Научная статья на тему 'Идеал «Всеобщего родства» в философии общего дела Н. Ф. Фёдорова как интерпретация пятой заповеди Декалога'

Идеал «Всеобщего родства» в философии общего дела Н. Ф. Фёдорова как интерпретация пятой заповеди Декалога Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
660
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВСЕОБЩЕЕ РОДСТВО / UNIVERSAL KINSHIP / СУПРАМОРАЛИЗМ / ФИЛОСОФИЯ ОБЩЕГО ДЕЛА / PHILOSOPHY OF COMMON CAUSE / ЗАПОВЕДЬ О ПОЧИТАНИИ РОДИТЕЛЕЙ / THE COMMANDMENT TO HONOR PARENTS / ВСЕОБЩЕЕ ВОСКРЕШЕНИЕ / UNIVERSAL RESURRECTION / SUPRAMORALIZM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Засухина Виктория Николаевна

Основной идеей философии общего дела Н. Ф. Фёдорова является идея всеобщего родства (супрамо-рализма), восходящая к христианской эсхатологии и экклесиологии. Супраморализм рассматривается мыслителем как идеальное состояние мира, которое недоступно человечеству в силу утраты чувства родства и забвения пятой заповеди Декалога о почитании родителей. В качестве средства к восстановлению всекос-мического и всечеловеческого единства мыслитель рассматривает осуществляемое соборными усилиями человечества всеобщее воскрешение предков, которое невозможно в условиях «городской» («обезземеленной») культуры, построенной на «неродственности» и взаимной вражде. Философские идеи Фёдорова созвучны современным тенденциям в науке. Во-первых, они антропо-логичны: философская интерпретация Фёдоровым идей христианской теологии и библейских заповедей позволила ему открыть новые перспективы в осмыслении человека, его места и назначения в мире. Во-вторых, они вполне вписываются в контекст характерных для постнеклассической философии представлений о непротиворечивости религиозного и естественнонаучного. Актуальность представленного в статье исследования объясняется тем, что наследие русской религиозной философии ХІХ-ХХ вв., которое многие десятилетия было в нашей стране закрыто для изучения по идеологическим соображениям, по сей день остаётся исследованным недостаточно и нуждается в особенно пристальном внимании и осмыслении с позиции современности. Анализ первоисточников позволил сформировать авторское понимание философии общего дела Н. Ф. Фёдорова как интерпретации библейской заповеди о почитании родителей и сделать интересные выводы о том, что эта заповедь является скрепой эсхатологических и экклесиологических идей в теоретических построениях русского мыслителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Universal Kinship" Ideal in N. F. Fyodorov''s Philosophy of Common Cause as an Interpretation of the Decalogue''s Fifth Commandment

The main idea of N. F. Fyodorov's philosophy of common cause is "universal kinship" (supramoralizm), dating back to the Christian eschatology and ecclesiology. The thinker considers supramoralizm to be an ideal state of the world that is not available to humanity due to the lost sense of kinship and the forgotten Decalogue's fifth commandment based on honoring parents. Fyodorov regards recovery of ancestors' ashes as a means to restore the unity of cosmic and human that universal resurrection, which is impossible in "urban" ("landless") culture built on the "non-kinship" and hostility. Fyodorov's philosophical ideas are accordant to the modern trends in science. Firstly, they are anthropological: Fyodorov's philosophical interpretation of Christian theology ideas and the Biblical commandments allowed him to open up new prospects in understanding human place and purpose in the world. Secondly, they fit well in the context of post-nonclassical philosophy notions for non-divergence of religious and natural science. The research is urgent because the heritage of Russian religious philosophy of the 19th-20th centuries has been closed for studying for many decades due to ideological reasons and now it needs special attention and modern understanding. The analysis of the primary sources allows the author to generate understanding of N. F. Fyodorov's philosophy of common cause as an interpretation of the Biblical commandment to honor parents and make interesting conclusions that this command is a tie for ecclesiological and eschatological ideas in Russian thinker's theories.

Текст научной работы на тему «Идеал «Всеобщего родства» в философии общего дела Н. Ф. Фёдорова как интерпретация пятой заповеди Декалога»

УДК 091 ББК Ю87.3(2)

Виктория Николаевна Засухина,

доктор философских наук, доцент, Забайкальский государственный университет (672039, Россия, г. Чита, ул. Александро-Заводская, 30),

e-mail: zasuha_72@mail.ru

Идеал «всеобщего родства» в философии общего дела Н. Ф. Фёдорова как интерпретация пятой заповеди Декалога

Основной идеей философии общего дела Н. Ф. Фёдорова является идея всеобщего родства (супрамо-рализма), восходящая к христианской эсхатологии и экклесиологии. Супраморализм рассматривается мыслителем как идеальное состояние мира, которое недоступно человечеству в силу утраты чувства родства и забвения пятой заповеди Декалога о почитании родителей. В качестве средства к восстановлению всекос-мического и всечеловеческого единства мыслитель рассматривает осуществляемое соборными усилиями человечества всеобщее воскрешение предков, которое невозможно в условиях «городской» («обезземеленной») культуры, построенной на «неродственности» и взаимной вражде.

Философские идеи Фёдорова созвучны современным тенденциям в науке. Во-первых, они антропо-логичны: философская интерпретация Фёдоровым идей христианской теологии и библейских заповедей позволила ему открыть новые перспективы в осмыслении человека, его места и назначения в мире. Во-вторых, они вполне вписываются в контекст характерных для постнеклассической философии представлений о непротиворечивости религиозного и естественнонаучного.

Актуальность представленного в статье исследования объясняется тем, что наследие русской религиозной философии XIX-XX вв., которое многие десятилетия было в нашей стране закрыто для изучения по идеологическим соображениям, по сей день остаётся исследованным недостаточно и нуждается в особенно пристальном внимании и осмыслении с позиции современности.

Анализ первоисточников позволил сформировать авторское понимание философии общего дела Н. Ф. Фёдорова как интерпретации библейской заповеди о почитании родителей и сделать интересные выводы о том, что эта заповедь является скрепой эсхатологических и экклесиологических идей в теоретических построениях русского мыслителя.

Ключевые слова: всеобщее родство, супраморализм, философия общего дела, заповедь о почитании родителей, всеобщее воскрешение.

Viktoriya Nikolaevna Zasukhina,

Doctor of Philosophy, Associate Professor, Transbaikal State University (ul. Aleksandro-Zavodskaya 30, Chita, 672039 Russia),

e-mail: zasuha_72@mail.ru

"Universal Kinship" Ideal in N. F. Fyodorov's Philosophy of Common Cause as an Interpretation of the Decalogue's Fifth Commandment

The main idea of N. F. Fyodorov's philosophy of common cause is "universal kinship" (supramoralizm), dating back to the Christian eschatology and ecclesiology. The thinker considers supramoralizm to be an ideal state of the world that is not available to humanity due to the lost sense of kinship and the forgotten Decalogue's fifth commandment based on honoring parents. Fyodorov regards recovery of ancestors' ashes as a means to restore the unity of cosmic and human - that universal resurrection, which is impossible in "urban" ("landless") culture built on the "non-kinship" and hostility.

Fyodorov's philosophical ideas are accordant to the modern trends in science. Firstly, they are anthropological: Fyodorov's philosophical interpretation of Christian theology ideas and the Biblical commandments allowed him to open up new prospects in understanding human place and purpose in the world. Secondly, they fit well in the context of post-nonclassical philosophy notions for non-divergence of religious and natural science.

The research is urgent because the heritage of Russian religious philosophy of the 19th-20th centuries has been closed for studying for many decades due to ideological reasons and now it needs special attention and modern understanding.

The analysis of the primary sources allows the author to generate understanding of N. F. Fyodorov's philosophy of common cause as an interpretation of the Biblical commandment to honor parents and make interesting conclusions that this command is a tie for ecclesiological and eschatological ideas in Russian thinker's theories.

Keywords: universal kinship, supramoralizm, philosophy of common cause, the commandment to honor parents, universal resurrection.

92

© Засухина В. Н., 2016

Философия общего дела Н. Ф. Фёдорова является философской интерпретацией идей христианской эсхатологии и экклесиологии. Эти богословские аспекты оказываются связанными у него одним сюжетом - почитание родителей как залог благоденствия и долголетия на земле. Квинтэссенция этого сюжета содержится в пятой заповеди Декалога (Деся-тословия). Все десять Синайских заповедей можно разделить на две группы: регламентирующие отношение человека к Богу и регламентирующие отношения между людьми. Пятая заповедь представляет собой звено, логически соединяющее между собой две эти группы. В соответствии с ней родители по своей значимости для человека - вторые после Бога, а в земной иерархии занимают высшую ступень.

Идеальное состояние мира и человека по Фёдорову есть «великий синтез», «супра-морализм» - всекосмическое и всечеловеческое единство, всеединство. Это, как определяет сам мыслитель, соединение без розни и поглощения единичного - «самая высшая безусловная нравственность» [12, с. 388], «наибольшая заповедь» [12, с. 388] из данных Иисусом Христом сначала перед страданиями: «Да будут все едино, как Ты, Отче во Мне и Я в Тебе, так и они будут в Нас едино» [12, с. 388], а потом по Воскрешении в качестве «заповеди завершительной» [12, с. 388], данной как указание пути к единству: «Шед-ше, научите вся языки, крестяще их во имя Отца, Сына и Св. Духа» [12, с. 388]. Сам Фёдоров, обращаясь к этим евангельским словам, в которых, как ему представляется, идёт речь о пути приближения к идеальному состоянию мира, добавляет: «И мы будем подобны Тебе, как Отцы будут в нас, но не мертвыми, а живыми; мы будем едины» [10, с. 196].

По утверждению Фёдорова, все мы, живущие на земле, являемся детьми одного Небесного Отца и одного отца земного - Адама. К сожалению, далеко не всеми эта всеобщая родственность осознаётся и принимается, вследствие чего в мире господствует «неродственность»: люди находятся в отношениях обособленности и в лучшем случае терпят друг друга по необходимости или из страха, а в худшем - враждуют и уничтожают друг друга. Вместо братства на земле - гражданство, вместо ОТЕЧества - «безродное государство», а человеческое сообщество превратилось в «принудительный дом-острогъ». О том, насколько остро Н. Ф. Фёдоров ощущал трагизм сложившейся в современном мире ситуации, пишет В. А. Кожевников -

первый исследователь его философского творчества [4, с. 441].

Фёдоров пытается ответить на вопросы, почему человечество оказалось в «неродственном», «небратском», «немирном» состоянии и что может помочь ему обрести «родство» и «братство».

Утрата единства, по убеждению мыслителя, стала результатом двух самых больших исторических грехов: нарушение воли Небесного Отца, приведшее человека к разрыву духовного родства с Ним и к разрушению совершенства человеческой природы - это первый грех; второй - это грех, совершённый Хамом - самый большой грех из совершённых людьми. К греху «хамитизма» Фёдоров относит и так называемый «каинизм» или «окаянство» [11, с. 475]. Грех Каина, первого из рожденных, заключается в попрании братской любви и братского единения, приведшем к разделению потомков одного прародителя и вражде между ними. Потомки трёх сыновей Авраама Сима, Хама, Иафета забыли своё родство.

Хамитизм есть нарушение пятой заповеди Декалога, которая, по мнению Фёдорова, составляет саму сущность христианства. Весь закон заключается в этой заповеди о родстве, потому что в человеческом роде нет чужих друг другу. Отрекающиеся от отцов посягают на основания мира. Особенно разрушительно на связь поколений действует бездумное увлечение призраком свободы и равенства. В свободе сына от отца и в равенстве сына с отцом нет смысла, напротив, это абсурдно и безнравственно и с неизбежностью влечёт многочисленные несчастья.

Недостаток чувства родства к своим предкам в человечестве свидетельствует о том, что оно, по убеждению Фёдорова, «не доросло» до осознания основных жизненных ценностей. Интересное осмысление представлений Фёдорова о долге человека перед отцами предлагает А. А. Грякалов: «Без-от-цовщина легко превращается в бес-отцовщи-ну... Безотцовщина - не следствие утраты, а бунт самодовольного одиночки, желающего вырваться из-под опеки "старшего". Таков прогрессист - таков порыв несовершеннолетия человечества» [2, с. 126].

Забвение своего долга перед отцами, уверен Фёдоров, стало причиной забвения истинного Бога и погружения человечества во тьму языческих верований. Язычество мыслитель трактует, руководствуясь логикой своего учения, как «международный раздор», изначальное «нарушение целостности чело-

веческого рода». Язычники - это народы, «не помнящие своего родства», народы, которые враждебны друг другу и всему миру. Утратив знание о Едином Боге, они сделали в своих представлениях Его свойства «названиями особых существ, богов» [9, с. 232]. Потеряв единство в языке, они не могли понимать друг друга - в этом смысле, считает Фёдоров; всё человечество - язычники, так как в мире царит глобальное языковое разделение.

Языческой по сути является современная «городская» культура, порождённая отрывом людей от земли, в которой покоится прах их предков. «Обезземеление», или «экспатриация» - отчуждение человека от земли философ называет «нечестивым делом отлучения детей от праха отцов» [9, с. 239] и лишением их возможности исполнить свой долг перед отцами.

Со скорбью Фёдоров писал, что близки те времена, когда «сыны человеческие», превратившись в «блудных сынов», станут пировать на могилах отцов и сделают кладбища «гульбищами». В этом философ видел трагедию грядущего общества, так как кладбища для него - это не просто места поминания умерших предков, но, прежде всего, точки земного шара, с которых должно начаться будущее воскрешение умерших и восстановление вселенского единства.

Успехи человечества в науке, считал Фёдоров, следует использовать не для того, чтобы удовлетворять прихоти избалованных цивилизацией людей, а на исполнение главной задачи всего мира - всеобщего воскрешения. На жизненную необходимость решения этой задачи, отмечает философ, как раз и указывает пятая заповедь Декалога. Достижение идеального состояния мира и человека немыслимо без исполнения этой заповеди Моисея, которая есть, по сути, заповедь о всеобщем родстве.

Деторождение, по мысли Фёдорова, следует заменить «отцетворением», «патро-фикацией» [12, с. 407], что означает отказ от разрушающей целостность человеческого рода эгоистической обращённости к себе и направленность усилий на восстановление живого единства между поколениями, без которого родовая целостность и полнота невозможны.

Таким образом, пятая заповедь, вбирающая в себя всё содержание христианского вероучения, рассматривается мыслителем как тождественная заповеди о воскресении: «С пятою заповедью наступает новая эпоха во вселенной, устанавливаются новые отноше-

ния между последующими и предыдущими, между отцами и детьми. следствием исполнения этой заповеди будет уже не долгоденствие, а бессмертие» [9, с. 248]. А идеал су-праморализма понимается в этом контексте как «объединение всех способностей всех сынов человеческихъ в деле оживления праха отцов или замена вещественного анализа (разложения) телесным синтезом (воссозданием)» [11, с. 258].

«Всеобщее воскрешение» [11, с. 298] предков - это, по мнению философа, главная нравственная задача человечества, то есть «последняя высшая ступень, до которой может дойти нравственность» [11, с. 298], победа нравственности. На достижение этой задачи должны быть направлены все усилия религиозных, научных, творческих исканий человеческой цивилизации.

Воскрешение умерших предков философ рассматривает как средство воплощения в реальность идеала всеобщего единства: «.через восстановление угасших человек собирает распавшуюся храмину миров и совокупность их делает выражением единства умов и сердец всех поколений, чем и уничтожается грех, смерть и отчуждение от Существа Всеблагого, совершается возвращение человека к источнику всякого блага, ума и воли» [9, с. 298]. Чувство родства, поминовение предков, умение обращаться к кладбищам - нравственные качества, жизненно необходимые человечеству для реализации этого великого плана. Этим, по мнению мыслителя, объясняется и то, сколь важное значение культ родства и умерших предков имеют в культуре любого народа, и то, как важно их культивирование в современном мире и будущем.

Восстановление ушедших поколений и всеобщее воссоединение, как уверял Фёдоров, всегда было всеобщей целью. В зависимости от того, как и в какой степени это стремление воплощалось, все религии, по его мнению, делятся на три типа:

- язычество, первобытная религия и иудейство, пред-христианские, вне-храмовые, внемировые религии, в которых происходит «восстание или "соборное стояние" сынов живущих и хоровое движение перед небом, мысленно населяемым умершими отцами» [11, с. 407] - сыны создают из себя храм как памятник ушедшим предкам;

- христианство как собирающая храмовая религия, объединяющая по подобию Триединого Бога, религия воскрешения умерших и воссоединения всех ныне живущих (инте-

ресно, что наиболее полное воплощение христианства Фёдоров видел не в католицизме или протестантизме, а в православии, дающем человечеству идеал соборности);

- «внехрамовая», «внутренномировая» религия будущего человечества, доросшего в своём развитии до того, чтобы запустить процесс воплощения в действительность идеалы, которые пребывают пока только в потенциале. Это, по определению Фёдорова, и есть настоящее христианство: «Христианское "внехрамовое дело", а вместе внутри-мировое, внутренно мировое дело, и двигателем является соединенных сил всех людей, как сынов, как противодействие падению и восстановление падшего» [11, с. 408].

Подчеркнём, что учение Фёдорова о всеобщем воскрешении предков нельзя понимать буквально. Ещё С. Н. Булгаков предостерегал от примитивного понимания этой теории: «Ни одна идея Н. Ф. не подвергается такой опасности лжетолкования, искажения, вульгаризации, как этот головокружительно смелый его "проект". Особенно велика опасность истолковать религиозную идею Н. Ф. в духе современных научных позитивистов а 1а Мечников и религиозный идеал превратить в невыносимую пошлость...» [1, с. 326]. Философия Фёдорова, по мысли Булгакова, несёт в себе высокую нравственную проповедь «активных заветов христианства» [1, с. 330]. Этот тезис, сформулированный Булгаковым, имеет принципиальное значение для понимания идей Фёдорова. Булгаков обращает наше внимание на то, что эсхатологический проект Фёдорова надо понимать не по букве, а по духу, не прагматико-натуралистически или в расчёте на естественнонаучное подтверждение, а религиозно-символически.

В современных исследованиях философского творчества Фёдорова также есть указания на то, что идеи мыслителя о всеобщем воскрешении отцов следует понимать правильно. Например, об этом пишут А. А. Грякалов [2] и С. Г. Семёнова.

С. Г. Семёнова была в 1990-е гг. одним из первых исследователей, обратившихся к анализу фёдоровского творчества. По её глубокому убеждению, теоретическими источниками проекта Фёдорова о собирании разложившихся частиц умерших являются не концепции западноевропейских представителей вульгарного материализма Бюхнера и Малешота, а «важнейшие интуиции христианских эсхатологов, пытавшихся в полемике с античными мыслителями (которые отметали идею воскресения как сущую нелепицу)

найти реалистические аргументы за саму возможность воссоздания распавшегося, рассеявшегося тела умершего» [7, с. 237], поэтому определение данных идей мыслителя как вульгарно-материалистических, по её мнению, необоснованно. Концепция всеобщего воскрешения Фёдорова представляет собой религиозно-символический пласт его философии.

Христианские эсхатологи, отмечает Семёнова, были убеждены, что «каждая частица человеческого тела отмечена особой личностной печатью, которую накладывает на неё душа. в посмертном рассеянии частицы тела сохраняют эту индивидуальную отметину души, а потому в момент воскресения родственные частицы как бы опознаются конкретной душой и воссоединяются в бывший единый организм» [7, с. 237]. Эти эсхатологические представления и легли в основу фёдоровского учения о воскрешении предков. Но если для христианских теологов, подчёркивает исследовательница, воскрешение умерших под силу только Господу Богу, то Фёдоров считал это находящимся в компетенции человека.

Христианскую идею воскресения Фёдоров трансформирует в идею воскрешения (глагол «воскрешать» в отличие от «воскресать» имеет значение направленного действия). Кожевникова по этому поводу высказывает мнение, что учение Фёдорова умаляет «роль божественной благодати в деле всеобщего воскрешения» [5, с. 230] и противоречит святоотеческой мысли. Позволим себе не согласиться с этим мнением.

По нашему глубокому убеждению, в философии Фёдорова нет ничего, принципиально противоречащего христианскому вероучению. Подчёркивание значимости человеческого фактора, значимости духовно-нравственных усилий каждой отдельной личности в восстановлении всеобщего родства как единой семьи в вечности не может быть умалением Божественного Промысла и Божественного соизволения на участие человека в конечных судьбах мира. Эта вера мыслителя в возможности человека, возможно, не всегда подтверждаемая фактами исторической и социальной действительности, вообще является характерной чертой его творчества.

По Фёдорову христианский идеал супра-морализма есть единство в Боге и по образу Бога, это восстановление единства сыновей с отцами, а целенаправленная деятельность потомков, направленная на восстановление праха умерших предков, есть реализация пя-

той заповеди Моисея о почитании родителей как залоге процветаний человека на земле. Необходимость акта воскрешения предков обусловлена тем, что христианский Бог - Бог «не мёртвых, а живых» [11, с. 44] и в Нём не может быть ничего мёртвого, но все живое.

На земле, по утверждению Фёдорова, есть зримое воплощение супраморалистиче-ского идеала. Вселенское единение всего со всем и всех со всеми, единение живых сыновей и умерших отцов в символической форме представлено в храме. Храм есть архитектурно-эстетический образ мироздания: «Храм есть изображение неба, свода небесного, с изображёнными на нём поколениями умерших, как бы ожившими; на иконостасах. мы видим изображение всей истории, начиная от Адама, - праотцы допотопные, праотцы послепотопные, цари, пророки, предтеча господень, Христос, апостолы, святые, и это до последних дней.» [12, с. 399]. Кроме того, храм, как отмечает мыслитель, является ещё и результатом совместной, «соборной» молитвы и труда, «памятником единодушия и согласия» [10, с. 5]. Таким образом, мы видим в философии Фёдорова истолкование храма как идеальной модели вселенной, как единого Тела. Такое истолкование вполне соответствует христианской экклесиологии. Ссылаясь на слова Спасителя: «в три дня создам его», в которых Он уподобляет Своё Тело храму, Фёдоров делает вывод, что все, кто присутствуют в храме зримо и незримо, едины, как члены одного тела.

По мнению философа, наиболее зримо идеал всеобщего единения явлен в «обыденных» русских церквушках, которые построены народом быстро и просто, часто за несколько дней, но сообща.

Не все функции, присущие храму, считает Фёдоров, задействованы в полной мере.

«Мыслитель напоминает, что помимо привычной, сакральной, культовой функции храм имеет ещё и функцию обучения, а также функцию поминовения. Для того чтобы все функции храма были задействованы в полной мере, храм должен стать одновременно и храмом, и школой, и музеем» [3].

Как замечательную и ценную черту русской культуры философ называл традицию соединения храма с кремлём. Кремль, как он его определял, есть место, где аккумулируются силы человечества, направленные на собирания народов и поколений: «место собирания или восстановления единства», «священные центры сил народов» [10, с. 90].

Фёдоров высказывает убеждение, что эта традиция соединения кремля и храма в едином архитектурном комплексе должна быть сохранена и продолжена. «Храмы, соединённые с кремлём, по его мнению, должны стать центрами человеческой цивилизации» [3].

Учение о церковном единстве для Фёдорова - это учение о всеобщем воскрешении и восстановлении в конце времён всеобщего родства и единения отцов и детей посредством целенаправленных усилий потомков, направленных на исполнение сыновнего долга перед предками. Таким образом, объединяющей скрепой экклесиологических и эсхатологических идей в его теоретических построениях является пятая заповедь Декалога о почитании родителей. Идеи Фёдорова, христианские по своему содержанию, в то же самое время являются не слепым заимствованием из теологии, а предметом интереснейшего философского дискурса, обращение к которому открывает новые перспективы в философской интерпретации теоретических положений христианства.

Список литературы

1. Булгаков С. Н. Загадочный мыслитель. (Н. Ф. Фёдоров) // Сергей Булгаков. Два града. Исследования о природе общественных идеалов. СПб.: Изд-во РХГИ, 1997. С. 322-331.

2. Грякалов А. А. «Мудрость, побуждающая к делу...» // Аврора. № 11, ноябрь. 1995. С. 122-131.

3. Засухина В. Н. Соборность как нравственный идеал в русской религиозной философии кон. XIX - нач. ХХ в.: дис. ... канд. филос. наук. СПб.: СПбГУ, 2000. 110 с.

4. Кожевников В. А. Николай Фёдорович Фёдоров. Мыслитель // Русский архив. М., 1905. № 7. С. 417-470.

5. Русская философия: Словарь / под общ. ред. М. А. Маслина. М.: Республика, 1995. 655 с.

6. Семенова С. Г. Н. Ф. Фёдоров и его философское наследие // Н. Ф. Фёдоров. Сочинения. М.: Мысль, 1982 г. С. 5-50.

7. Семенова С. Г. Философ «будущего века» // Молодая гвардия. 1997. № 1. С. 226-252.

8. Семенова С. Г. Философия воскрешения Н. Ф. Фёдорова // Н. Ф. Фёдоров. Собр. соч. в 4 т. Т. 1. М.: Прогресс, 1995. С. 5-33.

9. Фёдоров Н. Ф. Вопрос о братстве, или родстве, о причинах небратского, неродственного, т. е. немирного, состояния мира и о средствах восстановления родства. (Записка от неучёных к учёным, духовным и светским, к верующим и неверующим) // Собр. соч.: в 4 т. Т. 1. М.: Прогресс, 1995. С. 35-308.

10. Фёдоров Н. Ф. Отечествоведение // Собрание сочинений в 4 т. Т. 3. М.: Традиция, 1997. С. 3-220.

11. Фёдоров Н. Ф. Статьи религиозного содержания из III тома «Философии общего дела» // Собр. соч.: в 4 т. Т. 2. М.: Прогресс, 1995. С. 39-73.

12. Фёдоров Н. Ф. Супраморализм, или всеобщий синтез (т. е. всеобщее объединение) // Собр. соч.: в 4 т. Т. 1. М.: Прогресс, 1995. С. 388-441.

References

1. Bulgakov S. N. Zagadochnyi myslitel'. (N. F. Fedorov) // Sergei Bulgakov. Dva grada. Issledovaniya o prirode obshchest-vennykh idealov. SPb.: Izd-vo RKhGI, 1997. S. 322-331.

2. Gryakalov A. A. «Mudrost', pobuzhdayushchaya k delu...» // Avrora. № 11, noyabr'. 1995. S. 122-131.

3. Zasukhina V. N. Sobornost' kak nravstvennyi ideal v russkoi religioznoi filosofii kon. XIX - nach. XX v.: dis. ... kand. filos. nauk. SPb.: SPbGU, 2000. 110 s.

4. Kozhevnikov V. A. Nikolai Fedorovich Fedorov. Myslitel' // Russkii arkhiv. M., 1905. № 7. S. 417-470.

5. Russkaya filosofiya: Slovar' / pod obsh. red. M. A. Maslina. M.: Respublika, 1995. 655 s.

6. Semenova S. G. N. F. Fedorov i ego filosofskoe nasledie // N. F. Fedorov. Sochineniya. M.: Mysl', 1982 g. S. 5-50.

7. Semenova S. G. Filosof «budushchego veka» // Molodaya gvardiya. 1997. № 1. S. 226-252.

8. Semenova S. G. Filosofiya voskresheniya N. F. Fedorova // N. F. Fedorov. Sobr. soch.: v 4 t. T. 1. M.: Progress, 1995 g. S. 5-33.

9. Fedorov N. F. Vopros o bratstve, ili rodstve, o prichinakh nebratskogo, nerodstvennogo, t. e. nemirnogo, sostoyaniya mira i o sredstvakh vosstanovleniya rodstva. (Zapiska ot neuchenykh k uchenym, dukhovnym i svetskim, k veruyushchim i neveruyush-chim) // Sobranie sochinenii v 4 t. T. 1. M.: Progress, 1995. S. 35-308.

10. Fedorov N. F. Otechestvovedenie // Sobr. soch.: v 4 t. T. 3. M.: Triditsiya, 1997. S. 3-220.

11. Fedorov N. F. Stat'i religioznogo soderzhaniya iz III toma «Filosofii obshchego dela» // Sobr. soch.: v 4 t. T. 2. M.: Progress, 1995. S. 39-73.

12. Fedorov N. F. Supramoralizm, ili vseobshchii sintez (t. e. vseobshchee ob"edinenie) // Sobr. soch.: v 4 t. T. 1. M.: Progress, 1995. S. 388-441.

Библиографическое описание статьи

Засухина В. Н. Идеал «всеобщего родства» в философии общего дела Н. Ф. Фёдорова как интерпретация пятой заповеди Декалога // Гуманитарный вектор. Сер. Философия. Культурология. 2016. Т. 11, № 1. С. 92-97.

Статья поступила в редакцию 26.01.2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.