Научная статья на тему '«Игра в классики»: современная культурная ситуация'

«Игра в классики»: современная культурная ситуация Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
502
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЗОР / НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ / СОВРЕМЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА / ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК / РЕЧЕВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / THE REVIEW / SCIENTIFICALLY-PRACTICAL CONFERENCE / THE MODERN LITERATURE / LITERARY FORMATION / MODERN RUSSIAN / THE SPEECH COMPETENCE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Багдасарян Ольга Юрьевна, Еремина Светлана Александровна

В обзоре подводятся итоги Дней русской словесности, проходивших в Екатеринбурге в сентябре 2010 года. Кратко обозначены те проблемные вопросы, которые поднимались в научных докладах, дискуссиях Круглого стола, на мастер-классах и в ходе актовых лекций, а именно: современное состояние языка, речевая компетенция различных социальных групп, статус литературы в условиях кризиса литературоцентризма, задачи литературного образования, судьба классики в современной культурной ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Багдасарян Ольга Юрьевна, Еремина Светлана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"Game in classics (hopscotch)": a modern cultural situation

In the review are summed up the Days of Russian literature which were passing in Yekaterinburg in September, 2010. Those problem questions which rose in scientific reports, discussions of the Round table, on master classes and during assembly lectures are presented, exactly: a language current state, the speech competence of various social groups, the status of literature in the conditions of crisis of literaturecentrisme, problems of literary formation, destiny of classics in a modern cultural situation.

Текст научной работы на тему ««Игра в классики»: современная культурная ситуация»

ДНИ РУССКОЙ СЛОВЕСНОСТИ В ЕКАТЕРИНБУРГЕ

С 21 по 23 сентября 2010 года в Уральском государственном педагогическом университете прошли Дни русской словесности, организованные Российским обществом преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ), Институтом филологических исследований и образовательных стратегий УрО РАО «Словесник» и Институтом филологии, культурологи и межкультурной коммуникации УрГПУ. Это значимое событие собрало ведущих ученых из Москвы, Петербурга и Екатеринбурга, которые читали лекции и проводили мастер-классы для учителей и студентов Екатеринбурга и Свердловской области. Целью проведения Дней русской словесности было укрепление позиций отечественной словесности в современном культурном пространстве, привлечения внимания к проблемам преподавания русского языка и литературы в школе, а также просветительская деятельность в области русской культуры.

«ИГРА В КЛАССИКИ»: СОВРЕМЕННАЯ КУЛЬТУРНАЯ СИТУАЦИЯ

Научно-практическая конференция «Дни русской словесности» проводилась в формате научных докладов, Круглых столов, актовыгх лекций и мастер-классов. Проблемы чтения, кризиса лого-центризма, потери интереса к книге стали ключевыми вопросами конференции и обсуждались на актовых лекциях и круглом столе литературоведов, в анкетах и рецензиях учителей-словес-ников.

М.А. Литовская в своей лекции «Российский литературоцентризм как актуальная проблема» отметила, что русская литература, всегда бывшая в центре всей системы ценностей, перестала доминировать в культуре. Расширение форм досуга, переориентация молодежи с вербальных на аудиовизуальные каналы информации, господство на книжном рынке развлекательной литературы, отсутствие надежных и качественных «навигаторов» в мире книг; постепенное сокращение учебных часов, отводимых Г осстандартом школьному предмету «Литература» -все это неизбежно повлекло за собой снижение роли литературы в жизни молодого поколения и девальвацию «литературных ценностей» в культуре.

Круглый стол «Русская литература в современной социокультурной ситуации» продолжил обозначенную М.А. Литовской тему. Для обсуждения были предложены следующие вопросы:

1) какова роль книги в жизни современного человека и, прежде всего, школьника?

2) как складывается судьба литературной классики, каковы плюсы и минусы современных интерпретаций классических произведений, экранизации, римейков?

3) каков сейчас социальный статус литературы; доминирующие типы авторского поведения?

4) как соотносятся сегодня литературный язык и язык литературы?

5) какие произведения современных авторов можно рекомендовать для изучения в школе?

В ходе дискуссии было высказано мнение о том, что еще в начале XX в. для общества было характерно благоговейное отношение к классике, литература была предметом национальной гордости. Сейчас пафос духовного максимализма чужд чита-

телям. Современные интерпретации приспосабливают классику к актуальным потребностям, что ведет к искажению смысла произведений. Книжный рынок предлагает немало вариантов «неудовлетворительной интерпретации» классики, между тем неквалифицированный читатель легко принимает за истину тенденциозное истолкование (С.И. Ермоленко, Т.А. Ложкова).

Однако современная культура не только «снижает» образы классических текстов, способы освоения классики различны. Одна из ведущих тенденций может быть обозначена как «игра в классики» (А. Зензинов «Поспели вишни в саду у дяди Вани»,

А. Слаповский «Мой вишневый садик», постановка Н. Коляды «Вишневый сад» и т.д.). Современные интерпретации открывают в классике что-то новое, вступают в художественный диалог с опытом «золотого века», ведут от бытового к экзистенциальному (В.В. Химич).

Нигилизм современной литературы по отношению к классическому наследию нельзя преувеличивать. Современная культурная ситуация характеризуется изменениями в самом типе творческого поведения писателей: теперь это не мессии и не еретики, современные писатели выполняют множество ролей в «гуманитарном обслуживании» общества. Новые диффузные жанры («роман-исследование») учитывают интересы читательской аудитории, поскольку книги должны иметь успех, а писатель не только должен учить читателя, но и «подыгрывать» ему (Т.А. Снигирева).

Изменения в современной культурной ситуации проанализировал в своем докладе Л.П. Быков: по его мнению, время единой для всех классики, единого пантеона великих писателей закончилось. Кризис литературоцентризма неизбежен, чтение становится занятием элитарным, а творчество современных писателей, как правила, не получает резонанса в обществе. Однако задача филологического сообщества - «замедлить» процесс «обесценивания» литературы.

После выступления основных докладчиков последовала свободная полемика. Т.В. Кочубей, учитель высшей категории, МОУ-гимназия № 2 г. Ека-

теринбурга подчеркнула, что учитель должен находить новые аспекты в классических произведениях, близкие и понятные современным школьникам. Не только классика, но и современная литература достойна преподавания в рамках школьного курса литературы, но программа по литературе и отведенное на предмет количество часов не позволяют изучать в школе тексты современных авторов.

Кроме того, учителя-словесники говорили о плюсах и минусах введения ЕГЭ в качестве итоговой аттестации: так, в числе положительных моментов были отмечены типы заданий, ориентирующих на выстраивание интертекстуальные связей.

При подведении итогов дискуссии было отмечено, что интерес к книге у современных подрост-ков-визуалов падает, предмет «Литература» в школе становится факультативным, как музыка и рисование. Это ведет к падению грамотности в широком смысле слова и к разрушению ценностного ядра нации. Однако искусство всегда развивается через кризисы: в начале XX в. футуристы призывали «сбросить классику с парохода современности», а широкий читатель предпочитал символистам Вербицкую или «Ната Пинкертона». После 1917 г. в литературу, по словам Маяковского, хлынул «корявый говор миллионов», жаргон окраин. 30-е гг. XX века - годы жесткой цензуры и физического уничтожения писателей. Однако литература XX в. выжила, были созданы замечательные произведения, ставшие новой классикой. Современная же социокультурная ситуация имеет и ряд положительных моментов: свободу выбора и писателя, и читателя, отсутствие книжного дефицита и т.д. Значимость деятельности словесников не только в том, чтобы реагировать на кризис литературоцентризма, но и самим программировать культурную ситуацию (Н.В. Барковская).

В рамках работы литературоведческой секции 22 и 23 сентября были также организованы лекции и мастер-классы:

Ермоленко С.И. (д.ф.н., проф., Екатеринбург). «Поверить алгеброй гармонию»: жанровый анализ лирического стихотворения (на материале русской лирики XIX века).

ПращерукН.В. (д.ф.н., проф., Екатеринбург). «Братья Карамазовы» Ф.М. Достоевского как ключевой текст русской культуры.

Новиков В.И. (д.ф.н., проф., Москва). Поэтика

В. Высоцкого.

Химич В.В. (д.ф.н., проф., Екатеринбург). Новизна конфликта и жанровое своеобразие пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад».

Зыгрянов О.В. (д.ф.н., проф., Екатеринбург).

Опыт стиховедческого анализа лирического текста.

Выступления литературоведов были посвящены более частным вопросам изучения и преподавания литературы, востребованным в практике вузовского и школьного преподавания литературы.

В рамках работы лингвистической секции 21-23 сентября были проведены актовые лекции и мастер-классы ведущих ученых, в том числе:

Гридиной Т.А. (д.ф.н., проф., Екатеринбург), Рут М.Э. (д.ф.н., проф., Екатеринбург). Тренинг лингвистической креативности.

Химик И.А. (к. иск., Санкт-Петербург). Образная модель пространства и времени древнерусского мира: методика изучения.

Особое внимание в дискуссиях привлекли доклады, посвященные современному состоянию языка, а также речевой компетенции различных социальных групп: учителей, политиков, чиновников и т.п. Предлагаем материалы наиболее интересных лекций, затрагивающих особо актуальные вопросы риторического мастерства.

Обзор подготовили: Ольга Юрьевна Багдасарян, кандидат филологических наук, доцент кафедры современной русской литературы УрГПУ; Светлана Александровна Еремина, кандидат филологических наук, доцент кафедры риторики и межкультурной коммуникации УрГПУ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.