Научная статья на тему 'Игротерапия как средство формирования коммуникативных компетенций детей с тяжелыми нарушениями речи'

Игротерапия как средство формирования коммуникативных компетенций детей с тяжелыми нарушениями речи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
834
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ИГРОТЕРАТИЯ / КУКЛОТЕРАПИЯ / ПЕСКОТЕРАПИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панышева Юлия Сергеевна, Корякина Ольга Анатольевна

В статье рассматривается значение использования метода игротерапии в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи в рамках формирования коммуникативных компетенций. Авторами раскрывается актуальность данной методики и область применения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Панышева Юлия Сергеевна, Корякина Ольга Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Игротерапия как средство формирования коммуникативных компетенций детей с тяжелыми нарушениями речи»

КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА (СУРДОПЕДАГОГИКА И ТИФЛОПЕДАГОГИКА, ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИКА И ЛОГОПЕДИЯ)

ИГРОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ДЕТЕЙ

С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

1 2 Панышева Ю.С. , Корякина О.А.

1Панышева Юлия Сергеевна - старший воспитатель; 2Корякина Ольга Анатольевна - учитель-логопед, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Рябинка»,

г. Черногорск

Аннотация: в статье рассматривается значение использования метода игротерапии в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи в рамках формирования коммуникативных компетенций. Авторами раскрывается актуальность данной методики и область применения.

Ключевые слова: коммуникативные компетенции, компетентностный подход, игротератия, куклотерапия, пескотерапия.

Проблема формирования ключевых компетенций стала актуальной в последние годы, в связи с введением в теорию и практику образования компетентностного подхода.

Компетентностный подход, олицетворяющий сегодня инновационный процесс в образовании, соответствует принятой в большинстве развитых стран общей концепции образовательного стандарта и прямо связан с переходом — в конструировании содержания образования и систем контроля его качества — на систему ключевых компетентностей [4, с. 9].

Коммуникативная компетентность детей дошкольного возраста — это владение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, «умение общаться и посредством общения успешно решать возникающие игровые, познавательные, бытовые и творческие задачи»

Условиями развития коммуникативной компетентности дошкольников является: социальная ситуация развития ребенка; формирующаяся потребность в общении со взрослым и сверстниками; совместная деятельность (ведущая игровая деятельность) и обучение (на основе игровой деятельности), которые создают зону ближайшего развития ребенка. Ребенок с нарушением речи может стать застенчивым, ранимым из-за возникающего непонимания между ним и окружающими детьми или наоборот гиперактивным. У детей слабо выражена игровая мотивация. Такие дети либо «не хотят» играть, либо «не умеют», не в состоянии развернуть предложенную игру.

В соответствии с современными требованиями деятельность учителя-логопеда и других педагогов должна обеспечивать создание условий для стимулирования активности ребенка, в нашем детском саду разработали систему педагогических мероприятий по формированию коммуникативной компетенции, используя средства игротерапии.

Игротерапия — это метод лечебного воздействия на детей и взрослых, страдающих эмоциональными нарушениями, страхами, неврозами и т.п. В основе различных методик, определяемых этим понятием, лежит признание игры важным фактором развития личности. Одним из первых игру в практике детской

психотерапии в качестве вспомогательного метода применил З. Фрейд (1913). Он ставил своей задачей выявление через цепь ассоциаций «истинного источника символической игры» [1, с. 7].

Методика игротерапии направлена против автоматизма и заурегулированности. Это самоценное действие. Дети в игре не нацелены на результат, им достаточно того что они играют. Для них важен сам процесс игры, то есть, для методики игротерапии важнейшими мотивами в поведении ребенка являются игровые мотивы. Кроме игровых мотивов эта методика начинает формировать познавательные мотивы у детей с ТНР. За первыми детскими «почему» и «зачем» еще не лежат познавательные мотивы. Только с помощью специально организованных и подобранных игр и игровых ситуаций педагог обучает ребенка, сообщает ему много нового и интересного, в результате чего у него начинают складываться познавательные мотивы, которые получают либо не получают свое окончательное развитие в школьные годы [3, с. 25].

Основной самой доступной и эффективной игровой терапией считается ролевая, а проще говоря - игра в куклы или куклотерапия. Играя, ребенок использует игрушки, в том числе и куклы. С их помощью дети проигрывают различные ситуации из семейной жизни, могут выразить свои чувства, часто - негативные

Технология проведения куклотерапии заключается в том, что с дорогим для ребенка персонажем разыгрывается история, связанная с поставленной педагогом задачей. Куклотерапия может применяться в различных формах. Одной из самых действенных форм работы считается «кукольный театр». Особенно хорошо этот метод работает с детьми. «Спектакль» может разыгрываться как в группе, так и при индивидуальной работе. Сюжет может быть специально написан для данной ситуации или подобран из известных пьес и сказок, подходящих по содержанию. Кроме «кукольного театра» в терапевтической работе может способствовать сам процесс изготовления куклы.

Заниматься куклотерапией можно и дома. Вооружившись знаниями о серьёзности игр и кукол, стоит повнимательнее посмотреть, во что и как играет ребёнок. Можно составить ему компанию, а можно поставить кукольный спектакль (с детьми или в сугубо взрослом составе) или сделать куклу своими руками.

Одной из самых полезных игр считается игра с песком или пескотерапия Пескотерапия - это один из методов лечения искусством, который строится на теории Юнга о том, что «каждый предмет внешнего мира вызывает какой-либо символ в глубине бессознательного» [2, с. 45]

Игры на песке — одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому мы можем использовать «песочницу» в развивающих и обучающих занятиях. Дети с большим интересом отправляются в занимательные путешествия по стране песочных игр, где их ждут новые знакомства и приключения. В песочных играх дети получают опыт самостоятельного разрешения конфликтов, совместно преодолевают, возникающие трудности, сплачиваются, учатся слушать и слышать друг друга. Игры с песком позволяют подробнее познакомиться со свойствами окружающих предметов, расширяют словарный запас, способствуют изучению новых букв, развитию мелкой моторики и тактильно-кинетической чувствительности, позволяют снять напряжения в мышцах, учат слаженной работе глаз и рук.

В заключении можно сказать, что применяемые в совместной деятельности игры способствовали: коррекции агрессивности поведения; улучшению эмоционального состояния детей; преодолению отставания в речевом развитии; совершенствованию моторных навыков; лечении заикания; формировании чувства ответственности (при работе в коллективе); коррекции звукопроизношения (полной и частичной); развитию фонематического восприятия, анализа и синтеза.

Список литературы

1. Башаева С.А. Природа игры и ее значение / Актуальные проблемы педагогики и психологии // Выпуск 6. Москва, 2008. 80 с.

2. Зинкевич-Евстегнеева Т.Д., Грабенко Т.Н. Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии. СПб.: Речь, 2010. 340 с.

3. Зеленцова-Пешкова Н.В. «Игротерапия для дошкольников». Р/нД: Феникс, 2014. 156 с.

4. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. // Авторская версия. М., 2004. 35 с.

5. Красовская Е.В., Данилова А.Н. Формирование коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). СПб.: СатисЪ, 2014. 80-82 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.