УДК 343.2.7
DOI 10.23672/j2075-2136-9461 -t
Шатанкова Елена Николаевна
кандидат юридических наук, доцент,
доцент кафедры уголовного права, Юго-Западный
государственный университет [email protected]
Тарыкин Владимир Константинович
доцент кафедры уголовного права, Юго-Западный
государственный университет [email protected]
Сычкова Юлина Юрьевна
магистрант 1 курса, Юго-Западный
государственный университет [email protected]
Elena N. Shatankova
Candidate of Legal Sciences,
Associate Professor,
Associate Professor of Criminal Law,
Southwest
State University
Vladimir K. Tarykin
Associate Professor of the Department of Criminal Law, Southwest State University [email protected]
YulinaYu. Sychkova
Master 1 the course Southwest State University [email protected]
Идейно-политическая
эволюция международного терроризма в условиях перехода к глобализации
Ideological and political
evolution of international
terrorism in the context
of the transition to globalization
Аннотация. Использование политической идейности на современном этапе развития терроризма обуславливает этот феномен как серьезный инструмент по борьбе за мировое подчинение и господство. Идеология выступает в качестве содержательной базы, определяющей деятельность и оправдывающей значимость терроризма. В данной статье авторы фокусируют внимание на определении понятия «террористическая сеть», а также выявляет механизмы зарождения и становления идей терроризма, прослеживает их изменение. Анализ особенностей феномена международного терроризма в условиях глобализации, позволяет констатировать тот факт, что он представляет собой особую опасность для мирового сообщества, в целом.
Ключевые слова: терроризм, идеология, политика, глобализация, террористическая организация, террористическая сеть, экстремизм.
Annotation. The use of political ideological system at the present stage of development of terrorism causes this phenomenon as a serious tool in the struggle for world subordination and domination.In this article, the authors focus on the definition of the concept of a terrorist network, and also identifies the mechanisms of the origin and formation of ideas of terrorism, traces their change. The analysis of the features of the phenomenon of international terrorism in the context of globalization allows us to state the fact that it is a special danger for the world community as a whole.
Keywords: terrorism, ideology, politics, globalization, terrorist organization, terrorist network, extremism.
Использование политической идейности на современном этапе развития терроризма обуславливает этот феномен как серьезный инструмент по борьбе за мировое подчинение и господство. Идеология выступает в качестве содержательной базы, определяющей деятельность и оправдывающей значимость терроризма. Она формирует устойчивые взгляды и оценки субъектов [6].
По сути, главная цель идеологии терроризма -изоляция личности от нормальной системы
ценностей, дегуманизация общепризнанные принципов и норм права. Все это способствует формированию закрытой социальной общности, которая активно противоречит действительности.
Научным сообществом неоднократно предпринималась попытка выработать универсальную систему развития терроризма в контексте идейно-политического противостояния. Так, в начале 21 века начали происходить активные изменения, связанные с процессом глобализации. В данной ситуации, феномен терроризма приобрел
транснациональный характер. Символом такого терроризма стала организация «Аль-Каида». При этом идеология террористических групп часто изменчива, что делает ее плохой основой для классификации групп или учета их динамики. Это особенно верно, когда речь идет об организационных целях [10].
Идеологические установки терроризма выступают фактором, способствующим процессу их дифференциации. Например, программа АНО (террористическая группа в Колумбии) была сосредоточена на требованиях по жилищной реформе, реформе образования, национальному плану здравоохранения и правам меньшинств - в целях, которые широко разделяют многие колумбийцы. На Ближнем Востоке идеология ХАМАСа сосредоточена вокруг идеи, что «Палестина-это Исламская земля...отказ от любой части Родины-это как отказ от части самой религиозной веры» [4, с. 138]. Однако эта идея не имеет особого смысла в определении группы, поскольку она является общей точкой зрения среди многих палестинцев, которые не являются сторонниками ХАМАСа [8]. И это отражает аналогичные убеждения об иудаизме и в Израиле, которых придерживаются многие религиозные израильтяне и американские евреи, которые не являются частью или даже не поддерживают террористические группы любого рода.
Сущность идеологии терроризма выступает в ключе самоидентификации социально-политического движения. Это выражается в распределении ролевого статуса «борцов с действующим режимом», «джихадистов» и т.д., что и способствует объединению в террористические сообщества [3].
Эволюционный процесс развития международного терроризма в условиях глобализации проявляется в активном использовании возможностей гражданского общества. Развитию международного терроризма также способствует активно распространяющаяся идеология либерализма, которая существует вне государственных границ. Так, например, в рассматриваемую нами ранее террористическую сеть «Аль-Каида» входили институты гражданского общества, например, строительные компании, ресторанные комплексы и т.д., доходы от которых поступали напрямую для финансирования террористической деятельности [9].
Дальнейшее развитие идейно-политического аспекта международного терроризма можно связать с активным процессом цифровизации. На смену самостоятельным обособленным террористическим ячейкам и организациям приходят транснациональные преступные террористические сети. Их главная особенность - отсутствие единого центра дислокации, она разрознены и координируют свою работу дистанционно. При этом их все также объединяет одно идейно-политическое направление. Рассмотрим одну из моделей террористических сетей нового поколения, какой является, например, SPIN (segment edpolycentric ideologically in tegrated network). По своей сути, она представляет систему, способную консоли-
дировать террористические элементы (группировки) в основе которых лежат разные идейно-мотивационных механизмы. Круг участников данной сети не ограничен, более того, переплетение различных сетей друг с другом (террористических, финансовых, криминальных (наркотрафик, нелегальная торговля оружием, людьми и др.)) делает сетевой конгломерат автономным, еще более аморфным, чем ранее, и при этом трудно уязвимым.
Общую эволюцию идейно-политического становления терроризма можно проследить в следующей схеме: первым этапом является так называемая «раскачка». Она длиться от одного года до трех лет. Главная задача на этом этапе завербовать как можно большее количество участников для совершения одной или двух террористических акций, отличающихся большим количеством человеческих жертв. Вторым этапом является «промывка», с участниками проводится активная работа по формированию еще более устойчивого понимания идеологии организации. Внутри самой орган изации может идти показательная «зачистка» неверных. На данном этапе пока еще главенствует цель устрашения населения. Третий этап связывается с захватом власти и попытками установления мирового господства. Это может достигаться путем политического столкновения различных государств, которое должно приводить к военным конфликтам.
Идеология терроризма базируется на ряде ключевых идей. Одной из таких идей, независимо от типа терроризма, выступает идея об активном терроре со стороны государства. Это краеугольная идея, так как оправдывает в глазах террористов ответное насилие. По нашему мнению, данная идея является ложной, хотя и находит поддержку у некоторых зарубежных ученых. Террористы вне зависимости от их идейности (религиозной или политической) под лозунгами угнетения государством истинной религии или народных масс объявляют государственной власти тайную или открытую войну. В данной ситуации складывается обстановка, когда любое легитимное правительство может в любой момент быть объявлено террористическим и нелегитимным. Поводом для этого могут стать вполне законные решения с применением мер принуждения [7]. Например, арест какого-нибудь «олигарха», пресечение незаконного митинга, даже если насилие является вымышленным, сфабрикованным, «фейко-вым» и раздутым в средствах массовой информации, как, например, применение Б. Асадом химического оружия в Сирии в 2018 г. Объявление государств террористическими подрывает в принципе их законное право на применение насилия. По своей сути, эта идея ставит под вопрос необходимость государств в принципе [12].
Другой идеей, лежащей в основе всех террористических идеологий, является идея борьбы за свободу. Любая террористическая идеология призывает к освобождению наций, классов или религиозных конфессий. Например, чтобы добиться свободы, ваххабиты требуют собственного государства, в котором не будет «неверных», которые ущемляли бы свободу ваххабитов.
В перспективе же радикальная свобода означает стремление к мировому господству, доминированию, созданию «Всемирного Халифата», так как только мировой господин полностью свободен. Несостоятельность этой идеи не вызывает сомнений. Радикальная свобода требует бесконечной борьбы и бесконечных жертв, которые к тому же не имеют оправданий. Идея мирового господства не может быть осуществлена в принципе, потому что человечество невозможно подчинить только насилием, а ничего другого террористы предложить не могут. Насилие, совершаемое террористами, вызывает только ответное насилие. Объединение ряда ведущих европейский государств в Европейский Союз (далее - ЕС) способствовало распаду террористической организации «Ирландская республиканская армия», т.к. объединение европейских стран исключало потребность Северной Ирландии в независимости.
По нашему мнению, главной проблемой, которая осложняет борьбу с международным терроризмом, является геополитическое противостояние ведущих политических лидеров и государств. Несмотря на серьезную необходимость междуна-
Литература:
1. Алиев Т.Т. Принципы международного террора / Т.Т. Алиев, В.О. Белоносов, Н.А. Громов // Российский судья. 2013. № 7. С. 106.
2. Амелин В.В. Мигранты и ислам / В.В. Амелин; Д.Н. Денисов, К.А. Моргунов // Ислам в трансформационных процессах современности: новые вызовы и тенденции развития в XXI веке современности: новые вызовы и тенденции развития в XXI веке. Сборник научных статей. Диалог, 2017. С. 280.
3. Антипенко В.Ф. Особенности соотношения международного и национального права в сфере борьбы с терроризмом / В.Ф. Антипенко // Государство и право. 2005. № 1. С. 105.
4. Бидова Б.Б. Философско-идейный фундамент экстремизма / Б.Б. Бидова // Вестник чеченского государственного университета. 2017. № 3. С. 138.
5. Болдырев Ю.Ф. Мировое сообщество и борьба с терроризмом: история и современность / Ю.Ф. Болдырев, С.А. Кокорин. Волгоград : Панорама, 2007. № 1. С. 129.
6. Вишневецкий К.В. Терроризм. Виктимологиче-ский аспект / К.В. Вишневецкий // Теория и практика общественного развития. 2013. № 5. С. 333.
7. Журавлев Д.А. Международный терроризм и СМИ: эволюция коммуникационного взаимодействия / Д.А. Журавлев // Вестник РГГУ. 2009. № 14. Серия «Международные отношения. Реги-оноведение». С. 157.
8. Качалов В.В. Терроризм как глобальная проблема современности / В.В. Качалов, М.В. Баран-чикова // Наука и практика. 2015. № 2(63). С. 5961.
родного сотрудничества в области противодействия распространения идей терроризма, препятствием всегда было гипертрофированное понимание суверенитета и легитимности государственной власти.
Резюмируя данное исследования, выделим следующее. Тенденции идейно-политической эволюции международного терроризма в условиях глобализации сводятся к трем основным этапам. При этом международная террористическая деятельность базируется на специфической идеологии, поэтому для эффективной борьбы с терроризмом необходимо бороться именно с данной идеологией. Борьба с терроризмом должна рассматриваться как приоритетное направление в обеспечении национальной и международной безопасности. Последствия деятельности террористических сетей и сообществ наносит вред не отдельным государствам, а всему человечеству, в целом, поскольку их деятельность посягает на неприкосновенность личности, государственную безопасность, суверенитет. Только объединившись, международное сообщество сможет противостоять этой серьезной проблеме.
Literature:
1. Aliev T.T. Principles of international terror / T.T. Aliev, V.O. Belonosov, N.A. Gromov // Russian judge. 2013. № 7. P. 106.
2. Amelin V.V. Migrants and Islam / V.V. Amelin, D.N. Denisov, K.A. Morgunov // Islam in the transformational processes of modernity: new challenges and development trends in the XXI century of modernity: new challenges and development trends in the XXI century. Collection of scientific articles. Dialog, 2017. P. 280.
3. Antipenko V.F. Features of the correlation of international and national law in the field of combating terrorism / V.F. Antipenko // State and Law. 2005. № 1. P. 105.
4. Bidova B.B. Philosophical and ideological foundation of extremism / B.B. Bidova // Bulletin of the Chechen State University. 2017. № 3. P. 138.
5. Boldyrev Yu.F. The world community and the fight against terrorism: history and modernity / S.A. Ko-korin, Yu.F. Boldyrev. Volgograd : Panorama. 2007. № 1. P. 129.
6. Vishnevetsky K.V. Terrorism. Victimological aspect / K.V. Vishnevetsky // Theory and practice of social development. 2013. № 5. P. 333.
7. Zhuravlev D.A. International terrorism and the media: the evolution of communication interaction / D.A. Zhuravlev // Vestnik RSUH. 2009. № 14. Series «International Relations. Regionovedenie». P. 157.
8. Kachalov V.V. Terrorism as a global problem of modernity / V.V. Kachalov, M.V. Baranchikova // Naukaipraktika. 2015. № 2(63). P. 59-61.
9. Марков М.М. Терроризм как глобальная угроза и как инструмент мировой политики / М.М. Марков // Терроризм. 01-07-97 / Дуэль № 13 (35). С. 55.
10. Матвиенко Е.А. Исламский радикализм как глобальная проблема современности / Е.А. Матвиенко // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2015. № 4(35). С. 71.
11. Морозов И.Л. Противодействие агрессивному национализму: уроки истории и вызовы современности / И.Л. Морозов, Е.А. Матвиенко // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2017. -№ 4(43). С. 75.
12. Петрищев В.Е. Антитеррористическое законодательство за рубежом / В.Е. Петрищев; Под ред. Е.И. Степанова // Современный терроризм: состояние и перспективы. М. : Эдиториал УРСС, 2000. С. 240.
9. Markov M.M. Terrorism as a global threat and as an instrument of world politics / M.M. Markov // Terrorism. 01-07-97 / Duel № 13(35). P. 55.
10. Matvienko, E. A. Islamic radicalism as a global problem of modernity [Text] / E. A. Matvienko // Bulletin of the Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - 2015. - № 4 (35). P. 71
11. Morozov I.L. Counteraction to aggressive nationalism: lessons of history and challenges of modernity / I.L. Morozov, E.A. Matvienko // Bulletin of the Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2017. № 4(43). P. 75.
12. Petrishchev V.E. Antiterrorist legislation abroad / V.E. Petrishchev; ed. by E.I. Stepanov // Modern terrorism: state and prospects. M. : Editorial URSS, 2000. P. 240.