УДК 091
Михаил Чернокоз
(Калининград )
ИДЕЯ ВСЕОБЩЕГО ВОСКРЕШЕНИЯ В ФИЛОСОФИИ Н. Ф. ФЁДОРОВА
Рассматриваются особенности идеи воскрешения, сформулированной в философии общего дела Н. Ф. Фёдорова. Демонстрируется самобытный характер концепции мыслителя. Идеи Н. Ф. Фёдорова перекликаются с современным философским направлением - иммортализмом.
Ключевые слова: русская философия, воскрешение, бессмертие, иммортализм, религиозная философия.
развитие русской философской мысли значительный вклад внес Н. Ф. Фёдоров, с именем которого связана разработка ряда фундаментальных идей, в том числе идеи всеобщего воскрешения. В чем же состоит принципиальная новизна и значимость проекта Фёдорова о всеобщем воскрешении?
Идеи Фёдорова вызвали огромный интерес, к ним обращались крупнейшие русские мыслители: Ф. М. Достоевский, Вл. Соловьев, Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, Н. О. Лосский, В. Н. Ильин и др. В последнее время они стали предметом исследований и разработки такими авторами, как С. Г. Семенова, А. Г. Гачева, Б. Г. Режабек, И. В. Вишев, С. В. Корнилов, В. В. Варава, В. Меденица и др. [2—5; 7; 9—11]. Закономерность обращения к ним понятна: Фёдоров сформировал основы нового мировоззрения — русского космизма, целью которого стало открытие новых путей определения места и роли человека в универсуме. Основным мотивом для создания философии общего дела для Фёдорова стало понимание смерти как величайшего врага человечества. Мыслитель считал, что главное в христианском учении — идея о грядущем телесном воскрешении всех и каждого, по сути, победа над «последним врагом» (смертью). Эту веру в христианское воскрешение он сохранил, и в основу его рассуждений легло предположение, что подобная победа возможна только при объединении умственных и
© Чернокоз М., 2016 80
физических усилий всего человечества, ставшего единой семьей [8, с. 1—4]. Определение христианских истоков учения Фёдорова необходимо для понимания сути его трактовки идеи всеобщего воскрешения.
Главный вопрос философии Н. Ф. Фёдорова о жизни и смерти: «Почему живущее страдает и умирает?» Очевидно, что человек смертен, поскольку является природным существом, которое конечно в своем бытии. Но вместе с тем мыслитель обращает внимание на то, что хотя природа — враг наш временный, она же — наш вечный союзник. Иными словами, согласно Фёдорову, природа остается «силой неразумной и слепой, рождающей и умерщвляющей» лишь до тех пор, пока она не познана. Именно по этой причине Фёдоров ставит перед человеком и человечеством задачу постижения и управления природными процессами. Мыслитель одновременно указывает на неприемлемость мнимого господства над природой, под управлением природой он понимает не утилитарный подход, в основе которого — удовлетворение капризов человека, а подход, основанный на использовании открытых законов природы, с целью регуляции естественных процессов и преодоления смерти волей человека. Фёдоров понимает человека не только как высшее творение, но и как величайшее орудие самого Бога. Фёдоров считал, что через человека Творец воссоздает мир, а значит — единственный путь человека к Богу лежит через дело воскрешения. Подобный подход объясняет, почему природа была оставлена Творцом в слепоте, а человек представлен самому себе. Н. Ф. Фёдоров видит человечество не просто как праздных пассажиров на планете созданной Творцом, а как ее экипаж.
Исключительно важным в философии Фёдорова является осознание того, что овладение природой невозможно для разрозненного человечества. Мыслитель указывает на то, что дело победы над природой — всеобщее, и только в единстве человечество может справиться с данной задачей. Он считал, что между людьми должна установиться всеобщая любовь, должно быть создано братство сынов, целью которого станет дело воскрешения отцов. Но, включая в свою философию положение о необходимости объединения человечества для борьбы со смертью, Фёдоров сталкивается с множеством социальных проблем: как должно управляться человеческое общество? Какая форма его организации оптимальна для осуществления задач «общего дела»? и т. п.
Фёдоров отвергал такие основные формы правления, как деспотизм и «конституционализм». С точки зрения мыслителя, идеальной формой общественного устройства может быть только психократия, которую он называет также «истинным самодержавием». В данной форме правления снимается противопоставление Бога и правителя
(духовного и светского). Сам царь представляется орудием Бога: «Не народ для царя и не царь для народа, а царь вместе с народом, как исполнитель дела Божия, дела всечеловеческого» [9, с. 213].
В концепции Фёдорова определены задачи философии, науки и искусства в деле достижения бессмертия. Фёдоров развил глубокую и содержательную критику развития философии в направлении сведения ее к умозрительному теоретизированию. По его мнению, отдельный разум, занимающийся схоластическими изысканиями, приводит к крайнему субъективному идеализму. Фактически человек начинает признавать единственной реальностью только собственное сознание и как крайнее проявление — отрицает существование внешнего мира, то есть объективные знания. По мнению Фёдорова, подлинное знание всегда деятельное. Он указывает на необходимость объединения теоретического подхода с практическим для завершения общего дела — подчинения и познания природы, и в конечном счете — победы над смертью.
Мыслитель утверждал, что наука должна быть не «сословной, кабинетной, университетской», а стать достоянием общества. Фёдоров считал возможным преобразование науки в практическую дисциплину, вклад в которую вносился бы всеми и всегда. При этом выводы должны следовать из наблюдений, производимых везде и всеми. Фёдоров видел в народе — силу естествоиспытательную, а интеллигенцию относил к силе воспитательной, полагая, что в дальнейшем произойдет нивелирование их различий за счет роста образования и просвещения.
Плодом трудов объединенного человечества станет не только бессмертие. Единое человечество сможет управлять природными явлениями, победит голод и болезни. Таким образом, мыслитель не только решает проблему места науки в мире, но и находит выход из нарастающего с развитием цивилизации экологического и демографического кризиса.
Какую роль в реализации своего проекта мыслитель отводил искусству? Сохранение памятников, различных реликвий и произведений он называл «мнимым» или «музейным» воскрешением. Подобное воскрешение — лишь тень подлинного воскрешения. Фёдоров отводил искусству абсолютно новую роль — через воссоздание прошедшей жизни — к подлинному воскрешению, указывая на воссоединение науки и искусства в деле победы над смертью.
Но простой победы над смертью недостаточно. Истинная цель объединенного человечества, это воскрешение всех предков, всех когда-либо живших людей. Фёдоров считал, что каждый человек живет исключительно за счет смерти предыдущих поколений, вытесняя их.
Таким образом, каждое поколение виновно в уничтожении всех предыдущих поколений, что делает современного человека преступником. Фёдоров полагал, что данный «счет» должен быть оплачен. В связи с этим вышеуказанная цель всеобщего воскрешения становится единственным допустимым моральным выбором. Особенность воззрения Фёдорова заключается в подходе к воскрешению — оно должно быть всеобщим, а не индивидуальным и не только для праведников. Данную цель Фёдоров связывает с особенностями русского духа — чувством ответственности за каждого. Согласно словам Бердяева, именно это чувство ответственности каждого за всех и стремление к всеобщему спасению являются характернейшими чертами русского духа, нашедшими предельное выражение в учении Фёдорова [1].
Основываясь на Библии, Фёдоров утверждает, что воскрешение — принципиальный момент христианской веры. Доказательством этого служит следующее: смерть — это наказание за грех, таким образом, искупление греха — это избавление от смерти, то есть воскрешение. Мыслитель говорит о достижимости Царства Божьего — но не в потустороннем мире, а земном бытии. По мнению Фёдорова, это позволит человеку сблизиться с Богом, поскольку «рай, или Царство Божие, не внутри лишь нас, не мысленное только, не духовное лишь, но и видимое, осязаемое» [15]. Подобный рай на земле должен быть достигнут человечеством своими силами и благодаря величию науки, а не дарам свыше.
Фёдоров считал, что в настоящий момент человечество находится на первом этапе перехода природы от слепоты к сознанию. Человечество изменится. Путем психофизической регуляции станет возможно даже преобразование органов человека. А как следствие победы над природой, люди научатся воссоздавать своих предков из первоначальных элементов — атомов и молекул. Поскольку подобный уровень овладения навыками психофизической регуляции открывает небывалые возможности к адаптации организма, то человек сможет находиться («гостить») во всех возможных средах и принимать любые формы. При этом Фёдоров отмечал, что подобные изменения в человеке должны произойти не как результат эволюции, а как результат деятельности самого объединенного человечества.
В силу недостаточного технологического развития в его время, Фёдоров был ограничен в понимании принципа достижения бессмертия, однако он приводит свое видение данной технологии. С его точки зрения, метод воскрешения предков будет состоять в сборе рассеянного праха и в собирании его в тела, с использованием для этого и «лучистых образов», или изображений, оставляемых волнами от вибра-
ций всех молекул, которые когда-либо существовали. Таким образом, человечество сумеет воссоздать не только тела, но и разум предков, какими они были при жизни.
Но если проблема продовольственного кризиса была решена Фёдоровым ранее, то воскрешение предков ставит человечество перед еще одной проблемой — проблемой перенаселения. После воскрешения ушедших ранее из жизни поколений пространства на земле будет чрезвычайно мало. В связи с этим Фёдоров указывает на то, что многочисленные воскрешаемые поколения начнут колонизацию других планет, распространяя достижения земной мысли и способности к управлению природой сначала на все планеты Солнечной системы, а затем и далее.
Реализация данного проекта приведет к «одухотворению» всей Вселенной, к ее морализации и рационализации. Поскольку тогда все миры, движимые в наше время бесчувственными силами, будут управляемы «братским чувством всех воскрешенных поколений». Все это позволит объединить всю Вселенную под руководством человека, по образу и подобию указанным Творцом в Троице.
Подобный проект позволит осуществить изначальное предназначение человека, познать смысл нашего существования: «Люди созданы быть небесными силами, взамен падших ангелов, чтобы быть божественными орудиями в деле управления миром, в деле восстановления его в то благолепие нетления, каким он был до падения» [15]. Фёдоров считал, что именно для этого и создан человек. Смысл его существования, заложенный самим Богом — это реализация данного замысла.
Таким образом, Фёдоров выстраивает последовательную систему, основанную на синтезе науки, философии и религии. Эта концепция учитывает не только возможность воскрешения человека, но и указывает на способы решения глобальных проблем, возникающих с достижением бессмертия.
Философия Фёдорова оказала глубокое влияние на Ф. М. Достоевского, Вл. Соловьева, Н. А. Бердяева и других мыслителей. Положительное влияние философских взглядов Фёдорова заметно в работах В. Соловьева («Об упадке средневекового миросозерцания», «Три разговора о войне, прогрессе и конце Всемирной истории»). Владимир Ильин (религиозный публицист и философ) сравнивал Н. Ф. Фёдорова с Серафимом Саровским и называл его великим святым своего времени. Н. А. Бердяев считал Фёдорова приемником славянофилов, особо отмечал крайний радикализм Фёдорова, его сосредоточенность на идее преодоления смерти. В то же время Бердяев полагал, что оптимистический подход Фёдорова к возможности полной победы «рацио-
нального добра» гораздо ближе к философии XVIII века, чем к современной ему философии. Бердяев находил в философии Фёдорова сочетание двух казалось бы противоречащих друг другу начал: «глубоко религиозной метафизики (например, в учении о Святой Троице как идеале полюбовного союза нескольких лиц) с натуралистическим реализмом (например, в учении о методах воскрешения наших предков)». Н. А. Бердяев также отмечал, что «небывалый утопизм, фантазерство, мечтательность соединяются в Фёдорове с практицизмом, трезвостью, рассудочностью, реализмом» [1, с. 166].
Кроме того, необходимо отметить исключительное для того времени понимание активной позиции человека во вселенной, при этом объединенной с глубокой религиозностью. Бердяев считал, что «Фёдоров глубоко и праведно чувствовал, что христианство не может быть лишь религией личного совершенствования и спасения» [1, с. 213].
Однако оценка его философии является неоднозначной. Учение Фёдорова было критически воспринято представителями традиционной религиозной философии вследствие того, что в своем учении Фёдоров придерживается неортодоксального христианства, отходя от догматов православной церкви.
Н. О. Лосский упрекал Н. Ф. Фёдорова за сочетание христианского учения о воскрешении с натурализмом. По Лосскому, воскрешенные тела отцов будут подобны живым существам, а как следствие, будут немедленно включены в конкурентную борьбу за выживание присущую всему живому, что, в свою очередь, приведет к связи со злом. Философ утверждал, что идеал воскрешения в христианстве значительно выше простого восстановления тел, поскольку предполагает создание для воскрешаемых измененных тел, свободных от проблем плоти. В то же время Лосский отвергал возможность создания человеком (путем научного вмешательства) преображенного тела. Обращаясь к традиционной христианской доктрине, Лосский определял единственный допустимый путь создания подобного тела — создание его духом человека, любящего Бога и ближних превыше самого себя. Он полагал, что в христианстве уже указан путь победы над злом — победа над грехами и как следствие устранение отрыва от Бога. Лосский констатировал, что «философские работы Фёдорова производят впечатление талантливых, но незрелых. <...> Тем не менее эти работы изобилуют оригинальными и глубокими размышлениями по самым различным вопросам» [6, с. 127].
Обращаясь к критике Н. А. Бердяева, можно выделить практически аналогичную претензию к философии общего дела — объединение натурализма и материализма с религией. С точки зрения Бердяева, подобное объединение — абсурдно, так как приводит к применению
позитивистско-рационалистического стиля и рациональных приемов к мистическим материям, к смешению христианского и языческого. Бердяев указывает на такие противоречия в философии Фёдорова, как отождествление рождения с рождением во плоти и отвержение христианского учения в вопросах возрождения человека в виде духа. Согласно Бердяеву, чрезмерное обращение к внешнему миру также является слабой стороной философии общего дела. Более того, с одной стороны, Фёдоров против самопознания в пользу принципа единства, братства, с другой — отвергает внутреннее духовное знание в пользу позитивистского и материалистического познания мира. При этом в работе Фёдорова не решена проблема материи и материального мира (более того — она даже не поставлена). Как следствие, Фёдоров исходит из объективной реальности материального в контексте «наивного реализма».
Тем не менее Бердяев отмечает глобальность и радикализм предложенного проекта, который «кажется, не был высказан на человеческом языке» [1, с. 165 — 166, 170, 188, 213].
Проект Н. Ф. Фёдорова можно лишь условно отнести к религиозной философии. Уникальной чертой его работы стало сочетание различных подходов к решению проблемы воскрешения и бессмертия как религиозного, так и научно-материалистического. Подобный синтез придает философии Н. Ф. Фёдорова уникальный характер.
Исходя из изложенного, можно выделить три ключевых момента в философии Фёдорова, характеризующие своеобразие его проекта достижения бессмертия. В первую очередь необходимо упомянуть необходимость всеобщего воскрешения. Подобный подход к проблеме ставит перед человечеством качественно новую цель. Постановка столь глобальной и сложной цели приводит к разработке принципиально нового способа ее достижения. Закономерным выводом становится положение о необходимости объединения всего человечества перед лицом извечного врага — смерти. Второй, не менее важный и инновационный для религиозной философии, постулат — воскрешение станет плодом науки.
В основе философии общего дела лежит представление о разобщенности всех людей в условиях современной цивилизации. Вместе с тем их предназначение уже указано в Евангелии. Таким образом, задача должна состоять в том, чтобы устранить препятствия и достичь эту цель, среди которых и слепая сила природы, и как следствие, смерть. Поскольку смерть является главным, с точки зрения Фёдорова, врагом человека, и ставится задача победы над ней, проект мыслителя мы вправе рассматривать как важный этап развития иммортализма. Исходя из изложенного, можно сделать вывод о том, что первый шаг к развитию иммортализма в России был сделан еще Н. Ф. Фёдоровым в XIX веке.
Список литературы
1. Бердяев Н. А. Религия воскрешения («Философия общего дела» Н. Ф. Фёдорова) / Грезы о Земле и небе. СПб., 1995.
2. Варава В. В. Философия Общего Дела и философия Отчего края // На пороге грядущего. М., 2004.
3. Вишев И. В. Н. Ф. Фёдоров как предтеча современной концепции практического бессмертия человека // На пороге грядущего. М., 2004.
4. Корнилов С. В. Философия самосознания и творчества. СПб., 1998.
5. Корнилов С. В. Проект «всеобщего дела» и преодоление «философии безнадежности и отчаяния» // На пороге грядущего. М., 2004.
6. Лосский Н. О. История русской философии. М., 1991.
7. Меденица В. Истина есть естина, алетейя, вечная память // На пороге грядущего. М., 2004.
8. Регельсон Л. Тринитарные основы проекта Н. Ф. Фёдорова. М., 2010.
9. Режабек Б. Г. Николай Фёдоров — родоначальник ноосфеерного мировоззрения // На пороге грядущего. М., 2004.
10. Семенова С. Г. Русский космизм: антология философской мысли. М., 1993.
11. Семенова С. Г. Философия воскрешения у Н. Ф. Фёдорова // Фёдоров Н. Ф. Собр. соч. : в 4 т. М., 1995. Т. 1.
12. Семенова С. Г. Тропами сердечной мысли. М., 2012.
13. Никитин В. А. Толстой и Н. Ф. Фёдоров. Богоискательство и богоборчество Толстого // Прометей. 1980. № 12.
14. Фёдоров Н. Ф. Сочинения. М., 1982.
15. Фёдоров Н. Ф. Сочинения. М., 1994.
16. Фёдоров Н. Ф. Философия общего дела. М., 1906. Т. 1.
Mikhail Chernokoz
THE IDEA OF THE UNIVERSAL RESURRECTION IN N.F. FEDOROV'S PHILOSOPHY
The author investigates the essence of the idea of resurrection formulated in N. F. Fedorov's philosophy of the common cause. The author shows a unique character of the thinker's theory. N. F. Fedorov's ideas echo with those of immortalism, a modern philosophical direction.
Key words: Russian philosophy, resurrection, immortality, immortalism, religious philosophy.