УДК 371.3
ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЙ ФАКТОР В ОБУЧЕНИИ И РАЗВИТИИ ШКОЛЬНИКОВ
© 2014
Е.В. Лизунова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры зоологии и анатомии, физиологии,
безопасности жизнедеятельности человека
Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, Самара (Россия)
Аннотация: Данная статья посвящена формированию представлений о здоровом образе жизни у школьников посредством дидактических игр. Особое внимание автор уделяет игровым технологиям, применяемым на занятиях в образовательных учреждениях.
Ключевые слова: здоровье; здоровый образ жизни; игровые технологии; дидактическая игра.
Состояние здоровья молодого поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее. Трудовые запасы страны, ее безопасность, политическая стабильность, экономическое благополучие и морально-нравственный уровень населения непосредственно связаны с состоянием здоровья молодежи. Внимание к вопросам здоровья в нашей стране в последние годы заметно возросло, закономерно возросло и внимание к здоровью учащихся. О неблагополучии в этой сфере знали и говорили давно, но сегодня проблема стоит особенно остро.
В последнее десятилетие возросло число факторов, которые раньше не составляли проблем для врачей, педагогов, родителей, учащихся. Год от года возрастают учебные нагрузки, досуг все чаще отдается просмотру видеофильмов и компьютерным играм, что приводит к гиподинамии, нарушениям осанки и зрения.
Повсеместное прогрессирующее ухудшение показателей здоровья подрастающего поколения ставит перед органами управления образованием, администрациями образовательных учреждений проблему поиска новых, более совершенных, доступных и эффективных форм и методов работы, при которых образование будет способствовать формированию здоровья, а не его потере. Анализ статистических данных позволяет констатировать нарастающее неблагополучие в сфере детства, негативные тенденции в демографических процессах, ухудшение здоровья детей, их питания, быта и досуга, детскую безнадзорность, преступность и социальное сиротство, растущую детскую смертность. Все это делает детей и подростков наименее защищенными в социальном положении гражданами. Следствием такого положения является искажение духовных ценностей личности.
По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), под здоровьем понимается не только отсутствие болезней и физических дефектов, но и состояние полного физического, душевного и социального благополучия. ВОЗ считает, что здоровье только на 30% зависит от работы органов и генетических факторов, а на остальные 70% - от состояния окружающей среды и от образа жизни [1, с. 44].
«Здоровый образ жизни» по формулировке авторов программного документа «К здоровой России. Политика укрепления здоровья и профилактика заболеваний» -это поведение, базирующееся на научно обоснованных, санитарно-гигиенических нормативах, направленных на сохранение и укрепление здоровья. Укрепление здоровья - это мероприятия по сохранению и увеличению уровня здоровья населения для обеспечения полного физического, духовного и социального благополучия [2].
Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья.
Сегодня слабая подготовка школьников в вопросах безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, несоблюдение ими правил дорожного движения и пожарной безопасности, пренебрежение правилами личной гигиены и нормами здорового образа жизни в большинстве случаев являются причиной несчастных случаев и гибели детей.
Здоровый образ жизни (далее - ЗОЖ) является основой профилактики заболеваний и укрепления здоровья детей. Современная концепция ЗОЖ определяет его как осознанное в своей необходимости постоянное выполнение гигиенических правил укрепления и сохранения индивидуального и общественного здоровья. Современные взгляды на эту проблему показывают, что здоровье каждого человека зависит от усилий, которые он прилагает для укрепления своего здоровья. Никакие врачи не помогут, если сам человек нарушает нормы здорового образа жизни.
Необходимо формировать у ребенка нравственное отношение к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни. Ребенок должен осознать, что здоровье для человека - это важнейшая ценность, главное условие достижения любой жизненной цели, что каждый сам несет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья. Чтобы мотивировать ребенка на здравоохранительное поведение, необходимо его заинтересовать, создать положительные эмоции при освоении знаний, дать почувствовать удовольствие от методов оздоровления, использовать положительные примеры из окружающей жизни.
Значительное снижение уровня здоровья учащихся обусловлено не только экологическими, социально-экономическими, духовно-нравственными проблемами современной России, но и определенными проблемами в системе образования. Отношение к здоровью как самостоятельной педагогической проблеме гуманитарного знания - явление пока более желаемое, чем действительное. К числу педагогических факторов, негативно влияющих на здоровье школьников, относят чрезмерную интенсификацию педагогического процесса с его нерациональной организацией, обуславливающей интеллектуальные и психоэмоциональные перегрузки учащихся, несоответствие программ и технологий обучения функциональным и возрастным особенностям обучающихся, несоблюдение элементарных физиологических требований к организации воспитательно-образовательного процесса и т.д.
Школа же сегодня должна и может стать важнейшим звеном социализации подрастающего поколения. Через школу проходит все население, и на данном этапе социализации личности формируется как индивидуальное здоровье, так и здоровье всего общества.
Одной из основных задач современной школы является подготовка ребенка к самостоятельной жизни, воспитание его нравственно и физически здоровым. Кроме того, не менее важно научить его быть здоровым. Именно сегодня мы должны вести поиск такой модели образования, которая сможет обеспечить высокий уровень подготовки учащегося и будет способствовать
формированию осознанной потребности в здоровье, ответственного отношения к здоровью, освоению практических навыков здорового образа жизни.
Ученик проводит в школе значительную часть своей жизни, поэтому школа оказывает формирующее влияние на развитие многих сторон его личности. Система социально-психологических и педагогических условий конкретной школы может как способствовать, так и препятствовать развитию здоровой личности.
В настоящее время четко осознается ответственность общества за воспитание подрастающего поколения. Преобразование общеобразовательной и профессиональной школы нацеливает на использование всех возможностей, ресурсов для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Далеко не все педагогические ресурсы используются в сфере воспитания и развития ребенка. К таким мало используемым средствам воспитания относится игра. Ее основными структурными элементами являются: моделируемый объект учебной деятельности, совместная деятельность участников игры, правила игры, принятие решения в изменяющихся условиях, эффективность применяемого решения. Игровая деятельность обладает важным свойством: в ней познавательная деятельность учеников представляет собой самодвижение, поскольку информация не поступает извне, а является внутренним продуктом, результатом самой деятельности [3, с. 251-252].
Игра - это один из тех видов деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания школьников, при обучении их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми [4; 5; 6; 7; 8]. Главное отличие игры от другой деятельности заключается в том, что ее предмет - сама человеческая деятельность.
В дидактической игре основным типом деятельности является учебная деятельность, которая вплетается в игровую и приобретает черты совместной игровой учебной деятельности.
По мнению Н.К. Крупской, игра может формировать высокие нравственные качества у детей, а может подавлять их. «Есть игры, вырабатывающие жесткость, грубость, разжигающие национальную ненависть, плохо действующие на нервную систему, вызывающие азарт, тщеславие. И есть игры, имеющие громадное воспитательное значение, укрепляющие волю, воспитывающие чувство справедливости, умения помогать в беде и т.п.» [9, с. 94-95].
Б.Г. Закаблуковский утверждает следующее: «Не случайно в играх, не контролируемых взрослыми, появляются «законы» детского сообщества, выражающие негативные, антисоциальные нормы, которые впоследствии приходится искоренять. Нередко игровая деятельность требует огромной педагогической организации, поскольку стихийные игры не всегда оказывают положительное влияние на развитие ребенка. Поэтому однозначного отношения руководителя детского объединения к воспитательному потенциалу игры не должно быть» [10, с. 278].
По мнению П.И. Пидкасистого, дидактическая игра - это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов; коллективная, целенаправленная, учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш [3, с. 251].
Дидактическая игра является игровой формой обучения, в которой одновременно действуют два начала: учебное, познавательное и игровое, занимательное. Это обусловлено потребностью смягчения перехода от одной ведущей деятельности к другой, а также тем, что дети в процессе игры легче усваивают знания, полу-
чают представление об окружающем мире. В отличие от учебных занятий, в дидактической игре учебные, познавательные задачи ставятся не прямо, когда педагог объясняет, учит, а косвенно, учащиеся овладевают знаниями играя. Обучающая задача в таких играх как бы замаскирована на первом плане для играющего, мотивом ее выполнения становится естественное стремление ребенка играть, выполнять определенные игровые действия. Дидактическая игра весьма сложна для руководства. Чтобы она не превратилась в учебное занятие, в ней должны присутствовать структурные элементы: обучающая задача, игровое действие или игровой элемент и правила игры. Иногда выделяют еще содержание игры и ее окончание (заключение). Игра выступает и как средство всестороннего (умственного, нравственного, трудового, эстетического, физического) воспитания личности ребенка.
Основная особенность дидактических игр определена их названием - это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия и правила. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Для них характерно наличие задачи учебного характера - обучающей задачи. Успех в решении дидактической задачи достигается путем использования разнообразных игровых действий, как правило, одним из них является соревнование. Желание детей достигнуть игровой цели, выиграть, заставляет лучше воспринимать окружающее, наблюдать, обследовать предметы, сравнивать их, подмечать незначительные различия и их признак (цвет, форма, величина), подбирать и группировать предметы по общим признакам.
Обязательное выполнение правил требует от детей совместных или последовательных действий, сосредоточенности, самостоятельности. В дидактической игре обучение тесно связано с задачами воспитания, когда совместно с усвоением знаний создаются условия для воспитания у ребят дружеских взаимоотношений, дисциплинированности, выдержки. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.
Дидактическая игра - это самостоятельный вид развивающей деятельности, в которой осознается окружающий мир, открывается широкий простор для проявления активности, личного творчества, самовыражения, самопознания, самораскрытия с опорой на разум, главная сфера общения детей. В них развивается настойчивость, стремление к успеху, совершенствуется мышление, память. Эти игры заставляют думать, предоставляют ученику возможность проверять и развивать свои способности. Игра помогает учителю найти общий язык с детьми, а детям постичь знания без стрессов и с интересом. Сущность игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности.
В процессе игры дети активизируют свое внимание, память, мышление. Элемент соревнования добавляет интереса к игре. Кроме учебного компонента, в процессе игры реализуются и здоровьесберегающие технологии. Постоянная смена деятельности (формы работы) способствуют снятию как физической, так и моральной нагрузки, ребенок больше двигается, чаще переключает внимание, кроме того, игра дает прекрасную возможность показать свои способности даже самым слабым учащимся, ввиду различных способов деятельности, каждый ребенок может выбрать себе задание по уровню. Таким образом, в процессе игры решается много
учебных задач, а также задач по сохранению физического и психического здоровья.
Игра создает положительный эмоциональный подъем, вызывает хорошее самочувствие и, вместе с тем, требует определенного напряжения нервной системы. Двигательная активность детей во время игры развивает мозг ребенка. В работе с детьми школьного возраста основным содержанием дидактических игр является усвоение детьми культурно-гигиенических навыков, культуры поведения. Самоназвание игр акцентирует внимание на том, чтобы дети, играя, усваивали культурно-гигиенические навыки, нормы поведения, чтобы у них развивались положительные игровые взаимоотношения. Наблюдая за поведением детей в играх, мы можем открыть ребенка через его поступки. В проведении уроков с использованием игровых технологий (урок-игра, урок-соревнование, урок-КВН, урок-аукцион, урок-конкурс, урок-экскурсия, уроки творчества, урок-путешествие и т.д.) немаловажное значение отводится задаче здоровьесбережения. Правильная организация урока оказывает большое влияние на функциональное состояние организма детей и, как следствие, на работоспособность. Большое значение имеет правильное построение урока, подразумевающее оптимальное чередование различных видов занятий, неодинаковых по продолжительности, сложности, утомляемости. К началу четвертого урока скорость и точность работы значительно снижаются по сравнению с началом первого урока. Падение работоспособности особенно заметно к концу недели. Структура урока оказывает большое влияние на функциональное состояние организма детей, на их работоспособность. Она должна быть гибкой, а виды деятельности разнообразными.
Проблема здоровья детей актуальна сегодня как никогда. Именно учитель в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Обучение детей в школе не должно наносить ущерб здоровью школьников. Используемые учителем игры должны способствовать здоровью тела не менее, чем оживлению духа, не должны грозить опасностью для жизни, здоровья учащихся. Лишь в этом случае игра способствует развитию здоровья, становится отдыхом для ума, под-
готовкой для жизненной деятельности или тем и другим одновременно.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бусыгин А.Г. Десмоэкология или теория образования для устойчивого развития. Ульяновск : «Сибирская книга». 2003. 216 с.
2. Оганов Р.Г., Халатов Р.А., Жуковский Г.С. К здоровой России. Политика укрепления здоровья и профилактика заболеваний. М., 2009. 156 с.
3. Педагогика / под ред. П.И. Пидкасистого. М. : Педагогическое общество России, 2000. 640 с.
4. Григорьева Л.Г. Воспитательные возможности игровых технологий в развитии творческой самостоятельности младших школьников // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 2. С. 61-63.
5. Скоробогатова А.И. Нетрадиционные техники изобразительной деятельности как средство развития личности дошкольника в условиях реформирования системы образования // Карельский научный журнал. 2013. № 4. С. 98-100.
6. Антонюк В.З. Формирование интеллектуальной готовности старшего дошкольника к учебе в школе // Балтийский гуманитарный журнал. 2013. № 3. С. 5-7.
7. Мишина И.Н., Коростелева Е.Ю. Дидактические средства формирования умений и навыков по развитию речи младших школьников // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 4 (11). С. 196-198.
8. Керимова М.Р. Значение игровых приемов в реализации преемственности между детским садом и школой // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 4 (11). С. 131-133.
9. Крупская Н.К. Педагогические сочинения / под ред. П.К. Гончарова. М. : АПН РСФСР, 1957. Т. 5. С. 9495.
10. Трацевская А.В. Игра младших школьников как мультикультурное воспитательное пространство. Педагогический процесс как культурная деятельность. Самара : ГОУ СПМКРО, 2008. 500 с.
GAME-BASED TECHNOLOGIES AS A HEALTH PROMOTION COMPONENT
OF SCHOOL EDUCATION
© 2014
E.V Lizunova, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the chair of zoology and anatomy,
physiology, health and safety of the person
Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, Samara (Russia)
Annotation: This article is devoted to health promotion through didactic games in school education. The author highlights the role of game-based technologies that can be used in the classroom. Keywords: health; healthy lifestyle; game-based technologies; didactic game.