Научная статья на тему 'Иерархия английских глаголов в системе английского сказуемого'

Иерархия английских глаголов в системе английского сказуемого Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
667
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ENGLISH LANGUAGE / ENGLISH GRAMMAR / ENGLISH PREDICATE / MODAL VERBS / VERBS OF ACTION / HIERARCHY OF THE ENGLISH VERBS / CONSECUTION OF LEARNING ENGLISH VERBS / АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК / АНГЛИЙСКАЯ ГРАММАТИКА / АНГЛИЙСКОЕ СКАЗУЕМОЕ / МОДАЛЬНЫЕ ГЛАГОЛЫ / ГЛАГОЛЫ ДЕЙСТВИЯ / ИЕРАРХИЯ АНГЛИЙСКИХ ГЛАГОЛОВ / ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКИХ ГЛАГОЛОВ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Куряева Рауза Исмаиловна

Любой язык представляет собой систему, состоящую из определённых элементов. Устойчивые связи и отношения между элементами системы образуют её строение (структуру). В статье анализируется одна из составных частей английского языка глаголы, в момент, когда они формируют сказуемое. Сказуемое является самой сложной частью английской грамматики. Его можно рассматривать как подсистему английского языка, элементами которой являются глаголы. Анализ строения английского сказуемого позволил выявить, что самым важным глаголом английского языка является глагол to be. Далее следуют глагол to have, модальные глаголы, глагол to do и глаголы действия. Другими словами, мы определили иерархию английских глаголов. Она подтверждается и частотой употребления данных глаголов, зафиксированной в частотных словарях английского языка. Глаголы to be, to have, to do и модальные глаголы входят в первую сотню самых часто употребляемых слов. Для облегчения изучения английского сказуемого разработана последовательность изучения английских глаголов, которая соответствует их выявленной иерархии. Данная последовательность лежит в основе учебника, написанного автором статьи. При обучении по данному пособию студенты воспринимают английский язык как более понятный для усвоения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HIERARCHY OF THE ENGLISH VERBS IN THE SYSTEM OF THE ENGLISH PREDICATE

Any language is a system, consisting of certain elements. Stable connections and relations between the elements of the system form its structure. This article analyzes one of the main parts of the English language, verbs, when they act as a predicate. The predicate is the most complicated part of English grammar. It can be considered as a subsystem of the English language, where verbs are its elements. Our analysis of the structure of the English predicate shows that the most important verb of the English language is the verb to be. It is followed by the verb to have, modal verbs, the verb to do and the verbs of action. In other words, we have revealed the hierarchy of the English verbs. It is corroborated by the frequency of use of the above mentioned verbs fixed in the frequency vocabularies of the English language. The verbs to be, to have, to do and modal verbs go into the first one hundred most frequently used words of the English language. The article suggests the consecution of learning English verbs to facilitate the study of the English predicate. It corresponds to the revealed hierarchy of the English verbs. This consecution is a basis for the lesson book written by the author of this article. Students, learning English with the help of this book, say that English has become much easier to understand.

Текст научной работы на тему «Иерархия английских глаголов в системе английского сказуемого»

ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2017. №1(47)

УДК 802.0(076)

ИЕРАРХИЯ АНГЛИЙСКИХ ГЛАГОЛОВ В СИСТЕМЕ АНГЛИЙСКОГО СКАЗУЕМОГО

© Рауза Куряева

HIERARCHY OF THE ENGLISH VERBS IN THE SYSTEM OF THE ENGLISH PREDICATE

Rauza Kuryaeva

Any language is a system, consisting of certain elements. Stable connections and relations between the elements of the system form its structure. This article analyzes one of the main parts of the English language, verbs, when they act as a predicate. The predicate is the most complicated part of English grammar. It can be considered as a subsystem of the English language, where verbs are its elements. Our analysis of the structure of the English predicate shows that the most important verb of the English language is the verb to be. It is followed by the verb to have, modal verbs, the verb to do and the verbs of action. In other words, we have revealed the hierarchy of the English verbs. It is corroborated by the frequency of use of the above mentioned verbs fixed in the frequency vocabularies of the English language. The verbs to be, to have, to do and modal verbs go into the first one hundred most frequently used words of the English language. The article suggests the consecution of learning English verbs to facilitate the study of the English predicate. It corresponds to the revealed hierarchy of the English verbs. This consecution is a basis for the lesson book written by the author of this article. Students, learning English with the help of this book, say that English has become much easier to understand.

Keywords: English language, English grammar, English predicate, modal verbs, verbs of action, hierarchy of the English verbs, consecution of learning English verbs.

Любой язык представляет собой систему, состоящую из определённых элементов. Устойчивые связи и отношения между элементами системы образуют её строение (структуру). В статье анализируется одна из составных частей английского языка - глаголы, в момент, когда они формируют сказуемое. Сказуемое является самой сложной частью английской грамматики. Его можно рассматривать как подсистему английского языка, элементами которой являются глаголы. Анализ строения английского сказуемого позволил выявить, что самым важным глаголом английского языка является глагол to be. Далее следуют глагол to have, модальные глаголы, глагол to do и глаголы действия. Другими словами, мы определили иерархию английских глаголов. Она подтверждается и частотой употребления данных глаголов, зафиксированной в частотных словарях английского языка. Глаголы to be, to have, to do и модальные глаголы входят в первую сотню самых часто употребляемых слов. Для облегчения изучения английского сказуемого разработана последовательность изучения английских глаголов, которая соответствует их выявленной иерархии. Данная последовательность лежит в основе учебника, написанного автором статьи. При обучении по данному пособию студенты воспринимают английский язык как более понятный для усвоения.

Ключевые слова: английский язык, английская грамматика, английское сказуемое, модальные глаголы, глаголы действия, иерархия английских глаголов, последовательность изучения английских глаголов.

При поиске оптимальной последовательности изучения английской грамматики выявилась её чёткая структурированность. Проведённый нами анализ английской грамматики соответствует философскому направлению XX века - структурализму, непосредственно связанному с развитием гуманитарного познания. «До появления философского структурализма сложился структурализм как метод научного исследования, полу-

чивший название метода структурного анализа. Сущность его заключается в выделении и исследовании структуры как совокупности „скрытых отношений" между элементами целого. Основной принцип структурного анализа: „методологический примат отношений над элементами в системе". Ещё одним методологическим принципом стал „примат синхронии над диахронией". Структурный анализ предполагает отвлечение от

развития системы, её взаимодействий и изменений в разные моменты времени (диахрония), он сосредоточивается на изучении внутренних механизмов статичной системы, внутренних взаимодействиях элементов, сосуществующих в один и тот же момент времени (синхрония)» [Введение в философию, с. 223-224]. Любой язык со временем меняется, то есть является развивающейся системой. Но он представляет собой и достаточно устойчивую систему. Хотя любой язык и изменяется в результате взаимодействия с другими языками, он сохраняет свои основные элементы и связи между ними в течение столетий, что и позволяет идентифицировать его в ряду других языков. Неизменяющиеся «устойчивые связи и отношения между элементами системы образуют её структуру. Иными словами, система - это элементы и их структура» [Там же, с. 224]. Применительно к нашему случаю язык - это система. Его строение (структура) представлено на рисунках и схемах, приведённых в предыдущих статьях [Куряева, 2013, с. 178, 180], [Куряева, 2015, с. 273-274], и там же мы видим элементы, из которых состоит эта структура. Отдельные элементы ее обладают общими свойствами; в философии их называют классами материальных систем или уровнями организации материи. «Строение материи можно представить как определённую иерархию этих уровней» [Введение в философию, с. 366]. Это полностью соответствует грамматике английского языка. Предыдущий анализ показал, что в ней наиболее сложным строением обладает английское сказуемое. Сказуемое можно рассматривать как подструктуру внутри структуры английской грамматики. Сказуемое состоит из глаголов, которые представляют собой классы, или уровни строения сказуемого. Наиболее частым элементом сказуемого является глагол Ш be. Что он из себя представляет? Это глагол, с помощью которого можно ответить на следующие вопросы:

1. Кем или чем является указанный предмет в данном мире?

2. Каким он является?

3. Где он находится?

С философской точки зрения этот глагол отражает бытиё какого-то предмета, существа, явления в этом мире. А раз этот предмет, существо, явление наличествуют в этом мире, то они являются какими-то (второй вопрос) и находятся где-то (третий вопрос). И на эти вопросы можно ответить с помощью одного всеобъемлющего глагола Ю be. С его помощью можно описать всё во вселенной, которая существует независимо от человека. Поэтому глагол Ш be автор данной статьи назвал «природным» глаголом. Таким обра-

зом, глагол to be является главным глаголом английского языка.

Следующим наиболее частым элементом английского сказуемого является глагол to have. Что он из себя представляет? С философской точки зрения глагол to have 'иметь' так же, как и глагол to be 'быть', отражает природное явление, а именно: каждое наличествующее в природе существо или предмет обладает какими-то характерными признаками, свойствами. Например: Земля имеет атмосферу., Человек имеет верхние и нижние конечности., Дерево имеет ствол и крону и т. д. В настоящее время в основном употребляется сочетание to have got, которое, строго говоря, должно переводиться не как 'иметь', а как 'достичь, получить, достать'. Это сочетание отражает итог определённых усилий по достижению какой-то цели. Например, если человек говорит, что у него есть семья, то на английском языке возможны два варианта: "I have a family" и "I have got a family". Первый вариант должен употреблять молодой человек, говоря о своих родителях, которые есть у него от природы. Второй вариант должны употреблять мужчина или женщина, приложившие определённые усилия, чтобы вступить в брак, так как брак не даётся от природы.

Итак, с помощью «природных» глаголов to be 'быть' и to have 'иметь' мы знаем, что, какое и где у нас есть в этом мире и какими признаками оно обладает. При изучении природы далее нас интересует, что можно ждать от этого существа, предмета или явления, то есть мы задаём вопросы: «На что способен данный объект?», «Какова вероятность совершения им того или иного действия?» и «Что должно произойти обязательно?». То есть следующими «природными» глаголами являются модальные глаголы must, can и may. Ранее при грамматическом анализе мы также выявили, что после глаголов to be и to have появляются модальные глаголы, которые сочетаются со всеми глаголами действия.

Модальные глаголы появляются уже на этапе изучения простейшей формы глаголов действия - инфинитива с частицей to. Далее они сочетаются с инфинитивом глаголов действия без частицы to. Разговорная речь изобилует модальными глаголами. При последовательном изучении видовременных форм английского глагола мы постоянно видим сочетание модальных глаголов с соответствующим инфинитивом. Это говорит о том, что по уровню важности они следуют за глаголами to be и to have и должны изучаться сразу за ними, что противоречит общепринятой практике. Обычно модальные глаголы, как и Participle I и II изучаются в последнюю очередь.

Уровень важности модальных глаголов подтверждается и зафиксированной частотой их употребления. В частотном словаре почти на 3 тысячи слов, составленном в Японии, указано, что глагол to be стоит на втором месте по частоте употребления (на первом месте стоит определённый артикль the), глагол to have - на 9-ом, глагол to do - на 25-ом, а далее идут модальные глаголы: would - на 31-ом, will - на 33-ем, can- на 39-ом, could - на 54-ом, may - на 73-ем, must - на 86-ом, should - на 95-ом. Самые часто употребляемые глаголы действия находятся: say - на 35 позиции, make - на 37-ой, go - на 50-ой, take - на 60-ой. Далее в первую сотню входит ещё только 10 глаголов действия. Таким образом, модальные глаголы являются наиболее часто употребляемыми словами и входят в первую сотню таковых.

В частотном словаре английского языка [Частотный словарь] глагол to be стоит на третьем месте по частоте употребления (на первых двух местах стоят артикли a и the), глагол to have - на 8-ом, глагол to do - на 17-ом, а далее идут модальные глаголы: will - на 32-ом, would - на 33-ем, can- на 34-ом, could - на 53-ем, should -на 74-ом, may - на 84-ом, must - на 110-ом. Самые часто употребляемые глаголы действия находятся: say - на 31 позиции, go - на 37-ой, get -на 41-ой, make - на 43-ой, see - на 47-ой, know -на 48-ой, take - на 50-ой. Далее в первую сотню входит ещё только 8 глаголов действия. Таким образом, модальные глаголы являются наиболее часто употребляемыми словами и практически входят в первую сотню таковых.

Модальный глагол must 'должен' говорить о том, что действие, о котором идёт речь, должно быть выполнено со 100%-ной вероятностью. Это законы природы, законы государства, правила дорожного движения, распоряжения руководства, родителей и т. п. Например, в природе обязательно происходят смена дня и ночи, времён года и т. д.

Модальный глагол can 'мочь' указывает на способность. Он выражает 50%-ную вероятность совершения действия в зависимости от способности или неспособности самого действующего объекта. Например, семя способно прорасти в дерево, если оно здоровое, и неспособно, если оно повреждено.

Модальный глагол may 'мочь', так же, как и глагол can, выражает 50%-ную вероятность выполнения действия. Но, в отличие от глагола can, с глаголом may вероятность действия зависит не от самого действующего объекта, а от его окружения: природы или людей. Например, берёза может ('may') вырасти высокой и стройной в благоприятных условиях средней полосы и искривлённой, карликовой в тяжёлых условиях Крайнего Севера.

То есть модальные глаголы must, can и may выражают степень вероятности совершения действия.

Итак, к «природным» глаголам мы отнесли глаголы to be 'быть', to have 'иметь', must, can и may. Заменители модальных глаголов to be to, to have to, ought to, should больше относятся к миру людей, так как глагол to be to выражает, в основном, запланированное действие, глагол to have to - вынужденное действие, глагол should - совет, глагол ought to - разные степени долженствования и может выражать упрёк.

Мы уже отметили, что модальные глаголы (а их всего несколько) сочетаются с многообразными глаголами действия. И в природе абсолютно все объекты что-то выполняют, например, Солнце светит; Дерево растёт; Собака лает; Дом стоит; Камень лежит и т. д. Но среди глаголов действия главным является глагол to do, который занимает промежуточное положение между модальными глаголами и глаголами действия. Если модальные глаголы отражают степень вероятности действия, то глагол to do отражает реальное действие.

При объяснении видовременных форм английского глагола мы обычно пользуемся таблицей. Для времени the Present Indefinite Active Tense она имеет следующий вид:

Таблица 1.

to be to have to do to ask to write to study

I am have do ask write study

He She It is has does asks writes studies

We You They are have do ask write study

В ней показаны формы главных глаголов английского языка — to be, to have, to do, правильных глаголов to ask и to study (с характерным окончанием —y) и неправильного глагола to write в the Present Indefinite Active Tense. В полном виде эта таблица должна включать и модальные глаголы:

Таблица 2

to be to Л have MV to do to ask to write to study

I am have do ask write study

He She It is has must »■ can does asks writes studies

We

You are have may do ask write study

They J

Из таблицы видно: чтобы задать общий вопрос, глаголы первых трёх столбцов выносятся в предложении вперёд. Чтобы задать вопрос с глаголами действия, вперёд выносится глагол to do, который обычно называется вспомогательным. Фактически он ведёт себя как модальный глагол с инфинитивом без частицы to. Сравните предложение с усилительной конструкцией: I do study English. - 'Я (действительно) изучаю английский язык; Я делаю (такое действие, как) изучать английский язык'. В вопросительных и отрицательных предложениях с глаголами действия (Do you go?, I don't go) глагол to do выполняет функцию модального глагола. Кроме модальности, глагол to do несёт в себе ещё и семантическую нагрузку глагола действия 'выполнять, делать', например, I do my homework. - 'Я выполняю свою домашнюю работу'. Поэтому предложения типа I do study English изжили себя и остались только как усилительная конструкция.

Таким образом, мы выявили шесть уровней английских глаголов:

1. Глагол to be - отражает бытиё, наличие какого-то объекта в этом мире.

2. Глагол to have - отражает, какими характерными признаками обладает данный объект.

3. Модальные глаголы must, can, may отражают степень вероятности совершения каких-то действий данным объектом.

4. Остальные модальные глаголы и их эквиваленты,

5. Двойственный глагол to do, который ведёт себя, с одной стороны, как модальный глагол в вопросительных, отрицательных предложениях и в усилительной конструкции; а с другой - является обычным глаголом действия.

6. Все остальные глаголы действия.

Перечисленные шесть уровней английских

глаголов расположены по степени их важности. Таким образом, мы определили их иерархию. То есть в полном соответствии с выводами философской науки мы выявили, что английский язык является чётко структурированной системой, обладающей иерархией её уровней, а именно глаголов.

В соответствии с этой иерархией английских глаголов разработана оптимальная последовательность изучения английского языка, которая лежит в основе «Лексико-грамматического пособия по английскому языку» в пяти частях [Куряева, 2012], [Куряева, 2014], написанного автором данной статьи.

Опыт преподавания английского языка по данному пособию показал, что студенты воспринимают английский язык как более понятный

для усвоения, чем при использовании других учебников.

Список литературы

Введение в философию. Учебное пособие для высших учебных заведений. М.: «Республика», 2005. 624 с.

Куряева Р. И. Закономерность усложнения видов-ременных форм английского глагола // Вестник Казанского технологического университета. 2013. Т. 16. №16; Казань: КНИТУ, С. 178-181.

Куряева Р. И. Оптимальная последовательность преподавания грамматики английского языка // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. 2015. Т. 157, кн. 5. С. 270-279.

Куряева Р. И. Лексико-грамматическое пособие по английскому языку. Часть I. Английский язык для начинающих. Казань: Мастер Лайн, 2014. 260 с.

Куряева Р. И. Лексико-грамматическое пособие по английскому языку. Часть II. Инфинитив и модальные глаголы. Казань: Мастер Лайн, 2012. 216 с.

Куряева Р. И. Лексико-грамматическое пособие по английскому языку. Части III и IV. Словообразование и работа со словарём. Краткий грамматический справочник по английскому глаголу. Казань: Мастер Лайн, 2012. 122 с.

Куряева Р. И. Лексико-грамматическое пособие по английскому языку. Часть V. Сборник грамматических упражнений по видовременным формам глагола. Казань: Мастер Лайн, 2012. 522 с.

Частотный словарь английского языка: первая тысяча слов. Приложение к онлайн курсу английского языка. URL: http://4flaga.ru/d_1_1000.htm (дата обращения: 20.11. 2016)

References

Chastotnyi slovar' angliiskogo iazyka: pervaia tysia-cha slov. Prilozhenie k onlain kursu angliiskogo iazyka. [Frequency Dictionary of English: the First Thousand Words. Supplement to the Online Course of English]. URL: http://4flaga.ru/d_1_1000.htm (accessed: 20.11. 2016). (In English)

Kuriaeva, R. I.(2013). Zakonomernost' uslozhneniia vidov-remennykh form angliiskogo glagola [Regularities of the Growing Complication of the English Verb Tense-Aspect Forms]. Vestnik Kazanskogo tekhnologicheskogo universiteta, 2013. T. 16. No. 16, pp. 178-181 Kazan', KNITU. (In Russian)

Kuriaeva, R. I. (2015). Optimal'naia posledovatel'nost' prepodavaniia grammatiki angliiskogo iazyka [Optimal Method of Teaching English Grammar]. Uchen. zap. Kazan. un-ta. Ser. Gumanit. nauki. 2015. T. 157, kn. 5, pp. 270-279. (In Russian)

Kuriaeva, R. I. (2014). Leksiko-grammaticheskoe posobie po angliiskomu iazyku. Chast' I. Angliiskii iazyk dlia nachinaiushchikh [Lexical and Grammatical Manual in English. Part I. English for Beginners]. 240 p. Kazan', Master Lain. (In Russian)

Kuriaeva, R. I. (2012). Leksiko-grammaticheskoe posobie po angliiskomu iazyku. Chast' II. Infinitiv i mo-dal'nye glagoly [Lexical and Grammatical Manual in English. Part II. The Infinitive and Modal Verbs]. 216 p. Kazan', Master Lain. (In Russian)

Kuriaeva, R. I. (2012). Leksiko-grammaticheskoe posobie po angliiskomu iazyku. Chasti III i IV. Slovoobrazova-nie i rabota so slovarem. Kratkii grammaticheskii spravochnik po angliiskomu glagolu [Lexical and Grammatical Manual in English. Part III and IV. Word-formation and Using the Dictionary]. 122 p. Kazan', Master Lain. (In Russian)

Куряева Рауза Исмаиловна,

кандидат филологических наук, доцент,

Казанский национальный исследовательский

технологический университет,

420015, Россия, Казань,

Карла Маркса, 68.

rauza-k@rambler.ru

Kuriaeva, R. I. (2012). Leksiko-grammaticheskoe posobie po angliiskomu iazyku. Chast' V. Sbornik gram-maticheskikh uprazhnenii po vidovremennym formam glagola [Lexical and Grammatical Manual in English. Part V. Grammar Exercises in Tense-Aspect Forms of the Verb]. 522 p. Kazan', Master Lain. (In Russian)

Vvedenie v filosofiiu. Uchebnoe posobie dlia vysshikh uchebnykh zavedenii (2005) [Foundations of Philosophy. A Textbook for Higher Educational Institutions]. 624 p. Moscow, «Respublika». (In Russian)

The article was submitted on 18.02.2017 Поступила в редакцию 18.02.2017

Kuryaeva Rauza Ismailovna,

Ph.D. in Philology, Associate Professor, Kazan National Research Technological University,

68 Karl Marx Str.,

Kazan, 420015, Russian Federation.

rauza-k@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.