Научная статья на тему 'ИДЕЙНО-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТАТАРСКОЙ СОВЕТСКОЙ ДРАМАТУРГИИ 1960-Х ГОДОВ (НА ПРИМЕРЕ ПЬЕС Ш. ХУСАИНОВА И Т. МИННУЛЛИНА)'

ИДЕЙНО-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТАТАРСКОЙ СОВЕТСКОЙ ДРАМАТУРГИИ 1960-Х ГОДОВ (НА ПРИМЕРЕ ПЬЕС Ш. ХУСАИНОВА И Т. МИННУЛЛИНА) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
253
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАТАРСКАЯ СОВЕТСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ / Ш. ХУСАИНОВ / Т. МИННУЛЛИН / КОНФЛИКТ / ПРОБЛЕМА / ГЕРОЙ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Шарипова А. С.

Цель статьи - выявить закономерности идейно-эстетического развития татарской советской драматургии 1960-х годов. На примере анализа драмы Ш. Хусаинова «Әни килде» («Мама приехала», 1965) и комедии Т. Миннуллина «Нигез ташлары» («Камни фундамента», 1968) определяются основная тематика, проблематика, система образов, введенных в татарскую сценическую литературу в начале 1960-х годов, и особенности конфликта драматических произведений изучаемого периода. Научная новизна статьи заключается в попытке показать изменения в оценке историографического материала, относящегося к советскому периоду развития татарской литературы. Полученные результаты свидетельствуют о том, что в 1960-х годах в татарской драматургии были сделаны серьезные шаги в переосмыслении художественных взглядов, освободив их от официально утвержденных рамок социалистического канона, и возвращении к лучшим традициям дореволюционной национальной сценической литературы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDEOLOGICAL AND AESTHETIC FEATURES OF THE SOVIET TATAR DRAMA OF THE 1960S (BASED ON THE PLAYS OF SH. KHUSAINOV AND T. MINNULLIN)

The aim of the article is to identify the patterns of ideological and aesthetic development of the Soviet Tatar drama of the 1960s. The article features an analysis of Sh. Khusainov's drama "Әни килде" ("Mother has Arrived", 1965) and T. Minin's comedies "Нигез ташлары" ("Foundation Stones", 1968), the analysis defines the main themes, problems, the system of images introduced into Tatar playwriting in the early 1960s, and the features of the conflict of dramatic works of the period under study. The scientific novelty of the article lies in attempting to show changes in the assessment of historiographic material related to the Soviet period of the development of Tatar literature. The results obtained indicate that in the 1960s, there were serious steps were taken in rethinking the artistic view of Tatar drama, freeing it from the officially approved framework of the socialist canon and returning to the best traditions of the pre-revolutionary national playwriting.

Текст научной работы на тему «ИДЕЙНО-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТАТАРСКОЙ СОВЕТСКОЙ ДРАМАТУРГИИ 1960-Х ГОДОВ (НА ПРИМЕРЕ ПЬЕС Ш. ХУСАИНОВА И Т. МИННУЛЛИНА)»

_LITERATURE (UDC 82)_

DOI: https://doi.org/10.18454/RULB.2021.27.3.12

ИДЕЙНО-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТАТАРСКОЙ СОВЕТСКОЙ ДРАМАТУРГИИ 1960-Х ГОДОВ (НА ПРИМЕРЕ ПЬЕС Ш. ХУСАИНОВА И Т. МИННУЛЛИНА)

Научная статья

Шарипова А.С. *

ORCID: 0000-0001-5560-4336, Институт языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан, Казань, Россия

* Корреспондирующий автор (alsu-samigullovna[at]yandex.ru)

Аннотация

Цель статьи - выявить закономерности идейно-эстетического развития татарской советской драматургии 1960-х годов. На примере анализа драмы Ш. Хусаинова «Эни килде» («Мама приехала», 1965) и комедии Т. Миннуллина «Нигез ташлары» («Камни фундамента», 1968) определяются основная тематика, проблематика, система образов, введенных в татарскую сценическую литературу в начале 1960-х годов, и особенности конфликта драматических произведений изучаемого периода. Научная новизна статьи заключается в попытке показать изменения в оценке историографического материала, относящегося к советскому периоду развития татарской литературы. Полученные результаты свидетельствуют о том, что в 1960-х годах в татарской драматургии были сделаны серьезные шаги в переосмыслении художественных взглядов, освободив их от официально утвержденных рамок социалистического канона, и возвращении к лучшим традициям дореволюционной национальной сценической литературы.

Ключевые слова: татарская советская драматургия, Ш. Хусаинов, Т. Миннуллин, конфликт, проблема, герой.

IDEOLOGICAL AND AESTHETIC FEATURES OF THE SOVIET TATAR DRAMA OF THE 1960S (BASED ON THE PLAYS OF SH. KHUSAINOV AND T. MINNULLIN)

Research article

Sharipova A.S. *

ORCID: 0000-0001-5560-4336, G. Ibragimov Institute of Language, Literature and Art of the Tatarstan Academy of Sciences, Kazan, Russia

* Corresponding author (alsu-samigullovna[at]yandex.ru)

Abstract

The aim of the article is to identify the patterns of ideological and aesthetic development of the Soviet Tatar drama of the 1960s. The article features an analysis of Sh. Khusainov's drama "Эни килде" ("Mother has Arrived", 1965) and T. Minnullin's comedies "Нигез ташлары" ("Foundation Stones", 1968), the analysis defines the main themes, problems, the system of images introduced into Tatar playwriting in the early 1960s, and the features of the conflict of dramatic works of the period under study. The scientific novelty of the article lies in attempting to show changes in the assessment of historiographic material related to the Soviet period of the development of Tatar literature. The results obtained indicate that in the 1960s, there were serious steps were taken in rethinking the artistic view of Tatar drama, freeing it from the officially approved framework of the socialist canon and returning to the best traditions of the pre-revolutionary national playwriting.

Keywords: Soviet Tatar drama, Sh. Khusainov, T. Minnullin, conflict, problem, hero.

Введение

Татарская драматургия 1960-х годов является одним из ключевых периодов в истории развития национальной сценической литературы. Характерной особенностью данного этапа можно назвать постепенный отказ от официально утвержденного инварианта советской литературы и возвращение к национальным литературным традициям дооктябрьского периода. Драматургия этой поры «накопила довольно богатое наследие, которое и по численности написанных произведений, и по качеству, жанровому многообразию и особенностям стиля отличается от предшествующих периодов, присущих татарской советской сценической литературе» [1, С. 311].

Методы и принципы исследования

Целью настоящей статьи является выявить закономерности идейно-эстетического развития татарской советской драматургии 1960-х годов. Для достижения вышеуказанной цели поставлены следующие задачи: 1) определить общие тенденции развития литературного процесса 1960-х годов; 2) проанализировать драму Ш. Хусаинова «Эни килде» («Мама приехала», 1965, другое название «Эниемнен ак ^лмэге» - «Белое платье матери») и комедию «Нигез ташлары» («Камни фундамента», 1968), наиболее полно отразивших характерные особенности татарской литературы исследуемого периода; 3) сформулировать основные идейно-эстетические особенности татарской советской драматургии 1960-х годов. При подготовке статьи были автором были использованы научные труды таких ученых, как А.Г. Ахмадуллин, М.И. Громова, Д.Ф. Загидуллина, А.М. Закирзянов, Н.Г. Ханзафаров и др. [1], [3], [5], [6] etc. Основными методами исследования являются культурно-исторический и герменевтический методы, метод целостного анализа художественного произведения.

Основные результаты

Вторая половина 1950-х годов, называемая «Хрущевской оттепелью», характеризуется серьезным переосмыслением социальных норм и роли человека в обществе, что в свою очередь, находит отражение в татарской литературе в форме идеи национального возрождения. Д. Загидуллина, изучая литературный процесс 1960-1980 годов, оценивает его «процессом возвращения к национальным традициям, к продолжению модернистских поисков татарской литературы начала ХХ века», главным условием его реализации стало снятие ограничений в отношении изучения творческого наследия татарских классиков, как, Дардеменда, С. Сунчалея, Ш. Бабича, Н. Думави, Ф. Бурнаша и других, а также возвращение в литературный процесс имен М. Джалиля, Х. Туфана и других [5, С. 127]. В этот период татарские театры начали вновь вводить в свой репертуар ранее запрещенные пьесы К. Тинчурина, Ф. Бурнаша, Ш. Усманова, Ф. Сайфи-Казанлы, Г. Ибрагимова. Кроме этого, на литературную арену приходит целая плеяда молодых талантливых драматургов, как Шариф Хусаинов, Хай Вахит, Аяз Гилязов, Ахсан Баян, Ильдар Юзеев, Туфан Миннуллин. Характерные особенности татарской литературы 1960-х годов нашли наиболее полное отражение, в первую очередь, в их творчестве.

По мнению А. Закирзянова, «художественные поиски в татарской драматургии исследуемого периода были тесно связаны с общим литературным процессом, в котором отчетливо чувствались два направления: первое из них - это увлечение изображением сглаживанных жизненных явлений, наивно и однобоко построенными коллизиями, легкими способами разрешения конфликтов, основываясь на образах коммунистов или на партийные предписания, а второе направление характеризуется продолжением лучших традиций многовековой татарской литературы, основанных на национальных и общечеловеческих ценностях, направленных на сохранение образа жизни, традиций, обычаев народа и изображением через них актуальных вопросов эпохи во всей полноте» [7, С. 454]. Постепенно наблюдалась тенденция преобладания второго направления над первым, что привело к формированию новой нравственно-гуманистической концепции, основанной на переосмыслении социальных норм и роли человека в обществе.

Яркой фигурой татарской драматургии исследуемого периода, является народный писатель Республики Татарстан, лауреат Государственной премии имени Г. Тукая, драматург Туфан Миннуллин (1935-2012). Его произведения, написанные 1960-х годах, стали серьезным шагом в переосмыслении художественных взглядов в татарской драматургии советского периода и возрождении лучших традиций дооктябрьской татарской сценической литературы. Как отмечает А. Закирзянов, «он отважно стоит на страже устоев татарской нации, ее образа жизни, обычаев, обрядов и традиций, (...) мощью своего таланта отстаивает мысль о том, что основными качествами, определяющими суть национального менталитета, являются трудолюбие, уважение к старшим, сохранение духовной связи и преемственности между поколениями, верность вековым нравственным канонам, любовь к родной земле» [8, С. 195].

Комедия «Нигез ташлары» («Камни фундамента», 1968) [10], одна из первых пьес Т. Миннуллина, становится серьезным поворотом в татарской советской драматургии в сторону художественного изображения проблемы моральных ценностей, нравственного здоровья нации, духовной преемственности поколений.

Главный герой пьесы Гарифулла, всю жизнь проживший в деревне, и уважаемый односельчанами, решает направить сыновьям срочную телеграмму о своей болезни. Известие собирает детей в родном доме, где их ожидает серьезный разговор с отцом. Обостряя конфликт пьесы, автор ставит перед собой цель раскрыть суть нравственной позиции сыновей Гарифуллы - равнодушного Ханифа, высокомерного Хамита, жадного Халила, не думающего о продолжении рода Халима. Сюжет развивается вокруг темы «отчего дома» и проблемы прочности его фундамента, то есть рода Ахмадиши, которым так гордится Гарифулла. Таким образом, автор заставляет задуматься читателя о смысле жизни, нравственности, прочности родственных связей.

Название комедии «Камни фундамента» несет большую смысловую нагрузку, имеет глубоко символический характер, ассоциируя базовые человеческие ценности (семейные традиции, преемственность поколений, честность, благородность) с архетипом «фундамент дома». Как известно, в мировой культуре XX - начала XXI веков архетип «дом», в котором заложены концепты «семья», «любовь», «родина», выступает одним из основополагающих ценностей, имеющих нравственно-философский аспект [4, С. 9], а в частности «в татарской драматургии 1960-1980 годов отчий дом (йорт - нигез) становится лейтмотивом, сущностные характеристики которого выражены в ориентации на ценности традиционного порядка, в адекватности апробированным, вековым формам народной жизни» [2, С. 18].

Гарифулла в комедии выступает блюстителем незыблемости национальных традиций. «Глубоко народный характер главного героя Гарифуллы представляется как камертон народного духа. Это и мудрость, и нравственная чистота, это и строгость, и решительность, это и острый язык народа» [11, С. 175]. Он представляется носителем народной оценки деяний и жизненных позиций персонажей, через его рассуждения передается идейно-нравственная позиция автора. Отказ Гарифуллы от строительства нового дома воспринимается читателем не как сопротивление к новому, а как стремление к сохранению веками сложившихся национальных традиций, народных устоев, семейных ценностей. Для ее осознания ключевым звеном является заключительная сцена, в которой Гарифулла обращается к своему внуку Флориду. Его монолог подводит итог разыгравшегося конфликта:

«Г а р и ф у л л а. ... Менэ син эйт, улым, кешелэргэ балалар ни вчен кирэк? Ни вчен без аларны азапланып Yстерэбез? Щанталаша-щанталаша укытабыз. Ни вчен? Щир йвзендэ эйбэт нэсел калсын вчен. Минем балам миннэн эйбэтрэк булсын вчен. Миннэн начар булса, нэрсэ булып чыга? Мин Yлгэнче ук Yлэ бит ул. Эгэренки, син вй салырга уйласац, нигез ташларыц таза булсын. Мурып беткэн таш встенэ вй салып булмый, вй, бYрэнэлэре искергэнче ук, кыйшаеп, ишелеп твшэ. Э таза нигез ташы встенэ эллэ ничэ тапкыр вй салырга була. Менэ мин дэ этиецне, абыйларыцны шуныц вчен ачуланам. Алар нык, таза булса, минем нэселнец гомере озын булачак» [9, С. 193] /Г а р и ф у л л а. ... Ты мне скажи, сынок: зачем людям нужны дети? Зачем мы вкладываем столько труда, чтобы их вырастить? Обучаем, вкладывая в них душу. Зачем? Чтобы оставить достойное продолжение рода. Чтобы твой

ребенок был лучше тебя. Что получится, если он окажется хуже меня? Его же не станет еще до моей смерти. Если ты задумал построить дом, пусть фундамент будет из прочных камней. Но на изношенном камне не возможно построить дом, он развалится еще до того, как обветшают бревна. А на прочном каменном фундаменте можно построить дом несколько раз. Вот и я поэтому ругаю твоего отца и твоих братьев. Если они будут крепкими, то и жизнь моего рода будет долгой (Здесь и далее перевод автора статьи. - А. Ш.).

Таким образом, Т. Миннуллин в пьесе «Камни фундамента» поднимает злободневные нравственные проблемы не только своего времени, но и актуальные вопросы для татарской нации в целом. Автор с помощью комических приемов говорит о «весьма серьезных вещах», а единство комизма и драматизма, использование элементов тонкого психологизма, применение приемов пьесы-диспута обеспечивают высокую художественность комедии.

Как и в русской литературе, «с завидным упорством и мужеством многие драматурги 60-х - начала 80-х годов, их герои демонстрировали с театральной трибуны пороки системы, преступно разрушающей страну, ее природу, деформирующей человеческое сознание, представление о нравственных ценностях» [3, С. 9]. К таковым относится творчество известного татарского драматурга Шарифа Хусаинова (1929-1999). Как пишет Д. Загидуллина, «его комедия «Профессор кияве» («Зять профессора», 1952), и, в особенности, драма «Эни килде» («Мама приехала», 1965, другое название «Эниемнец ак ^лмэге» - «Белое платье матери») начали большой разговор о национальных нравственных канонах, об их искажении и утрате в новое время, и как следствие утрате людьми человеческих качеств» [6, С. 271].

В пьесе события разворачиваются вокруг ситуации, связанной с серьезной болезнью матери. Приехавшая в город Мама случайно попадает на свадьбу своего младшего сына. Собравшиеся на свадьбу дети радостно встречают ее, но, когда узнают о болезни матери, ситуация начинает быстро меняться. Мама, вырастившая десятерых детей, в последние дни своей жизни оказывается в чужом доме в воспитании чужих людей. Таким образом, конфликт пьесы основывается на противоречивых взаимоотношениях матери и детей, родных братьев и сестер.

Ш. Хусаинов в данном произведении смело поднимает значимые социально-нравственные проблемы эпохи, как безнравственность, безответственность, эгоизм, приводит читателя к мысли, что духовное уродство, является, в первую очередь, последствием советской идеологии, основанной на тоталитарном режиме и атеистических взглядах. Поколению советской эпохи противопоставляется старшее поколение, получившее воспитание на народных, религиозных, национальных традициях. Ярким примером этого является образ Ислама, который по характеру является полной противоположностью своей матери, материальное богатство для него превыше всего. Эта мысль подверждается и репликой внука Мамы, безответственного, живущего за счет родителей тридцати двухлетнего Альфреда:

«А л ь ф р е д. Хэзер яшьлэр сезнец кебек тYгел шул, эби. Без башкачарак яшэргэ яратабыз» [10, С. 195]/А л ь ф р е д. Сейчас молодежь не похожа на вас, бабушка. Мы по другому жить хотим.

Маме, являющейся главным героем драмы, свойственны такие качества, как искренность, выдержанность, доброта, трудолюбие. В отличии от других действующих лиц, она не имеет конкретного имени. Таким образом, уже в начале пьесы становится понятно, что Мама - это типический образ, а ее белое платье - это символ душевной чистоты, высокой нравственности. Как отмечает Д. Загидуллина, в произведении «судьба матери приравнивается к судьбе Родины-Матери, и драматург приглашает зрителя-читателя к разговору об отношениях к Матери - Родине -прошлому. Это удается через типизацию образа матери, доведения его до уровня символа» [6, С. 282]. Ее обращение к своим детям в финале драмы звучит как завещание всему человечеству:

«А н а. ... Васыятем шул: кеше булыгыз! Куркак щан булудан сакланыгыз! Кеше куркак булса, узенец щанын саклап калу вчен телэсэ нинди тYбэнлеккэ бара. Атасын да, анасын да, хэтта Ватанын да сата!... » [10, С. 210] / (М а м а. ...Завещаю вам: оставайтесь людьми! Не становитесь трусами. Если человек трус, он пойдет на любую низость, чтобы спасти свою душу. И отца, и мать, и даже Родину продаст!

Отдельные детали, включенные драматургом в сюжет пьесы (свадьба Саяра без ведома и благословения матери, что неприемлемо для татарской культуры; рассказ Гульсум о поисках домашнего адреса родного сына Мамы, через справочную службу; рассказ Мамы при передаче гостинцев о том, что за последний год ни один из детей не приехал к ней) показывают не только разлад во взаимоотношениях внутри одной семьи, но и являются свидетельством утраты нравственных основ общества, как уважение к родителям, добро, милосердие.

Включенный автором в драму персонаж Альмухамет, 89-летний старик, дополняет образ матери. Он потерял на войне четырех сыновей, и поэтому, старик высоко ценит родственные отношения, дорожит благополучием в семье. Долгие годы он живет со своей невесткой Зулейхой и с благодарностью отзывается о ней. Сравнивая судьбы двух семей, выделяя противоположность их взглядов на семейные ценности, автор закрепляется в своей нравственно-гуманистической концепции произведения.

Таким образом, драма Ш. Хусаинова «Мама приехала», которая отличалась новизной поднятых проблем, оригинальностью основной идеи, стала новым словом в татарской драматургии 1960-х годов.

Заключение

Исходя из вышеизложенного, можно сказать следующее: драма Ш. Хусаинова «Эни килде» («Мама приехала») и комедия Т. Миннуллина «Нигез ташлары» («Камни фундамента») стали серьезным шагом в переосмыслении художественных взглядов в татарской драматургии 1960-х годов, освободив их от официально утвержденных рамок социалистического канона. Как показывает анализ произведений, главная идея татарской советской драматургии 1920-1950-х годов, связанная с призывом к строительству «светлого будущего», в исследуемый период заменяется идеей сохранения в человеке гуманистического начала. Взамен однотипным образам передовиков производства с коммунистическим мировоззрением приходят герои со сложным характером, способные к сильным чувствам, принципиальные, отстаивающие свою точку зрения. Обретает особую значимость проблема осмысления личности в

контексте национальных традиций и ценностей. Утрата нравственности объясняется драматургами историко-политическими обстоятельствами, отказом от вековых национальных традиций, «неписанных» законов быта и бытия. Использованные авторами приемы символической типизации, созданные тайные смыслы становятся способами критической оценки существующих в стране идеологии и порядков.

Таким образом, содержательные и качественные изменения поэтического мира драматических произведений 1960-х годов становятся предпосылкой для постепенной смены инварианта, установленного в 1920-1950 годах в соответствии с канонами социалистического реализма.

Конфликт интересов Conflict of Interest

Не указан. None declared.

Список литературы / References

1. Ахмадуллин А. Г. Татарская драматургия: история и проблемы / А. Г. Ахмадуллин. - Казань: Татар. кн. изд-во, 2012. - 511 с.

2. Батталова А. Д. Эволюция образа дома в татарской драматургии (1960-2000 гг.): автореф. дис. ... канд. филол наук: 10.01.02: защищена 28.06.2006 / Батталова Алсу Дамировна. - Казань, 2006. - 28 с.

3. Громова М. И. Русская современная драматургия: учебное пособие для студентов-филологов, учащихся средних заведений гуманитарного профиля / М. И. Громова. - М.: Флинта: Наука. - 160 с.

4. Денисова Т. Н. Концепция героя в русской драматургии 2-ой половины XX века: автореф. дис. .канд. филол. наук: 10.01.01: защищена 25.09.2014 / Денисова Татьяна Николаевна. - Архангельск, 2014. - 22 с.

5. Загидуллина Д. Ф. Авангард в татарской литературе 1960-1980 гг.: причины возникновения и национальные особенности / Д. Ф. ЗаИидуллина // Филология и культура. Philology and culture. - 2014. - № 2 (36). - С. 126-130.

6. ЗаИидуллина Д. Ф. 1960-1980 еллар татар эдэбияты: яцарыш мэйданнары Иэм авангард эзлэщлэр: монография / Д. Ф. ЗаЬидуллина. - Казан: Татар. кит. нэшр., 2015. - 382 б.

7. Закиржанов Э. М. Драматургия / Татар эдэбияты тарихы: сигез томда [тез. Р.Ф. Рахмани] / Э. М. Закиржанов.

- Казан: Татар. кит. нэшр., 2014. - 6 т.: 1960-1980 еллар / [фэнни мех. Д.Ф. ЗаИидуллина, Э.М. Закиржанов]. - 2018. -775 б.

8. Закирзянов А. М. Модель татарской деревни в творчестве Т. Миннуллина / А. М. Закирзянов // Социокультурное пространство российской провинции: историческая память и национальная идентичность. Сборник научных материалов IX Международных Стахеевских чтений. - Елабуга, 2019. - С. 194-198.

9. Миннуллин Т. Ир-егетлэр. Пьесалар жыентыгы / Т. Миннуллин. - Казан: Татар. кит. нэшр., 1974. - 256 б.

10. Татар драматургиясе (1960-1980 еллар). Сайланма пьесалар. - Казан: Татарстан Республикасы «Хэтер» нэшрияты (ТаРИХ), 2003. - 495 б.

11. Ханзафаров Н. Г. Татарская комедия / Н. Г. Ханзафаров. - Казань: «ФЭН», 1996. - 266 с.

Список литературы на английском / References in English

1. Ahmadullin A. G. Tatarskaja dramaturgija: istorija i problem [Tatar Drama: history and problems] / A. G. Ahmadullin.

- Kazan': Tatar. kn. izd-vo, 2012. - 511 p. [in Russian]

2. Battalova A. D. Jevoljucija obraza doma v tatarskoj dramaturgii (1960-2000 gg.): abstract of PhD in philological: 10.01.02: defenseofthethesis 28.06.2006 / Battalova Alsu Damirovna. - Kazan', 2006. - 28 р. [in Russian]

3. Gromova M. I. Russkaja sovremennaja dramaturgija [Russian modern drama]: uchebnoe posobie dlja studentov-filologov, uchashhihsja srednih zavedenij gumanitarnogo profilja / M. I. Gromova. - M.: Flinta: Nauka. - 160 р. [in Russian]

4. Denisova T. N. Koncepcija geroja v russkoj dramaturgii 2-oj poloviny XX veka [The concept of the hero in the Russian drama of the 2nd half of the XX century]: abstract of PhD in philological:: 10.01.01: defenseofthethesis 25.09.2014 / Denisova Tat'jana Nikolaevna. - Arhangel'sk, 2014. - 22 р. [in Russian]

5. Zagidullina D. F. Avangard v tatarskoj literature 1960-1980 gg.: prichiny vozniknovenija i nacional'nye osobennosti [The avant-garde in the Tatar literature of 1960-1980: the reasons for the emergence and national characteristics] / D. F. Zahidullina // Filologija i kul'tura. Philology and culture. - 2014. - № 2 (36). - Р. 126-130. [in Russian]

6. Zahidullina D. F. 1960-1980 ellar tatar эdэbijaty: jaHarysh mэjdannary hэm avangard jezbnybr: monografija [Tatar literature of the 1960-1980s: renaissance and avant-garde searches: monograph] / D. F. Zahidullina. - Kazan: Tatar. kit. mshr., 2015. - 382 р. [in Russian]

7. Zakirzanov Э. M. Dramaturgija / Tatar эdэbijaty tarihy: sigez tomda [tez. R.F. Rahmani] / Э. M. Zakirжanov. -Kazan: Tatar. kit. mshr., 2014. - 6 t.: 1960-1980 ellar / [fsnni meh. D.F. Zahidullina, Э.М. Zakirzanov]. - 2018. - 775 р. [in Russian]

8. Zakirzjanov A. M. Model' tatarskoj derevni v tvorchestve T. Minnullina [The model of the Tatar village in the works of T. Minnullin] / A. M. Zakirzjanov // Sociokul'turnoe prostranstvo rossijskoj provincii: istoricheskaja pamjat' i nacional'naja identichnost'. Sbornik nauchnyh materialov IX Mezhdunarodnyh Staheevskih chtenij [The socio-cultural space of the Russian province: historical memory and national identity. Collection of scientific materials of the IX International Stakhey Readings].

- Elabuga, 2019. - Р. 194-198. [in Russian]

9. Minnullin T. Ir-egetbr. P'esalar жyentygy [Men.Collection of plays] / T. Minnullin. - Kazan: Tatar. kit. mshr., 1974.

- 256 р. [in Russian]

10. Tatar dramaturgijase (1960-1980 ellar). Sajlanma p'esalar [Tatar drama (1960-1980). Selected plays]. - Kazan: Tatarstan Respublikasy «№ter» mshrijaty (TaRIH), 2003. - 495 р. [in Russian]

11. Hanzafarov N. G. Tatarskaja komedija [Tatar comedy] / N. G. Hanzafarov. - Kazan': «ЕЭ№>, 1996. - 266 р. [in Russian]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.