УДК 372.363
https://doi.org/10.24158/spp.2017.4.11
Склезнева Ирина Васильевна
аспирант Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования
ИГРА С ПРАВИЛАМИ КАК ФОРМА СОЦИАЛЬНО-КОМ МУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНИКА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
Sklezneva Irina Vasilievna
PhD student, Institute for the Study of Childhood, Family and Upbringing, Russian Academy of Education
GAMES WITH RULES AS A FORM OF SOCIAL AND COMMUNICATIVE DEVELOPMENT OF A SENIOR PRESCHOOL STUDENT IN THE ACTIVITIES OF AN EDUCATIONAL PSYCHOLOGIST
Аннотация:
В статье рассмотрено место игры с правилами в социально-коммуникативном развитии детей дошкольного возраста, выявлены возможности использования игры с правилами в работе педагога-психолога. Представлены результаты исследования, направленного на определение эффективности социально-коммуникативного развития старших дошкольников посредством игры с правилами. Показано, что игра с правилами может быть включена педагогом-психологом дошкольной образовательной организации в различные виды профессиональной деятельности.
Ключевые слова:
старший дошкольный возраст, социально-коммуникативное развитие, игра с правилами, развивающая работа, дошкольная образовательная организация.
Summary:
This article considers the place of games with rules in social and communicative development of preschool students, reveals the possibility of using games with rules in the work of an educational psychologist. The paper presents the research results aimed at determining the efficiency of social and communicative development of senior preschool students through games with rules. The study shows that a game with rules can be included by an educational psychologist of preschool educational organization in various forms of professional activities.
Keywords:
senior preschool age, social and communicative development, games with rules, developing work, preschool educational organization.
Дошкольный возраст является уникальным периодом жизни ребенка, в котором закладываются основы личности, вырабатывается произвольность психических процессов, развиваются творчество, активность и инициативность, происходит социально-коммуникативное развитие. Социально-коммуникативное развитие дошкольника происходит в разных видах игровой деятельности, в частности в игре с правилами [1]. Общение является важным элементом любой игры. Во время игры происходит социальное, эмоциональное и психическое становление ребенка [2]. Важно научить дошкольника строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, обеспечить его общее психическое развитие, сформировать предпосылки учебной деятельности и качества, необходимые для успешной адаптации к обучению в школе [3].
В системе деятельности детского психолога центральное место отведено развивающей работе. Образовательная программа включает реализацию пяти основных образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие. Для психолога самым важным является социально-коммуникативное развитие, потому что именно оно в старшем дошкольном возрасте способствует формированию у детей произвольности поведения. Это основное психологическое новообразование данного возраста состоит в стремлении и способности управлять своими эмоциями, контролировать и оценивать свою деятельность [4].
Для социально-коммуникативного развития дошкольника педагоги-психологи используют в своей работе игры с правилами [5]. Игры с правилами - это то пространство, где ребенок может практиковать, осваивать и присваивать формы нормативного взаимодействия, т. е. общения с другими детьми и взрослыми в рамках четко обозначенных правил. В игре с правилами развиваются нормативная регуляция поведения детей и мотивация достижения [6].
Для того чтобы развивающая работа в процессе игры с правилами была продуктивной, ее необходимо организовать так, чтобы развивались именно те качества ребенка, которые необходимы ему для успешного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Использование педагогом-психологом игры с правилами в целях социально-коммуникативного развития старших дошкольников должно включать следующие виды деятельности:
- диагностическая работа - диагностика уровня социально-коммуникативного развития и уровня владения навыками игры с правилами;
- собственно развивающая работа - передача способов построения игры с правилами детям;
- сопровождение использования игры с правилами в образовательном процессе детского
сада;
- сопровождение процесса создания предметно-пространственной развивающей образовательной среды детского сада, в том числе в отношении игры с правилами в старшей и подготовительной группах.
Для выявления особенностей общения детей, овладения ими диалоговой речью, взаимоотношений со сверстниками и взрослыми было организовано наблюдение за свободным общением детей в разных видах деятельности, за общением детей с воспитателями и родителями. Схема для наблюдения была взята из книги «Мониторинг в детском саду» [7]. В процессе наблюдения фиксировались: инициативность ребенка в общении, активность в разговоре со сверстниками и взрослыми, поводы и тематика обращения к собеседникам, владение речевыми и коммуникативными умениями, эмоциональный фон общения, тематика детских разговоров.
В исследовании также применялась педагогическая диагностика в детском саду по программе «Развитие» [8], которая позволила определить основные направления работы педагога с детьми подготовительной к школе группы по развитию умственных и творческих способностей. Данная программа включает в себя раздел «Игра», в частности игры с правилами.
Проведенное исследование направлено на определение эффективности социально-коммуникативного развития старших дошкольников при целенаправленном использовании игры с правилами.
Исследование проводилось в течение 2 лет с детьми подготовительной к школе группы. В эксперименте принимали участие дети старшего дошкольного возраста (подготовительной к школе группы) детского сада № 2442 города Москвы (24 человек, 16 девочек и 8 мальчиков, средний возраст испытуемых - 6,9-7,2 года; экспериментальная группа) и дети подготовительной к школе группы гимназии № 1796 «Гольяново» дошкольного подразделения № 6 города Москвы (27 человек, 13 девочек и 14 мальчиков, средний возраст испытуемых - 6,7-7,1 года; контрольная группа).
Результаты первичной диагностики особенностей взаимоотношения старших дошкольников со сверстниками в детском саду в экспериментальной группе показали, что большинство детей имеют высокий уровень по показателям отношений со сверстниками и развития коммуникаций (71 и 75 % соответственно). По критериям отношения к детскому саду и развития нравственных представлений результаты несколько ниже: только у половины детей по критерию отношения к детскому саду обнаружен высокий уровень (50 %), лишь 46 % детей имеют высокий уровень развития нравственных представлений. По этим же критериям в экспериментальной группе обнаружены дети с низким уровнем (12 % - отношение к детскому саду, 8 % - нравственные представления). Результаты диагностики детей контрольной группы показали, что большинство детей имеют высокий уровень по показателям отношений со сверстниками и развития коммуникаций (52 и 70 %). По критериям отношения к детскому саду и развития нравственных представлений результаты несколько ниже (33 и 44 %). По этим же критериям в контрольной группе обнаружены дети с низким уровнем (11 % - отношение к детскому саду, 4 % - нравственные представления).
Результаты первичной диагностики особенностей общения детей и владения диалоговой речью в детском саду в экспериментальной группе показали, что у половины детей по критерию участия ребенка в общении и владения речевыми умениями обнаружен высокий уровень (58 и 54 % соответственно). Только по критериям владения умениями речевого этикета и невербальными средствами общения результаты несколько ниже (33 и 25 % соответственно). По всем критериям в экспериментальной группе обнаружены дети с низким уровнем (13 % - участие ребенка в общении, 17 % - владение речевыми умениями, 34 % - умения речевого этикета, 46 % - невербальные средства общения). Результаты диагностики в контрольной группе показали, что большинство детей имеют высокий уровень по показателям участия ребенка в общении, владения речевыми умениями и умениями речевого этикета (59, 63 и 68 %). Только по критерию владения невербальными средствами общения 48 % детей имеют высокий уровень. По критериям участия ребенка в общении, владения речевыми умениями и невербальными средствами общения во второй группе обнаружены дети с низким уровнем (19, 7 и 33 %).
В ходе исследования была проведена первичная диагностика владения навыками игры с правилами у старших дошкольников в экспериментальной группе. Учитывались следующие критерии поведения ребенка:
1) часто бывает инициатором игры, умеет внятно излагать свой замысел (3-4 детям);
2) владеет играми с правилами разного типа на ловкость, умственную компетентность,
удачу;
3) легко вербализует критерии выигрыша, в новой игре устанавливает их по аналогии со знакомыми играми;
4) стремится к выигрышу, но умеет контролировать свои эмоции при выигрыше и проигрыше;
5) контролирует свои действия и действия партнера; чувствителен к нарушению правил, порицает нарушителя, апеллируя к правилам игры, к договору;
6) использует разные виды жребия (считалки, предметы) при разрешении конфликта;
7) может придумывать правила для игры с незнакомым материалом во всей их полноте (правила, действия, правила взаимодействия, критерии выигрыша);
8) придумывает новые варианты правил для знакомых игр и предлагает их сверстникам.
Результаты диагностики показали, что большинство детей имеют средний уровень по критериям 4, 5 и 6 (83, 58 и 71 %). По критериям 1, 2, 3, 7 и 8 результаты ниже: 33, 42, 33, 46 и 46 % детей соответственно имеют средний уровень. При этом в экспериментальной группе по всем критериям обнаружены дети с низким уровнем, причем по критериям 1 и 3 низкий уровень у половины детей (50 и 54 %), по остальным критериям показатель низкого уровня обнаружен у меньшего количества детей и составляет 37, 17, 17, 8, 29 и 29 % соответственно. Результаты диагностики в контрольной группе показали, что 56 % детей имеют высокий уровень по критерию 7. По остальным критериям показатели несколько ниже: 41, 48, 26, 33, 30, 45 и 37 % детей соответственно имеют высокий уровень. По всем критериям в контрольной группе обнаружены дети с низким уровнем - 22, 4, 26, 30, 18, 26 и 30 соответственно, и только по критерию 5 низкий уровень обнаружен у половины детей (52 %).
На основании результатов диагностики выстраивалась развивающая работа, направленная на передачу и овладение детьми способами построения игры с правилами. Характер развивающей работы определялся в соответствии с теми проблемами и трудностями в развертывании совместной игры, которые были выявлены в процессе диагностики. Так, в экспериментальной группе развивающая работа с использованием игры с правилами была направлена на развитие умений усваивать и воспроизводить правила игры, контролировать выполнение правил другими, использовать считалочку и кости (кубик) для определения «права первого хода», правильно формулировать свою просьбу и высказывания в ходе игры, придумывать вместе с другими свое правило (способ игры) и договариваться об изменении правила (в уже известной или простой игре). В контрольной группе развивающая работа была направлена на формирование у детей установки на выигрыш, умения контролировать свои действия, включая ситуации выигрыша или проигрыша (умение проигрывать), контролировать выполнение правил другими, договариваться об изменении правила (в уже известной или простой игре), придумывать свое правило (способ игры).
На начальном этапе и в экспериментальной, и в контрольной группе наблюдение и контроль осуществлял педагог-психолог. Перед началом игры типа «Гусек» педагог-психолог напоминал детям о правильности броска кубика (кубик должен подбрасываться невысоко и падать на стол, а не скатываться на пол) и подсчета ходов. В игре типа «Домино» психолог обращал внимание детей на нарушение очередности при ходе, дети не должны ставить фишку раньше положенного времени, таким образом лишая возможности сделать ход своего товарища по игре. В подвижной игре «Тише едешь, дальше будешь» психолог напоминал детям, что скорость передвижения по игровому полю в направлении к водящему для достижения выигрыша они должны контролировать самостоятельно; следует не бежать, а двигаться медленно, чтобы услышать команду водящего «стоп». При выборе водящего психолог предложил детям использовать считалочку, объяснив, как именно нужно считать, обратив внимание на то, что в любой считалочке на одного игрока должно приходиться одно целое слово, а не один слог. По мере усвоения способов построения игры с правилами вначале частично, а потом полностью контроль за игрой и соблюдением правил осуществляли дети самостоятельно.
В течение всего учебного года велось наблюдение за детьми, которое было направлено на определение их умения самостоятельно организовывать и проводить игры. Соответственно, оценивалось, насколько хорошо дети умеют общаться во время игры. Так как развивающая работа велась на протяжении всего учебного года, наблюдение за детьми позволило увидеть, насколько дети изменились в самостоятельной деятельности, стали организовывать понравившиеся им игры и договариваться о правилах игры без помощи психолога. Прослеживалось желание детей быть первыми. При выборе водящего дошкольники все чаще использовали считалочку, самостоятельно контролируя правильность проговаривания слов (на каждого человека приходится одно слово). Дети стали самостоятельно контролировать соблюдение правил другими игроками и сдерживать свои эмоции при проигрыше или выигрыше, научились договариваться о правилах игры до ее начала, без конфликтов, стали использовать разные варианты правил и комбинировать их между собой.
В помещении групп и на игровых площадках предметно-пространственная развивающая образовательная среда была построена так, что все атрибуты, необходимые для подвижных игр на улице, находились в свободном доступе и дети могли, используя их, организовать любые игры. В группах дидактические и настольные печатные игры находились в специальных стеллажах, и при желании дети могли взять любую игру без помощи взрослого.
По окончании развивающей работы была проведена итоговая диагностика, которая позволила увидеть, насколько изменился уровень социально-коммуникативного развития и развития навыков игры с правилами у детей старшего дошкольного возраста (табл. 1).
Таблица 1 - Сравнительные результаты наблюдения особенностей взаимоотношения старших дошкольников со сверстниками в детском саду, %
№ п/п Критерий Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ
н к н к н к н к н к н к
1 Отношение к детскому саду 50 96 33 90 38 4 56 10 12 0 11 0
2 Отношения со сверстниками 71 96 52 90 25 4 48 10 4 0 0 0
3 Коммуникация 75 100 70 92 21 0 30 8 4 0 0 0
4 Нравственные представления 46 96 44 91 46 4 52 9 8 0 4 0
ЭГ - экспериментальная группа, КГ - контрольная группа; н - начало года, к - конец года.
Так, результаты наблюдения особенностей взаимоотношения старшего дошкольника со сверстниками в детском саду в экспериментальной группе показали, что практически все дети имеют высокий уровень по всем критериям (96, 96, 100 и 96 % соответственно). Низкий уровень не обнаружен ни у одного ребенка данной группы. Результаты диагностики в контрольной группе также показали, что практически все дети имеют высокий уровень по всем критериям (90, 90, 92 и 91 % соответственно). Низкий уровень не обнаружен ни у одного ребенка данной группы.
Результаты диагностики особенностей общения детей и владения диалоговой речью в детском саду в экспериментальной группе (табл. 2) показали, что практически все дети имеют высокий уровень по всем критериям (88, 88, 67 и 67 % соответственно). По этим же критериям в экспериментальной группе обнаружены дети с низким уровнем (4 % - участие ребенка в общении, 8 % -владение речевыми умениями, 12 % - владение умениями речевого этикета и 21 % - владение невербальными средствами общения). При этом у детей контрольной группы результаты немного ниже (80, 80, 83 и 63 %). По этим же критериям, кроме владения умениями речевого этикета, в контрольной группе обнаружены дети с низким уровнем (9 % - участие ребенка в общении, 5 % -владение речевыми умениями и 7 % - владение невербальными средствами общения).
Таблица 2 - Сравнительные результаты наблюдения особенностей общения детей и владения диалоговой речью, %
№ п/п Критерий Высокий уровень Средний уровень Низкий /ровень
ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ
н к н к н к н к н к н к
1 Степень участия ребенка в общении 58 88 59 80 29 8 22 11 13 4 19 9
2 Владение речевыми умениями 54 88 63 80 29 4 30 15 17 8 7 5
3 Владение умениями речевого этикета 33 67 67 83 33 21 33 17 34 12 0 0
4 Владение невербальными средствами общения 25 67 48 63 29 12 19 30 46 21 33 7
ЭГ - экспериментальная группа, КГ - контрольная группа; н - начало года, к - конец года.
Результаты диагностики владения навыками игры с правилами (табл. 3) в экспериментальной группе показали, что большинство детей имеют высокий уровень по критериям 3, 4, 5, 6 (50, 54, 54 и 71 %). По критериям 1, 2, 7 и 8 результаты несколько ниже: 38, 46, 25 и 42 % детей имеют высокий уровень. По критериям 1, 3, 7 и 8 в экспериментальной группе обнаружены дети с низким уровнем (8, 4, 4 и 4 %). Результаты диагностики в контрольной группе показали, что большинство детей имеют высокий уровень по всем критериям (60, 78, 55, 70, 70, 70, 80 и 65 %). Также были выявлены дети, имеющие низкий уровень по всем критериям (15, 2, 15, 10, 20, 5, 5 и 10 %).
Таблица 3 - Сравнительные результаты диагностики владения навыками игры с правилами (по каждому критерию), %_
№ п/п Критерии Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ
н к н к н к н к н к н к
1 Часто бывает инициатором игры, умеет внятно излагать свой замысел (3-4 детям) 17 38 41 60 33 54 37 25 50 8 22 15
2 Владеет играми с правилами разного типа на ловкость, умственную компетентность, удачу 21 46 48 78 42 54 48 20 37 0 4 2
3 Легко вербализует критерии выигрыша, в новой игре устанавливает их по аналогии со знакомыми играми 13 50 26 55 33 46 48 30 54 4 26 15
4 Стремится к выигрышу, но умеет контролировать свои эмоции при выигрыше и проигрыше 0 54 33 70 83 46 37 20 17 0 30 10
5 Контролирует свои действия и действия партнера; чувствителен к нарушению правил, порицает нарушителя, апеллируя к правилам игры, к договору 25 54 30 70 58 46 18 10 17 0 52 20
6 Использует разные виды жребия (считалки, предметы) при разрешении конфликта 21 71 45 70 71 29 37 25 8 0 18 5
7 Может придумывать правила для игры с незнакомым материалом во всей их полноте (правила, действия, правила взаимодействия, критерии выигрыша) 25 25 56 80 46 71 18 15 29 4 26 5
8 Придумывает новые варианты правил для знакомых игр и предлагает их сверстникам 25 42 37 65 46 54 33 25 29 4 30 10
ЭГ - экспериментальная группа, КГ - контрольная группа; н - начало года, к - конец года.
Результаты последующей диагностики, проведенной в начальной школе, показали, что адаптационный период в начальной школе у детей с высоким и средним уровнем социально-коммуникативного развития, а также с высоким уровнем игры с правилами прошел благополучно.
Таким образом, игра с правилами может быть включена педагогом-психологом дошкольной образовательной организации в различные виды профессиональной деятельности, связанные с социально-коммуникативным развитием старших дошкольников: диагностическую, развивающую работу, сопровождение педагогического процесса в отношении игры, создание предметно-пространственной игровой среды. При этом игра с правилами способствует развитию у старших дошкольников произвольности психических процессов, творчества, активности и инициативности.
Ссылки:
1. Смирнова Е.О. О коммуникативной готовности шестилетних детей к школьному обучению // Результаты психологических исследований - в практику обучения и воспитания. М., 1985.
2. Эльконин Д.Б. Основные вопросы теории детской игры // Психология и педагогика игры дошкольника. М., 1966.
3. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Игра с правилами в дошкольном возрасте. 4-е изд. М., 2002.
4. Петрова О.Е. Педагогические условия освоения самостоятельных форм игры с правилами детьми старшего дошкольного возраста : дис. ... канд. пед. наук. М., 1999.
5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
6. Piaget J. Le jugement moral chez l'enfant. Paris, 1932.
7. Мониторинг в детском саду : науч.-метод. пособие / Т.И. Бабаева [и др.] ; науч. ред. д-р пед. наук, проф. А.Г. Гогобе-ридзе. СПб., 2010.
8. Дьяченко О.М., Бардина Р.И., Булычева А.И. Педагогическая диагностика по программе «Развитие» : рек. и материалы к проведению : старший дошкольный возраст / под ред. д-ра психол. наук О.М. Дьяченко. М., 2001. 111 с.