ИГРА КАК КРЕАТИВНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Фазылова З.А.1, Султанова Д.Ш.2
Фазылова Зумрад Ахмадовна -старший преподаватель, кафедра общей педагогики и психологии; 2Султанова Дильшода Шавкатовна - студент, факультет иностранных языков, Навоийский государственный педагогический институт, г. Навои, Республика Узбекистан
Аннотация: в данной статье приведен опыт применения игр для обучения английскому языку детей дошкольного возраста. Автор знакомит с правилами, результатами и влиянием игр на психологическое и эмоциональное развитие детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: творческий подход, грамматические, дидактические, познавательные игры, психологическое и эмоциональное развитие.
В настоящее время в Узбекистане идет становление новой системы образования. Это сопровождается существенными изменениями в этой сфере. В современном обществе постоянно возрастает роль изучения иностранных языков. Одной из важнейших сторон проблемы эффективного обучения английскому языку является проблема усовершенствования учебного процесса на основе внедрения интерактивных технологий обучения.
Учитывая роль иностранных языков, Кабинет Министров Узбекистана 11 августа 2017 года издал постановление «О мерах по дальнейшему совершенствованию качества обучения иностранным языкам в образовательных учреждениях» [1].
До недавнего времени в образовательных учреждениях нашей республики учащихся обучали письму (они писали диктанты), обучали грамматике и лексике. Так как вступительные экзамены были на тестовой основе и особо не требовались разговорные навыки учащихся, высшие учебные заведения выпускали кадры, которые не особо владели иностранным языком.
С 2017/2018 учебного года на всех этапах системы непрерывного образования введут механизм, по которому оценка уровня освоения иностранного языка будет проводиться на основе определенных, в государственных образовательных стандартах, навыков аудирования (Listening), чтения (Reading), письма (Writing) и разговорных навыков (Speaking).
Для реализации постановлений Президента Республики Узбекистан и Кабинета Министров, изучение иностранных языков необходимо начинать с ранних лет, что впоследствии даст хорошие результаты.
Конечно, существует большая разница между родной речью и иностранным языком: родную речь ребенок слышит постоянно (дома, на улице, в средствах массовой информации), а иностранную - от случая к случаю. Однако ребенок до десяти лет способен легко запоминать целые языковые блоки, благодаря чему процесс обучения в раннем возрасте проходит достаточно легко.
Еще один важный момент: ребенок еще не боится совершать ошибки в ходе изучения языка. У него отсутствует психологический и языковой барьер, поэтому дети гораздо быстрее начинают говорить на иностранном языке. К тому же ребенок воспринимает процесс обучения как игру, поэтому грамотный преподаватель легко удержит интерес малыша. Конечно, детям сложно усидеть на месте, им тяжело долго сосредотачиваться на каком-либо одном деле, поэтому уроки английского языка выстраиваются таким образом, чтобы детям было интересно (посредством игр, песен, движения).
Ребенок не приступает к изучению алфавита и грамматики сразу же, сначала он учится говорить, слышать и запоминать английские слова и фразы. Как говорит Г.С. Альтшуллер, «творчеству, как любой деятельности, можно научиться. Учитель должен раскрыть и сформировать творческие способности и творческое воображение обучаемых. Для этого нужно подобрать правильный метод обучения. Это сможет сделать учитель, если сам будет творческим» [2]. Каждый творчески работающий учитель всегда находится в поиске оптимальных путей решения проблем интенсивного обучения своему предмету. Это особенно касается учителей иностранных языков, на долю которых выпадает большая ответственность - обучить другому языку искусственно, вне условий речевой коммуникации.
Для рассматриваемого нами возраста существуют свои методы обучения английскому, а поскольку в этом возрасте основной вид деятельности это игра, мы предлагаем несколько игр (грамматические, дидактические, познавательные и др.).
Обучая детей дошкольного возраста, я применяла разнообразные игры на практике. Я делила их на группы по степени возможности их знаний. Многие из этих игр оказывались эффективными и я старалась больше их применять. А если игры не подходили детям дошкольного возраста, то в них я вносила изменения и старалась, чтобы они были более легкими для их восприятия.
А теперь я хочу ознакомить вас с нижеследующими правилами, результатами и влиянием моих игр на психологическое и эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. Но все эти игры следует применять после того, как будет пройдена определенная тема, для повторения и закрепления.
1. Наперегонки
Эта игра является доступной для запоминания и повторения слов на английском языке. Такие развлекательные игры на уроках позволяют улучшить память и настроение детей. Эта игра подходит для всех возрастных категорий.
Основное содержание игры.
Детей нужно поделить на две команды, делим доску на две равные части, а с боку записываем тему конкурса (состязания). В соответствии с выбранной темой ученики должны писать по одному слову. За одно правильно написанное слово, ученику присуждается один балл. Засекаем время, одерживает победу та команда, которая написала самое большое количество слов.
Поскольку эта игра не подходит для детей-дошколят, но на деле является эффективной для учащихся школ, я попробовала внести некоторые изменения.
Внесенные изменения.
Эта игра имеет два этапа.
1 этап игры.
Обеим командам раздаются картинки фруктов и овощей. Учитель называет слово, а дети в свою очередь должны приняться за поиски этой картинки. Команда, которая самая первая и правильно выполнила эту задачу, должна прикрепить эту картинку к доске. За каждый правильный ответ, команда получает один балл.
2 этап игры.
По разбросанным картинкам фруктов и овощей обе команды должны определить соотношение между ними. Каждой команде учитель дает задание: одной найти только фрукты, а другой только овощи. И каждый ребенок принимается за поиски, а тем временем учитель наблюдает за правильным выполнением задания.
На первом этапе игры дети запоминают слова, повторяют пройденную тему и умеют находить правильную картинку при помощи слуховой памяти, а на втором этапе ребенок уже сможет отличить различие между фруктами и овощами.
2. Да или нет (правда или ложь).
Дети выходят к доске и составляют 3 элементарных предложения о себе. Из этих 3 предложений 2 являются правдой, а 1 ложью. А дети, в свою очередь, должны
правильно определить степень правдивости этих утверждений. Эта игра позволяет детям не только лучше узнать друг о друге и улучшить память и внимание ребенка, но и является очень эффективной для изучения английского языка, поскольку ребенок будет больше времени проводить за загадыванием и разгадыванием предложения.
I have red hair - Мои волосы красного цвета.
I have a dog (three dogs) (three little dogs) - У меня есть собака (3 собаки), (3 маленькие собаки).
I have brown eyes (у меня карие глаза).
My father is a doctor (мой отец доктор).
Для точного определения предложения о правде или лжи, дети должны знать лексику на темы цвета, животные, профессии, члены семьи и части тела и грамматику на темы прилагательные, существительные и глагол.
3. Дети говорят (Kids say).
Эта игра проверяет детей на внимательность.
Ребенок выходит к доске. Он должен обратиться лицом к другим участникам. Затем он должен сказать какую-нибудь фразу на английском, а другие участники должны выполнить это задание. Действие нельзя выполнять в том случае, если ребенок не назвал основную фразу "kids say".
Например: "kids say stand up" и дети должны встать с места.
Чтобы запутать участников, иногда нужно пропустить фразу "kids say". В этот момент, выполнивший действие участник покидает игру. Последний оставшийся ребенок одерживает победу. Нужно постепенно усложнять задачу, ускорив темп и давать сложные задачи.
4. Собери мозаику (assemble a puzzle).
Эта игра является незаменимой для поддержки командного духа детей. Она подойдет для запоминания слов и изображений. Как играть в эту игру?
На доске собрать части изображения на разную тематику например, фрукты, овощи, игрушки, части тела; дальше ребенок должен назвать предмет изображенный на мозаике, а также описать предмет, называя цвет, форму. Детей нужно поделить на 2-3 команды и они должны по очереди начать сборку. Команда, которая быстрее всех и в правильном порядке соберет всю мозаику, побеждает.
5. Поторопись (Hurry up).
Эта игра является познавательной для уроков английского языка. Играть в эту игру лучше 5 минут перед уроком и 5 минут после, чтобы разогреться.
Условия игры:
Выйдя к доске, ребёнок должен придумать любое слово и сказать к какой теме оно относится. Затем рисует на доске количество букв как в кроссворде. Дети говорят по одной букве и если названная буква есть в этом слове, её записывают. Если же буква названа неправильно, то на доске рисуется часть куба. Дети должны успеть отгадать целое слово до того, как рисунок будет завершён. Эта очень популярная игра, которая часто применяется на уроках английского языка для детей дошкольного возраста. Она даёт отвлечься и немного повеселиться ребёнку. Дети с охотой в неё играют и порой забывают о времени.
Подобные игры может применить любой учитель и изменять их в зависимости от своего творческого подхода. Игра является средством повышения эффективности занятия при условии, если она педагогически и методически целенаправленна. Необходимо постепенно вводить все новые и новые типы и виды игр, видоизменять и усложнять их содержание. Грамотное применение игр на занятиях и сочетание их с другими методическими приемами способствуют лучшему усвоению материала и делают радостным сам процесс познания, который становится для ребенка потребностью.
Список литературы
1. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему совершенствованию качества обучения иностранным языкам в образовательных учреждениях», 11.08.2017. № 610.
2. АльтшуллерГ.С. Творчество как точная наука. М.: Советское радио, 1979.
3. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://angliyskiyyazik.ru/9-luchshih-igr-na-urokah-angliyskogo-yazika/ (дата обращения: 15.05.2018).
ПОВЫШЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОДИТЕЛЕЙ С ЦЕЛЬЮ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ШКОЛЬНИКОВ Асранова Ф.А.
Асранова Феруза Анваровна - преподаватель, кафедра педагогики,
Андижанский государственный университет, г. Андижан, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье обозначена актуальность проблемы духовно-нравственного образования детей в школе и семье. А также даются рекомендации для администрации общеобразовательного учреждения по повышению педагогической культуры родителей с целью духовно-нравственного образования школьников. Ключевые слова: духовно-нравственное образование, взаимодействие школы и семьи, педагогическая культура родителей.
Семья - основа духовно-нравственного воспитания. Она передает подрастающему поколению ценности и традиции, в кругу родных происходит становление ребенка. Современное общество переживает период сложных социальных изменений. Период смены ценностных ориентиров приводит к деформации традиционных для семьи нравственных установок.
Воспитание в семье и школьное образование могут и должны направлять ребенка на процесс глубокой внутренней работы над собой: анализировать свое поведение, смысл своей жизни. К сожалению, современное школьное образование дает максимум теоретических знаний, отдаляя человека от духовной жизни. Оно практически не заставляет человека думать, сконцентрировав внимание на запоминании научных фактов. Целью школьного воспитания является подготовка вхождения человека в общество - социализация. Однако хорошо социализированные личности зачастую бывают невоспитанны [1].
Изучение нормативной документации и теоретических источников в области духовно-нравственного образования показывает, что накоплены определенные идеи, разработки, теоретические положения и концепции. Проблемы духовно-нравственного воспитания рассматриваются в трудах многих философов и педагогов: Ш.А. Амонашвили, В.Г. Белинского, Н.А. Бердяева, П.П. Блонского, С.Н. Булгакова, К.Н. Вентцеля, В.В. Зеньковского, П.Ф. Каптерева, П.Ф. Лесгафта, А.С. Макаренко, Н.Д. Никандрова, Н.И. Пирогова, М.М. Рубинштейна, В.А. Сластенина, В.С. Соловьева, В.А. Сухомлинского, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, С.Т. Шацкого и др.
На основе анализа теоретической и методической литературы наблюдается недостаточная изученность системного подхода в процессе духовно-нравственного становления личности школьника, практически не поднимаются вопросы по действию администрации школы в решении данной проблемы. Сейчас, в связи с внедрением государственных образовательных стандартов, духовно-нравственное