Научная статья на тему 'ИДЕЙНО-КОНЦЕПЦИОННОЕ СОДЕРЖАНИЕ КВАРТЕТОВ ВЕНСКИХ КЛАССИКОВ (ВОПРОСЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ)'

ИДЕЙНО-КОНЦЕПЦИОННОЕ СОДЕРЖАНИЕ КВАРТЕТОВ ВЕНСКИХ КЛАССИКОВ (ВОПРОСЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
66
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
струнный квартет / венские классики / исполнительство / интерпретация / техника исполнения. / string quartet / Viennese classics / performance / interpretation / performance technique.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Раимджанов Анвар

в эпоху венского классицизма квартет становится одним из ведущих жанров музыцирования. Музыка квартетов отличается возвышенно духовным содержанием, где глубокое выражение течения мыслей художников того времени отразилось не только на форме и содержании, но и технике и манере исполнения. Возникший стиль новой полифонии утвердился в квартетах на базе классической гармонии и, таком образом струнные квартеты поднялись на уровень симфонических циклов. Словом, обогащение выразительных средств, углубление содержания и усложнение композиционных структур становится ведущим аспектом в процессе эволюции музыкального искусства, опережающего исторической процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IDEOLOGICAL AND CONCEPTUAL CONTENT OF THE VIENNA CLASSICS QUARTETS (INTERPRETATION ISSUES)

in the era of Viennese classicism, the quartet is becoming one of the leading genres of music making. The music of the quartets is distinguished by a sublimely spiritual content, where the deep expression of the flow of thoughts of the artists of that time was reflected not only in the form and content, but also in the technique and manner of performance. The emerging style of the new polyphony was established in the quartets on the basis of classical harmony and, thus, string quartets rose to the level of symphonic cycles. In a word, the enrichment of expressive means, the deepening of the content and the complication of compositional structures is becoming a leading aspect in the evolution of musical art, which is ahead of the historical process.

Текст научной работы на тему «ИДЕЙНО-КОНЦЕПЦИОННОЕ СОДЕРЖАНИЕ КВАРТЕТОВ ВЕНСКИХ КЛАССИКОВ (ВОПРОСЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ)»

ИДЕЙНО-КОНЦЕПЦИОННОЕ СОДЕРЖАНИЕ КВАРТЕТОВ ВЕНСКИХ

КЛАССИКОВ (ВОПРОСЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ) Раимджанов А.

Раимджанов Анвар - Заслуженный артист республики Узбекистан, доцент, кафедра струнные инструменты, Государственная консерватория Республики Узбекистан, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в эпоху венского классицизма квартет становится одним из ведущих жанров музицирования. Музыка квартетов отличается возвышенно духовным содержанием, где глубокое выражение течения мыслей художников того времени отразилось не только на форме и содержании, но и технике и манере исполнения.

Возникший стиль новой полифонии утвердился в квартетах на базе классической гармонии и, таком образом струнные квартеты поднялись на уровень симфонических циклов. Словом, обогащение выразительных средств, углубление содержания и усложнение композиционных структур становится ведущим аспектом в процессе эволюции музыкального искусства, опережающего исторической процесс. Ключевые слова: струнный квартет, венские классики, исполнительство, интерпретация, техника исполнения.

THE IDEOLOGICAL AND CONCEPTUAL CONTENT OF THE VIENNA CLASSICS

QUARTETS (INTERPRETATION ISSUES) Raimdzhanov A.

Raimdzhanov Anvar - Honored Artist of the Republic of Uzbekistan, Associate Professor, DEPARTMENT OF STRING INSTRUMENTS, STATE CONSERVATORY OF THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: in the era of Viennese classicism, the quartet is becoming one of the leading genres of music making. The music of the quartets is distinguished by a sublimely spiritual content, where the deep expression of the flow of thoughts of the artists of that time was reflected not only in the form and content, but also in the technique and manner of performance.

The emerging style of the new polyphony was established in the quartets on the basis of classical harmony and, thus, string quartets rose to the level of symphonic cycles. In a word, the enrichment of expressive means, the deepening of the content and the complication of compositional structures is becoming a leading aspect in the evolution of musical art, which is ahead of the historical process.

Keywords: string quartet, Viennese classics, performance, interpretation, performance technique.

УДК 078

Венские классики утвердили квартет как жанр чрезвычайно серьёзный, с возвышенно духовным содержанием, способный выразить глубокое течение мыслей со всеми их сложными и неожиданными аспектами. Конечно в классическом квартете нашлось место и жанрово-бытовым образам, но здесь они играют далеко не главную роль. Кроме того, эти образы представлены иначе, чем в симфонии, или более тонко, или более остро, характерно, или более лирично. В квартете гораздо меньше чем в симфонии ощутимы связи с оперой, то есть с тем, что вызывает у слушателя более или менее конкретные ассоциации.

Значительность содержания, отход его от бытовой лёгкости обусловлены в квартете, как и в симфонии, появлением и утверждением разработочного развития в сонатном аллегро и кристаллизацией сонатного цикла с закономерной последовательностью частей. Это возвышает квартет над всеми видами бытовой музыки, придаёт его облику классичность. С технически-музыкальной стороны квартет закрепил роль новой полифонии, которая возникла на основе сложившейся тогда классической гармонии. Такая полифония опиралась на гармонические закономерности и это отличало её от старинной полифонии. Сочетание индивидуализированных голосов и строгой логики классической гармонии - отличительная черта всего стиля венской классики, но в квартете с его обязательным четырёхголосием выявлялась особенно отчётливо.

Квартеты венских классиков по своему стилю очень сложны, хотя по фактуре очень удобны для исполнения и не представляют технической сложности по сравнению с произведениями композиторов более позднего времени. Малейшая неточность метроритма, темпа, интонации искажает стиль и характер музыки. Классические квартеты требуют особо тщательной, филигранной отделки всех мельчайших деталей нотного текста.

Также как и в симфониях в струнных квартетах венских классиков наблюдается опережающая эволюция, обогащение выразительных средств, углубления содержания и усложнение композиционных структур.

Отмечается и тенденция к кристаллизации, возрастанию значимости каждого отдельного квартета в творчестве композитора. Так, если у Гайдна насчитывается 83 струнных квартета, то у Моцарта их 23, а у Бетховена всего лишь 16.

Если в творчестве Гайдна преобладают квартеты светлого безмятежного характера, что дало возможность биографу композитора Стендалю с полным основанием назвать их "беседой четырёх приятных людей", то в творчестве Моцарта квартет наполняется сложным психологическим содержанием, противоречивостью музыкальных образов, изощренной полифонической техникой письма. В квартетах Бетховена проступают совершенно новые черты, новые характеры - страстные шиллеровские натуры эпохи "бури и натиска", где беседы превращаются в острые драматические столкновения. Последние квартеты Бетховена представляют собой своеобразные вершины мудрой философской созерцательности, в которых прорываются бурные вспышки гневных мятежных протестов.

Великий интерпретатор Бетховена Густав Малер не без основания предлагал исполнять творения такого гигантского масштаба как последние квартеты Бетховена силами струнного оркестра. Симфонизм бетховенского мышления получил своё яркое воплощение и в струнных квартетах, концепции которых характеризуются особой масштабностью и требуют соответствующего подхода к их исполнению, поиска новых выразительных средств, штрихов и приёмов игры, более насыщенного звучания, тембровых красок, приближающихся к инструментам симфонического оркестра. Таким образом, квартеты венских классиков весьма разнообразны и, несмотря на общность в их принадлежности к одной композиторской посоле, требуют, тем не менее, чуткого подхода к пониманию содержания, стиля и выбора того или иного интерпретационного решения, исполнительской концепции, убедительного художественного воплощения.

Основоположником классического квартетного творчества является Гайдн, которому принадлежит свыше 80 струнных квартетов. Свой первый квартет композитор написал в 1755 году, а лучшие зрелые сочинения этого жанра относятся к 1790-м годам. Последний, оставшийся незавершённым струнный квартет ор. 103 - №83 по сквозной нумерации, Гайдн писал в 1803 году. За период немногим более сорока лет квартет в его творчестве прошёл путь от чисто бытового назначения жанра до профессионального с только ему присущим обликом и стилем.

Начиная с 1772 года через каждые несколько лет появлялась новая серия его квартетов, состоящая обычно из шести произведений. Ранние квартеты 1760-х годов представляют собой только поиски. Количество частей в них не стабильно. Четырёхчастность утвердилась с квартета № 17. Темы в ранних квартетах Гайдна малоиндивидуализированы, фактура очень проста, движения голосов скованны, первая и вторая скрипки часто звучали в октаву, разработочное развитие почти отсутствовало.

В то же время в них проявляются столь любимые Гайдном неожиданности - динамические, мелодические, фактурные, буфонность, юмор.

Значительный сдвиг происходит в квартетах ор. 17 и 20, написанных соответственно в 1771 и 1772 годах, когда в произведения Гайдна проникает патетический строй чувств. Мелодии первых и третьих частей напряжённо взволнованны, менуэты ярко лирические и неожиданно терпкие. Финалы задорны, контрастны, полны жизнерадостности. В квартетах господствует первая скрипка, но остальные голоса уже обнаруживают стремление к большей значимости. Активнее всего ансамблевые голоса в финалах, где солирование сведено к минимуму.

Следующий этап - квартеты ор. 33, так называемые "Русские", законченные в 1781 году. Они послужили образцом для Моцарта, создавшего вскоре свои знаменитые шесть квартетов, которые посвятил Гайдну. Квартеты ор.33 отличаются большей углублённостью мыслей, но строй в них спокойнее, уравновешеннее, чем в ор. 17. Особым признаком этих квартетов является включение скерцо вместо менуэта. Примечательно, что в финалах утверждается форма рондо, тогда как прежде квартет у Гайдна нередко завершала фуга.

В квартетах начала 1790-х годов - ор. 64,71,74 утверждается развитой квартетный стиль, где все голоса живут своей жизнью, сливаясь в стройно организованное целое. Преобладает классический тип цикла с сонатным аллегро на первом месте, с медленной частью на втором и менуэтом на третьем. Квартет и теперь остался для композитора областью исканий. Если в Лондонских симфониях сложился единый тип симфонии, то каждый квартет прежде всего индивидуален. По сравнению с симфониями - особенно много значат детали, часты переходы от одного настроения к другому, или к сменам их оттенков. В квартете не всегда имеется и та уравновешенность контрастных образов, которая отличает симфонию, вся композиция в целом иногда остаётся словно незамкнутой, недоговорённой. Но наряду с этим встречаются квартеты с более ясной, чем в симфониях выраженной единой линией развития от первой к последней части цикла.

Исключительно многообразен образный мир квартетов. Среди них есть квартеты эмоционально яркие, предвещающие романтиков, есть и строгие, мелодически сдержанные и галантные узорчатые, и фольклорные, и моторные, интонационно сглаженные. Многие из квартетов, подобно симфониям, стали получать названия, как например, квартет ор.33 - «Птичий», ор. 50 № 6 - «Лягушачий», ор.64 № 5 -«Жаворонок», ор. 74 № 3 - «Всадник» или «Кавалерийский», ор. 76 № 4 - «Восход солнца». Эти названия не должны пройти мимо исполнителей квартетов, осмысливающих образное содержание музыки Гайдна. Музыкальный мир квартетов Гайдна - это богатая мыслью и изобретательными находками область

творчества, предоставляющая исполнителям исключительно благодатный материал для проявления своих возможностей.

Список литературы/References

1. Гайдамович Т. Виолончельные сонаты Бетховена М.,1980.

2. Гайдамович Г. Фортепианные трио Моцарта М., 1987.

3. ГотлибА. Основы ансамблевой техники М., 1971.

4. Давидян Р. Квартетное искусство. Проблемы исполнительства и педагогики М., 1984.

5. Долгов П. Смычковые квартеты Бетховена. М., 1980.

6. Раабен Л.В. Мастера камерно-инструментального ансамбля М., 1964.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.