Научная статья на тему 'Игрология досуга: феноменология и педагогическая. Технология игры'

Игрология досуга: феноменология и педагогическая. Технология игры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1617
438
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИГРОЛОГИЯ / ИГРОВАЯ КУЛЬТУРА / ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / LUDOLOGY / PLAY CULTURE / PLAY TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пономарев В. Д.

В статье раскрывается сущность игрологии в сфере досуга. Ключевым понятием игрологии является «игровая культура», которое определяет сущность и направление деятельности в области проектирования игровых моделей социально-культурной практики. Игровая технология обосновывается как специализированная технология, обеспечивающая реализацию природы «человека играющего» в пространстве игровых форм социально-культурной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LUDOLOGY OF LEISURE: PHENOMENOLOGY AND PEDAGOGICAL TECHNOLOGY OF PLAY

The article highlights the essence of ludology in the sphere of leisure. The key concept of ludology is Play Culture, which defines the essence and scope of activities in the sphere of design and development of play models of social and cultural practice. Play technology is established as a specialized technology that provides realization of nature of a playing individual in space of holiday forms of social and cultural activity.

Текст научной работы на тему «Игрология досуга: феноменология и педагогическая. Технология игры»

УДК 373.22

В.Д.Пономарев

ИГРОЛОГИЯ ДОСУГА: ФЕНОМЕНОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ.

ТЕХНОЛОГИЯ ИГРЫ

В статье раскрывается сущность игрологии в сфере досуга. Ключевым понятием игрологии является «игровая культура», которое определяет сущность и направление деятельности в области проектирования игровых моделей социально-культурной практики. Игровая технология обосновывается как специализированная технология, обеспечивающая реализацию природы «человека играющего» в пространстве игровых форм социально-культурной деятельности.

Ключевые слова: игрология, игровая культура, игровая технология.

V.D. Ponomarev LUDOLOGY OF LEISURE: phenomenology and pedagogical technology of play

The article highlights the essence of ludology in the sphere of leisure. The key concept of ludology is “Play Culture ”, which defines the essence and scope of activities in the sphere of design and development of play models of social and cultural practice. Play technology is established as a specialized technology that provides realization of nature of a “playing individual” in space of holidayforms of social and cultural activity.

Key words: ludology, play culture, play technology.

Идея игры в становлении личности - есть идея наиболее адекватного выражения человеческой сущности, духовности и этики, не утратившие свой гуманистический созидательный смысл в педагогической культуре настоящего времени. Постижение же полифункционального значения игры в развитии личности и определило необходимость формирования в педагогике самостоятельной системы научного знания - игрологии.

Игрология - это теория и практика игровой культуры, область научного знания о феномене «игра» в культуре, педагогике, психологии и др. отраслях научного знания; как область социокультурной практики, игрология располагает соответствующей системой профессионально-педагогической и творческой деятельности - игровой технологией. Игрология, как теория игровой культуры, является источником формирования соответствующего понятия об игре, знания о пространственно-временной структуре игровой деятельности, социально-педагогических и психолого-педагогических условиях, обеспечивающих адекватную логике игровых взаимодействий коммуникативную стратегию и творческую активность «человека играющего».

Становление игрологии как системы научного знания неразрывно связано с развитием теории игры и игровой деятельности человека от Аристотеля до современных исследователей игры. В этих теориях игре отведена главная роль в развитии физиологических, высших психических, эстетических, интеллектуальных, общественных функций и способностей человека. Детальной разработке подвергаются такие понятия, как «игровая роль», «условная ситуация», «амбивалентность», обеспечивающие понимание структурных компонентов и психологических составляющих игровой деятельности.

Игрология, как область знания в педагогической науке располагает системой основных понятий, определяющих философский, педагогический, психологический, этический и др. контексты феномена «игра» в становлении личности: «аксиология игры», «воображаемая ситуация», «игра», «игровое время», «игровое действие», «игровое напряжение», «игровое право», «игровое пространство», «игровая роль», «потен-циальная и актуальная сферы игры», «условность игры», «правила игры», «ритмика игры», «ролевые отношения», «самоценность игры», «этика игры», «a fair play».

Активное, творческое, преобразующее начало человека находит свое воплощение и реализуется в его деятельности. В преобразовательной деятельности человека адекватно осуществляются его миропонимание, ценностные приоритеты и цели развития. В свою очередь, эти составляющие человеческой деятельности определяют её сложность, многоаспектность и системную организацию. Понятие «технология» и существует как отражение этой сложности и упорядоченности человеческой деятельности.

К разряду существенных признаков понятия «технология» могут быть отнесены цель и организованность (упорядоченность), предполагающая расчленение процесса, координацию и поэтапность действий, однозначность выполняемых процедур, существование предварительного знания о процессе, подлежащем технологизации, наличие пространственно-временного интервала, в котором реализуется конкретная технология.

Когда мы говорим о педагогической технологии игровой культуры, то речь идет об организации, а зна-чит, об упорядоченной и системной игровой деятельности человека в сфере досуга, то есть игровая

деятельность может быть представлена в системе определенных составляющих - этапов деятельности, фаз развития, операциональных действий и т.д. А логика педагогической эффективности требует определенного и упорядоченного расположения этих составляющих.

Игровая технология - это система целенаправленной проектной деятельности по выявлению культурных, социально-психологических, педагогических и др. закономерностей, принципов для разработки и использования в культурно-досуговой практике эффективных игровых моделей общения, ориентированных на становление игровой культуры досуга.

В свою очередь, объективно, игровая культура досуга - это игровая сфера досуга и формы игровой социально-культурной деятельности, игровые сообщества и игровые ландшафты, символическая сфера игры (атрибуты, знаки, символы и т.д.).

Субъективно игровая культура раскрывается в игровой мотивации и игровом мироощущении человека, умениях и способностях игрового (творческого) поведения личности.

В прикладном, практическом значении игровая культура досуга - это творческая, проектная деятельность специалистов по созданию игровых ситуаций и форм социально-культурной деятельности на основе игровой технологии.

Игровая технология ориентирована на создание адекватных условий игрового поведения человека, на проявление личностного смысла «человека играющего» и становление его игровой культуры. Личностный смысл «человека играющего» в этом случае реализуется на этапах формирования и проявления игровой культуры, одновременно обуславливая динамический характер развития игровых ситуаций общения.

Целостный, системный подход игровой технологии выражается в том, что он последовательно охва-тывает все основные технологические стороны разработки условий игрового общения и отражает принципиальную внутреннюю технологическую структуру, освоение которой и представляет содержательную сторону проектной деятельности.

Проектная деятельность предполагает обращение к наиболее общим и традиционно-нормативным (const) категориям научного понимания и трактовки собственно игровой культуры, обеспечивающим методологическое видение. В этом случае на основе междисциплинарного подхода выявляются сущностные теоретические параметры и характеристики игровой культуры. Методологический уровень игровой технологии по своим структурно-смысловым компонентам формирует «пространство» игрового знания, в котором воплощаются научные идеи и представления о должном в игровой культуре.

В методологический уровень игровой технологии входят: «аксиоматические положения», «аксиоло-гические положения», «принципы игровой технологии» и раздел «человек играющий».

Аксиоматика игровой технологии представляет собой безусловные положения игрового знания (игрологии), гарантирующие феноменологический статус игровой культуры в профессиональной проектной практике социально-культурной деятельности. То есть аксиоматические положения игровой технологии отражают и обеспечивают целостность феноменологических смыслов игры в социальнопедагогической практике. Следовательно, параметры игровых моделей в основе своей должны отвечать требованиям выработанных аксиом игровой культуры, тем самым исключается возможность «методологического разрыва» (то есть выработанных понятий в сфере игровой культуры).

В качестве аксиоматических положений в игровой технологии выступают следующие положения игрового знания (игрологии): добровольность и свободное участие играющих; условность и иллюзорность игры; неопределенность игры, то есть игра не имеет предсказуемого развития или результата; непродуктивность игры, когда «человек играющий» не стремится к обретению материальных благ; устойчивость игрового движения обеспечивается добровольной конвенцией играющих - принятием игровых правил, которые подменяют собой обычные законы реальности и служат кодексом честной порядочной игры.

Аксиологические положения игровой технологии обеспечивают возможность разработки и осуществления ценностно-ориентированного подхода в проектировании игровых моделей общения.

Аксиологические положения игровой технологии формируют образ идеального бытия игры как таковой: а fair play (честная игра) - «выраженный в терминах игры эквивалент порядочности» (Й. Хейзинга); игра свободна - ценностный идеал жизни, знаменующий победу над принуждением; построение условного плана игры - есть видение «человеком играющим» прекрасных сторон жизни, идеала, игра в целом - принятие драгоценности бытия, жизнеутверждение; в игровых переживаниях «человеку играющему» открывается красота мира, игра в своих совершенных формах объединяет в себе лучшие мгновения человеческой жизни.

К категориям ценностей игровой культуры принадлежат и педагогические императивы, сообщаемые «человеку играющему» через игровые формы социально-культурной деятельности: игровое

право опирается на принципы равенства и справедливости; игра утверждает идеал гармонии общественных отношений, радость совместной игры - это радость совместных переживаний, это рождение дружбы и товарищества; игра осуществляет идею творческого Предназначения человека, возможность попробовать другие возможные варианты жизни уже или еще не использованные в реальном плане.

Как эмпирическая реальность межличностных взаимодействий на игровом уровне, аксиоматические и аксиологические положения, иные характеристики игрового общения находят свое выражение в режиме диалога.

Принцип диалога отражает в практике социально-педагогического проектирования игровых моделей общения саму суть межличностного взаимодействия, независимо от средств, которые оно использует. При этом педагогическая значимость этого принципа проектирования заключается в признании уникальности каждого участника игрового взаимодействия, их принципиальное равенство возможностей в условиях игрового движения. Именно это положение и открывает простор для творческой инициативы «человека играющего». В этом смысле режим диалога создает условия для формирования умения владеть творческой инициативой.

Принцип комплементарности обеспечивает динамику и вариативность игры. Комплементарные структуры игры подходят как ключ к замку, они не исключают или отрицают друг друга, а взаимодополняют друг друга в пространственно-временном континууме игры, тем самым, обеспечивая, саморазвитие игровой деятельности: личностное начало «человека играющего» (способности, игровой опыт и уровень его игровой культуры) и те препятствия, ограничения (в рамках игровых правил), которые необходимо преодолеть «человеку играющему» в условиях игрового движения; личностное начало «человека играющего» (способности, игровой опыт и уровень его игровой культуры) и сверхличностное (случай, неожиданность, непредвиденность, непредсказуемость), к которому невозможны никакие гарантии и которое проявляется фаталистически как необратимость, «судьба» в условиях игрового движения; противоположностями в условиях игрового движения могут выступать две стороны в качестве соперников - «человек играющий»-«человек играющий» или одно игровое сообщество и другое игровое сообщество; ритмичность игрового движения в этом случае обеспечивается взаимным соперничеством за инициативу - каждая сторона стремиться к инициативности, по возможности ограничивая инициативу противоположной стороны.

Принцип композиционной открытости игры выявляет следующий аспект игрового движения -завязка, разрешение и развязка являются как необходимыми, вполне определенными, так и вариативными составляющими игры. В этом случае игровое движение как необходимо обязывает «человека играющего» относительно правил игры, так и одновременно освобождает творческие силы «человека играющего». По своей сути этот принцип представляет собой «открытость» режима игрового диалога для творческой инициативы «человека играющего», он раскрывает право «человека играющего» на импровизацию и поступок в игре, как естественных условий новизны, неопределенности, непредсказуемости, неожиданности, напряжения и привлекательности в композиции игрового

движения. Принцип композиционной открытости формирует пространство творческой свободы и

непредвиденности событий игрового движения.

Характерной особенностью игрового сознания является тот факт, что в игре «человек играющий» не интересуется мыслительным (рефлексивным) самопониманием, понятийным расчленением своего «игрового напряжения». Настоящий раздел создает обобщенный теоретический образ «человека играющего» с определенным спектром сущностных качеств и свойств мироотношения и мировосприятия: образное, а не понятийное мировосприятие, при котором главную роль играет «эмоциональное мышление» и воображение человека; наивное восприятие, которое можно понимать как непосредственность, для «человека играющего» все возможно в сфере игры, его поведение

самозабвенно, полностью подчинено игровым переживаниям; «человек играющий» самодостаточен, не думает об эффективности собственных действий и возможном использовании результатов деятельности; способность по-новому увидеть обычное, ассоциативно связывать далеко отстоящие друг от друга объекты, проявлять гибкость мышления, которая выражается в умении преодолевать функциональную однозначность объектов в игровом мире.

Мироотношение и мировосприятие «человека играющего» формирует сознание (осознание) жизни, в отличие от навыков жизни, которые представляет ему деятельность в реальной, не игровой сфере.

Имитационное моделирование игры включает такие группы действий как: разработка пространственно-временной структуры игры, определение способов игрового общения участников и фаз развития игрового взаимодействия, разработка коммуникативной стратегии, системы

«коммуникативных опор».

Игровое время и игровое пространство - это преобразованное в структуру состояние игры, которое приобретает характер упорядоченного игрового взаимодействия участников. Предметом моделирования становятся следующие пространственно-временные характеристики (const) игры: условность игры (пространственно-образное решение); игровая роль (приемы распределения игровых ролей, алгоритм ролевого поведения); правила игры (последовательность в выполнении игровых действий, нормы и предписания в игровом поведении «человека играющего» и т. д.); самоценность (неутилитарность игры).

Способы игрового движения придают выразительность игровому поведению «человека играющего»: зрелищно-игровой способ на основе визуальных форм игры; ритуально-игровой способ наполняет игровые формы культуры высшей серьёзностью сакрального, священного и святого; карнавально-игровой способ как образная система в карнавально-праздничных формах досуга; спортивно-игровой способ, в котором функция состязания (агона) приобретает форму игры и является первичной; танцевально-игровой способ, когда ритмическое начало игровой культуры выступает как традиционный способ пространственно-временной организации игры.

Социально-педагогический алгоритм игровой технологии в своем смысловом и непосредственно деятельностном осуществлении представляет собой не что иное, как этапы формирования и проявления игровой культуры человека.

Информационно-коммуникативная фаза игрового движения - это ситуация формирования побуждающего стимула у частников к игровому взаимодействию. В информационно-коммуникативной фазе игрового движения проектируются условия активизации «человека играющего» на основе процесса усвоения способов и правил игрового взаимодействия.

Формирующе-коммуникативная фаза игрового движения - процесс самоопределения «человека играющего».

Игровое общение в этом случае проектируется как репродуктивное ввиду того, что подразумевает уже повторяющиеся (в информационно-коммуникативной фазе) способы игрового взаимодействия с целью их освоения. Репродуктивный характер игрового движения на данном этапе игры выражается также в овладении участниками внешней операциональной стороной игрового поведения (правилами и способами игрового общения, символическими жестами, игровыми текстами и т.д.).

Творчески-инициативная фаза развития игровой ситуации носит характер продуктивного игрового действия. Продуктивная сторона игры проявляется в нестандартности, неформализованности сторон игрового общения. А игровая активность «человека играющего» распространяется как на внешний поведенческий уровень игрового общения, так и на его глубинный личностный уровень: возникает личностная интерпретация игровой роли, интерпретация способов игрового общения, что выражается в импровизационных действиях, инициативном поведении «человека играющего». Все это отражает сугубо личностный смысл участников игры («очеловечивание» игрового общения).

Независимый статус «деятельностного уровня» игровой технологии продиктован проектной практикой: введение в моделируемую систему игры реального субъекта игры - «человека играющего», а также формирование такой структуры игрового общения, как игровое сообщество.

Именно игровое сообщество может рассматриваться в качестве адекватного условия формирования и проявления игровой культуры «человека играющего»: обеспечение условий социального творчества «человека играющего» (проникновение этического и нравственного содержания игровой культуры в систему взаимоотношений в игровом сообществе); формирование положительного эмоционального опыта на основе адекватной взаимной оценки участников игрового сообщества; обеспечение вариативной ролевой стратегии в отношении каждого участника игрового сообщества (приобретение игрового опыта); обеспечение условий творческой адаптации «человека играющего» (стремление человека реализовать себя, проявить свои возможности, формирование и проявление операциональных игровых умений и способностей).

Педагогическая технология игры в сфере досуга ориентирована на процессы стимулирования личностных изменений, то есть в условиях игрового взаимодействия проектируемая модель игры дает возможность для формирования и проявления творчески-преобразующих умений и способностей, эмоционального опыта, волевых качеств, игрового сознания «человека играющего».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.