Научная статья на тему 'Иерархия универсума в ранней прозе Флобера'

Иерархия универсума в ранней прозе Флобера Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
221
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЛОБЕР / ИСТОРИЯ / ВЛАСТЬ / СВОБОДА / ХУДОЖНИК / FLAUBERT / HISTORY / POWER / FREEDOM / ARTIST

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Модина Галина Ивановна

Рассматриваются представления Флобера об иерархической структуре универсума, власти и свободе художника, воплощенные в юношеской прозе писателя. Прослеживается эволюция мировоззрения Флобера в 1830-1840-е гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with Flaubert's ideas of the universe structure hierarchy, the artist's power and freedom, reflected in the writer's early historic, psychological, and metaphysical works. The evolution of Flaubert's philosophy of life in the 1830-40s is researched.

Текст научной работы на тему «Иерархия универсума в ранней прозе Флобера»

Г.И. Модина

ИЕРАРХИЯ УНИВЕРСУМА В РАННЕЙ ПРОЗЕ ФЛОБЕРА

Рассматриваются представления Флобера об иерархической структуре универсума, власти и свободе художника, воплощенные в юношеской прозе писателя. Прослеживается эволюция мировоззрения Флобера в 1830-1840-е гг.

Ключевые слова: Флобер; история; власть; свобода; художник.

Юношеская проза Флобера достаточно долго рассматривалась как явление не слишком серьезное в сравнении с его произведениями, созданными в 18501870-е гг. и составляющими флоберовский канон. Ранняя проза, как замечает Иван Леклерк, была интересна лишь с автобиографической точки зрения. Но в настоящее время в текстах 1830-1840-х гг. видят отражение процесса формирования уникального творца, стремящего уже в самых первых литературных опытах к созданию особого художественного мира [1. С. 34].

Особое место в ранней прозе Флобера занимают произведения, главными проблемами которых были существование Бога, присутствие зла в универсуме, ценность религий, природа бесконечного. Это «Путешествие в ад» (1835), «Владычица мира» (1836), «Адский сон» (1837), «Пляски Смерти» (1838), «Смар» (1839). Критикам литературная ценность этих сочинений часто казалась сомнительной, стиль - неровным, а композиция - хаотичной. Жан Брюно, автор одной из самых значительных работ о раннем творчестве Флобера, отводит этим текстам роль второго плана, отдавая предпочтение новеллам автобиографическим [2. С. 70]. Однако именно в философских и исторических произведениях наиболее полно выразилась динамика мировоззрения юного автора. И потому они имеют самостоятельную ценность и право на особое внимание.

Флобер чрезвычайно рано осознал свое предназначение как творчество. В письме к другу, Эрнесту Шевалье, от 14 августа 1835 г. четырнадцатилетний писатель серьезно осуждает восстановление цензуры и дает оценку современности. Здесь же он впервые говорит об отношении художника к миру, об отрешенности от обыденной суеты и свободе художника. «Будем же по-прежнему заниматься искусством, - пишет Флобер, -оно выше народов, корон и королей, и мы вознесемся в энтузиазме, осененные его божественной диадемой» (перевод фрагментов из писем и произведений Флобера мой. - Г.М.) [3. С. 21]. В свободе видит он и необходимое условие творчества и основное качество творца.

Но, как заметил современный философ, «свободен тот, кто властен, владетелен, а тем самым самостоятелен» [4. С. 79], а «потребность в свободе рождает потребность власти» [5. С. 339]. Связь феномена власти и свободы обнаруживается в том, что определяются они тождественным образом.

Так, власть в словаре Даля определена как «право, сила и воля над чем, свобода действий и распоряжений» [6. С. 213]. Свобода же в словаре Даля определяется как «своя воля, простор, возможность действовать по-своему, отсутствие стеснения, неволи, рабства, подчинения чужой воле» [7. С. 151]. Николай Бердяев в книге «Философия свободы» обнаруживает неразрывную связь свободы и зависимости: «Свобода в религиозной жизни есть обязанность, долг. Человек обязан

нести бремя свободы, не имеет права сбросить с себя это бремя» [8. С. 205].

И для Флобера выяснение степени собственной свободы неразрывно связано было с осмыслением феномена власти.

В исторических произведениях 1830-х гг. Флобер обращается к трагическим эпизодам средневековой Франции и Италии. В новеллах и драмах история представлена как борьба за власть - государственную, политическую, королевскую. И в каждом случае речь идет о физическом устранении, пленении, а чаще убийстве, соперников. Это убийство маршала д’Анкра, фаворита Марии Медичи («Людовик XIII», 1831), смерть герцога Гиза в одноименном историческом наброске (1835), смерть герцога Орлеанского («Две руки на одной короне», 1836), братоубийство в семействе Медичи («Чума во Флоренции», 1836), кровавая вражда средневековых королев Брунгильды и Фредегонды в утраченной пьесе («Фредегонда и Брунгильда», 1836) и череда смертей в драме «Людовик XI» (1838).

Таким образом, власть в ранних исторических произведениях Флобера представлена так, как, по выражению Мишеля Фуко, ее понимали в доклассическую эпоху - до XVII в., «...как право захвата, как власть над вещами, временем, телами, и, в конечном счете, над жизнью. Ее кульминация - завладеть жизнью, чтобы, в конечном счете, ее уничтожить» [9. С. 239].

Но государи в исторических сочинениях Флобера сами не свободны, но подвластны страстям. Эта идея звучит и в исторической драме «Людовик XI» (1838) и в мистерии «Смар» (1839), где король, имеющий безграничную власть над телами подданных, сам оказывается рабом смертных грехов, т.е. страстей.

Страсти эти связаны не только с духовной сферой (гордыня), но, главным образом, со сферой телесной (алчность, чревоугодие, сластолюбие). Так мотив власти над телом трансформируется в мотив власти тела, подчиняющего субъекта и толкающего его на преступления.

Именно в этой вариации развивается тема власти в психологических новеллах 1837 г., где одержимые Эросом герои - и светская дама Мадза («Страсть и добродетель») и монстр Джальо («Quidquid уо1иепБ») становятся убийцами. Безумцем становится и герой новеллы «Библиомания» Джакомо, одержимый страстью к редким книгам.

Говоря о его любви к старинным книгам как к предметам прекрасным и драгоценным по форме, но не по содержанию, Флобер подчеркивает, что эта патологическая страсть в основе своей имеет не только эстетическое чувство, но и другой аффект - жажду власти. Обладание книгами дает герою ощущение могущества, он мечтает иметь библиотеку, подобную королевской библиотеке, и, таким образом, самому уподобиться королю. А редчайшая латинская Библия с греческими

комментариями нужна ему для того, чтобы сокровищами превзойти самого короля и, владея книгой, показывая ее соперникам-книготорговцам и самому королю, демонстрировать эту власть. Мания обладания подчиняет себе Джакомо и на уровне эмоциональном и на уровне физическом. Он любит в книгах не смысл, а «плоть», вещи, тела. Его библиомания - проявление власти Эроса.

Вместе с тем Флобер обнаруживает, что всякий, обладающий правом на жизнь и смерть людей, сам подвластен смерти, и власть над телом, и власть тела одинаково ведут к уничтожению жизни.

В исторических и психологических новеллах 18351838-х гг. Флобер рассматривает формы власти на уровне тела индивида. В философских новеллах этих же лет он, стремясь определить свое положение в мире, исследует иерархическую структуру универсума и обнаруживает в ней напряжение двух властных сил -Эроса и Танатоса.

В поэтике философских текстов «Путешествие в Ад» (1835), «Адский сон» (1837), «Пляски Смерти» (1838), «Смар» (1839) доминируют черты видения. Форма видения предполагает изображение встречи человека с трансцендентным, откровение, постижение мироустройства.

Первую попытку обобщить свое представление о мире и истории Флобер предпринял в ритмических строфах видения, названного «Путешествием в Ад»:

«И был я на вершине горы Атлас, и оттуда созерцал мир, и роскошь его, и нищету, и добродетель, и гордыню.

И Сатана явился мне и сказал: «Иди со мной, смотри, вглядись! И ты увидишь тогда мое царство, мой мир. <.. .> И видел я, как брат убивал брата, мать лгала дочери, как писатели, радея лишь о славе своего пера, порочили людей, как предавали священники, иссушали юность педанты, и война снимала свою жатву. <.>

И Сатана ввел меня в храм, но храм тот был разрушен. И люди там переплавляли гробы в пушечные ядра. И прах клубился вокруг, но никому не было до него дела. И был тот век веком кровавым. <.>

Но где же твое царство? - спросил я Сатану. <...> И Сатана ответил мне: Мир - это и есть Ад» [10. С. 13-17].

Мир в первом видении Флобера предстает адом страстей, царством Сатаны. А в мистерии «Пляски Смерти» Смерть, дочь Сатаны, претендует на абсолютную власть, предрекая ему гибель. Пусть он отец и владыка Смерти, но, уничтожив мир, она уничтожит и его, а затем исчезнет сама, и останется лишь Небытие, где нет иерархии, нет никакой властной силы - ни Эроса, ни Танатоса, ни Дьявола, ни Смерти, никакой власти и никакой свободы.

Таким образом, власть в философских произведениях Флобера связана с возможностью существовать вечно, быть свободным от Смерти, т. е. власть - это возможность Быть. И лишь одно явление, по мысли Флобера противостоит Небытию как Бытие, как Бог - Дьяволу, как Жизнь - Смерти. Это Искусство. И лишь один творец обладает правом на вечное существование.

Но в этот период творец для Флобера - это, прежде всего поэт, существо, стоящее «выше других», обладающее «всем на свете, миром и бессмертием, и бесконечностью» [11. С. 609].

Основой же творчества Флобер в эти годы считает страсть. Быть поэтом - значит «жить с душой, полной

зависти, ярости, любви» [11. С. 608], «переливать сердце потоками в стихи» [11. С. 608]. Но результатом поэтических усилий оказываются лишь «рыдания, выплеснувшиеся из сердца и жидким тестом расплывшиеся в пышных фразах, и слезы, пропитавшие романтические метафоры» [12. С. 468].

Душа поэта мыслится живой бездной страстей, поглощающих его самого. Одержимый страстными порывами, он не может подчинить мысль слову: «как высоко уносилась моя восторженная мысль, она летела в неведомые простым смертным края, где нет ни мира, ни планет, ни светил! Я знал бесконечность, более необъятную, если то возможно, чем бесконечность Божия, там, в атмосфере любви и восторга парила, распахнув крылья, поэзия. А после надо было спускаться из этих возвышенных сфер к словам, но как выразить в речи ту гармонию, что рождается в сердце поэта, те мысли гиганта, под тяжестью которых рушится фраза, как рвется тесная перчатка на мощной и грубой руке?» [12. С. 470].

Заметим, что юный писатель ставит проблему дисгармонии мысли и слова в том самом ключе, в каком будут рассматривать ее философы XX в. «На знаке всегда лежит проклятие опосредования: он вынужден скрывать то, что хотел бы открыть. Так, звук языка хочет каким-либо образом “выразить” объективно или субъективно происходящее, мир “внешнего” и мир “внутреннего”, однако то, что знак выражает, есть не жизнь и не индивидуальная полнота существования, а мертвая аббревиатура. Все “знание”, на которое притязает звук, не может выйти за пределы простого “указания”; по сравнению с конкретным многообразием и конкретной тотальностью действительного созерцания оно должно казаться скудным и пустым», - пишет Эрнст Кассирер [13. С. 330].

Флобер эту дисгармонию означаемого и означающего осознавал едва ли не трагически. Невозможность в поэтическом порыве подчинить мысль слову, недоступность истины рождают горькие сомнения в возможности творчества, а значит, в возможности собственного существования.

Флобер пробует найти выход в попытках обратиться сначала к вере, затем к абсолютному сомнению. Но и сомнение оказывается бездной, безысходным «странствием в бесконечной пустоте» [11. С. 612]. В аллегорической форме это выражено в финале мистерии «Смар», где за обладание Истиной, явившейся в облике прекрасной женщины, спорят поэт Смар и Сатана, но отвратительный глумливый бог гротеска Юк душит ее в своих объятиях, а поэт навеки погружается в пропасть Небытия.

В начале 1840-х гг. Флобер, переживший религиозный кризис и период безысходных сомнений, находит выход в пантеизме Спинозы, принимая принцип нидерландского философа: «не осмеивать человеческие поступки, не клясть их, не плакать, но понимать», что позволит ему освободиться от власти иррациональных импульсов, но не отбросить их, а подчинить себе.

Так Флобер приходит к идее власти над собой. Мишель Фуко называет эту форму власти позитивной: «Она не мешает знанию, но производит его» [14. С. 166].

Теперь творец для Флобера - не поэт, осознающий свою участь как «удел немого, что жаждет говорить, но

на губах его от ярости вскипает пена» [15. С. 400], но художник, способный «обобщать в своем сердце человечество и выступать как часть его» [16. С. 368].

Оставаясь человеком, художник является существом сакральным и «наслаждается своим могуществом лишь через сознание своего могущества, сливаясь с каждым элементом мира, все вбирая в себя» [16. С. 368].

Пространство поэта в конце 1830-х гг. представлялось Флоберу бездной и хаосом страстей, пространство художника он выражает иной метафорой - это вершина. В 1845 г., говоря о превращении героя «Воспитания чувств» из поэта в художника, Флобер пишет: «Путник достиг вершины пирамиды». Вершина - древний сакральный символ превосходства. А восхождение - прорыв за пределы обыденного бытия, профанного пространства и человеческого состояния [17. С. 196].

Творчество представлялось Флоберу бесконечным движением к вершине, когда «надо преодолевать пропасти, головокружение, приступы уныния», но откуда открываются «безграничные, неоглядные, волшебные горизонты», и художник чувствует себя «колоссом, пьедестал которому весь мир» [18. С. 432]. Художнику «принадлежат все стихии и созвучия, неповторимая поэзия, великая гармония» [16. С. 384]. Эта властная позиция художника в мире позже будет воплощена в образе, возникшем в 1852 г., когда вполне определились представления писателя о себе и своем месте в мире. Это образ башни слоновой кости - сакрального центра мира, сердца художника, ставшего центром всеобщим, источник бытийной силы, откуда начинается процесс творения. Башня слоновой кости - символ власти Искусства и власти художника над собой, в которой Флобер нашел основу свободы творящего субъекта.

ЛИТЕРАТУРА

1. Leclerc Y. Les œuvres de jeunesse de Flaubert // Etudes Normandes. 1992. N° 1. P. 34-46.

2. Bruneau J. Les Débuts littéraires de Gustave Flaubert 1831-1845. P.: Armand Colin, 1962. 635 p.

3. Flaubert Gustave. Correspondance. I (janvier 1830 à juin 1851) / Edition établie, présentée et annotée par Jean Bruneau. P.: Gallimard, Bibliothèque

de La Pléiade, 1973. 1183 p.

4. Ильин М.В., Мельвиль А.Ю. Власть // Психология и психоанализ власти. Самара: Бахрах, 1999. Т. 1. С. 53-80.

5. Каверин С. Что такое потребность власти? // Психология и психоанализ власти. Самара: Бахрах, 1999. Т. 1. С. 335-394.

6. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Рус. яз., 1978. Т. 1. 699 с.

7. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Рус. яз., 1978. Т. 2. 683 с.

8. Бердяев Н. Философия свободы. Харьков: АСТ, 2002. 756 с.

9. Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. М.: Касталь, 1996. 447 с.

10. Flaubert G. Voyage en enfer // Œuvres complètes. I, Œuvres de jeunesse // Edition présentée, établie et annotée par Claudine Gothot-Mersch et Guy

Sagnes. P.: Gallimard, 2001. P. 13-17.

11. Flaubert G. Smar // Œuvres complètes. I, Œuvres de jeunesse / Edition présentée, établie et annotée par Claudine Gothot-Mersch et Guy Sagnes. P.:

Gallimard, 2001. P. 539-615.

12. Flaubert G. Les Mémoires d’un fou // Œuvres complètes. I, Œuvres de jeunesse / Edition présentée, établie et annotée par Claudine Gothot-Mersch et

Guy Sagnes. P.: Gallimard, 2001. P. 466-515.

13. Кассирер Э. Язык и миф. К проблеме именования богов // Избранное: Индивид и космос. М.; СПб.: Университетская книга, 2000. С. 327390.

14. Фуко М. Власть и тело // Интеллектуалы и власть: Избранные политические статьи, выступления и интервью. М.: Праксис, 2002. С. 161171.

15. Flaubert G. Agonies // Œuvres complètes. I, Œuvres de jeunesse / Ed. présentée, établie et annotée par Claudine Gothot-Mersch et Guy Sagnes. P.:

Gallimard, 2001. P. 380^00.

16. Флобер Г. Воспитание чувств (1845) // О литературе, искусстве, писательском труде. Письма. Статьи: В 2 т. М: Худ. лит., 1984. Т. 2. С. 361385.

17. ЭлиадеМ. Трактат по истории религий. М.; СПб.: Алетейя, 1999. Т. I. 464 c.

18. Flaubert G. Correspondance. II (juillet 1851 - décembre 1858) / Edition établie, présentée et annotée par Jean Bruneau. P.: Gallimard, Bibliothèque

de La Pléiade, 1980. 1534 p.

Статья представлена научной редакцией «Филология» 9 июня 2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.