Научная статья на тему 'ИГРОВАЯ ПРАКТИКА НСИ КАК СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ИНКЛЮЗИВНОЙ МОЛОДЕЖИ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ'

ИГРОВАЯ ПРАКТИКА НСИ КАК СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ИНКЛЮЗИВНОЙ МОЛОДЕЖИ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инклюзия / студент / физическая активность / настольные игры / inclusion / student / physical activity / board games

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кохан Сергей Тихонович

Высшее инклюзивное образование требует применения разнообразных стратегий, форм и методов для обеспечения доступной и комфортной образовательной среды с учетом обеспечения равноправного сотрудничества всей студенческой молодежи, включая и лиц с особыми образовательными потребностями (ООП). Для студентов с ООП, структура занятий по адаптивной физкультуре, важна, как с точки зрения физической, так и психосоциальной адаптации. Соответственно, от типа инвалидности и степени ее тяжести необходимы различные адаптированные формы занятий. Инклюзивность занятий всецело зависит от профессионализма педагога, предлагающего к общению и структурированному обучению весь свой набор навыков и возможностей. Необходимо предусмотреть включение в образовательный процесс инновационных методов проведения практических занятий АФК, отвечающих современным требованиям и условиям, наличию профессиональных компетенций у педагогов в области инклюзивного образования, а также совершенствования организации внеурочной спортивно-массовой работы. Применяемые в ЗабГУ технологии инклюзивного физвоспитания, активного досуга, с использованием адаптивных настольных и напольных спортивных игр (НСИ), в соответствии с формируемыми компетенциями, уже достаточно хорошо апробированы и ориентированы под индивидуальные потребности и возможности студентов с ООП. Занятия НСИ данным студентам позволяют улучшить свои физические качества, мобильность, коммуникационные возможности, реализацию задуманных планов в развитии и совершенствовании личного потенциала и достижения определенных результатов. Так, студенты с инвалидностью ЗабГУ являются чемпионами и призерами Забайкальского края по играм джакколо, матрешка и кульбутто. Таким образом, совершенствование подходов к оптимизации занятий АФК и включения в спортивно-массовые мероприятия, на основе оценки и анализа мотивационных аспектов их вовлеченности в игровую практику НСИ, достижимо при интеграции новых возможностей, развития предлагаемых форм активностей в структуре адаптивных занятий, доступной спортивной инфраструктуры, индивидуального подхода к обучающимся, а также наличия профессиональных компетенций педагогов в области инклюзивного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кохан Сергей Тихонович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE GAME PRACTICE OF THE NSI AS A WAY OF CORRECTING THE PHYSICAL ACTIVITY OF INCLUSIVE YOUTH OF THE TRANS-BAIKAL TERRITORY

Higher inclusive education requires the use of a variety of strategies, forms and methods to ensure an accessible and comfortable educational environment, taking into account the equal cooperation of all students, including persons with special educational needs (OOP). For students with OOP, the structure of adaptive physical education classes is important, both from the point of view of physical and psychosocial adaptation. Accordingly, depending on the type of disability and the degree of its severity, various adapted forms of classes are needed. The inclusiveness of classes depends entirely on the professionalism of the teacher, who offers his entire set of skills and opportunities for communication and structured learning. It is necessary to provide for the inclusion in the educational process of innovative methods of conducting practical AFC classes that meet modern requirements and conditions, the availability of professional competencies of teachers in the field of inclusive education, as well as improving the organization of extracurricular sports and mass work. The technologies of inclusive physical education, active leisure, using adaptive table and floor sports games (NSI) used at ZabSU, in accordance with the competencies being formed, have already been well tested and are oriented to the individual needs and capabilities of students with OOP. NSI classes allow these students to improve their physical qualities, mobility, communication capabilities, the implementation of their plans in the development and improvement of personal potential and the achievement of certain results. Thus, students with disabilities of ZabSU are champions and prize-winners of the Trans-Baikal Territory in the games jaccolo, matryoshka and kulbutto. Thus, the improvement of approaches to optimizing AFC classes and inclusion in sports events, based on the assessment and analysis of motivational aspects of their involvement in the gaming practice of the NSI, is achievable with the integration of new opportunities, the development of proposed forms of activities in the structure of adaptive classes, accessible sports infrastructure, individual approach to students, as well as the availability of professional competencies. teachers in the field of inclusive education.

Текст научной работы на тему «ИГРОВАЯ ПРАКТИКА НСИ КАК СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ИНКЛЮЗИВНОЙ МОЛОДЕЖИ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ»

Научно-периодический журнал «Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта». - 2023. - № 31 (3). - 15-23

Раздел 1. Педагогические и социально-философские вопросы духовной и физической культуры

DOI: https://doi.org/10.14258/zosh(2023)3.02

УДК 376.2

ИГРОВАЯ ПРАКТИКА НСИ КАК СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ

АКТИВНОСТИ ИНКЛЮЗИВНОЙ МОЛОДЕЖИ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

Кохан Сергей Тихонович

Кандидат медицинских наук, доцент, директор регионального центра инклюзивного образования, Забайкальский государственный университет (Чита, Россия).

E-mail: ispsmed@mail.ru. ORCID: 0000-0003-1792-2856

THE GAME PRACTICE OF THE NSI AS A WAY OF CORRECTING THE PHYSICAL ACTIVITY OF INCLUSIVE YOUTH OF THE TRANS-BAIKAL TERRITORY

Kokhan Sergey Tikhonovich

Candidate of Medical Sciences, Associate Professor, Director of the Regional Center for Inclusive Education, Trans-Baikal State University (Chita, Russia).

E-mail: ispsmed@mail.ru. ORCID: 0000-0003-1792-2856

Аннотация.

Высшее инклюзивное образование требует применения разнообразных стратегий, форм и методов для обеспечения доступной и комфортной образовательной среды с учетом обеспечения равноправного сотрудничества всей студенческой молодежи, включая и лиц с особыми образовательными потребностями (ООП).

Для студентов с ООП, структура занятий по адаптивной физкультуре, важна, как с точки зрения физической, так и психосоциальной адаптации. Соответственно, от типа инвалидности и степени ее тяжести необходимы различные адаптированные формы занятий. Инклюзивность занятий всецело зависит от профессионализма педагога, предлагающего к общению и структурированному обучению весь свой набор навыков и возможностей.

Необходимо предусмотреть включение в образовательный процесс инновационных методов проведения практических занятий АФК, отвечающих современным требованиям и условиям, наличию профессиональных компетенций у педагогов в области инклюзивного образования, а также совершенствования организации внеурочной спортивно-массовой работы.

Применяемые в ЗабГУ технологии инклюзивного физвоспитания, активного досуга, с использованием адаптивных настольных и напольных спортивных игр (НСИ), в соответствии с формируемыми компетенциями, уже достаточно хорошо апробированы и ориентированы под индивидуальные потребности и возможности студентов с ООП. Занятия НСИ данным студентам позволяют улучшить свои физические качества, мобильность, коммуникационные возможности, реализацию задуманных планов в развитии и совершенствовании личного потенциала и достижения определенных результатов. Так, студенты с инвалидностью ЗабГУ являются чемпионами и призерами Забайкальского края по играм джакколо, матрешка и кульбутто.

Таким образом, совершенствование подходов к оптимизации занятий АФК и включения в спортивно-массовые мероприятия, на основе оценки и анализа мотивационных аспектов их вовлеченности в игровую практику НСИ, достижимо при интеграции новых возможностей, развития предлагаемых форм активностей в структуре адаптивных занятий, доступной спортивной инфраструктуры, индивидуального подхода к обучающимся, а также наличия профессиональных компетенций педагогов в области инклюзивного образования.

Ключевые слова: инклюзия, студент, физическая активность, настольные игры

Annotation.

Higher inclusive education requires the use of a variety of strategies, forms and methods to ensure an accessible and comfortable educational environment, taking into account the equal cooperation of all students, including persons with special educational needs (OOP).

Научно-периодический журнал «Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта». - 2023. - № 24 (4)

Раздел 1. Педагогические и социально-философские вопросы духовной и физической культуры

ЭО!: ЬЦр5://ао1.оге/10.14258/2О5Ь(2023)3.01

For students with OOP, the structure of adaptive physical education classes is important, both from the point of view of physical and psychosocial adaptation. Accordingly, depending on the type of disability and the degree of its severity, various adapted forms of classes are needed. The inclusiveness of classes depends entirely on the professionalism of the teacher, who offers his entire set of skills and opportunities for communication and structured learning.

It is necessary to provide for the inclusion in the educational process of innovative methods of conducting practical AFC classes that meet modern requirements and conditions, the availability of professional competencies of teachers in the field of inclusive education, as well as improving the organization of extracurricular sports and mass work.

The technologies of inclusive physical education, active leisure, using adaptive table and floor sports games (NSI) used at ZabSU, in accordance with the competencies being formed, have already been well tested and are oriented to the individual needs and capabilities of students with OOP. NSI classes allow these students to improve their physical qualities, mobility, communication capabilities, the implementation of their plans in the development and improvement of personal potential and the achievement of certain results. Thus, students with disabilities of ZabSU are champions and prize-winners of the Trans-Baikal Territory in the games jaccolo, matryoshka and kulbutto.

Thus, the improvement of approaches to optimizing AFC classes and inclusion in sports events, based on the assessment and analysis of motivational aspects of their involvement in the gaming practice of the NSI, is achievable with the integration of new opportunities, the development of proposed forms of activities in the structure of adaptive classes, accessible sports infrastructure, individual approach to students, as well as the availability of professional competencies. teachers in the field of inclusive education.

Key words: inclusion, student, physical activity, board games

Актуальность. Одной из приоритетных задач перед всеми ветвями исполнительной власти -является повсеместное развитие физической культуры и спорта, с включением адаптивной физической культурой (АФК) и комплексных физических реабилитационных мероприятий (Указ Президента РФ от 21.07.2020 №474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»).

В настоящее время в Забайкальском крае достаточно большое количество молодых людей не уделяют внимания собственному здоровью, физическому развитию и активным формам досуга. Со слов вице-премьера правительства Забайкальского края Т. Цымпиловой, процент граждан, ведущих здоровый образ жизни (ЗОЖ), в 2022 году стал ниже и не превышает 2,3%. Отмечается снижение количества молодежи, активно занимающихся физкультурой и спортом из-за отсутствия спортивных объектов, специалистов, и проведения разнообразных спортивных соревнований. Все вышеперечисленные проблемы, в целом, снижают вовлеченность и мотивацию жителей края (особенно отдаленных районов) быть ориентированными на ЗОЖ, физическое развитие и активный досуг (https://75.ru/news/314074).

За предыдущие годы, информационный потенциал освещения в СМИ проводимых РЦИО мероприятий по НСИ, позволил расширить круг заинтересованных лиц со стороны учащихся и учителей, желающих внедрять данные игры в учебных заведениях, принимать активное участие в соревнованиях и досуговых мероприятиях. Однако, в ходе трансляции инклюзивной практики в образовательных учреждениях Забайкальского края, в рамках исполнения Федерального проекта «Спорт - норма жизни», региональной программы «Пятилетие спорта 2021-2025 гг.», возникла проблема реализации данного направления работы для широкой аудитории благополучателей из-за нехватки НСИ, малочисленности педагогического персонала, умеющего работать с особыми учащимися, отсутствия помещений для обучения, тренировок, проведения соревновательного процесса и его транслирования в онлайн формате.

В настоящее время только в г. Чите проживает около 39000 чел. инвалидов разных категорий, из них 2146 человек составляет дети-инвалиды. Инвалидов - колясочников 1269 человек. Более 70% лиц с поражением опорно-двигательного аппарата и глухих не могут позволить себе посещать

Научно-периодический журнал «Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта». - 2023. - № 24 (4)

Раздел 1. Педагогические и социально-философские вопросы духовной и физической культуры

ЭО!: ЬЦр5://ао1.оге/10.14258/2О5Ь(2023)3.01

тренировки и участие в спортивной жизни города, так как условия проведения спортивно-массовых мероприятий не отвечают условиям доступной среды и транспортной возможности.

В соответствии с Приказом Министерства спорта РФ от 9 января 2023 г. N 3 «Об утверждении Методических рекомендаций «Реабилитация и абилитация инвалидов средствами адаптивной физической культуры и спорта, в том числе детей-инвалидов» стимулирование российской молодежи, с ограничениями по здоровью и без таковых, к занятиям физической культурой и спортом в настоящее время является одной из наиболее важных задач для образовательных учреждений. В настоящее время регистрируемый низкий уровень физической активности и не способность соблюдать элементы ЗОЖ, в конечном итоге, приводят к различным заболеваниям, которые впоследствии негативно влияют на качество жизни всех слоев населения. Не стало исключением и молодое поколение условно здоровых и с инвалидностью. Проблемы дизонтогенеза обусловлены низкой сформированностью к физическим занятиям, игровым способностям, различным развивающим практикам, недостаточностью социально-коммуникативных навыков с учетом тяжести имеющихся психоэмоциональных и физических нарушений.

Образовательный процесс и спортивно-массовая работа с учащимися, имеющими отклонения в состоянии здоровья, занимает важное место в организации инклюзивного обучения каждого учебного заведения, непосредственно влияющего на адаптацию и успешность образовательного процесса (Гильманов и др., 2020; Марчук, 2020). Наряду с физическими упражнениями, всё большую популярность набирают адаптивные НСИ, оказывающие влияние на двигательное, интеллектуальное и эмоциональное развитие студентов. Активные занятия АФК и НСИ содействуют распространению информации среди желающих обратить внимание на своё функциональное состояние и здоровье, а также на существующие стандарты ЗОЖ.

Вместе с тем, рекомендуемые методические подходы по физическому воспитанию учащихся с ООП не всегда учитывают особенности их развития. Практико-ориентированных, эффективных и адаптированных под возможности особого учащегося, программ по включению АФК в образовательный процесс, к сожалению, недостаточно (Бобровский, 2017).

Ежегодно, более 80% первокурсников с инвалидностью и ОВЗ, поступающих в ЗабГУ, не зависимо от предыдущего обучения (СОШ, колледж, лицей), не занимались на уроках физкультурой, не приглашались к участию на спортивно массовые мероприятия. В итоге - фобия, неуверенность, стигматизация к физическим упражнениям и нагрузкам, страх за свой результат и т.д. Несмотря на подготовку в крае молодых кадров в области АФК, имеется дисбаланс в их теоретической и практической подготовке и умения организовать физическое воспитание особых детей (Плякина, 2022). В крае нет достаточной системности в профессиональной переподготовке специалистов, организующих адаптивную физическую деятельность по формированию у учащихся индивидуальных и командных игровых навыков, двигательной активности, уменьшения влияния сенсорных нарушений на личностные и межличностные отношения между собой и окружающими.

У обучающихся с ООП, наблюдается определенное отставание в физическом развитии и двигательной мобильности. У многих из них отмечается сложная структура дефекта, т.е. имеются сенсорные нарушения (зрение, слух); слабо развитая мелкая моторика; нарушение вестибулярной устойчивости, координации; снижение скорости движений и двигательных реакций (Kokhan, 2021). Первыми в стране включение НСИ, как элемента физического воспитания для всей учащейся молодежи в вузе, включая и с ООП, 8 лет назад, применили специалисты РЦИО ЗабГУ.

Систематические занятия НСИ, сам игровой процесс, должен быть направлен на устранение недостатков за счет функционального и физического развития здоровых верхних конечностей и двигательных функций, что позволит, со временем, сократить отставание в игровых возможностях от нормотипичных учащихся (Кохан, 2023).

Студенты с ООП, независимо от уровня психофизического развития, с интересом знакомятся с играми, так как игра - это вид деятельности, в условиях складывающихся ситуаций, ориентированной на воссоздание и усвоение социального опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением, общением, возможностью самовыражения, раскрытием в себе новых умений, навыков и качеств (Сергиевич, Пягай, 2022).

Научно-периодический журнал «Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта». - 2023. - № 24 (4)

Раздел 1. Педагогические и социально-философские вопросы духовной и физической культуры

ЭО1: ЬЦр5://ао1.оге/10.14258/2О5Ь(2023)3.01

Активизация комплексной работы дало толчок для понимания и стремления студентов с инвалидностью и ОВЗ поверить в себя, свои возможности. Такая вера и влечение, способствовала инклюзивным студентам добиваться достойных результатов, не только на городском, но и на региональном уровне.

Таким образом, наша практика позволяет решать несколько актуальных проблем:

- Предоставление возможности, максимально большому количеству молодежи с инвалидностью и ОВЗ и без таковых особенностей, заниматься НСИ, тем самым вести активный образ жизни.

- Минимизировать финансовые затраты для участия в краевых спортивно-массовых мероприятиях за счет участия в онлайн формате.

- Взаимодействие и оказание всемерной помощи в овладении техникой и правилами игр в дальнейшем способствует их активности, физическому развитию, спортивного мастерства, мотивации и желанию достигать индивидуального самосовершенствования через обучение, проведение занятий и тренировок, а так же участвовать во всех спортивных мероприятиях, проводимых на районном, городском, краевом и межрегиональном уровнях с использованием гибридного формата (онлайн/офлайн).

- Информирование, привлечение, подготовка и обучение внештатных и штатных инструкторов-методистов по НСИ.

- Кураторство образовательных учреждений

Также существует проблема недостаточной осведомлённости людей с инвалидностью (взрослых и детей) о том, какие адаптивные виды спорта доступны для разных категорий инвалидов, чем эти виды спорта могут быть им полезны?

В образовательных учреждениях края отсутствует возможность детям с инвалидностью заниматься доступными НСИ, по причине отсутствия материальной базы и не подготовленных учителей по физкультуре. Как следствие, у этих детей развивается гиподинамия, обменно-алиментарное ожирение, частые простудные заболевания и т.д.

Реализация практики позволяет формировать стремление к ЗОЖ, активному отдыху и физическому развитию, профилактики гиподинамии и коммуникационных особенностей; вовлечение в спортивную жизнь и совершенствование своих спортивных достижений через участие в различных турнирах; помочь в реализации федерального проекта Создание для всех категорий и групп населения условий для занятий физической культурой и спортом, массовым спортом, в том числе повышение уровня обеспеченности населения объектами спорта, а также подготовка спортивного резерва» (утв. проектным комитетом по национальному проекту «Демография» в ГИИС "Электронный бюджет" 29.04.2019).

Цель - содействие физическому и духовному развитию учащейся молодежи с ООП через популяризацию настольных спортивных игр.

Задачи:

- обеспечение в образовательных учреждениях края возможности для занятий НСИ и вовлечения в игровую практику всех заинтересованных учащихся, не только имеющих ограничения по здоровью, но и молодежи, готовых поддерживать свою физическую форму, выносливость, подвижность, и тем самым, наглядно пропагандировать ЗОЖ.

- внедрение НСИ в инклюзивный образовательный и досуговый процесс для всех категорий благополучателей.

- организация и проведение теоретического и практического сертифицированного курса обучения для преподавательского состава.

- активизация в районах края интегрированных спортивно-массовых мероприятий по НСИ в офлайн и онлайн форматах.

- подготовка наиболее успешных игроков к краевым и Всероссийским соревнованиям с последующей регистрацией установленных рекордов Забайкальского края;

- организация информационного сопровождения популяризации НСИ в крае.

Научно-периодический журнал «Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта». - 2023. - № 24 (4)

Раздел 1. Педагогические и социально-философские вопросы духовной и физической культуры

ЭО1: ЬЦр5://ао1.оге/10.14258/2о5Ь(2023)3.01

Описание используемых методик, технологий, инструментария со ссылкой на источники.

Занятия НСИ на элективных курсах по АФК проводятся для студентов СМГ (группа Б) в объеме не менее 328 академических часов и являются обязательными для освоения в течении пяти семестров. Инклюзивный учебный процесс позволяет осуществлять психолого-педагогическое, социальное, реабилитационное развитие, улучшать физические возможности, коммуникации лиц с инвалидностью. В состав сопровождающих инклюзивный образовательный процесс входят: педагог-психолог, тьютор, преподаватели, волонтеры инклюзивного отряда «Ойкос», студенты специальности «Адаптивная физическая культура».

Обучение НСИ проходит с учетом психофизических особенностей, физического развития, познавательной и эмоционально-волевой сферы. Разрабатываются задания с учётом ИПРА. Коррекционная направленность занятий в игровой форме помогает студентам в непринужденной обстановке успешно овладевать играми. Для формирования эмоционально-волевой сферы и популяризации настольных игр, проводятся соревновательные турниры внутри учреждения, так же принимают участие в турнирах районного уровня. На турнирах царит доброжелательная обстановка. У ребят хорошее настроение от общения с новыми людьми, друг с другом. Появляется азарт, желание достичь лучших результатов. Положительный эмоционально-волевой настрой, верный спутник турниров адаптивных настольных игр всех уровней.

Как и во всякой игре, среди занимающихся НСИ есть игроки атакующего, контратакующего и комбинированных стилей, во многом зависящих от развития психомоторных качеств, физических возможностей, имеющихся морфофункциональных нарушений, быстроты и точности реакций, стабильностью исполнения действий и др. Для любого стиля и индивидуальных игровых способностей необходим игровой интеллект, рассчитанный на имеющиеся тактико-технические действия, способствующие успешным результатам.

Кто-то из студентов с ООП пытается сразу играть на результат, демонстрируя неплохую технику. Более слаборазвитые физически, интересуются предметами, входящими в игровой комплект (шары, пешки, кегли, матрёшки и т.д.). Они с интересом изучают их, пытаются выполнить двигательное действие с предметом в меру своих возможностей с помощью инструктора и без неё.

Приоритетные задачи, стоящие перед занимающимися студентами с ООП, разделяются на 2 группы:

1 группа - ориентирована на результаты компенсаторных, коррекционных и профилактических воздействий.

2 группа - на образовательные, воспитательные и оздоровительно-развивающие направления

работы.

Учебная программа занятий НСИ включает 4 уровня подготовки:

1 уровень - теоретический;

2 уровень - изучение технических возможностей, с учетом имеющихся психофизических ограничений, выработки умений;

3 уровень - психологическое сопровождение, выработка концентрации, собранности, умения сосредоточится в ответственные моменты игры;

4 уровень - совершенствование спортивного мастерства и достижения стабильно высоких результатов.

Инструментарием практики является спортивный инвентарь, включающий в себя комплекты адаптивных настольных и напольных спортивных игр. Закупка инвентаря производилась на основании договора с Федерацией настольных спортивных игр России (ФНСИР) https://studia-nsi.ru/.

В организации тренировочного процесса и соревнований в рамках инклюзивной практики применяются две группы методов: специфические и общепедагогические.

К специфическим методам относятся:

- игровой метод;

- соревновательный метод.

Научно-периодический журнал «Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта». - 2023. - № 24 (4)

Раздел 1. Педагогические и социально-философские вопросы духовной и физической культуры

ЭО1: ЬЦр5://ао1.оге/10.14258/2О5Ь(2023)3.01

К общепедагогическим методам относятся:

- словесные методы;

- метод обучения;

- методы наглядного воздействия.

Только оптимальное сочетание названных методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач профессионально-ориентированного физкультурно-спортивного образования в условиях инклюзии.

Ресурсы, необходимые для эффективной реализации инклюзивной практики.

Требования к специалистам: специально обученные инструктора-методисты по НСИ, к сопровождению нуждающихся с помощи допускаются студенты старших курсов по направлениям подготовки специальностей: «Адаптивная физическая культура», «Социальная работа», «Психология образования», «Специальная (дефектологическое) образование» на безвозмездной основе (волонтёрская деятельность). Также рекомендуется привлечения одного специалиста-тьютора на 6-7 участников с инвалидностью и ОВЗ, для оказания необходимой технической помощи с учетом их индивидуальных особенностей (передвигаться, заниматься игровой практикой, общаться с судьями и т.д.).

В настоящее время в ЗабГУ прошли сертифицированное обучение 22 человека. Перечень учебных и методических материалов: прохождение обучения на внешних площадках по организации и проведении мероприятий спортивно-оздоровительной направленности, курс «Организация онлайн/офлайн соревнований» Федерации настольных спортивных игр России (https://fnsir.ru/master-Ыа^).

Требования к материально-технической оснащенности организации: материально-технические условия, обеспечивающие возможность беспрепятственного доступа в помещения для занятий и проведения спортивных мероприятий, а также их пребывания в этих помещениях (в том числе наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов).

Требования к информационной обеспеченности организации (библиотека, интернет и т.д.). В соответствии с планом работы необходимо обеспечить помещение выходом в интернет с видео фиксацией для проведения онлайн мероприятий с отдалёнными районами края, например мастер-класс по адаптивным спортивным играм, онлайн турнир по видам игр (в настоящее время проведены такие онлайн турниры, как онлайн-чемпионаты по настольной спортивной игре «Матрёшка», «Джакколо», «Кульбутто» и другие.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Практическая апробация инклюзивной практики на базе ЗабГУ.

В ЗабГУ по программам инклюзивного образования, ежегодно обучается от 80 до 100 студентов с ООП. Предлагаемые формы и методы инклюзивного обучения, ориентированы на социально-педагогическую адаптацию и служат дополнительным элементом активного досуга, способом физической реабилитации и абилитации.

В настоящее время на элективных курсах по АФК в ЗабГУ занимается 38 студентов с ООП. В досуговых мероприятиях, на базе клуба Адаптивных спортивных игр ЗабГУ, активное участие принимает более 160 студентов с различным состоянием здоровья.

Практика профессионально-ориентированного физкультурно-спортивного образования в условиях инклюзии направлена на развитие и популяризацию АФК через занятия НСИ в образовательных учреждениях края. На элективных курсах по физкультуре и спорту должны активно внедряться игры, с включением разнообразных форм активностей для лиц с ООП в структуре занятий, развития доступной спортивной инфраструктуры учебных заведений, индивидуального подхода к обучающимся и повышение профессиональных компетенций педагогов в области инклюзивного образования. Всё выше перечисленное является важным составляющим

Научно-периодический журнал «Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта». - 2023. - № 24 (4)

Раздел 1. Педагогические и социально-философские вопросы духовной и физической культуры

ЭО1: ЬЦр5://ао1.оге/10.14258/2о5Ь(2023)3.01

эффективного повышения мотивации учащихся к занятиям физической культурой и адаптивным спортом.

Результаты, подтверждающие эффективность реализации инклюзивной практики.

С 2017 года молодёжь края, с различным статусом здоровья, получили возможность реализовывать свои навыки и спортивные возможности, участвуя в Чемпионатах России, Забайкальского края по адаптивным НСИ. Крайний интегрированный Чемпионат по Джакколо на Кубок Губернатора Забайкальского края в 2022 г. привлёк 1200 человек, а из образовательных учреждений края более 780 человек.

В 2022 г. образовательные организации Забайкальского края провели 141 адаптированное и интегрированное спортивное мероприятие, что в 2,5 раза больше в сравнении с 2021 г. Число проведенных турниров РЦИО ЗабГУ, при финансовой поддержки министерства физической культуры и спорта, спортивного комитета городского округа «Город Чита», региональной партии «Единая Россия» составило 29. Отмечен рост количества участников соревнований по НСИ с инвалидностью и ОВЗ в возрастной категории от 6-16 лет (1205 чел.), что в 2,2 раза больше в сравнении с 2021 годом (545 чел.). Количество детей без особенностей развития составило 1912 чел. (2022 г.), что в 1,7 раза больше, чем в 2021 г. (1116 чел.).

Общее количество студенческой молодежи с ООП, активно участвующих в спортивно-массовых мероприятиях в возрастной категории от 17-25 лет составило 1717 чел. (2022 г.), что в 1,7 раза больше, в сравнении с показателями 2021 г. (987 чел.). Среди нормотипичных студентов, принявших участие в соревнованиях, зафиксировано 2569 чел. (2022г.), что в 2,4 раза больше, чем в 2021 г. (1070 чел.).

Количество постоянно занимающихся НСИ в образовательных учреждениях края, представлено в табл. 1.

_Таблица 1

Количество постоянно занимающихся НСИ

Наименование С инв. и ОВЗ Здоровые

Дети (6-16 лет) Взрослые (17 -25) Дети (6-16 лет) Взрослые (17 -25)

г. Чита 198 282 670 133

Районы края 157 254 145 37

Всего 355 536 815 170

1876

В сравнении с 2021 г. зарегистрирован рост занимающихся НСИ на 54%. С 2022 года решением Правительства и министерства физической культуры и спорта Забайкальского края, лучшие результаты по НСИ, регистрируются как краевые рекорды. Надо отметить, что студенты с ООП ЗабГУ являются неоднократными Чемпионами Забайкальского края по «Джакколо», «Матрёшка», «Шоудаун», а также призёрами городских и краевых турниров.

Выводы

Таким образом, обобщая вышеперечисленный материал, надо признать, что занятия НСИ формируют у молодежи с ОВ навыки, потенциально способствующие их стремлению совершенствовать свою игровую практику, физическую активность, мастерство, а также

Научно-периодический журнал «Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта». - 2023. - № 24 (4)

Раздел 1. Педагогические и социально-философские вопросы духовной и физической культуры

ЭО1: ЬЦр5://ао1.оге/10.14258/2о5Ь(2023)3.01

благополучно сказывается на улучшении адаптационно-коммуникационных возможностей данной категории людей.

Инклюзивные технологии профессионально-ориентированного физкультурно-спортивного образования является одним из инновационных направлений внедрения адаптивного спорта в инклюзивные практики, позволяющий подрастающему поколению реализовать свой потенциал, участвуя в доступных, интегрированных соревнованиях. Для учащейся молодёжи данная практика даёт возможность получить новые знания и приобрести навыки в адаптивном спорте, расширить круг общения, повысить общий уровень своего физического и психического здоровья.

Активизация работы с молодежью, имеющей морфофункциональные и ментальные нарушения, несомненно, будет иметь положительные результаты по социализации и интеграции в социум. Вовлечение данной категории в общественную жизнь через физическую активность будет способствовать германизации всего общества, поддержания здоровья на должном уровне и улучшения качества жизни.

Библиографический список

1. Бобровский Е.А. Адаптивный спорт и физическая культура как метод реабилитации инвалидов. Социологические науки, №4, 2017. - С. 456-459.

2. Гильманов С.А., Мищенко В.А., Кукуев Е.А., Лобова В.А. Физическая активность как средство социализации и личностного развития студентов с ограниченными возможностями здоровья. Теория и практика физической культуры, №4, 2021. - С.78-80.

3. Кохан С. Т. Формирование игровых способностей аутичных детей, занимающихся настольными спортивными играми. Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта, № 26 (2), 2022. - С. 4-14.

4. Кохан С. Развитие физического потенциала студентов с инвалидностью через занятия настольными и напольными спортивными играми // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта, Т. 29, №1, 2023. - С. 14-21. DOI: https://doi.org/10.14258/zosh(2023)1.02

5. Марчук С. А. Особенности психофизического состояния студентов с разным уровнем здоровья. Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта, №2 (180), 2020. - С. 244-248.

6. Плякина В. В. Проблема подготовки специалистов по адаптивной физической культуре // Актуальные проблемы науки и образования: материалы Международного форума, посвященного 300-летию Российской академии наук, Екатеринбург, 12-13 декабря 2022 года. Часть 2. -Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2023. - С. 70-74.

7. Сергиевич Е. А., Пягай Л. П. Эффективность средств бадминтона в физическом воспитании студентов с заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Наука о человеке: гуманитарные исследования, том 16, № 4, 2022. - С. 151-165. DOI: 10.57015/issn1998-5320.2022.16.4.18.

8. Kokhan S., Romanova E., Nadeina L., Skaliy T., Kowalski W., Petrova-Gotova T., Krasimirova Lazarova M. Goalball as a Factor of Physical Rehabilitation of Students with Visual Impairments. PALAESTRA, Vol. 35 No. 3, 2021. - P. 28-36.

References

1. Bobrovskiy E.A. Adaptive physical culture and sport as a method of rehabilitation of disabled people. Sociological Sciences. - 2017. - No. 4. - S. 456-459.

2. Gilmanov S.A., Mishchenko V.A., Kukuev E.A., Lobova V.A. Personality progress and social adaptation facilitating physical activation model for disabled university students. Theory and practice of physical culture. - 2021. - No. 4. - P.78-80.

3. Kokhan S. T. Formation of gaming abilities of autistic children engaged in board sports games. Human health, theory and methodology of physical culture and sports. - 2022. - № 26 (2). - S. 4-14.

Научно-периодический журнал «Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта». - 2023. - № 24 (4)

Раздел 1. Педагогические и социально-философские вопросы духовной и физической культуры

ЭО1: ЬЦр5://ао1.оге/10.14258/2о5Ь(2023)3.01

4. Kokhan S. Development of the physical potential of students with disabilities through board and outdoor sports games // Human health, theory and methodology of physical culture and sports. - 2023. - Vol. 29, no. 1. - S. 14-21. DOI: https://doi.org/10.14258/zosh (2023)1.02

5. Marchuk S. A. Peculiarities of psychophysical state of students with different level of health. Scientific notes of the P. F. Lesgaft University. - 2020. - №2 (180). - S. 244-248.

6. Plyakina V. V. The problem of training specialists in adaptive physical culture // Actual problems of science and education: materials of the International Forum dedicated to the 300th anniversary of the Russian Academy of Sciences, Yekaterinburg, December 12-13, 2022. Part 2. - Yekaterinburg: Ural State Pedagogical University, 2023. - S. 70-74.

7. Sergievich E. A., Pyagai L. P. The effectiveness of badminton in physical education of students with diseases of the musculoskeletal system. Russian Journal of Social Sciences and Humanities, 2022. - Vol. 16, no 4. - S. 151-165. DOI: 10.57015/issn1998-5320.2022.16.4.18.

8. Kokhan S., Romanova E., Nadeina L., Skaliy T., Kowalski W., Petrova-Gotova T., Krasimirova Lazarova M. Golbol as a factor of physical rehabilitation of students with visual impairments. PALAESTRA, 2021. - Vol. 35, no 3. - S. 28-36.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.