Научная статья на тему 'Идейно-тематические и художественные особенности песенной лирики Равиля Бикбаева'

Идейно-тематические и художественные особенности песенной лирики Равиля Бикбаева Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
393
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Р. БИКБАЕВ / ПЕСЕННАЯ ЛИРИКА / ЛИТЕРАТУРНАЯ ПЕСНЯ / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА / ПАТРИОТИЗМ / R. BIKBAEV / SONG LYRICS / LITERARY SONG / FIGURATIVE-EXPRESSIVE MEANS / PATRIOTISM

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Даутова Роза Ахметовна

В статье анализируются идейно-тематические и художественные особенности песенной лирики башкирского народного поэта Равиля Тухватовича Бикбаева. Отмечается, что песенная лирика Р. Т. Бикбаева отличается богатством изобразительно-выразительных средств, глубоким идейно-тематическим содержанием, высокой гражданственностью, чувством патриотизма, тонким лиризмом. Среди использованных поэтом тропов выделяются эпитеты, анафоры, сравнения, метафоры, олицетворения и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes the idea-thematic and literary features of the song lyrics of the Bashkir national poet Ravil Tukhvatovich Bikbaev. It is noted that the song lyrics of R. T. Bikbaev is distinguished by the richness of descriptive-expressive means, deep idea-thematic content, high citizenship, a sense of patriotism, subtle lyricism. Epithets, anaphoras, comparisons, metaphors, personifications, etc. are distinguished among the tropes used by the poet.

Текст научной работы на тему «Идейно-тематические и художественные особенности песенной лирики Равиля Бикбаева»

Даутова Роза Ахметовна

ИДЕЙНО-ТЕМАТИЧЕСКИЕ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕСЕННОЙ ЛИРИКИ РАВИЛЯ БИКБАЕВА

В статье анализируются идейно-тематические и художественные особенности песенной лирики башкирского народного поэта Равиля Тухватовича Бикбаева. Отмечается, что песенная лирика Р. Т. Бикбаева отличается богатством изобразительно-выразительных средств, глубоким идейно-тематическим содержанием, высокой гражданственностью, чувством патриотизма, тонким лиризмом. Среди использованных поэтом тропов выделяются эпитеты, анафоры, сравнения, метафоры, олицетворения и т.д. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/2/2018/2-2/3.html

Источник

Филологические науки. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2018. № 2(80). Ч. 2. C. 229-232. ISSN 1997-2911.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2018/2-2/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: phil@gramota.net

3. Блог Владимира Савельева [Электронный ресурс]. URL: http://savme.ru/ (дата обращения: 19.11.2017).

4. Ваганов А. Зачем и кому нужно экологическое партнерство [Электронный ресурс]. URL: http://www.ng.ru/ideas/ 2017-06-20/5_7011_klimat.html?id_user=Y (дата обращения: 02.10.2017).

5. Введенская О. В. Идейная основа и коммуникативное воплощение современного российского монархизма [Электронный ресурс]. URL: http://jf.spbu.ru/essais/2916-9022.html (дата обращения: 30.11.2017).

6. Гавра Д. В. Основы теории коммуникации: учебное пособие. СПб.: Питер, 2011. 288 с.

7. Казаков Е. 68 дельфинов погибли в Черном море из-за эпидемии [Электронный ресурс]. URL: https://www.kuban.kp. ru/daily/26675/3697210/ (дата обращения: 30.11.2017).

8. Минприроды России назвало города с самым грязным воздухом [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/ 2017/09/21/minprirody-rossii-nazvalo-goroda-s-samym-griaznym-vozduhom.html (дата обращения: 02.10.2017).

9. Непесова Л. Сделать воду чище. Мероприятия по снижению вредных сбросов в реки и озера [Электронный ресурс]. URL: http://www.aif.ru/society/ecology/sdelat_vodu_chishche_meropriyatiya_po_snizheniyu_vrednyh_sbrosov_v_reki_i_ozera (дата обращения: 30.11.2017).

10. Плотникова Е. Куда поехать за здоровьем? Особенности медтуризма в России и за рубежом [Электронный ресурс]. URL: http://www.aif.ru/health/life/kuda_poehat_za_zdorovem_osobennosti_medturizma_v_rossii_i_za_rubezhom (дата обращения: 30.11.2017).

11. Программа Российской экологической партии «Зеленые» [Электронный ресурс]. URL: http://greenparty.ru/ material/page/programma (дата обращения: 30.11.2017).

12. Сивцов О. Воспитать любовь к природе. Какие проекты осуществили в год экологии? [Электронный ресурс]. URL: http://www.aif.ru/society/ecology/vospitat_lyubov_k_prirode_kakie_proekty_osushchestvili_v_god_ekologii (дата обращения: 30.11.2017).

13. Фомичев С. Разноцветные Зеленые [Электронный ресурс]. URL: http://samlib.ru/f/fomichew_s/multicoloredgreens.shtml (дата обращения: 30.11.2017).

14. Формирование экологической культуры и развитие молодежного движения / под ред. В. М. Захарова. М.: Акрополь; Центр экологической политики и культуры; Центр экологической политики России, 2008. 340 с.

15. Ципес Г. Л., Товб А. С. Проекты и управление проектами в современной компании: учебное пособие. М.: Олимп-Бизнес, 2009. 240 с.

16. Экологическая культура и информация в интересах устойчивого развития: мат-лы междунар. форума: в 2-х т. /

Брян. обл. науч. универс. б-ка им. Ф. И. Тютчева. Брянск: Клинцовская городская тип., 2004. Т. 1. 277 с.

IDEA FOUNDATION AND COMMUNICATIVE EMBODIMENT OF THE GREENS IDEOLOGY

Vvedenskaya Ol'ga Vyacheslavovna

Saint Petersburg University vvedenskaya. olga@rambler. ru

The article considers the ideology of the Greens as a communicative project consisting of a certain set of attributes. The Greens means eco-activists who seek to establish harmonious relations between the man and the nature. They seek to create optimal conditions for the development of production, non-violence, creating conditions for the health of the nation, and environmental education of the population. Mass media cover widely environmental issues. However, the Greens is still in the field of off-systemic opposition. Their ideology and ideas are quite utopian.

Key words and phrases: The Greens; environmental movement; mass media; communicative embodiment; environmental education.

УДК 8.82.82-1

В статье анализируются идейно-тематические и художественные особенности песенной лирики башкирского народного поэта Равиля Тухватовича Бикбаева. Отмечается, что песенная лирика Р. Т. Бикбаева отличается богатством изобразительно-выразительных средств, глубоким идейно-тематическим содержанием, высокой гражданственностью, чувством патриотизма, тонким лиризмом. Среди использованных поэтом тропов выделяются эпитеты, анафоры, сравнения, метафоры, олицетворения и т.д.

Ключевые слова и фразы: Р. Бикбаев; песенная лирика; литературная песня; изобразительно -выразительные средства; патриотизм.

Даутова Роза Ахметовна

Башкирский государственный университет, г. Уфа rozochka.timerbaeva@mail.ru

ИДЕЙНО-ТЕМАТИЧЕСКИЕ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕСЕННОЙ ЛИРИКИ РАВИЛЯ БИКБАЕВА

Башкирская народная лирика состоит из многочисленных и разнообразных песен, в основе которых лежат переживания, чувства, мысли, настроения - внутренний мир человека. Песня является верным и постоянным спутником в истории и жизни каждого народа, всегда оказывается в центре внимания лирической поэзии. Она сыграла большую роль в сближении письменной поэзии с конкретной башкирской действительностью,

230

^БЫ 1997-2911. № 2 (80) 2018. Ч. 2

в создании доступной и понятной широким народным массам системы стиха, естественно сочетая в себе традиции фольклорной лирики с индивидуально-творческим началом [5, с. 44].

Говоря об особенностях песенной лирики, башкирский литературовед Г. С. Кунафин пишет: «Песенная лирика - особый вид поэтического творчества. Тексты стихов песенного типа отличаются от других поэтических произведений прежде всего способом и стилем выражения чувств и мыслей лирического субъекта. Песенные тексты характеризуются простотой содержания и формы. Их эмоционально-образный строй, структурные, фонетические и интонационные качества максимально приближены для пения, для мелодичного, напевного исполнения. Органической связью со словесным текстом обусловлено и своеобразие песенных жанров и форм, а именно: соотношение частей поэтического текста, запева и припева, строф, тяготение к импровизационности или композиционной законченности» [Там же, с. 32].

Литературная песня как жанр получила свое широкое развитие в начале ХХ века. К этому жанру обращались все социальные слои общества. Тесная связь с жизнью, стремление отвечать на идейно-эстетические запросы, широта общественной тематики, философская задумчивость, с одной стороны, грусть, а с другой, -глубокая вера в светлое будущее, тонкий лиризм, совершенная поэтическая форма сделали песню наиболее жизнеспособным и популярным жанром башкирского искусства слова [Там же, с. 44].

Литературная песня - это живое и многогранное явление, она находится в постоянном процессе развития. Наиболее примечательна в свете заявленной проблематики песенная лирика башкирского народного поэта Равиля Тухватовича Бикбаева.

Песенное наследие Р. Т. Бикбаева немногочисленно, но весьма разнообразно по своему идейно-тематическому и художественному содержанию. Большинство песен поэта посвящены родному краю, любви, народу, друзьям, матери.

Обратим внимание на песню «Без булганбыз, барбыз, булырбыз» («Мы были, есть, будем» (2009-2010)), которая посвящена башкирскому народу. В данной песне Р. Т. Бикбаев освещает прошлое, говорит о настоящем и о будущем этноса, восхищаясь его прошлым и выражая надежду на его светлое будущее: «Мы были, есть и будем!» [2, с. 485].

Поэт верит в силу духа родного народа и с уверенностью полагает, что на свет появятся еще могучие и сильные духом батыры и будут следовать по стопам своих предков:

«Азаматтар тагы тыуасак та «На свет появятся еще батыры,

Хальгк кыуган юлды кыуасак». Следовавшие за народом» [Там же].

Р. Т. Бикбаев уверен, что путь будет нелегким - по дороге их встретят жизненные препятствия, помехи. Но сила духа народа, мужество, единство смогут спасти от всех бед.

«Йэннэт кеYек йэмле еребеззэ «В родной земле подобной раю

Башкорт булган, бар ул, буласак!». Башкиры были, есть и будут!» [Там же].

Поэт хочет сказать, что судьба Республики Башкортостан в руках только башкира. Очевидны в произведении высокий патриотический дух, могущественная сила, возвышенное чувство любви к родной стране и гордости за нее. Отметим, что для эмоциональности передачи своей мысли Р. Т. Бикбаев использует различные изобразительно-выразительные средства, прежде всего эпитеты («сал Урал» (седой Урал)), сравнение («йэннэт ^ек йэмле еребез» (родная земля, подобная раю)), рефрен («Без булганбыз, барбыз, булырбыз». / «Мы были, есть, будем») и другие.

В творчестве Р. Т. Бикбаева родная республика была и остается одной из главных тем произведений. Поэт является настоящим патриотом родной земли. Этими чувствами пронизана песня «Туксоран» («Туксо-ран» (2007)). В ней выражаются восхищение, любовь и тоска лирического героя по родным местам. Поэт вспоминает своих предков, их душевность и внутреннюю красоту:

«Туксораным - йэйрэп яткан далам, «Туксоран мой - степь моя широкая,

Дала кеYек асык куцелдэр». Открытые души как степь» [3, с. 424].

Таким образом, родные места для поэта ассоциируются в первую очередь с его жителями, с их искренней, открытой и бескрайной, как степь, душой. По отношению к ним у поэта сохранились только светлые и теплые чувства.

Следующие строфы связаны с воспоминаниями детства. В первую очередь перед глазами поэта предстают снежные вьюги и бури.

«Туксораным, сабый сактарымда «Туксоран мой, в младенческие годы

Сыныктырзы дауыл-бураныц. Закаляла нас твоя буря и вьюга.

Керттэр ярзык, hаман алга барзык, Сгребли сугробы, все шли вперед

Дауыл-бураныца уранып». Окутаясь в твои бури и вьюги» [Там же].

В этой строфе образы бури и вьюги приобретают философские значения. Они закаляют лирического героя, делают его сильнее перед жизненными трудностями. Несмотря на все невзгоды, лирический герой, пробивая себе дорогу, идет только вперед, к своей цели.

Последние строфы песни «Туксоран» («Туксоран») раскрывают мысли и чувства лирического героя, который находится вдали от родных земель:

«Туксораным, купме юл ураным, «Туксоран мой, объездил все края,

Ьагыныуым Иицэ осора». Тоская моя ведет к тебе» [Там же].

Где бы ни находился поэт, в какие бы берега ни заносила его судьба, светлый образ родной земли, родных степей поддерживает, вдохновляет, согревает его душу.

Важную роль для передачи мысли и чувств поэта играют изобразительные средства, например эпитеты («асык куцел» (открытая душа), «изге тамыр» (святой корень)), сравнение («Туксораным - йэйрэп яткан да-лам, / Дала кеYек асык кYцелдэр». / «Туксоран мой - раскинутая моя степь, / Как степь открытые души»). Также Р. Бикбаев для усиления эмоциональности умело использует прием анафоры: каждая строфа начинается с обращения - Мой Туксоран. Изобразительно-выразительные средства делают речь автора более яркой, образной и эмоциональной.

Песня «Зейэк» («Зуяково» (1991)) посвящена селу Зуяково Белорецкого района Республики Башкортостан. Поэт воспевает не только богатство природы, но и восхищается красотой девушки, которая выросла у берегов реки Инзер. Завораживающую красоту села поэт запомнил на всю жизнь:

«Онотолор, бэлки, кайИы тейэк, «Забудутся, быть может, другие края

Оноторлок тYгел Зейэкте». Но невозможно забыть Зуяково» [Там же, с. 186].

Прекрасный пейзаж, поражающая красотой природа, лучезарный лик красавиц Инзера становятся источником вдохновения.

Разумеется, все поэты так или иначе обращаются к теме любви. Творчество Р. Т. Бикбаева не исключение. Так, в его песне «FYмерлеккэ калыр Ьагышым» («Тоска, оставшаяся на всю жизнь» (1991)) любовь изображается как вечное чувство. Лирический герой тоскует по своей возлюбленной:

«Ьине уйлап, куцел канатлана, «Думая о тебе, окрыляется душа,

Ьине уйлап донъям яцыра». Думая о тебе, моя жизнь обновляется» [Там же, с. 189].

Лирический герой все время думает о возлюбленной, всюду слышит ее мелодичный голос. Значит, любовь для поэта становится источником вдохновения и внутренней гармонии.

Любовь для поэта - чувство, в котором выражается и счастье, и печаль, сопровождающее его всю жизнь:

«FYмерлеккэ калыр шатлыгым Иин, «Ты - счастье всей моей жизни,

FYмерлеккэ калыр Ьагышым». Моя тоска, оставшаяся на всю жизнь» [Там же].

Таким образом, песня «FYмерлеккэ калыр Иагышым» («Тоска, оставшаяся на всю жизнь» (1991)) пронизана мотивами влюбленности, бескрайней любви и тоски. Для усиления эмоциональности поэт использует следующие средства: эпитеты - «урау юл» («круговая дорога»), «моцло тауыш» («мелодичный голос»), сравнение «Ьинец йырыц сыцлай колагымда, / ЭйтерЬ1ец дэ, кемеш кыцгырау». / «Песня твоя звучит в моих ушах, / Будто серебряный колокол»; анафоры: «Язмышымдан китмэд шатлыгым Ьин, / Язмышымдан китмэд шатлыгым», «Ьине уйлап куцел канатлана, / Ьине уйлап, донъям яцыра», «FYмерлеккэ калыр шатлыгым Ьин, / FYмерлеккэ калыр hаFышым» «Ты не уходящая радость, / Радость судьбы моей», «Думая о тебе, окрыляется душа, / Думая о тебе, обновляется душа», «Радость, оставшаяся на всю жизнь, / Тоска, оставшаяся на всю жизнь» и другие.

Своеобразна по своей тематике песня «Осрашайык, дудтарым!» («Давайте встретимся, друзья!» (2007)), посвященная друзьям и знакомым, родным и близким поэта. Судя по содержанию песни, она имеет глубокий философский смысл.

«Кулдарыбыз йылы сакта «Когда наши руки теплые

КYрешэйек, дудтарым!». Давайте встретимся, друзья!» [Там же, с. 425].

Очевидно, что, по мысли Р. Бикбаева, человеческая жизнь слишком коротка, в ней важны не вещи, а человеческие отношения, поэтому важно встречаться с друзьями и близкими как можно чаще. Нужно ценить дружбу, уважать друг друга, радоваться каждому дню, наслаждаться каждым мгновением.

Главное место в песенной лирике Р. Т. Бикбаева занимает описание природы. Примечательна в этом отношении песня «Кара кашыц, КараFай» («Твои черные брови, Сосна» (2004)). Она посвящена санаторию «Карагай», который находится в селе Большеустикинское Мечетлинского района Республики Башкортостан. В ней выражаются и слова благодарности санаторию, и гордость, и восхищение его живописной природой:

«^пме канаттар ны^ынды, «Сколько крыльев окрепли,

ТалFан тэндэр hауыкты. Выздоровели многие.

Тылсымында КараFайзыц, В волшебстве Карагая,

Шифа Ьыуында Ыктыц». В целебной воде Ика» [Там же, с. 366].

Исцеление от всяких болезней, приятный и полезный отдых в санатории поэт называет волшебством Карагая.

Описанная поэтом живописнейшая природа Карагая оставляет в душе читателя глубокие впечатления. Она великолепна и чудесна во всех своих проявлениях. Чистый целебный воздух, соловьиный родник, сосновый лес становятся источником вдохновения поэта.

232

ISSN 1997-2911. № 2 (80) 2018. Ч. 2

Таким образом, в песенной лирике Р. Бикбаева отражаются образы родной природы и родного башкирского народа. Поэт смог передать своему читателю мысли, чувства и настроения родного народа, богатство и красоту родной земли. Любовь в песнях поэта вечна и обладает безграничной силой. В лирических стихотворениях преобладает изображение нежных и чистых чувств.

Песенная лирика Р. Т. Бикбаева отличается богатой палитрой красок и образностью. Использованные поэтом изобразительно-выразительные средства, такие как эпитет, сравнение, анафора, рефрен и другие, помогают создать неповторимые оттенки переживаний, показывают удивительное богатство чувств, эмоциональность произведений.

Список источников

1. Бикбаев Р. Т. Заветное слово. Уфа: Скиф, 2008. 304 с.

2. Бикбаев Р. Т. Избранные произведения: в 4-х т. Уфа: Китап, 2008. Т. I. Стихи, поэмы. 528 с.

3. Бикбаев Р. Т. Избранные произведения: в 4-х т. Уфа: Китап, 2008. Т. II. Стихи, хадисы и переводы. 560 с.

4. История башкирской литературы: в 6-ти т. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1996. Т. 6. 584 с.

5. Кунафин Г. С. Башкирская поэзия XIX - начала ХХ века: вопросы жанровых и идейно-художественных особенностей. Уфа: АН РБ; Гилем, 2011. 450 с.

IDEA-THEMATIC AND LITERARY FEATURES OF SONG LYRICS BY RAVIL BIKBAEV

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Dautova Roza Akhmetovna

Bashkir State University, Ufa rozochka. timerbaeva@mail. ru

The article analyzes the idea-thematic and literary features of the song lyrics of the Bashkir national poet Ravil Tukhvatovich Bikbaev. It is noted that the song lyrics of R. T. Bikbaev is distinguished by the richness of descriptive-expressive means, deep idea-thematic content, high citizenship, a sense of patriotism, subtle lyricism. Epithets, anaphoras, comparisons, metaphors, personifications, etc. are distinguished among the tropes used by the poet.

Key words and phrases: R. Bikbaev; song lyrics; literary song; figurative-expressive means; patriotism.

УДК 82.09

В статье предпринята попытка расширить методологический аппарат изучения русской сетевой литературы. Основываясь на схожести фольклорной и интернет-среды, автор предлагает обратиться к методологии фольклористов. Особое внимание уделено междисциплинарности фольклористического методологического аппарата. Рассмотрено несколько фольклористических приёмов и обоснована их актуальность для изучения сетевой литературы. Отмечается, что вопрос о границах сетевой литературы и интернет-фольклора остаётся дискуссионным.

Ключевые слова и фразы: сетевая литературы; сетература; интернетлор; фольклор; теория литературы. Ким Лидия Родионовна

Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова lidakim93@gmail. com

ИЗУЧЕНИЕ РУССКОЙ СЕТЕВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ФОЛЬКЛОРИСТИЧЕСКИМИ МЕТОДАМИ:

К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ

Сетевая литература, возникшая, по оценкам разных исследователей, в период с 1980 по 1990 годы [20; 23], -явление уже не новое и активно изучаемое. Вопрос определения границ данного понятия является сложным и дискуссионным, и его нерешённость ограничивает исследовательскую деятельность любого теоретика литературы, взявшегося за рассмотрение сетевой литературы. Принимая во внимание тот факт, что литературоведение является не наукой аксиом, но дисциплиной мнений и сомнений, мы решили самостоятельно ограничить изучаемый в рамках этой статьи предмет. В тексте под «сетевой литературой» мы будем понимать сумму произведений, находящихся (что исключит для нас тексты, опубликованные на бумаге) и появившихся именно в Интернете (что будет исключать из рассмотрения электронные библиотеки). В этой статье в качестве иллюстраций будут использоваться произведения русскоязычных авторов.

Теоретическое осмысление природы сетевой литературы появилось практически одновременно с самой сетевой литературой. Это связано, в первую очередь, с тем, что последняя возникла не как явление самостоятельно новое, но как явление новое, отрицающее старое. У «пионеров» сетевой литературы были собственные идеологии (в каждом из «кружков», которые в основном и формировали сетевую литературу на первых порах, она была собственная) и ярко выраженное стремление к обособлению от мира литературы традиционной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.