи организационного развития.

менеджеров, но и для тех, кому предстоит

Библиографический список

1. Анисимов О.С. Методология: функция, сущность и становление. М., 1996. 353 с.

2. Анисимов О.С., Деркач А.А. Основы общей и управленческой акмеологии. М.; Новгород: СЕТ, 1995. 272 с.

3. Брабандер Л. де. Забытая сторона перемен. Искусство создание инноваций. М.: Про-текст, 2010. 203 с.

4. Герасимов Б. Профессиональная подготовка российских управленцев в контексте вызовов времени // Проблемы теории и практики управления. 2014. № 8. С. 123-128.

5. Герасимов Б.Н. Выработка и выращивание инновационных идей на основе коллективной мыследеятельности // Креативная экономика и социальные инновации. 2016. №4. С. 20-33.

6. Герасимов Б.Н., Герасимов К.Б. Инструменты обеспечения технологий решения задач управления организациях // Управленческие науки. 2018. №1. С. 82-89.

7. Герасимов Б.Н. Игровое моделирование управленческих процессов в организациях // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2017. №2. С. 33-40.

8. Герасимов Б.Н., Чумак В.Г. Социальный менеджмент. Самара: С^У, МИР, 2007. 230 с.

9. Герасимов Б.Н., Герасимов К.Б. Инструменты обеспечения технологий решения задач управления организациях // Управленческие науки. 2018. №1. С. 82-89.

10. Герасимов Б.Н., Морозов В.В., Семенычев Е.В. Интенсивные технологии обучения управлению. Самара: СМИУ, 2010. 352 с.

11. Герасимов Б.Н., Шимельфениг О.В. Личностное постижение мира. Саратов: «Лми-рит», 2018. 448 с.

12. Герасимов К.Б. Игровое моделирование развития системы управления процессами предприятия // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2014. № 2 (34). С. 149-154.

13. Клок К., Голдсмит Дж. Конец менеджмента и становление организационной демократии: пер. с англ. СПб.: Питер, 2004. 368 с.

14. Орехов В.Д. Особенности корпоративного обучения менеджеров // Управление персоналом. 2002. №5. С. 26-31.

15. Ионесов В.И. Культура как организованный миропорядок: символические формы и метафоры трансформации // Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 25 (354). С. 7-13.

16. Российский менеджмент: технологии успеха. / Герасимов Б.Н., Иванов В.Н., Мельников С.Б., и др. М.: Муниципальный мир, 2005. 400 с.

17. Ураева (Розанова) ВА. Психология решения управленческих задач. М.: AKX при СМ СССР, 1989. 96 с.

18. Управление изменениями в высшей школе / под ред. Р.М. Нижегородцева, С.Д. Резника. М.: ИНФРA-M, 2018. 384 с. Научная мысль.

19. Шимельфениг О.В., Герасимов Б.Н. Игровое моделирование поведенческой деятельности управленцев // Поведенческий менеджмент в организациях: сб. ст. междунар. науч.-метод. конф. Пенза: ПДЗ, С^У, 2009. С. 73-77.

20. Gerasimov B.N., Gerasimov K.B. Modeling the Development of Organization Management System // Asian Social Science; Т. 11. № 20. 2015. С. 82-89.

SIMULATION GAME-MAKING PROCESS MANAGEMENT DECISION

B.N. Gerasimov, doctor of economic sciences, professor Samara state university of management «International market institute» (Russia, Samara)

Abstract. Continuous development of the corps of managers makes it necessary to use the game modeling of the process of their training and retraining. An important role for the acquisition and development of skills and abilities is the use of game models and technologies. The game model aimed at mastering the practice of development and management decision-making in professional activities is presented.

Keywords: organization, professional training, game modeling, management decisions, trainees, manager.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.