ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ
ИДЕЯ ПРЕОБРАЖЕНИЯ В ФИЛОСОФИИ РУССКОГО
КОСМИЗМА Расулова Т.С. Email: [email protected]
Расулова Татьяна Салиховна - кандидат философских наук, и.о. профессора, кафедра социально-гуманитарных наук, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: статья посвящена важнейшей проблеме духовного преображения человека, которая была поставлена и рассмотрена в философии русского космизма -уникального явления в философской мысли России конца XIX - начала XX веков. Возвращение человека к своим духовным истокам, понимание того, что Мироздание представляет собой некий единый организм, в котором человеку отведена важнейшая роль не только собственного духовного преображения, но и помощи остальному миру, - основная идея философии русского космизма. Важным является также то обстоятельство, что философия русского космизма нашла свое логическое продолжение в концепции ноосферы В.И. Вернадского, Тейяра де Шардена, научных изысканиях К.Э. Циолковского, А.Л. Чижевского, а также Учении Живой Этики. Не случайно эти идеи были переданы человечеству на русском языке и через ученых России, на которую возложена особая миссия по духовному преображению и себя, и всего человечества в целом.
Ключевые слова: духовное преображение, любовь-даяние, русский космизм, ноосфера, энергообмен, эволюция человечества, единство Мироздания.
THE IDEA OF TRANSFIGURATION IN PHILOSOPHY OF RUSSIAN COSMISM Rasulova T.S.
Rasulova Tatyana Salikhovna - Candidate of Philosophical Science, Professor, DEPARTMENT OF THE SOCIALLY-HUMANITY SCIENCE, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the article is dedicated to one of the important problem of the man's spiritual transfiguration, which was put and considered in Russian Cosmism philosophy - a unique phenomenon of the philosophical thought of Russia at the end of XIX and beginning XX century. Returning human to his spiritual sources, understanding the idea, that the Universe is a certain united (integrated) organism, in which the most important role was made the man's responsible for not only his spiritual transfiguration, but also for help the rest of the world - it is the main idea of Russian Cosmism.
Important is also that circumstance that философия russian космизма has found its logical continuation in concepts ноосферы V.I. Vernadski Teyyar de Shardena, scientific prospecting K.E. Ciolkovski, A.L. Chizhevski, as well as Teaching of the Alive Ethics. Not accidentally these ideas were sent mankind in Russian language and through scientist of the Russia, on which is entrusted special mission on spiritual transfiguration and itself, and the whole mankind as a whole.
Keywords: spiritual transfiguration, love-donation, Russian Cosmism, ноосфера, energy exchange, humanity evolution, the universe unity.
УДК 130.2
Чистая, великая любовь рождает благородство духа, которое может переродить человека.
(Мир Огненный. Ч. III, 131)
В начале ХХ века некоторые философы пришли к пониманию того, что в результате нарушения человечеством основных Законов Мироздания, главным из которых является любовь ко всему Сущему, дальнейшее развитие человечества в прежнем направлении невозможно из-за проявления агрессии к себе подобным и окружающему миру, хищнического отношения к природе и нарастания безнравственности в социуме.
При этом реакция западноевропейской и российской философии на кризисные явления в социуме в целом носила диаметрально противоположный характер. Так, основным лейтмотивом западноевропейской философии становятся апокалиптические настроения, нашедшие наиболее полное отражение в идее «Заката Европы» [1] и смерти культуры. В России же возникает совершенно новая философия, возвестившая необходимость внутреннего духовного преображения самого человека.
Эта философия, названная русским космизмом, стала мировоззренческой платформой для разных философов, ученых и художников, мышление которых отличалось от западноевропейского. Представители философии русского космизма понимали огромную роль человека в Мироздании и необходимость его духовной трансформации с целью выхода на более высокую ступень космической эволюции. Подобное преображение позволит преодолеть и те отрицательные явления социума, которые продолжают сопровождать нашу жизнь, являясь истинным бедствием и позором человечества.
Основателем философии русского космизма считается Н.Ф. Фёдоров (1828/291903), который, предвидя все катастрофические последствия неразумной деятельности человека, забывшего основные законы Мироздания, писал: «Итак, мир идет к концу, а человек своей деятельностью даже способствует приближению конца, ибо цивилизация, эксплуатирующая, но не восстановляющая, не может иметь иного результата, кроме ускорения конца» [2, 273]. Эти строки звучат удивительно современно, как будто они были написаны не в XIX веке, а в наши дни.
Однако, несмотря на неутешительный прогноз мыслителя относительно человеческой цивилизации, его философия, в которой впервые была высказана мысль о теснейшей связи Человека и Космоса, в целом носила оптимистический характер. Так, «Философия общего дела» говорит о возможности человека выйти на космический простор и регулировать природные процессы, происходящие не только на Земле, но и в Мироздании в целом. В этой связи Н.Ф. Фёдоров, в частности, писал: «Только такая безбрежная дерзновенная область деятельности, как освоение космоса, этот великий подвиг, который предстоит совершить человеку, привлечет к себе и бесконечно умножит энергию ума, отваги, изобретательности, самоотверженности, всех совокупных человеческих сил, которые расходуются на взаимную рознь и растрачиваются по пустякам» [2, 3].
При этом, по мнению Фёдорова, расселение человека на другие планеты возможно не столько в результате научно -технического прогресса, сколько в процессе кардинального внутреннего изменения самого человека. Только тогда, когда человек перестанет расходовать свою энергию на «взаимную рознь» и «пустяки», поймет закон любви, по которому живет все Мироздание, он сможет духовно преобразиться и вернуться в единую космическую семью. И хотя человечество продолжает исповедовать рознь и ненависть друг к другу, вместо того чтобы прийти к взаимному доброжелательству и любви, но когда-нибудь люди поймут, что: «... Только то, в чем может выразиться высшая степень любви и уважения, дает и смысл, и цель жизни.» [2, 34].
«Люди не были бы конечны и ограниченны, - утверждал Фёдоров, - если бы была между ними любовь, т.е. если бы они все составляли одну объединенную силу; но они потому и смертны, потому и ограниченны, что нет между ними единства, любви» [2, 107-108]. Важность этих слов трудно переоценить, поскольку любовь, способная объединить все человечество, может трансформировать его и сделать не только свободным, но и бессмертным. Однако для их реализации необходимо формировать совершенно новый тип сознания человека, позволяющий всему человечеству объединиться в «делании общего дела». Как писал Н.Ф. Фёдоров: «Объединенный на всей Земле человеческий род станет сознанием земной планеты, сознанием ее отношений к другим небесным мирам» [2, 75].
Этот новый тип сознания человека стал постепенно складываться под влиянием философии русского космизма, а также научных открытий начала ХХ века, способствовал преодолению земного притяжения. Поскольку человек является важнейшим звеном в эволюции природы, он создает качественно новую сферу -ноосферу, или сферу разума, которая выступает завершающим этапом в развитии биосферы. В.И. Вернадский писал: «Ноосфера - последнее из многих состояний эволюции биосферы в геологической истории - состояние наших дней. Ход этого процесса только начинает нам выясняться из изучения ее геологического прошлого в некоторых своих аспектах» [3, 482].
С возникновением ноосферы человечество берет на себя ответственность, за направление дальнейшей эволюции и себя самого, и природы. Ибо, по В.И. Вернадскому, природа в условиях цивилизации оказывается вовлеченной в сферу социальных взаимодействий, в круговорот человеческой культуры, поэтому велика ответственность человека за его мысли, слова и поступки.
Будучи частью природы, человек должен научиться рассматривать происходящее с природой как происходящее с ним самим, следовательно, от утилитарно-преобразующей деятельности нужно перейти к любовно-преобразующей. Иначе говоря, преобразующая деятельность человека вполне допустима и даже необходима, но она не должна носить деструктивный характер. Не потребительское, но и не пассивно-созерцательное, а любовно-заинтересованное отношение человека к природе, когда человек перестанет взирать на нее как на неисчерпаемую кладовую, из которой можно бесконечно брать, ничего не давая взамен, должно стать реальностью жизни социума в недалеком будущем. Таков дух и смысл концепции ноосферы, которая продолжила идеи философии русского космизма о необходимости формирования космического сознания.
Кроме философии русского космизма развитию нового сознания человечества способствовало появление Учения Живой Этики. Можно сказать, что в начале ХХ столетия произошло событие космического масштаба, связанное с переходом человеческого общества на новую ступень эволюционного развития. Именно в Учении Живой Этики была выражена идея космического сознания, которое позволит «ввести человеческое сознание в мир реальностей и мир личный расширить до пределов космического понимания Вселенной» [4, §100]. Это сущностное изменение внутренней природы человека приведет и к изменению самой планеты, на которой мы проживаем, ибо: «Огненным должен стать человек, огненной должна стать Земля, им преображенная» [5, 58].
Суть переданного Учения, будучи продолжением идей русского космизма, состоит в том, что человек не может быть обособлен от Мироздания. Однако если ранее эта идея, высказанная космистами, воспринималась отвлеченно, с позиций абстрактно -этического начала, то благодаря Живой Этике энергетическая взаимосвязь человека и Вселенной была научно объяснена. Этот энергообмен, без которого человек не смог бы существовать и развиваться, составляет главную движущую силу Космической эволюции человека и Вселенной.
Поскольку любовь является основой Мироздания, ибо любовь магнитна и созидательна (ненависть тоже магнитна, но разрушительна), то необходимость внутреннего изменения человека, чтобы «любя - побеждать», становится совершенно очевидной.
Хотя идея любви как духовно-преобразующей силы проповедовалась всеми Великими Учителями, говорившими о необходимости «возлюбить врагов наших», она так и не стала нормой жизни каждого человека. Космичность любви связана с тем, что именно любовью зачинаются миры. Поэтому любовь проявляется во всем, что мы видим и слышим вокруг себя, начиная от полета пчелы вокруг цветка, и заканчивая созданием миров во Вселенной. Ибо истинная любовь потому и лежит в основе Мироздания, что является бескорыстным и добровольным даянием, а не эгоистическим стремлением к обладанию.
Однако истинная любовь извращается невежественным человечеством до неузнаваемости, приобретая подчас отвратительные качества, разлагающие человеческую нравственность и духовность. Это негативно сказывается на всей сокровенной природе как самого человека, так и окружающего мира. Данное обстоятельство тормозит эволюцию социума, но большая часть человечества не понимает этого, принимая разнузданность своих телесных вожделений за выражение подлинной любви и свободы. Однако эта разнузданность есть самая настоящая рабская зависимость человека от потребностей его низшей природы.
Однако сложность преодоления ветхого человека в себе как раз и состоит в том, что борьба со своими недостатками и пороками невероятно усложняется, поскольку они часто остаются невидимыми для их обладателя именно в силу их привычности. Поэтому собственные недостатки являются самыми опасными врагами человека, а борьба с ними должна быть неутомимой и постоянной.
Необходимость духовного преображения человека является все более настоятельным фактом, поскольку без развития сознания человека дальнейшее его существование становится бессмысленным, а потому и невозможным. Это связано с тем, что человек всеми своими нитями связан не только с Вселенной, но и с Землей, которая является частью Мироздания. Поэтому, попирая Законы Космоса, человек задерживает и эволюцию собственного духа, и эволюцию самой планеты, на которой живет. В этой связи в «Гранях Агни Йоги» сказано: «Человек есть трансформатор для Земли энергий земных и энергий Космических в формы, идущие на построение плотных и тонких тел нашей планеты. Старое вечно преображается в новое, более высокое и более утонченное. Человек служит преображению Земли. <...> Микрокосм человеческий есть этот трансформатор огненный.» [5, 179]. И еще: «Роль и значение человечества в жизни Земли велики. Человек для планеты есть посредник между Землею и Небом» [5, 184-185].
Таким образом, человек, будучи посредником между Землей и Небом, не может избежать ответственности за свою планету. Более того, каждый человек, какое бы скромное место он ни занимал на Земле, может внести свою посильную лепту в процесс эволюционного развития социума. Ибо преодолевая собственный эгоизм и самость и утверждая в себе бескорыстие и любовь ко всему сущему, индивид сможет не только трансформировать свою внутреннюю духовную структуру, но и благотворно влиять на окружающий мир.
Поэтому эта духовно-энергетическая взаимосвязь человека и Космоса позволяет и нам, подобно философам русского космизма, с несломимой верой, надеждой и оптимизмом смотреть в будущее человечества, которое проснется от своего многовекового сна и вернется к своей изначальной духовности. И хотя процесс духовного «просыпания» человечества идет крайне медленно, тем не менее, будущее человеческого общества видится сияющим своей духовной красотой, любовью ко всему сущему и вселенской гармонией.
Ведь не случайно же было сказано: «Народ воспрянет духом. Существо чуда просто:
Любовь - чудо, красота - чудо» [6, 8 декабря, 1922].
Таким образом, философская система Живой Этики, будучи продолжением философии русского космизма, вывела понятие любви на совершенно иной, космический уровень, показав человеку реальные перспективы эволюционного развития его духовной природы. При этом и философия русского космизма, и Живая Этика, переданная России, предназначались не только для России и многочисленных народов, ее населяющих, а для всего мира в целом, для всего человечества, живущего на нашей прекрасной планете.
Список литературы /References
1. Шпенглер О. Закат Европы. М.: Мысль, 1993.
2. Фёдоров Н.Ф. Философия общего дела. М.: Эксмо, 2008.
3. Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере // Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М.: Айрис-пресс, 2009.
4. Грани Агни Йоги. 1953 г. Ч. I. Новосибирск: Предприятие «Алгим», 2012.
5. Грани Агни Йоги. 1954 г. Новосибирск: Предприятие «Алгим», 2011.
6. Учение Живой Этики. Листы Сада Мории. Кн. 1: Зов.