Научная статья на тему 'Игра (реклама) как эффективная интерактивная технология для повышения качества иноязычного профессионального обучения'

Игра (реклама) как эффективная интерактивная технология для повышения качества иноязычного профессионального обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
471
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК / ENGLISH LANGUAGE / ПРОЦЕСС ПРЕПОДАВАНИЯ / EDUCATIONAL PROCESS / ОРГАНИЧНОЕ ВНЕДРЕНИЕ / ORGANIC INTRODUCTION / ИНТЕРАКТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / INTERACTIVE TECHNOLOGY / ИГРА-РЕКЛАМА / МАРКЕТОЛОГ / MARKETING SPECIALIST / МАРКЕТИНГ / БУДУЩИЙ СПЕЦИАЛИСТ В ОБЛАСТИ РЕКЛАМЫ / FUTURE ADVERTISING SPECIALIST / ФОРМИРОВАНИЕ / FORMATION / ИНОЯЗЫЧНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / FOREIGN COMPETENCES / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / PROFESSIONAL COMPETENCES / GAME-ADVERTISING / MARKETING SPHERE / SPHERE OF ADVERTISING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Блиева Жанна Максимовна

Согласно названию, в статье описывается интерактивный метод игра (реклама) в процессе преподавания английского языка будущим специалистам в области маркетинга. Отмечается роль знания английского языка в современных условиях жесткой конкуренции на рынке труда. Особое внимание уделяется престижности качественным владением английского языка как с точки зрения профессиональных потребностей будущих маркетологов, так и с позиции улучшения корпоративной культуры организации, в которой будут трудиться выпускники высшей школы. Подробно описывается предлагаемый метод проведения занятий по английскому языку в интерактивном формате, широко используемый в современных методах преподавания иностранных языков. Интерактивное обучение предлагает широкий спектр технологий, которые в сочетании с традиционными методами дают эффективный результат, но не очень охотно используются преподавателями по объективным и субъективным причинам. Формирование иноязычных компетенций будущих профессионалов (специалистов в области рекламы и связей) с учетом их профессиональных потребностей диктуют необходимость креативного подхода к отбору контента и организации учебного процесса. Технология игра (реклама), рассматриваемая нами в данной статье, на наш взгляд, может существенно повысить качество обучения, превратив рутинный процесс в творческий, и привить студентам навыки самообразования, что в дальнейшем будут ими активно использоваться в профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Блиева Жанна Максимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GAME (ADVERTISING) AS AN EFFECTIVE INTERACTIVE TECHNOLOGY FOR INCREASING THE QUALITY OF FOREIGN LANGUAGE VOCATIONAL TRAINING

As the title implies, the article describes the interactive method of playing (advertising) in the process of teaching English to future specialists in marketing. The role of knowledge of the English language in the current conditions of fierce competition in the labor market is specially noted. Particular attention is given to the prestige of knowledge quality of the English language both from the point of view of professional needs of future marketers, and from the position of improving the corporate culture of the organization in which graduates of higher education are going to work. The proposed method of conducting English classes in an interactive format, widely used by modern methods of teaching foreign languages, is spoken in detail. Interactive training offers a wide range of technologies which, in combination with traditional methods, yield an effective result, but are not very readily used by teachers for objective and subjective reasons. Formation of foreign competencies of future professionals (experts in the field of advertising and communications), taking into account their professional needs, dictates the demand for a creative approach to the selection of the content and organization of the teaching process. Game technology (advertising) under discussion, can significantly, in our opinion, improve the quality of teaching, turning the routine educational process into a creative one, and instill in students the skills of self-education, which in the future will be actively used by them in their professional activities.

Текст научной работы на тему «Игра (реклама) как эффективная интерактивная технология для повышения качества иноязычного профессионального обучения»

Blieva Janna Maksimovna

GAME (ADVERTISING) AS AN EFFECTIVE ..

pedagogical sciences

УДК 372.881.111.1

ИГРА (РЕКЛАМА) КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ИНТЕРАКТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ИНОЯЗЫЧНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

© 2017

Блиева Жанна Максимовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков Северо-Осетинский государственный университет имени Коста Левановича Хетагурова (362025, Россия, Владикавказ, ул. Ватутина, 44-46, e-mail: nosu@nosu.ru)

Аннотация. Согласно названию, в статье описывается интерактивный метод игра (реклама) в процессе преподавания английского языка будущим специалистам в области маркетинга. Отмечается роль знания английского языка в современных условиях жесткой конкуренции на рынке труда. Особое внимание уделяется престижности качественным владением английского языка как с точки зрения профессиональных потребностей будущих маркетологов, так и с позиции улучшения корпоративной культуры организации, в которой будут трудиться выпускники высшей школы. Подробно описывается предлагаемый метод проведения занятий по английскому языку в интерактивном формате, широко используемый в современных методах преподавания иностранных языков. Интерактивное обучение предлагает широкий спектр технологий, которые в сочетании с традиционными методами дают эффективный результат, но не очень охотно используются преподавателями по объективным и субъективным причинам. Формирование иноязычных компетенций будущих профессионалов (специалистов в области рекламы и связей) с учетом их профессиональных потребностей диктуют необходимость креативного подхода к отбору контента и организации учебного процесса. Технология игра (реклама), рассматриваемая нами в данной статье, на наш взгляд, может существенно повысить качество обучения, превратив рутинный процесс в творческий, и привить студентам навыки самообразования, что в дальнейшем будут ими активно использоваться в профессиональной деятельности.

Ключевые слова: Английский язык, процесс преподавания, органичное внедрение, интерактивная технология, игра-реклама, маркетолог, маркетинг, будущий специалист в области рекламы, формирование, иноязычные компетенции, профессиональные компетенции.

GAME (ADVERTISING) AS AN EFFECTIVE INTERACTIVE TECHNOLOGY FOR INCREASING THE QUALITY OF FOREIGN LANGUAGE VOCATIONAL TRAINING

© 2017

Blieva Janna Maksimovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the foreign languages chair North-Ossetian state university after Costa Levanovich Khetagurov (3620025, Russia, Vladikavkaz, Vatutin Street 44-46, e-mail:nosu@nosu.ru)

Abstract. As the title implies, the article describes the interactive method of playing (advertising) in the process of teaching English to future specialists in marketing. The role of knowledge of the English language in the current conditions of fierce competition in the labor market is specially noted. Particular attention is given to the prestige of knowledge quality of the English language both from the point of view of professional needs of future marketers, and from the position of improving the corporate culture of the organization in which graduates of higher education are going to work. The proposed method of conducting English classes in an interactive format, widely used by modern methods of teaching foreign languages, is spoken in detail. Interactive training offers a wide range of technologies which, in combination with traditional methods, yield an effective result, but are not very readily used by teachers for objective and subjective reasons. Formation of foreign competencies of future professionals (experts in the field of advertising and communications), taking into account their professional needs, dictates the demand for a creative approach to the selection of the content and organization of the teaching process. Game technology (advertising) under discussion, can significantly, in our opinion, improve the quality of teaching, turning the routine educational process into a creative one, and instill in students the skills of self-education, which in the future will be actively used by them in their professional activities.

Keywords: English language, educational process, interactive technology, organic introduction, game-advertising, marketing specialist, marketing sphere, future advertising specialist, sphere of advertising, formation, foreign competences, professional competences.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Потенциал английского языка и его колоссальная роль в решении образовательных и воспитательных задач профессионально-ориентированной личности все больше признается отечественным образованием, в результате чего происходит немаловажная переоценка роли и места иностранных языков в содержании высшего образования.

Виднейший государственный деятель Европы первой половины XVI века, император Священной Римской империи Карл V, владевший несколькими языками говорил: «He who knows two languages is worth two men»[1, c. 5].

В современном мире английский язык именуют латынью XX в. Владеющие этим языком нигде не пропадут, так как он стал признанным языком международной коммуникации. Несмотря на то, что он является родным для 327 млн. человек, численность владеющих им намного больше. Такое увлечение английским языком вполне объективно, поскольку оно обусловлено геополитическими и социально-экономическими факторами, и типично для многих стран мира, и, как следствие, английский язык рассматривается как один из наиболее востребованных предметов, определяющих направления модернизации структуры и содержания образования.

Основным назначением высшей школы всегда была и является подготовка высоко образованного специалиста. Представители отечественной языковой политики такие как В.С. Библер, М.З. Биболетова, Н. В. Добрынина и В.В.Сафронова рассматривают процесс изучения иностранного языка как важное средство не только развития интеллектуальных способностей студентов, их образовательного потенциала, но и формирования общекультурных и профессиональных в диалоге культур. Согласно П. В. Сысоеву, «изучая иностранный язык и иноязычную культуру, индивид получает возможность расширить свое социокультурное пространство и культурно самоопределиться» [2, с. 280].

Когда речь идет об образовании, безусловно, имеется в виду профессионально-ориентированная подготовка студента, владеющего основами иностранного языка и способного использовать в практических целях иностранную литературу по специальности, а в случае необходимости - вести беседу на иностранном языке [3, с. 159].

Приобретая сумму знаний, умений, навыков в деятельности, будущие специалисты овладевают английским языком на уровне языковой компетенции, степень развитости которой проявляется не только в процессе обращения к языку, но и в расширении границ общения,

педагогические науки

Блиева Жанна Максимовна ИГРА (РЕКЛАМА) КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ...

получении новейшей информации из первоисточников, установлении меры жизненных устремлений.

Новое тысячелетие коренным образом изменило практически все сферы человеческой жизни - от экономики и международной политики до техники, науки и психологии людей. Поэтому сегодня, в условиях прогрессирующей интернационализации бизнеса и экономики, знание английского языка, являющегося признанным коммуникативным инструментом, становится обязательным, поскольку фундаментом корпоративной культуры, а значит, и ее внутренних и внешних показателей, является коммуникация. В свою очередь качество коммуникации определяется уровнем владения языком, на котором проводится общение. При этом следует понимать, что социальные и деловые коммуникации сильно различаются и знаний английского языка, достаточных для бытового общения, недостаточно для проведения качественных деловых переговоров или экономических исследований и т.д.[4].

Так как знание английского языка представляет все более весомую роль в адаптации каждого человека к современным мировым требованиям и дает огромное преимущество во многих сферах жизни тем людям, которые его изучили и продолжают изучать в качестве иностранного, то идея непрерывного образования, имеющая столь «древнее» происхождение (А. Даринский, Х.Гуммель и др.), вновь находится в центре мировой образовательной общественности и рассматривается применительно к новым условиям [5, с. 354].

Конечной целью обучения английскому языку на нелингвистических факультетах является качественный уровень владения такими иноязычными компетенциями, как профессиональной, коммуникативной, социокультурной, и учебно-познавательной, что позволит выпускникам высшей школы осуществлять межкультурное общение в профессиональной деятельности как в России, так и за рубежом.

В соответствии с инновационной парадигмой, выше перечисленные цели должны, прежде всего, заключаться в создании условий, необходимых для формирования иноязычной коммуникативной компетентности нелингвистических студентов как в личностно-профессиональ-ном, так и в когнитивно-операционном аспектах одновременно, как наиболее продуктивные и многообещающие. Использование нетрадиционных интерактивных технологий помогут одновременно решить несколько задач:

• развить коммуникативные умения и навыки, помочь установить

продуктивные контакты между обучающимися;

• осуществить информационную задачу для обеспечения обучающихся необходимой информацией, без которой невозможно реализовывать совместную деятельность;

• развивать умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей и пр.), то есть способствовать реализации обучающих и развивающих задач;

• способствовать реализации воспитательных задач, приучать и научать работать в команде, прислушиваться к чужому мнению [6, с. 414].

Они представляют собой стремительно развивающееся направление, поскольку именно принцип интерактивности получил наиболее интенсивное обновление за последнее время и значительно обогащает сферу результативных творческих подходов, в том числе рекламного, однако проблема эффективного применения интерактивных технологий в рекламной коммуникации продолжает быть нерешенной, поскольку практика подобного рода рекламы существует не так давно и потому требует теоретического и практического осмысления.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты данной проблемы указывает на ее сложность и многогранность. Исследования новых меди, в том числе Интернета, как нового про-

странства художественной и игровои деятельности представлены в работах ряда современных авторов: И. В. Гурулева, И. Н. Дубиной, Я. Б. Иоскевича, А.В. Карпова, С.С.Ступина, А.Н. Шеремета, Т.Е.Шехтера, Р.Эскотта. Проблематика эффективности применения интерактивных (игровых) форм вне игровых процессов была раскрыта в научных трудах Е. С. Аргустанянц, Т. А. Китайгородской, К.Г. Ксенофонтовой, А.А.Леонтьева, А. В. Петровского, Т.В. Роговой, Н.Н. Страздаса, В. П. Феофиловой, А. Д. Швейцера, И. Ю. Шехтер и др.

Исследование роли игры в рекламной коммуникации, в том числе в интернет-пространстве, было осуществлено Л. М. Дмитриевой, В. А. Евстафьевым, Е. Б. Кургановой, Ю. К. Пироговой, Л.В.Поповым, А. А. Романовым, Е.В.Роматом, Дж. Р Росситером, В. В. Уче-новой, И.В Швецовым и др.[7-16].

Формирование целей статьи (постановка задания).В 2016-2017 годах в «десятку» самых востребованных профессий, согласно мнению экспертов, вошли маркетологи, и по прогнозам экспертов, через десять лет возникнет перенасыщение товаров и услуг на российском рынке , что вызовет спрос на маркетологов - стратегов компаний, задачей которых будет руководить системой, ориентированной на производство разнообразных благ и удовлетворение интересов производителей и потребителей.

Направления работы маркетологов соответствуют самой распространенной и простой схеме и касаются: товарной политики, ценовой, сбытовой, политики продвижения коммуникации [17]. В политике продвижения коммуникаций выделяют несколько трендов, и реклама занимает лидирующее место, в контексте продвижения товаров широкого потребления. Исходя из определения цели и объекта рекламирования, средств размещения и воздействия, рекламы разделяются на различные виды. Это объясняется фактом сложности рекламы, что в свою очередь, можно объяснить большим количеством рекламодателей единовременно пытающихся добиться успеха у различных аудиторий.

Новым видом рекламного средства общения, получившим широкую популяризацию в Интернете, на социальных платформах интерактивного сотрудничества, когда определенный сегмент рынка принимает персональное участие в форме игры, является игра-реклама.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Игровая рекламная модель - представление рекламных образов товаров и услуг в символической и игровой форме для потребителя, который является активным участником игры в виртуальной реальности. Процесс игрофикации является основой формирования в такой рекламной модели представления рекламных образов товаров и услуг для потребителя, который совершает необходимые игровые действия в процессе рекламной коммуникации [18].Одним из законов создания модели игры-рекламы является грамотная экспозиция (площадка), которая дает возможность использовать одновременно и игровое пространство, и время для игрока - потенциального потребителя, в виде презентации рекламного продукта в установленный срок. Популяризация интерактивной рекламы может быть реализована с помощью гаджетов, начиная с персональных и планшетных компьютеров и, кончая сенсорными информационными киосками. Игровой сценарий играет немаловажную роль в интерактивной рекламе, наряду с не менее важными, ниже указанными компонентами процесса игрофикации:

1.Формирование грамматических компетенций, служащих фундаментом для будущего использования профессионального английского языка.

2. Обогащение английского вокабуляра с учетом рекламной специфики.

3.Формирование навыков аудирования, позволяющих студенту слушать и слышать, так как от качествен-

Blieva Janna Maksimovna

GAME (ADVERTISING) AS AN EFFECTIVE .

pedagogical sciences

ной расшифровки звуков профессионального английского языка зависит процесс коммуникации.

4.Работа над качеством произношения, позволяющее беглое восприятие профессиональной английской речи собеседника.

5. Формирование навыков устного двустороннего перевода совершающегося в реальных условиях речевой деятельности между реальными коммуникантами, решающими по отношению друг к другу определенные коммуникативные задачи [19].

Для достижения обозначенных целей можно использовать ряд методов, в число которых входит - организация деловых игр, имитирующих презентацию продукта, компании или бренда, чтобы повысить лояльность к продукту, его узнаваемость, донести преимущества до аудитории, обеспечить популярность, достойный имидж. Перечисленное выше, является главным свидетельством эффективности продвижения; другой стороной эффективной деловой коммуникации, является формирование поликультурных компетенций, позволяющих маркетологам из различных стран найти общий язык в стране собеседника.

Перечисленное выше сказанное, нашло свое отражение в имитационном примере проведения занятия на факультета управления с использованием технологии игры-рекламы. Студентам второго курса было предложено сделать видео-презентации, продвигающие продукты местных производителей и сервисных услуг с учетом регионального компонента.

Идея эпической национальной культуры предков осетин-алан нашла воплощение в одной из имиджевых реклам-презентаций, изюминкой которой является использование картины известного осетинского художника М.С.Туганова "Пир Нартов" [20], являющаяся визитной карточкой духовного наследия осетинского народа.

Цель данной рекламы - привлечь внимание разных аудиторий за счет эффективности её влияния благодаря ее красочности, выразительности изображения и запоминаемости.

В заключении хочется отметить, что в связи с тем, что в мегаполисах и крупнейших мировых регионах строятся масштабные градообразующие производства, а также стремительно развивается международное промышленное партнерство, уже сейчас возникает острая нехватка профессиональных специалистов в области маркетинга, в частности, в России. Сегодня ценится сочетание профессионального образования и знания иностранного языка, а еще лучше, двух или трех иностранных языков и поэтому роль преподавателя в фор-

мировании будущего маркетолога (специалиста в области рекламы) в процессе обучения английскому языку, способствующему его профессиональному развитию и совершенствованию, велика.

Делается вывод, что многоплановость задач и функций будущего специалиста в области рекламы и связей с общественностью диктуют необходимость творческого подхода к отбору содержания и организации учебного процесс.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Блиева Ж.М. Учебное пособие по дисциплине «Английский язык» для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки 21.03.02 (120700.62) «Землеустройство и кадастры» / Под редакцией Н.М. Чеджемовой. Владикавказ,2015.

2. Блиева Ж.М.Английский язык как предмет и речь при формировании коммуникативной и социокультурной компетенций студентов неязыковых специаль-ностей//Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4. С. 280.

3. Блиева Ж.М., Салбиева А.З. Речевая деятельность как оптимизатор учебного процесса для студентов неязыковых специальностей// В сборнике: Филология и педагогика: вопросы взаимодействия Владикавказ, 2001. С. 159.

4. Кузнецова Н.Э. - 2014 Педагогические основы преподавания английского языка студентам первого курса экономических специальностей naukovedenie.ru/ PDF/72PVN114.pdf]

5. Блиева Ж.М., Хосроева Н.И. Непрерывное образование как педагогическая Концепция// European Social Science Journal. 2014. № 12 (51). С. 354.

6. Блиева Ж.М. Сочетание традиционных и интерактивных технологий для включения студентов экологических специальностей в иноязычные профессиональные ситуации//Современные проблемы науки и образования. 2015. № 6-0. С. 412.

7. Евстафьев В.А.,Пасютина Е. История российской рекламы. М. : ИМА-пресс, 2002. - 392 www.nazaykin.ru/ catalog/ru/istoria_ros_reklamy.htm

8. Курганова Е.Б. Игровой аспект в современном рекламном тексте. www.studmed.ru > Маркетинг, реклама > Реклама

9. Пирогова Ю.К. Речевое воздействие и игровые приемы в рекламе//Рекламный текст: Семиотика и лингвистика, cc.167-190

10. Попов, Л.В. Маркетинговые игры. Развлекай и властвуй / Л. В. I Ioiiob. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2008.

11. Романов А.А. Реклама. Интернет-реклама: учеб. пособие / Л. Л. Романов. — М.: Изд-во Моск. международ, ин-та эконометрики, информатики, финансов и права, 2003. 168 с.

12. Ромат Е.В.Реклама: учебник для вузов / Е. В. Ромат. 6-е изд. -СПб.: Питер, 2003.-556 с.

13. Росситер Дж.Р.Реклама и продвижение товара / Дж. Р. Росситср, JI. Перси. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2003. - 656 с.

14. Ученова В.В. Философия рекламы / В. В. Ученова. М.: Гслла-принт, 2003.-208 с.

15. Швецов И.В. Игровые стратегии в современной рекламе // Товар, потребительский рынок и маркетинговые коммуникации: сборник статей II Международной научно-практической конференции. - Пенза, 2007. -С.84-88

16. .Швецов И. В. Вегенер Ю. С. Дмитриева Л. М. Игра в рекламе// ЮНИТИ-ДАНА. Рубрика: ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ. znanium.com/catalog. php?bookinfo=391145

17. Актуальные профессии. Профессии ...moeobra-zovanie.ru/proff_prestig. html.

18. Пантелеева И.А, Г. Ю. Прокопьева Интерактивные технологии в рекламе: особенности построения рекламной коммуникации в интернет-сегменте //Вестник

педагогические науки

Блиева Жанна Максимовна ИГРА (РЕКЛАМА) КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ...

Томского государственного педагогического университета Выпуск № 3 (144) / 2014.0.

19. Штанов А.В. Некоторые виды двустороннего перевода с точки зрения условий подготовки к нему. https://mgimo.ru/upload/iblock/19d/19d2522831934cae9a7 528966b7a0097.doc

20. Махарбек Туганов. Иллюстрации к нартскому эпосу: timag82 https://timag82.livejournal.com/44898.html

Статья поступила в редакцию 27.10.2017

Статья принята к публикации 26.12.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.