Научная статья на тему 'Идея согласия в контексте философии культуры П. А. Сорокина'

Идея согласия в контексте философии культуры П. А. Сорокина Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
334
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОГЛАСИЕ / ИНТЕГРАЦИЯ / КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРНЫЕ СУПЕРСИСТЕМЫ / АЛЬТРУИСТИЧЕСКАЯ ЛЮБОВЬ / КОНВЕРГЕНЦИЯ КУЛЬТУР / ЕДИНСТВО / СОТРУДНИЧЕСТВО / ГАРМОНИЯ / CONSENT / INTEGRATION / CULTURE / CULTURAL SUPERSISTEMS / ALTRUISTIC LOVE / CONVERGENTION OF CULTURES / UNITY / COLLABORATE / HARMONY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Меняева Марина Петровна

Статья посвящена осмыслению идеи согласия в контексте философии культуры П. А. Сорокина. Эта идея является средством интерпретации размышлений П. А. Сорокина о культуре, личности и обществе, а также его концепции конвергенции культур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Idea of Consent in P. A. Sorokin`s Philosophy of Culture

Article is devoted to grasp the meaning of the idea of consent in the context of philosofy of culture by P. A. Sorokin. The idea of consent is the means of interpretation of P. A. Sorokins reflections on culture, person and sociaty and his concept of convergention of cultures.

Текст научной работы на тему «Идея согласия в контексте философии культуры П. А. Сорокина»

стижение такого единства становится возможным, как нам представляется, на основании преодоления времени через творческое отношение.

Подведем итоги. Социальный риск представляет собой возможность наступления противоречия в социальной структуре личности: требования социальности, реализуемые в системе социальных статусов и социальных ролей, не всегда адекватно соответствуют тому, как себя осознает персона. Проблема социального риска личностной идентификации нами связывается с проблемой соотношения Я и Другого, когда под Другим понимается как другой субъект, alter ego, так и общество в целом. В рамках такого подхода выделяется три аспекта - онтолого-гносеологический, аксиологический и этический. Рассмотрение первого приводит к вопросу о познании и признании Другого в качестве равного себе. Реализация такого проекта позволяет личности полноценно реализовать себя не только в системе жизненного пространства -области субъективного существования, - но и в рамках социальных связей и отношений. Кроме этого, признание Другого в качестве равного себе и выстраивание с ним социальных отношений в соответствии со знанием его интенций приводит к минимизации социального риска личностной идентификации.

Аксиологический аспект проблемы понимается как связанный с вхождением персоны в систему генеративных связей - социокультурный пласт общечеловеческого существования. Социализация личности позволяет ей достигнуть понимания требований социума. Результатом становится взаимопонимание социального субъекта и общества как системы и выстраивание в соответствии с ним личностной идентификации.

Этический аспект связан с выработкой ценностно-этического опыта как гаранта корректного социального поведения множества субъектов социальной интеракции. Его отсутствие ведет к риску нарушения морально-этической интеракции социального взаимодействия.

Примечания

1 См.: Дубровский Д. И. Проблема «другого сознания» // Вопр. философии. 2008. № 1. С. 22.

2 Там же. С. 23.

3 См.: Валитов С. Р. Этика Эммануила Левинаса // Вестн. Моск. ун-та. Сер.7 : Философия. 2008. № 1. С. 105.

4 Лиотар. Ж.-Ф. Феноменология. СПб., 2001. С. 39.

5 Валитов С. Р. Указ. соч. С. 108.

6 См.: Щюц А. Структура повседневного мышления // Социс. 1988. № 2. С. 131, 133.

7 Там же. С. 132.

8 См.: Наумов С. А. Игра как способ представлений реальности публичных коммуникаций // Вопр. философии. 2008. № 6. С. 32.

9 См.: Валитов С. Р. Указ. соч. С. 109.

10 См.: Розентол С. Д. Этическое измерение человеческого существования : прагматический путь Мида за пределами абсолютизма и релятивизма // Вопр. философии. 1995. № 5. С. 141.

11 См.: Марсель Г. Быть и иметь. Новочеркасск, 1994. С. 14.

12 Валитов С. Р. Указ. соч. С. 113.

13 См.: Левинас Э. Время и Другой // Левинас Э. Время и другой. Гуманизм Другого человека. СПб., 1999. С. 21-119.

14 Там же. С. 120-244.

УДК 130

ИДЕЯ СОГЛАСИЯ В КОНТЕКСТЕ ФИЛОСОФИИ КУЛЬТУРЫ П. А. СОРО!

М. П. Меняева

Челябинская государственная академия культуры и искусств E-mail: [email protected]

Статья посвящена осмыслению идеи согласия в контексте философии культуры П. А. Сорокина. Эта идея является средством интерпретации размышлений П. А. Сорокина о культуре, личности и обществе, а также его концепции конвергенции культур. Ключевые слова: согласие, интеграция, культура, культурные суперсистемы, альтруистическая любовь, конвергенция культур, единство, сотрудничество, гармония.

The Idea of Consent in P. A. Sorokins Philosophy of Culture M. P. Menyaeva

Article is devoted to grasp the meaning of the idea of consent in the context of philosofy of culture by P. A. Sorokin. The idea of consent

is the means of interpretation of P. A. Sorokin's reflections on culture, person and sociaty and his concept of convergention of cultures. Key words: consent, integration, culture, cultural supersistems, altruistic love, convergention of cultures, unity, collaborate, harmony.

В современном мире нарастают конфронта-ционные тенденции между разными странами и государствами, усиливаются конфликты и разногласия на межкультурном, межнациональном и межличностном уровне, поэтому становится необходимым согласие, идея которого пронизы-

© Меняева М. П., 2012

вает творчество всемирно известного мыслителя XX в. Питирима Александровича Сорокина. Он соединил в себе таланты философа, социолога и культуролога. В его творчестве получила развитие идея согласия. П. А. Сорокин синтезировал традиции русской и западной науки, поэтому логика его мышления созвучна тем учениям, которые характеризуются идеалистической, религиозной и позитивной направленностью. Ему удалось создать интегральную теорию и он сумел открыть то предельное основание, которое обеспечивает единство человечества, показав необходимость многомерного диалога и толерантности между культурами.

П. А. Сорокин предпринял попытку разработать синтетическое учение. Его фундаментальный труд «Социальная и культурная динамика» (1937— 1941) - четырехтомное исследование смены основных систем искусства, научного знания, этики, права и социальных отношений - стал результатом совместной деятельности круга единомышленников П. А. Сорокина. В него вошли философы Н. Лосский, И. Лапшин, экономист П. Савицкий, историк С. Пушкарёв, специалисты по военной истории, генералы А. Зайцев, Н. Головин, специалист по искусству Византии Н. Окунев, социолог Н. Тимашев, культуролог Ю. Болдырев и др. В этом труде представлена интегральная система общественного развития и осуществлен анализ основных областей западной культуры. На основе обширных данных автор констатировал, что все важнейшие аспекты жизни, уклада и культуры западного общества переживали в то время кризис - разлад согласованной функциональности.

П. А. Сорокин выделял следующие формы согласования, которые являются вариантами приспособления человека к природе:

1) механическое соседство (скопление);

2) косвенная ассоциация (возникает под воздействием общего внешнего фактора);

3) причинное или функциональное единство (в нем части непосредственно связаны друг с другом или же связаны косвенно, при помощи особых внутренних «центров», которые ближе им по своей «природной сути», чем это бывает при чисто внешней интеграции);

4) логико-смысловая интеграция (когда общим знаменателем служит главный смысл или идея).

По мнению мыслителя, логико-смысловые единства можно обнаружить только в той сфере, которая включает в себя человеческую мысль и воображение, т. е. в культуре, причем лишь в той её части, которая является результатом деятельности ума, будь то наука, религия, искусство, философия, мораль или техника. Иначе говоря, «смысловая и логическая интеграция, по определению, может существовать лишь там, где есть разум и смысл»1. Отсюда следует, что высшие ценности и комплексы ценностей любой великой культуры относятся к разряду логико-смысловых единств,

именно этот уровень и придает ей социокультурную и логико-смысловую индивидуальность, ее особый стиль, облик и характер.

П. А. Сорокин рассматривал культуру как надорганическое явление, которое представляет собой системное образование со смысловым принципом взаимосвязи его бесконечно многообразных составных элементов, тем самым отличающееся от культурных скоплений. По его мнению, культурных систем может быть неисчерпаемое множество, среди них выделяются пять главных: язык, наука, религия, искусство, этика. Их сочетание в определенной интегрированной конфигурации образует суперсистемы, сфера которых превосходит отдельные общества.

П. А. Сорокин различал две противоположные культурные суперсистемы («чувственную» и «идеациональную»), взаимодействие которых влечет за собой появление промежуточной, компромиссной, согласующей их как две крайности («идеалистической»). Мыслитель отмечает, что все интегрированные культуры в действительности оказываются состоящими из различных соединений двух чистых логико-смысловых форм. В некоторых преобладает первый тип, в некоторых - второй, а в каких-то они смешаны в равных пропорциях и на одинаковом основании. Соответственно, одни культуры ближе к идеа-циональному типу, другие - к чувственному, но есть представляющие собой сбалансированный, органический синтез обоих - таков «идеалистический» тип культуры. Поскольку люди, по мнению П. А. Сорокина, не способны находить истинный баланс ценностей, переход от одной суперсистемы к другой сопровождается кризисом, создавая бесконечные флуктуации в истории.

П. А. Сорокин фиксировал кризис «чувственной» суперсистемы в XX в. Его проявления он видел в росте материальных ценностей, в культивировании прагматизма, утилитаризма, гедонизма, представленных в чувственных формах, когда человек сосредоточен на технологических изобретениях, а также в господстве культа силы и принуждения, распространении «морального релятивизма, нигилизма» и отсутствии абсолютных моральных ценностей. Поэтому главный нравственный принцип нашего времени «допустимо всё что выгодно». П. А. Сорокин обратил внимание на то, что когда составляющие культурной системы становятся морально безразличными, образуются такие явления, как наука, совершенствующаяся в производстве средств войны и способствующая уничтожению человечества, вместо того чтобы служить благу.

С ситуацией кризиса чувственной системы связано усиление насильственных отношений, результатом которых в XX в. стали торжество тоталитарных режимов и мировые войны. Насилие, по мнению учёного, исключает благотворная сила любви. В качестве средства выхода из кризиса П. А. Сорокин предлагал признание «альтруи-

стической любви» абсолютной ценностью. Любовь в его понимании - «гармонизующая сила, которая противодействует дезинтегрирующим силам хаоса. Она объединяет то, что разделяется враждой, строит то, что разрушается раздором, создает и поддерживает великий порядок во всём универсуме»2. Другими словами, любовь предполагает согласие. Общество индивидов, связанное взаимоотношениями любви, он считал самым мирным и самым гармоничным и утверждал, что «энергия неэгоистической любви потенциально представляет собой гигантскую восстанавливающую силу»3. Такую любовь необходимо культивировать в отношениях между людьми. Следует отметить, что мыслитель различал два типа альтруистической любви: любовь-эрос и любовь-агапе. Первая лежит в основании этики «добрососедства», которая важна для общества, так как обеспечивает выживание социума, образуя необходимые для этого моральные нормы. «Добрые соседи» являются носителями нравственности рационального типа. Тех, чья нравственность основана на сверхсознании и в этом смысле иррациональна, можно называть святыми (в соответствии с результатами исследования, изложенными П. А. Сорокиным в изданной в 1950 г. книге «Altruistic Love: A stady of American 'Good Neighbors' and Christian Saints»). Основание их этики составляет любовь-агапе. «Добрые соседи» и «святые», согласно П. А. Сорокину, взаимно дополняют и уравновешивают друг друга.

Исходя из критического состояния современного ему общества и грандиозных ресурсов влияния на него, которые содержатся в силе альтруистической любви, учёный формулирует задачу и соответствующую программу по выходу из кризиса благодаря увеличению производства энергии любви. Он считает, что, в отличие от производства более осязаемых видов энергии, например разного рода физических, производством энергии любви человечество ещё никогда не занималось целенаправленно. Эта технология не разработана, и «мы "собираем" и используем любовную энергию только в той степени, в какой она "натурально" производится в наших обществах»4. Любовь во всех ее формах возникает при взаимодействии людей, но этот процесс случаен - любовь возникает наряду с другими чувствами, и нет никакой гарантии, мер предосторожности, чтобы предотвратить возникновение ненависти вместо любви. Однако в истории встречались немногие «исполнители» и вдохновители альтруистической любви, среди которых семья, сообщества близких друзей и др. В качестве эффективного средства альтруизации он предлагает проявления другими искренней дружбы и доброй воли. Творческая деятельность также становится ещё более эффективной, если осуществляется совместно с другими людьми.

По мнению П. А. Сорокина, кризисное состояние «чувственной» суперсистемы может быть преодолено переходом к «идеациональной»: «На-

стоящий кризис представляет собой разрушение чувственной суперсистемы, за которым последует новая интеграция»5. При интегральном миропорядке главную роль играют отношения семейного типа, базирующиеся на энергии любви и согласии, поэтому грядущая интегральная эпоха, по убеждению философа, должна быть эпохой мира, и, очевидно, эпохой согласия.

На протяжении всего творческого пути П. А. Сорокин пытался создать систему практических решений по устройству гармоничного миропорядка и международных отношений, которые предупреждали бы возможность развязывания новых войн и военных конфликтов. В статьях «Вечный мир и всемирное единение народов» (1917) и «Причины войны и условия мира» (1944) П. А. Сорокин рассматривает ситуацию, сложившуюся в результате мировых войн, и предлагает пути установления прочного мира и согласия между государствами, а также меры по предотвращению подобных бедствий в будущем. Он указал условия, которые могли бы обеспечить длительный и прочный мир, среди которых пересмотр и переоценка большинства современных культурных ценностей, распространение и внедрение во все государства, народы и общественные группы системы норм и ценностей, связующих всех без различия6.

Единение людей на основе общих ценностей, целей и интересов означает духовное сближение, другими словами - культурную конвергенцию (от лат. сопуег§еге - сближаться в точке), концепцию, которую учёный детально развил на примере двух стран - России и США. Он относил их к противоположным общественным системам, но обе принадлежат к распадающейся «чувственной» культурной суперсистеме. Их сближение П. А. Сорокин считал объективной тенденцией развития, переходом в бескризисную фазу истории, к устойчивому гармоническому состоянию, и в этом мыслитель увидел путь мирного решения конфликтов. По его мнению, «чистый результат конвергенции - последовательное уменьшение и устранение практически всех аргументов для продолжения холодной или горячей войн, безумной гонки вооружений и политики вооруженной конфронтации»7. Идеи конвергенции он изложил в книге «Россия и Соединенные Штаты» (1944) и в эссе «Взаимное сближение Соединенных Штатов и СССР к смешанному социокультурному типу» (1960). Доклад о конвергенции ученый прочитал на XIX международном конгрессе социологов в Мехико (1960). Поначалу концепция конвергенции была встречена в штыки, так как в то время СССР и США находились в состоянии холодной войны. Однако конвергенцию культур этих стран П. А. Сорокин рассматривал как путь взаимовхождения в «интегральную» систему ценностей. Он констатировал, что оба строя в западных и восточных блоках всё более теряли свои специфические черты и «заимствовали» и объединяли в себе ха-

16

Научный отдел

рактеристики друг друга, становились похожими в своих культурных, социальных институтах, системе ценностей и образе жизни. По мнению учёного, «обе страны представляют собой огромные лаборатории успешно проводимого социального эксперимента - создание единого общества из различных элементов, связанных воедино узами равенства и свободной солидарности»8. Выделив ряд общих черт двух самобытных культур, обрисовав их комплементарный, взаимодополняющий характер, П. А. Сорокин показал, что отсутствуют серьезные столкновения их жизненных интересов и есть возможность прийти к согласию.

В идеях учёного ощутимо стремление согласовать состояния эмпирического и духовного существования человечества. Интегрализм у П. А. Сорокина стал основой реконструкции и гармонизации культуры, личности и общества. Сущность любой культуры, по его мнению, определяется ее внутренним аспектом - ментальностью. Логически интегрированной является идеалистическая культурная ментальность, поскольку она синтезирует в качественном отношении посылки обоих типов (идеационального и чувственного) во внутренне согласованное и гармоничное единство.

В целостной ментальности-структуре индивидов П. А. Сорокин различает такие формы ментальной энергии и уровни деятельности, как биологическое бессознательное (подсознание), биологическое сознание, социокультурное сознание и сверхсознание. Следует отметить, что социокультурное сознание формируется в процессе взаимодействия с другими индивидами, в опыте социальной жизни: это коллективный собирательный опыт, передающийся от поколения к поколению, на основе чего создаются традиции, нормы, ценности, составляющие основу семейных, профессиональных, религиозных и иных «эго» социального характера. Гармония и интеграция этих «эго» зависят от солидарности и прочности групп, к которым принадлежит человек. Каждое из социокультурных «эго» стремится навязать индивиду свою волю (хотя бы на какое-то время) в ущерб всем прочим, поэтому человек существует в постоянном состоянии внутреннего конфликта. Силой, примиряющей и консолидирующей различные «эго» индивида, является интегральная система ценностей.

П. А. Сорокин утверждает, что все уровни сознания индивида трудно привести к согласию, если вообще возможно: почти все «нормальные» люди переживают конфликт между различными формами духовной энергии, стремлениями, императивами, побуждениями и действиями. Полностью интегрированными личностями могут быть только те, в ком центры сверхсознания и социокультурного сознания находятся во взаимной гармонии и полностью контролируют бессознательную и биологически сознательные части их психики. Но большинство не достигает такого уровня интеграции и поэтому подвержено раз-

ного рода психическим конфликтам. Кроме того, каждый человек имеет столько различных «эго» и «ролей», каково количество социальных групп, к которым он принадлежит. Если же эти группы взаимно антагонистичны, то и «эго» индивида вступают во внутреннее противостояние. Только когда все социокультурные и биологически сознательные «эго» и «роли» находятся во взаимной гармонии и побуждают человека к одним и тем же акциям и линии поведения (причем все «эго» подчинены сверхсознательному), он находится в мире и согласии с самим собой, сознательными и подсознательными стремлениями. Такой мир, который превосходит любое понимание, и такая полная интеграция как постоянное состояние сознания достигаются только очень немногими и только на сравнительно краткие моменты. Людей полностью гармонизированных, по мнению П. А. Сорокина, практически нельзя встретить.

Мыслитель проводит параллели между картиной индивидуального сознания и состоянием общества. Подобно тому как человек консолидирует свои «эго» вокруг ценности, которую признает для себя важнейшей, так и общество должно собирать индивидов вокруг системы важнейших предпочтений, иначе ему грозят беспрестанные конфликты и разрушение. В Гарварде в 1946 г. П. А. Сорокин создал исследовательский центр, целью которого было прекращение агрессии на основе принципов любви, альтруизма и свободного сотрудничества. Он отмечал необходимость сотрудничества созидательных сил человечества для преодоления как мирового, так и русского кризиса. В российский период своего творчества мыслитель стал одним из основателей теории социальной мобильности, главная идея которой

- классовое сотрудничество.

Таким образом, в творчестве П. А. Сорокина обнаруживается стремление увидеть единство человечества, основанное на способности к диалогу и толерантности. В контексте идей мыслителя согласие выступает в качестве фундамента культуры, оно характеризует один из ее типов

- «идеалистический» - интегральный и гармонический по своей сути. Согласие собирательно, оно есть консонансное совмещение голосов с целью образования гармонической целостности и потому является созидательным. Мыслитель фиксировал ситуацию разлада, рассогласования, кризиса современной ему культуры - «чувственной» суперсистемы. В ней он констатировал культ насилия, результатом чего оказались конфликты, породившие революции и войны. Преодоление кризиса возможно через альтруистическую любовь, которая выполняет восстанавливающую и гармонизующую функцию. Культивирование отношений любви, дружбы и солидарности означает приход к согласию. Культура согласия представляет собой средство примирения и творения мира, то есть его сохранения и обновления, тем самым обеспечивая устойчивость.

Достижение гармоничного мироустройства невозможено без культуры согласия, которая предполагает поиск компромиссов, движение навстречу друг другу, что необходимо при переходе от «чувственной» суперсистемы к «идеалистической». В качестве условий и предпосылок развития культуры согласия можно рассматривать концепцию конвергенции П. А. Сорокина, которую он разрабатывал по отношению к культуре как глобальному и локальному образованию. Конвергенция в его понимании есть процесс согласования интересов, целей и ценностей разных стран и культур. Мыслитель прогнозировал бесконфликтные отношения между Россией и США, способность последних преодолеть противостояние, выраженное в форме холодной войны, и прийти к согласию.

Идея согласия получила развитие не только в контексте теоретических разработок П. А. Сорокина. В творчестве и общении мыслителя обнаруживается попытка культивировать согласие, выражающее стремление людей держаться вместе, воплощающееся, например, в сотрудничестве, совместном труде. Культура согласия способствовала обретению П. А. Сорокиным

целого круга единомышленников, в результате чего его научная деятельность была необыкновенно плодотворной.

Примечания

1 Сорокин П. А. Социальная и культурная динамика: исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений / пер. с англ. В. В. Сапова. СПб., 2000. С. 32.

2 Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М.,

1992. С. 250.

3 Там же. С. 259.

4 Сорокин П. А. Главные тенденции нашего времени. М., 1997. С. 298.

5 Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. С. 433.

6 Сорокин П. А. Причины войны и условия мира // Социс.

1993. № 12. С. 145.

7 Сорокин П. А. Главные тенденции нашего времени. С. 120.

8 Сорокин П. А. Общие черты и различия между Россией и США. Из истории развития межнациональных отношений в России (Фрагменты из книги «Россия и США», 1944) // Социс. 1993. № 8. С. 138.

УДК 141.412

ПРОБЛЕМЫ ОНТОЛОГИИ В ХРИСТИАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ: ОПЫТ АНАЛИТИКИ ПО МАТЕРИАЛАМ РАБОТ В.В.ЗЕНЬКОВСКОГО

И. Н. Морозова

Челябинская государственная академия культуры и искусств E-mail: [email protected]

В статье рассматриваются онтологические аспекты понимания космоса в философско-богословском творчестве В. В. Зеньков-ского. Систематизация и обобщение текстов на данную тему известного русского богослова и историка философии способствуют рефлексии исходных оснований и принципов религиозного сознания в контексте онтологии, особенностей концептуального взаимодействия богословия и философии. Ключевые слова: космос, христианство, творение, космизм, идеалистический акосмизм.

Problems of Ontology in Christian Philosophy: V. V. Zenkovskys Works Analysis

I. N. Morozova

The article considers the ontological aspects of understanding of cosmos in the philosophical-theological creativity of V. V. Zenkovsky. Systematization and generalization of Zenkovskys works promotes reflection of the initial foundations and principles of the religious conciseness in the context of the ontology and characteristics of the conceptual interaction of theology and philosophy. Key words: cosmos, Christianity, Creation, cosmism, idealistic acosmism.

В философско-богословском творчестве В. В. Зеньковского, известного как автора «Истории русской философии», значимы проблемы онтологии, рассмотренные православным богословом в ракурсе христианской философии. Для последнего принципиально акцентирование необходимости и возможности концептуальной «версии» богословия, использующего ресурс философии. Обсуждение исторических и актуальных аспектов взаимоотношений философии и богословия, по существу, открывает фундаментальный труд В. В. Зеньковского, как раз и представляющий такой вариант системы христианской философии1.

Идея христианской философии органична для богословской традиции, исторический парадокс отделения богословия и философии обусловлен, по выражению В. В. Зеньковского, логосностью христианского сознания, что «способствует, в известных границах, отделению мысли от живой связи с бытием»2. Для христианского философа абстрактно-теоретические вопросы богословия

© Морозова И. Н, 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.