DOI: http://dx.doi.org/10.24411/2541-8947-2017-10006 УДК 269+327
«ИДИТЕ, НАУЧИТЕ» И ПРАВОСЛАВНОЕ ПОНИМАНИЕ ПРИРОДЫ В УСЛОВИЯХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ПРИМОРСКОГО КРАЯ
Алексеев Алексей Викторович
магистр юриспруденции, теолог, преподаватель Дальневосточный федеральный университет,
г. Владивосток SPIN-код РИНЦ: 9614-8834 ORCID: 0000-0002-0739-9048 [email protected]
"GO, TEACH" AND THE ORTHODOX UNDERSTANDING OF NATURE IN THE CONTEXT OF ENVIRONMENTAL PROBLEMS IN PRIMORSKY
REGION
Aleksey V. Alekseev
Master of Laws, theologian Far Eastern Federal University, Vladivostok
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена необходимости бережного отношения к природе. Отмечаются экологические проблемы Приморья, сообщается о национальных, миграционных и религиозных особенностях края. В исследовании рассматривается православное понимание природы и перечисляются некоторые мероприятия, связанные с экологической деятельностью Русской Православной Церкви. В выводах говорится о возможности и необходимости православного понимания природы для благовестия и учительства.
ABSTRACT
The article is devoted to the need for careful treatment of nature. The ecological problems of Primorye are noted, and the national, migratory and religious features of the region are reported. The study examines the Orthodox understanding of nature and lists some activities related to the 24 Теология. Философия. Право / Theology. Philosophy. Law. № 4 (4) 2017
environmental activities of the Russian Orthodox Church. The conclusions speak about the possibility and necessity of the Orthodox understanding of nature for evangelism and teaching.
Ключевые слова: Православие; экология; Церковь; апостольство; природа; Приморье; пантеизм; концепция; теоцентризм.
Key words: Orthodoxy; ecology; church; apostolate; nature; Primorye; pantheism; concept; theocentrism.
Тема экологии, как известно, в современном мире волнует не только жителей Дальнего Востока, но и соседей по материку и океану. Об экологических проблемах редко кто из богословов или иерархов XIX - начала XX вв. выступал с какими-либо конкретными рекомендациями и перспективами. А значит не стоит и удивляться тому, что для верующих, как и для всех их современников, экологический кризис, возросший на глазах одного поколения, был «новостью» [2]. Со временем предпринимались попытки осознать происходящее и выяснилось, что религиозная традиция может осмыслить этот кризис. Более этого, в обществе встречается мнение, что благодаря христианству человек оказался над природой и стал относиться к ней исключительно с рациональных позиций, что и привело человечество к современным экологическим бедам.
В связи с этим назрела необходимость выявить особенности православного понимания природы, а также показать возможности для христианского благовестия.
Выделим экологические проблемы Приморского края и народности, находящиеся на данной территории.
По мнению исследователей, актуальными экологическими проблемами Приморья являются следующие:
• высокое загрязнение воздуха и наводнения;
• водная и ветровая эрозии почв, а также постоянное загрязнение почв пестицидами;
• загрязнения почв и грунтовых вод от различных нефтепродуктов;
• вырубка лесов Приморского края, которая приводит к изменениям в видовом составе и количестве животных, к смене ландшафта окружающей территории;
• частые лесные пожары, загрязнение леса промышленными выбросами [12].
Что касается этнического состава, то по данным Всероссийской переписи населения 2010 года в Приморскому крае проживают представители 158 народностей. Кроме славянского этноса на территории Приморья проживают народности тюркской ветви алтайской семьи (татары, узбеки, азербайджанцы, башкиры), тунгусо-маньчжурской (удэгейцы, нанайцы, тазы). Неудивительно и то, что в Приморском крае живут китайцы, относящиеся к китайской (синитской) ветви сино-тибетской языковой семьи [7]. Приморье ежегодно посещают и сотни тысяч туристов из-за рубежа. Только в 2016 году посетили край почти 570 тысяч иностранцев [11].
Что касается религиозной ситуации, то некоторые стороны анимистических воззрений в Приморье сохраняются и сегодня, малочисленные этносы верят в хозяев природы, которые помогают людям или карают их за провинности [10,8]. В целом, в нехристианских учениях (например, ислам и индуизм) говорится о необходимости сохранять землю, достигать некой гармонии между окружающим миром и человеком [14]. Однако и здесь наблюдается ослабление в приверженности к религиозно-экологическим ценностям, в итоге доминирует небрежный подход к природным богатствам. В свою очередь, основная масса коренного населения Приморья, которая живёт только за счёт даров тайги, по мнению некоторых ученых, выполняет роль своеобразного экологического щита перед техническим прогрессом [9].
Выделим некоторые особенности православного понимания природы. Как известно, в Православии Бог не отождествляется с природой. Священное Писание напоминает о заповеди возделывать сад Эдемский и даровании возможности познания мира человеком. Так еще до грехопадения между человеком и миром возникает устойчивая онтологическая связь.
Человек оказывается в мире как в храме. И здесь он, «готовясь к «космической литургии», своим духовно-физическим трудом, если воспользоваться литургическим языком, приготовляет вещество таинства и своей молитвой призывает Бога освятить дары земли Своим Небесным Духом» [2].
Однако страсть к наживе, которая часто ссылается на необходимость экономического выживания и стремлением в суете стяжать природные блага, ведет современное предпринимательство к разрушению, а не сохранению видимого Божиего мира. В то же время, если даже предположить, что экологическая проблема возникла в результате глобального воздействия экономического фактора на состояние Земли, то здесь в значительной степени она является яркой иллюстрацией того, как далеко человечество отошло от богозаповедованного разумного пользования землёй [8].
Важно отметить, что «через Книгу Творения мы также можем постичь величие Творца - посредством «рассматривания творений» (Рим. 1.20). Этот так называемый уровень естественного откровения доступен был миру и до вочеловечивания Христа [15].
Сегодня во время молитвы верующий возносит руки к небу. Вода из журчащего ручья напомнит и о купели. Обещанная в наследие кротким Земля способна обратить взор христианина на нашу зеленую планету. Так символически вода, земля и воздух свидетельствуют о вечном и неизменном, о красоте и её источнике, о Боге - Творце.
Указывая различным народам путь в Царство Небесное, святитель Иннокентий (Вениаминов) тщательно изучал не только их языки, но и воздух, воду и землю. Такими исследованиями он много послужил и биологической науке. Святитель находился до семидесяти лет среди природы безискусственной, простой, какою она вышла из рук Творца, и среди простых «детей природы» он был простым и открытым, как и сама природа-мать, воспитавшая, сохранившая и укрепившая душевные его силы [4].
Однако государство и общество не торопится жить в простоте и беречь природу. Равнодушие и потребительское отношение к экологическим проблемам отдаляет человека от божественного творения и Бога - Отца. Бедствующие от наводнения и других природных явлений, люди, которые часто не готовы к таким событиям в жизни, надеются на любую помощь, явленную им от Бога через обстоятельства и/или человека. Человек, в свою очередь, часто считает, что в таких явлениях природы существует зло. Некоторые позволяют себе связать причину экологической катастрофы с греховностью тех лиц, которые никакого отношения к таким явлениям и не имеют. Такое богословствование на бедах людей напоминает друзей Иова многострадального, которые указывали на причины его страданий. Как мы помним, Бог явил Себя в бурном вихре и укорил Иова за его заблуждения при стремлении познать судьбы Божии.
Интересным представляется мнение религиозного философа Ивана Ильина, которые пишет о том, что «как 6ы ни были велики и стихийны внешние, вещественные разрушения и уничтожения, они не составляют зла: ни астральные катастрофы, ни гибнущие от землетрясения города, ни высыхающие от засухи посевы, ни затопляемые поселения, ни горящие леса» [3]. И далее напоминает, что «стихийные естественные бедствия могут развязать зло в человеческих душах, ибо слабые люди с трудом выносят опасность гибели, быстро деморализуются и предаются самым постыдным влечениям. Однако люди, сильные духом, отвечают на внешние бедствия обратным процессом — духовным очищением и укреплением в добре, о чем достаточно свидетельствуют хотя бы дошедшие до нас исторические описания великой европейской чумы». Ведь «зло начинается там, где начинается человек, и притом, именно не человеческое тело во всех его состояниях и проявлениях как таковых, а человеческий душевно-духовный мир» - считает
И. А. Ильин [3].
Естественно, что такое отношение человека к природе всколыхнёт сердце любого человека, даже далекого от христианского взгляда на жизнь. Здесь обнаруживается, с одной стороны, потенциал для проповеди о православном
понимании природы, а с другой, показывает, как не следует богословствовать в условиях экологических катастроф среди иноверцев, для которых упование на силы природы в таких обстоятельствах могут спровоцировать совершенно негативную реакцию.
Среди мероприятий, связанных с экологической деятельностью Русской Православной Церкви следует отметить:
1) В 2015 году Синодальной богослужебной комиссией был разработан «чин молебного пения о сохранении творения Божия, который рекомендован священнослужителям в день молитвы о Божием творении посвящать свои проповеди проблемам заботы об окружающей среде». Священный синод утвердил сразу две молитвы о благосостоянии мира — более пространную и краткую. Следует отметить, что «церковная история знает множество примеров, когда любовь христианских подвижников к природе, их молитва за окружающий мир, их сострадание твари самым благотворным образом сказывались на живых существах» [5].
2) В 2017 году неоднократно проходили фотовыставки, посвященные природоохранным инициативам Русской Православной Церкви, а также круглые столы на тему «Церковь и экология». В планах и создание Патриаршей комиссия по экологическим вопросам.
3) Также, например, в Приморской Митрополии, на некоторые приходы города Владивостока привезли кедровые саженцы, затем прихожане посадили деревца около храмов. В целом, на территории приходов высадили около 3000 таких саженцев [13]. Это означает, что экологическая программа может быть выделена как особое направление епархиальной и приходской работы.
Заключение
В Приморском крае, кроме рисков загрязнения Японского моря существуют и острые вопросы, связанные с загрязнением почв и лесов. Экологические проблемы касаются всех людей, которые проживают или приезжают в Приморский край независимо от национальной или религиозной принадлежности. Однако коренные народы с их укладом жизни и обычаями
являются наименее защищенными в этом процессе. Многочисленный этнос иноверцев нуждается в мерах по сохранению природы, поскольку от этого зависит их жизнь. В диалоге с иноверными «возможно содействовать укреплению в людях чувства солидарной ответственности за сохранность Божиего творения» [6].
Вклад экологического содержания в образ мыслей и жизни формирует осознание человеком онтологической связи с природой, что имеет сотериологическое значение для человека. Однако православное восприятие природы не носит пантеистический характер.
Природа как творение Божие со своими стихиями не есть само по себе зло, человек поистине является «мерою всех вещей», но лишь в той степени, в какой он сам вымерен мерою более высокой, чем он [2]. Человек призван бороться со злом в своём душевно-духовном мире, а не использовать природу с её явлениями в меркантильных целях.
Посредством православного понимания природы человек способен созерцать красоту Божиего мира, что открывает и соответствующие возможности для христианского благовестия:
Во-первых, литургическая традиция содержит обращение к Богу о сохранении творения Божия, поэтому необходима подготовленная и осознанная проповедь верующим на данную тему.
Во-вторых, Церковь обладает правом давать оценку тех или иных действий государства и общества в случае неразумного отношения последних к природе.
В-третьих, целесообразно в научной и образовательной сферах развивать междисциплинарные исследования и программы, способствующие разрешению экологических проблем, а не манипуляции ими.
Список литературы
1. Библия. - М.: Российское Библейское общество, 2008. - 928 с.
2. Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Бог. Человек. Мир: сайт библиотеки христианской антропологии и психологии. - 2017 [Электронный
ресурс]. Дата обновления: 05.09.2017. — URL: http://www.xpa-spb.ru/libr/Aleksij-Ridiger/Bog-chelovek-mir.html (дата обращения: 05.09.2017).
3. Ильин И.А. Собрание сочинений: В 10 т. / Сост., вступ. ст. и коммент. Ю. Т. Лисицы. М.: Русская книга, 1996. Т. 5. - С. 43 - 44
4. Письма Иннокентия, Митрополита Московского и Коломенского 1828 — 1855 гг. Собраны Иваном Барсуковым. СПб., 1897. Кн. 1. [Электронный ресурс]. Дата обновления: 05.09.2017. - URL: https://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Moskovskij/pisma-tom-1.html (дата обращения: 05.09.2017).
5. Основы социальной концепции Русской православной церкви; Деяние юбилейного освященного архиерейского собора Русской православной церкви о соборном прославлении новомучеников и исповедников российских ХХ века / Юбил. архиерейс. собор Рус. Православ. церкви, Москва, 13-16 авг. 2000 г. - М.: Святигор, 2000. - 112 с.
6. Основы экологической концепции Русской Православной Церкви (проект документа): официальный сайт Официальный сайт Московского патриархата РПЦ - 2017 [Электронный ресурс]. Дата обновления: 05.09.2017. — URL: http://www.patriarchia.ru/db/print/2255572.html (дата обращения: 05.09.2017).
7. Народы Приморского края. Иллюстрированный историко-этнографический справочник. Специальный выпуск. Приморье: народы, религии, общество // отв. ред. Г. Г. Ермак, Т. И. Табунщикова. - Владивосток: Изд-во «48-часов», 2016. - С. 8 - 9.
8. Платон (Игумнов), архим. Богословский подход к проблеме мира // Богословские труды. М. 1986. С. 174 - 187.
9. Старцев А.Ф. Исторические и современные реалии социально-экономического развития аборигенов Приморского края и их будущее // Ойкумена. Регионоведческие исследования. - 2012. - №1. - С. 92.
10. Старцев А.Ф. Этнические представления тунгусо-маньчжуров о природе и обществе / Старцев А.Ф. - Владивосток: Дальнаука, 2017. - С. 8.
11.Турпоток в Приморье за пять лет вырос в семь раз: официальный сайт Администрации Приморского края. - 2017 [Электронный ресурс]. Дата обновления: 05.09.2017. — URL: http://www.primorsky.ru/news/123835.html (дата обращения: 05.09.2017).
12.Чаленко Н.Н. Анализ экологической обстановки в Приморском крае / Н.Н. Чаленко, А.С. Антошина // Актуальные проблемы обеспечения устойчивого экономического и социального развития регионов: сборник материалов X международной научно-практической конференции - Махачкала: НИЦ «Апробация», 2015. - С. 35 - 37.
13.Экологические акции на приходах Владивостока: официальный сайт Владивостокской епархии МП РПЦ. - 2017 [Электронный ресурс]. Дата обновления: 05.09.2017. — URL: http://www.vladivostok-eparhia.ru/society/gosudarstvo/?id=21826 (дата обращения: 05.09.2017).
14.Лукина, Е.А. Христианская экология: учеб. пособие. - СПБ: СПбПДА, 2017. С. 35 - 42.
15.Языкова, И.К. Богословие иконы: учебное пособие / И. К. Языкова. - М.: Изд-во Общедоступного Православного Ун-та, 1995. - С. 7 - 15.