Научная статья на тему 'Идейно-политическая концепция Н. И. Черняева'

Идейно-политическая концепция Н. И. Черняева Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
185
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Н. И. ЧЕРНЯЕВ / ПРАВОСЛАВИЕ / РУССКИЙ КОНСЕРВАТИЗМ / САМОДЕРЖАВИЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ананьев Никита Александрович

В статье рассматриваются основные принципы идейно-политической концепции отечественного общественного и политического деятеля Н. И. Черняева. Автор характеризует составные части его мировоззрения, обращая особенное внимание на разнообразие аргументов, приводимых Н. И. Черняевым в пользу самодержавной монархии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Идейно-политическая концепция Н. И. Черняева»

Раздел V. История социальнополитической мысли и историческая память

Идейно-политическая концепция Н. И. Черняева

Аннотация

В статье рассматриваются основные принципы идейно-политической концепции отечественного общественного и политического деятеля Н. И. Черняева. Автор характеризует составные части его мировоззрения, обращая особенное внимание на разнообразие аргументов, приводимых Н. И. Черняевым в пользу самодержавной монархии.

Ключевые слова: Н. И. Черняев, православие, русский консерватизм, самодержавие.

Автор

Ананьев Никита Александрович

Аспирант

факультета политологии Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова (Москва, Россия)

Николай Иванович Черняев (18531910) на протяжении своей жизни являлся видным общественным деятелем Российской империи. Выходец из старинного дворянского рода, он получил юридическое образование в Харьковском императорском университете, став впоследствии профессором отечественного права [1. — С. 3]. Однако не юридическое поприще определило его дальнейшую карьеру и, как следствие, судьбу. С начала 1880-х гг. основным полем его деятельности становится публицистика, причем публикуется Н. И. Черняев как на культурную, так и на политическую тематику. В 1900-е гг. он также включился в политическую деятельность, став видным деятелем харьковского отдела черносотенной организации «Русское собрание» [1. — С. 10].

С 1881 по 1905 г. он являлся штатным сотрудником харьковской газеты «Южный край», имевшей большую популярность в малороссийских губерниях России. Именно на этот период жизни Н. И. Черняева

приходится становление его как публициста консервативного политического направления. После ухода из «полевевшей» газеты в 1905 г. Николай Иванович продолжает публиковаться — на этот раз в харьковском консервативном журнале «Мирный труд». Свою активную публицистическую деятельность он продолжал до дня своей смерти, издав книги: «О русском самодержавии», «Необходимость самодержавия для России. Природа и значение монархических начал», «Мистика, идеалы и поэзия русского самодержавия» и «Записная книжка русского монархиста» [2. — С. 20].

В данной работе мы проследим и охарактеризуем основные аспекты идейно-политических воззрений Н. И. Черняева.

Основной темой всех произведений Н. И. Черняева на политические темы являлось обоснование необходимости сохранения самодержавной монархии в России. Тема русского монархизма красной нитью проходит через все его труды, по-

Николай Ивановичъ Иерняевъ.

i t м» и min f-i.

священные современной политике и отечественной истории. Будучи убежденным монархистом, Николай Иванович прямо писал: «Незыблемость самодержавия — основной догмат нашего государственного права и государственной мудрости» [2. — С. 20].

В пользу самодержавной монархии Н. И. Черняев выдвигал ряд аргументов. Первый аргумент можно условно назвать «историческим». Н. И. Черняев задавал риторический вопрос и сам же на него отвечал: «Чем же объясняется, что царская власть в России с каждым годом усиливалась и крепла, несмотря на то, что ей приходилось иметь дело и с такими эпохами, как Смутное время, и с тысячами самых тяжких испытаний? Тем, что русское самодержавие органически развилось в России, тем, что оно пустило глубокие корни в русскую почву и вполне отвечает потребностям русского народа и государства, как определились они под взаимодействием географических, этнографических, историче-

ских и культурных условий» [2. — С. 22]. Также он отмечал, что, «называя себя крестьянином, то есть христианином, русский мужик смотрит на власть с христианской, православной точки зрения. Он видит в царе — властелина, поставленного самим Богом» [2. — С. 162].

Н.И.Черняев аргументировал необходимость самодержавной монархии в том числе и географическим фактором. Он утверждал: «Россия занимает громадную территорию, раскинутую в двух частях света и равную одной шестой части суши. На этой территории живет редкое население, стоящее, по меньшей мере, не на особенно высокой степени культурного развития. Нужна была сильная власть для того, чтобы сплотить эту территорию и это население в один крепкий политический организм. Если бы эта власть была ограничена парламентом или чисто республиканскими учреждениями, она не могла бы служить цементом для такой колоссальной державы, как Россия» [2. — С. 22, 23].

Н. И. Черняев использовал и такой аргумент, как обширная протяженность российских государственных границ, для «скрепления» которых требуется твердая монархическая (т. е. самодержавная) власть. Обращаясь к историческому опыту и приводя в качестве примера античный Рим и Грецию, он отмечал: «Опыт всех времен и народов доказывает, что громадные политические организмы не могут обойтись без твердой монархической власти» [2. — С. 23]. При этом в качестве дополнительного обоснования служила постоянная угроза со стороны внешних врагов (ввиду протяженности государственных границ): «Постоянная опасность извне была одной из главных причин колоссального развития русского самодержавия» [2. — С. 23].

Особый интерес представляет аргумент «источника свободы», выдвинутый Н. И. Черняевым в поддержку самодержавной монархической формы правления. С его точки зрения, «самодержавие не только не мертвит свободы, а всецело

Ананьев Никита Александрович

Идейно-политическая концепция Н. И. Черняева

держится на ней. Неограниченные монархии держатся лишь на свободном подчинении народа властелину. Неограниченные монархии, опирающиеся на любовь и преданность всего народа, без различия богатых и бедных, знатных и незнатных, образованных и простецов, покоятся на незыблемых основах. Неограниченные монархии, не имеющие опоры в сердцах и умах подданных, построены на песке и могут рухнуть от первого, самого ничтожного толчка» [2. — С. 194, 195]. В странах, «где царят представительные учреждения, царит власть большинства, игу которого меньшинство не может подчиняться, ибо на стороне большинства сила» [2. — С. 194].

Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что взгляды Н. И. Черняева по

отношению к самодержавной монархии вполне укладываются в одну-единствен-ную фразу, им написанную: «Русское самодержавие есть наилучший для нашей родины способ приведения к единому знаменателю 140 000 000 умов и воль, из которых слагается воля и разум нации тех народов и общественных слоев, из которых она состоит» [2. — С. 273]. Политические убеждения Н. И. Черняева органично укладывались в триаду «православие, самодержавие, народность», убежденным приверженцем которой он являлся на протяжении всей своей жизни. Н. И. Черняев был последовательным русским консерватором, и его обширное публицистическое наследие еще ждет своего исследователя.

Литература

1. Каплин А. Д. «Русским... стыдно не быть убежденными монархистами». Памяти Николая Ивановича Черняева (1853-1910) // Русская народная линия, 25.05.2013.

2. Черняев Н. И. Заметки о монархических началах // Русское самодержавие. — М.: Институт русской цивилизации, 2011. — 864 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.