Научная статья на тему 'ИДЕЙНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН: ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ'

ИДЕЙНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН: ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
203
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА УЗБЕКИСТАН / ИДЕОЛОГИЯ / «УЗБЕКИЗАЦИЯ» / НАЦИОНАЛЬНАЯ НЕЗАВИСИМОСТЬ / ИДЕОЛОГИЧЕСКОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Грозин Андрей Валентинович

В статье анализируется процесс формирования и развития государственной идеологии Республики Узбекистан за годы суверенитета. Оцениваются основные составляющие идейно-политической структуры страны, их содержательные элементы, отличные от сходных в соседних республиках Центральной Азии. Также оцениваются эволюционные трансформации идеологической сферы Узбекистана, начавшиеся после смены власти в стране в 2016 году и влияние на данный процесс продолжающейся глобальной экономической и геополитической турбулентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDEOLOGICAL AND POLITICAL SPHERE IN THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN: MAIN TRENDS

The article analyzes the process of formation and development of the state ideology of the Republic of Uzbekistan over the years of sovereignty. The main components of the ideological and political structure of the country, their substantive elements, different from similar ones in the neighboring republics of Central Asia, are evaluated. The evolutionary transformations of the ideological sphere of Uzbekistan that began after the change of power in the country in 2016 and the impact of ongoing global economic and geopolitical turbulence on this process are also evaluated.

Текст научной работы на тему «ИДЕЙНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН: ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ»

ПОЛИТОЛОГИЯ

DOI: 10.48137/23116412_2023_2_15 УДК: 321

Андрей ГРОЗИН

ИДЕЙНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН: ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ

Аннотация

В статье анализируется процесс формирования и развития государственной идеологии Республики Узбекистан за годы суверенитета. Оцениваются основные составляющие идейно-политической структуры страны, их содержательные элементы, отличные от сходных в соседних республиках Центральной Азии. Также оцениваются эволюционные трансформации идеологической сферы Узбекистана, начавшиеся после смены власти в стране в 2016 году и влияние на данный процесс продолжающейся глобальной экономической и геополитической турбулентности.

Состояние идеологической сферы постсоветских государств представляет собой значимый фактор в оценке перспектив сохранения внутренней стабильности и возможностей России по расширению сотрудничества с ними. В ряде со-

седних республик «наблюдатели все чаще могут видеть тревожное сочетание местных социальных проблем и западной инфраструктуры влияния - это, по опыту, является идеальной почвой для возникновения очередного «кабульского клуба воз-

ГРОЗИН Андрей Валентинович - кандидат исторических наук, заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ, старший научный сотрудник Института востоковедения Российской академии наук. Адрес: 141410, Россия, Московская обл., г. Химки, пр. Мельникова, 2/1. E-mail: andgrozin@yandex.ru SPIN-код: 5621-8571.

Ключевые слова: Республика Узбекистан, идеология, «узбекизация», национальная независимость, идеологическое строительство.

душного дайвинга». Представители этого течения регулярно проводят в казахстанских городах митинги в поддержку украинских властей и даже попадаются в национальном парламенте» [1]. Ничего похожего в реалиях современного Узбекистана не происходит.

В Республике Узбекистан (РУз) вопросы, касающиеся идеологического строительства (в том числе и национальной политики) изначально основывались на базе «узбекиза-ции» всех основ общественной жизни. «Узбекизация» мыслилась властями, как национальная идея, призванная объединить группы элиты и консолидировать общество.

Сектор общественной активности в республике изначально не находился под государственным контролем и до 2005 г. (попытка исламистского мятежа в Андижане), в стране наблюдалась заметная активность прозападных НПО/НКО. В последующий период она была существенно ограничена. Одновременно, властями было перехвачено влияние на негосударственный сектор за счет создания и поддержки общественных объединений, работавших под контролем госструктур. Таким образом, абсолютно доминирующий объем социальной активности находился и продолжает находиться на государственном финансировании. НПО, включая международные, продолжившие работу после андижанских событий были поставлены под плотный контроль государственных органов. В результате к 2014 г. практически исчезли неправительственные

структуры с «социально-политическим наполнением»: филиалы таких организаций как Freedom House, «Корпус мира», «Восточно-европейский демократический центр», «Ка-унтерпарт Консорциум», Internews Network, Eurasia Foundation [2] и т.д.

Целью властей было исключение из деятельности НПО компонентов, позволяющих манипулировать организацией каких-либо «цветных» сценариев, и в общественно-политической сфере в целом. Потому этот инструмент, в отличие от ситуации у ряда соседей по региону, и не был в дальнейшем использован как фактор воздействия на внутриэлитные и социальные противоречия, или для внешнего влияния на государство.

Относительно же идеологического строительства руководство республики действовало намного форсированнее. Верховный Совет Республики Узбекистан декларировал выход из состава СССР 1 сентября 1991 г. РУз была провозглашена «Государством с Великим будущим», осуществляющим переход к рыночной экономике по собственному, особому пути развития. Главной целью государственного строительства было названо укрепление национальной независимости и общественного единства.

Решающее значение в общественной консолидации и утверждении нового государственного строя придавалось идеологии: «Известно, что мы отреклись от ложных коммунистических идей, противоположных нашей национальной природе и нашим тыся-

челетним традициям, обычаям. Однако вакуум в сфере идеологии недопустим, при возникновении такой ситуации несомненно, что чуждые идеи, абсолютно противоположные нашим мечтам и стремлениям, постараются занять это место» [3, С. 478]. Новая доктрина получила название «Идеология национальной независимости». Ее автором стал первый президент Ислам Каримов.

С 1991-го по 1995 годы в республике наблюдались некоторые попытки организовать ограниченное общественное участие в выработке новой идеологии, но затем, после устранения всех основных политических конкурентов, И. Каримов и возглавляемая им тогда Народно-демократическая партия Узбекистана установили окончательную монополию на идеологическое строительство [4].

В 2001 г. был опубликован программный документ «Идея национальной независимости: основные понятия и принципы» («Учение Ислама Каримова», «Светский ислам» [5, С. 22-28]), представляющий собой теоретико-методологическую разработку для формирования идеологии национальной независимости и определения практических мер по ее реализации. Президентом были сформулированы главные принципы «Идеологии национальной независимости», которые легли в основу так называемой «Узбекистанской модели»:

1. полная деидеологизация экономики. Экономика должна иметь приоритет над политикой;

2. в сложный переходный период главным реформатором должно быть государство;

3. весь процесс обновления и прогресса должен строиться на «правовой» основе;

4. переход к рыночным отношениям должен сопровождаться осуществлением мер по социальной защите населения;

5. становление рыночных отношений должно осуществляться поэтапно.

Все эти принципы объединялись в формуле «От сильного государства - к сильному обществу», которая была дополнена слоганом, обозначающим стратегическую цель - «Государство с великим будущим». Тезис о «великом будущем», отражал, в том числе, и претензии Ташкента на региональное лидерство, которые получили соответствующее «историческое» обоснование [6].

При этом само понятие «идеология» истолковывалось идеологическим аппаратом власти предельно широко. К нему относили традиции и обычаи, религию, науку, философию, мораль и т.п. «Идея национальной независимости» в доктрине аккумулирует все прогрессивные и гуманистические идеи, поэтому она включает социальные нормы, общественную мораль, религию, науку. Прогрессивные идеи, составляющие доктрину, представляют собой квинтэссенцию духовности «нации». Таким образом, утверждается монопольное и бесспорное право доктрины на представление символов нации.

Значительным трансформациям была подвергнута система образования: были введены должности заместителя директора, проректора по духовности и просветительству, в библиотеках открылись сектора «духовности и просветительства», в вузах появилась новая специальность «Идея национальной независимости, основы права и духовности».

Через широко трактуемое понятие «духовности» и «нравственности» в «Идеологии национальной независимости» утверждается сверхценность независимости и суверенитета. 13-й том произведений Каримова, опубликованный в 2005 г. назывался «Узбекский народ никогда и не от кого не будет зависеть». В нем, как и в остальных текстах, развивалась идея, что традиции и обычаи узбекского народа, история и духовное наследие, наряду с территорией, являются неотчуждаемой собственностью «нации», на которую никто не смеет посягать: «Из истории известно, что силы, желающие подчинить себе какой-либо народ, стремятся лишить его собственного достоинства, истории и культуры» [7, С. 117].

Особенностью исторической науки суверенного Узбекистана является однотипная для всех республик постсоветской Азии «приватизация» исторических личностей: все известные личности, жившие на территории современного Узбекистана, в обязательном порядке именуются «великими предками».

С противоположных позиций оценивался «колониальный» (имперский и советский) период узбекской истории. Освещая жизнь страны в советское время, узбекским историкам рекомендовалось делать упор исключительно на страдания «под игом Центра». Отзываться о этом периоде с одобрением не разрешалось. Впрочем, этот запрет выдерживался не строго, и в СМИ периодически появлялись сообщения о том, что именно тогда были построены железные дороги, больницы, общественные здания, пущен трамвай, открыты школы и т. д. Также запрещалось акцентировать внимание на том, что Узбекистан в его современных границах был создан советской властью, объединившей в одно целое территорию Бухарского эмирата, Кокандского и Хивинского ханств (в урезанном виде).

Как считает главный редактор международного информагентства «Фергана» Д. Кислов, «характерным трендом узбекской политики на протяжении последних лет является попытка забыть о советском прошлом. Это прослеживается и в выступлениях президента Ислама Каримова, который если и вспоминает об СССР, то лишь как о колониальном периоде» [8].

Во всех правительственных постановлениях, касающихся ветеранов Великой Отечественной войны, во времена правления И. Каримова, употреблялось словосочетание «вторая мировая война 1941-1945 годов». Словосочетание «Отечественная война» не употре-

блялось, а потому, говоря об участии узбекистанцев в войне, приходится писать «вторая мировая», или «война с фашизмом». Праздник Победы в Узбекистане в марте 1999 г. был переименован в «День памяти и почестей» (узб. Хо^а иа qadrlash кит).

В Узбекистане в период правления И. Каримова, власти неофициально не приветствовали показ символов советской эпохи, использование советских аббревиатур, демонстрацию и рассказы о пионерах, комсомольцах, коммунистах. СССР обвинялся во всех основных социально-экономических проблемах Узбекистана: «однобокая экономика, построенная на монополии производства хлопка», «бесконтрольное, хищническое использование богатейших минерально-сырьевых ресурсов», доходы от сбыта золота, драгоценных металлов, стратегических материалов, которые миновали узбекскую казну. Приведенные цитаты и положения взяты из доклада Каримова от 14 апреля 1999 г. [9].

Официальная историческая наука Узбекистана основывается на культе Амира Тимура, Сохибкира-на (букв. «рожденный под счастливой звездой») - «великого предка, который принес мир на землю Центральной Азии, построил огромное и великое государство» [10]. В стране существует негласный запрет именовать средневеко-

вого монарха на западный манер (Тамерлан - модификация «Тимур Ленг», т. е., «Тимур-Хромец»: из-за ранения его правая нога была короче левой).

По поводу неоднозначной роли и оценок Тамерлана в виртуальном пространстве ранее возникали споры, иногда переходящие во взаимные оскорбления. Оппозиционно настроенные публицисты не склонны одобрять восхваление «кровавого Хромца» и критиковали этот стержневой для «идеологии национальной независимости» культ1. При этом журналист Т. Равшанов, стоящий на официальных позициях, указал «геополитическую» составляющую вопроса: «Это не возвеличивание Амира Тимура, а восстановление исторической правды. Не секрет, что Узбекистан, как и Казахстан, и Туркменистан находится в зоне интересов мировых держав, их соперничества за большие сырьевые и энергетические ресурсы в регионе. Чтобы не быть перемолотым в жерновах этой борьбы, ему необходимо обладать сильным национальным сознанием, построить независимое демократическое государство, которое определяет свою судьбу самостоятельно, не оглядываясь на настроение «старших братьев». ...Такая личность, как он сплачивает нацию, а его жизненное кредо «Сила в справедливости» может лечь в основу национальной идеи. Народ,

1 См., например, эмоциональную дискуссию оппозиционного публициста А. Таксанова и Г. Мирзаева, автора партийной газеты «Голос Узбекистана» (Народно-демократическая партия Узбекистана - бывш. Компартия Узбекской ССР), имевшую место в начале 2006 г. в Узнете [11].

следующий его принципам, будет всегда независим. Возможно, поэтому Амир Тимур не люб некоторым зарубежным историкам и политикам, которые хотели бы видеть Узбекистан слабым, подчиненным государством» [12].

В качестве же основной опасности в «Идеологии национальной независимости» расцениваются чуждые идеологии и «непрерывно продолжающаяся идеологическая борьба за души и сознание людей» [13, С. 512]. Конкретные образы символических врагов, пытающихся разрушить мирный быт узбеки-станцев, подорвать национальную «духовность» чуждыми ценностями, варьировались в зависимости от политической конъюнктуры. В разное время ими могли быть СССР, Россия, США, «коллективный Запад», терроризм и экстремизм, соседние государства региона, НПО/ НКО и пр.

Немаловажным в идеологической сфере страны остается религиозный фактор. При этом, как отмечают узбекские ученые, на сегодняшний день в отношении религиозности населения сложилась двойственная ситуация. С одной стороны, власти поддерживают и поощряют религиозные институты. С другой - значительная часть общества и государственные структуры (в особенности, силовые), с подозрением смотрит на тех, кто слишком ревностно придерживается исламских традиций, особенно если это касается внешнего вида и одежды [14].

В настоящее время на официальном уровне принято считать,

что разработанная, принятая и в основном реализованная «Идеология национальной независимости» заложила прочную основу формирования независимого, суверенного Узбекистана и уже не полностью соответствует текущей ситуации. Идет осторожная, ориентированная на постепенную, эволюционную модернизацию прежних идеологических подходов трансформация. Особенно заметной она стала в отношении трактовок советского периода: вместо прежних, безусловно отрицательных оценок приходят взвешенные, ориентированные на объективность подходы.

В конце 2018 г. президент Ш. Мирзиёев обратился к Олий Маж-лису (парламенту) с ежегодным посланием, обозначив направления развития республики и приоритетные задачи. Он, в частности, указал на то, что страна и общество «стоят на пороге разработки новой национальной идеологии». Отдельно президент указал на необходимость «развивать национальную идею, являющуюся для нас источником вдохновения и силы в достижении наших высоких целей. Нам необходимо укреплять национальное самосознание, более глубоко изучать древнюю и богатую историю нашей Родины, активизировать научно-исследовательскую работу в этом направлении, всемерно поддерживать деятельность ученых гуманитарной сферы. Оценка прошлого должна быть объективной, самое важное, свободной от каких-либо идеологических догм» [15].

Эти заявления, в целом, были ожидаемы: в условиях перехода Узбекистана на путь глубоких социально-экономических реформ, усиливается потребность в формировании идеологии, которая не разделяла бы общество по национальному, языковому, религиозному признакам, а объединила бы его, считает директор Центра исследовательских инициатив Ма'по, профессор Бахтиёр Эргашев. «Это важнейший вызов, и на него нужно отвечать. Сможем ли мы создать такой идеологически концепт, который будет понятен, близок и принят большинством населения? Что будет лежать в его основе? Какую идентичность мы будем создавать? Узбекскую или узбекистанскую? На каких традициях и символах она будет базироваться? Эти вопросы ставит глава Узбекистана, президент трансформирующейся, модернизирующейся страны, и предлагает совместно искать решения. Это очень важные вопросы, которые нужно решать. Национальная идеология сильна тогда, когда она не разделяет общество, а объединяет всех его членов. Постепенно экономические вопросы будут решаться в той или иной мере. А вот вопрос формирования национальной идеологии нового Узбекистана -это важнейший вопрос, к которому следует подойти со всей серьезностью» [16], - указывает известный узбекский политолог.

В свою очередь доктор экономических наук, академик Р. Абдуллаев предложил превратить в новую национальную идею «главную цель

президента Узбекистана», сформулированную им в ходе поездки в Ферганскую область - сделать граждан республики богатыми и благополучными [17].

Многие центрально-азиатские эксперты в последнее время ожидают от президента Ш. Мирзиёева если и не провозглашения для Узбекистана некоей новой, «консолидирующей» идеологии, то, как минимум, серьезной модернизации старой.

Отдельным, заслуживающим внимания сюжетом, стала тема влияния на идейно-политическую сферу Узбекистана расширяющегося и углубляющегося кризиса в отношениях по линии Россия -«коллективный Запад».

Точка зрения Узбекистана на конфликт ориентирована на сохранение нейтралитета. С одной стороны, Ташкент выступает за скорейшее урегулирование кризиса путем переговоров. С другой, в Узбекистане есть понимание, что страна может активно с пользой для себя использовать ограничения, которые коснулись РФ с тем, чтобы нарастить торговлю через республику.

Так как Узбекистан не присоединился к наложенным на Россию санкциям, то существует вероятность того, что на страну могут быть наложены вторичные санкции за сотрудничество с российским бизнесом и компаниями.

Ожидаемые, по мере дальнейшего развертывания «санкционных войн», девальвация национальных валют, рост цен, усиление инфляции, стагнация бизнеса и рост чис-

ла безработных грозят всем центрально-азиатским экономикам. Это, в свою очередь, становится долгосрочной базой для роста социальной напряженности, что также приходится учитывать узбекскому руководству.

Начало специальной военной операции (СВО) России на Украине породило в Центральной Азии масштабную информационную волну. США и их сателлиты включили все ресурсы своей агентуры в регионе по «борьбе за мир». Особенно серьезно ситуация обстоит в киргизских и казахстанских социальных сетях. В Узбекистане ситуация в СМИ и социальных сетях выглядит намного спокойнее, контролируется властями и спецслужбами, а государственная информационная политика в отношении конфликта на Украине носит взвешенный характер. В СМИ РУз, как в официальных печатных и электронных СМИ, так и в интернет-изданиях, реализуется политика выстраивания баланса, когда целенаправленно не допускаются ни антироссийские, ни пророссийские публикации.

Как отмечают узбекские эксперты, такую ситуацию в узбекской идейно-политической и медийной сфере пытались изменить: «Была попытка подкупа некоторых узбекистанских интернет-изданий, предполагалось, что они будут продвигать проукраинскую повестку дня в освещении событий на Украине. Несколько узбекистанских интернет-изданий занимались активной перепечаткой информации из антироссийских новостных изда-

ний, делая упор на проукраинскую позицию, но этот процесс был купирован государством, ожидаемого эффекта не получилось. Откровенно пророссийских публикаций тоже нет. Особенно в узбекских СМИ на узбекском языке. В основном информационные «битвы» по поводу российско-украинского конфликта, а если шире, то российско-западного конфликта, сейчас сконцентрированы в социальных сетях» [18].

В то же время события после начала российской СВО не могли не сказаться на общественных настроениях и оценках. Поэтому планы по поэтапному вхождению РУз в ЕАЭС через изучение внутренних процедур, синхронизацию таможенного, налогового, в целом внешнеэкономического законодательства, очевидно, будут двигаться более медленными темпами, но сам процесс продолжится.

Политолог Б. Эргашев так описал ситуацию с сегодняшними общественными настроениями в Узбекистане: «Если вы будете отслеживать информационные потоки в социальных сетях, в интернет-пространстве, у вас получится одна картина, в которой, конечно же, присутствует, и довольно широко, позиция экспертов и журналистов, которые выступают с антироссийских позиций.

Если же выехать за пределы Ташкента, выехать в регионы, то ситуация совсем другая. Она видна невооруженным взглядом, но ее трудно подтвердить и отследить в цифрах. Например, наш центр про-

водил исследование среди предпринимателей Ферганской долины. Ключевыми были вопросы об экспорте узбекской продукции, о наиболее интересных рынках сбыта. В ходе экспертных интервью выявляется, что настроения среди тех же предпринимателей довольно про-российские. Отмечу, что мы охватили в исследовании малый и средний бизнес. Когда разговариваешь с людьми, с предпринимателями в регионах, то понимаешь, что значительный процент населения поддерживает Россию» [19].

Для Ташкента очевидно, что эскалация конфликта между За-

падным блоком и Россией будет продолжаться вне зависимости от того, что происходит и будет происходить на Украине. Речь идет о том, что в принципе со стороны России предпринята серьезная попытка по слому основ однополярно-го мира с преобладанием Запада и формированию многополярного мира. Многополярный мир формируется, события после 24 февраля 2023 года показали, что однополяр-ного доминирования нет и есть серьезное количество стран, которые относятся к России нейтрально и не хотят участвовать в санкцион-ной войне.

Список литературы

1. Бордачев Т. Зачем России Монголия и Узбекистан // URL: https:// vz-ru.turbopages.org/vz.ru/s/opinions/2022/7/6/1166497.html (дата обращения: 15.02.2023).

2. Масаулов С. Работа на результат: как изменился Узбекистан? // URL: https://ia-centr.ru/experts/sergey-masaulov/rabota-na-rezultat-kak-izmenilsya-uzbekistan/ (дата обращения: 14.12.2022).

3. Каримов И. Наша высшая цель - независимость и процветание родины, свобода и благополучие народа. Т. 8., Ташкент, 2000.

4. Марч Эндрю. «Идеология национальной независимости» И. Каримова: обоснование и пропаганда // URL: https://ca-c.org/journal/2002/ journal_rus/cac-06/12.marrus.shtml (дата обращения: 29.01.2023).

5. Исхаков С., Саидов А. Правовые основы светского пути развития Узбекистана // Право и политика. № 1. 2001. 22-28 с.

6. Калишевский М. Узбекистан: Диктатура как результат «научного подхода» // URL: https://www.fergananews.com/articles/7990 (дата обращения: 26.02.2023).

7. Каримов И. Мирная жизнь и безопасность страны зависит от единства и твердой воли нашего народа. Т.12. - Т.: Узбекистон, 2004.

8. Юнашев А., Созаев-Гурьев Е., Волков К. Узбекистан отказался от своего павильона на ВВЦ в Москве. Место, которое отводилось республике, займет Русское географическое общество // URL: http:// izvestia.ru/news/549874 (дата обращения: 16.12.2022).

9. Меламед А. Примеряя халат Амира Тимура. Современный Узбекистан. Часть 1-я // URL: http://www.centrasia.ru/newsA. php?st=1050267180 (дата обращения: 29.12.2022).

10. Нурмухамедов В. Хайль, Тамерлан!? // URL: http://www.zonakz.net/ articles/6134 (дата обращения: 13.01.2023).

11. Таксанов А. Обиженный. Потомок Тамерлана заступился за своего предка // URL: http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1139097480 (дата обращения: 27.07.2020).

12. Равшанов Т. Невежество как метод исторической науки // URL: http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1182777240 (дата обращения: 11.03.2023).

13. Каримов И. Наша высшая цель - независимость и процветание родины, свобода и благополучие народа. Т.8. Ташкент. 2000.

14. Гарсия Р. Коран или Конституция: роль ислама в политической жизни Центральной Азии // URL: http://ru.sputnik-tj.com/ analytics/20171113/1023879463/religia-islam-gosudarstvo-istoria-tadzhikistan.html (дата обращения: 01.12.2022).

15. Послание Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёе-ва Олий Мажлису // Национальное информационное агентство Узбекистана // URL: http://uza.uz/ru/politics/poslanie-prezidenta-respubliki-uzbekistan-shavkata-mirziyeevas-28-12-2018 (дата обращения: 16.01.2023).

16. Б.Эргашев: Узбекистану нужна идеология, объединяющая общество // URL: http://press-unity.com/analitika-stati/11794.html (дата обращения: 08.03.2023).

17. Абдуллаев Р. Давайте превратим в новую национальную идею -главную цель президента Узбекистана: сделать наших людей богатыми! // URL: https://ia-centr.ru/publications/davayte-prevratim-v-novuyu-natsionalnuyu-ideyu-glavnuyu-tsel-prezidenta-uzbekistana-sdelat-nashikh-l/ (дата обращения: 10.03.2023).

18. На арене борьбы за правду // URL: https://uzmetronom. agency/2023/03/02/na-arene-borby-za-pravdu.html (дата обращения: 09.03.2023).

19. Информационная война за Центральную Азию: США активизируют работу в Узбекистане // URL: https://ia-centr.ru/experts/olga-vishnyak/informatsionnaya-voyna-za-tsentralnuyu-aziyu-ssha-aktiviziruyut-rabotu-v-uzbekistane/ (дата обращения: 09.03.2023).

GROZIN Andrey V. - candidate of historical Sciences, head of Department of Central Asia and Kazakhstan of Institute of the CIS countries, senior researcher, Institute of Oriental studies Russian Academy of Sciences. Address: 2/1 Melnikov Ave., Khimki, Moscow region, Russia, 141410. E-mail: andgrozin@yandex.ru

Keywords: The Republic of Uzbekistan, ideology, "Uzbekization", national independence, ideological construction.

IDEOLOGICAL AND POLITICAL SPHERE IN THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN: MAIN TRENDS

Annotation

The article analyzes the process of formation and development of the state ideology of the Republic of Uzbekistan over the years of sovereignty. The main components of the ideological and political structure of the country, their substantive elements, different from similar ones in the neighboring republics of Central Asia, are evaluated. The evolutionary transformations of the ideological sphere of Uzbekistan that began after the change of power in the country in 2016 and the impact of ongoing global economic and geopolitical turbulence on this process are also evaluated.

References

1. Bordachev T. Why Russia needs Mongolia and Uzbekistan // URL: https://vz-ru.turbopages.org/vz.ru/s/opinions/2022/7/6/1166497.html (accessed: 02.15.2023).

2. Masaulov S. Work on the result: how has Uzbekistan changed? // URL: https://ia-centr.ru/experts/sergey-masaulov/rabota-na-rezultat-kak-izmenilsya-uzbekistan/ (accessed: 12.14.2022).

3. Karimov I. Our highest goal is the independence and prosperity of the motherland, freedom and well-being of the people. Vol. 8. Tashkent. 2000.

4. March Andrew. I. Karimov's "Ideology of national independence": justification and propaganda // URL: https://ca-c.org/journal/2002/ journal_rus/cac-06/12.marrus.shtml (accessed: 29.01.2023).

5. Iskhakov S., Saidov A. Legal foundations of the secular way of development of Uzbekistan // Law and Politics. No. 1- 2001. 22-28 p.

6. Kalishevsky M. Uzbekistan: Dictatorship as a result of the "scientific approach" // URL: https://www.fergananews.com/articles/7990 (accessed: 02.26.2023).

7. Karimov I. The peaceful life and security of the country depends on the unity and firm will of our people. Vol. 12. T.: Uzbekistan, 2004.

8. Yunashev A., Sozaev-Guryev E., Volkov K. Uzbekistan abandoned its pavilion at the VVC in Moscow. The place that was assigned to the republic will be occupied by the Russian Geographical Society // URL: http:// izvestia.ru/news/549874 (accessed: 12.16.2022).

9. Melamed A. Trying on the robe of Amir Timur. Modern Uzbekistan. Part 1 // URL: http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1050267180 (accessed:

12.29.2022).

10. Nurmukhamedov V. Heil, Tamerlane!? // URL: http://www.zonakz.net/ articles/6134 (accessed: 13.01.2023).

11. Taksanov A. Offended. A descendant of Tamerlane stood up for his ancestor // URL: http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1139097480 (accessed: 27.07.2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Ravshanov T. Ignorance as a method of historical science // URL: http:// www.centrasia.ru/newsA.php?st=1182777240 (accessed: 11.03.2023).

13. Karimov I. Our highest goal is the independence and prosperity of the motherland, freedom and well-being of the people. Vol. 8. Tashkent. 2000.

14. Garcia R. The Koran or the Constitution: the role of Islam in the political life of Central Asia // URL: http://ru.sputnik-tj.com/ analytics/20171113/1023879463/religia-islam-gosudarstvo-istoria-tadzhikistan.html (accessed: 01.12.2022).

15. Message of the President of the Republic of Uzbekistan Shavkat Mirziyoyev Oliy Majlis // National News Agency of Uzbekistan // URL: http://uza.uz/ru/politics/poslanie-prezidenta-respubliki-uzbekistan-shavkata-mirziyeevas-28-12-2018 (accessed: 16.01.2023).

16. B. Ergashev: Uzbekistan needs an ideology that unites society // URL: http://press-unity.com/analitika-stati/11794.html (accessed: 08.03.2023).

17. Abdullaev R. Let's turn into a new national idea - the main goal of the President of Uzbekistan: to make our people rich! // URL: https://ia-centr.ru/ publications/davayte-prevratim-v-novuyu-natsionalnuyu-ideyu-glavnuyu-tsel-prezidenta-uzbekistana-sdelat-nashikh-l/ (accessed: 03.10.2023).

18. In the arena of the struggle for truth // URL: https://uzmetronom. agency/2023/03/02/na-arene-borby-za-pravdu.html (accessed:

09.03.2023).

19. Information War for Central Asia: The USA is stepping up work in Uzbekistan // URL: https://ia-centr.ru/experts/olga-vishnyak/ informatsionnaya-voyna-za-tsentralnuyu-aziyu-ssha-aktiviziruyut-rabotu-v-uzbekistane/ (accessed: 09.03.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.