В. В. Горшкова (Санкт-Петербург), доктор педагогических наук, профессор
ИДЕЯ ОНТОЛОГИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ В МЕТОДОЛОГИИ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
ИССЛЕДОВАНИЙ
Современное научное познание, для которого характерен высокий уровень абстрактности, порождает ряд онтологических проблем, связанных с адекватной интерпретацией теоретических понятий и обоснованием теоретического фундамента новых направлений и методологических подходов (например: квантовая механика, космология, кибернетика, системный подход — 70-90 гг. XX века; биогенетика, синергетика, сетевая информатизация, виртуальная метасистема — начало XXI в.)
Онтологическая интеграция — всеобъемлющее, междисциплинарное, системное, синергий-но-бытийное понятие. В такой атрибутике оно претендует на метакатегорию, являющуюся одновременно феноменом, процессом, результатом, новой интеграцией на более высоком и иначе интегрированном уровне ее осмысления и реализации.
Сегодня методологи утверждают, что культура начинается с запрета.
С позиций образования и воспитания ребенок вырастает и развивается как подлинный субъект только в условиях проявления собственной активности, в условиях делания того, что как будто запрещено взрослыми. С позиций управления конструктивная деятельность руководителя «опираться может только на то, что сопротивляется». Продуцируется своеобразная концепция запрета, организованного препятствия, возникающего противоречия и стремления преодолеть все это. Скорее всего, в современной культуре создается некий новый концепт онтологической интеграции объектных и субъектных преобразований, который уже будет находиться за пределами гуманистической парадигмы. Это методологическое умозаключение базируется на утверждении теоретиков о том, что гуманистическая методология познания, являясь переходной формой, готовящей человека к более высоким уровням надличностной и трансчеловеческой методологии жизни, должна быть обращена скорее к миру вообще, чем к человеческим потребностям и интересам, должна быть выходя-
щей за пределы человеческой природы и идентичности человека, его форм самоактуализации.
В настоящий момент система образования и воспитания попадает в поле другого уровня онтологической интеграции и возникает необходимость в разработке новой методологии современных педагогических исследований.
Онтологическая интеграция рассматривается с разных методологических позиций: с позиций объектной реальности мира и с позиций субъектной сущности человека. Метаонтологическая интеграция рассматривается одновременно и би-фуркационно с позиций неотделимой соотнесенности мира и человека.
Онтологическая интеграция в современной методологии педагогических исследований раскрывает сущность учения о бытии, о пространстве образования и жизнедеятельности человека как образе бытия, фундаментальных принципах жизнеосуществления человека в концепции «быть, а не казаться».
Категории современных методологических исследований в педагогике имеют онтологическое содержание и одновременно выполняют ин-тегративную функцию: отражение мира и себя в мире; познание объективности мира и раскрытие в адекватности понимания человеком себя в мире; преобразование окружающего мира и рефлексивное преобразование человеком себя в мире; новое отражение мира и себя в усовершенствованном мире социума, культуры, бытия.
Значительно обогатит результаты научных исследований использование неклассических подходов, таких как: герменевтический, в основе которого лежит понимание, признанное способом человеческого бытия, одним из этапов рефлексии взрослого человека, его универсальной характеристикой, присущей любой человеческой деятельности; феноменологический, направленный на поиск смысла, который появляется на пересечении опыта различных взрослых людей, и позволяющий увидеть происходящее с позиций другого и его системы ценностей (и целей); си-нергетический, ориентирующийся на недопустимость отождествления рациональности с жестким знанием, требующим учета принятия кон-
текстности и многослойное™ мышления, допущения нелинейности, стохастичности, неоднозначности, необратимости самоорганизующейся системы по отношению к развитию человека и функционированию человеческого общества.
Научно-исследовательский контекст использования этих подходов предполагает реализацию принципа интеграции, который выполняет двойную функцию: базисного положения и основных способов его практического применения в образовательной реальности. На этой основе формируется внутренний интегратор развития человека как субъекта, что, в определенном смысле, влияет на развитие общества в целом.
Методология практической ценности онтоак-меологической интеграции в системе образования должна быть системно осознана в условиях современного общества и реального становления человека, активно преуспевающего, креативно одаренного, свободного в своей индивидуальной ответственности.
Методология онтологической интеграции имеет шансы превратиться в философию жизни, возможно, в заменитель религии (или своеобразную методологическую религию), систему ценностей и программу жизни для тех, для кого «не сила, а продолжительность высших ощущений создает высших людей» (Ф.Ницше). Без трансцендентального и надличностного человек, как правило, попадает во власть нигилизма, насилия, апатии, потери надежды. Нам нужно нечто «большее, чем мы сами», чтобы можно было служить ему в новом, со-бытийном, эмпирическом (не церковном) смысле (А.Маслоу). В связи с этим необходима онтологическая разработка не только «мира добра», но и гуманистически-надличностной «психологии зла», основанная не на осуждении зла, а на реальной расположенности и потенциальной любви к человеческой природе. Вполне возможно, что исследование негативных тенденций зла может показаться противоречащим основным идеям педагогики как гуманитарной науки.
Онтология событийной интеграции как одна из современных идей педагогических исследований базируется на уникальной, позиционной, живой общности, являющейся пространством душевного саморазвития субъектов образовательного процесса; на объединении субъектов образовательного процесса в контексте согласованных ценностей, смыслов и целей образования и бытия вообще; а также на внутреннем духовном единстве субъектов образовательного процесса, характеризующемся взаимным приятием, взаимопониманием, внутренней расположенностью друг к другу.
Как считают современные философы, в практике современной жизни крайне востребованы победители, а не побежденные, создатели, а не разрушители, «отцы, а не дети». В то же время становление человека подлинным, ответственным, свободным субъектом зачастую недооценивается современниками, не понимается опережающая прогрессивная роль этих людей для будущего. Поэтому следует теоретически и практически изучать подобное явление, вскрывать причины, лежащие в основе неспособности человека использовать свой негатив отношений в позитивно-конструктивном смысле. Системно-интеграционной составляющей в методологии новых педагогических исследований должен быть ант-ропо-субъектный децентризм как средство преодоления «страха взросления», игнорирования непознанного и выход на высшие онтологические уровни Бытия.
Онтологическая интеграция предполагает соотношение диаметрально противоположных, иногда взаимоисключающих сущностей. В условиях современности все чаще отмечается, что человек, являясь сложнейшей субстанцией, представляет собой одновременно нечто сложное, противоречивое, взаимоисключающее. В культурно-историческом контексте отображается человек как «мера всех вещей» (Протагор), как то, что «звучит гордо» (М.Горький), и то, что человек является «величайшей скотиной в мире» (В.Ключевский). Когда мы говорим, что человек есть высшая ценность, это принимается как неоспоримый методологический постулат. Однако в реальности он выступает как представитель двух начал: добра и зла. Если человек, являясь носителем и источником интеграционного начала, не только теоретически, но и практически признает за собой эту интеграцию высокого и низкого, тогда он приходит к естественной необходимости не заявлять о себе как о высшей ценности, а если уж и заявлять, то со значительной долей иронии, сомнения и скепсиса. Оттого, что во всех исследованиях гуманистической парадигмы мы будем называть человека высшей ценностью, он ценнее не станет. Чем больше будут постулировать, что человек — высшая ценность, тем меньше у него останется шансов сохранить в себе эту человеческую самоценность. Фундаментальным предметом исследования с позиций онтологической методологии будет, скорее, являться не сам человек, а то, что его сопровождает: ценности, смыслы, отношения, качества, свойства, проявления, устремления и т.п.
В исследованиях чаще всего изучаются чело-векоцентристские идеи с позитивной направленностью, значительно меньше исследуются причины проявления человеческого зла, одновремен-
В.В. Горшкова. Идея онтологической интеграции в методологии современных педагогических исследований
но существующего с добром, что детерминирует состояние современного общества с его разрушительными кризисными тенденциями. Если бы человек помнил о том, что он действительно «скотина», то он, скорее всего, перестал бы ею быть.
В современной образовательной системе доминируют факторы дегуманизирующего воздействия на сознание и бытие человека, активно сопровождающиеся утвердившейся технократической парадигмой образования.
В условиях продолжающегося жесткого управления системой образования со стороны государства, формального осуществления модернизации российского образования, учитывающего только односторонние эффекты внешней целесообразности, а также исторически сохраняющегося и ментально превалирующего в общественном сознании авторитарного стиля обучения, воспитания, управления возникает актуальная потребность поиска идей всесторонней интеграции с выходом на новое сущностное осознание ее онтологических начал.
Такое утверждение возникло потому, что с позиций философской рефлексии необходимо отойти от заклинания о том, что человек есть высшая цель и абсолютная ценность, и центрировать свое внимание на концепции интегратив-ного пространства как контекстного результата единства «событийной общности», «культуры повседневности» и разделенных смыслов различных концепций Бытия в контексте классических, неклассических, постклассических и философс-ко-педагогических подходов.
В структуре онтологической интеграции более пристально и реалистически может исследоваться феномен духовности как потребности и способности человека путем объединения внутренних усилий устанавливать и сохранять связь с над- и сверхчеловеческим пространством. В бытии последнего концентрируются все человеческие смыслы Универсума, Абсолютных идей, Высших ценностей и др. Так, онтологический смысл «благоговение перед жизнью» (А.Швейцер) определяется единственной возможностью придать своему бытию какой-либо смысл, чтобы поднять свое естественное отношение к миру до уровня духовного.
С одной стороны, духовность рассматривается как имманентный внутренний импульс, выход за пределы реального и субъектного, с другой — духовность как «высшая жизнь» в самом человеке интеграционно «объединяет границу самых больших пределов нашего знания с самыми большими пределами нашего незнания» (В.Казначеев).
В этом контексте приоткрывается и обнаруживается новый уровень интеграции, связанный с онтологией креативной жизни человека, его внутренней свободой выбора и свободой творчества, преодолевающий внешний, иституциаль-но-формализованный слой бытия.
Творческие способности человека есть эпифеномен их большей целостности и интегриро-ванности, который является обязательным условием самому человеку (ученому, художнику, учителю, государственному деятелю и др.) быть «интегратором», способным соединить воедино разные, в том числе противоположные, идеи, отношения, миры. Именно «интегрированное творчество» порождает великие произведения искусства и науки.
На языке синергетики бифуркационная точка интеграции хаоса и порядка заключается в неоднозначности и непредсказуемости решений: пойдет ли процесс в направлении разрушения и непоправимых потерь или он будет развиваться в сторону сохранения и приумножения лучшего, наращивания инновационно-созидательного? Так, в условиях всем известного Болонского соглашения, претендующего на создание единого европейского образовательного пространства, могут проявляться синергийные точки интеграции, которые необходимо предусмотреть с учетом двух сторон: России и Европы. В настоящий момент одни специалисты в области образовательной политики призывают к необходимости создания внутри России европейского образовательного пространства (внутренняя интеграция), другие считают целесообразным объединить различные культурно-образовательные пространства стран Европы с учетом сохранения уникальности каждой (единство в многообразии — внешняя интеграция).
Онтология синергетического подхода просматривается в интеграции порядка и хаоса, энтропии и стабильности, вероятностного и достигнутого. Выделяются циклические уровни интеграции от начального до акмеологического, находящиеся в непрерывном, двустороннем движении. Например, первый уровень интеграции может проявляться эклектично, плюралистично, подражательно, в виде хаоса; второй уровень интеграции можно охарактеризовать как поисковый, функционирующий, системный; третий уровень как контекстный, онтологический, универсальный. Логика интеграционной динамики в научно-педагогических исследованиях постулируется, как правило, от первого уровня до третьего. Вместе с тем, диалектика уровней достигается при переходе от низшего уровня к высшему через акмеологическую кульминацию.
Онтологическая интеграция как феномен, процесс, система, форма и способ деятельности рассматривается в условиях непрерывного образования и преобразования субъекта, помогая понять концепцию сверхчеловеческого. А субъект, в свою очередь, является носителем и источником создания этой интеграции. Без включения человека в эту логику не смогут актуализироваться условия достижения необходимого уровня интеграции, и сам человек не сможет пройти путь духовно-онтологического преобразования и изменения. Если «Бог умер» (Ф.Ницше), «Человек умер» (Фуко), «Автор умер» (Р.Барт), то Кто жив? Когда человек это поймет и примет для себя, найдет в себе (а значит, в окружающих) то, чем можно оживить эти три великие смерти, тогда начнется онтология возрождения самого человека, а точнее, духовно-воссоздающего и «сверхчеловеческого» начала в нем и в мире.
Напомним мысль Э.Фромма: «Сама принадлежность к человеческому роду делает человека таким бесчеловечным». С синергетической точки зрения следует раскрыть внутренний механизм развития и саморазвития человека, т.е. проникнуть, хотя бы мысленно, в его непосред-
ственно ненаблюдаемую сущность, которая всегда неоднозначно и противоречиво объяснялась философами и учеными.
Онтологическую интеграцию можно рассматривать как сущностное, глубинное понимание, культурную специфику, концептуальную точность и парадигмальную относительную непротиворечивость явлений человеческого Бытия и всего сущего в мире. Применительно к образованию человека интеграция подходов и принципов может рассматриваться с точки зрения общих методологических оснований и классифицироваться с двух позиций: позиции Человека и позиции Мира; позиции Объекта и позиции Субъекта, позиции «живого» (воссоздающего, экзистенциального) и позиции «мертвого» (наличного, готового, передаваемого) знания и т.д.
Взаимодействие субъектов есть результат интеграции не в утверждении каждого субъекта, а в том «духовном эфире» онтологической тональности, который образуется между мыслями, идеями и суждениями. Проникновение в эту онтологию или в пространство этой онтологии, создаваемое каждым (со-бытие), при одновременном отстранении от каждого дает возможность каждому субъекту интегрировать свое пространство развития.