Научная статья на тему 'Идейные основания юридической деонтологии'

Идейные основания юридической деонтологии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
941
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕОНТОЛОГИЯ / ОБОСНОВАНИЕ / АНАЛИЗ / КРИТИКА / КОММУНИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Рыскельдиева Л.Т.

Статья касается одной из фундаментальных проблем философии права проблемы обоснованиядеонтологии. Осуществлен поиск идейных оснований юридической деонтологии на основе её сравнения с деонтологиями медицинской и педагогической, а также на основе реконструкции основных моментов её исторического становления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Идейные основания юридической деонтологии»

Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского Серия «Юридические науки». Том 23 (62). № 1. 2010 г. С.3-10.

ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА. ФИЛОСОФИЯ ПРАВА

УДК 340.11

ИДЕЙНЫЕ ОСНОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ДЕОНТОЛОГИИ

Рыскельдиева Л. Т.

Таврический национальный университет им. В. И. Вернадского, Симферополь, Украина

Статья касается одной из фундаментальных проблем философии права - проблемы обоснования деонтологии. Осуществлен поиск идейных оснований юридической деонтологии на основе её сравнения с деонтологиями медицинской и педагогической, а также на основе реконструкции основных моментов её исторического становления.

Ключевые слова деонтология, обоснование, анализ, критика, коммуникация.

Процесс обоснования деонтологии является её своеобразной философской «легитимацией», ибо сама деонтологическая идея - «должное» - демонстрирует неустранимую связь между правоведением и философией, связь, благодаря которой сам феномен права, его смысл и назначение могут быть осмыслены и подвергнуты рефлексии. Недостаточная исследованность этой проблемы дает основания для вывода о ее актуальности.

Целью данной статьи является поиск тех идей и понятий, которые могут служить делу обоснования юридической деонтологии. Для достижения заявленной цели мы решим следующие задачи: 1) выявить характер и основные направления современных деонтологических исследований; 2) реконструировать основные моменты рефлексии деонтологической идеи в истории философской мысли. На основе их решения мы укажем те основные идеи и понятия, которые могут служить основанием юридической деонтологии.

Можно утверждать, что деонтологические исследования философского плана последнее время активизировались, в их рамках сформировалось несколько основных направлений. Во-первых, это деонтическая логика, где бесспорным авторитетом стал Г. Х. фон Вригт [см. 1], который видит её истоки одновременно в двух традициях - одна восходит к Лейбницу, другая - к Бентаму. Однако, по его мнению, ещё никто из логиков не осознал этих истоков и принципиальной разницы этих традиций. Изучение нормативных высказываний и связанных с ними понятий «обязательно», «разрешено», «запрещено», «безразлично» показало междисциплинарный характер деонтических изысканий, однако, при этом, как утверждают специалисты, остаются открытыми многие вопросы. Их диапазон широк: от специальных (какова связь деонтических и ассерторических высказываний? почему возможна аналогия между алетической и деонтической модальностями?) до самых общих (каковы фи-лософскиеоснования всей деонтической логики? почему импликации деонтической логики в области права часты и порой успешны, а в философии морали столь затруднительны?) [см. 2, с. 8].

Во-вторых, это деонтологическая этика как направление прикладной этики, включающей в себя целый спектр проблем - от вопросов экологии, прав животных, вегетарианства до проблемы эвтаназии и взаимоотношений врача с больным [см, напр., 3; 4]. И эта сфера исследований испытывает дефицит определенности: в конечном счете, решение «прикладных» вопросов связано с выбором личностью того или иного типа этического мировоззрения [см. 5]. В-третьих, это широкий спектр социально-политических и философско-правовых изысканий, пытающихся преодолеть дихотомию «либерализм (индивидуализм) / коммунитаризм» и найти точки сопряжения между кантианской «деонтологической точкой зрения» и аристотелевской «телеологической перспективой», между «нормой» и «целью» (Рикер П.) [см. 6].

Наряду с широкими философскими исследованиями деонтологического характера давно существует традиция, мы бы сказали, позитивной, то есть научной деонтологии, сохранившейся в сердцевине традиционного светского образования - юридическая и медицинская деонтология как области специальных исследований и как учебные дисциплины, к которым можно добавить и сравнительно недавно заявившую о себе педагогическую деонтологию. Можно ли утверждать, что между этими деонтологиями существует единство - дисциплинарное, методологическое, идейное? Существует ли методологическая определенность в области специальных део-нтологий?

Понимание роли и места этих дисциплин в системе специальных наук у авторов специально-деонтологической литературы, на наш взгляд, отличается методологической неопределенностью. Так, например, юридическая деонтология может пониматься: широко - как «наука, которая наряду с моральными, анализирует требования (нормативы) психологического, политического, правового, экономического, экологического, этического, эстетического, информационного характера, предъявляемые к профессиональной культуре юристов...» [7, с. 7]; узко - как «наука о применении общих и специальных норм морали в специфических условиях практической деятельности юристов.» [7, с. 6]; традиционно - как «учение о соотношении должного и сущего в юридической практике» [8, с. 14]; современно - как «система знаний о том, что должен делать юрист, чтобы вернуть себе уважение общества» [8, с. 5]. О педагогической деонтологии как о сравнительно новой дисциплине заговорили в последнее время, вокруг неё ведутся споры и дискуссии [см. 10] и чаще всего её определяют как науку о профессиональном (должном) поведении педагога.

В таком контексте довольно трудно отличить цель, задачи и смысл, например, юридической этики от того же в юридической деонтологии (ср.: «. профессиональная этика юриста формируется на основе взаимосвязи и взаимообусловленности правовых и нравственных принципов, норм правового и нравственного сознания» [11, с. 26]). Такая же размытость теоретических оснований и формулировок, методологическая неопределенность исследования и нечёткость его границ обнаруживается и в области медицинской деонтологии, например: «Деонтология должна рассматриваться как наука о моральном, эстетическом и интеллектуальном облике человека, посвятившего себя благородному делу - заботе о здоровье человека, о том, каковы должны быть взаимоотношения между медиками, больными и их родственниками, а также между коллегами в медицинском коллективе и

целыми учреждениями социалистического общества, участвующими в борьбе за жизнь и здоровье людей» [9, с. 21].

Позитивно-деонтологические дисциплины отличает, мы бы сказали, квазинаучность: «наука об облике», «знание о том, как вернуть себе уважение», «наука о поведении». Это связано с общим для этих дисциплин пафосом (воодушевление, подъем) и патетикой (взволнованность, обеспокоенность) в постановке деонтологиче-ских проблем. «Душевный подъём» и «обеспокоенность» как характеристики эмоционального состояния того, кто ставит проблемы и пишет текст, то есть, автора возникают вполне естественно - деонтологическая дисциплина затрагивает сферу человеческих взаимоотношений, эмоциональная доминанта в них неустранима. Её невозможно устранить даже тогда, когда эти отношения должны быть предельно формализованы, например, в случаях отношений судья-подсудимый, хирург-оперируемый, педагог-ученик. Сложную проблему формализации неформализуе-мой эмоциональной компоненты каждая дисциплина решает своими силами, с учётом профессиональной специфики. Так, предметом юридической деонтологии в этом контексте может стать «свод правил, определяющих режим профессионального общения юриста» [7, с. 11], задача медицинской деонтологии может стать тем, чтобы «постоянно напоминать медицинским работникам, что медицина должна служить пользе больных людей, а не больные люди - пользе медицины» [9, с. 22].

В специальных деонтологических дисциплинах легко обнаружить общее:

1) каждая касается специальной профессиональной коммуникативной ситуации, ситуации общения, в которой участвуют преимущественно двое (врач-больной, учитель-ученик, адвокат-клиент);

2) тексты, принадлежащие каждой такой ситуации, имеют своим адресатом одного из участников коммуникации: врача (например, клятва Гиппократа, Факультетское обещание русских врачей, Женевская декларация), педагога (например, Закон «Об образовании», Конвенция ООН о правах ребенка), юриста (например, Каноны профессиональной этики Американской Правовой Ассоциации, Уставы, кодексы чести и др.);

3) разграничивая область формализуемых и неформализуемых нормативов, каждая дисциплина стремится аналитически прояснить неформализуемую часть, указать специалисту на тот аспект коммуникативной ситуации, где решение принять может только он лично, беря на себя ответственность.

Таким образом, в каждой специальной деонтологической дисциплине можно увидеть две части: одна касается осведомленности специалиста, необходимости изучать, знать основные положения нормативных документов, касающихся его профессиональной деятельности и регламентирующих его поведение как специалиста. Эта часть имеет, очевидно, конвенциональный характер и её можно назвать основами профессиональной этики. Со второй частью, в основном, связаны все дисциплинарные неясности и вся дисциплинарная патетика, из-за этой части всякая специальная деонтология может рассматриваться «в разных смыслах», она придаёт всякой деонтологии оттенок междисциплинарности. Эта часть, мы бы сказали, имеет непосредственное отношение к практической коммуникативной философии: она имеет целью определенную «коррекцию» коммуникативной ситуации при её воз-

можных искажениях, саморефлексию специалиста в ситуации «Я-Другой», то есть, каждый раз принятия самостоятельного решения по вопросу о соотношении сущего и должного.

Решение вопроса о соотношении сущего и должного далеко от простоты очевидности. Многоаспектность этой проблемы хорошо иллюстрируется на историко-философском материале: от первого упоминания идеи «должного» Аристотелем до «Деонтологии или науки о морали» Дж. Бентама.

Термин «деонтология» восходит к понятию «to deon» - «должное», которое впервые встречается в «Никомаховой этике» Аристотеля. Если философия, по Ста-гириту, есть стремление к мудрости, то знание, наука (episteme) есть путь к ней, способ её достижения. Если наука об «умозрительном», то есть, о причинах и началах - самая лучшая, высокая и свободная, то «наука о практическом», охватывающая область поступков, стремится не к мудрости, а к «рассудительности» (phronesis). Именно поэтому Анаксагор и Фалес, в отличие от Перикла, - мудры, но не рассудительны, так как «видно, что своя собственная польза им неведома, знают они [предметы] совершенные, достойные удивления, сложные и божественные, однако, бесполезные.» (EN YI 7, 1141 b 5) [12, с. 179]. Теоретическое и практическое знание Аристотель связывает идеей блага как цели процесса познания. Знание того, что есть благо, Стагирит уподобляет мишени, познающего - стрелку: «И словно стрелки, видя мишень перед собою, разве не вернее достигнем мы должного?» (EN I 1, 1094 a 25) [12, с. 55]. Знание того, что конкретно есть «должное» и что должен делать человек в соответствии с этой идеей, то есть, правильность поступков людей обеспечивается знанием общего правила, оно, по Стагириту, таково: «Итак, поступать согласно верному суждению (kata ton orthon logon) - это общее правило, и мы примем его за основу. (EN II 2, 1103 b 35) [12, с. 80].

Если Аристотель задал базовую семантику понятия «должное», то на тонкости употребления этого понятия в философских текстах указал Юм Д.. Для Стаги-рита «to deon» определялось умозрительно постигаемым миром очевидностей полисной общности, то есть общим и разумным пониманием того, что есть «должное». Юм Д. в «Трактате о человеческой природе» выявляет ту «незаметность», с которой моралисты переходят в своих рассуждениях о добродетели на употребление глагола «должен» там, где прежде употребляли глагол «есть» [см.13, с. 229]. Это связано с его пониманием роли разума в практической сфере, в области поступков. Разум, по Юму, не является законодателем в сфере нравов, где всё происходит как бы «само», где порок и добродетель подобно «вторичным качествам» можно сравнить со звуками, цветами, теплом и холодом как перцепциями нашего духа. Позиция Юма -очевидный эмотивизм, а суждения морали, согласно эмотивизму, внушают определенные эмоции, формируют настроение, поэтому и нужен анализ душевной жизни, чувств, мыслей для выяснения происхождения моральных суждений. Нравственные отношения, по Юму, не могут быть предметом науки, сама нравственность не есть факт и во внешнем опыте не устанавливается. Критерий квалификации поступка в качестве порочного или добродетельного здесь - это наше чувство порицания или одобрения, которое легко обнаруживается во внутреннем опыте, является предметом чувств - это обстоятельство он и считает своим открытием в этике. Можно сде-

лать вывод, что изучение «должного» в соответствии с установками Юма может стать уделом психологии как исследования, анализа душевных процессов и лингвистики как исследования и анализа языка моральных суждений. В этом контексте понятно появление в 20 веке, например, соционики как учения об «информационном метаболизме», изучения «структуре ментальности этноса» и проч., в которой не стоят и не могут стоять деонтологические вопросы. Юм, можно сказать, задал аналитический контекст рассуждений о должном, позволяющий и даже предписывающий аналитическое отношение к вопросам долга и необходимость самоотчета автора деонтологического текста.

Наиболее полная экспликация «должного» в виде деонтической этики (этики долга) появляется в философии Канта И., который осуществил поиск каркаса, остова моральной жизни индивида - того, что принято называть моральными принципами. Он, по Канту, один - долг. Законы, основывающиеся на моральном принципе, должны обращаться к особой инстанции в человеке - доброй воле. Осуществляя своеобразную «реабилитацию» разума в области морали, Кант считал доброй волю, согласную с разумом, в котором для неё можно отыскать только один закон - категорический императив. Долгом в этом контексте считается мотив для поступка, вытекающего из доброй воли. Кроме того, Кант обнаружил весьма тонкую, трудную для распознавания, но чрезвычайно действенную связь между разумом и чувствами - особое чувство, возбуждаемое разумом, имеющее уникальную силу воздействия на сферу мотивов - моральное чувство, отвечающее моральному интересу. Объяснить его происхождение, по Канту, невозможно, оно - в природе человека. С ним связана и автономия моральной личности - личности, размышляющей о моральных принципах. Именно она как бы «носит» в себе человечество, она - его «лицо», к ней и должен быть обращен всеобщий и универсальный моральный закон, «закон долга». Рассуждая об этом законе, Кант демонстрирует силу его критической философии - самокритику, причем, прежде всего, философскую. Философ - тот, кто понимает, что силу императива имеет только один закон, он и есть принцип, тогда как все остальное (учение о добродетели) базируется на своеобразной «эстетике нравственности» [см. 14]. Критическая позиция философа, которую Кант вменяет ему в долг и говорит о «долге философа» подразумевает возможность и необходимость разграничения, различения убеждения и уговаривания, самокритику и дискурсивную самодисциплину в той области, которую анализировал Юм Д.: «если приводятся в движение моральные побуждения души и возбуждается живой интерес к ним силой красноречия..., то долг философа (допуская даже, что он ни во что не ставит требование искренности) разоблачить. и отделить то, что относится только к уговариванию, от того, что ведет к убеждению.» [15, с. 500]

Основы деонтологии как самостоятельной сферы исследований заложены, как известно, Бентамом Дж., который увидел область своей науки о морали «между наградой и наказанием» [16, р. 2], вне публичной сферы, вне сферы действия позитивного права - там, где находится сфера морали. Бентам подверг критике разветвленное учение о добродетелях, сведя их традиционно длинный список к двум - благоразумию (в отношении себя) и благожелательности (в отношении к другим), заложенных в человеке великой Природой. Обе они способны быть эффективным сред-

ством на пути к благу, в этом смысле, быть добродетельным для человека - и полезно, и выгодно. Впрочем, считает Бентам, пока он этого не поймет, бесполезно взывать к его нравственности и указывать на его долг, ибо (и в этом один из принципов бентамовой деонтологии) «каждый человек есть наилучший судья самому себе при выборе той линии поведения, которая в каждом случае максимально способствует его благополучию, что каждому человеку зрелого возраста и здравого ума должно быть позволено судить и действовать самостоятельно, и что все, что может быть сказано и сделано другим человеком с целью направить поведение первого есть не более чем глупость и наглость» [17, с. 231]. В этой связи понятно критическое отношение Бентама к самому употреблению глагола «должен» и понятия «долг». А в рамках такой критичности закономерно возникают вопросы: откуда у моралиста санкция на императивы? откуда легитимность предписаний, наставлений или даже просто советов «мудрецов»? у кого и на каком основании есть право сказать в мой адрес «ты должен»? Ни у кого, по Бентаму, такого основания нет. Бентам как бы «растворяет» деонтолога в других людях, отстаивая, мы сказали, своеобразную «интеллектуальную демократию», основанную на принципе интеллектуального и морального ненасилия. Удивительно, но этот сторонник идеи моральной автономии личности остался в памяти потомков, прежде всего, как автор проекта «паноптикона», модели тюрьмы, которая внушает ужас нашим современникам, но которая была для его времени очевидным достижением гуманизма.

Если присмотреться к целому набору вышеозначенных современных «отраслевых», профессиональных деонтологий, то может возникнуть вопрос: почему именно в этих сферах? Ответ находится в характере той коммуникативной ситуации, в которой профессионально находится юрист, врач, педагог. Потому что в деятельности такого рода создается коммуникативная ситуация с возможностью реализации власти, несанкционированных, нелегитимных императивов и даже насилия (интеллектуального и морального). Тот аспект профессиональной коммуникации, который затребует здесь саморефлексию, высвечивает необходимость самоопределения по отношению к Другому, в котором нет и не может быть внешней, позитивно-правовой определенности. Это сфера мотивов, сфера автономии, суждения о которой никогда не могут происходить извне, быть вынесенными Другим - только я могу определиться в отношении внутренних целей моей деятельности, такое самоопределение и должно быть вменено мне мной самим в долг. И только от меня зависит то, ради чего, и то, на основе чего я буду принимать решение в ситуации, требующей действенности моральных принципов. Выбор широкий - от материальной выгоды до установления справедливости и мира.

Таким образом, основание юридической деонтологии, на наш взгляд, должны составить следующие понятия и идеи:

Во-первых, понятие анализа, подразумевающее умение юриста различать, отделять сущее от должного, закон от императива, сферу теоретической философии от практической;

Во-вторых, понятие критики, подразумевающее возможность подчиняться дискурсивной самодисциплине, отдавать себе отчет в возможностях разума, знать,

где и по каким проблемам пролегает граница познания, граница между знанием и убежденностью, граница между убеждением и уговорами;

В-третьих, идея ненасилия, подразумевающая распространение принципов ненасилия на интеллектуальную и моральную сферы. В соответствии с этой идеей следует признать автономию личности и её право на те мотивы поведения, которые она считает приемлемыми.

И, в-четвертых, идея коммуникации, указывающая на коммуникативный аспект деятельности юриста, на необходимость саморефлексии в коммуникативной ситуации, на способность самостоятельного определения основных параметров отношения «Я-Другой».

Список литературы

1. Вригт Г. Х. фон Логико-философские исследования. Избранные труды / Г. Х. фон Вригт. - М. : Прогресс, 1986. - 600 с.

2.Герасимова И. А. Деонтическая логика и когнитивные установки / И. А. Герасимова // Логический анализ языка: Языки этики [отв. ред. Н. Д. Арутюнова и др.]. - М. : Языки русской культуры,

2000. - С. 7-17.

3. Ferre F. Moderation, morals, and meat / F. Ferre // Inquiry. - Oslo, 1986. - Vol. 29, N 4 - p. 391406.

4. Andrews W. Interests: The teleological conception and the deontological conception / W. Andrews // Journal of value inquiry. - Dordrecht, 1992. - Vol. 26, № 1. - Р. 89-94.

5. Goodin R. E. Responsibilities / R. E. Goodin // Philos. quarterly. - St. Andrews, 1986. - Vol. 36, № 142. - Р. 50-64.

6. Рикер П. Я-сам как другой / П. Рикер. - М. : Издательство гуманитарной литературы, 2008, -

416 с.

7. Скакун О. Ф. Юридическая деонтология: [учебник] / О. Ф. Скакун. - Харьков : Эспада, 2002. -

504 с.

8. Окусов А. П. Юридическая деонтология или профессиональная несостоятельность безнравственного юриста : [учебное пособие] / А. П. Окусов. - Ростов-на-Дону : Южно-Рос. гуманит. ин-т,

2001. - 268 с.

9. Деонтология в медицине: в 2-х томах / [под ред. Б. В.Петровского]. - М. : Медицина. - . -Т. 1. - 1988. - 352 с.

10. Левитан К. М. Зачем нужна педагогическая деонтология? / К. М. Левитан // Человек. - 1999.

- Вып. 5. - С. 144-148.

11.Кобликов А. С. Юридическая этика : [учебник] / А. С. Кобликов. - М. : Издательство НОРМА, 2003. - 176 с.

12. Аристотель. Никомахова этика // Аристотель. Сочинения в 4-х томах. - М. : Мысль. - . -Т. 4. - 1984. - 435 с.

13. Юм Д. Трактат о человеческой природе. Книги третья. О морали / Д. Юм. - М. : КАНОН, 1995. - 416 с.

14. Рыскельдиева Л. Т. Искусство делать добро: основы кантовской эстетики нравственности / Л. Т. Рыскельдиева // Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского. Серия «Философия. Культурология. Политология. Социология». - 2009. - Том 22 (61), № 1. - С. 18-26.

15. Кант И. Критика чистого разума // Кант И. Сочинения в шести томах.- М. : Мысль. - . -Т. 3. - 1964. - 799 с.

16. Bentham J. Deontology or the science of morality [ed. by J. Bowring] / J. Bentham. In two volumes.

- London: Edinburgh. - . -

Vol. II. - 1834, 316 р.

17. Рыскельдиева Л. Т. Деонтология в истории философии / Л. Т. Рыскельдиева - ^мферополь : Таврия, 2004. - 384 с.

Рискельдieва Л. Т. Цдейш тдстави юридично!" деонтологй/ Л. Т. Рискельдieва // Учет записки Тавршського национального утверситету iM. В. I. Вернадського. Серш : Юридичш науки. - 2010. -Т. 23 (62). № 1. 2010. - С. 3-10.

Статья стосуеться одте! з фундаментальних проблем фшософп права - проблеми обгрунтування деонтологй. Здшснено пошук iдейних тдстав юридично! деонтологй на засадах И порiвняння з деон-тологiями медичною i педагопчною, а також на основi реконструкцй основних моментiв И iсторичного становлення.

Kmuoei слова: деонтолопя, обгрунтування, аналiз, критика, комунiкацiя.

Ryskildiyeva L.T. The ideological basis of the juridical deontology / L. Ryskeldieva // Scientific Notes of Tavrida National V. I. Vernadsky University. - Series : Juridical sciences. - 2010. - Vol. 23 (62). № 1. 2010. - Р. 3-10.

The fundamental problems of deontology are concerned - foundation and justification. The comparison of juridical, medical and pedagogical deontology and the reconstruction of the key moments of the deontology's history were maid.

Keywords: deontology, foundation, analysis, criticism, non-violence,communication.

Надтшла до редакцИ 19.01.2010 р

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.