Научная статья на тему 'ИДЕЯ ПРИВЕРЖЕННОСТИ: МЕЖДУ СВОБОДНЫМ ВОЛЕИЗЪЯВЛЕНИЕМ И ПОКОРНОСТЬЮ'

ИДЕЯ ПРИВЕРЖЕННОСТИ: МЕЖДУ СВОБОДНЫМ ВОЛЕИЗЪЯВЛЕНИЕМ И ПОКОРНОСТЬЮ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
12
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННЫЙ СОЦИУМ / СТРЕМЛЕНИЕ К БЫТИЮ И НЕБЫТИЮ / СВОБОДНОЕ ВОЛЕИЗЪЯВЛЕНИЕ И ПОКОРНОСТЬ / СВОБОДА КАК ПОТЕНЦИЯ / ПРИВЕРЖЕННОСТЬ КАК СИЛА / ГРАДУИРОВАННОЕ БЫТИЕ / СВОБОДНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Бикметов Евгений Юрьевич, Лукьянов Аркадий Викторович, Пушкарева Марина Алексеевна

Люди редко осознают до конца то, к чему стремятся. Действительный мир движется между стремлением к бытию и стремлением к небытию. При этом последнее стремление рождается из полноты бытия. Поэтому этот тезис нуждается в детализации рассмотрения с точки зрения существования человека в современном социуме, где свободное волеизъявление людей сочетается с зависимостью, покорностью существующим привычкам, обычаям и традициям. Свободное волеизъявление представляется как идеал между тем, что должно быть и не должно быть, между бытием и небытием. Но этот идеал имеет заземленную природу, что проявляется в мысли о приверженности традициям, социальным отношениям в целом. Идея приверженности (идентификации) выступает интегральной движущей силой, в которой отражены ценности, мотивация, удовлетворенность человека. Но приверженность не исчерпывается свободным волеизъявлением и не сводима к покорности существующим отношениям. Это побуждает выдвинуть гипотезу о том, что приверженность, как сила, колеблющаяся между бытием и небытием, имеет градуированное бытие, которое не сводится к свободе, оппозиционно духу покорности человека, который стремится преодолеть фрагментарность современного бытия. Покорность человека оппозиционна приверженности традиции. Она возникает из полноты бытия, не имеет выход в свободное самоопределение личности, которое связано с борьбой между духовностью и бездуховными формами быта, повседневностью существования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IDEA OF COMMITMENT: BETWEEN FREE WILL AND SUBMISSION

People rarely fully realize what they are striving for. The real world moves between striving for being and striving for non-being. At the same time, the last aspiration is born out of the fullness of being. Therefore, this thesis needs to be considered in detail from the point of view of human existence in modern society, where the free expression of people’s will is combined with dependence, obedience to existing habits, customs and traditions. Free expression of will is presented as an ideal between what should be and should not be, between being and non-being. But this ideal has a grounded nature, which is manifested in the idea of adherence to traditions, social relations in general. The idea of commitment (identification) acts as an integral driving force, which reflects the values, motivation, and satisfaction of a person. But commitment is not limited to free expression of will and is not reduced to submission to existing relationships. This prompts us to put forward the hypothesis that commitment, as a force oscillating between being and non-being, has a graduated being that is not reduced to freedom, is in opposition to the spirit of submission of a person who seeks to overcome the fragmentarity of modern existence. A person’s submission is oppositional to adherence to tradition. It arises from the fullness of being, has no way out into the free self-determination of the individual, which is associated with the struggle between spirituality and spiritless forms of life, everyday existence.

Текст научной работы на тему «ИДЕЯ ПРИВЕРЖЕННОСТИ: МЕЖДУ СВОБОДНЫМ ВОЛЕИЗЪЯВЛЕНИЕМ И ПОКОРНОСТЬЮ»

ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ. ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ. СОЦИАЛЬНАЯ

ФИЛОСОФИЯ

Идея приверженности: между свободным волеизъявлением и покорностью

Бикметов Евгений Юрьевич,

д.с.н., профессор кафедры цифровых технологий в экономике и управлении, Уфимский университет науки и технологий E-mail: bicprof@mail.ru

Лукьянов Аркадий Викторович,

д.ф.н., профессор кафедры философии и культурологии, Уфимский университет науки и технологий E-mail: ark.lukjanov@yandex.ru

Пушкарева Марина Алексеевна,

д.ф.н., профессор кафедры философии и культурологии, Уфимский университет науки и технологий E-mail: pushkarewa2@mail.ru

Люди редко осознают до конца то, к чему стремятся. Действительный мир движется между стремлением к бытию и стремлением к небытию. При этом последнее стремление рождается из полноты бытия. Поэтому этот тезис нуждается в детализации рассмотрения с точки зрения существования человека в современном социуме, где свободное волеизъявление людей сочетается с зависимостью, покорностью существующим привычкам, обычаям и традициям. Свободное волеизъявление представляется как идеал между тем, что должно быть и не должно быть, между бытием и небытием. Но этот идеал имеет заземленную природу, что проявляется в мысли о приверженности традициям, социальным отношениям в целом. Идея приверженности (идентификации) выступает интегральной движущей силой, в которой отражены ценности, мотивация, удовлетворенность человека. Но приверженность не исчерпывается свободным волеизъявлением и не сводима к покорности существующим отношениям. Это побуждает выдвинуть гипотезу о том, что приверженность, как сила, колеблющаяся между бытием и небытием, имеет градуированное бытие, которое не сводится к свободе, оппозиционно духу покорности человека, который стремится преодолеть фрагментарность современного бытия. Покорность человека оппозиционна приверженности традиции. Она возникает из полноты бытия, не имеет выход в свободное самоопределение личности, которое связано с борьбой между духовностью и бездуховными формами быта, повседневностью существования.

Ключевые слова: современный социум, стремление к бытию и небытию, свободное волеизъявление и покорность, свобода как потенция, приверженность как сила, градуированное бытие, свободное самоопределение личности.

со ■_

U со

В предлагаемой вниманию статье авторы исследуют идею приверженности, которая реализуется в пространстве между свободным волеизъявлением и покорностью. Цель данной работы заключатся в рассмотрении идеи приверженности в контексте существующих универсальных сил современности как стремление к тому, чтобы достичь полноты бытия (включая социальное бытие). Человек практически всегда привержен определенной традиции размышления. Но он не способен выстроить еще не существующий мир. Идея «бытия-долженствования», как известно, пронизывает всю европейскую культуру. Однако мы исходим из тезиса, что все заданное осуществляется как извечный вопрос. Но мы постоянно сталкиваемся с жизнью, с нечто живым и подвижным, наличным бытием и переживаниями человека [1, с. 37-38].

Стремление человека к пустоте, бездеятельности рождает свободу от ожидания лучшего мира. Эта свобода связана с перегруженностью человека бытийствен-ными отношениями. Он имеет право на свободное волеизъявление, поэтому стремится продлить ожидание чего-то иного. Пустота далеко не всегда достижима, поскольку она существует только по отношению к полноте бытия. Пустота «не открывается, таким образом, в вопросе о существовании» [2, р. 8]. Значит, существованию, бытию должно что-то предшествовать. Пока мы не научимся жить условно в «маленьком бедствии», не освободим себя от «должного», не признаем наличие пустоты и отчуждения, до тех пор наше существование будет «затянутым» в бытие. Итак, человек устремлен к полноте своего социального существования, проявляет приверженность бытию, размышлениям, укорененным в традиции, традиционной культуре.

Ф.В.Й. Шеллинг в «Философии откровения» развил учение о космических потенциях или о культурно-исторических силах современности. Ф. Энгельс в интерпретации этой теории, обращает внимание на наличие трех потенций, одна из которых содержит непосредственное отношение к бытию, другая - посредственное, могущее быть лишь через исключение первой потенции. В итоге мы имеем: «1) тяготеющее к бытию, 2) тяготеющее к небытию, 3) свободно витающее между бытием и небытием» [3]. Свободное волеизъявление людей, стремление к покорности, соприкасаются с «тяготеющим к небытию». Между первой и второй потенцией есть достаточно большой «зазор», который и предстоит нам исследовать. Это определяет новизну настоящей работы. Покорность есть не просто то, что тяготеет, стремится к небытию. Покорность - это проявление рабского (несвободного) сознания, которое соотносимо с тем состоянием, когда человек полностью подпадает под власть вещей и людей, которые обладают могуществом над ним. Свобода, таким образом, становится не идеалом, витающим между бытием и небытием, а оказывается состоянием, тяготеющим и к небытию. Как видим, третья потенция - это не только приверженность свобо-

де волеизъявления, но и то, что стремится к небытию. На этом пути покорность есть то, что сливается с небытием, «ничтойностью» человека. Между стремлением к бытию и стремлением к небытию существует свободное волеизъявление. Однако стремление к небытию -это еще не отвержение бытия. Покорность есть то, где небытие реализуется. Но до полной покорности здесь еще далеко. Именно поэтому приверженность человека традициям, мировоззренческим установкам современности движется между свободным волеизъявлением и покорностью. Но данный горизонт свободы прослеживается между стремлением быть и стремлением к небытию, которое вырастает из тяготения к бытию. Абсолютно полное бытие разлетается на части, порождая клиповое бытие и сознание, где человеку трудно задержаться на чем-то существенном.

Анализируемая нами теория потенций привлекает внимание к тому обстоятельству, чтобы человек был осторожным в своих желаниях и стремлениях. Приверженность человека образу мышления и действительности оказывается разрушительной, поэтому следует учитывать то, как современный человек связан и с небытием.

Силы человека не безграничны. Его творческие потенции, возможности могут переходить и не переходить в бытие. Приверженность традиции не исчерпывается ни духовной, ни материальной силой. В приверженности человек зачастую действует вопреки своей свободе, но он никогда не становится покорным судьбе или обстоятельствам. Если человек демонстрирует покорность существующему положению дел, то он тем самым приближается к небытию. Но в этом случае - к небытию как к ничто, т.е. к голому отрицанию бытия.

Конечно, то, что тяготеет к небытию, можно отрицать или сводить на нет. Но тем не менее в небытии содержится потенция бытия (речь идет о второй стороне небытия, как нечто, что в своей потенции означает силу быть, а не казаться). В небытии есть некое стремление к бытию, что уже изначальным образом заключается в чистой потенции, возможности, силе бытия. Любой предмет должен иметь предпосылку своего существования. Полагаем, что данная предпосылка заключена в духе приверженности традиции, общности. Приверженность человека семье, социальной организации, идее блага, культурным традициям есть тот творческий эрос, который означает жизненный пульс, вибрацию, без которой невозможна жизнь. Ценность не связана жестким образом ни с силой бытия, ни с силой небытия. Она есть некое усилие, стремление быть, т.е. внутренняя сила бытия. Приверженность человека касается не только области интеллектуального, но и экономических, социальных, управленческих отношений. В теории организационного поведения приверженность человека имеет три отдельных компонента, отражающих желание (аффективная приверженность), потребность (постоянная приверженность), связанная с необходимостью участия в социальных процессах, и обязательство (нормативное обязательство), связанное с чувством долга [4]. Но приверженность не исчерпывается свободным волеизъявлением и не сводима к покорности существующим силам отчуждения и самоотчуждения человека. Это приводит к гипотезе, согласно которой приверженность как сила, колеблющаяся между бытием и небытием, имеет градуированное бытие. Это бытие не сводимо к свободному волеизъявлению и в то же время оппозиционно духу покорности человека, который стремится преодолеть сегодня фрагментарный характер существования. Покорность человека, оппозиционная приверженности традиции, рождается из полноты бытия. Поэтому покор-

ность не имеет выхода в свободное самоопределение личности. Экзистенциальные характеристики личности связаны с борьбой между духовностью и бездуховными формами повседневного существования в условиях доминирования технократического духа, виртуального общения, усиливающего долготерпимость народа [5].

Приверженность имеет некое градуированное бытие или степени бытия. Сами вещи, процессы проявляются лишь текучим образом, а не одновременно. Приверженность имеет множество степеней бытия, может иметь различную плотность бытия. Человек достигает в разной степени свой смысл. Российский «средний класс» демонстрирует в целом удовлетворение своим существованием, бытием. Для него характерно прямо пропорциональное субъективное отношение между приверженностью традиции и ценностями, которые он утверждает. Чем больше его приверженность осуществляется, тем в большей мере этот класс становится бытийствующим. Под «средним классом» понимаем тот слой населения, который соотносит себя с социальной серединой в социальной стратификации, хорошо обеспечен в материальном плане, образован, имеет возможность заниматься духовной, интеллектуальной деятельностью. Однако сегодня большая часть населения оказывается не включенной в активные созидательные процессы, обездоленной духовно и материально [6, с. 181].

Г. Гегель представил бытие ступенчато дифференцированным («Феноменология духа») и как различные ступени «объективного опредмечивания». В результате идея приверженности представляется победой над самой «ничтойностью», покорностью людей судьбе, обстоятельствам. Приверженность выступает силой, предотвращающей кризис и упадок, осуществляет движение между бытием и небытием, существует без насилия над бытием и устремлена к горизонту еще недостигнутого, более справедливого мира.

Литература

1. Вышеславцев Б.П. Этика Фихте: основы права и нравственности в системе трансцендентальной философии. - M.: URSS: Красанд, cop. 2010. - 437 с.

2. Leyenberger G. Métaphores de la présence. II. La philosophie de Hölderlin. Edition Osiris, 1994. - 170 p.

3. Энгельс Ф. Шеллинг и откровение // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 41. - М.: Политиздат, 1970. -С.173-226.

4. Meyer J.P., Allen N.J. A three-component conceptualization of organizational commitment // Human Resource Management Review. 1991. Vol. 1, iss. 1. P. 6189.

5. Бикметов Е.Ю., Лукьянов А.В., Хасано-ва Л.Р. Историко-временной аспект исследования социальной организации // Социально-гуманитарные знания. 2021. № 4. С. 186-192.

6. Миронов А.В. Еще раз о том, что происходит с духовной культурой в России // Социально-гуманитарные знания. 2012. № 4. С. 175-181.

THE IDEA OF COMMITMENT: BETWEEN FREE WILL AND SUBMISSION

Bikmetov E. Yu., Lukyanov A.V., Pushkareva M.A.

Ufa University of Science and Technology

People rarely fully realize what they are striving for. The real world moves between striving for being and striving for non-being. At the same time, the last aspiration is born out of the fullness of being. Therefore, this thesis needs to be considered in detail from the point of view of human existence in modern society, where the free expression of people's will is combined with dependence, obedience

C3

о

er

IE

0

1

-1 У

IE U~

to existing habits, customs and traditions. Free expression of will is presented as an ideal between what should be and should not be, between being and non-being. But this ideal has a grounded nature, which is manifested in the idea of adherence to traditions, social relations in general. The idea of commitment (identification) acts as an integral driving force, which reflects the values, motivation, and satisfaction of a person. But commitment is not limited to free expression of will and is not reduced to submission to existing relationships. This prompts us to put forward the hypothesis that commitment, as a force oscillating between being and non-being, has a graduated being that is not reduced to freedom, is in opposition to the spirit of submission of a person who seeks to overcome the fragmentary of modern existence. A person's submission is oppositional to adherence to tradition. It arises from the fullness of being, has no way out into the free self-determination of the individual, which is associated with the struggle between spirituality and spiritless forms of life, everyday existence.

Keywords: modern society, striving for being and non-being, free expression of will and submission, freedom as potency, commitment as strength, graduated being, free self-determination of the individual.

References

1. Vysheslavtsev B.P. Ethics of Fichte: fundamentals of law and morality in the system of transcendental philosophy. - Moscow, URSS: Krasand, cop., 2010. - 437 p. (In Rus.).

2. Leyenberger G. Métaphores de la présence. II. La philosophie de Hölderlin. Edition Osiris, 1994. - 170 p.

3. Engels F. Schelling and revelation // Marx K., Engels F. Soc. 2nd ed. Vol. 41. - Moscow, Politizdat, 1970. - pp. 173-226. (In Rus.).

4. Meyer J.P., Allen N.J. A three-component conceptualization of organizational commitment. Human Resource Management Review, 1991, vol. 1, iss. 1, pp. 61-89.

5. Bikmetov E. Yu., Lukyanov A.V., Khasanova L.R. Historical and temporal aspect of the study of social organization. Social and humanitarian knowledge, 2021, no. 4, pp. 186-192. (In Rus.).

6. Mironov A.V. Once again about what is happening with spiritual culture in Russia. Social and humanitarian knowledge, 2012, no. 4, pp. 175-181. (In Rus.).

CO I_

u

CO

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.