Научная статья на тему 'ИДЕЯ РАЗЛИЧИЯ КАК СМЫСЛООБРАЗУЮЩИЙ КОНЦЕПТ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ'

ИДЕЯ РАЗЛИЧИЯ КАК СМЫСЛООБРАЗУЮЩИЙ КОНЦЕПТ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
94
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСТМОДЕРНИЗМ / ДИСКУРСИВНОСТЬ / СОБЫТИЕ / ЛОГОЦЕНТРИЗМ / ФАКТИЧНОСТЬ / КОММУНИКАЦИЯ / СМЫСЛ / МЫШЛЕНИЕ / КОНЦЕПТ / ПРОЦЕССУАЛЬНОСТЬ / СТАНОВЛЕНИЕ / ДЕКОНСТРУКЦИЯ / ИММАНЕНТНОСТЬ / ПОСТСТРУКТУРАЛИЗМ / СИНГУЛЯРНОСТЬ / ИСТИНА / РАЗЛИЧИЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Механикова Елена Анатольевна

Рассматривается репрезентация идеи различия во французской постструктуралистской мысли. Активное формирование новых мыслительных стратегий во Франции в конце XX в. связано с необходимостью ответа на интеллектуальные запросы современности. Тогда наметилась тенденция рассматривать подобие, идентичность как результат глубокой несоизмеримости, тем самым определяя конфигурацию «проблемного поля» постнеклассической рациональности, указывая на аутентичность восприятия мира как неопределенной множественности, продуцирующей контекстуальную конкретность. Принцип тождества подвергается критическому анализу и связывается с логоцентризмом как исторически изжившей себя формой европейского мышления. Идея «концепта» Ж. Делёза и термин «дифферанс» Ж. Деррида многоаспектно эксплицируют содержательную природу различия, направленного на тотальное переосмысление и расширение опыта осознания неоднородности, сущностной нетождественности внутри самого философского дискурса, выступая его конститутивным моментом и знаковым представлением постмодернистского миропонимания в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IDEA OF DIFFERENCE AS A MEANING-FORMING CONCEPT OF MODERN PHILOSOPHY

The representation of the idea of difference in French poststructuralist thought as fundamental to postmodern discourse is studied. The new thinking strategies in France at the late 20th century are associated with the need to respond to the intellectual demands of our time. There was a tendency to consider similarity as a result of deep incommensurability, which pointed to the authenticity of the world perception as an indefinite plurality, producing contextual concreteness. Gilles Deleuze's idea of the concept and the term difference by Jacques Derrida in many aspects illustrate the meaningful nature of difference, aimed at total rethinking and expanding the experience of understanding heterogeneity, essential nonidentity within the philosophical discourse itself, acting as its constitutive moment and a symbolic representation of the postmodern worldview as a whole.

Текст научной работы на тему «ИДЕЯ РАЗЛИЧИЯ КАК СМЫСЛООБРАЗУЮЩИЙ КОНЦЕПТ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ»

Общество: философия, история, культура. 2021. № 6. С. 33-35. Society: Philosophy, History, Culture. 2021. No. 6. P. 33-35.

Научная статья УДК 1:124.2

https://doi.org/10.24158/fik.2021.6.5

Идея различия как смыслообразующий концепт современной философии Елена Анатольевна Механикова

Кубанский государственный университет, Краснодар, Россия, Mehanikova-elena@rambler.ru, https://orcid.org/0000-0002-7854-6906

Аннотация. Рассматривается репрезентация идеи различия во французской постструктуралистской мысли. Активное формирование новых мыслительных стратегий во Франции в конце XX в. связано с необходимостью ответа на интеллектуальные запросы современности. Тогда наметилась тенденция рассматривать подобие, идентичность как результат глубокой несоизмеримости, тем самым определяя конфигурацию «проблемного поля» постнеклассической рациональности, указывая на аутентичность восприятия мира как неопределенной множественности, продуцирующей контекстуальную конкретность. Принцип тождества подвергается критическому анализу и связывается с логоцентризмом как исторически изжившей себя формой европейского мышления. Идея «концепта» Ж. Делёза и термин «дифферанс» Ж. Деррида многоаспектно эксплицируют содержательную природу различия, направленного на тотальное переосмысление и расширение опыта осознания неоднородности, сущностной нетождественности внутри самого философского дискурса, выступая его конститутивным моментом и знаковым представлением постмодернистского миропонимания в целом.

Ключевые слова: постмодернизм, дискурсивность, событие, логоцентризм, фактичность, коммуникация, смысл, мышление, концепт, процессуальность, становление, деконструкция, имманентность, постструктурализм, сингулярность, истина, различие

Для цитирования: Механикова Е.А. Идея различия как смыслообразующий концепт современной философии // Общество: философия, история, культура. 2021. № 6. С. 33-35. https://doi.org/10.24158/fik.2021.6.5

Original article

The Idea of Difference as a Meaning-Forming Concept of Modern Philosophy Elena A. Mekhanikova

Kuban State University, Krasnodar, Russia, Mehanikova-elena@rambler.ru, https://orcid.org/0000-0002-7854-6906

Abstract.The representation of the idea of difference in French poststructuralist thought as fundamental to postmodern discourse is studied. The new thinking strategies in France at the late 20th century are associated with the need to respond to the intellectual demands of our time. There was a tendency to consider similarity as a result of deep incommensurability, which pointed to the authenticity of the world perception as an indefinite plurality, producing contextual concreteness. Gilles Deleuze's idea of the concept and the term difference by Jacques Derrida in many aspects illustrate the meaningful nature of difference, aimed at total rethinking and expanding the experience of understanding heterogeneity, essential nonidentity within the philosophical discourse itself, acting as its constitutive moment and a symbolic representation of the postmodern worldview as a whole.

Keywords: postmodernism, discursiveness, event, logocentrism, factuality, communication, meaning, thinking, concept, procedurality, becoming, deconstruction, immanence, post-structuralism, singularity, truth, difference

For citation: Mekhanikova E.A. The Idea of Difference as a Meaning-Forming Concept of Modern Philosophy // Society: Philosophy, History, Culture. 2021. No. 6. P. 33-35. (In Russ.). https://doi.org/10.24158/fik.2021.6.5

Постмодернистский дискурс, максимально выражающий мироощущение современного человека западной цивилизации, восходит к французской постструктуралистской мысли как кристаллизации европейского самосознания. В ней осуществляется критическая рефлексия лого-центрической формы мышления, доминирующей на Западе и определяющей характер познавательных стратегий с претензией на обладание универсальной истиной.

Интеллектуальные поиски второй половины XX в. во Франции во многом связаны с преодолением гегелевской модели непрерывной интеллегибельности и раскрытием смыслового ресурса, оспаривающего прежние очевидности и понятийную самотождественность. Логоцентризм выступал символом исторически изживающих себя культурных предпосылок европейского мышления.

«Неизлечимо гегельянский» язык классической философии ограничивал восприятие реальности, делая схематичным ее рассмотрение. Так, уже перспективизм французского ницшеанства стремился «осмыслить перспективу в диаметрально противоположном смысле, не для того,

чтобы подчинить разнообразие порядку и найти неизменное в изменениях, но напротив, для того, чтобы превратить порядок в один из ликов многообразия, для того, чтобы увидеть в неизменном просто перспективу наряду с другими перспективами» [1, с. 180].

Французский постструктурализм во многом определяет конфигурацию современной философии, особенности постнеклассической рациональности в целом, рассматривая тождество, идентичность как следствие глубокой несоизмеримости, указывая на аутентичность восприятия мира в его неопределённой множественности. Во французской мысли, отражающей изящество, легкость, укорененные в самой ментальности, осуществлен смелый эксперимент слияния философии и поэзии, эксплицированы средства внелогической рациональности, извлечены из огромного культурного материальные формы, раскрыта сама возможность иного бытия философии во всем богатстве ее многогранной дискурсивности, установлена связь между мыслительной активностью и самодостаточностью письма как механизма интеллектуального производства.

Как отмечает А. Бадью, «отказ от "систематичности" проходит сегодня рука об руку с мрачным ощущением "невозможности" философии» [2, с. 38]. Однако, по мнению философа, она не невозможна, а всего лишь сводит мышления к одному из своих условий, не признавая, что истина - это смысловая множественность и совозможность различий. Во Франции философское пространство редуцируется к художественно-поэтическому условию, определяя классическую философию как философию представления, в основе которой лежит власть принципа тождества, когда всё наличествующее должно быть представлено, и обнаруживается, осмысливается в качестве того же самого. А. Бадью же возможность философии связывает с пониманием ее как мыслительной конфигурации определенных условий и их равнозначной реализации в форме события, предписывающего истины своего времени.

Новый смысловой облик «различия» усматривает Ж. Делёз, обращая внимание на различие не между двумя идентичностями, а на подлинное различие в самих тождественностях, раскрывая особенности в общих представлениях. Философия должна быть направлена на нахождение понятийных средств, адекватно выражающих силовое многообразие и подвижность жизни, и, как следствие, необходимо новое соотнесение образов вещей и явлений, которые всегда мыслились однозначно целостными.

Ж. Делёз развивает ницшевскую критику принципа тождественности, фундирующего начала западной традиции мышления, называя тождественность изначальным заблуждением, которое проявляется ещё у Платона, но максимального расцвета достигает у Гегеля, отождествляющего понятие и бытие, нивелируя дистанцию между познающим и истинно сущим. Мир описывается Ж. Делёзом в виде складки, соединяющей в себе то, что различается. При этом история философии трансформируется в свободную манеру философствования, вбирающую в себя стремления выявлять скрытые условия мысли и неочевидную логику понятий в их сингулярной репрезентации.

Для определения сути философии Ж. Делёз и Ф. Гваттари вводят термин «концепт», который с одной стороны выражает идею целого как тотализирующего свои составляющие, а с другой - отмечается фрагментарность этого целого. Сама идея «концепта» - это попытка выразить и распознать мир не через сущность вещи, а посредством события, вбирающего в себя всю полноту и неопределенную множественность и отсылающего к многомерной проблеме. «Концепты -это центры вибрации, каждый в себе самом и по отношению друг к другу. Поэтому в них все перекликается, вместо того, чтобы следовать и соответствовать друг другу» [3, с. 35]. Концепт содержит в себе привнесенную истину, определяемую условиями её создания и включенную в современное проблемное поле, предполагая бесконечное становление. В таком философском посыле отражается идея непрерывного творения, глубоко укорененная во французской философии в целом.

Оригинальным концептом делёзовской мысли выступает «план имманентности». Это даже не концепт, а скорее образ мысли, посредством которого она формируется. Это ориентация в мысли, представляющая поле чистых возможностей, дорефлексивных, безличных, не соотнесённых с конкретным сознанием, но являющихся «трансцендентальным полем», предопределяющим последующее течение жизни, в дальнейшем экзистенциально переживаемое и концептуально оформляемое. Как отмечает Ж. Делёз, «о чистой имманентности можно было бы сказать, что это есть НЕКАЯ ЖИЗНЬ и ничего другого» [4, p. 4].

Анализ изменения стиля и манеры философствования как определяющих конфигурацию современной эпистемы во многом связан с именем Ж. Деррида, рассматривающего мир с позиции процессуальности и не-определённости. Деконструируя привычные стереотипы мышления, противопоставляя идее «присутствия» (presence) как обобщающей характеристике всей классической мысли о тождестве и самодостаточности идею «различания» (difference), философ утверждает обобщенно-процессуальную форму, эксплицирующую скрытые возможности в самом отличии, и тем самым обобщает в целом мыслительную интенцию на погружение философского

опыта в язык. Во всех существующих концепциях различия Ж. Деррида усматривает нечто общее, а именно обнаружение «определённых разрывов в смысловых горизонтах Бытия, трещин, в которых исчезает Бытие, лакун присутствия, являющихся одновременно пространством забвения бытия» [5, с. 100].

Деррида раскрывает природу аутентичного различия, которое артикулируется как увиденное внутри тождественностей отношение, берущее начало в первичном, производящем впечатление ощущении. Философ развивает идею Ф. де Соссюра о связи означаемого и означающего, утверждая конвенциональный характер их отношений. Каждый элемент потенциально содержит в себе другие и, как следствие, указывается на невозможность самостоятельной сущности и мира присутствия.

Ж. Деррида интерпретирует западную интеллектуальную традицию как направленную на выявление трансцендентального бытия, выступающего источником смысла, считая его выходящим за пределы самой дискурсивности и не имеющим четкой локализации. По Ж. Деррида, «де-конструировать философию - это означает помыслить со всей возможной точностью и проницательностью структурную генеалогию философских понятий, но одновременно определить (с той внешней точки, которая не квалифицируется или не именуется в философии), что в этой истории могло быть диссимулировано или запрещено, так как, превращаясь в историю, вещи хотя бы в малой степени подвергаются мотивированной репрессии» [6, p. 36].

Понятие differance - это символ, образное воплощение деконструктивистской стратегии как таковой, разрушающей привычно слитные тексты, показывая их внутренние логические противоречия, вскрывая подлинную природу понятных всем самотождественностей. Деконструкция Ж. Деррида, утверждая позитивный, конструктивный настрой, является жестом недоверия к любым европоцентризмам, абсолютным означающим, сковывающим мысль деспотичным теориям и представлениям, и задаёт при этом вектор тотального переосмысления и расширения опыта сознания собственной «инаковости» внутри самого философского дискурса.

Неографизм «различание», или differance стал активно использоваться для четкого разграничения бытия на «мир присутствия» и мир подлинного человеческого существования как глубинного различения, разрушающего сетку искусственных конструкций и логических обоснований. Понятие differance вводится для обозначения разрыва с системностью и спекулятивной диалектикой, постулируя диалогичность внутри тождественностей, что способствовало переосмыслению основных идей онтологии и антропологии в современном философском дискурсе.

Формирование мира differance как пространства сверхписьма, игры знаков в философии Ж. Деррида дает возможность различения смыслов в понимании реальности, что выражает сам дух французской философии с её политональностью, попыткой ухватить изменчивость и воплотиться в чем-то более объемлющем, чем ограниченное формально-логической определённостью понятие. Сама идея differance выступает как конститутивный момент современной постнеклассической рациональности и знаковое представление постмодернистской культуры в целом. Философская концепция различия дает возможность понимания многогранных процессов и событий в современном мире глобальных трансформаций и новых смысловых порядков, требующих понимания.

Список источников:

1. Декомб В. Современная французская философия. М., 2000. 344 с.

2. Бадью А. Манифест философии. СПб., 2003. 184 с.

3. Делёз Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? СПб., 1998. 288 с.

4. Deleuz G. Qu'est-ce que l'immanence? Une vie // Philosophie. 1995. Vol. 47, p. 5.

5. Гурко Е. Деконструкция: тексты и интерпретация. Деррида Ж. Оставь это имя (Постскриптум), Как избежать разговора: денегации. Минск, 2001. 320 с.

6. Derrida J. Positions. Chicago. 1982. 122 p.

Информация об авторах Е.А. Механикова - кандидат философских наук, доцент кафедры философии Кубанского государственного университета, Краснодар, Россия.

Information about the authors

E.A. Mekhanikova - PhD, Associate Professor, Philosophy Department, Kuban State University, Krasnodar, Russia.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 24.05.2021 ; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 01.06.2021 ; Принята к публикации / Accepted for publication 10.06.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.