УЧЕНЫЕ ТИМИРЯЗЕВСКОЙ АКАДЕМИИ
Известия ТСХА, выпуск 2, 2011 год
Вместо некролога
24 января 2011 г. ушел из жизни выдающийся химик-органик, профессор Игорь Иоганович Грандберг.
Наш журнал всегда отдает дань памяти достойнейшим тимирязевцам, помещая статью-некролог, посвященную их жизни и деятельности. Но в этот раз проф. Н.М. Пржевальский, ученик И.И. Грандберга, принес в редакцию его автобиографию, написанную за полтора года до смерти, с пожеланием, чтобы она была опубликована вместо некролога в «Известиях ТСХА».
Прочитав текст, я понял, что его надо напечатать. Это искренняя исповедь человека, имевшего нелегкое детство и юность, преодолевшего многие препятствия, но всегда остававшегося верным науке, которой посвятил свою жизнь. И.И. Грандберг 50 лет отдал Тимирязевке, придя в неё молодым доктором наук на заведование кафедрой. За 30 лет он создал прекрасный педагогический коллектив, оснастил лаборатории и практикумы современными приборами, поднял на высокий уровень школу органической химии, превратив кафедру в одну из сильнейших в России. В органической химии навсегда останется «реакция Грандберга», позволяющая легко получать триптамины — важные биологически активные соединения.
Оптимизм, жизнестойкость, высокие волевые и спортивные качества, преданность науке — эти качества профессора И.И. Грандберга всегда будут служить примером для студенчества нашего университета.
Ректор РГАУ - МСХА имени К.А. Тимирязева, чл.-корр. РАСХН В.М. Баутин
Игорь Иоганович Грандберг
(автобиография)
Я, Грандберг Игорь Иоганович, родился 19 февраля 1930 года в г. Москве, в рабочей семье. Отец - Грандберг Иоганн Фридрихович, 1891 г.р., эстонец. Мать -Шварц Бронислава Александровна, латышка, 1903 г.р. Родители поженились в 1929 г. О семьях своих родителей ничего не знаю. Знаю только то, что дед по отцу служил кучером у владельца Нарвской мануфактуры, а старший брат матери жил в Киеве, я отдыхал у них летом 1939 г. Мы жили в двух комнатах трехкомнатной коммунальной квартиры. В доме не было газа и горячей воды, на кухне стояла дровяная плита, а во дворе сарай для дров. Газ и горячую воду подвели в 1949 г. В 1938 г. я пошел в школу. В 1939 г. родилась сестра Кира. В 1940 г. отец был на трехмесячной стажировке в Англии, откуда привез нам много подарков. Эти подарки впоследствии сильно помогли нам в эвакуации, где мы их меняли на крупу, муку и картошку. Осенью 1941 г. мать, я и сестра эвакуировались в Оренбургскую область. Отец получил бронь и остался в Москве. В эвакуации мать работала в правлении колхоза бухгалтером, а я ловил рыбу и сусликов. За хвост суслика в правлении колхоза начисляли четверть трудодня. До войны я часто болел, из-за головных болей не мог находиться на солнце. Жизнь на природе пошла мне на пользу, я стал абсолютно здоровым ребенком.
Осенью 1943 г. мы вернулись в Москву. Отец и мать всю жизнь проработали на одном месте - электрозаводе, отец начальником трансформаторного цеха, мать машинистом машинного зала. В 1948 г. я закончил школу (с одной четверкой в аттестате по русскому языку и литературе). Осенью того же года поступил по конкурсу на химический факультет МГУ, набрав 27 баллов из 30. Жили бедно. Помню, что я не мог пойти на выпускной вечер в школе из-за отсутствия хороших брюк, и мать перешила отцовские английские брюки на меня.
Еще в школе, в 6-м классе, я начал активно заниматься спортом, в основном лыжами и легкой атлетикой. В 8-10 классах входил в сборную команд Мосгороно по этим видам спорта и выступал на Всесоюзных соревнованиях за Москву. В университете я продолжил активно заниматься этими видами спорта. С 1948 по 1953 г. я был 9-кратным чемпионом МГУ по лыжам, легкой атлетике и баскетболу. Много занимался и организационной спортивной работой, был председателем спортсовета химического факультета в течение 8 лет.
Летом 1953 г. состоялось торжественное открытие нового здания МГУ на Лен-горах. В этот день проводилась легкоатлетическая эстафета всех факультетов от Киевского вокзала до главного здания МГУ. Я бежал за химфак последний этап. От физиков, которые были нашими основными конкурентами, бежал один из сильнейших спринтеров Москвы - Петров. Помню, бежит физичка, а за ней бегунья с нашего факультета метрах в 30, решил тогда, что Петров «привезет» мне еще 50 метров. Принял эстафету, побежал, смотрю, а Петрова нет. Позже мне сказали, что он свернул по малой нужде. Так, мы, химики, выиграли главный приз открытия нового здания МГУ.
Активно заниматься спортом перестал в 1980 г. из-за постоянных травм. В том же году я и мои друзья по спорту на химфаке организовали «сорокаборье», где все мы соревновались по 40 спортивным дисциплинам. Ежегодно нас было от 5 до 8 человек. Эти соревнования помогали поддерживать высокий спортивный тонус. Из 30 спартакиад по «сорокаборью», в которых я участвовал, выиграл 21. В отдельных видах (особенно ОФП) нами были достигнуты довольно высокие результаты. Так, Б. Ужинов присел на одной ноге за 2 минуты 87 раз. Я за 2 минуты отжался от пола 127 раз.
В 1990 г. я был вынужден отказаться от участия в соревнованиях по «сорока-борью» из-за развивающегося коксартроза. Но сами соревнования продолжались до 2008 г.
Училось легко, в дипломе об окончании университета (1953 г.) не было ни одной четверки. С 1949 г. и до окончания учебы получал Сталинскую стипендию.
Летом 1951 г. в спортлагере в Красновидово я познакомился с гимнасткой философского факультета Трейнис Зоей Анатольевной, 1931 г.р., русской, на которой и женился в 1952 г. Отец был против моей женитьбы, считал, что слишком рано. После женитьбы мы жили у родителей жены и её старшей сестры. У нас было две комнаты в трехкомнатной квартире в районе Речного вокзала. В 1953 г. у нас родился сын Алексей.
В 1953 г. защитил диплом в лаборатории органического синтеза (заведующим лабораторией в то время был проф. А.П. Терентьев) кафедры органического синтеза под руководством доцента А.Н. Коста и был рекомендован в аспирантуру. Сдал все вступительные экзамены на «5», но в аспирантуру зачислен не был, так как вдруг было сокращено число бюджетных мест. Полгода работал без зарплаты, потом меня зачислили старшим лаборантом на другую кафедру. Младшим научным сотрудником стал в 1954 году. В 1956 г. защитил кандидатскую диссертацию «Некоторые реакции
азинов», научный руководитель — доц. А.Н. Кост. В последующие годы много и плодотворно работал и в 1962 г. защитил докторскую диссертацию «Исследования пира-золов» и в этом же году стал доцентом кафедры органической химии МГУ. В 1965 г. мне предложили возглавить кафедру органической химии ТСХА. Академия вновь начала работу после расформирования её Н.С. Хрущевым. Я поехал, посмотрел и согласился. И летом 1965 года я и три мои лаборантки (Надя Боброва, Таня Иванова и Таня Зуянова) переехали в ТСХА.
Вначале было трудно. Но штат постепенно укомплектовывался, и к 1968 г. кафедра зажила полноценной жизнью. Начали заключать договора, их было много. Денег хватало на полставки основным сотрудникам и на новых сотрудников, на реактивы, посуду и оборудование. На кафедре было много аспирантов, научная работа шла полным ходом. Дважды в год все отчитывались на заседаниях кафедры о ходе научных работ. В отдельные годы на кафедре публиковалось более 20 научных статей. На кафедре существовало 2 научные группы, моя и профессора В.Н. Дрозда Научные тематики были разные и статьи печатались отдельно. Аспирантов брали поочередно. За все время моего заведования кафедрой не было случая защиты не в срок.
Все были молодые, жизнерадостные, сложился дружный коллектив. Вместе встречали все праздники и вместе отдыхали. На кафедре стоял стол для пинг-понга и вечерами, после работы мы играли, готовились к соревнованиям, которые регулярно проводились два раза в год (зимний и летние мужские и женские турниры).
Также два раза в год объявлялись «дни здоровья». В эти дни все мы выезжали на природу, купались, загорали или ездили за грибами.
Все эти годы приходилось много работать. Работали и вечерами, и летом. С 1956 по 1988 г., в августе я отдыхал в спортлагере МГУ под Пицундой, прямо на берегу моря. Это было прекрасное место. В ущелье были грибы, ежевика, алыча, инжир, заброшенные яблоневые сады. В море собирали мидии, ловили катрана. В лагере постоянно проводились соревнования. Рекорд по жиму 30 кг штанги (100 раз), установленный мною в 1976 г., не побит до сих пор.
В 1980 г. мы создали на кафедре сервисную лабораторию «оптической спектроскопии», удалось закупить выставочные экземпляры приборов, ИК- и УФ-спектрометры, получить под эту лабораторию 7 штатных единиц и полностью обеспечить все кафедры академии необходимым количеством спектров.
Все эти годы я был членом факультетского и академического Ученых советов, председателем Совета в ТСХА по защите кандидатских диссертаций по химии, членом редколлегии журнала «Известия ТСХА», членом экспертного совета ВАКа по докторским диссертациям.
К 90-м годам ситуация начала ухудшаться, сокращался штат, научный штат был вообще ликвидирован. Стало трудно с договорами, начали уходить перспективные сотрудники, впрочем, это было всеобщее ухудшение ситуации с наукой.
В это время я был членом факультетского и академического Ученых советов, председателем совета по защите кандидатских диссертаций по химии, членом редколлегии журнала «Известия ТСХА». В 1995 г. мне было присвоено звание Заслуженный деятель науки РФ. В том же 1995 г. я подал заявление об освобождении меня от должности заведующего кафедрой в связи с 65-летием. Несколькими годами ранее был учрежден новый Устав академии, в принятии которого я непосредственно участвовал, будучи заместителем председателя комиссии по изданию Устава. Согласно принятому Уставу, занимать административные должности могут лица, не достигшие 65 лет. К сожалению, я был единственным, кто выполнил этот пункт Устава, и все осталось по-прежнему.
В 1979 г. я получил в ТСХА земельный участок под Дубной. К 1983 г. там был уже кирпичный дом с кухней и террасой, сарай-мастерская, туалет, баня, душ с электроподогревом. Все из кирпича. А также два парника, десяток плодовых деревьев и даже водопровод. Все это, кроме основных кирпичных стен, печки и камина, я сделал сам.
Таким образом, основные мужские жизненные обязательства — построить дом, посадить дерево и вырастить сына, я выполнил.
Итак, с февраля 1995 года я перешел на должность профессора кафедры, на которой и работаю по сегодняшний день. Мною опубликовано 500 научных работ, авторских свидетельств — б1, учебно-методических пособий — 30, в том числе 7 изданий учебника «Органическая химия». Последнее издание — в соавторстве с доцентом нашей кафедры Нам Наталией Леонидовной. Под моим руководством было защищено 39 кандидатских диссертаций. За время моего заведования кафедрой было защищено 4 докторских диссертации (В.Н. Дрозд, В.Н. Князев, Р. А. Хмельницкий, М.А. Кирпиченок).
С 1965 по 1990 г. был председателем Государственной экзаменационной комиссии на химическом факультете МГУ. С 1975 по 1990 г. — член экспертной комиссии ВАК.
В 2004 году произошло знаменательное событие в моей научной жизни. Во втором издании вышедшего в США учебника «Химия гетероциклических соединений» открытая мною в б0-е годы реакция одностадийного синтеза триптаминов, за которую я получил Менделеевскую премию, названа «Синтез Грандберга». Очень почетно иметь именную реакцию, да еще при жизни. Я был счастлив. (см. Дж. Джоуль, К. Миллс. Химия гетероциклических соединений» 2-е издание, с. 452. Москва, 2004 г.) В настоящее время данная реакция используется в медицинской химии для поиска новых лекарственных препаратов (J. Slade, D. Parker, M. Girgis, R. Wu, S. Joseph and O. Repic // Organic Process Research & Devolopment, 2007, 11, 721-725).
Теперь о делах семейных. Жена закончила МГУ в 1954 г., подождав, пока сыну исполнится 3 года, устроилась на работу преподавателем в техникум, а затем перешла на должность преподавателя на экономический факультет МГУ (кафедра политэкономии). В 19б8 г. защитила кандидатскую диссертацию и работала на этой кафедре до выхода на пенсию в 2008 г. В 19б4 г. я купил на Юго-Западе Москвы трехкомнатную квартиру, куда мы с женой и переехали, сына оставили у родителей жены, чтобы не менять школу. В 1970 г. мы развелись по моей инициативе. Оставив жене квартиру, я купил 1-комнатную квартиру в районе ТСХА. Вскоре после развода, жена вновь вышла замуж. Сын Алексей поступил в 1971 г. на химический факультет МГУ. Закончив МГУ в 197б г., поступил в аспирантуру ИОХ АН СССР, потом остался там работать. В настоящее время является заместителем директора этого института. Трижды был женат. От первого брака детей не было, от второго — сын Сергей и дочь Анна, от третьего — сын Дмитрий. Анна замужем, имеет сына Александра (мой правнук).
Мой отец умер в 19б5 г., мать — в 1984 г. Сестра Кира, окончив химический факультет МГУ в 19б2 г., поступила в аспирантуру кафедры органической химии (в лабораторию металлорганических соединений). В 19бб г. защитила кандидатскую, а 1984 г. — докторскую диссертации и работала там же в должности доцента. В 2003 г. ушла на работу в МГПУ на кафедру органической химии химико-биологического факультета профессором, где и работает по сегодняшний день. Была замужем, муж погиб в автокатастрофе. Сын Александр женат, имеет сына Владимира.
В 1970 г. я женился на Шульженко Любовь Степановне, 1940 г.р. — русской. Я знал её ещё с того времени, когда она, будучи студенткой экономического факультета МГУ, участвовала вместе со мной в соревнованиях по лыжам. Она в то время уже была мастером спорта. В 1971 г. у нас родился сын Святослав, а в 1977 г. дочь Илона. Жена работает старшим преподавателем кафедры физвоспитания МСХА. С 1970 г. мы жили в 1-комнатной квартире рядом с ТСХА, а в 1975 г. купили 3-комнатную квартиру там же, где и живем по сей день. Сын окончил МГИПП в 1994 г., сейчас работает архитектором в частной фирме. Был дважды женат. От первого брака детей нет, от второго, гражданского, сын Ян 2003 г. В семье еще сын жены от первого брака — Степан.
Дочь Илона закончила экономический факультет МСХА в 2000 г. Сейчас работает главным специалистом в Управлении Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы в САО. Была дважды замужем, от первого брака детей нет, от второго, гражданского, дочь Мишель, 2006 г.р.
Мне хочется выразить свою признательность людям, которые сыграли важную роль на разных этапах моей жизни (к сожалению, многих из них уже нет в живых).
Это, прежде всего, проф. Алексей Николаевич Кост, который воспитал из меня хорошего химика. Это мой тренер по детской спортшколе Леонид Федорович Канарейкин, который привил мне спортивный подход ко всем жизненным проблемам, что очень помогло мне в жизни. Мне хочется поблагодарить моих жен — Зою и Любу и детей — Алексея, Святослава и Илону за те радости, которые они мне доставили в семейной жизни и попросить их простить меня за то, что уделял семье недостаточно времени.
Мои друзья по МГУ — Галя Гришина, Марина Юровская, Леня Юдин, Рева Сагитуллин и по ТСХА — Владимир Александрович Эктов, Дмитрий Анатольевич Князев и Алексей Дмитриевич Фокин. Всегда при общении с ними чувствовал себя в здоровом коллективе.
Мои друзья по спорту и отдыху — Толя Панеш, Витя Дмитриев, Юра Басов, Валера Чумаков, Коля Клюев, Саша Михайлов, Юра Гусак. Я всегда вспоминаю о вас, когда думаю о лучших днях своей жизни.
И, наконец, мои коллеги по работе — долгожители нашей кафедры: Лев Дмитриев, Рюрик Хмельницкий, Витя Дрозд, Витя Князев, Коля Пржевальский, Гена Токмаков, Миша Кирпиченок, Наташа Нам, Игорь Магедов. Мы вместе поднимали нашу кафедру с 1965 г. и в 80-х она уже была одной из ведущих кафедр по органической химии в Москве.
Я прожил долгую и счастливую жизнь; я не раскаиваюсь ни в одном поступке, который совершил; я всегда говорил то, что думаю и никогда не откладывал на завтра то, что мог сделать сегодня. Для жизненного благополучия и душевного спокойствия надо любить свою работу, не быть карьеристом, никогда никому ни в чем не завидовать.
Сейчас я стар и болен. В 2002 г. у меня случился инсульт и с тех пор я плохо передвигаюсь. Но мы еще поборемся!
Июль 2009 г.