Научная статья на тему 'Идея прав человека как социальная проблема в программатике либеральных политических партий начала ХХ века'

Идея прав человека как социальная проблема в программатике либеральных политических партий начала ХХ века Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
361
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Казачество
ВАК
Ключевые слова
РОССИЙСКИЙ ЛИБЕРАЛИЗМ / ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА / ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО / КАДЕТЫ / RUSSIAN LIBERALISM / HUMAN RIGHTS AND FREEDOMS / THE RIGHT TO VOTE / CADETS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Заболотских А. С.

В статье рассмотрены подходы российских либералов и их политических организаций начала ХХ века к проблеме прав человека, а также проанализированы причины, по которым права человека, как западная политико-правовая концепция, не были реализованы в Российской империи. Отражены как общие представления членов либеральной общественности о гражданских правах и свободах, так и разногласия, возникшие среди них в оценке некоторых вопросов (в частности избирательное право). Автором сделан вывод, что либеральные политические партии оказались не в состоянии эффективно воздействовать на большую часть населения страны при реализации своих замыслов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Идея прав человека как социальная проблема в программатике либеральных политических партий начала ХХ века»

Заболотских А.С.

соискатель кафедры истории российской государственности ФГБОУ ВО

РАНХиГС при Президенте РФ

Идея прав человека как социальная проблема в программатике либеральных политических партий начала ХХ века

Проблема соблюдения прав человека в дореволюционной России является одной из актуальных тем в отечественной гуманитарной науке. С одной стороны, парадоксальными кажутся в принципе слова о правах отдельной личности в условиях абсолютной монархии, когда само понятие «гражданин» отсутствовало в политическом лексиконе государства, заменяясь понятием «подданный». Но с другой - в начале XX века в Российской империи возникли политические партии, в программах некоторых из которых содержались гарантии прав человека и требования по их соблюдению. Этот факт ставит перед исследователем серьезную задачу осмысления соотношения дореволюционных государственно-политических реалий с возможностью адаптации концепции прав человека к сословному общественно-политическому устройству. При этом следует учитывать, что сами представители власти утверждали, в частности премьер-министр П.А.Столыпин, что соблюдение прав человека - необходимое условие успешного развития российской государственности: «Обязанность правительства, святая обязанность ограждать спокойствие и законность, свободу не только труда, но и свободу жизни, и все меры, принимаемые в этом направлении, знаменуют не реакцию, а порядок, необходимый для развития самых широких реформ».1 Можно вспомнить и слова С.Ю.Витте, обращенные им к Николаю II в 1905 г.: «Человек всегда стремится к свободе. Человек культурный - к свободе и праву: к свободе, регулируемой правом и правом обеспечиваемой».2 В данной статье нами будет предпринята попытка выявления подходов российских либералов и их политических организаций начала прошлого столетия к проблеме прав человека и анализа причин, по которым права человека, как западная

1 Столыпин П.А. «Нам нужна великая Россия...». Полное собрание речей в Государственной думе и Государственном совете. 1906-1911. - М.: Молодая гвардия, 1991. С. 41

2 Витте С.Ю. Записка С.Ю.Витте о необходимости политических реформ, представленная Николаю II 9 октября 1905 г.// Сергей Юльевич Витте. Хроника. Документы. Воспоминания. /Подгот.к изд. Л.Е.Шепелев. СПб.: Изд. «Лики России»,1999. С. 185

. политико-правовая концепция, не смогли быть реализованы в Российской империи.

Следует отметить, что либеральные демократы начала XX века опирались в своих воззрениях на опыт предыдущего поколения русских либералов. Так, уже в 1837 г. либерально настроенный В.Г.Белинский писал, что «право народное должно выходить из права человеческого».3 Он придерживался классических воззрений, согласно которым права каждого отдельного человека должны стать основой общегражданских прав, без чего невозможно построение правового государства. Позже и для Б.Н.Чичерина «первоначальной ячейкой общества» являлся «конкретный человек с его стремлениями и интересами»4 Б.Н..ичерин полагал, что «все достоинство человека основано на свободе; на ней зиждутся права человеческой личности».5 В целом мы можем говорить о том, в теоретическом аспекте к началу XX века, то есть к моменту возникновения в Российской империи партийной системы, проблема прав человека была разработана в достаточной мере. Помимо работ вышеперечисленных авторов, она нашла свое отражение в юридических трудах таких известных дореволюционных исследователей и практиков в области юриспруденции, как М.М.Ковалевский, С.А.Муромцев, Б.А.Кистяковский и другие. Тем не менее, следует отметить, что начало XX века стало временем дальнейшей активной разработки концепции прав и свобод человека. По верному замечанию В.В.Леонтовича, для данного периода общим в общественно-политической мысли являлась тенденция, направленная на раскрепощение личности, признание принципиальной важности человеческого фактора в общественном развитии.6 Более того, что именно в этот период «критерием прогрессивности общественного развития выступает... примат неотъемлемых прав человека в сочетании с общегосударственным правом, которое признавалось существующим лишь при условии свободы личности».7 При этом российские либералы в этот период начали ори-

3 Письмо к Д.П. Иванову. 7 августа 1837 г. // Белинский В.Г. Избранные философские сочинения. Рипол Классик, 2013. С. 96.

4 Кокорев А. С. Вестник Тамбовского государственного технического университета. 2003. Выпуск № 4. Том 9. С. 795.

5 Чичерин Б.Н. Собственность и государство / подготовка текста, вступ. ст. и коммент. И.И. Евлампиева. - С-Пб.: РХГА, 2005.

6 Леонтович, В.В. История либерализма в России. 1762-1914. М.: Русский путь. Полиграфресурсы, 1995. С. 170

7 Аронов Д.В. Законотворческая деятельность российских либералов в Государственной думе (1906-1917 гг.): научное издание, монография / Аронов Д.В. М.: Издательская группа «Юрист», 2005. С. 99

ентироваться именно на идею прав и свобод человека, реализу- . емые при помощи государства, так как в предыдущий период данная проблема во много рассматривалась в «метафизическом» ключе, скорее теоретически, нежели в прикладном аспекте.

Как известно, Манифест 17 октября 1905 г. устанавливал «даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов».8 Уже в этом перечне мы можем видеть весь основной набор «прав человека» в их гражданском аспекте, которые, по мысли русских либералов должны были впоследствии быть зафиксированы и в основном законе Российской империи. Так, П.Н.Милюков отмечал по этому поводу: «Первый камень русской конституции был заложен Манифестом 17 октября».9

Очевидно, что главной демократической партией Российской империи начала прошлого столетия была Конституционно-демократическая партия, программа которой являла собой пример наиболее прогрессивного взгляда на государственное устройство страны. Уже в первом пункте программы кадетов «Основные права гражданина» объявлялось, что «Все российские граждане, без различия пола, вероисповедания и национальности, равны перед законом».10 Кроме этого, всем гражданам согласно программе должны было быть гарантированы такие свободы, как: свобода совести и вероисповедания, свобода высказывать свои мысли, свобода собраний, свобода организации партий и союзов, свобода передвижения, свобода культурного самоопределения - то есть все то, что в демократических государствах того периода вкладывалось в понятие «прав человека».

Как замечает отечественный исследователь В.Н.Фомин, «в условиях системного кризиса начала XX века российские либералы особое внимание уделяли обеспечению социально-экономических прав и свобод граждан», так как именно на «этой основе они рассчитывали избежать социальной ре-

8 Высочайший Манифест от 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка» // Законодательные акты переходного времени. 1904- 1908 гг.: Сборник законов, манифестов, указов Правительствующему Сенату, рескриптов и положений комитета министров, относящихся к преобразованию государственного строя России, с приложением алфавитного предметного указателя.- Изд. 3-е, пересм. и доп. по I сентября 1908 года / Под ред. пр.-доц. Н.И.Лазаревского.- СПб.: Юрид. кн. склад «Право», 1909.- С. 150-151.

9 Милюков П. Н. Год борьбы. Публицистическая хроника 1905 - 1906. СПб. 1907. С. 150

10 Программа Конституционно-демократической партии // Полный сборник платформ всех русских политических партий. С приложением высочайшего манифеста 17 октября 1905 г. и всеподданейшего доклада графа Витте. Издание второе «ННШ». Спб., 1906 г. С. 56 '

. волюции и обеспечить прогресс общества».11 Данное высказывание представляется несколько спорным, так как, на наш взгляд, демократические завоевания все же были для кадетов, скорее, целью, нежели средством. И, более того, именно это и стало во многом причиной кризиса либеральных идей в России в рассматриваемый период,

Стоит отметить, что именно принцип свободы личности для кадетов являлся основополагающим: «Базовым принципом, пронизывающим всю систему либеральной общественно-политической деятельности в области прав и свобод человека, был принцип верховенства прав личности, защищенный комплексом законодательных актов. Они с одной стороны, гарантировали индивиду объем политических прав на уровне передовых достижений науки, а с другой, устанавливали четкую систему норм, ограждавшую общество от злоупотребления правами и свободами».12

Так, видный кадет С.А.Котляревский писал: «Сохранение индивидуальности есть само по себе одна из самых жизненных задач общего интереса, преследуемых государством, ибо лишь через такую охрану лежит путь к поднятию личной год-ности».13 Безусловно, принципы свободы личности, как необходимого элемента любых преобразований и демократического развития государства, отстаивал и лидер кадетов П.Н.Милюков. Как верно отмечает А.Н.Попова, важное влияние на П.Н.Милюкова оказали теории английских и французских просветителей, в первую очередь Ж.-Ж. Руссо и Дж.Локка. Вслед за ними он полагал, что государство должно не только признавать естественные права личности, но и защищать их. Основной же идеей П.Н.Милюкова было осуществление свободы личности.14 На наш взгляд, практически все социально-экономические и политические процессы рассматривались кадетами сквозь призму обеспечения свободы личности. Так, к приме-

11 Фомин В.М. Права и свободы человека в программных документах основных политических партий и движений России в начале XX в // Европа: актуальные проблемы этнокультуры: материалы Междунар. науч.-теорит. конф., Минск, 28 апр. 2010 г. -Минск: БГПУ. - С.193-194

12 См.: Золотухина Е. К. Права и свободы человека в партийно-политической деятельности российских либералов в 1905-1917 гг. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Орел. 2010

13 Котляревский С. А. Избранные труды / С. А. Котляревский; [сост., автор вступ. ст., коммент. К. А. Соловьев]. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. С. 616

14 Попова А.Н. Политико-правовые взгляды П.Н. Милюкова. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М. 2004

ру, С.А.Котляревский, рассуждая о самоопределении народов . и формировании новых местных органов управления, писал: «Но надо помнить, конечно, что самоопределение не исчерпывается актом избрания народных представителей; пределы его зависят и от самостоятельности местных учреждений в данной стране, и от обеспечения прав и свободы личности, и от положения судебной власти. Это есть сумма, которая составляется из многих и разнородных слагаемых».15

Следует отметить, что наряду с кадетами, необходимость введения и обеспечения реальной свободы личности декларировали и другие политические партии демократической направленности начала ХХ века. Так, об этом заявлял Демократический союз конституционалистов16, Прогрессивно-экономическая партия17, Партия свободомыслящих18, Умеренно-прогрессивная партия19, Радикальная партия20.

Как отмечает отечественный исследователь О.А.Харусь, «сохраняя верность отечественной гуманистической традиции, российские либералы связывали перспективы интеграции на новом этапе с высоким нравственным потенциалом гражданского общества».21 При этом, «в либеральной мысли России начала ХХ века гражданское общество понималось как совокупность организованных субъектов, складывавшаяся из деятельности отдельных индивидов, обладающих гражданскими

15 Котляревский С. А. Избранные труды / С. А. Котляревский; [сост., автор вступ. ст., коммент. К. А. Соловьев]. — М. : Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. С. 84

16 Программа Демократического союза конституционалистов // Полный сборник платформ всех русских политических партий. С приложением высочайшего манифеста 17 октября 1905 г. и всеподданейшего доклада графа Витте. Издание второе «ННШ». Спб., 1906 г. С. 67-68

17 Программа Прогрессивно-экономической партии // Полный сборник платформ всех русских политических партий. С приложением высочайшего манифеста 17 октября 1905 г. и всеподданейшего доклада графа Витте. Издание второе «ННШ». Спб., 1906 г. С. 81

18 Программа Партии свободомыслящих // Полный сборник платформ всех русских политических партий. С приложением высочайшего манифеста 17 октября 1905 г. и всеподданейшего доклада графа Витте. Издание второе «ННШ». Спб., 1906 г. С. 30

19 Программа Умеренно-прогрессивной партии // Полный сборник платформ всех русских политических партий. С приложением высочайшего манифеста 17 октября 1905 г. и всеподданейшего доклада графа Витте. Издание второе «ННШ». Спб., 1906 г. С. 74-75

20 Программа Радикальной партии // Полный сборник платформ всех русских политических партий. С приложением высочайшего манифеста 17 октября 1905 г. и всеподданейшего доклада графа Витте. Издание второе «ННШ». Спб., 1906 г. С. 27

21 Харусь О.А. Проблемы формирования гражданского общества в либеральном дискурсе России начала ХХ в. (из интеллектуального наследия профессоров Томского университета) // Вестник томского государственного университета.

2011. № 3 (15). С. 22 '

правами и свободами, а также из взаимодействия организованных групп, объединений, учреждений, органов местного самоуправления и других общественных формирований».22 Можно ли говорить о явном единстве в либеральном лагере по вопросам обеспечения гражданских прав, прав и свобод личности? С одной стороны - да. Так, в период обсуждения проекта конституции (1905-1906 гг.), Земские съезды приняли две резолюции, в которых высказались за введение основных гражданских прав (свободу слова, свободу передвижения, свободу собраний, свободу вероисповедания) и за демократизацию избирательного закона».23 Российский исследователь С.А.Никольский прямо называет решения этих съездов «первой публичной декларацией прав человека в истории России».24

Несмотря на то, что базовые программные документы демонстрируют единство подходов либералов, тем не менее, между ними возникали и разногласия, касавшиеся частных вопросов. Так, документы свидетельствуют, что, крайне спорным был вопрос об избирательном праве как части личных прав граждан. Если кадеты настаивали, что избирательное право является необходимым условием реальной свободы гражданина, то другие демократические партии полагали, что избирательное право не обязательно должно быть частью комплекса личных прав, ограничивая тем самым политическую свободу личности (в частности, женщин).25

При этом следует отметить и тот факт, что и кадеты не говорили об абсолютной свободе в либеральной трактовке этого понятия. Первенство все равно оставалось в их модели за государством. Так, член ЦК партии кадетов П.И.Новгородцев отмечал: «Необходимость общности и единства ... должна ... искать своего воплощения в какой-либо единой центральной власти, в какой-либо общей государственной организации, противопоставленной множественности и противоречиям

22 Вострикова В. В. Либеральная концепция формирования гражданского общества в России: от теории к практике (конец XIX - начало ХХ в.) // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2011. Выпуск № 2. том 4. С. 39

23 Притченко Е.Г. Становление либерализма в России в условиях трансформации социальной системы (XIX - начало XX вв.) // Социальные и экономические системы. 2010. №2 (20). С. 102

24 Никольский С.А. Реформаторские идеи в социальном развитии России. М. 1998. С. 140

25 См., например: Партия демократических реформ, мирного обновления, прогрессистов. 1906-1916 гг. Документы и материалы. - М., 2002. С. 38

-тег

союзов. Иначе ... общественная жизнь превратится в состя- . зание частных сил, утративших для своего примирения объединяющую почву права и мощную поддержку государства».26 Как известно, либералы так и не смогли добиться единства в своих рядах. Как отмечает А.В.Петров, «русский либерализм, идейно и организационно оформившийся в конце XIX - начале XX вв., так и не сумел стать основой политического и правового реформирования абсолютизма, путем и средством его адаптации к буржуазному строю».27 В результате, идея прав человека так и осталась нереализованной мечтой русского либерализма, хотя программные документы либеральных партий содержали требования гарантий провозглашенных Манифестом 17 октября 1905 г. свобод, а в ряде случаев требовали их расширения. Но, сложно не согласиться с мнением о том, что «после Революции 1905 г. социокультурная реальность и «гражданское общество» резко разошлись: либеральные политические партии оказались не в состоянии унифицированно воздействовать на большую часть населения страны, а радикальные партии в 1917 году использовали население в своих целях».28 Таким образом, мы можем утверждать, что идеи либеральных демократов не были услышаны и поняты широкими слоями российского общества, которые требовали не внедрения в политическую практику абстрактных для них представлений о правах человека, а реального улучшения своего социального и экономического положения.

Политическая ситуация, сложившаяся в Российской империи в начале XX века, представляла собой сложное переплетение различных позиций, которые сосуществовали в реалиях абсолютной монархии, не желавшей ограничивать себя в политическом плане. А права человека - это очевидный атрибут демократии, которая для российской монархии была невозможна, и которой она противопоставляла совсем другие концепции, наиболее известной из которых на тот период стала возрожденная к жизни уваровская триада «Православие. Самодержавие. Народность».

26 Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М.: Пресса, 1991. С. 465

27 Петров А. В. Эволюция идей о правах человека в Российской Империи, XVIII - начало XX вв. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Волгоград, 2003. С. 14.

28 Королев Б.И. Элементы гражданского общества в России в условиях политического кризиса начала ХХ века // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2014. № 3-2. С. 103

Список литературы:

1. Аронов Д.В. Законотворческая деятельность российских либералов в Государственной думе (1906-1917 гг.): научное издание, монография / Аронов Д.В. М.: Издательская группа «Юрист», 2005.

2. Витте С.Ю. Записка С.Ю. Витте о необходимости политических реформ, представленная Николаю II 9 октября 1905 г.// Сергей Юльевич Витте. Хроника. Документы. Воспоминания. /Подгот.к изд. Л.Е.Шепелев. СПб.: Изд. «Лики России»,1999.

3. Вострикова В.В. Либеральная концепция формирования гражданского общества в России: от теории к практике (конец XIX - начало ХХ в.) // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2011. Выпуск № 2. том 4.

4. Высочайший Манифест от 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка» // Законодательные акты переходного времени. 1904- 1908 гг.: Сборник законов, манифестов, указов Правительствующему Сенату, рескриптов и положений комитета министров, относящихся к преобразованию государственного строя России, с приложением алфавитного предметного указателя.- Изд. 3-е, пересм. и доп. по I сентября 1908 года / Под ред. пр.-доц. Н.И.Лазаревского.- СПб.: Юрид. кн. склад «Право», 1909.

5. Золотухина Е. К. Права и свободы человека в партийно-политической деятельности российских либералов в 1905-1917 гг. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Орел. 2010.

6. Кокорев А.С. Вестник Тамбовского государственного технического университета. 2003. Выпуск № 4. Том 9.

7. Королев Б.И. Элементы гражданского общества в России в условиях политического кризиса начала ХХ века // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2014. № 3-2.

8. Котляревский С.А. Избранные труды. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010.

9. Леонтович В.В. История либерализма в России. 1762-1914. М.: Русский путь. По-лиграфресурсы, 1995.

10. Милюков П. Н. Год борьбы. Публицистическая хроника 1905 - 1906. СПб. 1907.

11. Никольский С.А. Реформаторские идеи в социальном развитии России. М. 1998.

12. Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М.: Пресса, 1991.

13. Партия демократических реформ, мирного обновления, прогрессистов. 19061916 гг. Документы и материалы. - М., 2002.

14. Петров А.В. Эволюция идей о правах человека в Российской Империи, XVIII -начало XX вв. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Волгоград, 2003.

15. Письмо к Д.П.Иванову. 7 августа 1837 г. // Белинский В.Г. Избранные философские сочинения. Рипол Классик, 2013.

16. Попова А.Н. Политико-правовые взгляды П.Н. Милюкова. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М. 2004.

17. Притченко Е.Г. Становление либерализма в России в условиях трансформации социальной системы (XIX - начало XX вв.) // Социальные и экономические системы. 2010. №2 (20).

18. Программа Демократического союза конституционалистов // Полный сборник платформ всех русских политических партий. С приложением высочайшего манифеста 17 октября 1905 г. и всеподданейшего доклада графа Витте. Издание второе «ННШ». Спб., 1906.

19. Программа Конституционно-демократической партии // Полный сборник платформ всех русских политических партий. С приложением высочайшего манифеста 17 октября 1905 г. и всеподданейшего доклада графа Витте. Издание второе «ННШ». Спб., 1906 г.

20. Программа Партии свободомыслящих // Полный сборник платформ всех русских политических партий. С приложением высочайшего манифеста 17 октября 1905 г. и всеподданейшего доклада графа Витте. Издание второе «ННШ». Спб., 1906.

21. Программа Прогрессивно-экономической партии // Полный сборник платформ всех русских политических партий. С приложением высочайшего манифеста 17 октября 1905 г. и всеподданейшего доклада графа Витте. Издание второе «ННШ». Спб., 1906.

22. Программа Радикальной партии // Полный сборник платформ всех русских политических партий. С приложением высочайшего манифеста 17 октября 1905 г. и всеподданейшего доклада графа Витте. Издание второе «ННШ». Спб., 1906.

23. Программа Умеренно-прогрессивной партии // Полный сборник платформ всех русских политических партий. С приложением высочайшего манифеста 17 октября 1905 г. и всеподданейшего доклада графа Витте. Издание второе «ННШ». Спб., 1906.

24. Рябова Е.Л., Щупленков О.В Основы казачьей культуры. Учебное пособие. /

Международный издательский центр «Этносоциум», Москва. 2015.

Bibliography

1. Aronov D.V. Legislative activity of Russian liberals in the Duma (1906-1917 gg.): Scientific publication, Monograph / D.V. Aronov M.: Publishing Group "Lawyer", 2005.

2. Witte S.Y., Note S.Y. Witte about the need for political reform, presented to Nicholas II October 9th, 1905 g .// Sergei Witte. Chronicle. Documentation. Memories. /Podgot.k Ed. L.E.Shepelev. SPb.: Publishing. "Faces of Russia" in 1999.

3. Vostrikov V.V. The liberal conception of the formation of civil society in Russia: from theory to practice (the end of XIX - early XX century.) // Bulletin of Leningrad State University. A.S. Pushkin. 2011. 2. Issue number is 4.

4. Highest Manifesto of October 17, 1905 "On improvement of public order" // Legislation transitional period. 1904- 1908 gg .: Collection of Laws, manifestos, edicts to the Senate, rescripts and the provisions of the Ministerial Committee relating to the transformation of the political system in Russia, with the application of alphabetical subject ukazatelya.- Ed. 3rd, rev. and ext. September I 1908 / Ed. etc.-Assoc. N.I. Lazarevskogo.- SPb.: jurid. Vol. warehouse "right" 1909.

5. Zolotukhin E.K. Human rights and freedoms in party political activities of Russian liberals in 1905-1917. Abstract of dissertation for the degree of candidate of historical sciences. Eagle. 2010.

6. Kokorev A.S. Journal of Tambov State Technical University. 2003 Issue number 4. Volume 9.

7. Queens B.I. Elements of civil society in Russia in terms of the political crisis of the early twentieth century // Bulletin of the Nizhny Novgorod University. N.I. Lobachevsky. 2014. № 3-2.

8. Kotlyarevsky S.A. Selected works. M .: Russian Political Encyclopedia (ROSSPEN), 2010.

9. Leontovich V.V. The history of liberalism in Russia. 1762-1914. M.: Russian way. Poligrafresursy 1995.

10. Milyukov P.N. Year struggle. Journalistic chronicle of 1905 - 1906. St. Petersburg. 1907.

11. Nicholas S.A. Reformist ideas in the social development of Russia. M. 1998.

12. Novgorodtsev P.I. On the social ideals. M.: Press, 1991.

13. The Party of Democratic Reforms, peaceful updates progressives. 1906-1916 gg. Documents and materials. - M., 2002.

14. Petrov A.V. The evolution of ideas on human rights in the Russian Empire, XVIII -beginning of XX centuries. Abstract of dissertation for the degree of Candidate of Legal Sciences. Volgograd 2003.

15. Letter to D.P. Ivanovu. August 7, 1837 // V.G. Belinsky Selected philosophical writings. Ripol Klassik 2013.

16. Popov A.N. Political and legal views of P.N. Miliukov. Abstract of dissertation for the degree of Candidate of Legal Sciences. M. 2004.

17. Pritchenko E.G. Formation of liberalism in Russia in the conditions of transformation of the social system (XIX - early XX centuries.) // The social and economic system. 2010. №2 (20).

18. The program of the Democratic Union constitutionalists // complete collection platforms of all Russian political parties. With the application of the highest Manifesto of October 17 1905, and the most loyal of Count Witte report. the second "NNSH" edition. Spb., 1906.

19. The program of the Constitutional Democratic Party // complete collection platforms of all Russian political parties. With the application of the highest Manifesto of October 17 1905, and the most loyal of Count Witte report. the second "NNSH" edition. Spb., 1906

20. The program of the Party of Freethinkers // complete collection platforms of all Russian political parties. With the application of the highest Manifesto of October 17 1905, and the most loyal of Count Witte report. the second "NNSH" edition. Spb., 1906.

21. The program of the Progressive Party's economic platform // complete collection of all Russian political parties. With the application of the highest Manifesto of October 17 1905, and the most loyal of Count Witte report. the second "NNSH" edition. Spb., 1906.

22. The program of the Radical Party // complete collection platforms of all Russian political parties. With the application of the highest Manifesto of October 17 1905, and the most loyal of Count Witte report. the second "NNSH" edition. Spb., 1906.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23. Program Moderate Progressive Party // complete collection platforms of all Russian political parties. With the application of the highest Manifesto of October 17 1905, and the most loyal of Count Witte report. the second "NNSH" edition. Spb., 1906.

24. Suzdaleva T.R. Migration policy: the practice of the XXI century. / Council on International Relations under the Russian President. International Publishing Center «Etnosotsium», Moscow. 2015. .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.